Рефераты

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

         Что касается Концепции национальной безопасности РФ то, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в областях: международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.

         Интересы личности состоят в полном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, в духовном (нравственном и интеллектуальном образовании), физическом развитии.

         Интересы общества состоят в упрочении народовластия, создании нравственно - правового государства, в социально-экономическом развитии, достижении и поддержании общественного согласия в России.

         Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической и социальной стабильности, духовном и экономическом развитии, в безусловном обеспечении законности поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества и национальной безопасности.

         На данном этапе наиболее приоритетными жизненно важными интересами России являются:

·                    всесторонне развитие личности (в условиях обеспечения прав и свобод граждан), общества и страны (при обеспечении государством нормальных экономических, социальных, правовых, культурных условий жизни);

·                    поддержание стабильности и развитие конституционного строя на территории Российской Федерации;

·                    гарантирование надежной защиты от любых форм внешних угроз и вызовов на основе поддержания необходимого оборонного потенциала и построения стабильной системы международных отношений;

·                    обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, предотвращение дезинтеграции России.

         Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом развитии, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, в том числе и во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации общественными организациями, коллективами ученых, практиков и т.д.

         Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого развития экономики.

         Одной из главных составляющих национальных интересов является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе и международного. Органы государственной власти преследуют на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, включая и те случаи, когда террористические акции планировались, или проводились вне пределов России, наносили ущерб России.

         Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки находятся в духовном воспитании и образовании общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалы о высокой нравственности, патриотизма, в развитии многовековых духовных традиций Отечества.

         Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере заключаются в упрочении России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира. Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества отвечает внешнеполитическим интересам России, способствует укреплению глобальной и региональной безопасности, созданию благоприятных условий для участия России в мировой торговле, научно-техническом и финансово-кредитном сотрудничестве.

          Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также  защиту здоровья, достоинства, прав и свобод российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер дипломатического, политического, экономического, включая меры военного характера, повсеместное соблюдение прав человека и недопустимость двойных стандартов в этой области.

         Национальные интересы России в их внешнеполитическом измерении в современных условиях можно разделить на три основные категории.

         Важнейший национальный интерес Российской Федерации на глобальном уровне состоит в ее активном и полноправном участии в построении такой системы международных отношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее национальной идентичности, политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.

         Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на региональном уровне сводятся к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению ее политических и экономических позиций на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.

         Важнейшие национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и участии в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.

         Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в предотвращении угроз, вызовов и самой военной агрессии; в обеспечении военной безопасности всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. Журнал//Национальная безопасность и геополитика России//№ 11-12 (28-29)-2001. С. 32

         После обретения независимости и вслед за дипломатическим признанием Казахстана крайне важная задача состояла в том, чтобы концептуально определиться с приоритетными направлениями внешней политики. Какую международную политику будет проводить Казахстан - этот вопрос волновал многие государства, которые понимали, что ситуация в центральноазиатском регионе будет во многом зависеть от внешнеполитического курса нашего государства.

         Как соотнести потенциал Казахстана и его внешнеполитические акции? В чем суть отечественной дипломатии, и каковы ее основные направления? Как Казахстан должен подходить к решению проблем международной безопасности, включая ядерный потенциал, размещенный на территории нашего государства? Как обеспечить дипломатическими средствами безопасность государства?

         Эти и другие вопросы, по словам гос.секретаря министра иностранных дел Токаева К.К. висели "дамокловым мечом" над разработчиками концепции внешней политики. Но в тоже время было ясное осознание четкой расстановки приоритетов, которые точно отражали бы насущные потребности и стратегические интересы Казахстана.

         Тон разработке концепции задал сам Президент. В своей фундаментальной работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" Н.Назарбаев определил ориентиры международного курса государства.

         "Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира. Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям:

·                    признаем сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики Казахстана;

·                    отвергаем войну или угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и иных целей;

·                    придерживаемся принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств". 

         Президент указал на приоритет внешнеполитической деятельности в обеспечении национальной безопасности. "Специфика геополитического положения и этнодемографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующими в обеспечении безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию". При этом система безопасности Казахстана должна выступать составной частью региональной и планетарной системы безопасности". К. Токаев. Преодоление. Дипломатические очерки. Астана. 2003. С. 155. 

         Мы должны также, рассмотреть национальные интересы Республики Казахстан. В  законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 4 перечисляются национальные интересы Республики Казахстан:

1)  обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2)  сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;

3)  экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;

4)  воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;

5)  сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;

6)  незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

7)  устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

8)  обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

9)  безусловное исполнение законов и поддержание порядка;

10)     развитие международного сотрудничества на основе партнерства. [7, 29]

         Безопасность Республики Казахстан базируется на стратегии, учитывающей приоритеты и общие задачи политики в этой области и реализуемой через достижение целей безопасности. В 1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 годы. Это стало важным этапом в формировании действенной системы безопасности в нашей стране, работа по обеспечению безопасности страны приняла, более системный характер. В данном документе безопасность страны рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность, военная, экономическая, социально-политическая, экологическая, информационная безопасность.

         Стратегия позволила  комплексно рассматривать вопросы по безопасности и расширить понимание безопасности. Таким сферам безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, социальная до 1999 года уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут перейти в разряд угроз национальной безопасности.

         В Стратегии были выделены наиболее значимые угрозы нашей безопасности в среднесрочной перспективе. Это, в частности, очаги локальных конфликтов вблизи границ Казахстана, распространение экстремизма и терроризма, оружия массового поражения, прежде всего в азиатском регионе, снижение уровня боеспособности Вооруженных Сил, технологическое отставание страны, диспропорции в экономике, дефицит водных ресурсов, несанкционированный доступ к электронным базам и банкам данных и т.д. [11, 16 ]

         При разработке Стратегии были использованы опыт зарубежных стран, современные методики прогноза, выявления и оценки потенциала угроз национальной безопасности. Стратегия является программным документом, на основе которого принимаются меры по защите национальных интересов страны, осуществляется координация деятельности всех государственных органов и организаций в предотвращении и нейтрализации угроз национальной безопасности.


Вывод: Таким образом, при сравнении Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан, видно, что они имеют уникальные особенности. После развала СССР, Россия обратила свой взор на Запад, считая республики бывшего Союза "балластом" и "тормозом" для своего развития, и относилась к вопросам своей безопасности легкомысленно, уверовав в свою неуязвимость и направив все усилия, под руководством министра иностранных дел Козырева, на «выпрашивание» инвестиций у западных стран. В отличие от России, Казахстан всеми силами старался сохранить свою независимость, предлагая создание общих вооруженных сил с Россией; в ответ на создание Союза Славянских государств в Беловежской Пуще, отверг создание Центральноазиатского Союза, который мог бы привести цивилизационному противостоянию и предложил создание Содружества Независимых Государств. Казахстан отказался от ядерного оружия, хотя это было соблазнительным фактором отстаивания своих национальных интересов, на тот момент это был единственный логичный шаг, так как обладание им автоматически поставило бы Казахстан в один ряд с государствами "оси зла"  перечеркнуло бы надежды на экономическое развитие. Как известно, главнейшим фактором безопасности является сильная экономика, Китай, в свое время, отставая от развитых стран Запада и Японии и испытав национальное унижение, в настоящее время, восстанавливает историческую справедливость и становится по настоящему великой державой, добившись потрясающих экономических успехов и нарастив свой военный потенциал. По примеру Китая, должен пойти и Казахстан, что он и делает в настоящее время, развивая экономику.

         По основным параметрам национальные интересы России и Казахстана совпадают, таким как: экономическое развитие во благо народов государств; усиление государства во всех сферах жизни; развитие духовно-нравственного наследия и патриотизма, интеграция стран СНГ (в Концепции РФ по национальной безопасности говорится: исходя из современных геополитических интересов реальностей и российских внешнеполитических интересов, обеспечение жизненно важных интересов Российской Федерации связано прежде всего, с развитием отношений с ближайшими соседями - в первую очередь с теми, которые входят в СНГ) Национальная безопасность и геополитика России. № 9-10, 2001 С. 163 и т. д. Но в таких вопросах как международные отношения имеются существенные различия, в силу разного военно-политического веса.

         Так, Россия готова пойти на крайние меры, вплоть до вооруженной агрессии в вопросах защиты своих интересов. Следует заметить, что в числе авторов Концепции национальной безопасности РФ состоит А.Дугин, являющийся советником Председателя Госдумы и  автором фундаментального труда "Геополитическое будущее России", известного своим неоднозначным отношением к Казахстану и Центральной Азии. Он предлагает поделить Центральную Азию на зоны влияния между Россией и Ираном, называя эту территорию "Русским Туркестаном", что не  может не вселять тревогу. Авторы предлагают в качестве политики отстаивания национальных интересов России защиту русскоязычного населения вне ее пределов, здесь красной нитью проходит мысль о том, что во всех республиках бывшего СССР русскоязычное население подвергается дискриминации. Так, в журнале "Национальная безопасность и геополитика России" политолог С.Косаренко говорит, что "в интересах нормального функционирования и развития Великой России ее государственные границы должны в основном совпадать с границами исторически сложившегося расселения народов, образующего российский суперэтнос. Стало быть, речь идет помимо России - РФ в ее сегодняшней неполноценной - с этно- и геополитической конфигурации, также о Белоруссии, о Северном Казахстане и Семиречье с Алма-Атой (точнее казачьим г. Верный). Национальная безопасность и геополитика России. № 9-10 (26-27) 2001. С. 121

         Россия старается вернуть свой бывший статус великой державы, хотя по мнению З. Бжезинского Россия в настоящее время является лишь региональной державой, восстанавливая былые зоны влияния на пространстве СНГ.   

         Кроме того, анализируя российскую политику в области безопасности, следует учитывать, что официальная государственная доктрина может отличаться от ее реального содержания. Этот тезис особенно важен для обеспечения безопасности Казахстана. Подобные расхождения между официальной концепцией и реальной политикой обнаруживаются при внимательном анализе других российских документов в сфере безопасности, внешней политики стратегических интересов России. Суть большинства рекомендаций этих неофициальных, но влияющих на принятие Москвой политических решений, документов сводится к тому, что Россия должна отстаивать свои интересы и свою безопасность в ущерб суверенитету и безопасности остальных членов Содружества. К сожалению, при проектировании концепции национальной безопасности РК данный фактор следует рассматривать как долгосрочный.

         Работа над концепцией внешней политики Казахстана шла постоянно на протяжении десяти лет. Концепция внешней политики утверждалась на Совете Безопасности дважды: в 1995 и 2000 годах.

         Концепция рассматривалась дважды по причине  смены международной ситуации, геополитического окружения, по причине наступления глобализации. На данный момент, имеется четко обозначенная концепция национальной безопасности, в которой говорится, что единственный и самый разумный шаг в отстаивании национальных интересов - разумная многовекторная дипломатия.  Укрепление связей в первую очередь с Россией, Китаем, Центральноазиатскими государствами, а также с США, международными институтами и форумами; освоение богатых природных ресурсов и развитие патриотизма и любви к своей стране.

        

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы  совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение национальной безопасности.

         Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, представляют особый интерес.

         Особенности региональной интеграции в СНГ связаны с тем, что данный процесс очень тесно сопряжен с процессом незавершившейся дезинтеграции распавшегося Советского Союза. Во многом несмотря на "давление" ряда объективных обстоятельств, до сих пор неясно, что превалирует на постсоветском пространстве, действительно мощная инерция советского наследия, или тенденция к интеграции, связанная с ростом экономической и политической базы суверенитета.

         В период 1991 - 1993 гг. несмотря на создание института СНГ, стремительное разрушение социально-экономических связей заставило большинство постсоветских государств усиленно наращивать базу национальной независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе, было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода" постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что Стороны признают и  территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между  Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой военной помощи в случае  агрессии против одной из сторон. Стороны также обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992, учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности, договорились о следующем:

ü     в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости и территориальной целостности одной из сторон, предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.  

ü     заключить  Соглашение об использовании сил и средств военно-морских сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения безопасности сторон.

ü     осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и поставок вооружений, военной техники и материально-технических средств.

Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.

      Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух государств, и явились первыми документами такого рода в политической истории суверенного Казахстана.

         Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном".  Так, в 1993 году был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что  будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон, другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную. 

         Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -  Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили действия этого Договора». 

         В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства- участники  образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств- участников  и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых  Государств.

Решение об и  использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных Наций.    Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001, стр. 312.

 В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением   Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5 декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.

Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана, Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6 июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными предпосылками в направлении  ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической, военной и других областях.    


 

         Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем - 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.

         На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г. Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества.        Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно, через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии, тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.

         Кроме того, Казахстан обладает колоссальными земельными и природными ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в 2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.). По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально-азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения у него только 57 позиция.

Глава 2.

 

Угрозы национальной безопасности Республики Казахстануна современном этапе.   

 

Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5 перечисляются угрозы национальной безопасности:

1)   ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

2)   деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость  территории государства;

3)   ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;

4)   разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;

5)   дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;

6)   политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

7)   обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;

8)   создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

9)   резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;

13)     несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по  защите национальных интересов страны. [8,29]      Указ Президента РК от 26 марта 1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность: итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.

         Таким образом видно, что существует очень длинный перечень угроз национальной безопасности РК на современном этапе. 

         Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была направлена на сохранение мира между крайне русифицированной  северной частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры между казахами и русскими.

Неспособность контролировать персечение границ людьми и товарами, так же, как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу, ответом на которую могут стать только коллективные акции совместно с другими государствами региона.

         Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность Казахстана, можно назвать следующие: растущий российский национализм, который может привести к попыткам персмотреть северную границу республики и включить северные области в состав Российской Федерации; нестабильность в южных регионах, принявшая форму радикальных исламских движений и других социальных и политических потрясений; существенное сосредоточение военной силы и военных баз вдоль границы Казахстана, а также вероятный распад Российской Федерации, который мог бы привести не просто к возникновению нестабильности в Северном Казахстане, но и поставить под сомнение серьезность гарантий, включая ядерные, данные Россией Казахстану по обеспечению его безопасности.

         Китай по своим размерам представляет другое государство, которое могло бы угрожать Казахстану. И он представлял собой это в прошлом. Существовали опасения , что рано или поздно Китай предъявит территориальные претензии на часть Восточного Казахстана. Эта территория была оккупирована во время джунгарского вторжения в начале ХХYIII века; джунгары были предшественниками китайцев в Синьцзяне, и любое пекинское правительство от императорского до коммунистического рассматривало все временно оккупированные китайцами территории как владения Китая. Казахстан не в состоянии ни в одиночку, ни коллективно сопротивляться потенциальному ультиматуму Китая по пересмотру границы в пользу КНР. Akiner Sh. Soviet Military Legacy in Kazakhstan // Jane's Intelligence Review. December 1994 - Asia, pp.552-555    После распада СССР и образования СНГ была создана совместная делегация Казахстана, России, Киргизии, Таджикистана для переговоров с КНР. В результате перговоров было согласовано более 90% участка казахстанско-китайской границы. 26 апреля 1994 года между руоводителями РК и КНР было подписано соглашение о границе, которое вступило в силу 11 сентября 1995 года. Но проблема состояла в том, что осталисьнесогласованными два спорных участка общей площадью более 1000 кв. км.: район Чоган-Оба (Восточно-Казахстанская область) и район реки Сарычильды (Алматинская область). Из 994 кв.км. земель 537 кв.км. (57 %) остались за Казахстаном, а 407 кв.км. (43%) отошли Китаю. Следует заметить, что о существовании данной проблемы, широкая общественность узнала только после передачи земель Китаю. Материалы научно-практической конференции "Международные отношения : теория-практика-поиск" Алматы, 1999 С. 110

         По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РК Яо Пэйшеня "Китай отказывается от сферы влияния в Центральноазиатском регионе, не диктовал и не будет диктовать свою волю государствам региона". Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал № 3/2002 С. 3. В данное время, Китай сотрудничает с Казахстаном в области безопасности и экономики, но как кажется, Господин Посол лукавит, говоря об отказе от сферы влияния и "пограничный вопрос"- тому подтверждение.

         Западные авторы выделяют следующие потенциальные источники, представляющие угрозу безопасности Казахстана:

·                    постимперская Россия, претендующая на защиту всего русского и так называемого русскоязычного населения;

·                    коммунистический Китай с его растущей экономикой и территориальными претензиями;

·                    мусульманский Юг с его различными радикальными и фундаменталисткими движениями;

·                    этнический сепаратизм внутри республики, способный спровоцировать внешнее вмешательство.

         Но западные авторы не упомянули опасность размещения войск НАТО на базах стран Центральной Азии. По мнению Ашимбаева М.С. данный факт, является проверкой на прочность одного из ключевых принципов в евразийском направлении внешней политики Китая - принципа "безопасного соседства". Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал № 5/2002 С.5

Что касается мусульманского Юга, то угрозы с его стороны будут исходить еще очень долго, к сожалению, и угрозы эти вполне конкретны и осязаемы. Во-первых, в непосредственной близости находится Афганистан, обстановку в котором даже после разгрома талибов, достигнутого усилиями Антитеррористической коалиции, трудно назвать стабильной. Во-вторых, в Узбекистане довольно прочно обосновалось ИДУ - Исламское движение Узбекистана, а в Киргизии (на юге) вольготно чувствуют себя эмиссары "Хизб-ут-Тахрир" - исламского движения с откровенно радикальными лозунгами. К слову, буквально недавно казахстанские спецслужбы задержали в нескольких районах Южно-Казахстанской области молодых парней с большой партией листовок экстремистского содержания. Такие же листовки были обнаружены в почтовых ящиках многоквартирных домов в областном центре - Шымкенте. В-третьих, наличие под боком у Казахстана густонаселенных "эпицентров нищеты" (вроде Ферганской долины Узбекистана) делает вполне реальной опасность неконтролируемых миграционных потоков. Вполне понятно, что наша страна пытается противостоять этому: проводит операцию "Мигрант", выдворяя за пределы страны нарушителей паспортно-визового режима. В-четвертых, Центральная Азия соседствует с так называемой "дугой нестабильности", по которой с каждым годом увеличиваются потоки наркотиков, оружия, нелегальных мигрантов и т.д. В-пятых, на китайском напрвлении непосредственно с нами граничит Синьцзян - постоянно тлеющий огонь уйгурского сепаратизма. А ведь только в Казахстане существует 400-тысячная уйгурская диаспора, настроения внутри которой неоднозначны. Газета. Время. Статья политолога Георгия Бушуева. Алматы. 24 апреля 2003. С. 16.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ