Приватизация муниципального жилищного фонда: Проблемы и правовые последствия
Всеобщая бесплатность приватизации
жилых помещений на всей территории Российской Федерации - ее новый принцип, действующей
с 1993 года. Эта перемена ускорила темпы
приватизации, 1993 год по статистическим данным стал рекордным по количеству приватизированных квартир не только в Орле (
смотри приложение), но и по всей России.[6]
Другой принцип,
положенный в основу Закона, не менялся, и его суть в ненасильственности. Приватизация осуществляется
исключительно добровольно, при взаимной согласованности всех постоянно проживающих
и имеющих самостоятельное право на жилую площадь.
Следует отметить и демократичность этого принципа,
ведь желание освободиться от обременительной для государства обузы могло
подтолкнуть к введению принудительной приватизации, однако
добровольность сохранена в Законе как обязательное условие.
Решение о приватизации
каждый принимает сам, с учетом личных
правовых и материальных последствий для каждого проживающего
(необходимо нести повышенные расходы на содержание,
платить налоги с собственности).
Новая редакция Закона дает
новое определение приватизации - «бесплатная
передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан,
забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту
бронирования жилых помещений».
Определение понятия
приватизации важно для того, чтобы не смешивать ее с продажей свободных
квартир в домах тех же жилых фондов.
Закон характеризует
приватизацию жилья как передачу в собственность граждан только занимаемых ими жилых помещений в домах двух видов
жилищного фонда: государственном и муниципальном.
Под жилым помещением
понимается не только отдельная квартира, но и коммунальная, хотя
приватизация такой квартиры
рассматривается законом как исключение из правил.
Статья 4 Закона о приватизации предоставляет собственнику жилищного
фонда или уполномоченному им органу
право принимать решение о приватизации служебных
жилых помещений и коммунальных
квартир.
В связи с
этим возникла повсеместная и довольно-таки острая проблема.
До положению о приватизации жилищного фонда г. Орла, утвержденному
решением Малого Совета 04.03.1993 года за № 40, вопрос о приватизации коммунальных
квартир решается идентично его изложению в Примерном
положении о бесплатной приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации (утвержденного решением
коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству
от 18.11.1993 года за № 4).
В л. 8 этого Положения
определено, что в случае приватизации коммунальных
квартир при волеизъявлении всех нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире с согласия
совершеннолетних членов их семей на приватизацию,
приватизации подлежит квартира в целом.
Особенности
правового
статуса коммунальных квартир вызывают неоднозначный подход к процедуре их приватизации. В качестве условия закон предусмотрел лишь получение согласия собственника жилищного
фонда на приватизацию коммунальной квартиры в целом. Дальнейшей порядок приватизации комнаты
указанный Закон не регламентирует.
В газете «Известия» от 15 ноября 1995 года в разделе
«Экспертиза» на вопрос одной читательницы о возможности приватизации комнаты в коммунальной квартире , руководитель юридической службы Независимой
ассоциации Ю. Якушев ответил: « не подлежат
приватизации жилые помещения, находящееся
в аварийном состояние, в общежитиях, коммунальных
квартирах, в домах, закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Приватизироваться может квартира в целом,
при волеизъявлении всех нанимателей жилых
помещений в коммунальной квартире, с согласия совершеннолетних
членов их семей на приватизацию.» Этот ответ
полностью воспроизведен из содержании нормы
закона.
Такой позиции
придерживались сами разработчики закона,
один из которых, П. Крашенинников в
газете «Экономика и жизнь» № 26 от 1993
года на этот же вопрос дал категорический
ответ: « Нет, нельзя. Это противоречат
ст. 2 и ст. 4 Закона о приватизации жилья».
В этом
направлении и происходила приватизация в Орле, правильность применения названной статьи закона
подтвердило разъяснение Управления юстиции Администрации
Орловской области письмом от 29.11.1994
года № 09-02/1098 - исх. (смотри
приложение) По этой же схеме шла приватизация коммунальных
квартир в г. Москве в департаменте муниципального жилья, которому
поручено ее осуществление.
Совсем противоположная позиция к возникшей проблеме изложена
в публикации С. Сауля - заместителя председателя комитета
по инновациям и законодательным предложениям администрации Красноярского края, он полагает, что « приватизация комнат в коммунальной квартире при наличии согласия на это собственника должна
осуществляться на общих основаниях, то
есть без дополнительного усложнения процедуры».[7]
Свою точку зрения
он обосновывает следующими аргументами:
1. Согласно ст. I Закона о приватизации -
приватизации подлежат жилые помещения,
занимаемые гражданами в домах государственного и
муниципального жилищных фондов. Под жилым помещением,
являющемся предметом договора найма, в соответствии
с жилищным законодательством понимается изолированное жилое помещение, состоящее из
квартиры либо одной или нескольких
комнат (ст. 52 ЖК РСФСР). Поэтому в смысле указанной
статьи изолированная комната в коммунальной квартире,
являясь жилым помещением, попадает под регулирование
ст. 2 Закона о приватизации.
2. Кроме того, гражданин, занимающий комнату в коммунальной квартире, является
равноправным участником жилищных правоотношений,
поскольку с ним заключен договор найма. Следовательно,
он является субъектом права на приватизацию комнаты.
Вытекающая
из закона
процедура приватизации не посягает на режим
использования коммунальной квартиры. В этом случае в полной мере
реализуется порядок заселения таких квартир, согласно
которому освобождающееся изолированные помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим
в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (ст. 16 Закона
РСФСР от 24.12.1992 года « Об
основах Федеральной жилищной политики».)
Это подтверждается тем
обстоятельством, что за собственником жилищного фонда
закреплено право принимать решение о приватизации
коммунальных квартир в целом и тем учитывать обеспеченность
жильем нанимателей других комнат. И, как показывает
практика, никто лучше собственника не знает истинного положения в коммунальной
квартире.
С этих
позиций и в соответствии с п. 2
Постановления Верховного Совета РСФСР от 23.12.1992 года
«О введении в действие Закона РСФСР « О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в
РСФСР» приняты и действуют до настоящего времени Положения о приватизации в
некоторых регионах России (в том числе
в Красноярске и Москве, несмотря на газетные публикации), по которым приватизация коммунальных
квартир разрешается без согласия остальных нанимателей
по личному заявлению каждого из нанимателей,
проживающих в данной квартире.
В печати неоднократно
давалась правовая оценка Примерному положению о бесплатной приватизации
жилищного фонда в РСФСР (см.: «Экономика и Жизнь», 1995
год, № 34, стр. 26) и подчеркивалась
неправомерность требования получать согласие нанимателей других
комнат. Такую точку зрения поддерживает и московский адвокат Л. Раппопорт.[8]
Несостоятельность Положения
подтверждается еще и тем, что правомочия
по утверждению порядка приватизации жилищного фонда переданы субъектам Российской Федерации, отсюда
и вытекает отсутствие единой
правоприменительной практики.[9]
Из изложенного следует, что наниматели, имеющие право самостоятельного пользования жилым помещением по Закону наделены
правомочием приватизировать коммунальную квартиру (занимаемое
в ней жилое помещение) в установленном порядке, нарушение
которого должностными лицами подлежит судебной защите. Обращение граждан в судебные инстанции
является эффективным средством защиты их прав.
Проблема осталась не решенной,
необходимо выработать единую правильную процедуру правоприменения приватизации коммунальных квартир. Полагаю
- право на приватизацию комнат в коммунальных квартирах
должно быть бесспорным, но с соблюдением всех жилищных норм,
так как это право входит в комплекс жилищных
прав проживающих в жилом помещении по найму. Этим правом обладают
наниматель, члены его семьи, а также лица,
переставшее быть ими, но продолжающее
проживать в занимаемом жилом помещении.
Процедура приватизации
должна быть не московской, красноярской, орловской или тульской, а единой российской.
Статья 11 Закона о приватизации гласит: « Каждый гражданин имеет право
на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения...»
« Гражданин - лицо, принадлежащее
к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией.»[10]
п. 2 ст. 17
Гражданского Кодекса Российской Федерации ( в дальнейшем ГК РФ) определено, что правоспособность гражданина
возникает в момент его рождения, и установлена императивная норма, запрещающая ограничение
правоспособности, кроме случаев, прямо установленных законом.
Правоспособность - это способность иметь гражданские права,
что является основой конституционно-правового статуса гражданина государства.
Основные права и свободы человека находятся под
пристальным вниманием мировой общественности
и международных организаций, и, прежде
всего, ООН.
Генеральная Ассамблея ООН 20
ноября 1989 года приняла Конвенцию
о правах ребенка, которая была ратифицирована Верховным Советом СССР 13.07.1990 года и для СССР вступила и силу 15.09.1990 года, обязательства по выполнению которой
возложены на Россию в порядке правопреемства.
В статье 3 Конвенции
сказано: «во всех действиях в отношении детей,
независимо от того, предпринимаются они государственными
или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения,
судами, административными или законодательными органами,
первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению ребенка.»
Статья 16 Конвенции
закрепила положение о том, что ни один ребенок не может
быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его
права на личную жизнь и
неприкосновенность жилища.[11]
В первоначальном варианте
Закона о приватизации жилищного фонда вопросы охраны прав
несовершеннолетних не были урегулированы вообще. При приватизации жилья с
участием проживающих там несовершеннолетних
граждан применялись общие положения. Их
законные представители - родители, опекуны, попечители - сами решали вопрос: включать несовершеннолетних в собственники или нет. Единственной охранительной нормой общего
характера, последовательно воспроизводимой во всех
законодательных актах приватизации жилья было определено,
что осуществление права собственности на
жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых
законом интересов других лиц. Это ч. 3 ст. 3 Закона о приватизации от 04.07.1991 года.
Однако, для действенного
осуществления охраны жилищных прав несовершеннолетних этой нормы оказалось
недостаточно, что создало трудности для правоприменительных
и судебных органов и явилось еще одной проблемой,
которую надо было решать безотлагательно, в связи с тем,
что законодательный пробел создал реальную перспективу
лишиться жилья. Ситуация грозила перерасти в опасное
социально-правовое явление, поэтому понятна важность принятого
20.07.1994 года еще одного Закона РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР « О приватизации жилищного фонда
в РСФСР», полностью направленного на охрану жилищных прав
несовершеннолетних. Одним из наиболее спорных вопросов,
связанных с приватизацией, как уже отмечалось выше,
являлся вопрос о включении несовершеннолетних в приватизационные документы. В действующем законодательстве
ответ на него отсутствовал, и на практике он часто
решался не в пользу несовершеннолетнего.
Например, некто
Н., нигде не работавшая и злоупотребляющая
спиртными напитками, не включила четырнадцатилетнего сына в договор о приватизации, продала свою приватизированную однокомнатную квартиру и с сожителем
уехала на новое место жительства, бросив ребенка на произвол судьбы.
Изменения, внесенные в Закон
о приватизации, дополнили ст. 7 новой частью, в которой,
наконец, определено, что в договор о приватизации (передачи
жилого помещения в собственность) включаются
несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым
это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетним собственность,
или несовершеннолетнее, проживающие отдельно от указанных
лиц, но не утратившие право
пользования данным жилым помещением.
В соответствии
с действующем законодательством, основаниями права пользования жилым помещением
является факт прописки гражданина и внесения
его в лицевой счет. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших
14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей (ст. 20 ГК РФ).
Важное дополнение было
внесено и в ст. 3 Закона о приватизации.
Обязательным условием для совершения сделок в отношении
приватизированных квартир, в которых проживают несовершеннолетнее,
является предварительное разрешение органов опеки и попечительства.
Отсутствие в законе прямого указания на это обстоятельство приводило
к серьезным нарушениям прав несовершеннолетних.
В 1993 году (пик
приватизации) в связи с огромным количеством писем, звонков, запросов, обращений в органы исполнительной, законодательной власти, в различные средства
массовой информации по инициативе Генеральной
Прокуратуры Российской Федерации были проведены проверки нарушения прав несовершеннолетних при приватизации жилья, по результатам
которых Генеральная Прокуратура внесла специальное
представление Министру Юстиции РФ об усилении
контроля за строгим исполнением законодательства и необходимости официального оформления согласия
органов опеки и попечительства при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних.
По внесенным в Закон
дополнениям разрешение органов опеки и попечительства
требуется независимо от того, являются ли
несовершеннолетнее собственниками или членами семьи собственника, в том числе бывшими,
имеющими право пользования данным жилым помещением. Эти правила распространяются также на жилые
помещения, в которых несовершеннолетние не проживают,
однако, на момент приватизации имели на
это жилое помещение равные с собственником права.
Существенными были изменения в ст. 2 указанного Закона. Передача жилого помещения в общую собственность, а также в
собственность одного из совместно проживающих
совершеннолетних лиц, предусмотренная Законом от 04.07.1991 года, распространяется и на
несовершеннолетних.
Появлению этой новеллы
предшествовало постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 24.08.1993 года, посвященное вопросам
приватизации жилья. В п. 7 этого
постановления подчеркивалось, что, поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и
являющееся членами его семьи, либо бывшими членами
его семьи, согласно ст. 53 Жилищного Кодекса
РСФСР имеют равные права, вытекающее из договора найма,
они в случае бесплатной приватизации занимаемого
помещения вправе наравне с совершеннолетними пользователями стать
участниками обшей собственности на это помещение.
Судебная практика уже
неоднократно сталкивалась с необходимостью разрешения подобных споров.
Например, по одному из рассматриваемых дел гражданке В.
было отказано в иске о признании недействительным
договора о приватизации, выданного на имя ее бывшего мужа. Доводы истицы о том,
что в документ о приватизации не включена их
несовершеннолетняя дочь, суд первой инстанции признал
необоснованными. Между тем, дочь проживала в спорной квартире, включена в
лицевой счет и прописана. Отменяя это решение, судебная коллегия по
гражданским делам указала, что в случае приватизации жилого
помещения несовершеннолетний вправе наравне с другими
пользователями стать участником общей собственности на это помещение, так как
согласно ст. 53 ЖК РСФСР они имеют равные права, вытекающие из договора найма жилого помещения (см. приложение стр. 20 «обзор
судебной практики»).
Невключение
детей в
приватизационные документы может иметь место только с разрешения органов опеки и попечительства.
Дополнениями в Закон определен и порядок передачи жилого
помещения в собственность несовершеннолетних в зависимости от возраста. Так,
жилые помещения, в которых проживают исключительно
несовершеннолетние в возрасте до 14 лет передаются им в
собственность по заявлению законных представителей с
предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения,
в которых проживают исключительно несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18
лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей.
Особо оговорен порядок
оформления договоров передачи жилья в собственность
несовершеннолетних в случае помещения их
в детские или иные воспитательные
учреждения. При такой ситуации закон
возлагает на администрацию соответствующего учреждения, родителей, усыновителей, опекуна либо попечителя над имуществом, сели таковой
назначен, обязанность в течении шести месяцев со дня
помещения несовершеннолетнего в указанные учреждения оформить
договор о приватизации в его собственность и принять
меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего. При этом средства от сделок должны зачисляться на счета по
вкладам на имя несовершеннолетнего в местном отделении банка.
Помимо перечисленных
дополнений в Законе от 20.07.1994 года имеются и определенные льготы для
несовершеннолетних. Во-первых, оформление договора о приватизации
жилых помещений, в которых проживают исключительно
несовершеннолетние, производится за счет средств местных
бюджетов. Во-вторых, за несовершеннолетними сохраняется право на однократную
бесплатную приватизацию жилья по достижении совершеннолетия. Правда,
эта льгота идет в нарушение принципа одноразовости
приватизации жилых помещений, но будем полагать, что она установлена
исключительно во исполнение ст. 3 Конвенции о правах
ребенка.
Одновременно в обзоре
судебной практики разъяснен вопрос о том, сохраняется ли
за лицами, давшими согласие на приватизацию жилого помещения, право на
безвозмездное приобретение в собственность другого впоследствии подученного жилого
помещениям (имеется ввиду
одноразовость бесплатной приватизации).
Согласно постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года «если лица, выразившие
согласие на приватизацию жилого помещения другими пользователями, не приобрели в собственность это помещение, следует прийти к выводу, что за ними сохраняется
право на бесплатную приватизацию другого впоследствии полученного жилого помещения, так как возможность бесплатно приватизировать занимаемое жилое
помещение не была реализована при даче согласия на
приватизацию другим гражданам.»
Это разъяснение ( смотри приложение стр. 9)
предоставляет льготу еще одной категории граждан, что в
будущем может породить новую проблему, особенно при
столкновении частного и публичного интересов.
Таким образом, изменения,
внесенные в Закон о приватизации, защищающие права
несовершеннолетних, направлены на предотвращение или по
крайней мере уменьшение уже имевших место негативных
последствий жилищной приватизации. Проблема
урегулирована.
Субъекты приватизации
Правом на приватизацию
жилья обладают наниматель, члены его семьи, а также лица, переставшее быть ими, но продолжающее проживать в занимаемом жилом
помещении.
К членами семьи относятся супруг нанимателя, их дети
и родители. Другие родственники, нетрудоспособные
иждивенцы, а в исключительных случаях
и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они с ним проживают
совместно и ведут общее хозяйство ( ст.
53 ЖК РСФСР) Они могут быть и не указаны в ордере на занимаемое помещение. После
заселения семьи в установленном порядке может вселиться еще
кто-либо с соблюдением режима прописки, подучив на это
письменное согласие всех совершеннолетних лиц, проживающих в
данном жилом помещении.
Все вышеперечисленные лица являются субъектами права приватизации.
Но все ли они могут быть ее
участниками ?
Лица, не оформившее в
свое время прописку в жилом помещении,
но постоянно или преимущественно в нем проживающие, не приобретают права на его
приватизацию до решения вопроса в административном
или судебном порядке о признании за
ними права на данную жилую площадь.
Так нередко бывает с супругами, один из которых
продолжает сохранять прописку на «
всякий случай» по прежнему месту жительства у
родителей, хотя фактически проживает у другого супруга.
Если он не решит вопрос о прописке по месту жительства другого супруга, то имеет право на приватизацию только
по месту своей прежней прописки. Так может быть с
невесткой или зятем, не подучившим согласия всех проживающих на свое вселение.
Отказ в прописке может быть
обжалован в судебном порядке.[12] При этом следует иметь ввиду,
что согласно Конституции РФ каждый гражданин наделен
правом на свободу передвижения, выбора места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации,
а ограничение этого права допускается только на основании закона. В соответствии с этим конституционным правом режим прописки заменен режимом регистрации граждан
по избранному месту жительства.
Отказ кого-либо
из проживающих на вселение нового
члена семьи не может оспариваться в
суде. Поэтому его признание в
качестве члена семьи возможно исключительно
по взаимному единодушному согласию всех постоянно проживающих. Если же кто-то из них продолжает возражать против
признания в качестве члена семьи уже фактически вселившегося нового лица, оно
не приобретает права на площадь, хотя и
будет фактически проживать на ней, пока возражающий не изменит своего мнения. При этом время проживания значения
не имеет.
По закону (ст. 53 ЖК РСФСР) все члены семьи нанимателя
и лица, прекратившие семейный связи с
ним, но продолжающее проживать в
нанятом жилом помещении, обладают
равными жилищными правами независимо от их возраста и дееспособности.
Возрастные ограничения для
несовершеннолетних касаются только осуществления ими этих прав, но
не их объема.
Сохраняют все свои жилищные права временно отсутствующие
(ст.60 и 62 ЖК РСФСР) в течение общего
срока в шесть месяцев и специальных сроков для отдельной категории лиц (экипажей судов, работников
геологоразведочных партий, проходящих срочную военную службу и др.), а также
работающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на
предприятиях и за границей, где работа дает право на бронирование
жилого помещения по месту постоянного жительства.
Бронирование
жилой площади
имеет специальную процедуру оформления. Лицам, выезжающим
из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого
жилья по месту сдачи жилья. Порядок и размер выплаты указанных компенсаций
устанавливаются Правительством Российской Федерации, а
также коллективными договорами.
Право на приватизацию
жилья связано с местом постоянного проживания Поэтому,
временно отсутствующие, в том числе и
лица, оформившие бронь на жилое помещение,
приватизируют только то жилое
помещение, на которое они сохраняют свое право.
Чтобы избежать
многократную приватизацию жилых помещений как по
месту работы в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к ним, так и по
месту забронированного жилого помещения, Закон
специально оговаривает, что человек вправе приватизировать
жилье только по месту его бронирования. Дело в том,
что гражданам, забронировавшим жилое помещение и работающим в северных районах, также полагается жилье. И до внесения изменений в Закон о приватизации,
для этих людей была открыта возможность приватизировать оба жилых помещения, чем
многие не преминули воспользоваться. Теперь эта
возможность исключена.
Все лица,
отсутствующие, но сохраняющие за собой право на жилую площадь должны выразить свое отношение к приватизации. При этом следует иметь в
виду: длительное, более шести месяцев, отсутствие
человека в месте постоянного жительства, не означает,
что он автоматически утратил право на занимаемую
жилую площадь. Признание его утратившим
такое право может быть осуществлено лишь двумя
путями - по его собственному желанию (заявлению), либо по решению суда.
Рассматривая исковые
требования о признании гражданина утратившим
право на жилую площадь, суд не ограничивается
констатацией факта истечения общего или специального
срока временного отсутствия лица в месте его
постоянного жительства. Принимая решение, суд первостепенное значение предает исследованию причин длительного отсутствуя. Если причины уважительные, суд, как правило
отказывает в иске о признании ответчика
утратившим право на жилую площадь.
Например, невозможность продолжения совместного проживания разведенных супругов вынуждает кого-то из них оставить место постоянного проживания
и перейти на жительство или к
родителям, или к новому супругу(сожителю и т.д.), но без
отказа от права на оставленную жилую площадь. Такого
рода обстоятельства не являются поводом для принятия судом
решения об утрате выехавшим права на жилплощадь по
месту прежнего жительства. В силу этого, его согласие
на приватизацию обязательно, несмотря на отсутствие
более шести месяцев.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|