|
Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...
Военная безопасность была и остается
одним из важнейших компонентов национальной безопасности Республики Казахстан.
В Законе о национальной безопасности Республики Казахстан ей отводится
значительное место. Ст. 20 данного закона обязывает все органы, должностных лиц
государства, организации и граждан содействовать укреплению обороноспособности
Республики Казахстан, поддерживать и повышать уровень боеспособности
Вооруженных Сил Республики Казахстан, способствовать сохранению мобилизационных
мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов). Закон запрещает принятие каких
бы то ни было решений и действий, способных нанести ущерб обороноспособности
Республики Казахстан и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований. За исключением случаев, предусмотренных международными
договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не допускается размещение
на территории Казахстана венных баз иностранных государств, транзитные пересечения
и провоз через территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и
военной техники иностранных государств. Закон предусматривает привлечение
Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан к
обеспечению национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами
Республики Казахстан.
С целью совершенствования и
упорядочивания системы обеспечения военной безопасности Указом Президента РК от
10 февраля 2000 г. была утверждена новая Военная доктрина Республики Казахстан.
Согласно этой доктрине, Казахстан обеспечивает свою военную безопасность всей
совокупностью имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов, опираясь на
эффективную военную организацию государства. Важная роль отводится Вооруженным
Силам, а также другим войскам и воинским формированиям (пограничным,
внутренним, Республиканской гвардии и др.). В случае агрессии предполагается
вооруженная защита республики, мобилизация всего военного и экономического
потенциала государства, осуществление гражданской и территориальной обороны,
совместные действия с Вооруженными Силами государств- союзников.
Главная цель обеспечения
военной безопасности РК, согласно Военной доктрине, состоит в защите
суверенитета, территории, экономики, государственных институтов, граждан страны
от военных угроз, предотвращении агрессии или развязывания военных конфликтов,
создании благоприятных условий для устойчивого развития Республики Казахстан.
Официальные лица и
Министерство Обороны Республики Казахстан высоко оценили Военную доктрину и
вытекающие из нее Концепцию военной реформы и государственную программу
военного строительства в Республике Казахстан до 2005 г. Так, С. Токпакбаев,
анализируя Военную доктрину, отмечает ее сугубо оборонительный характер. По его
мнению, Военная доктрина вписывается в систему ранее принятых нормативных
актов, регламентирующих вопросы обеспечения национальной безопасности. Документ
по-новому излагает взгляды на обеспечение военной безопасности государства,
предотвращение войн и вооруженных конфликтов, военное строительство. Он
отмечает, что в прошлые годы должностные лица проводили мероприятия по военному
строительству на основе личной позиции, а не общегосударственных интересов. С
момента обретения независимости ничего не менялось в размещении группировок
войск по территории страны, в оперативных и боевых задачах объединений,
соединений и частей. Военное ведомство оказалось в плену устаревших взглядов -
о необходимости подготовки Вооруженных Сил к "большой" войне [1]. Токпакбаев
С Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования механизма обеспечения
военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-9. С. 89.
В утвержденной в 2001 году
Стратегии национальной безопасности РК на 1999-2005 гг. определены приоритетные
направления деятельности государственных органов, в том числе силовых структур,
в сфере обеспечения военной безопасности.
В этой связи принятие новой
Военной доктрины имеет для осуществления днейшего военного строительства в
нашей стране принципиальное значение. Этот документ является методологической
основой для подготовки всех нормативных актов в области военной безопасности.
В качестве потенциальной угрозы
на среднесрочный период в Доктрине рассматривается: распространение
экстремизма, эскалация военных конфликтов, появление в непосредственной
близости от наших границ новых ядерных государств. Обеспечение оснащенности и
боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований
Республики Казахстан является одним из национальных интересов Республики
Казахстан. [14, 5]Дубовцев Г. Приоритеты военного строительства.//
Континент. - 2002. - № 5. - с. 16-17.
Анализ внешнеполитической
обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание
конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе
маловероятно. Поэтому вряд ли будет целесообразным осуществлять строительство и
подготовку Вооруженных Сил из расчета участия в таком конфликте.
Планирование, строительство,
подготовка Вооруженных Сил в ближайшие годы должны быть направлены для
разрешения конфликтов низкой интенсивности, представляющих в обозримом будущем
наиболее вероятную угрозу мирному развитию нашей страны.
В вопросах организации защиты и
обороны нашей страны учитываются доктринальные установки по проблемам
обеспечения военной безопасности государств СНГ, прежде всего - участников
Договора о коллективной безопасности. Лишь успешное проведение военной реформы
позволит нам создать армию, которая будет способна надежно обеспечить внешнюю
безопасность страны.
Очевидно, что Вооруженные Силы
РК слабы и их мощь явно недостаточна для защиты такого большого по территории
государства. Число казахстанских жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49
лет составляет лишь4 млн. 400 тыс. человек, из них годных к строевой службе -
3 млн. 500 тыс. человек, а потому в случае внезапного нападения теоретически
можно призвать 1 млн. 800 тыс. человек, хотя в действительности будет
мобилизовано лишь 700 - 900 тыс. человек. Нетрудно сделать вывод, что по
сравнению с расположенной к югу 3-миллионной китайской армией и расположенной к
северу 2,5 миллионной российской армией, численность казахстанской армии
невелика.Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана: между прошлым и будущим.-
Алматы: Жеты Жаргы, 1999. - 416 с.
В разработке военной стратегии
казахстанское правительство делает упор на ведение политики интеграции и
стабильных связей со странами СНГ, укрепляя в первую очередь, политические и
военные связи с Россией, Китаем, США и другими государствами мирового сообщества.
Казахстан принимает активное участие в установлении взаимоотношений с НАТО,
которое проходит в рамках «Партнерство во имя мира», что снижает его
зависимость от России и угрозу со стороны Китая и поднимает международный
авторитет молодого государства. [15, 31]Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана:
между прошлым и будущим.- Алматы: Жеты Жаргы, 1999. - 416 с.
В то же время, многие специалисты не склонны идеализировать как Военную
доктрину, так и фактическое положение дел в сфере военной безопасности. Так, генерал-майор
А. Исенгулов, анализируя Военную доктрину, признает, что она в основном
учитывает сложившуюся военно-политическую обстановку и направлена на
обеспечение безопасности страны в пределах государственных границ, организацию
обороны в случае агрессии. В то же время, А. Исенгулов обращает внимание на
недостатки новой Военной доктрины. По его мнению, в доктрине недостаточно
внимания уделяется поддержанию высокого морального духа войск,
военно-патриотическому и интернациональному воспитанию. Идеологической работы и
мероприятий по повышению морального духа войск в доктрине также не
предусмотрено. А. Исенгулов пишет: "Из Военной доктрины практически выпал
главный двигатель и исполнитель изложенных в ней задач - человек.... Многие
государственные мужи до сих пор не поняли, что без армии народ не имеет своего
лица, он рано или поздно станет слугой, исполнителем чужой воли и интересов.
... И, как следствие, решение социальных проблем декларировано как реализация в
соответствии с существующим законодательством, хотя все льготы и гарантии и
всему личному составу силовых структур с 1 апреля 1999 года полностью
отменены" [2].Исенгулов А. Военная реформа в РК: желаемое и
действительность // Время ПО. 26 марта 2001 г.
А. Исенгулов подчеркивает, что в новой Военной доктрине полноценное
ресурсное обеспечение оперативной, боевой, мобилизационной готовности
предусмотрено только после 2005 г., с чем нельзя согласиться. Это вообще
ставит под сомнение боевую готовность Вооруженных Сил на современном этапе.
Кроме того, как отмечает А. Исенгулов, в Военной доктрине не учитывается, что
армия уже почти 10 лет не получает достаточного финансирования. Вооружение и
военная техника устарели, боевая подготовка не проводится. Далее, А. Исенгулов
замечает, что в Военной доктрине обязанности исполнительных органов -
Минобороны, генштаба, командующих (начальников) практически не составляют
единого комплекса, они искусственно разорваны. В качестве одного из недостатков
Военной доктрины А. Исенгулов выделяет отсутствие механизма ее реализации.
Задачи, поставленные перед Вооруженными Силами, несоразмерны с
материально-техническим и финансовым обеспечением войск. Видение Вооруженных
Сил ежегодно меняется, что ведет к систематической чехарде и вызывает
устойчивое неверие офицерского состава в реальность мероприятий. А. Исенгулов
не согласен и с логикой увеличения структур при существующей численности
армии. Численность офицерского состава в управленческих звеньях от дивизии и
выше недопустимо велика по сравнению с войсковым звеном. Увеличение
управленческих надстроек, в свою очередь, снижает оперативность управления
войсками, ведет к значительным расходам на обустройство командных пунктов,
узлов связи, создание социально-бытовых условий и т. п. Авторы коллективного
труда "Национальная безопасность Казахстана: иерархия угроз" также
останавливаются на серьезных изъянах в системе обеспечения военной безопасности
Республики Казахстан, к которым в том числе относятся: низкий уровень
боеспособности, мобилизационных ресурсов и военной подготовки казахстанской
армии; снижение показателей оснащения ВС РК необходимыми оружием и техникой,
разукомплектование техники и вооружения; неэффективность системы управления
армией; отсутствие четкого ограничения полномочий между Министерством обороны и
Генеральным штабом ВС РК; частая сменяемость руководства Минобороны и
Генштаба, приводящая и к смене политики в области военного строительства;
нехватка офицерских кадров и недостаточный уровень обучения в военных академиях
и училищах Казахстана; сложности с комплектованием войск рядовым составом;
расшатанность морально-психологического климата в армии: неуставные отношения,
"дедовщина", уклонения от выполнения приказов, дезертирство,
проявления национализма, землячества и трайбализма; низкий уровень материального
и социально-бытового обеспечения военнослужащих; неразвитость военной теории и
военной науки. Авторы приходят к выводу, что "...вновь принятая Военная
доктрина по своему содержанию во многом носит научно-теоретический характер и в
ней очень мало практического аспекта. В ней также не отражены конкретные
механизмы военного строительства и обеспечения военной защиты государства. Тем
самым она фактически не является документом, рассчитанным для обязательного
исполнения. Таким образом, откровенное игнорирование и неспособность решения
правительством республики и военным руководством названных выше проблем
казахстанской армии сильно подрывает систему национальной безопасности РК"
[3). Д. Сатпаев и М. Спанов излагают свое видение проблем военной безопасности,
выделяя при этом как внутренние, так и внешние угрозы. К внутренним угрозам они
относят: хроническое недофинансирование Вооруженных Сил; снижение безопасности
Вооруженных Сил; промедление в проведении военной реформы, направлен- ной на
создание небольшой, мобильной, высокопрофессиональной, хорошо вооруженной армии
быстрого реагирования; слабую развитость инфраструктуры тылового обеспечения;
снижение военно-промышленного потенциала; отсутствие долгосрочных программ
развития вооружения и военной техники; отсутствие механизмов действенного
политического и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил;
ухудшение демографического состояния в республике; чрезмерное увеличение
армейской бюрократии при параллельном снижении уровня компетенции и профессионализма
в высших военных кругах; рост должностных преступлений и коррупции [4]. К
внешним угрозам военной безопасности авторы относят: соседство с двумя крупными
ядерными державами, имеющими, вполне возможно, свои представления о будущем
развитии Казахстана; наличие уже существующих и потенциальных локальных
вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ Казахстана;
территориальные притязания со стороны того или иного государства; создание
коалиции государств, имеющих агрессивные намерения против республики;
международный терроризм и развитие его связей с политическими экстремистскими
группировками в Казахстане или у его региональных соседей; распространение
ядерных технологий и других видов оружия массового поражения в сочетании с
попытками их использования отдельными государствами или террористическими
группами против Казахстана; нарушение международных договоренностей в области
ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного, другими
странами; вооруженное нападение на одно из государств СНГ, подписавших Договор
о коллективной безопасности" [5].
Д. Сатпаев и М. Спанов полагают, что Казахстан должен делать
акцент не на количестве Вооруженных Сил, а на их качественном содержании, что
должно поднять престиж армии. Следует пересмотреть подход к финансированию
армии с учетом реальных и потенциальных военных угроз и обеспечить постепенный
переход на контрактную модель формирования Вооруженных Сил. Необходимо уделять
большое значение развитию системы коллективной безопасности в рамках СНГ, что
на " ... данный момент крайне необходимо в условиях кризисного положения
ВС РК и фактической неспособности армии обеспечить надежную защиту от возможной
агрессии извне" [6]. В ходе военного строительства акцент должен делаться
на развитии ПВО (противовоздушной обороны), принимая во внимание наличие у
большинства государств региона тактических ракет наземного базирования, а также
снижение роли Сухопутных войск на фоне усиления Военно-воздушных Сил (ВВС).
В 2000 г. вышла из печати ценная в историческом плане работа
Л.К. Бакаева "Национальная безопасность Республики Казахстан". К
сожалению, автору не удалось осуществить системный подход к проблеме военной
безопасности и ее соотношению с национальной безопасностью в целом. Монография
отличается и определенной непоследовательностью в принципиальных вопросах
военного строительства на современном этапе. С одной стороны, автор заявляет:
"Казахстан может оказаться в ситуации, когда будет вынужден отстаивать, в
силу геополитических реалий, свою свободу и независимость" [9]. Далее
автор отмечает, что ограниченные войны могут иметь место в будущем и поэтому
"...Военная доктрина Казахстана должна носить оборонно-ступательный
характер" [10]. Чуть ниже Л.К. Бакаев констатирует: "Казахстан не
обладает "географическим иммунитетом", все его важнейшие военные
объекты и промышленные районы уязвимы со всех направлений от ударов даже
обычного оружия" [11]. И, наконец, автор заключает: "... Казахстан,
как и остальные центрально-азиатские государства, не может еще в своем регионе
гарантировать необходимую безопасность" [12].
С другой стороны, Л.К. Бакаев делает утверждения и
противоположного характера. Так, в начале работы он категорически заявляет:
"...Безусловно, что все потенциальные угрозы национальной безопасности в
ближайшие 15 - 20 лет не имеют характера прямого военного вторжения и опасности
территориальной целостности государства" [13]. Позднее он возвращается к
этой проблеме: "Существуют ли военные угрозы Казахстану, как новому
государству, вышедшему из-под обломков развалившегося СССР? По оценкам
политического и военного руководства Казахстана, таких угроз нет" [14]. И
далее: "Сегодня вполне можно утверждать, что военной угрозы Казахстану,
как таковой, не существует, а то, что пытаются представить в качестве военной
угрозы, является источником потенциальной военной опасности, но никак не
военной угрозой в полном смысле этого слова" [15].
Не отличается последовательностью и позиция автора в вопросе о
возможном членстве Казахстана в НАТО. Так, автор пишет: "...Следует
признать, что после обнародования решения о расширении НАТО, Россия оказалась в
некотором двусмысленном положении, и у нее нет иной альтернативы в будущем, как
со временем стать членом НАТО. Стоит об этом подумать и Казахстану" [16].
Вскоре автор констатирует, что "...Казахстан в этих условиях будет
проводить взвешенную международную политику, направленную на ослабление
международной напряженности, так как он является азиатским государством и не
имеет своих намерений присоединиться к Альянсу" [17].
Заслуживает внимания и работа политолога Б.С. Жусипова, который
еще в 1999 г. заявил о себе интересной статьей, посвященной проблеме
военно-космической безопасности республики [18]. В 2001 г. вышла в свет его
монография "Республика Казахстан: проблемы политики безопасности".
Автор пытается раскрыть сущность военной безопасности Республики Казахстан на
современном этапе. Особое внимание он уделяет оборонной политике - как единству
внутренней и внешней безопасности Республики Казахстан. Ученый останавливается,
в частности, на политике ядерного разоружения и военно-космической безопасности
Казахстана. Автор не обходит стороной и драматические страницы истории
превращения Казахстана в безъядерную державу, и наличие определенных
расхождений по этому вопросу в политической и интеллектуальной элите
Казахстана. В частности, автор приводит материалы интервью бывшего министра
иностранных дел - М. Исиналиева, отстаивавшего позицию более жесткого диалога с
ядерными державами. Б.С. Жусипов позитивно оценивает шаги Казахстана в сфере
ядерного разоружения и сотрудничество республики с МАГАТЭ. Ученый отмечает, что
Казахстан первым в СНГ ратифицировал "Договор о сокращении стратегических
наступательных вооружений" (СНВ - 1).
Б.С. Жусипов отмечает активное участие Казахстана в Договоре о
коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., в Шанхайской организации
сотрудничества и т. д. В то же время, исследователь указывает на ряд факторов,
которые могут серьезно повлиять на военную безопасность Казахстана. Так, США, как
сверхдержава, в силу ряда обстоятельств, могут нарушить баланс сил в мире.
Отсюда и возможность появления нового миропорядка, организации новых военных
блоков государств: "Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, - пишет Б.С.
Жусипов, - что евроазиатские военно-политические оси "холодной войны"
изменились, но не исчезли. Уже начали определяться новые геостратегические
оси. Нарушился и баланс интересов, т. е. исчезла или ослабла гарантия
национальной безопасности государств и, следовательно, стабильность обстановки
в регионах. Лидеры ряда новых независимых государств стали пренебрегать
интересами соседей, чтобы изменить баланс сил в свою пользу.... Идет борьба за
постсоветское наследие, с особой силой - к югу от России. Если буферные
государства Прибалтики последовательно возвращаются в свою этнокультурную
общность - Запад, то государства Центральной Азии (в том числе Азербайджан)
оказались на распутье - между Россией, Турцией, Ираном, Пакистаном и даже
Китаем.... У Вашингтона появились дополнительные заботы, т. е. как бы побыстрее
и понадежнее взять под контроль образовавшиеся в результате распада СССР новые
зоны "жизненных интересов", такие, как Центральная Азия и Каспий, с
их углеводородными и другими запасами стратегического сырья..." [19]. К
тому же, военной безопасности Казахстана могут угрожать: некоторые государства,
находящиеся в непосредственной близости от границ республики, стремящиеся
решать спорные вопросы военными методами; наличие у ряда государств мощных
группировок вооруженных сил вблизи границ страны; нестабильность
внутриполитической обстановки соседних государств и вооруженные конфликты между
ними. Наконец, вызывает тревогу расползание ядерного оружия по всему миру.
Особое внимание Б.С. Жусипов уделяет геополитическим аспектам
военной безопасности Казахстана. По его мнению, у Казахстана, как у суверенного
государства, должна быть своя собственная политика, свое право свободного
выбора приоритетов и союзников по безопасности. Комментируя линию МИД на
стратегическое партнерство с США, Б.С: Жусипов пишет: "... Именно с
Вашингтоном здесь связывают серьезные планы вхождения страны в мировое
сообщество, в международные политические, финансово-экономические и военные, в
том числе - натовские институты и структуры, привлечения иностранных капиталов
в национальную экономику, скорейшего приобщения к западным рыночным ценностям и
реформирования своей политической системы. Однако, главной целью
стратегического сближения с единственной и безальтернативной пока супердержавой
является получение американских гарантий для обеспечения национальной и
региональной безопасности. Особую ценность представляет подписанная двумя
президентами в Вашингтоне (1994) "Хартия о демократическом
партнерстве", где такие гарантии предполагаются.... В перспективе такая
политическая ориентация на США Республики Казахстан, на наш взгляд, может
обернуться негативной стороной. Ибо, в конечном итоге, Казахстану приходится
иметь дело с соседними великими державами, а не с США. Поэтому, хотя
сегодняшняя американская центрально-азиатская политика работает в пользу
Казахстана, в отдаленной перспективе она только нанесет вред его безопасности,
суверенитету" [20]. Идеи укрепления безопасности в мире при помощи НАТО
Б.С. Жусипов называет сомнительными. Возможен вариант, что в противостоянии
НАТО, возглавляемой США, Россия найдет себе союзников из числа государств
азиатского региона, которыми могут стать Китай, Иран, Ирак, Северная Корея,
Индия. Можно допустить и другое под давлением реальных обстоятельств Россия
может опять нарастить свою былую мощь, создаст приемлемые условия для жизни
народа и в силу своих специфических геополитических условий восстановит былое
влияние и контроль в пределах границ СНГ.
С точки зрения Б.С. Жусипова, Казахстан далеко не в полной мере
использует космический потенциал военной безопасности. Автор категорически
против закрытия космодрома Байконур, отмечая: "Казахстан, благодаря
геополитическому положению, промышленному потенциалу бывших оборонных
предприятий, уникальному комплексу "Байконур", научно-техническому
потенциалу, деловым контактам и "связям с научно-техническими и
промышленными комплексами аэрокосмической отрасли России, Украины; стран
дальнего зарубежья, достаточно уверенно входит в международное космическое
сообщество" [21].
Заслуживает внимания и небольшая, но емкая по содержанию работа
М. Сарсекеева "Национальные интересы и внешняя политика Казахстана".
Исследователь отмечает: "Геополитическое положение Казахстана во многом
определяет обеспечение военно-стратегической безопасности в качестве приоритетной
задачи. Расположенный в середине евразийского материка, окруженный со всех
сторон территориями соседних государств, Казахстан не может не испытывать
повышенного воздействия разнородных факторов на внутриполитические процессы. Он
имеет только сухопутные границы с соседними государствами (морские рубежи на
Каспии все-таки не представляют собой полномасштабной государственной границы),
каждое из которых обладает собственными политическими целями и интересами,
которые не всегда, по объективным причинам, будут совпадать, что может, в свою
очередь, способствовать росту политической напряженности, и послужить причиной
конфликтных проявлений" [22].
Как полагает М. Сарсекеев, для Казахстана, еще не имеющего
прочных основ государственности, крайне важно учитывать потенциальные внешние
угрозы. "Стоит напомнить, продолжает автор, что, Казахстан расположен
между двумя крупнейшими державами мира - Россией и Китаем, которые, по сути,
являются государствами имперского типа, проводящими великодержавную политику. Иран,
стремящийся к возрождению "Великой Персии", пытающийся играть ведущую
роль в исламском мире, кровно заинтересован в сохранении статус-кво в регионе,
а, в идеале, чтобы новые суверенные государства, в лучшем случае, могли бы
стать лишь полунезависимыми государствами" [23]. Таким образом, по мнению
М. Сарсекеева, конфигурация геополитического поля Казахстана представляет собой
разнородное пространство, сочетающее в себе несбалансированную систему
внутреннего устройства с гетерогенной структурой внешнеполитического окружения,
что может крайне неблагополучным образом сказаться на перспективах
осуществления Казахстаном своих суверенных полномочий.
Особое внимание исследователь уделяет внутриполитическим
аспектам военной безопасности. М. Сарсекеев подчеркивает, что огромная
территория страны (девятое место в мире!) имеет и оборотную сторону - в плане
обеспечения безопасного существования: "Размеры государства представляют
стратегическое значение с точки зрения организации оборонных мероприятий, привлекательности
для потенциального противника обладать частью или всей территорией государства,
а в случае внешних вооруженных конфликтов, если размеры государства достаточно
велики, труднее сохранить политический нейтралитет" [24]. Другим важным
фактором М. Сарсекеев считает численность населения. Небольшое население
Казахстана (14 млн. 844 тыс. человек, или, в среднем, 5 человек на 1 кв. км
территории) создает проблему слабо заселенности земель, отрицательно влияющую
на оборонный потенциал страны. Далее, стратегический характер приобретают и
богатые недра Казахстана. Наконец, боеготовность Вооруженных Сил Казахстана все
еще не отвечает должному уровню обороноспособности страны, национальная армия
Казахстана, по большому счету, не обладает необходимым материально-техническим,
финансово-экономическим и кадровым потенциалом для того, чтобы поддерживать на
достаточном уровне обороноспособность страны в случае возникновения реальных и
возможных внешних угроз" [25].
М. Сарсекеев полагает, что вторым аспектом военно-политических
интересов нашей страны является создание основ военно-стратегической
самодостаточности Казахстана. Этот аспект предполагает опору на собственные
силы. В этой связи главной задачей является строительство национальных
Вооруженных Сил. Казахстану необходимо иметь такие Вооруженные Силы, которые
были бы способны обеспечить безопасность страны от любых угроз регионального
масштаба, и, в то же время, соответствовать экономическим и демографическим
возможностям государства, что предполагает создание компактных, мобильных и
достаточно боеготовых частей и соединений.
М. Сарсекеев констатирует, что слабая экономика делает уязвимой
военно-политическую безопасность страны. Вооруженные Силы не обеспечиваются в
полном объеме материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для
поддержания боеготовности, а экономическая неразвитость не позволяет
государству более активно отстаивать свои национальные интересы, используя для
этого финансово-экономические рычаги внешнеполитического воздействия.
В новой книге Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Критическое
десятилетие» рассматриваются актуальные для нашего времени угрозы национальной
безопасности Республики Казахстан. Наш президент четко разграничил такие угрозы
как: терроризм, религиозный экстремизм, наркомания и наркотрафик, и проблемы
связанные с нефтью и газом на Каспии. По его словам: «В основе терроризма лежит
неравенство развития, которое в разных культурных системах порождает ответную
реакцию, цинично используемую в наиболее агрессивной форме террористами». По
его мнению, в отличие от стран с устоявшейся политической системой, обладающих
высоким запасом прочности, транзитные государства менее устойчивые против
политического террора. Если говорить о Казахстане, то относительно
Центрально-азиатских республик он имеет ряд преимуществ перед лицом
терроризма. Одним из них является, то, что республики Центрально-азиатского
региона закрывают собой Казахстан от зон высокого террористического напряжения
в южной Азии, которая традиционно считается поставщиком идей и исполнителей
экстремизма и терроризма. Однако проблемы терроризма, сепаратизма и
экстремизма в Казахстане существуют.
Так, в соответствии с положением «Государственной программы
борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма в
Республике Казахстан на 2000 –2003 год, Казахстаном проводится работа по
взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы с
международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных превентивных мер.
Во второй части своей книги Президент разъясняет религиозные
истоки казахского народа. Он объясняет широким массам населения, что ислам –
это цельная система, которая регламентирует и устанавливает не только кодекс
поведения и образ жизни, но и систему моральных ценностей и психологических
установок. Президент говорит: «Для достаточно устойчивого в религиозной
политизации Казахстана, который не является импортером деструктивных идей,
наибольшей опасности для межконфессионального согласия страны видится, прежде
всего, в экспорте религиозного экстремизма.
JIumepamypa
1. Токпакбаев С
Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования механизма обеспечения
военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-9. С. 89.
2. Исенгулов А.
Военная реформа в РК: желаемое и действительность // Время ПО. 26 марта 2001 г.
3. Национальная
безопасность Казахстана: иерархия угроз. Алматы: Центральноазиатское агентство
политических исследований, 2000. С. 55.
4. Camnaee Д.,
Спанов М. Национальная безопасность Республики Казахстан: опыт определения //
Евразийское сообщество. 1998. С. 68-69.
5. Там же. С. 69. 6. Там же. С. 70.
7. Арын Р.С.
Национальные интересы и национальная безопасность Казахстана // Евразийское
сообщество. 1998. N 2. С. 61.
8. Там же.
9. Бакаев Л.E.
Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2000. С. 9.
10. Там же. С. 44.
11. Там же. С. 100-101. 12. Там же. С. 103.
13. Там же. С. 3. 14. Там же. С. 82.
15. Там же. С. 116.
16. Там же. С.
38-39. 17. Там же. С. 40.
18. Жусипов Б.С. К
проблеме военно-космической безопасности республики// Саясат. 1999. У 11-12. С.
33-37.
19. Жусипов Б.С.
Республика Казахстан; проблемы политики и безопасности. Алматы: Институт
философии и политологии МОНРК, 2001.
С. 61.
20. Там же. С.
78-79. 21. Там же. С. 74.
22. Сарсекеев М.
Национальные интересы и внешняя политика Казахстана // Евразийское сообщество.
2002. N 1. С. 13.
23. Там же. С.
14. 24. Там же. С. 15. 25. Там же. С. 16.
26. Уланов Н.
Создание округов - веление времени или очередной эксперимент?// Время ПО. 17
января 2001 г.
27. Уланов Н.
Финансовое обеспечение армии: что предпринять? // Время ПО. 26 января 2001 г.
Некоторые эксперты считают,
что угроза безопасности Казахстана может исходить из борьбы за регионально
лидерство внутри Центральной Азии. Они называют Казахстан и Узбекистан,
потенциальными соперниками за лидирующую роль в регионе.
Без четкого
осознания национальных интересов и угроз национальной безопасности ельзя
строить реальную внешнюю политику страны и поэтому, рассматривая тему национальной
безопасности, мы должны первым делом разобрать вышеупомянутые понятия и только
потом переходить к институтам обеспечивающим безопасность страны.
1.1 Институты, обеспечивающие безопасность РК
Затрагивая тему национальной
безопасности, мы должны отметить институты обеспечивающие национальную
безопасность Республики Казахстан. 20 марта 1999 года вступил в силу Указ
президента Республики Казахстан «О Совете безопасности Республики Казахстан». В
нем говорится, что Совет безопасности Республики Казахстан является
консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики
Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства
полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности и
подчеркивается, что основными задачами Совета безопасности являются:
1)определение основных направлений
защиты национальных интересов, выявление угроз национальной безопасности, выбор
средств и методов по обеспечению национальной безопасности страны;
2) разработка Концепции национальной
безопасности РК, основных направлений стратегии безопасности страны и
организации подготовки государственных программ по вопросам национальной
безопасности и т.д.
Состав Совета Безопасности
включает в себя постоянных членов: премьер-министра, руководителя Администрации
Президента РК, секретаря Совета Безопасности, председателя КНБ РК, а также глав
ключевых министерств и ведомств. [9, 29 ]
Также существует институт,
непосредственно занимающийся обеспечением безопасности РК, т.е. Комитет
национальной безопасности, который непосредственно подчинен Президенту РК,
является составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенный
в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и
общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного
потенциала страны.
В статье 7 Указа президента
Республики Казахстан «О Совете безопасности Республики Казахстан» описана
система органов национальной безопасности. Единую систему органов национальной
безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности,
входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, орган
правительственной связи при КНБ, служба «Барлау» КНБ, территориальные органы
КНБ по областям, городу межреспубликанского значения и столице РК и подчиненные
им городские, районные (отделы, отделения), а также органы военной
контрразведки, войска КНБ и иные организации. [10,30 ]
От слаженной работы институтов
обеспечивающих национальную безопасность РК, зависит наша личная и общественная
безопасность. В связи с частыми перестановками глав КНБ и созданием в 1997 году
Государственного следственного комитета, в этой области создалась критическая
обстановка. Большинство профессиональных чекистов, оперативников и следователей
перешли на работу в ГСК.
В настоящее время работа
вышеуказанных организаций заслуживает одобрения, по крайней мере, эти службы
перестали вызывать нарекания широкой общественности, и стали работать более
эффективно.
1.2 Внешнеполитическая
стратегия РК
1999 году была принята
Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 годы. Это стало важВным этапом
в формировании действенной системы безопасности в нашей стране, работа по
обеспечению безопасности страны приняла, более системный характер. В данном
документе безопасность страны была, рассматривается в рамках шести основных
сфер: внешняя безопасность, военная, экономическая, социально-политическая,
экологическая, информационная безопасность.
Стратегия позволит комплексно
рассматривать вопросы по безопасности и расширить ее понимание, безопасности.
Таким сферам безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, социальная
до 1999 года уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала,
что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут
перейти в разряд угроз национальной безопасности.
В Стратегии были выделены
наиболее значимые угрозы нашей безопасности в среднесрочной перспективе. Это, в
частности, очаги локальных конфликтов вблизи границ Казахстана, распространение
экстремизма и терроризма, оружия массового поражения, прежде всего в азиатском
регионе, снижение уровня боеспособности Вооруженных Сил, технологическое
отставание страны, диспропорции в экономике, дефицит водных ресурсов,
несанкционированный доступ к электронным базам и банкам данных и т.д. [11, 16 ]
При разработке Стратегии были
использованы опыт зарубежных стран, современные методики прогноза, выявления и
оценки потенциала угроз национальной безопасности. Стратегия является
программным документом, на основе которого принимаются меры по защите
национальных интересов страны, осуществляется координация деятельности всех
государственных органов и организаций в предотвращении и нейтрализации угроз
национальной безопасности.
Так как в нашей стране внешнюю
политику в основном определяет Президент Республики Казахстан, стоит привести
его Послание к народу Казахстана от 10 октября 1997 года, в котором он говорит
об основных направлениях внутренней и внешней политики. В послании впервые была
обнародована долгосрочная стратегия развития Казахстана, где первым
приоритетом названа «Национальная безопасность», являющаяся основой обеспечения
развития Казахстана, как независимого суверенного государства при сохранении
территориальной целостности. Так Президент отметил: - «Приоритетность
безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности
говорить о планах устойчивого развития». [12, 18 ]
Для обеспечения независимости и
территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь
надежные и дружественные связи с соседями. Поэтому мы будем развивать и
укреплять доверительные и равноправные отношения с нашим ближайшим и
исторически дружественным соседом - Россией. Такие же отношения доверия и
добрососедства мы будем развивать с КНР на взаимовыгодной основе.
Мы должны развивать наши связи и
интеграционные процессы с центрально-азиатскими государствами, также укреплять
связи со странами Ближнего и Среднего Востока.
Согласно стратегии должны
усиливаться связи с главными демократическими, индустриально-развитыми
государствами, включая США .
Должна всемерно использоваться
помощь и содействие международных институтов и форумов, таких как, ООН, МВФ,
Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что
обеспечит Казахстану поддержку со стороны мирового сообщества.
А освоение богатых природных ресурсов,
станет надежной основой для защиты национального суверенитета.
И, наконец, у всех граждан
Казахстана должно развиваться чувство патриотизма и любви к своей стране.
Безусловный приоритет в работе по
обеспечению безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности.
В течение последних лет в
Казахстане сложились определенные представления о собственной безопасности. Они
тесно связаны с проблемой сохранения суверенитета нашего государства. Данные
представления базируются на принципах, которые были выработаны в ходе
реализации внешней и внутренней политики. Это следующие принципы: во внутренней
политике - сохранение этнической и социальной стабильности, проведение
экономических реформ, укрепление государственной власти и режима президентства;
во внешней политике - балансирование между великими глобальными державами,
коллективная оборона в рамках Содружества, укрепление азиатской безопасности,
интеграция Центральной Азии и евразийская идея.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|