Учение Платона о государстве и законах
Кроме вышеуказанных высших органов власти,
предполагается избрание множества подчиненных гражданских и военных должностных
лиц: агорономов (блюстители порядка на рынках), астеномов (блюстителей порядка
в городах), агрономов, евфинов (осуществляют проверки), стратегов и др.
Судебных инстанций для гражданских дел должно
быть три: первую образует третейский суд по назначению сторон; если он окажется
недействительным, то дела должны быть сначала рассматриваемы в «местных судах»
где судьи должны быть назначены по жребию; третья инстанция - верховный суд, в
выборе членов которого должны принимать участие все сановники государства. Для
уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных
по жребию судей. Лишь для преступлений, наказываемых смертной казнью,
устанавливался особый суд, состоящий из «стражей законов» и «членов совета»[121]. Дела же о
преступлениях против государства должны быть рассмотрении всего Народного
собрания.
Большое внимание Платон уделял вопросу о
законе, являющемуся одним из главнейших во всей его системе политических
взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то,
что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне
приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут
отличаться от самых диких зверей» (X, 875). Платон считал,
что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой
держится государство. Защищая интересы граждан, он все-таки высшей целью имеет
благо государства[122].
Закон должен быть выше правителей, являющихся
лишь слугами закона: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями
законов: я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого
больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу
близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его
рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать
государствам боги» (IV, 715Д).
Однако Платон не абсолютизирует роль закона,
так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций,
которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот
закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в
случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под
страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два
средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает,
что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью
убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих
граждан такую способность, как умение подчиняться[123].
«Повиновение законам есть первая и самая священная обязанность каждого
гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями
закона»[124].
Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным
сознанием их разумности, пользы и даже необходимости. Способность подчиняться
философ ставит выше умения властвовать.
Право менять закон Платон представляет
властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон
должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы
всех граждан, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при
каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям[125].
Платон различает правильные и неправильные
законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего
государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем
случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни»[126]. «Мы признаем,
что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о
государственном устройстве, а только о внутренних распрях» (IV, 715В).
В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные
и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную
жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается
идеологической обработке проектируемого государства путем внушения
представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов,
суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.»[127].
Последние две книги «Законов» наполнены
множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей.
Так, закон должен взять право доведения в сои руки и определить собственности,
«не слушая вопля умирающих». Сироты - «наисвященнейшие залоги» - должны
пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров»
мужа и жены, они должны, они должны быть разводимы. Колдовство наказывается
смертью. В стране не должен быть терпим ни один нищий. Ни один человек, моложе
сорока лет, не может путешествовать за границей. Трупы должны быть выставляемы
в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны.
Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед
известными публичными, следователями». Последние должны быть тщательно
избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом
в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными
с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин
должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно
состязания в музыке и гимнастике[128].
В. Соловьев считает, что в «законах» Платона,
«... на главном месте - варварское уголовное право с квалифицированной смертной
казнью, с карательными преследованиями чародеев и заклинателей, с
возмутительно-несправедливыми отдельными законами, например, теми, которые рабу,
не донесшему властям о замеченных им нарушениях общественного благочиния
посторонними лицами, грозит смертной казнью. Но прямое принципиальное отречение
Платона от смысла его жизни, связанной с делом Сократа, заключается в тех
законах, которыми назначается казнь всякому, кто стал бы критиковать принятые
уставы и положения, как по отношению к богам, так и по отношению к порядку
общежития»[129].
Платон, подобно Сократу, признавал невозможным
сознательное заведомое совершение зла. Дурные поступки являются последствием
незнания, так как, зная блага, человек не может стремиться к злу. Само же
незнание может иметь различные причины, и поэтому выделяют три его различных
вида. Во-первых, это может быть неведение, случайная, невинная ошибка.
Во-вторых, - незнание, соединенное с нежеланием искать знания или самонадеянным
признанием своего неведения знанием. В-третьих, незнание, обусловленное затемнением
разума аффектом или чувственным вожделением. Уголовная ответственность, по
мнению Платона, наступает только за поступки, подходящие под вторую и третью
категории, причем для преступлений, обусловленных затемнением разума под
влиянием чувственных вожделений, он требует более строго наказания, чем для
совершенного под влиянием аффекта[130].
В «Законах» Платон формулирует актуальный и по
сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.
«Вообще никто никогда не должен оставаться
безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал
за пределы государства» (855е). К видам наказания он относит: смерть, тюремное
заключение, палочные удары, унизительные места для сидения и стояния или стояние
возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня
(855с).
Цель уголовного наказания. По учению Платона о
законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание
налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их
повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким
способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является
как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением
влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от
опасного, вредного члена.
Наказание вообще не налагается с тем, чтобы
причинить зло наказываемому; напротив, оно или исправляет его, или препятствует
ему сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти.
Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и
дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.
В «Законах» Платона большинство преступлений
карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства
Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки»[131].
Существуют преступники «неизвинимые»:
осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и
намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему
наказанию. «Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях
достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он
назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его
должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину
дороги; «преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже
чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без
указания места его погребения могилою или памятником»[132].
В диалоге «Законы», последнем своем
произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй,
приближая последний к реальной действительности греческих полисов.
Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие
его в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей
и т. п.), именно и свои отличительные особенности:
1. допускается частная собственность (кроме
земельной) и индивидуальная семья;
2. деление граждан на сословия заменяется
градацией по имущественному цензу;
3. производственные потребности земледелия
предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
4. предусматривается «смешанная» форма правления,
сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии
(замещение должностей по заслугам и достоинству).
Основную ставку Платон делает на детальные и
суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную
жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи[133].
В «Государстве» Платон наделял правителей
абсолютной властью и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в
них философское образование, открывающее доступ к истине. «Законы» являются
более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием
Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет
связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго
охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов,
Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для
безусловного исполнения[134].
Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее
приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом.
«Хотя он имел в виду представить устройство, приспособленное к человеческой
природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели». [135]
Платона можно считать одним из первых
древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое
понимание государства[136].
В диалоге Платона «Государство» причина
возникновения государства — наличие социальных потребностей индивидов друг в
друге.
Свобода личности подавляется государством:
государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и
для гражданина.
Общество делится на три сословия:
правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два
сословия являются высшими, последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на
коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и
т.д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и
возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет
социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это
положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия разрешается иметь
частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий
всем им необходимым.
Платон предупреждает об опасности излишней
свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода,
по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что
иное, как в чрезмерное рабство»[137].
Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или
чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть
величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо»[138]. Эти мысли
Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и
актуальны сейчас.
Устройство совершенного государства в
«Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К
отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию,
олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от
одного к другому.
В диалоге «Законы» Платон изображает «второй
по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с
описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание
детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Так, количество граждан государства в
«Законах» устанавливается в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по
имущественному типу.
Допускается частная собственность (кроме
земельной) и индивидуальная семья.
Производственные потребности земледелия
предполагается полностью обеспечить за счет рабов.
Предусматривается «смешанная» форма правления,
сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии
(замещение должностей по заслугам и достоинству).
Организация государственной власти является
сложной: самый высший орган — стражи законов в количестве 37 человек; кроме
него еще существует Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное
собрание, состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание,
которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Большое внимание Платон уделяет вопросам о
законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на
детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь
людей.
В «Законах» Платон формулирует причины
неотвратимости наказания за совершенное преступление: «Вообще никто никогда не
должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок»[139].
Платон был первооткрывателем в сфере
философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и
разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал
последующей истории политических учений вошли многие его теоретические
конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и
социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического
осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация
в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также
и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору,
как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным,
чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален
духовный опыт прошлого[140].
Платон — великое явление, как деятель —
философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из
учителей человечества[141].
1. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320
с.
2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3. Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — №
2. — 3. 3-17.
4. Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998.
— 440 с.
5. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. — М.: Российское
научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.
6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.:
Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
7. Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии. —
1977. — № 11. — С. 152-160.
8. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. —
М.: Логос, 1999. — 195 с.
9. Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 1994. — 200 с.
10. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 497 с.
11. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995. — 320 с.
12. Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 217 с.
13. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. —
Киев, 1891. — 358 с.
14. Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. —
Сыктывкар, 1998. — 153 с.
15. Горелов А.А. Древо духовной жизни. — М.: Аргус, 1994. — 290 с.
16. Гревс Э.Л. Статусные различия в законе Платона об убийстве // Вестник
древней истории. — 1977. — № 1. — С. 71-81.
17. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. —
Ленинград, 1989. — 220 с.
18. Джокадзе Д.В. Философия античного диалога. — М.: Диалог, 1997. —
250 с.
19. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ.
Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.
20. Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии. — Ленинград, 1975. —
Ч. I. 310 с.
21. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека Древней Греции —
искусство и философия / Под ред. В. Бутролиева. — Минск, Молодая гвардия, 1995.
— 520 с.
22. Историко-философский ежегодник`94. — М.: Наука,
1995. — 210 с.
23. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И. Богута.
— М.: Мысль, 1991. — 351 с.
24. История политических и правовых учений / Под ред. С.Ф. Кечекьян,
Г.И. Федькина. — М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.
25. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под
ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 370 с.
26. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:
Наука, 1985. — 320 с.
27. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:
Наука, 1985. — 320 с.
28. Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического
развития. — Киев, 1973. — 210 с.
29. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. — М., 1963. — 310 с.
30. Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. — СП-б., 1876. — 252
с.
31. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. — М.: Республика,
1998. — 250 с.
32. Койре А. Очерки истории философской мысли. Пер с фран. / Под ред. Я.А.
Ляткера. — М.: Прогресс, 1985. — 300 с.
33. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические
указания. — Новосибирск, 1994. — 120 с.
34. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям. — С-Пб.,
1898. — 270 с.
35. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.:
Мысль, 1979. — 450 с.
36. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 270 с.
37. Маркс К. Капитал. — М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. — 520 с.
38. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М., 1990. — 310
с.
39. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. —
350 с.
40. Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид. лит-ра, 1989. — 210 с.
41. Новгородцев П.И. Введение в философия права. — М.: Наука, 1996. — 420
с.
42. Новгородцев П.И. Сочинения. — М.: Раритет, 1995. — 450 с.
43. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицакова. — Минск, 1999.
— 920 с.
44. Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / Под
ред. А. Клевакова. — М., 1861. — 271 с.
45. Петрици К. Рассмотрение Платоновской философии и Прокла и Диодоха: Пер.
с груз. / Под ред. И.Д. Панкцхава. — Тбилиси, 1942. — 320 с.
46. Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 350
с.
47. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.
48. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 2. — 620 с.
49. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. — М., 1992. — Т. 1. —
310 с.
50. Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.
51. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В
2-х т. — С-Пб.: Петрополис, 1994. — 310 с.
52. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический
журнал. — 1998. — № 3. — С. 194-206.
53. Светлов В. Античная философия // Советская наука, 1938. — № 3. — С.
115-132.
54. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. — Ленинград,
1991. — 350 с.
55. Соколов В.В. Античная философия. — М.: Знание, 1958. — № 8. — 120 с.
56. Сочинения Платона / под ред. Проф. Карпова. — С-Пб., 1863. — 250 с.
57. Творения Платона: Пер. с греч. / Под ред. В. Соловьева. — М.,
1899. — Т. 1. — 290.
58. Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9.
— С. 155-157.
59. Трубецкой Е.Н. История «философии права» (Новой). — Киев, 1901. — 210
с.
60. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. — М., 1997. — 520 с.
61. Учебники платоновской философии / Под ред. Ю.А. Шичалина. — Томск:
Водолей, 1995. — 200 с.
62. Философия права / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Инфа-Норма, 1998. —
610 с.
63. Философский словарь / Под ред. В. Соловьева. — Ростов-на-Дону, Феникс,
1997. — 720 с.
64. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия,
1989. — 750 с.
65. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположение критической
философии права и государства. — М.: Гнозис, 1994. — 320 с.
66. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Л.Н.
Волосникова. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — 150 с.
67. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — М.: Канон, 1996. — 290
с.
68. Ципко А. Справедливое государство Платона // Молодой коммунист, 1972. —
№ 9. — С. 69-74.
69. Чичерин Б.Н. История политических учений. — М., 1869. — Ч. 1. — 270 с.
70. Чичерин Б.Н. Политический мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897.
— 220 с.
71. Шиэр Дж. Внутреннее изменение // Реферативный журнал, серия 3. —
Общественные науки за рубежом. Философия, 1992. — № 1. — С. 104.
72. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие.
— Краснодар, 1994. — Ч. II. — 210 с.
73. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А, Брокгауз, И.А. Ефрон. —
С-Пб., 1898. — 920 с.
[1] См.: Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.:
Московский университет, 1990. — С. 146.
[2] Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон —
С-Пб.: 1898. — Т.XXIII. — С. 837; Творения Платона пер. с
греческого под руководством В. Соловьева. — М: 1899. — Т.1. — С. 1; Целлер
Э. Очерк истории греческой философии. — Н. Канон, 1996. — С. 112 и др.
[3] А.А. Горелов. Древо духовной жизни, М.: Аргус, 1994. — С. 90.
[4] Платон. Собрание сочинений: в 4 т.; М: Мысль, 1990. —т. 1. — 6.7.
[5] Философский словарь под руководством В. Соловьева — Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997. — С. 374.
[6] Творения Платона перевод с греческого В. Соловьева: в 2 т. — М., 1899.
— П.1 – С. 2.
[7] Чичерин Б. Политические мыслители Древнего и нового мира – М.: Выпуск
первый, 1897. — С. 3.
[8] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории –
Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. — С. 146.
[9] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. —
Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. — С. 146.
[10] Платон. Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 11.
[11] Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос,
1998. — С. 265.
[12] Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции – М.: Наука; 1979. —
С. 143.
[13] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории – Ленинград:
Ленинградский Университет, 1989. – С. 145.
[14] Новейший философский словарь/ под ред.
А. А. Грицанов – Минск: В.М. Скакун, 1999. — С. 520
[15] Горелов А.А. Древо духовной жизни – М.: Аргус, 1994 – С. 102.
[16] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории –
Ленинград: Ленинградский Университет, 1989. – С. 143.
[17] Сочинения Платона под редакцией профессора Карпова – С.-Пб., 1863.
—издание 2-ое.—Ч. 3. — С. 39.
[18] Ципко А. Справедливое государство
Платона // Молодой коммунист, 1972. – № 9. — С. 70
[19] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и
теории – Ленинград: Ленинградский университет, 1989. – С. 144.
[20] Энциклопедический словарь / под ред. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон –
С.-Пб., 1898. Т. XXIII. – С. 838.
[21] Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанов – Минск, 1999. –
С. 520.
[22] История политических и правовых учений / под редакцией В.С. Нерсесянц
– М.: Норма-Инфо, 1998. – С. 51.
[23] Целлер Э. Очерк истории греческой философии – М.: Канон, 1996. – С.
113.
[24] Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанов – Минск.: 1999.
– С. 520.
[25] Энциклопедический словарь / под ред. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон –
С.-Пб., 1898. Т. XXIII. – С. 838.
[26] Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии.
Ч. 1: Философия классической Греции – Ленинград: Ленинградский Университет,
1975. – С. 68
[27] История политических и правовых учений / под редакцией В.С. Нерсесянц
– М.: Норма-Инфо, 1998. – С. 51.
[28] История политических и правовых учений / под ред. С.Ф. Кечекьян, Г.И.
Федькина – М.: Юридическая литература, 1960. – С. 67.
[29] Новгородцев П.И. Сочинения – М.: Раритет, 1995. – С. 247.
[30] Асмус В.Ф. Платон – М.: Мысль, 1975. – С. 9.
[31] Там же. – С. 8.
[32] Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии:
методические указания. – Новосибирск, 1994. – С. 13.
[33] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / под ред. Л.М.
Волосниковой – Тюмень, 1996. — Ч. 1. – С. 6.
[34] Васильева П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость
любви – М.: Логос Прогресс – традиция, 1999. – С. 71.
[35] К. Маркс Капитал – М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. – С. 375.
[36] Васильева П.В. Путь к Платону Любовь к мудрости или мудрость любви –
М.: Логос Прогресс – традиция, 1999. – С. 72.
[37] Платон Собрание сочинений: в 4 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 3. — С. 146.
[38] Соколов В.В. Античная философия – М.: Знание, 1958. – С. 34.
[39] Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические
указания – Новосибирск, 1994. – С. 13-14.
[40] Там же. С. 14.
[41] Сочинения Платона под редакцией профессора Карпова – С.-Пб., 1863. —Ч.
3. — С. 18.
[42] Нерсесянц В.С. Платон – М.: Юридическая литература, 1989. – С. 39.
[43] Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / под
ред.А. Клеванова – М., 1861. – С. 227.
[44] Виндельбанд В. Избранное. Дух и история – М.: Юрист, 1995. – С. 479.
[45] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории –
Ленинград: Ленинградский университет, 1989. – С. 161.
[46] История политических и правовых учений Домарксистский период / под
ред. О.Э. Лейста – М.: Юридическая литература, 1991. – С. 66.
[47] Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / под
ред. А. Кеванова – М.: 1861 .– С. 231.
[48] Платон. Государство // соч. в 3 Т. – М.: 1971. – Т. 3 – С. 275.
[49] Сочинения Платона / под ред. проф. Карпова – С-Пб., 1863. — Ч.3. — С.
17.
[50] Платон. Государство // соч. в 3 Т. – М.:
1971 – Т.3 – С. 289; см.: Сафонов В.Н. Политические взгляды взгляда Платона //
Социально-политический журнал – 1998 - №3 – С. 197-198.
[51] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное
пособие Ч. II. — Краснодар: 1994. – С. 38.
[52] Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона //
Социально – политический журнал – 1998 – №3 – С.197; Щербаков
А.И. Древнегреческая философия эпохи классики : учебное
пособие – Краснодар, 1994. – Ч. 2.- С. 45-46.
[53] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. – М.,
1897, - С.9-10.
[54] Коркунов Н.М. История философии права. – С-Пб., 1898. – С. 31.
[55] Сочинения Платона / Под ред. Карпова. — С-Пб., 1863. — С. 16.
[56] См.: Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — С.
474.
[57] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. —
Ленинград: Ленинградский университет, 1989. — С. 162.
[58] Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — С. 129.
[59] Там же. С. 129.
[60] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное
пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — С. 41.
[61] См.: Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное
пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — С. 41-43.
[62] Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / Под
ред. Клеванова А. — М., 1861. — С. 233.
[63] Виндельбанд В. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — С. 474.
[64] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное
пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — С. 45.
[65] См.: Рассел Б. История западной философии в 2-х т. — М.: Миф, 1993. —
Т. 1. — С. 130.
[66] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М.,
1897. — С. 9.
[67] Трубецкой Е.Н. История философии права. — Киев, 1901. — С. 22-23.
[68] См.: Чичерин Б.Н. Политические мыслители
Древнего и Нового мира. — М., 1897. — С. 24.
[69] Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — С.
185.
[70] Ципко А. Справедливое государство Платона // Молодой коммунист, 1972.
— № 9. — С. 71-72.
[71] См.: Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965.
— С. 186.
[72] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред.
Волосникова Л.М. — Тюмень, 1996. — С. 12.
[73] Рассел Б. История западной философии. М.: Миф, 1993. — Ч. 1. — С. 131.
[74] См.: Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юридическая литература, 1989. — С.
40.
[75] Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — С. 132.
[76] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М.,
1897. — С. 9.
[77] Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / Под
ред. А. Клеванова. — М., 1861. — С. 235.
[78] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. —
Ленинград, 1989. — С. 163.
[79] См.: Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии:
методические указания. — Новосибирск, 1994. — С. 14.
[80] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. — Краснодар,
1994. — Ч. II. — С. 46.
[81] Коркунов Н.М, История философии права. — С-Пб., 1898. — С. 34-35.
[82] Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — С.
174.
[83] Нерсесянц В.С. Политические учения
Древней Греции. — М.: Наука, 1989. — С. 150-151.
[84] См.: Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М.,
1897. — С. 12-13.
[85] Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — С.
174.
[86] См.: Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М.,
1897. — С. 13.
[87] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. — Краснодар,
1994. — Ч. II. — С. 46.
[88] Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — С.
175.
[89] Там же. С. 175.
[90] См.: Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М.,
1897. — С. 13.
[91] Там же. С. 13.
[92] Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — С.
175.
[93] Нерсесянц В.С. Политические учения
Древней Греции. — М.: Наука, 1989. — С. 152.
[94] Там же. С. 152.
[95] Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид.
лит-ра, 1989. — С. 49-50.
[96] См.: Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона //
Социально-политический журнал, 1998. — № 3. — С. 206.
[97] Гегель Г. Соч., Т. 10. Лекции по истории философии. Книга вторая. —
М., 1932. — С. 217.
[98] См.: Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии:
методические указания. — Новосибирск, 1994. — С. 16.
[99] Платон. Законы, IV, 704а-705е// Соч.: В 3т.:
Т.3.4.2. С. 175-177
[100] См.: Платон и его эпоха - М.: Наука. 1979. - С.173
[101] Там же С. 173
[102] См.: История Политических и правовых учений / Под. ред. С.Ф. Кечекьян,
Г.И. Федькина. - М.: Юрид. лит-ра, 1960. - С. 72
[103] Платон и его эпоха. - М.: Наука, 1979. - С. 174
[104] Платон. Законы, IV, 704а-705е. С. 175-177
[105] Платон и его эпоха - М.: Наука, 1979. - С. 178
[106] Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. - С-Пб.: 1876. - С.
176-177
[107] Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. - С-Пб.: 1876. - С.
176-177
[108] См.: Платон и его эпоха - М.: Наука, 1979. - С.173.
[109] См.: История политических и правовых учений / Под. ред. С.Ф.
Кечекьян, Г.И. Федькина. - М.: Юрид. лит-ра, 1960. - С. 73.
[110] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. - М.,
1897. — С. 22
[111] Клеванов А. Обзор философской деятельности Платона и Сократа по
Целлеру / Под. ред. А. Клеванова. – М., 1861. - С. 266.
[112] Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М., 1997. - С.
395.
[113] См.: История политических и правовых учений / Под. ред. С.Ф.
Кечекьян, Г.И. Федькина. - М.: Юрид. лит-ра, 1960. - С. 73
[114] Клеванов А. Обзор философской деятельности Платона и Сократа по
Целлеру / Под. ред. А. Клеванова. - М., 1861. - С. 265
[115] См. Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Юрид. лит-ра, 1989. - С. 58
[116] Платон и его эпоха /Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - С.
192.
[117] Коркунов Н.М. История философского права. - С-Пб., 1898. - С. 39.
[118] Платон и его эпоха /Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - С.
192.
[119] Платон и его эпоха /Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - С.
202-203
[120] Платон и его эпоха /Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - С.
204-205
[121] Коркунов Н.М. История философского права. - С-Пб., 1898. - С. 40.
[122] См. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона. //
Социально-политический журнал. - 1998. - № 3- С. 198-199.
[123] Там же. С. 198-199.
[124] Клеванов А. Обзор философской деятельности Платона и Сократа по
Целлеру / Под. ред. А. Клеванова. - М., 1861. - С. 259.
[125] См. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона. //
Социально-политический журнал. - 1998. - № 3- С. 198-199
[126] Нересянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М., Наука. 1989. -
С. 160
[127] См. Кондрашова Г.А. Теория и практика античной демократии:
методические указания. - Новосибирск.:1994. - С. 16-17
[128] Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. - С-Пб., 1871. - С.
181
[129] Творения Платона пер. с греч. / Под. ред. В. Соловьева. - М., 1899:
—Т.1. — С. 29-30.
[130] Коркунов Н.М. История философского права. - С-Пб., 1898. - С. 40-41.
[131] Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. – Краснодар,
1994. — Ч.II. - С. 47
[132] Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. - С-Пб., 1871. - С.
179-180
[133] См. Кондрашова Г.А. Теория и практика античной демократии:
методические указания. - Новосибирск.:1994. - С. 16
[134] Новгородцев П.И. Сочинения - М.: Раритет, 1995. - С.282
[135] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. - М.,
1897. - С. 22
[136] Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос,
1998. — С. 269.
[137] Платон. Законы, 855 е // Соч. в 3-х т. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 381.
[138] Платон. Письма // Соч. в 3-х т. — М., 1972. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 557.
[139] Платон. Законы, 855 е // Соч. в 3-х т. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 340.
[140] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. — М.: Наука. —
С. 250.
[141] Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — С. 5.
Страницы: 1, 2, 3
|