Система земельного права
Система земельного права
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….….…….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……..…..………5
1.1. Понятие земельного
права………………………….…..….…….5
1.2. Сущность земельного права………………..…………..….…….8
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА………………………………….11
2.1. Общая часть…………………….……………………………….11
2.2. Особенная часть…………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Земля – один из
компонентов окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной
коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении
всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей
– ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения
доступа к другим природным объектам. Общественные отношения в области
использования и охраны земель регулирует наука – земельное право.
Земельное право –
это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая
представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм),
выражающих волю российского государства и направленную на регулирование
общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и
сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Под
земельным правом понимают также систему юридических норм, предназначенных для
регулирования земельных отношений. Система земельного права – это самостоятельное
направление правового регулирования, которое сформировалось в России в связи с
выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами
права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного
развития в самостоятельную категорию.
В
данной работе рассмотрена тема – «Система земельного права». Потребность исследования
выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время земельное право становится важнейшим
регулятором земельных правоотношений и затрагивает жизненные интересы граждан и
государства, при этом система земельного права отчетливо выражает все
особенности, присущие земельным отношениям, закрепляя соответствующие правила поведения
Цель работы – исследовать систему земельного права с точки зрения современного
законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в
работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать
понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного
законодательства Российской Федерации;
▬ изучить нормативно-правовую
базу земельного права в России;
▬ охарактеризовать с
теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской
Федерации (общая и особенная части);
▬ рассмотреть специфические
особенности системы земельного права Российской Федерации в современном
научно-правовом аспекте;
▬ подвести итоги
исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить
полученные материалы в контрольной работе.
Объектом исследования данной работы является земельное право,
как самостоятельная отрасль единой системы российского права. Предметом
исследования представленной работы выступает система земельного права.
Исследование
выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический
метод, метод анализа и синтеза; сравнительно-правовой метод, а также метод
обобщения полученных знаний по теме.
Теоретической
основой представленной работы выступили научные труды и учебные пособия таких
авторов, как С.А. Боголюбов, Л.В. Воробьева, И.А. Павловский, О.И. Кравцов,
М.В. Бархатов, И.О. Краснова., В.Х. Улюкаева и др. Также в данной работе были использованы
теоретические, аналитические и практические материалы следующих Интернет-ресурсов
- #"#">#"#">Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.,
#"#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1]
1) учет значения
земли, как основы жизни и деятельности человека, согласно которому
регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя
из представлений о земле, как о природном объекте, охраняемом в качестве
важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском и лесном хозяйстве, и основы осуществления
хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и
одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных
прав на землю;
2) приоритет охраны
земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в
сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого
имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей
осуществляются собственниками земельных участков свободно если это не наносит
ущерб окружающей среде;
3) приоритет
охраны жизни и здоровья человека, согласно ему - при осуществлении деятельности
по использованию и охране земель должны быть приняты решения и осуществлены
виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека
или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если
потребует больших затрат;
4) участие
граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся
их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные
организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании
и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты
хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия
в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство
судьбы земельных участков и связанных с ними объектов – то есть все прочно
связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за
исключением случаев установленных законом;
6) приоритет
сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий – то есть
изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда,
занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и
объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных
земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или
запрещается в порядке, установленном законами. Установление данного принципа не
должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность
использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется
за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель
по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель
определяется исходя из их прямой принадлежности к той или иной категории и
разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями
законодательства;
9) разграничение
государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации,
собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно
которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются
федеральными законами;
10)
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно
которому при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные,
экономические и иные факторы;
11) сочетание законных
интересов общества и граждан, согласно которому регулирование использования и
охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении
гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение
принадлежащей ему землей.
Земельное право
РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации,
как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения бывают
двух видов - отношения по использованию земель и отношения по охране земель. При
регулировании земельных отношений на территории Российской Федерации применяется
принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства
в части регулирования отношений по использованию земель, также применяется принцип
государственного регулирования приватизации земли.
1.2.
Сущность земельного права
Как уже было
сказано выше, земельное право – это совокупность правовых принципов и норм,
регулирующих общественные (так называемые земельные) отношения, связанные с
определением правового статуса и режима использования земельных участков. Земельное
право Российской Федерации по своей структуре состоит из трех элементов:
предмет земельного права, метод земельного права и система земельного права
(см. схему на рис. 1)..[2]
Рис. 1 –
Структура земельного права Российской Федерации
Предметом
земельного права Российской Федерации являются общественные отношения,
возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу
распределения, использования и охраны земель. Эти отношения регулируются
нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются
земельными правоотношениями. При этом государственное управление земельным
фондом Российской Федерации сочетается с широкой самостоятельностью остальных пользователей
земли.
Методы земельного
права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской
Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и
метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных нужд пользователям
производится на основании соответствующего решения (постановления) компетентного
государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли
или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение
или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового
акта – решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный
государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными
словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как
"власть" государства.[3]
Для
административно-правового (административного) метода регулирования земельных
правоотношений характерно проявление "власти и подчинения". Участники
таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения
предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так,
административным методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли
для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, и некоторые другие
отношения, например в области госконтроля за правильным использованием земель;
при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той
части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при
межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных
споров.
Важно, однако,
всегда иметь в виду, что административно-правовой метод регулирования распространяется
не на все виды земельных отношений в Российской Федерации. Так, на стадии
предоставления государственной земли в частное пользование может применяться
административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном
планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено
Земельное законодательство
Российской Федерации расширяет права всех землепользователей, запрещая
вмешательство в их хозяйственную деятельность, поэтому при регулировании
некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное
право Российской Федерации дает правомочие землепользователю (или управомочивает)
свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан
воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.
И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные
дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе
случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,
эрозией почв.[4]
Таким образом,
если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе
внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, то есть свободное
дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным
примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление
государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется
на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем
заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников
договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное
законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия,
который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.
Нормативно-правовой
базой (источниками) земельного права Российской Федерации являются –
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы
Российской Федерации, президентские указы, постановления Правительства Российской
Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации, нормативные постановления и решения
местных органов самоуправления в сфере земельных правоотношений в России.
2.
СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
2.1.
Общая часть
Система
земельного права – это совокупность правовых институтов, каждый из которых
состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения,
обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории
права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части
земельного права.
Общая часть системы
земельного права – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко
всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части
земельного права – институт права собственности на землю; институт государственного
управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на
землю.
Институт права
собственности на землю предусматривает, что в Российской Федерации земля может
находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Так,
согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ – собственностью граждан и юридических
лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные
гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ
к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть
предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением
участков, которые в соответствии с законами не могут находиться в частной собственности.[5]
Что касается иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, то они не могут
обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на
приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ и на
иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со
ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не
находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных
образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на
собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность
субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную
собственность) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона
РФ "О разграничении государственной собственности на землю".[6]
Муниципальная
собственность на землю – это земельные участки: которые признаны таковыми
федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной
собственности, на которые возникло при разграничении государственной
собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным
гражданским законодательством РФ. В собственность муниципальных образований
могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в государственной
собственности, в т.ч. за пределами границ муниципальных образований. В г.Москве
и г.Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при
разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право
муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче
земельных участков из собственности г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную
собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации
Государственное
управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий,
проводимых органами государственной власти Российской Федерации. Одним из таких
мероприятий является государственный мониторинг земель, который представляет
собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными
задачами, которые выполняет государственный мониторинг земель являются:
1) своевременное
выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и
выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных (вредных)
процессов;
2) информационное
обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного
земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций
государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в Российской
Федерации.
Еще одним методом
управления земельным фондом в Российской Федерации является землеустройство,
которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию
и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых
и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ
на местности (территориальное землеустройство), организации рационального
использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления
сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ).[7]
Наряду с
указанными мероприятиями по управлению земельным фондом в Российской Федерации
осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который
представляет собой систематизированный свод документированных сведений об
объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в
Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах
земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В
государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на
земельные участки.
Институт права
пользования землей предусматривает, что в Российской Федерации пользование
земельными участками может быть нескольких видов: постоянное (бессрочное)
пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ);
аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право ограниченного пользования чужим
земельным участком – сервитут (ст. 23 ЗК РФ); и безвозмездное срочное
пользование (ст. 24 ЗК РФ).
Институт охраны
прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами,
обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть
средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными
целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:
1) предотвращение
деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных
воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение
улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению,
захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной
деятельности.
В целях охраны
земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить соответствующие мероприятия по охране земель,
предусмотренные законодательством РФ
Контроль за
соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской
Федерации осуществляется на 4х уровнях:
1)
государственный земельный контроль – осуществляется специально уполномоченными
государственными органами (ст. 71 ЗК РФ);
2) муниципальный
земельный контроль - осуществляется органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);
3) общественный
земельный контроль - осуществляется органами территориального общественного
самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами
(ст. 72 ЗК РФ);
4)
производственный земельный контроль - осуществляется собственником земельного
участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе осуществления
хозяйственной деятельности на земельном участке
2.2.
Особенная часть
Общей части
системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть,
которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют
правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому
назначению – соответствующему признаку
Особенная часть
земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые
институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие
специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права,
которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно
предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного
порядка в Российской Федерации и правила их применения.
Виды земель
институтов правового режима Особенной части:[8]
1) Институт
земель сельскохозяйственного назначения - предусматривает особенности
регулирования использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, к
которым относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Институт земель
сельскохозяйственного назначения регулирует особенности использования земель
сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ) и сельскохозяйственных угодий
(ст. 79 ЗК РФ); создание и управление фондом перераспределения земель (ст. 80
ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства,
гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного
строительства (ст. 81 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного
назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным
кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим
организациям, религиозным организациям, казачьим обществам научно-исследовательским
организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля,
общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 82 ЗК РФ).
2) Институт
земель поселений – предусматривает особенности регулирования использования и
охраны земель поселений, к которым относятся земли, используемые и
предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и
отделенные их чертой от земель других категорий. Институт земель поселений
регулирует порядок и правила использования земель поселений (ст. 83 ЗК РФ);
порядок установления черты городских и сельских поселений (ст. 84 ЗК РФ); состав
земель поселений и зонирование территорий (ст. 85 ЗК РФ); а также состав
пригородных зон (ст. 86 ЗК РФ).
3) Институт
земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли иного специального назначения – предусматривает
особенности правового регулирования использования и охраны земель всех указанных
категорий. Данный институт регламентирует состав земель промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель
для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель
иного специального назначения (ст. 87 ЗК РФ); особенности использования и
охраны: земель промышленности (ст. 88 ЗК РФ), земель энергетики (ст. 89 ЗК РФ);
земель транспорта (ст. 90 ЗК РФ); земель связи, радиовещания, телевидения,
информатики (ст. 91 ЗК РФ); земель для обеспечения космической деятельности
(ст. 92 ЗК РФ), земель обороны и безопасности (ст. 93 ЗК РФ).
4) Институт
земель особо охраняемых территорий и объектов - предусматривает особенности
регулирования использования и охраны земель, особо охраняемых территорий и
объектов, к которым относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное,
историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное
значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или
решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного
использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Институт земель особо охраняемых территорий и объектов регулирует состав,
использование и охрану: земель особо охраняемых территорий (ст. 94 ЗК РФ) и природных
территорий (ст. 95 ЗК РФ); земель лечебно- оздоровительных местностей и
курортов (ст. 96 ЗК РФ); земель природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ); земель
рекреационного (ст. 98 ЗК РФ) и историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ);
особо ценных земель (ст. 100 ЗК РФ).
5) Институт
земель лесного фонда – предусматривает особенности регулирования использования
и охраны земель лесного фонда Российской Федерации, к которому относятся лесные
земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные
для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины) и предназначенные для
ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)
(ст. 101 ЗК РФ).
6) Институт
земель водного фонда - предусматривает особенности регулирования использования
и охраны земель водного фонда Российской Федерации, к которому относятся земли,
занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также
земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических
сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 ЗК РФ).
7) Институт
земель запаса предусматривает особенности регулирования использования и охраны
земель запаса Российской Федерации, к которым относятся земли, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам
или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель
(ст. 103 ЗК РФ).
Таким образом,
Особенная часть складывается институтов, определяющих правовой режим отдельных
категорий земель, и выражающих особенности, свойственные регулированию
отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного
фонда России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной
работе была исследована тема - «Система земельного права» с точки зрения
современного российского законодательства. В процессе исследований и изучений
темы были решены следующие задачи:
▬ исследовано
понятие и основная сущность земельного права;
▬ изучена
нормативно-правовая база земельного права в России;
▬ охарактеризована
система земельного права Российской Федерации;
▬ рассмотрены
специфические особенности системы земельного права.
По итогам
проведенных исследований можно сказать следующее.
Земельное право
Российской Федерации – это относительно обособленная отрасль российской системы
права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил
поведения (норм), предназначенных для регулирования земельных отношений на
территории России.
Предмет
земельного права – это общественные (земельные) правоотношения, возникающие
между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения,
использования и охраны земель.
Методы земельного
права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской
Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и
метод дозволения.
Система
земельного права – это совокупность правовых институтов, регулирующих
однородные земельные отношения. Институты системы земельного права объединяются
в общую и особенную части земельного права.
Общая часть
земельного права – совокупность правовых норм и положений, относящихся ко всей
отрасли в целом. Общей части подчинена Особенная часть, которая складывается из
институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, который
выражает особенности, свойственные регулированию отношений по управлению и
использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда России,
которые существуют в рамках общего правового режима, установленного в Общей
части.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12
декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Http://www.rg.ru/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации,
часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, часть вторая от 29 января 1996
года № 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..
4. Об охране окружающей среды:
Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..
5. Боголюбов С.А. Земельное право:
Учебник для студентов вузов. / С.А. Боголюбов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 358
с.
6. Воробьева Л.В. Земельное право:
Учебно-методическое пособие. / Л.В. Воробьева. – Тамбов: Издательство Тамбовского
государственного технического университета, 2006. – 96 с.
7. Земельное право: Конспект лекций /
Составитель И.А. Павловский. – М.: Московский Институт Экономики, менеджмента и
права, 2006. - 70 с.
8. Комментарий к Земельному
законодательству Российской Федерации / О.И. Кравцов. – М.: Издательство Юрист,
2006. – 215 с.
9. Комментарий к Земельному кодексу РФ.
/ Под общей редакцией М.В. Бархатова. – М.: Издательство Юрайт, 2005. – 256 с.
10. Комментарий к Земельному кодексу РФ.
/ С.А. Боголюбов. – Аllpravo, 2008. – 285 с. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: Http://allpravo.ru./
11.
Краснова
И.О. Земельное право: Учебник для вузов. / И.О. Краснова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,
2007. – 210 с.
12.
Улюкаева
В.Х. Земельное право: Учебное пособие. / В.Х. Улюкаева. – М.: Издательство
Былина, 2006. – 300 с.
[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ,
ст. 1
[2] Воробьева Л.В. Земельное право: Учебно-методическое пособие. / Л.В.
Воробьева. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического
университета, 2006. – с.7
[3] Комментарий к Земельному кодексу РФ. / С.А. Боголюбов. – Аllpravo,
2008. – с. 10-11
[4] Улюкаева В.Х. Земельное право: Учебное пособие. / В.Х. Улюкаева. – М.:
Изд-Во Былина, 2006. –с 21
[5] Комментарий к Земельному законодательству РФ / О.И. Кравцов. – М.:
Издательство Юрист, 2006. – с.26
[6]Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ,
ст. 16-17
[7] Краснова И.О. Земельное право: Учебник. / И.О. Краснова. – М.:
НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – с.21-22
[8] Комментарий к Земельному кодексу РФ. / Под общей редакцией М.В.
Бархатова. – М.: Юрайт, 2005. – с.30
|