|
История политических и правовых учений
История политических и правовых учений
История
политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией
В.С.Нерсесянця. Норма-Инфоб М. 1999
Глава 8.
Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 1. Введение
Возрождение и
Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего
западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность
эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой
антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого,
средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в
анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов
человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и
Реформации.,Есгественно, что это содержание видоизменялось и развивалось,
приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты,
национально-культурную окраску.
Когда говорят о
Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и
защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа
мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.
Реформация же
представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной
природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот
строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.
Для Возрождения и
Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и
возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных
прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях — отрицание)
религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного
сознания
Будучи по своему
социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями,
Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах
превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь
такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще
актуальными компонентами всего последующего поступательного развития
цивилизованно 162
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
го человечества. В ряд
подобных замечательных образцов включается также известная совокупность
политико-юридических ценностей и идей.
В процессе выработки
последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному
наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода
обращения знало и западноевропейское средневековье. Однако сами фрагменты
античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному
средневековью контекст, а главное — способы, мотивы и цели их использования
были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и
Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве,
праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной
цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них
прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и
санкционированнных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин
феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете
направление поиска в античном наследии государствоведческих идей,
теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических
задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка
обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических
воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.
В борьбе со
средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система
качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль
о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и
автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития
человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться
своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы
социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении
прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.
В миропонимании
Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его
знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а
исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородст§ 1.
Введение 163
вом в делах и помыслах.
Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства
индивида — гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему
благу?В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление
о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства
(в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости.
Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в
издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством
человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя
концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины
возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем
ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми
организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.
Несколько по-иному
обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная
ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право
человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти
отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные
им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские
авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но
все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности—
Новый Завет).
Возвращаясь к общей
оценке социально-исторического значения политических и правовых идей
Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание
подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых,
«ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических
порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более
высоко стоящего на исторической лестнице общества — с позиций буржуазного
строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных
интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации,
угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность»
предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических
экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают
и становятся господствующими с победой буржуазного способа 164
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 2. Новая наука о
политике. Н. Макиавелли
165
производства,
буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и
Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи
всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия
общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.
§ 2. Новая наука о
политике. Н. Макиавелли В истории концепций государства и права немного
найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и
противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи
знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Большой
знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на
посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю
политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь»
(1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции»
(первое издание — 1532) и др.
Исследователи согласны
в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма
противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во
влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым
аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко
страдавшему от внутренних междуусобиц, неистовства мелких тиранов, вмеша-
тельства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав, Также не без
оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным
демократическим институтам.
По иронии судьбы вышло
так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического
деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в
«Рассуждениях...», «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях.
Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно,
не они, а макиавеллиевский «Государь». Но в нем-то как раз республикански-демократические
мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если
звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для
прославления демократических и республиканских ценностей, апологии права и
гуманизма.
«Государь» при первом
ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и
значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в
человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает
черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем
(т.е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы
государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему
советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный
смысл «Государя». Дальше разговор будет идти в основном о нем.
Мировоззренческая
позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства— позиция
религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения
из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него— опыт
истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная
аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый,
по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья,
закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят
не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно,
под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого».
Постулат
самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить
государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к
этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать
политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо
власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь
посвящен «Государь»)— изначально явления внеморального плана.
Автор «Государя» мало
озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими
способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними».
Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти.
Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой
же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но
хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть
хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у 166
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Макиавелли опора
законов (так же, как опора государственной власти) — армия, вооруженная сила. О
праве, справедливости и т. п. речи нет.
Есть ряд политических
приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели.
Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать
от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет
пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и
безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против
своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам,
«пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо
заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения
государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать
этому призвано — помимо всех прочих мер — ее прославление и возвеличивание. Для
Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой
ценой — доминирующий интерес государственности.
Государство (введение
самого термина stato, т. е. «государство» в
политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает
монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе»
преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом,
обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его
министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами то,
что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому
аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит
публичная власть — право командовать государством, страной по своему
усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в
стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только
у себя.
Симпатии свои
Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь
правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на
высшие должности, помогают ему управлять государством».Управляя с помощью слуг,
государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь
одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и
должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь
§ 2. Новая наука о
политике. Н. Макиавелли
167
просто поручает своим
чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли.
Макиавелли отрицательно
относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо
волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия
государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его
собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против
наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц,
получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.
Совершенно чуждо
Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе
как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на
управление государством, даже на минимальное его подключение к
самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу
надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со
стороны государей в удобный и послушный объект государственной
власти.
В «Государе» мало
говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и
интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к
управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике
опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать —
честолюбива, а народ — необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в
мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом.
Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим
совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных
от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его
(государя) суду. Плох тот правитель, ! который не столько опекает своих
подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения.
Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет
верховной (т. е. своей) власти.
Набор благодеяний,
идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные
меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка),
покровительство ремеслам, земледелию и торговле — вот почти и все. В этом
наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным
гарантированных прав и 168
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
свобод, особенно
политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она
не случайна.
Там, где жизнь людей
направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных
одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные
не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей
волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в
неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли,
смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не
простят потерю имущества.
Опекая подданных,
воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения»
народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые
подданным и рассчитанные на их восприятие, именно как благодеяния. Обычно люди
не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя.
Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно
привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли,
надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно
длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.
Макиавелли прекрасно
сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах,
угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает
правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и
ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего
опасаться». Завоевывать расположение народа — вот его задача. Ему надлежит
«принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели
потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается
обреченным и народ — он ввергается в пучину анархии, беспорядка.
Каким образом добиться
от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы
его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая
власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю.
Оно (повиновение) возможно. Есть два способа достижения повиновения. Первый —
любовь к государю. Второй — страх перед ним. Что эффективней и надежней? С
точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят
одновременно, однако любовь плохо
§ 2. Новая наука о
политике. Н. Макиавелли
169
уживается со страхом,
поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и
поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».
Делая выбор в пользу
страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству
(государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из
основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их
асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ
эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно
сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что
их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллиевскую идею
асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.
В «Государе» от угрозы
наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого
наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить
своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми
суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в
мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти,
опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности
ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не
спросишь». Их решения, касающиеся частных дел подданных, должны быть
бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную
непререкаемость государственной власти.
Эту непререкаемость
может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от
кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая
воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и
порядок в стране. В словаре Макиавелли нет понятия «государственный
суверенитет». Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать
государственная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к
формулированию данного понятия — одного из важнейших для науки о государстве,
для характеристики природы государства.
Гуманистический дух
эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как
нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой
личности, создающей 170
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
171
и творящей самое себя.
Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет
рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на
поприще политики. В фокусе этого макиавеллиевского сочинения — идеальный
правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя
выступает Цезарь Борд-жиа — поистине сатанинский злодей в котором автор хотел
видеть великого государственного мужа, объединителя Италии. Отмеченный разлад
Макиавелли с гуманизмом проистекает не из прихотливых личных симпатий и
антипатий флорентийца. Его (т. е. разлада) глубинные истоки лежат в
трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно
отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия:
этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро»
— «зло» у первого, «польза» — «вред» («выигрыш» — «проигрыш») у второго.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это
объективно существующее соотношение политики и морали.
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое
общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и
политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической
форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление»
официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной
организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно
стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была
Германия.
Сторонники Реформации
разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции — масса
низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших
обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся
использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи.
Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления
достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные
массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за
революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.
Участие в
реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно,
определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ,
представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы
содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все
сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины
Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они
согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без
посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали
радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню
церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской
курии и т. д.
У истоков Реформации
стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог
Мартин Лютер (1483—1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические
лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех
поборников Реформации.
Чтобы правильно
разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо,
во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI
в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря
Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо
связано со «злобой дня», от того, что содержит глубинный теоретический смысл;
в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим М.
Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные
им_идеи...
'Один из исходных
пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается
исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом,
становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь
более в услугах католической церкви (идея «всесвященст-ва»). Только лишь богу —
существу совершеннейшему — обязаны люди (от пап и князей до последнего
крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении
с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства
над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Рефор172
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
173
мации фактически
являлась едва ли не первой раннебуржуаз-ной версией принципа равноправия.
Возможность верующим
быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни
обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого
порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства,
законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете
производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой
качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской
власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением
людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека
находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его
законов.
В своей концепции
государства М. Лютер предусмотрел — и это очень важно для понимания ее
теоретического значения,— что в сфере естественного права, в границах мирских
отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью,
реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же
целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть
не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще
христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».
М. Лютер, однако, был
чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического
переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных
быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые
ею несправедливости.
Система лютеровских
политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли
светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим
институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма.
Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как
особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти
религиозным авторитетом — все это способствовало насаждению культа государства;
суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой
господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность,
за которую ратовал М. Лютер, не предполагала сколько-нибудь
серьезного изменения
общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять
эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы,
устранять духовное порабощение верующих и т. п.
В целом эволюция
деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали
элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма,
религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию
Реформации.
Крестьянско-плебейский
лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490—1525), обратил реформационное
движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских
порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой
революционной борьбы — Крестьянская война в Германии (1524—1526 гг.).
Социальные и
политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определенно
изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из
относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось
о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об
обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков
и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание
«Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда
радикальнее. Авторы этого письма заявляли, что крайне бедственное положение
народа 174
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
государства как
организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов
«гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их
различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер,
обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел
религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного
государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради
поддержания «гражданского единства», а в целях удовлетворения своих корыстных
партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то
государство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития,
целью всего сущего. 176
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
объявлял божественной.
Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными
государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое
неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда
использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные
формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Ж. Кальвина демократия.
Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.
Отличительное свойство
кальвинистской доктрины — заключающаяся в ней жестокая религиозная
нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к
крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и
завершала не менее свирепая политическая практика Ж. Кальвина, который в
1541—1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически
подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли
не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной
жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания,
вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.
Кальвинистская
идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала
совершению первой буржуазной революции в Западной Европе — революции в
Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли
республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими
идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный
материал», на почве которого в XVII—XVIII
вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.
Роль, сыгранная в
истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но еще и
неоднозначной. В сложной обстановке социально-политической борьбы, которая
сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлению абсолютных
монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями
консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной
государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои сословные
привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Ж. Кальвина о возможности
сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественных законов,
ущемления свободы народа.
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
177
Политические писатели,
защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили
название монархо-махов (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй половине XVI — начале XVII в. довольно широкую известность
приобрели сочинения Ф. Гетмана «Франко-Галлия», Юния Брута (псевдоним) «Защита
против тиранов», Т. Веза «О праве магистратов по отношению к подданным», Дж.
Бьюкенена «О царском праве у шотландцев» и др. Своеобразным было конкретное
содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общий
идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.
В них много говорилось
о «народе» и от имени «народа». Но под ним подразумевались отнюдь не социальные
низы, трудящийся люд, крестьянско-плебейские массы, а собрания сословных представителей,
преимущественно же феодальная знать. Всячески подчеркивалось, что суверенитет
«народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя.
Последняя связана условиями того договора, который монархи заключают со своими
подданными. Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают
государственность нормальной, власть самого государя — законной. Если монарх
преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, ь исконные
свободы, жизнь подданных), становясь форменным [ тираном, «народ» вправе и
обязан низвергнуть его.
Идеи тираноборцев своей
классово-исторической сутью были обращены в прошлое. Институты старой
сословно-представи-тельной системы, слабо интегрированное средневековое государство,
уже пошатнувшийся церковный космополитизм монархомахи противопоставили
централизующейся политической власти позднефеодального общества, набиравшей
силу единой национальной государственности, которые в принципе выражали тогда
прогрессивные тенденции социального развития. Что же касается самого факта
актуализации монархомахами и настойчивого внедрения ими в идеологический
оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки, как
«суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти»,
«границы власти государства», «право на сопротивление» и др., то этот факт
имел, несомненно, позитивный практический и теоретический смысл. Тираноборцы
вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти,
когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси
(1530—1563). В 178
Глава 8- Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
этой работе
монархический строй отвергался как таковой по причине его антиобщественной,
антигуманной природы. В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два
основных вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы,
становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать
этого состояния и удерживать его.
Э. Ла Боэси полагал,
что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей
естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло,
с ним примирились; оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки.
Государи всячески культивируют у своих подданных привычку сознавать и ощущать
себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются также вследствие трусости,
страха, которые порождает в них тиранический режим. Наконец, в подневольное
состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого
различными пышными символами к ритуалами.
Чтобы удерживать народ
в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют
целую касту — пирамиду подручных —от нескольких фаворитов монарха до многих
тысяч его слуг, охранников, чиновников и т. д. Вся эта каста извлекает личную
выгоду из своего положения: наживается и преуспевает, помогая, монарху
эксплуатировать народ и господствовать над ним.
Как мы убедились, Э. Ла
Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально
разнородному обществу. Причем он не только раскрыл их, но также дал им
надлежащую оценку с позиций широких народных масс. Все это — важный вклад в
политико-юридическую теорию, в развитие прогрессивной демократической мысли.
Итак, идеологи и
деятели Реформации основательно потрудились над тем, чтобы расшатать
феодально-церковные порядки, которые в XVI в.
стали нестерпимо стеснять течение социально-политической жизни. Они критиковали
и дискредитировали данные порядки. Ими руководило при этом пробудившееся и
крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как
простого проводника воли бога и церкви, но и как института, имеющего свой
собственный резон, свои особенные черты, возможности и цели. Такой подход стал
заметной вехой на пути консолидации представлений о государ-
§ 4. Боден и его учение
о государстве
179
стве в специальную,
относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания —
государствоведение.
Завоеванием -политико-юридической
мысли, реалистически постигающей мир государства и права, стал сформулированный
в эпоху Реформации вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и
обязательный признак антидеспотического, демократически организованного человеческого
общежития. М. Лютер говорил: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было
человек не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не
будет на то его собственного согласия». Эта идея безусловной необходимости
«собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей
по своему общественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных
отношений. Примененная к анализу и оценке политической действительности, она
сыграла как в самой социальной истории, так и в науке о государстве и праве
благотворную, революционизирующую роль.
§ 4. Боден и его
учение о государстве
Страницы: 1, 2
|
|