Рефераты

Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)

Билеты к экзамену по истории государства и права зарубежных стран (Шпаргалка)

1.       Государство и право Древнего Египта.

Единое государство сложилось ~5 000 лет назад, оно просуществовало 3 000 лет.

Население сложилось из объединенных хаттских племен.

- политическая власть сосредоточена в одном центре

- права и собственность определяются центральной властью

- собственность слабо гарантирована

- в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона)

Социальная иерархия: Фараон - сын Ра, Везир - чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы

Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры.

Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.

Историю Древнего Египта подразделяют на 5 периодов:

1- Раннее царство (3200-2778): общественное землепользование, во главе стоял номарх. Вначале это царсто состояло из двух частей - Верхнего и Нижнего Египта.

2- Древнее царство (2778-2260): возникает централизованное государство.

3- Среднее царство (2040-1786): расцвет, век строительства пирамид, расслоение общины. Возникают крупные поселения, станивящиеся городами-государствами - номы. Соперничество номов привело к ослаблению Египта.

4- Новое царство (1580-1085): возвышение жречества и деспотии.

5- Позднее царство (1085-332): время упадка, соперничество жречества и вельмож, внешние агрессии. Завевание Египта Александром Македонским.

Своды Египетских законов до нас не дошли, о них дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Но можно сказать, что для них был характерен принцип соразмерности наказания, истины и справедливости. Казуистичное изложение законов. Развитая письменность.

Право: Выводили законодательство из божественных установлений. Равноправие мужчин и женщин в частных и публичных сферах жизни. Женщина могла владеть собственностью, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать. Наследование осуществлялось по закону, собственность переходила старшему сыну. Договоры излагались письменно.

Суд: Главной целью судебного разбирательства было пресечение возможности повторного преступления. Наказания отличались жесткостью.

В 1500 г. до н. э. Развилось жречество  и захватило в свои руки разные стороны управления  (в том числе и суд). Государство  в  государстве. Столкновение жречества и светской власти было только  вопросом  времени.

Книга Мертвых – представление суда над человеком в загробной жизни за деяния при жизни. Книга Мертвых полностью описывает судебный процесс.


ИНДИЯ

Особенность в соц структуре - каста, варна.

Древние цивилизации на территории Индии: Махенджидагра и Хараппа - города. К 18 в. Харапская цивилизация в упадке.

К концу 1 в д н э есть государство. В основе ведическая религия. Создается единое государство. Варны - замкнутые сословные группы. Между варнами запрещ брак. (жрецы, воины, светская элита).

Вайшью - основная масса населения (производители).

Вудры - не участвовали в отправлении соц нужд.

Было мягкое рабство, они имели право собственности, наслед, семья.


2.       Основные институты государства и права Древнего Рима.

Основание Рима – Ромул, Рэм – 763 до н.э.

Патриции – члены старейших римских родов.

Выделяются богатые аристократические семьи – у них земля. Появляются клиенты из обеднелых общинников, пришельцев, отпущенных рабов (их принимают в родов, они лично свободны, ограничены в правах, под покровительством патронов из патрициев – за это оказывают им имущественные и личные услуги).

Плебс - пришлое население + разорившиеся, потерявшие связь с общиной: они свободны, ограничены в имущественных правах и личных, могли получать земельные наделы из свободной части общинного земельного фонда, не вступают в брак с членами общины, не участвуют в управлении ей.

Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс. Его полномочия ограничены – сводились главным образом к военным, жреческим, судебным.

Мог издавать общеобязательные постановления.

Сенат – орган управления, совет старейших родов.

Общие вопросы рассматривались на народном собрании, но его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом.

Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции), имела 1 голос.

Борьба плебства за равноправие разрушает основы родового строя à на смену полису, как политической общине, приходит государство. Это связывают с реформами Сервия Туллия – 6 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия: Положил в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы, Всех свободных разделили на имущественные разряды, по размеру земельного надела (отдельно всадники и безземельные), Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин – из них центурии (сотни), Деление  свободного населения по территориальному принципу, Ломка родового строя, теперь территориальное деление и имущественное различие, Плебеев допустили к участию в центуриатном и трибунном народных собраниях

Плебейский трибун – учрежден в 494 до н.э. – ограничить произвол должностных лиц, избирались плебеями до 10 человек: не имели управленческой власти, обладали права veto на распоряжение любого должностного лица и сената.

451-450 – издание 12 таблиц – ограничили возможности патрицианских магистратов произвольно толклвать нормы обычного права

4 в до н.э. – плебеи получили право на занятие государственных должностей – закон Лиция и Секстия – один из двух консулов от плебеев.


3.       Государственность республиканского Рима.

509 до н.э. – изгнане последнего рекса – Тарквиния Гордого – установился республиканский строй.

Период республики: развитие производства, успешные завоевательные войны, могущественная мировая держава.

Основное социальное деление – свободные и рабы. Свободные граждане – квириты.

Аграрный закон 3 до н.э. – утвердил частную собственность.

 Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства, семьи. Только тот, кто имел все три статуса – имел полную правоспособность. (участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак, участвовать в имущественных правоотношениях).

Пекулии – часть имущества хозяина, которую он пердоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Наследственное положение.

Колоны – не рабы – это арендаторы земли, попадавшие в экономическую зависимость от землевладельцев, прикреплявшиеся к земле: Было личное имущество, заключали договоры, брак, со временем это наследственное положение.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов. Их бывший господин превратился в их патрона – материальные и трудовые повинности.

Свободное население рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

Статус семьи.

Домовладыки – полная политическая и гражданская правоспособность.

Остальные – находились под его властью, приобретали имущество для него.

Ограничение в частном праве не влияло на их положение в публичном.

Постепенно могут приобретать имущество.

Государственный строй.

В период республики: Размеры гос увеличиваются, Это почти не отразилось на структуре органов высшей гос власти.

Высшие органы: народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные), сенат, магистратуры.

Центуриатные собрания: играли главную роль, перобладали интересы аристократии и богатых рабовладельцев, принимали законы, избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания: делились на плебейские и патрицианско-плебейские, поначалу компетенция ограничена, избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов.

Плебейские собрания: избирали плебейского трибуна, с 3-го в до н.э. – право принятия законов.

Куриатные собрания: после реф Сервия Туллия потеряли былое значение, Лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, В конце концов заменены собранием тридцати представителей курий – ликторов.


Народные собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц

До 3-го века до н.э. их решение должно было утверждаться сенатом.

Сенат: Играл важную роль, Вначале их было 300, Не избирались, Цензоры раз в 5 лет составляли их списки, Формально – совещательный орган, Его постановления – сенатус-консульты, Но его компетенция была обширной, Контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, потом и плебейских, Утверждал их решения, Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц, У него казна государства, Устанавливал налоги, Определял финансовые расходы, Внешнеполитические полномочия, Принимал решение об установлении диктатуры.

Magistratus – республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства.

Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как правило, становились члены богатых семей.

Magistratus: cum imperio (с властью imperium) (консул, претор), sine imperio (без власти imperium) (цензор).

imperium – власть которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную

Magistratus: majores – консулы, преторы, цензоры, minores

Magistratus: курильные – консулы, преторы, цензоры, курильный эдил, некурильные

Для магистратур характерны три принципа: годичность – избирались на один год (исключение: dictator); этот срок продлевался лишь в некоторых случаях (prorogatio); один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет. коллегиальность (collega – совместно избранный) – все магистратуры были коллегиальными, как правило двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограничивала лишь такая же полная власть коллеги, который имел право отменить или запретить любое его официальное действие (право вмешательства – jus intercessionis), но не имел право что-либо ему предписывать (исключение: dictator). последующая ответственность – после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (могли быть привлечены к суду за дурное пользование властью).

Права римского магистрата (принадлежали в полной мере не каждому магистрату): право вносить в сенат relationes (сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената), право вносить в народное собрание rogationes (предложения), право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая административная и политическая власть (уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде, полицейская власть).

Консул. Власть царя сменилась на власть двух консулов, которые сменялись (избирались) ежегодно. Консульство (высшая магистратура) до 367 г. были доступны только патрициям.

Консулы назначали себе преемников, но при этом их выбор должен был ограничится лишь тем кругом лиц, который им был указан гражданами.

Консулам принадлежала высшая и наибольшая власть. Они ведали всеми вопросами не входящими в четко ограниченную компетенцию других магистратур.

Постепенно значение власти ослабляется усилением народных собраний и сената, созданием новых магистратур. Во второй половине республики консулат, сохраняя свой статус, занимался больше военным командованием. Воинская служба со временем утрачивает обязательный характер. Консулы набирают войско. Каждый консул получает корпус в 2 легиона и отправляется с ним в назначенную для операции местность.

Диктатор: избирался лишь в случае необходимости не более чем на 6 месяцев, во врем диктатуры – подчинение непосредственно диктатору, диктатор с ограниченным правом – для исполнения государственного мероприятия (все магистратуры продолжали действовать).

Претор: замещали консулов во время их отсутствия praetor urbanus, решали споры между чужеземцами (чужеземцами и римскими гражданами; между чужеземцами) praetor peregrinus.

Цензор: производство ценза (определение политического положения каждого гражданина), надзор за нравами, участие в финансовом управлении.

Эдилы: учреждены одновременно с плебейскими трибунами и первоначально являлись их помощниками.

Позже представляли преимущественно полицейскую должность: наблюдение за порядком, полномочия торговой полиции, забота об устройстве общественных игр и зрелищ.

Квесторы: первоначально помощники консулов, позже специализируются в области уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом.

Падение республики и переход к империи: Во 2-1 вв до н.э. развитие рабовладельческого общества приводит к обострению классовых и соуиальных противоречий, Нужно подавлять завоеванные народы, Кризис, Много рабов, Спартак, Гражданские и союзнические войны, Борьба за власть, Деградация свободных, Ограничение максомального размера земли (Тиберий Гракх, закон, 133 до н.э.), Оптиматы, Диктатура, Первый триумвират, Второй триумвират, Октавиан получает звание императора, пожизненные права народного трибуна, а в 27 г до н.э. полномочия на управление государством и почетное наименование Августа – эта дата считается началом нового периода истории римского государства – период Империи.


4.       Источники римского права.

Право как совокупность общеобязательных норм и правил поведения.

Выражение права в двух основных источниках:

Обычай - проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного применения (древнейшая форма).

В Риме – обычаи предков, первоначально не отделенные от религиозных обрядов.

Прямые доказательства появления законодательства (разделение закона и религиозных норм) относятся к периоду Республики.

Царские законы – нет разделение закона и религиозных норм.

Закон – сознательное и ясно формулированное повеление уполномоченной на это власти (при необходимости установить на будущее общее правило поведения; момент пробуждения социальной мысли).

Римское право имеет общелатинские корни. Затем обособляется и развивается самостоятельно.

XII таблиц. Характеристика.

Кодекс – единый законодательный акт, содержащий нормы права, регулирующие сходные отношения.

Время создания – начало республиканского периода.

Не сохранились в подлиннике.

Установление действующего права в ясных письменных законах.

Законы XII таблиц – священный завет, к которому прибегали при всякой возможности.

Символ авторитета права и законности вообще.

Наука о государстве “заключена в XII таблицах, т. к. расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях”

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО и ПРОЦЕСС

Огромное значение для развития римского права

Право юристов в древнем Риме.

Входило в состав цивильного права и толкование Римских Юристов.

В древнее время толкование права и закона принадлежало понтификам (высокопоставленной жрецкой корпорации) – судебные формулы, присутственные дни.

Деятельность юристов в республиканский период: не обладают ни законодательной, ни эдиктальной властью, почти не выступали в качестве прямых поверенных, выработка наилучших формул для юридических актов, помощь частным лицам при заключении сделок, консультации, подача советов относительно постановки исков и процессуального ведения дела.


5.       Правовая система Древнего Вавилона.

Рабовладение:

Рабы – военнопленные; имущество, не имели личных характеристик, передавались по наследству: Неполноправные члены общества, Не имели права на распоряжение имуществом, Могли владеть собственностью с разрешения владельца.

Нет наследственного права

Рабы – объекты

Существовало долговое рабство

Рабство: Государственное, Храмовое, Частное.

Свободные:

Авилум: Люди в полном смысле, Не могли попасть в долговое рабство, Сельские хозяева и воины, Обязаны государству службой в обмен на участок земли, Не могли отчуждать землю (нельзя передать по наследству)

Мушкетум (коренные жители): Полноправные в частной сфере


6.       Законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (1792-1750) имеют предисловие, где сам Хаммурапи дает некоторые разъяснений относительно своих законов. “Меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого…. – Анум и Эллиль призвали меня для блага народа….”

(Далее идут автобиографические сведения с перечислением заслуг и положительных качеств Хаммурапи).

 “…. Вложить в уста страны силу ….” и “справедливо руководить людьми и дать стране счастье….”.

Хотя законы Хаммурапи и расположены в определенном порядке, позволяющем зрительно разбить перечень на определенные группы, посвященные той или иной сфере, в этом перечне отсутствует разбиение на главы/части, что и дает нам право говорить об отсутствии систематизации/ кодексации.

Форма изложения – казуистическая.

Пример:

(129) “Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду….”

Семейные отношения (127 – 195).

Законы Хаммурапи регулируют следующие отрасли семейных отношений:

Процесс вступления в брак:

Регистрация брака: 128 (если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена).

Брачные отношения (отношения между мужем и женой):

Наказание за измену: 129 Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду.

Бракоразводный процесс:

138 (если человек захочет оставить супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ее приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.)

142 (Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: “Не прикасайся ко мне”, то дело ее должно быть рассмотрено в квартале, если она блюла себя и греха не совершила, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.)

Имущественные отношения (наследование).

150 Если человек подарил своей жене поле , сад, дом или имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату она не может отдавать.

Лишение прав наследования:

169 (если сын нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства).

Институт усыновления.

186 (Если человек взял в усыновление малолетнего и, когда он его уже взял, он -приемыш- отыскал своего отца и свою мать, то этот воспитаник может вернуться в дом своего родного отца.

Внутрисемейные отношения:

Применение тяжких физических наказаний: 195 (если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку).


7.       Особености древнееврейского права.

1.       Я господь бог твой (да не будет у тебя других богов).

2.       Не сотвори себе кумира, т.е. не делай идола и не покланяйся ему как богу.

3.       Не произноси имя бога напрасно.

Имеют непосредственно религиозный характер

4.       Посвяти 7 день господу.

КЗоТ. Право на отдых. Выходной.

5.       Почитай отца твоего и мать твою.

Уважение к старшим. (Имеет место и в законах Хаммурапи и т.д.)

6.       Не убий.

УК (от 6 до 15 лет). Убийство – уголовное преступление. Посягательство на жизнь.

7.       Не прелюбодействуй.

Запрет кровосмешения.

8.       Не укради.

УК. Посягательство на собственность.

9.       Не клевещи.

УК. Клевета. Статья 129. До 3-ех лет.

10.   Не завидуй и не желай имущества ближнего своего.

Религиозный характер.


8.       Государственное устройство Античных Афин.

В эпоху расцвета - при Перикле - ээто образец демократии.

Соц структура:

Знать - эвпатриды (сыновья благородных)

Простые - земледельцы, ремесленники, батраки.

Рабы.

Сперва управляли наследственные вожди, военачальники и архонты.

Потом обязанности архонтов расширились.

Собрание бывших архонтов - ареопаг.

Народные собрания - экклесия.


Внутреннее  состояние  Афин

в конце VII и в начале VI в. до н. э.

Большая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как  к ним переходило много  крестьянских  участков,  вследствие  задолженности массы крестьян. Mногиe попадали в положение, наемных рабочих, или в личную  кабалу. В руках эвпатридов находились всецело и управление, и суд.

Существовал многочисленный средний класс, заинтересованный в реформах.

Большинство было в порабощении у немногих. Смута.


9.       Реформы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Реформы солона.

Солон избран архонтом-простатом (широкие полномочия). Начал реформировать общественный и государственный строй Афин.

планирование реформ: общее оживление экономики, развитие земледелия, распространение ремесленных производств, расширение торговых операций, создание гарантий для хозяйственной деятельности среди прослоек афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, установление государственного порядка и привлечение к политической жизни широких слоев населения.

стороны, затронутые при реформировании: экономика, военное дело, социальная структура, государственное управление.

Экономика: (Цель: активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом):

v      регулирование водоснабжения на сельской территории Аттики

v      развитие оливководства

Ø       разрешен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с целью

Ø       наживы (другие продукты вывозить было запрещено)

Ø       изданы предписания, регулирующие порядок посадки и обработки оливковых деревьев

Следствие: маслиноводство превратилось в процветающий бизнес и масло из Афин славилось во всем греческом мире

v      ремесленная деятельность

Ø       освобождение сына от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его какому-либо ремеслу

v      были усовершенствованы системы мер и весов и монетная система

v      концентрирование средств для экономического развития Афин

Ø       запрет на

§         дорогостоящие погребения

§         строительство роскошных гробниц

§         бесцельное принесения в жертву большого количества животных

Социальные преобразования:

v      Преобразование общественной структуры

Ø       разделение всего населения на 4 разряда по величине земельного дохода

500 мер – пятисотники

300 мер – всадники

служили в коннице, избирались на высшие должности

                        200 мер – зевгиты (владельцы упряжки волов)

                        призывались в тяжеловооруженную пехоту

                        менее 200 – феты

                        лишь голосовали в Народном Собрании

            Родовые различия сохранялись, но утратили свое значение. Теперь соц. принадлежность определяла величина частной собственности. Имел место избирательный ценз, т. е. на высокие должности могли избираться лишь люди, имеющие состояние.

Ø       радикальная реформа долговых отношений

Цель: укрепление экономического положения основной массы земледельцев и создание гарантии благосостояния

·         кассирование всех долгов, сделанных под заклад земли; Сисахфия – стряхивание бремени

·         запрет долговой кабалы (заключение в рабство за долги)

·         ограничение ссудного процента

Ø       свобода завещания при отсутствии прямых наследников

Ø       запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом меры (статья ЗК РФ 36: “Нормы предоставления земельных участков в собственность и пользование. Предельные размеры земельных участков….”)

Военно-политическое дело:

До реформ Солона организация военно-политического дела была связана с родовым коллективом; решающую роль играла знать.

Реформы Солона изменили положение вещей, создав разделение на 4 разряда по величине земельного дохода. (см. соц. реформы).

v      увеличение роли Народного Собрания

Ø       зевгитам и фетам также разрешалось участвовать в Народном Собрании

обсуждение важных государственных дел, принятие законов против знати

Например, одна из серий реформ Солона была утверждена на Народном Собрании

v      учреждение нового Совета Четырехсот, который занимался руководством подготовкой дел для Народного Собрания; разбирал некоторые дела управления

v      создан новый орган – Гелия (самый демократический)

многочисленная коллегия судей, собранных из всех граждан включая фетов

занимался проверкой отчетов должностных лиц, разбирательством конфликтов между гражданами

v      новые должности для руководства финансовой деятельностью

Ø       колеты – сдавали в аренду гос. имущество

Ø       коллактеры – финансовое обеспечение жертвоприношений

Законодательство Солона продолжало существовать и при Писистрате.

Солон: "Тиран гибнет  сам  и  губит  свой  дом."

Энгельс о реформах Солона: “Открыл ряд так называемых политических революций, причем сделал это вторжением в отношения собственности.”


ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА

Писистрат захватил власть силой в 560 году на волне общественно-политического кризиса. Он стоял во главе партии диакреев, которые наряду с партиями педиаков и паралиев боролись за власть в то время. До Писистрата, при Солоне государство в Др. Гр. Было демократическим, а после прихода к власти тирана появились признаки тоталитаризма.

Опорой тиранов служила, прежде всего, военная сила. Для осуществления своей внешней  и  внутренней  политической системы, тираны должны были обладать  большими  денежными  средствами  и вводить налоги. Писистрат  владел рудниками в местности около р. Стримона, богатой  лесом  и  драгоценными металлами, и взимал с жителей Аттики достаточно обременительный налог (в размере  1/10 или 1/20).

Реформы Солона продолжили свое существование и при Писистрате. Писистрат создал для земледельческого класса кредит и выдавал беднякам льготные ссуды для ведения с/х, создал систему выездных судов, решавших все дела на месте, что позволяло крестьянам на время судебных тяжб не отрываться от работы. Писистрат создал   наемное   войско,    организовал общественное строительство, которое значительно повысило занятость населения.

Писистрат поощрял ремесленничество и творческие профессии, что привело к росту культуры. Он привлекал ко двору известных деятелей искусства (Анакреонт, Симонид), это благотворно сказывалось на поддержке тирана демосом. Данные факты указывают на то, что наряду с зачатками тоталитаризма и личной заинтересованности правителя, тирания Писистрата положительно влияла на достаточно большие слои населения (ремесленники и земледельцы), способствовала улучшению обстановки в стране.

Писистрат вел активную политику в Эгейском бассейне, поддерживал внешнюю торговлю, что привело к развитию кораблестроения и усиления влияния Афин на море. Был установлен контроль за стратегически важными путями в Причерноморье. При Писистрате произошел заметный подъем экономического и политического влияния Афин, что превратило этот полис в один из самых могущественных.


После смерти Писистрата в 527 г. до н.э. тирания была продолжена его сыновьями Гиппием и Гиппархом (Писистратиды). Они продолжили политику отца, но не смогли удержаться у власти. Гиппарх был убит в результате заговора в 514 г. до н.э., а в 510 г. до н.э. Гиппий сдал Афины осадившим их персидским войскам и удалился в изгнание. Тирания в Афинах пала.


Реформы Клисфена

После свержения Писистрптидов, в 508 г. Клисфен,  провел  ряд  реформ,   с   одной   стороны   сильно

демократизировавших республику,  а  с  другой  -  теснее  сплотивших  ее

граждан  во  имя  общегосударственных  интересов.  Родовую   группировку

населения  законодатель  оставил  нетронутой,  но  над  нею  он   создал

организацию политическую  и  территориальную,  которая,  отрицая  всякие

различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный

перевес общим интересам республики над стремлениями отдельных местностей

или родовых групп. Основу нового устройства составляло  деление  Аттики,

для политических целей и для заведывания местными нуждами,  на  околотки

(демы),  которые  во  многих  случаях  совпадали  с  древними   родовыми

участками или тесно примыкали к ним, и в многовековых привычках  народа,

в освященных стариною и религией преданиях и именах  находили  для  себя

оправдание  и  крепкие  устои.  Реформами  Клисфена,   опиравшегося   на

историческое прошлое, были одновременно спасены и единство  Аттики,  как

политической  общины,  и  местные  вольности  поселков  и  городков;  из

наследия  прежних  времен  он  взял  то,  что  могло  быть  изменено   в

приспособлено к новым потребностям.

В Демах - маленьких поселениях всеобщинные дела ведались  самим

населением или через посредство должностных коллегий  и  отдельных  лиц.

Дем, представляя собою основу политического строя.  Несколько  демов

образовали триттий, служившую главным образом для военных  целей,  а  из

трех  триттий,  расположенных  в   трех   областях   Аттики,   слагалась

территориальная фила, которых было 10. Они отняли у родовых  фил  всякое

политическое значение и, благодаря разбросанности своих составных частей

по всей стране, не могли служить  местом  и  целью  действия  какой-либо

одной партии

Принадлежность к дему означала звание гражданина;

все демоты, по достижении 18-ти летнего возраста, получали право участия

в верховном государственном учреждении - в народном собрании;  на  демах

же оставалась обязанность выбирать членов высшей совещательной коллегии,

совета 500.

 

Триумвират

Первый триумвират Цезарь – Помпей - Красс

Появление на политической арене сразу трех лидеров: Цезарь – Помпей - Красс

В 74 г. на выборах в  военные  трибуны  Ю.  Цезарь  побивает  кандидата  аристократии;  при

восстановлении  народного  трибуната  оказывает   деятельную   поддержку

Помпею; добивается возвращения Л. Цинны, сподвижника Лепидаи Сертория. К

этому времени относится начало его сближения с  Помпеем  и  Крассом,  на

тесной связи с которыми он строит свою дальнейшую карьеру.

Крупные успехи Помпея на Востоке, приобретенная им  слава,  созданное

им войско вызвали в Риме убеждение, что Помпей  несомненно  в  ближайшем

будущем сыграет в Риме роль Суллы. Особенно ясно сознавалось это лицами,

одинаково с Помпеем добивавшимися первенствующего положения в Риме - его

недавними союзниками, руководителями демократов Крассом и  Цезарем.

Возвращение Помпея из успешных военных походов. Оставалось одно: пойти Цезарю на вторые

роли при Помпее и прежде всего загладить те свои действия, которые могли

возбудить  неудовольствие  Помпея.  Цезарь  открыто  выступает   агентом

Помпея.

В  60г. Цезарь вновь в Риме, где его ждали триумф и консульство.  Первым  он,

однако, пожертвовал для второго - пожертвовал охотно, хотя  и  невольно,

под давлением придирки сената, требовавшего от него личного заявления  о

своей кандидатуре; его триумф вряд ли мог произвести сильное впечатление

после только что отпразднованного  триумфа  Помпея.  Консульство  Цезаря

было необходимо как ему, так и Помпею.  Распустив  войско,  Помпей,  при

всем своем величии, был беспомощен; ни одна из мер его  не  проходила  в

виду  упорного  сопротивления  сената,  а  между  тем,  аграрный  закон,

обещанный им ветеранам, и утверждение распоряжений в Азии были для  него

делами не терпевшим отлагательства. Провести все это  агенты  Помпея  не

могли: нужна была более крупная сила  и  более  могущественное  влияние:

отсюда союз Помпея с Цезарем и Крассом. Необходимостью был  он,  как  мы

видели, и  для  Цезаря.  Убедить  Красса,  старого  врага  Помпея,  было

нелегко, но в конце концов  удалось.  Так  возник  первый  триумвират  -

частное соглашение трех лиц, никем и ничем кроме их  взаимного  согласия

не санкционированное.

Гибель Красса на войне

Дуумвират Помпей-Цезарь

Следующая болезнь Помпея

Смерть Помпея

Падение триумвирата и Цезарь – глава государства.


10.   Государство и право Древней Спарты,

Управление: народное собрание, коллегия эфоров (представительная власть), совет старцев.

Совет старцев: создал Ликург, 28 граждан старше 60 + 2 царя.

Соц и полит устройство: скреплено договором, VIII-VII.

Ликургов строй: сложился VII-VI, для обеспечения единства, сдерживание имущественного расслоения.

Аристотель: это смешание олигархического и демократического строя.

Участие народа в выборе высших должностных лиц.

Земельные наделы нельзя: дарить, делить, завещать.

Совместная трапеза и несение воен службы.


11.   Рим периода принципата. Рим периода домината.

Римская империя

Общественный строй: военно-диктаторский режим, завершение гражданских войн, стабилизируется ситуация в Риме, рабовладельческий строй достигает кульминации, новые классовые и социальные противоречия, растет численность свободного населения, 212 – эдикт Каракаллы – право граждан предоставлено всем свободным жителям Римской империи, соц и сословная дифферинциация свободных, эпоха успешных завоеваний уходит в прошлое, положение рабов улучшается, семейные отношения рабов, широко распространяются пекулии и колонат.

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 этапа в периоде империи:

1)       принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

2)       Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: переход управления государством к принципсу, благодаря наделению его imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, собственная казна, уже (Октавиан получил imperium: помимо традиционного ком армией, правло объявлять войну, мир, международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, толковать законы.)

Постановления принципса имеют силу закона,Принципсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами и народными трибунами, Первоначально не наследственная власть, Свержение принципсов и назначение новых, Компетенция сената существенно изменилась, К 2 в сенат фактически только утверждал положения принципсов, Создается императорский чиновничий аппарат, Реорганизация управления провинциями – составная часть римского государства (императорские – управлялись легатами и сенаторские – проконсулы, пропреторы), Постепенно власть принципса и на сенатские провинции.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ