Земельное право
Земельное право
ФДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Кафедра
государственного и муниципального права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Земельное право»
ВАРИАНТ
№ 6
Выполнил Бабкин С.П.
Группа
ЮС-06-1
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Чита-2008
Оглавление
Введение. 3
Понятие земельного права. 4
Предмет
земельного права. 4
Система
земельного права и земельного законодательства. 6
Отрасль
земельного законодательства. 8
Земельное
право как наука. 8
Правовой режим земель населенных
пунктов (городов, поселков, сельских поселений) 10
Общая
характеристика правового режима земель поселений. 10
Черта
поселений. 13
Состав
земельных поселений и правовой режим территориальных зон. 14
Зоны
поселений. 17
Режим
ограничения пользования землей. 19
Заключение. 22
Список литературы.. 24
Введение
Российская
земельная реформа, обусловленная необходимостью отказа от господствующих в
советскую эпоху методов голого администрирования в области управления
экономикой, в том числе и в области регулирования земельных отношений,
преобразила содержание всей системы земельных отношений. С изменением
содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в
предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования
управления экономикой гарантируется хозяйственная самостоятельность
правообладателей земли, расширяются права собственников земли и
землепользователей, в том числе арендаторов, становится более эффективной
организация использования земли и землеустройства. Земельные участки признаются
недвижимым имуществом, а земельные отношения, возникающие в связи с
использованием и охраной земель,— имущественными отношениями, т. е. во многом
родственными имущественным гражданским отношениям. Поэтому при регулировании
земельных отношений допускается применение норм гражданского права, однако с учетом
особенностей земельного и иного природоресурсного законодательства.
Административно-правовые нормы если и применяются при регулировании земельных
отношений, то ограничиваются сферой государственного управления в этой области,
поскольку земельная реформа осуществляется в России по инициативе государства
и под его руководством, но на демократической основе, закрепленной в
Конституции Российской Федерации. [[1]]
Понятие земельного права
Предмет земельного права
Взаимосвязь
земельного с гражданским и административным правом вызвана сходством предмета
правового регулирования данных отраслей права. Как известно, предметом
гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а
предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же
земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой
комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида
общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их
известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с
одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части
регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны,
когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования
земельных отношений применяется метод административного права с его властными
предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных
участков, об особом режиме их использования и т.д.
Вопрос
о разграничении сферы действия норм гражданского, земельного, административного
права при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем,
хотя и схожим по своей природе, земельным отношениям допустимо применение норм иных
отраслей права. Известно, что применение норм гражданского права значительно расширяется.
Но при этом необходимо учитывать, как уже было сказано, особенности земельных
отношений.
Так,
правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского
законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного
участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по
продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным
законодательством. Не подлежат продаже в частную собственность земельные
участки, имеющие важное природоохранное назначение. При продаже земельного
участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном
законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи.
Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия,
соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных
отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный
закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского
законодательства к родственным земельным отношениям.
Иногда
в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому
законодательству. Но для применения норм гражданского законодательства к сфере
земельных отношений не всегда требуется обязательное указание об этом в законе.
Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует
пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их
имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть
урегулированы именно нормами гражданского права.
Безусловно,
нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные
отношения, хотя бы и родственные по своему характеру с гражданскими,
урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного
законодательства. Так, земельный закон устанавливает порядок платного и
бесплатного предоставления земельных участков, указывает, кому они
предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в Земельном кодексе РФ,
и необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и
быть не может. Другое дело, например, отношения, связанные с возмещением
убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются
исходные положения Гражданского кодекса о полном возмещении вреда и о
возможности неполного возмещения лишь в случаях, специально оговоренных в
законе.
Таким
образом, земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку они могут
регулироваться как нормами земельного, так и нормами гражданского
законодательства. И это вполне оправданно, так как земельное право — это
комплексная отрасль права. Что касается четкого разграничения сферы действия
норм гражданского и норм земельного законодательства, то оно может идти по
линии как предмета, так и метода регулирования общественных отношений. По
предмету — когда решается вопрос о возможности или невозможности применения
норм Гражданского кодекса к однородным с гражданскими земельным отношениям; по
методу — когда земельные отношения регулируются в административно-правовом
порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства.
Система земельного права и земельного законодательства
Земельное
право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно
направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных
отношений, т. е. земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет
свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.
Земельное
право можно рассматривать в качестве отрасли права, отрасли законодательства, правовой
науки и учебной дисциплины.
Как
сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное
право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат
правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют целое здание правовой системы.
Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым
они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая
ответственные решения.
Отдельные
правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются
правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не
какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных
отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений
регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и
обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение
договорной дисциплины и т. д.
Земельное
право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из обшей части, содержащей
правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной
части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты,
входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными
(особенными).
К
правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся:
право собственности на землю; право пользования землей; право управления в
области землепользования. Сюда же относятся такие правовые институты, как
институт землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования
использования земли; государственного земельного кадастра, контроля за
использованием земли; правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и
воспроизводства плодородия угодий. Сложным является правовой институт
юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Правовыми
институтами особенной части являются: группы (блоки) правовых норм,
устанавливающих целевые категории земель в составе единого земельного фонда
страны, виды землепользования, а также провозглашающих права и обязанности
собственников земли и землепользователей. В состав правовых институтов
особенной части земельного права входят, в частности: институт права
собственности, землевладения и землепользования на землях сельскохозяйственного
назначения, институты, определяющие правовой режим использования и охраны
земель других категорий, право собственности на землю, землевладения и
землепользования граждан, их объединений и т. д.
В
соответствии с приведенной выше системой земельного права строится курс его
изучения и структура настоящего учебника. Это позволяет последовательно и с
достаточной степенью полноты раскрыть содержание такой сложной и важной отрасли
права, какой является российское земельное право.
Отрасль
земельного законодательства
Земельное
законодательство может выходить за строгие рамки земельных отношений и
регулировать также смежные области отношений. Проведение приватизации земельных
участков на торгах осуществляется в соответствии с нормами гражданского и
земельного законодательства о сделках с землей. Так, при решении вопроса
предоставления (приобретения) земельных участков для нужд строительства
необходимо, в частности, наряду с другими документами иметь справку госбанка о
возможности финансирования строительства. Но это уже область административного,
а не земельного права, хотя это правовое требование включается в земельное
законодательство. Обширно, как известно, законодательство о мелиорации земель,
но не все эти нормы составляют отрасль земельного права, так как многие из них
относятся к капитальному строительству, его финансированию и т. д. Однако все
эти правовые нормы являются составной частью земельного законодательства.
Аналогично обстоит дело с законодательством о землеустройстве, а также о
юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному,
административному, трудовому, гражданскому праву. Следовательно, земельное
право, равно как и земельное законодательство,— сложная, комплексная отрасль,
охватывающая обширный нормативно-правовой материал.
Земельное
право как наука
Земельное
право как наука — еще более широкое понятие. Наука земельного права наряду с
изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные
понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие
земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений — и все
это в историческом развитии. Изучаются связи земельного права с другими
отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как
законодательства, и как учебной дисциплины. Используется при этом опыт
государств — участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории
земельного права состоит в изучении практики и претворении в жизнь земельной
реформы в сложных условиях перестройки управления всей экономикой страны,
совершенствования ее хозяйственных механизмов. Таким образом, содержание науки
земельного права не ограничивается какими-либо жесткими пределами, хотя предмет
ее имеет свою определенность и целенаправленность.
Предметом
отрасли законодательства являются общественные отношения, регулируемые этим
законодательством. Предметом же науки земельного права является учение о
праве, разработка доктрины, концепции земельного права, изучение системы идей и
взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории
земельного права — необходимое условие эффективности земельного
законодательства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит
перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во
многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.
Земельное
право — учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в
составе природоресурсного или экологического права.
Целью
изучения земельного права является получение представления о действующих нормативно-правовых
актах, регулирующих предмет земельного права, и применение данных знаний в
практической деятельности. Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины
«Земельное право» является действующее российское законодательство, система
земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе
земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового
материала гражданского, административного, экологического и другого
законодательства с целью более углубленного изучения учебного курса программы
обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и
особенную части, а лекционный материал сгруппирован в соответствии с основными
правовыми институтами.
Правовой режим земель населенных
пунктов (городов, поселков, сельских поселений)
Общая
характеристика правового режима земель поселений
Правовой
режим этой категории земель определяется ст. 83—85 Земельного кодекса
Российской Федерации, а также другими федеральными законами: в части
обеспечения рационального использования городской территории для нужд
строительства — Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам
охраны земель и соблюдения экологических требований — Федеральным законом «Об
охране окружающей среды». В целом названное законодательство и дополняющие его
федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации направлены на решение комплекса задач в интересах всех
проживающих на территории поселений людей. К этим общим задачам относятся:
территориальная
организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое
развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;
экологически
безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее
реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и
духовное развитие;
планировка,
застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других
поселений и их систем;
рациональное
землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка
городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и
техногенных процессов;
развитие
санаторно-курортных и других рекреационных территорий в границах поселений и
прилегающих к ним зонах;
сохранение,
восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников
градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и
других охраняемых территорий.
Такова
общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является
основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного
города и села.
Понятие
этих земель сформулировано в ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно
этой статье землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для
застройки и развития городских и сельских поселений, которые отделены чертой от
земель других категорий.[[2]]
При
осуществлении градостроительной деятельности учитываются особенности поселений,
в том числе численность их населения, научно-производственная специализация
каждого поселения, а также значение его в системе расселения населения и
административно-территориальном устройстве Российской Федерации.
Поселения
Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские
(села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные)
поселения. В зависимости от численности населения городские и сельские
поселения, как указано в ст. 5 Градостроительного кодекса РФ, подразделяются
на:
сверхкрупные
города (численность населения свыше 3 миллионов человек);
крупнейшие
города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);
крупные
города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
большие
города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);
средние
города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);
малые
города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);
крупные
сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);
большие
сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);
средние
сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);
малые
сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
Земли
поселений как самостоятельная категория имеет особенности своего правового
режима. Будучи отграниченными от других земель городской (поселковой) чертой,
которая служит им внешней границей, эти земли находятся в ведении органов
власти города и других поселений. Эти органы организуют использование и охрану
«своих» земель, для чего вся территория города и иного поселения в пределах его
административных границ делится на территориальные зоны. Эти зоны, что
практически важно, фиксируются на карте зонирования. Для каждой зоны
устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие содержание правового
режима отдельных земельных участков, относящихся к конкретной зоне.
Градостроительный
регламент определяет также порядок использования подземного и воздушного
пространства определенной зоны при ее застройке и последующей эксплуатации
зданий, строений и сооружений. В городе, особенно крупном, как известно,
существует сложная система подземных и воздушных коммуникаций транспорта,
связи, энергоснабжения, канализации, при строительстве и эксплуатации которых
возникает множество правовых вопросов (определение трасс размещения
коммуникаций, порядок их строительства и эксплуатации, права и обязанности
пользователей, арендаторов, собственников, меры безопасности и т. д.). Эти
вопросы решаются на основании норм Градостроительного кодекса РФ (ст. 38—44) и
в соответствии с договорами, заключенными между землепользователями и органами
управления городского хозяйства, а также органами эксплуатации городской
инфраструктуры.
Документы
зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами
местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Аналогичные
правила для Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих
субъектов Российской Федерации.
Черта поселений
Определение
городской черты и черты других поселений требует разработки и утверждения
органами власти градостроительной и землеустроительной документации,
предусмотренной ст. 56—64 Градостроительного кодекса РФ и соответствующими
статьями Земельного кодекса РФ. При этом учитывается документация
градостроительного планирования будущего развития города и других поселений.
Имеются в виду схемы градостроительного планирования развития частей территории
РФ — так называемые консолидированные схемы планирования; территориальные
комплексные схемы градостроительного планирования развития территории субъектов
РФ и частей территории субъектов РФ (в том числе пригородных зон). Эти схемы
создаются для всех субъектов РФ (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга, для которых
установлен иной порядок утверждения черты города). И еще один вид
градостроительной документации планирования — на уровне территорий конкретных
городов и других поселений.
Как
известно, черта города и других поселений часто изменяется (переносится). Это
естественный признак развития градостроительства. Пункт 6 ст. 84 Земельного
кодекса гарантирует, что включение земельных участков граждан и юридических лиц
в новую черту поселений не может прекратить существующие на данный момент права
их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, несмотря
на то что на этот счет в поселении установлен иной режим использования земли
(например, ограничена частная собственность на землю).
Поэтому
черта поселений устанавливается по границам земельных участков, предоставленных
гражданам и юридическим лицам.
Утверждение
и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Черта
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и
изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных
(представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных)
органов Московской области, законодательных (представительных) органов города
Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской
области.
Утверждение
и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых
административно-территориальных образований, осуществляются Правительством
Российской Федерации.
Состав земельных поселений и
правовой режим территориальных зон
Состав
земель поселений и правовой режим их использования определяют конкретные
территориальные зоны. К ним относятся зоны:
1)
жилые;
2)
общественно-деловые;
3)
производственные;
4)
инженерных
и транспортных инфраструктур;
5)
рекреационные;
6)
сельскохозяйственного
использования;
7)
специального
назначения;
8)
военных
объектов;
9)
иные
территориальные зоны.
Правилами
землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой
территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и
развития, а также возможности территориального сочетания различных видов
использования земельных участков (жилого, общественно-делового,
производственного, рекреационного и иных видов использования земельных
участков).
Для
земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны,
устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент
территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков,
равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений,
сооружений.
Градостроительные
регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков,
землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные
лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым
предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны
видом разрешенного использования.
Земельный
участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют
установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае,
если:
виды
их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их
размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным
регламентом.
Указанные
земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут
использоваться без установления срока приведения их в соответствие с
градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование
опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и
культуры.
Запрет
на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов
недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом
или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с
ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом
устанавливается органом местного самоуправления.
Реконструкция
и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых
объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками,
могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными
регламентами.
Зоны
поселений
Земельные
участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а
также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут
предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой
застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой
застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные
участки в составе общественно - деловых зон предназначены для застройки
административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового,
социального назначения и иными предназначенными для общественного использования
объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные
участки в составе производственных зон предназначены для застройки
промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей
производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные
участки в составе зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для
застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного
и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также
объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Земельные
участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими
лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами,
водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В
пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо
охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные
участки, включенные в состав зоны особо охраняемых территорий, используются в
соответствии с требованиями, установленными ст. 94—100 Земельного кодекса об
этих территориях.
Земельные
участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и
культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры,
используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с
учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Земельные
участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях —
земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями,
строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения,— используются в
целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их
использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами
землепользования и застройки.
Земельные
участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми
водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных
территориальных зон и не подлежат приватизации.
Границы
зон должны отвечать требованиям идентификации принадлежности каждого участка
только одной из зон. Градостроительные регламенты, правила землепользования и
застройки для каждой зоны устанавливаются индивидуально — с учетом особенностей
расположения данной зоны, а также возможностей территориального сочетания
различных видов жилого, общественного, производственного, рекреационного и иных
видов целевого использования земельных участков.
Если
земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости после принятия
новых правил землепользования и застройки не будут соответствовать
установленному градостроительному регламенту данной зоны, то они могут
использоваться без установления срока приведения в соответствие с регламентом.
Но это допускается лишь в случае, если их текущее использование не опасно для
жизни и здоровья людей, окружающей природной среды, памятников истории и
культуры. Однако реконструкция и расширение существующих, а также строительство
новых объектов могут производиться с соблюдением установленных
градостроительных регламентов соответствующей зоны.
Режим ограничения пользования землей
Правовому
режиму земель
города и других поселений характерен ряд существенных ограничений порядка
землепользования и хозяйственной деятельности организаций, действующих на
территории поселений.
Так,
органы власти города помимо общих экологических требований, предусмотренных в
ст. 34—39 Закона РФ «Об охране окружающей среды», вправе, в интересах
рационального землепользования устанавливать на своей территории и другие
требования и ограничения, обязательные для исполнения всеми предприятиями,
организациями, учреждениями и гражданами. На практике такого рода ограничения и
требования получили название земельно-планировочных. Они в основном указаны в
строительных нормах и правилах Госстроя РФ (так называемых СНиП) и касаются не
только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников.
Земельно-планировочные
ограничения имеют несколько разновидностей. Исторически наиболее известными из
них являются сервитута, т. е. ограничения, установленные в интересах соседей.
Например, если земельный массив в свое время был разделен таким образом, что
один его участок был отрезан от дороги общего пользования, то пользователю
этого участка должен быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или)
проезда через чужую землю. Сервитут может быть установлен в виде права прогона
скота по полосе чужой земли и т. д. Такого рода сервитута могут устанавливаться
в силу давности, договора, судебного решения, за плату или бесплатно. В наше
время сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на
право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах соседа.
Сервитута могут возникнуть и в силу закона. Так, согласно Воздушному кодексу РФ
в целях безопасности полета воздушных судов, вокруг аэропортов не допускается
строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам
воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная
линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещается
полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы.
Земляные
работы ограничиваются, если в подземном пространстве находятся коммуникации,
принадлежащие посторонней организации. Вдоль судоходных водных путей нельзя
застраивать бочевник — полосу земли, оставляемую для нужд судоходства.
Если
участок земли находится в курортном поселке, то, как правило, он может быть
застроен лишь такими объектами, которые необходимы для обслуживания курорта.
Определенные ограничения на использование земли накладывает близость
охраняемого исторического или культурного объекта, природного памятника.
Основными
положениями Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г., при
продаже застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные
сервитута, обязывающие собственников земельных участков обеспечивать:
безвозмездное
и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и
автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали
на момент передачи земельного участка в собственность;
возможность
размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
возможность
доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов
инфраструктуры.
Изменение
указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь
федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом
нормативно-правовыми актами.
Ограничения
в пользовании землей, если это пользование требует создания определенных видов
объектов, могут диктоваться социальными, экономическими и даже эстетическими
нормативами, предъявляемыми к данной местности в целом. Например, в пределах
малоэтажных поселков может быть запрещено многожэтажное строительство.
Наоборот, в центральном квартале крупного города от владельца земли, желающего
его застроить, могут потребовать постройки выразительных, в том числе высоких,
зданий. Если городской квартал предназначен для жилой застройки, в нем было бы
неуместно создание «дымящего» (загрязняющего среду) предприятия.
Градостроительные нормы предусматривают сохранение или создание заново зеленых
насаждений в застраиваемых кварталах. Поэтому независимо от желания
собственника или собственников земли часть отведенной для застройки местности
должна остаться незастроенной.
Если
в пределы земельного владения вторгается санитарно-защитная зона (такие зоны
устанавливаются вдоль железных дорог, автострад, вокруг свалок мусора и тому
подобных объектов, неблагоприятных в санитарном отношении), то в этой зоне нельзя
размещать жилые строения, детские и некоторые другие учреждения. То же касается
зон безопасности, устанавливаемых вдоль линий высоковольтных передач,
газопроводов высокого давления.
Для
жилой и иной застройки «противопоказаны» земли, которые могут подвергнуться
затоплению, просадкам, камнепадам с гор, лавинам и селям, земли, подверженные
оползневым процессам.
Заключение
Существует
широко распространенное мнение о том, что жить в крупных городах — промышленных
центрах становится все труднее для здоровья людей из-за неблагоприятной
экологической обстановки. Такая ситуация сложилась не сразу. У каждого города
своя история, свои перспективы развития. Чтобы понять проблемы сегодняшнего и
завтрашнего дня современного города, во-первых, необходимо иметь четкое
представление о градообразующих факторах этого уникального
административно-территориального образования, возможностях влияния средствами
права на состояние окружающей природной среды. Во-вторых, надо учитывать
исторический аспект: какое законодательство мы получили в наследство от
прежнего времени, что в нем плохого и что хорошего, могущего служить решению
сегодняшних городских проблем.
Долгое
время господствовал остаточный принцип решения социальных, в том числе
экологических, проблем градостроительства, т. е. развитие города
предопределялось ведомственными интересами тех или иных отраслей
промышленности. Государственное планирование капитальных вложений,
строительство предприятий, создание инфраструктуры, решение
социально-культурных проблем всецело зависели от запросов соответствующих
отраслей промышленности, интересы которых признавались приоритетными. Местные
органы власти, хотя формально и признавались «хозяевами» своей территории, не
имели решающего слова при отраслевом планировании. Они узнавали об утвержденных
проектах строительства новых предприятий или расширении, реконструкции
действующих постфактум, когда судьба региона была уже решена. Создавались
города химиков, нефтяников, металлургов, текстильщиков.
Таким
образом, преобладающим градостроительным фактором были объекты промышленности,
транспорта, коммуникаций, жилищного и строительно-культурного фонда. На
сохранение благоприятного состояния природы или оздоровление экологической
обстановки города средств не хватало, а те, которые выделялись, не
использовались надлежащим образом. Такой важный градообразующий фактор, как
«земельная территория», и ее экологическая составляющая слабо учитывались при
градостроительном планировании и проектировании.
Статья
85 Земельного кодекса РФ устанавливает специальное зонирование территории
города и других поселений в целях охраны природы. Экологические требования
Кодекса с помощью соответствующего зонирования учитываются при планировании и
проектировании градостроительной деятельности.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации 1993 г.
2.
Земельный
кодекс РФ 25.10.2001 г.
3.
Гражданский
кодекс РФ 22.12. 1995 г.
4.
Федеральный
закон от 18.06. 2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». // СЗ РФ. 2001. №26. Ст. 2582
5.
Жариков
Ю.Г., Улюкаев В.Х., Ларионов Г.А. и др. Земельное право РФ. Учебник для вузов.
/ Под.ред. В.Х. Улюкаева. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Былина, 2003. – 496 с.
6.
Жариков
Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. – М.: Юрайт-Издат,
2003. – 477 с.
7.
Земельное
право: Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Изд.- во НОРМА,
2001. – 400 с.
8.
Болтанова
Е.С. Земельное право. Учеб. пособие. - М.: Риор, 2003. -104 с.
9.
Земельное
право в вопросах и ответах. / Под.ред С.А. Боголюбова. - М.: Проспект, 2003. –
224 с.
[1] Земельное
право: Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Изд.- во НОРМА,
2001. – 400 с.
[2] Болтанова Е.С. Земельное
право. Учеб. пособие. - М.: Риор, 2003. -104 с.
|