|
Правовые аспекты регулирования гражданско-правового договора в контексте вступления в ВТО (english) - (диплом)
p>Договор как общественный социальный продукт - наиболее устойчивая во времени правовая форма. Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредуемых договорами, расширился и состав возможных участников (физические лица, коллективные образования, признанные самостоятельные субъектами гражданского права юридическими лицами). Конструкция договора применяется в различных отраслях права: международном, публичном, административном и др. И все же наиболее широко используется она в гражданском праве. Что же представляют собой гражданско-правовые договоры. Существовавший в римском праве взгляд на договоры (contractus) позволял рассматривать их с трех точек зрения: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникшее из этого основания, и, наконец форму, которую соответствующее правоотношение принимает. [12 М. И Брагинский, В. В Витрянский “ Договорное право”. Москва. 1997. ]Это многозначное представление о договоре с определенными изменениями практически реализовано в ГК РУз и в гражданских кодексах других стран. Все эти перечисленные значения договора так или иначе определяются с точки зрения гражданского права в качестве правовой формы регулирование конкретных имущественных отношений. Это и видно из содержания ст. 234 ГК РУз согласно которой: "В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то передать имущество, выполнить работу, оказывать услуги, уплатить деньги и т. д. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности". Именно такого рода обязательственное отношение и представляет собой правовую форму имущественных отношений между сторонами договора.Договор - одна из самых распространенных разновидностей сделок. Как и всякая сделка, договор устремлен на установление, изменение или прекращение правоотношений. Однако в отличие от односторонней сделки договор - всегда соглашение двух или более сторон (ст. 353 ГК РУз). Договор как соглашение сторон характеризуется следующими признаками: а) свободное волеизъявление сторон; б) согласие сторон по всем существенным условиям, составляющим его содержание; в) возмездный (по общему правилу) характер действий сторон по их обязательствам; г) равенство сторон в договорных отношениях; д) юридические гарантии исполнение договоров; ж) ответственность за нарушение договорного обязательства. Договор предполагает совершение по воле его участников определенных действий, имеющих юридическое значение и поэтому способных вызвать возникновение определенных прав и обязанностей его сторон. В этих действиях выражается волеизъявление со специальным намерением породить правовые последствия. Договор как следствие волеизъявления сторон оказывает активное воздействие на поведение его участников, индивидуализирует, формирует и регулирует это поведение. [13 М. Х. Рахманкулов “Роль и сущность гражданско - правового договора в условиях рыночной экономики”. Ташкент. 1994. ] В условиях рыночной экономики договор в первую очередь продукт и в тоже время правовые формы товарно-денежных отношений, основанных на законе стоимости, поэтому он не может не выражать прежде всего волеизъявление его сторон. В настоящее время предприятиям, организациям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о выборе контрагентов и надобности вступать в договорное отношение. Им предоставлено право отказаться в определенных случаях от исполнения уже заключенного договора, если это необходимо в целях обеспечения собственных интересов. Волеизъявление в договоре по своему содержанию может быть с одинаковой либо с противоположной, но встречной направленностью. Например, при строительстве по договору совместного предприятия с участием юридических лиц различных государств их воля по своему характеру имеет одинаковую направленность. По договору купли-продажи волеизъявление сторон по своему содержанию, как правило носит противоположный, но встречный характер. Но независимо от одинаковой или противоположной направленности волеизъявления сторон, договор - это акт общей воли равноправных субъектов. В данном случае речь идет не о равенстве в правах сторон заключенного договора, что само по себе подразумевается о равноправии субъектов, изъявивших желание вступить в договорные отношения. Каждая из сторон вступает в договор, имея свое обособленное имущество, принадлежащее ему на праве собственности или на праве полного хозяйственного ведения, а также несет самостоятельную имущественную ответственность за нарушение договорного обязательства. В условиях рынка предприятия строят свою деятельность на основе экономических методов ее оценки путем использования стоимостных категорий, поэтому устанавливаемые между ними имущественные отношения осуществляют на возмездных началах. Итак, имущественным отношениям, строящимся на началах возмездности, присуща соответствующая правовая форма, в которой выражается экономические равенство сторон-участников. Такой формой является договор. Несмотря на то, что договор используется в настоящее время в различных сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной и т. д. торгово-экономические отношения, (как наиболее важная сфера) договорного регулирования в контексте договорного регулирования в пространственном отношении остаются наиболее важной сферой договорного регулирования. Во внутригосударственных торгово-экономических отношениях принимают участие государственные, кооперативные предприятия, организации, объединения, фирмы, биржи, предприниматели и т. д. в совокупности порядке своем являясь субъектами гражданско-правовых отношениях опосредуемых системой гражданско-правового договора. Они вступают в договорном отношение, будучи юридическими лицами, непосредственно сами или через свои филиалы, отдельные, подразделения, представителей и т. д. Материальной же базой для вступления в договоры служит их имущество, принадлежащее им на праве собственности, полного хозяйственного ведения или права оперативного управления. Совершенно ясно, что для полноправного развития рыночных отношений необходимо не только достаточное количество товаров, но и высокий уровень развития договорных форм отношений в качестве средства регулирования интересов участников этих отношений. Существуют различные виды договоров и использование того или иного вида договора зависит от характера предмета (то, по поводу заключен договор), от цели, ради достижения которой он заключен. Гражданский Кодекс в свою очередь значительно расширяет потенциал форм, видов договоров: "Стороны могут заключить договор и не предусмотренный законодательством" ГК РУз ст. 354. С обретением независимости Узбекистан получил возможность активно интегрироваться в международное экономическое сообщество. Как суверенное государство вступает в торгово-экономические отношения непосредственно сам как единое целое и через свои торгово-экономические организации. В первом случае от имени Узбекистана в торгово-экономические отношения вступают Министерство внешнеэкономических связей, Министерство финансов, Государственные торговые палаты представительства и другие его органы. Они находятся на госбюджете. В данном случае правовой статус государства определяется не в соответствии с нормами гражданского права о правоспособности и дееспособности, а его компетентности, определяемой высшим органом государственной власти (парламентом) и Конституцией. Во втором случае - в торгово-экономических отношениях, независимо от формы собственности могут принимать участие юридические и физические лица, в том числе иностранные международные организации, действующие на территории республики, и за ее пределами и зарегистрированные Республикой Узбекистан в качестве участников внешнеэкономических связей. Таким образом, путем заключения договора может быть охвачен широкий круг вопросов торгово-экономической политики между государством, и объектами внешней торгово-экономической политики. Объектами внешней торгово-экономической договорной деятельности могут быть ресурсы всех видов, товары и услуги, создаваемые во всех отраслях и сферах хозяйствования, ценные бумаги, научно-техническая продукция, интеллектуальные и другие ценности, представляющие взаимный интерес. Как видно, широк круг вопросов межгосударственных экономических и торговых отношений и каждый из этих видов вопросов может составить предмет одного или нескольких разновидностей договоров. Например, отношения, связанные с рынками товаров, могут быть оформлены договорами купли-продажи, договорами поставки, договорами комиссии, а связанные с привлечением в порядке инвестиции иностранного капитала в виде кредита могут быть оформлены на договорных началах. Инвестиции могут состоять из имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объект предпринимательства и другие виды деятельности, поэтому отношения, связанные с инвестициями в зависимости от вида деятельности, могут быть оформлены путем заключения в различных видов договоров. Республика Узбекистан, вступив на путь независимости как суверенное государство, сама непосредственно определяет и ведет свою внешнеэкономическую политику. Она уже установила на договорных началах торгово-экономические связи с рядом государств. Однако, далеко еще не все аспекты торгово-экономических отношений стали предметом межгосударственных договоров. Между тем у Узбекистана имеются необходимые политические и экономические предпосылки для дальнейшего расширения круга внешнеэкономической и торговой деятельности. Для этого требуется принятие ряда законодательных актов и выполнение необходимых организационно-правовоых мер по охвату всего комплекса экономических и торговых отношений по различным видам деятельности. Между договорами, используемыми в сфере внутригосударственных торгово-экономических отношений, много общего, вместе с тем каждый из них обладает присущими ему особенностями. Договор - продукт волеизъявления его сторон. Как форма правового регулирования договор служит средством формирования и поведения его участников. По договору в сфере товарооборота наилучшим образом находит реализация права собственности его участников на свое имущество. [14 М. Х. Рахманкулов “ Договор : возникновение и исполнение обязательств”. Ташкент. 1994. ] В отличие от существовавшей и существующей пока практики условия договора, структура договорных связей будут формироваться на основе преимущественно двух начал: воли контрагентов и закона. Источниками римского права, лежащего в основе существующих гражданско-правовых систем развитых стран, к числу существенных эмитентов синналагматических договоров (двусторонних), без которых нет самого договора, отнесено соглашение, т. е. воля стороны, объект договора и его основание. Именно с этих, т. е. волевых, позиций и права чрезвычайно просто определяется договор в современном гражданском праве США: "Договор - это обещание или ряд обещаний за нарушение которых право устанавливает санкцию или исполнение которых право рассматривает, в определенном смысле, как обязанность". Таким образом, и здесь воля сторон является определяющим началом возникновения и осуществления договорных отношений. Закон, право - вторая важнейшая составляющая, которая только и может влиять на содержание, судьбу договорных отношений. В идеале в условиях рынка именно закон, право (не акт планирования или распоряжение органа государственного управления) должны стать преимущественным средством прямого воздействия государства на экономику, товарно-денежные отношения и правовые формы, их опосредующие. Такая постановка дела более всего соответствовала бы международной практике, опыту стран с развитой рыночной экономикой, где государство своей законотворческой деятельностью создает условия для нормального функционирования экономики, преодоления негативных явлений, препятствующих свободной реализации принципов рыночных отношений. В качестве примера можно было бы привести антитрестовское законодательство США, других западных сторон. Значительное развитие в США, Японии, Канаде, Франции и других странах получило законодательство, направленное на защиту прав потребителя. В гражданском, торговом законодательствах указанных выше стран, подробно излагаются условия, которые не могут быть включены в договоры, либо квалифицируются юридически недействительными, поскольку они ставят в неравное положение продавца и покупателя. Например, договорные условия, ставящие потребителя в явно неравномерное положение, рассматриваются в странах с романской и западногерманской правовыми системами как злоупотребление правом со стороны предпринимателей, а в странах англо-американской правовой системы - как "неоправданные", что признается английскими судьями и нормативно закрепляется в ст. 2-302 Единообразного торгового кодекса США. [15Единообразный Торговый Кодекс США. Uniform Commercial code - The American Law Institute] Несмотря на то что американская экономика в значительной степени зависит от торговых сделок, совершаемых частными лицами без вмешательства правительства, последнее тем не менее зачастую оказывает важное влияние на процесс заключения сделок. В некоторых случаях это воздействие проистекает из того, что суды уполномочены осуществлять контроль за сделками в случае недобросовестного поведения сторон. Но в значительной степени влияние правительства—это результат действия законодательства, определяющего условия заключения торговых сделок. ''Правовое регулирование торговли включает в себя антитрестовское законодательство, имеющее целью поощрить конкуренцию путем предотвращения монополизации и ограничения сдерживания торговли, а также закон о недобросовестной конкуренции, предписывающий, чтобы конкуренция проводилась на основе приемлемых критериев добросовестности. Таким образом, указанная группа законов устанавливает важные пределы как в сфере концентрации власти в руках участников торговых сделок, так и в отношении способов, используемых данными участниками в процессе заключения торговых сделок. Основным источником права в этой области служит федеральное законодательство, особенно три основных акта, принятые Конгрессом с целью содействия развитию конкуренции. [16 Г. Ласк “ Гражданское право США”. Москва. 1961. ] Первый и наиболее важный из них —Антитрестовский закон Шермана, принятый в 1890 г. в период промышленной экспансии и концентрации экономической власти, последовавших за гражданской войной. Он запрещает в общих чертах неразумные ограничения торговли и монополизацию. Закон Клейтона 1914 г. до какой-то степени более конкретен. За некоторыми исключениями он запрещает: во-первых, исключительные контракты, связывающие соглашения и подобные им ограничения на распространение товаров; во-вторых, дискриминацию в ценах (дифференциацию) в отношении разных покупателей, а также иные связанные с ценами меры дискриминационного характера ; в-третьих, приобретение одной корпорацией акций или активов другой корпорации, если в результате такого приобретения“может существенно сократиться конкуренция или наметиться тенденция к созданию монополии”. В то время как Закон Шермана осуждает уже существующее зло, Закон Клейтона требует лишь обоснованной вероятности того, что такое зло наступит в будущем. Третий главный законодательный акт—Закон о Федеральной торговой комиссии, принятый также в 1914 г. , в целом направлен против“недобросовестных методов в конкуренции”. Он предусмотрел создание Федеральной торговой комиссии с функциями по применению закона. Все эти три законодательных акта, вместе взятые, регулируют“горизонтальные” отношения в сфере предпринимательской деятельности конкурирующих лиц, “вертикальные”отношения предпринимательства с участием поставщиков и потребителей, в некоторых случаях— внутренние отношения в рамках самого предприятия. Вообще же Антитрестовские законы получили свое название в честь “треста” XIX в. —устойчивого объединения предпринимательских единиц, состоящего из большого числа корпораций в рамках одной отрасли промышленности, такой, как нефтяная или сахарная, действующего на основании договора о создании треста с передачей единого управления в руки правления попечителей. [17 В. П. Мозолин, Е. А. Фарнсворт “ Договорное право в США и СССР”. Москва. 1988. ] " Исключительным считается контракт, в котором одной из сторон разрешается приобретать товары у другой стороны при условии, что сторона-покупатель не будет иметь дело с аналогичными товарами, относящимися к сфере деятельности третьих лиц— конкурентов продавца. Связывающее соглашение предусматривает продажу или сдачу в аренду продукции при условии, что одновременно будет приобретен и какой-либо другой вид продукции. Основная характерная особенность этих законодательных актов, и прежде всего Закона Шермана, состоит в том, что в них используются широкие и более общие правовые формулировки по сравнению с обычным законодательством США. Эта преднамеренная неопределенность предоставила решающую роль судам в толковании законов и приспособлении их к изменяющимся видам продукции и их рыночному распределению. Вместо того, чтобы установить четкие и твердые правила, суды прибегли в толковании Закона Шермана к помощи общего“правила разумности”(стандарта разумности). Его применение время от времени изменялось. В зависимости от конкретной отрасли промышленности, различных обстоятельств судьи должны были принимать во внимание экономические данные и другие соображения. Поэтому в США не существует абсолютного лимита в отношении размера предприятия и сам по себе размер или даже господствующее положение предприятия на рынке не обсуждаются, хотя они и числятся среди тех обстоятельств, которые подлежат судебной оценке. Тем не менее, суды считают, что некоторые действия, такие, например, как“горизонтальные”соглашения между конкурентами с целью воздействия на цены или раздела рынков, являются настолько неправомерными, что уже в силу этого сами по себе неразумны. Доктрины, подобные положению о презумпции неразумности, в соответствии с Законом Клейтона применяются также к исключительным контрактам, связывающим соглашениям, и к большинству форм дискриминации в области цен. Как и следовало ожидать, по вопросу о сфере действия правил разумности и неразумности в конкретных делах, связанных с антитрестовскими законами, возникла большая дискуссия, так как весь американский бизнес фактически находится в собственности и управлении частных лиц, поддержание конкуренции и контроль над ней служат делом величайшей важности. В некоторых областях, однако, Конгресс отступил от идеала свободной конкуренции. Так, ограниченные изъятия в применении антитрестовских законов были введены в таких отраслях хозяйства, как авиация, связь, железнодорожный, автомобильный и морской транспорт, надзор за деятельностью которых в различной степени осуществляется специальными регулирующими агентствами. Правительство может бороться с нарушением антитрестовских законов несколькими путями в зависимости от обстоятельств. К ним относятся: судебные запреты, применяемые в гражданском судопроизводстве; уголовное преследование; приказы о прекращении или воздержании от совершения противоправных действий, выносимые в порядке административного производства. Частные лица располагают также иными средствами воздействия, прежде всего возможностью предъявления иска о возмещении тройных убытков, по которому в пользу потерпевшей стороны могут взыскиваться суммы, в три раза превышающие размер причиненных убытков. Общая же практика, понятие договора или контракта на западе представляет собой следующие устойчивые определения. В основе договора лежит добровольно данное обещание принять на себя юридическую обязанность. Договор определяют следующим образом: “Договор —это обещание или ряд обещаний, за нарушение которых право устанавливает санкцию или исполнение которых право рассматривает, в определенном смысле, как обязанность”. [18 Г. Ласк “ Гражданское право США”. Москва. 1961. 18 ] Для достижения взаимного соглашения одна сторона должна сделать предложение — оферту, а другая сторона должна его принять —совершить акцепт. Таким образом, двумя существенными элементами договора являются оферта и акцепт (некоторые включают оферту и акцепт в единое понятие 'соглашения). В дополнение к оферте и акцепту соглашение должно основываться на встречном удовлетворении, стороны договора должны обладать правоспособностью и дееспособностью, цель договора должна быть законной—иными словами, исполнение соглашения не должно нарушать общественных интересов. Таким образом, суммируя вопрос о существенных условиях договора, можно сказать, что элементами договора, обязывающего стороны в правовом смысле, являются: 1) оферта, 2) акцепт, 3) встречное удовлетворение, 4) правоспособность и дееспособность сторон и 5) законная цель договора. Договоры разделяются на односторонние и двусторонние. Разумеется, договоры могут быть формальными и неформальными, однако в связи с почти полным отказом от практики заключения договоров за печатью для действительности договора достаточно простого волеизъявления делового человека. “Односторонним договором называется такой договор, по которому обещающий, должник, не получает в качестве встречного удовлетворения обещаний другой стороны. Двусторонний договор—это такой договор в котором налицо взаимные обещания двух сторон, каждая из которых является одновременно и кредитором и должником”. Обещание награды является примером одностороннего договора. Обещающий предлагает награду. Его оферта принимается путем совершения предусмотренных в ней действий. Сторона, принимающая оферту, не дает обещания, вместо этого она совершает действия, изложенные в оферте. Обычный коммерческий договор чаще всего бывает двусторонним. В двустороннем договоре стороны обмениваются обещаниями, в то время как в одностороннем договоре обещание обменивается на действие. Действительным является договор, отвечающий всем предъявляемым к договору требованиям. Стороны связаны таким договором, а суд окажет содействие его осуществлению в принудительном порядке. Лишены исковой силы такие договоры, которые не могут осуществляться в принудительном порядке на основе предъявленного иска, хотя они и создают косвенным путем обязанность исполнения. По сделке с правительством Соединенных Штатов нельзя предъявить иск к Соединенным Штатам без их на то согласия, и даже в случае удовлетворения такого иска нельзя получить исполнение в принудительном порядке. Подобная сделка именуется договором, хотя принудительное исполнение его невозможно без согласия на то одной из сторон. Если одна из сторон обладает правом по своему усмотрению не исполнить обязательства, то договор считается оспоримым. В качестве защиты против лиц, которые могли бы извлекать выгоды из незрелых волеизъявлении несовершеннолетних, последним предоставлено право не исполнять заключенных ими договоров. Термин “недействительный договор”обыкновенно применяется для обозначения сделок договорного характера, которыми ввиду отсутствия какого-либо существенного элемента или в силу закона ни одна из сторон не оказывается Договор считается исполненным, когда все его участники исполнили порожденные договором обязанности. До того как все эти обязанности исполнены, договор является подлежащим исполнению. Если одна из сторон исполнила свои обязанности частично, договор часто называют частично исполненным. Договор может быть исполненным для одной стороны и подлежащим исполнению для другой. Не обязательно, чтобы при вступлении в договор стороны выразили условия своего соглашения в письменной форме или устно. Они могут своим поведением показать свое намерение быть связанными определенным договорным обязательством. Если стороны установили соглашение устно или письменно, то их соглашение называется прямо выраженным договором. Если условия договора сторонами не установлены, но из их действий явствует, что они имели намерение вступить в договор, то считается заключенным подразумеваемый договор. Таким образом реализуется роль договора как основной правовой формы регулирования поведения участников рыночных отношений в выражении их оперативно-хозяйственной самостоятельности, как субъектов различных форм собственности.
III Правовые механизмы регулирования соглашений в ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным международным органом занимающимся правилами торговли между странами. В сердцевине ее лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большей частью стран-участниц мировой торговли. Эти документы обеспечивают правовую основу международной торговли. Эти документы обеспечивают правовую основу международной торговли. Это, в основном контракты, обязывающие правительства стран проводить свою торговую политику в рамках обусловленных ограничений. Хотя эти документы согласованы производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам осуществлять свою деятельность. Именно в контексте суждений о ВТО рождается новое понятие, которым оперируют как вполне самостоятельной величиной "многосторонняя" торговая система, т. е. система, управления ВТО. Большинство стран - включая почти все основные торговые страны являются членами этой системы. Однако некоторые страны не являются членами и поэтому для описания системы используется слово "многосторонняя" вместо слова "глобальная" или "мировая". Неотъемлемой целью системы является помощь сделать торговлю как можно свободней - до той системы, пока не появятся побочные эффекты. Частично это означает снятие препятствий. Это также означает обеспечение того, чтобы люди, компании и правительства знали, что правила торговли существуют по всему миру, и предоставлении им уверенности в том, что не будут иметь место внезапные изменений политики. Другими словами, правила должны быть "транспарентными" и предсказуемыми. Исходя из того, что соглашения подготавливаются и подписываются сообществом торговых стран, часто во время значительных дебатов и споров, одной из наиболее значительных функций ВТО является служба в качестве форума для торговых переговоров. Еще одной важной стороной работы ВТО является урегулирование споров. Торговые переговоры часто включают конфликтующие интересы. Договоры и соглашения, включая те, по поводу которых переговоры ведутся с особым трудом в системе ВТО, часто нуждаются в интерпретации. Наиболее гармоничным способом урегулирования этих различий является способ урегулирования посредством нейтральной процедуры, основанной на согласованной правовой базе. Это является целью, стоящей за процессом урегулирования споров, предусмотренным в соглашении ВТО. Создание ВТО 1 января 1995 года отразилось как самое большое реформирование международной торговли со времен 2-ой мировой войны. Оно также привело к тому, что реальностью, в современной форме, стала неудавшаяся попытка создать в 1948 г. Международную торговую организацию (МТО). До 1994 г. торговая система регулировалась ГАТТ, составляющей часть незавершенной попытки создать МТО. ГААТ помог создать сильную и процветающую многостороннюю торговую систему, которая становилась все более и более либеральной через раунды торговых переговоров. Однако, к 1980-м годам, данная система стала нуждаться в радикальном реформировании, что привело к Уругвайскому раунду и, в конце концов, к ВТО. Итак, с обновлением торговой системы государства-участницы ВТО получили возможность реализовать свою торговую, хозяйственные цели в рамках ряда соглашений ВТО, принятых в основном во время последнего Уругвайского раунда. Нельзя не отметить, что с возникновением ВТО, заметно расширился круг соглашений ВТО, теперь широко охватывающий наряду с товарами также услуги и интеллектуальную собственность, эти сферы успели стать наиболее значимыми объектами договоров и наряду с товарами, естественно, что эти соглашения и положения соглашений, находят свое отражение в условиях договоров сторон-участниц ВТО. Также имеются специальные соглашения по таможенным процедурам, импортному лицензированию, пред отгрузочной инспекции и т. д. Все они основываются на принципах либерализации и санкционированных исключениях. Они включают в себя индивидуальные обязательства стран по снижению таможенных тарифов и др. торговых барьеров, по открытию рынков услуг и поддержанию их открытыми. Эти же соглашения устанавливают процедуры для урегулирования споров. Они предписывают специальный режим для развивающихся стран. Они требуют от правительств обеспечения транспорентности своих торговых политик. Нельзя не отметить, что некоторые соглашения просто пережили второе рождение и обновились. Они существовали и ранее но почти полувековая практика правового регулирования отношений в рамках именно этих соглашений дала возможность разглядеть все недостатки и законодательные упущения, а учитывая всю полноту важности сфер регулируемых этими соглашениями для стран национальный доход которых формируется посредством хозяйственной экономической реализации именно в этих сферах, изменения были просто неизбежны. Так, первоначально соглашения ГАТТ применялось и в отношении торговли в сфере сельского хозяйства и содержало в себе. Например, оно разрешало странам использовать такие не тарифные меры, как импортные квоты и субсидии. И торговля в сфере с/х стала очень трудной, особенно, с использованием экспортных субсидий, которые обычно не санкционировались в отношении промышленной продукции. Соглашение же Уругвайского раунда является первым значительным шагом в сторону установления порядка, добросовестной конкуренции и обеспечения меньшей искаженности сфер торговли. Оно должно осуществляться на протяжении периода свыше шести лет (10 лет - для развивающихся стран), с 1 января 1995 года до 31 декабря 2000 года. Участники договорились начать в конце 1999 года переговоры по продолжению реформирования процесса. Подобно с/х, текстиль, является одним из самых злободневных вопросов ВТО, как это было при старой системе ГАТТ. В данный момент, эта сфера проходит фундаментальный пересмотр в рамках десятилетнего расписания, согласованного на Уругвайском раунде. Среди изменений можно найти такое, которое постепенно снижает систему импортных квот, преобладающих с 1960 года в торговле с подведением продукции под юрисдикцию правил ГАТТ в четыре стадии. Упомянутые выше нововведения относительно услуг и образование специального правового механизма для них нашли свое отражение в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС). ГАТС является первым сводом многосторонних, основанных на нормах права, правилах охватывающих международную торговлю услугами. ГАТС состоит из трех частей основной текст, содержащий общие принципы и обязательства; приложения, связанные со специальными сферами; и специальные обязательства отдельных стран для обеспечения доступа к своим рынкам. В ГАТС также содержится четвертая часть: перечни сфер, где страны временно не применяют не дискриминационный режим наибольшего благоприятствования. Существует в рамках ВТО ряд соглашений, которые подписаны только несколькими членами ВТО, т. н. "плюратеральные" соглашения. Их всего 4: - Соглашение по гражданской авиации;
- Соглашение по государственным закупкам; - Соглашение по молочным продуктам; - Соглашение по говядине.
В общей сложности результатами Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров является значительный перечень, включающий около 60 соглашений, приложений, решений и договоренностей. Среди них также огромный перечень обязательств отдельных стран по специальным категориям товаров и услуг. Они включают обязательства по снижению до "нуля" ставок таможенных пошлин на импорт товаров и установлению на них лимитов. Уругвайский раунд также впервые внедрил в систему ВТО права интеллектуальной собственности. Другой ряд соглашений связан с различными техническими, бюрократическими или правовыми вопросами, которые могут быть причиной помех в торговле: технические правила и стандарты; - импортное лицензирование; - правила по таможенной оценке товаров; предотгрузочная инспекция, дальнейшие проверки импорта; - правила происхождения. Соглашениями также предусмотрены случаи отхода от принципов РНБ в случае определения демпинга: - действия, предпринятые против демпинга; субсидии и специальные "компенсационные" пошлины с целью компенсации субсидирование; - срочные торговые ограничения, с целью защиты отечественных производителей. При более подробном рассмотрении соглашения, охватывающие две самые большие сферы торговли - товары и услуги имею общий план, состоящий из трех частей, даже если в деталях они различны. Они начинаются из трех обширных принципов: Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (для товаров) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) также попадает под эту категорию, хотя в настоящий момент, оно не содержит дополнительных частей). Затем следуют дополнительные соглашения и приложения, связанные со специальными требованиями конкретной сферы и конкретных вопросов. В заключении, существуют детальные и длинные расписания (или перечни) обязательств, взятые на себя отдельными странами и позволяющие конкретной иностранной продукции или поставщикам услуг получать доступ к их рынкам. В отношении ГАТТ, они принимают, в целом, форму ограничивающих обязательств по тарифам на товары, и комбинаций тарифов и квот в отношении некоторых сельскохозяйственных товаров. В рамках ГАТС, обязательства предусматривают до какой степени иностранным поставщикам услуг позволяется получать доступ в конкретных сферах, и они включают перечень видов услуг, где отдельные страны не предусматривают применения не дискриминационного принципа РНБ. Итак "дополнительные" соглашения согласно ГАТТ связаны с: с/х; текстилем и одеждой; стандартами продукции; инвестиционными мерами; антидемпинговыми мерами; методами таможенной оценки; пред отгрузочной инспекцией; правилами происхождения; импортным лицензированием; субсидиями и встречными мерами; защитными мерами. "Дополнительные" соглашения ГАТС по следующим аспектам: передвижение физических лиц; воздушный транспорт; финансовые услуги; отгрузка; телекоммуникации. Следующие две других группы соглашений, также представляют собой важность: 1) соглашение по обзору торговых политик; 2) четыре "плюратеральных" соглашения. Таким образом, мы видим, что интернационализация хозяйственной жизни, развитие интеграционных процессов, влияние технического прогресса оказывают существенное развитие на правовое регулирование в целом и на гражданско-правовой договор, контракт в частности. Иными словами, нормы международного договора в результате трансформации, становятся нормами внутреннего права. Трансформация осуществляется путем принятия внутреннего закона или иного нормативного акта. Там же трансформации эти нормы сохраняют автономное положение во внутренней правовой системе каждого государства - участника международного договора. Автономный характер этих норм обусловлен прежде всего тем, что они выражают волю не одного государства, а всех государств-участников договора и что как правило, цель создания этих норм - регулировать специфические имущественные и иные отношения с международными элементом и гражданско-правовые отношения в частности. Из данного свойства норм, из факта их обособленности следует что, во-первых, нормы нельзя произвольно, без согласия других государств-участников менять и, во-вторых, толкование их должно осуществляться также единообразно. Именно системность взаимозависимость стран-участниц ВТО отличает соглашения принятые в рамках этой организации. Например, никогда не было, основанного на нормах права ограничивающего соглашения, которое устанавливает цели по снижению тарифов (на сколько процентов они должны быть снижены). В конце Уругвайского раунда, отдельные страны предоставили перечни своих обязательств в расписаниях, приложения к "Марракешскому протоколу к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г. ". Оно является основанным на нормах права, ограничивающим соглашением для снижения тарифных ставок. Доступ к рынкам с/х продуктов регулируется сегодня только "тарифным" режимом. Нетарифные меры были заменены тарифами, которые обеспечивают в достаточной степени эквивалентные уровни защиты. В отдельных случаях для частичной компенсации сильного снижения импортных цен или резкого увеличения объема импорта могут применяться специальные защитные меры, не распространяющиеся на импорт по этим тарифным квотам. Таким образом, соглашениями ВТО охвачены основные сферы деятельности государств-участниц и систематизирован правовой механизм этих соглашений и процедура. Но эти соглашения носят т. н. отраслевой характер, т. е. регулирующие товарооборот либо оборот услуг, именно в рамках этих сфер описан правовой механизм. Но в конечном итоге осуществление экономической деятельности, натыкается на общие, т. н. межотраслевые барьеры, такие как нетарифные барьеры - формальности, бюрократия и т. д. И это серьезная угроза для сторон, заключивших договор, потому как эти барьеры являются серьезной проблемой на всех стадиях договора, но особенно в стадии его исполнения. И именно поэтому ряд соглашений связан с различными техническими, бюрократическими или правовыми вопросами, которые могут препятствовать торговые (в случае с соглашениями ГАТТ санитарные и фитосанитарные нормы в рамках о соглашениях по сельскохозяйственными продуктами). Итак, это следующие вопросы: технические правила и стандарты; импортное лицензирование; правила по таможенной оценке товаров; пред отгрузочная инспекция; дальнейшие проверки импорта; правила происхождения; инвестиционные меры. "Соглашение по техническим барьерам в торговле" пытается обеспечить то, чтобы правила, стандарты, процедуры по пробированию и сертификации не создавали ненужных препятствий, т. к. технические правила и промышленные стандарты представляют собой важность и наличие очень большого числа стандартов усложняют деятельность производителей и экспортеров. И если стандарты устанавливаются произвольно, они могут быть поводом для протекционизма. Это соглашение ВТО является модификацией кодекса, переговоры по которому проходили на Токийском раунде 1973 - 1979 гг. В нем не поощряются никакие методы, которые могли бы дать отечественной продукции несправедливо предоставленное преимущество. В соглашении поощряется признание странами процедур друг друга по пробированию. В "Соглашении по процедурам импортного лицензирования" отмечается, что импортное лицензирование должно быть простым, транспарантным и предсказуемым. Например, в соглашении требуется от правительств публиковать достаточное количество информации для того, чтобы торговцы знали каким образом и почему предоставляется лицензия. Некоторые же лицензии предоставляются автоматически, при соответствии определенным требованиям. В Соглашении установлены критерии для автоматического лицензирования для того, чтобы используемые процедуры не ограничивали торговлю. Другие сначала требуют внимательного изучения, а затем предоставления, но в соглашении в частности отмечается, что процедура лицензирования агентством не должна превышать 30 дней для работы с заявлением и 60 дней, когда все заявления рассматриваются в одно время. Это соглашение является модификацией кодекса Токийского раунда в 1973 - 1979 гг. Предотгрузочная инспекция - это практика найма специализированных частных компаний (или "независимых лиц") для проверки детали отгрузки, в основном, цены, объема и качества заказанных за рубежом товаров. В соглашении признается то, что принципы и обязательства ГАТТ применяются к деятельности уполномоченных правительствами агентств по пред отгрузочной инспекции. Обязательства, взятые на себя правительствами, использующими предотгрузочные инспекции, включают не дискриминацию, транспарентность, охрану конфиденциальной коммерческой информации, избежание неразумной задержки, использование особых указаний для проведения ценовой инспекции и избежания конфликта интересов инспекционными агентствами. В соглашении установлена независимая процедура обзора. Она регулируется совместно организаций, представляющей инспекционные агентства, и организацией, представляющей экспортеров. Правила происхождения являются критерием, используемы для определения места производства продукции. Они являются составной частью торговых правил, потому что ряд политик, проводит дискриминацию среди экспортирующих стран путем квот, льготных тарифов, антидемпинговых мер, компенсационных пошлин и т. д. Первое соглашение по данному вопросу требует от членов ВТО обеспечения того, чтобы их правила происхождения были транспарентными имеющими разрушительное влияние на международную торговлю. На долгосрочной основе, соглашения направлено на обеспечение общих ("гармонизированных") правил происхождения среди всех членов ВТО. Соглашение по торговле аспектам инвестиционных мер ТРИМС - применяется только к мерам, затрагивающим торговлю товарами. В нем признается то, что определенные меры могут ограничить и препятствовать торговле, и, то, что никакой член не может применить дискриминационные меры в отношении иностранных лиц и иностранных товаров. В нем также запрещаются инвестиционные меры, приводящие к ограничению объемов. Согласно соглашению страны должны информировать ВТО и своих членов по всем инвестиционным мерам, не соответствующим соглашению. Ограничительные тарифы и их применение на равных условиях ко всем торговым партнерам (РНБ) являются ключевыми для ровного течения торговли товарами. Соглашения ВТО основываются на определенных принципах, но они также позволяют изъятия в определенных случаях. В этой связи очень важны три следующих вопроса:
- действия, предпринятые против демпинга;
- субсидии и специальные "компенсационные" пошлины для компенсации ; - срочные меры для временного ограничения импорта, предпринимаемые для "защиты" отечественных производителей. Если компания экспортирует продукцию по цене ниже, чем цена, по которой она обычно продает данную продукцию на своем отечественном рынке, это называется "демпингом" продукции. И в этой связи многие страны предпринимают действия для защиты своей отечественной промышленности. Соглашение ВТО не принимает решения по этой проблеме. Фокус данного соглашения направлен не на то, как правительства могут или не могут реагировать на демпинг, а на упорядочение антидемпинговых мер. Это соглашение называется "Соглашением по антидемпингу", или "Соглашение по применению Статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. ". В рамках ГАТТ позволяется странам предпринимать меры, направленные против демпинга. Соглашение по антидемпингу уточняет и расширяет ст. 6. Оба эти документа действуют вместе. Есть много различных способов расчета того, экспортируется ли конкретный товар по сильно заниженным ценам или нет. Оно содержит три метода расчета "обычной стоимости" товара, главный из которых основывается на стоимости данного товара на отечественном рынке экспортера. При невозможности использования этого метода, имеются 2-а альтернативных: 1) устанавливаемая экспортером цена в другой стране; либо 2) расчет, основанный на сумме производственных затрат товара, других расходов и обычной марки прибыли экспортера. В соглашении также определяется, каким образом производится правильное сравнение между экспортной ценой и тем, что является обычной ценой. Антидемпинговые меры могут применяться только в случае причинения демпингом ущерба промышленности импортируемой страны. В соглашении отмечается, что страны-члены должны надлежащим и детальным образом информировать Комитет по антидемпинговой практике о всех предварительных и окончательных антидемпинговых мерах. "Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам" осуществляет две задачи: 1) упорядочивает применение субсидий, и 2) регулирует меры, для борьбы с последствиями этих субсидий. Соглашение определяет три категории субсидий: запрещенные; дающие основание для судебного преследования; не дающие такого основания. Последнее применяется к сельскохозяйственным и промышленным товарам, за исключением случаев, когда субсидии соответствуют Соглашению по сельскому хозяйству. Для стран с переходными экономиками, запрещенные субсидии должны постепенно до 2002 года быть устранены. "Соглашение по защитным мерам". Член ВТО может временно ограничить импорт товара (применить "защитные" меры), если его отечественной промышленности причиняется ущерб или существует угроза ущерба в связи с наплывом импорта и в данном случае, ущерб должен быть значительным. Наплыв импортных товаров, оправдывающий защитные меры, может быть реальным увеличением в объеме импорта (абсолютное увеличение); или он может быть увеличением доли импорта на сокращающемся рынке, даже если его объем не увеличился (относительное увеличение). Комитет ВТО по защитным мерам наблюдает за действием настоящего соглашения и отвечает за соблюдения членами обязательств. Правительства должны докладывать по каждой фазе расследования, по защитным мерам, и по соответствующему принятию решений, а комитет должен рассматривать эти отчеты. Итак, исходя из всего разнообразия и спектра торгово-экономических отношений стран-участниц ВТО, опосредуемых соглашениями ВТО, можно говорить о полной реализации этих принципов и расчетов в договорах гражданско-правового характера между субъектами стран-участниц организации, да и между странами участницами в частности. Реализация принципов, цифр, расчетов в договорах, контрактах, гарантируется целым рядом отраслевых ассоциаций, организаций и соглашений (как формы организации) в рамках ВТО. Но нельзя не отметить глубоко концептуальную форму принятия решений в рамках этой организации. Естественно, нормы нельзя произвольно, без согласия других государств-участников менять, и толкование их должно осуществляться также единообразно, толкование норм международных договоров осуществляется по иным критериям, чем толкование внутренних законов. Применяемые в договоре понятия могут не совпадать с понятиями, терминами внутреннего законодательства. И в этих случаях нужно учитывать практику и цели договора. Многоцелевой и разно режимный, отраслевой характер соглашений ВТО, совместно с двусторонним или многосторонним методом принятия решений, дает варианты выбора режима в условиях договора.
IV
Обзор гражданско-правового законодательства, договоров в Республике Узбекистан в контексте вступления во Всемирную Торговую Организацию. Эволюция соглашений в рамках ГАТТ получила новый виток с Уругвайским раундом переговоров. Несправедливо будет говорить, что буквально все соглашения ГАТТ были пересмотрены. Они продолжили свое существование в качестве норм новой многосторонней торговой системы. Реальная перспектива вступления в ВТО, так же ставит вполне реальные проблемы в перспективе. Характер будущей работы в рамках Соглашения ВТО будет зависеть от степени соответствия, гармонизации норм внутреннего законодательства со стандартом соответствия рядовой страны - участницы ВТО, т. к. вопросы, возникающие в процессе взаимодействия стран в ВТО, на первом этапе страны выясняют непосредственно друг с другом. Как видно из вышеприведенного, отраслевые соглашения ВТО, содержат вполне конкретные, выраженные в числах показатели. Так например, соглашение по текстилю содержит в себе процентаж, применяемый к торговым обьемам текстиля и одежды, так же существует расписание по либерализации текстиля. А например соглашение по сельскому хозяйству, будучи постоянным яблоком раздора, из - за своей несостоятельности функционирования без постоянной протекции государства, подняло вопрос выходящий в перспективе за рамки отраслевого регулирования - об ограничительных нетарифных мерах, таких как импортные квоты и субсидии. Но на самом деле суть в том, что страна, присоединившаяся к соглашению ВТО, автоматически принимает все обозначенные стандарты соглашения. Насколько подготовлена национальная законодательная база к адекватному восприятию этих норм, насколько развиты те или иные институты - вот основной вопрос. А поскольку, одним из важнейших пределов, который ставит перед собой ВТО - это практическое снижение до “ нуля “ ставок таможенных пошлин на импорт товаров и установлению на них лимитов, то, казалось бы поведение страны - участницы становится совершенно предсказуемым - это следование этим стандартам. Но позволить себе это сейчас, сразу такая страна как Узбекистан - с переходной экономикой не может в силу объективных социально экономических обстоятельств. Так например, реализация Соглашения Уругвайского раунда по сельскому хозяйству идет по графику шесть лет для развитых стран и десять лет - для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Представляется своеобразным в этой связи развитие норм внутреннего законодательства, которые определяют в той или иной степени условия и пределы гражданско - правового договора. Так, наряду с постановлением Кабинета Министров 534 от 3. 12. 97. “ О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов пред отгрузочной инспекции импортируемых товаров”, призванным обеспечить непредвзятую инспекцию - эта норма соответствует установке соглашения по “ Пред отгрузочной инспекции”, где говорится, что обязательства, взятые на себя правительствами, использующими пред отгрузочные инспекции, включают в себя не дискриминацию, транспарентность, охрану конфиденциальной коммерческой информации, избежание неразумной задержки, использование особых указаний для проведения ценовой инспекции и избежание конфликта интересов инспекционными агентствами. С другой стороны - вполне осязаемая сфера государственных интересов, а в нижеприведенном случае это усиление защиты прав потребителей и обеспечение гарантированного поступления доходов в бюджет. Так решает эти проблемы другое постановление Кабинета Министров “ О дополнительных мерах по усилению государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции и увеличению поступлений в бюджет от реализации алкогольной и табачной продукции на территории Республики Узбекистан” - итак, вследствие борьбы с проникновением недоброкачественной и фальсифицированной продукции, акциз на завозимую продукцию повысился на 90%. А ключевые положения Соглашения по фитосанитарным нормам ВТО утверждает, что санитарные ограничения, которые не требуются по соображениям здоровья, могут быть очень эффективным протекционнистким орудием. Для определения опасности соглашение по фитосанитарным нормам отсылает к международным стандартам, результатом таких отсылок будет непременный процесс гармонизации национальных норм. Ситуации проблемы взаимодействия норм национального законодательства и установлений ВТО не нова. В последнее время она принимать все более необычные формы. В частности, Мексика в 1991 году подала жалобу на США об ограничении ее экспорта тунца в США. Дело в том, что отлов тунцов сопровождался попаданием в рыболовные сети дельфинов. А в акте США об охране морских млекопитающих установлены стандарты американского внутреннего рыболовного флота и для стран, чьи рыболовные лодки ловят тунца. Если страна, экспортирующая тунца в США, не может доказать властям США, что она выдержала стандарты по охране дельфинов, установленных в законодательстве США, правительство США должно установить эмбарго на весь импорт этой рыбы из одной страны. Так норма, в конечном счете призванная защищать окружающую среду, стала определяющей условия договора не только у себя дома, но и во внешней торговле. Вопрос является ли этот акт актом протекционизма или актом защиты окружающей среды в конце концов наткнется на вполне конкретные и реальные изъятия, которые существуют в любом национальном законодательстве любой страны. Так например институт купли - продажи в РУз определил для себя предмет согласно ст. 84 ГК РУз, как движимые вещи, отчуждаемые по договору купли - продажи. Но по отношению к земельным участкам свободная продажа не допускается - налицо изъятие, которое оказывает влияние как на отдельно взятый институт так и на практику гражданско - правовых отношений и договоров. В результате оборот земли и земельных участков принимает свои специфические формы, что не может не отразиться на практике заключения соответствующих гражданско - правовых договоров. В рамках тезиса о добросовестной конкуренции, одним из ключевых требований ВТО является и остается способствование добросовестной конкуренции. ВТО иногда описывается как институт “свободной торговли ”, но это не совсем точно. Система позволяет тарифы и, в ограниченных случаях, другие формы защиты. Более точным является то, что эта система правил, направленная на открытую, добросовестную и неискаженную конкуренцию. В этой связи правила по не дискриминации - Режим Наибольшего Благоприятствования и Национальный Режим - разработаны для обеспечения справедливых условий торговли. Новый ГК вобрал это установление ст. 1177 - Национальный режим деятельности иностранных юридических лиц в Республике Узбекистан говорит что иностранные юридические лица осуществляют в республике Узбекистан предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законом Республики Узбекистан. Другое Соглашение ВТО - правила о демпинге и субсидиях имеют такую же цель установление добросовестной конкуренции. На самом деле - это сложные вопросы и правила ВТО пытаются определить что происходит справедливо или несправедливо, какой ответ могут иметь правительства, в частности путем обложения дополнительными импортными пошлинами, рассчитанными для компенсации причиненного несправедливой торговлей ущерба. Нужно отметить в этой связи положения Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года 355- 1 “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В частности в ст. 3 Закона дается понятие ценовой дискриминации - когда поставщик при прочих равных условиях продает свою продукцию определенному покупателю по более высокой или более низкой цене, ст. 6 Закона признает недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на воспрепятствование установлению свободных рыночных цен, искусственно вызывая их рост или падение. Ну а непосредственно реализация условий честной конкуренции непосредственно в гражданско - правовом договоре, исключение нечестных условий отражено в ст. 5 Закона, где говорится, что включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - признается как злоупотребление. Обращает так же на себя внимание одно из центральных установлений ВТО - это Поощрение развития и экономического реформирования. Экономисты и торговые эксперты широко признали, что система ВТО делает вклад в развитие торговых отношений между государствами-участниками. Так же признано, что наименее развитые страны нуждаются во времени, в течении которого они должны выполнить условия соглашений. Новые соглашения унаследовали старые положения ГАТТ, которые позволяют оказывать специальную помощь развивающимся странам и предоставлять им торговые уступки. Более 75 % членов ВТО являются развивающимися странами и странами с переходным периодом экономики. В течении семи с половиной лет Уругвайских переговоров, свыше 60 из этих стран автономно осуществили программы по либерализации. Либерализация и свободная торговля - стандарт полноценных рыночных отношений является приоритетным направлением развития экономики Республики Узбекистан и выше было уже сказано о роли гражданско - правового договора в условиях рыночной экономики. Но все же следует отметить следующее - в республике за короткий срок создан законодательный каркас, который в достаточной мере отражает тенденции развития рыночных отношений. И в законе о предприятиях и в законе о предпринимательстве в качестве основного правового акта регулирования отношений в различных сферах пре6дпринимательской деятельности рассматривается договор. Например, п 2 ст. 29 Закона “О предприятиях” гласит: “Предприятия производят работы и продает продукцию, оказывает услуги для государственных нужд на договорной основе”. П. 1 ст. 21 этого же Закона утверждает, что отношения предприятия с другими предприятиям, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. В настоящее время в ГК содержатся нормы, посвященные отношениям, которые вообще не могли возникнуть или не представляли для законодателя важного значения в прошлом: рента и пожизненное содержание с иждивением;
продажа и аренда предприятий; сделка с недвижимостью; финансовая аренда ( лизинг); подряд на проектные и изыскательские работы;
подряд на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; расчеты платежными поручениями, чеками по аккредитиву по инкассо; доверительное управление имуществом; комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) и др. Одним словом ведется работа по формированию законодательной базы Республики, которая бы отражала реалии либеральной торговой политики, т. е. политики, позволяющей иметь неограниченный поток товаров и услуг, приумножающая вознаграждение, которые будут получены от производства лучшей продукции в лучшей форме и по лучшей цене.
V Заключение.
Говоря о конкретном воздействии норм Всемирной торговой организации на развитие системы гражданско-правового договора в Республике Узбекистан, особенно в свете вступления в ВТО, нужно отменить следующее. Дело в том, что гражданско-правовой договор Республики Узбекистан, в качестве основного средства, обеспечивающего функционирование экономических отношений только складывается пытаясь вобрать в себя все реалии рыночной экономики, Всемирная торговая организация это одна из самых перспективных и значимых реалий этой экономики, да и в целом мировой торговой системы. Речь идет о восприятии норм международного права национальным законодательством в целом и системой гражданско-правового договора в частности, а в контексте вступления в ВТО о ряде специфических требований, которые по сути своей призваны расширить и вывести на качественно новый уровень эволюцию системы гражданско правовых отношений Республики Узбекистан. Эти требования в свою очередь исходят из вышеперечисленных основных принципов торговой системы. В основном все это сводится к следующим вопросам: - свобода конкуренции; унификация стандартов; - унификация форм, типов договоров; - содержание и исполнение договоров; - свобода договора; - прозрачность законодательства (транспарентность внутренних законов, постановлений и практики); - отмены государственного управления и диктата в экономической сфере, проявляющиеся в лицензировании, квотировании и других ограничительных приемах; уменьшение государственного заказа и т. д. В этой связи в частности образуется спектр вопросов и проблем со вступлением Республики в ВТО. Разумеется, разработано базовое законодательство для полноценного функционирования и обеспечения правового режима в условиях рынка - тот же Гражданский Кодекс, где закреплены основные, общепризнанные принципы, положения о договоре, о свободе договора ст. 354 ГК, о возмездном и безвозмездном договоре ст. 355 ГК, о действии договора ст. 357 ГК, о заключении договора глава 27 ГК, и т. д. Вместе с ним имеет место существенное расширение правовой базы договора за счет принятых за последние годы законов, которые с учетом их характера можно разделить на две категории: на законы, создающие материальную предпосылку договора ("О собственности", Закон "О разгосударствлении в РУз" и т. д. ). , и на законы, обеспечивающие внедрение договора в торгово-экономической практике (Закон "О банках и банковской деятельности в РУз", "О кооперации в РУз", "О внешнеэкономической деятельности в РУз", "Об иностранных инвестициях в РУз", и др. ). Несмотря на существенную законодательную работу, имеют место вопросы непосредственно входящие в кругозор требований ВТО - например в части исполнения договора и его реализации и национального таможенного регулирования, где в качестве основного приема регулирования применяется политика ограничения и квотирования. Оспаривается также и сама суть договора как гражданского правового акта на основе добровольного волеизъявления сторон в связи с государственным заказом и его объемами, особенно в условиях рыночных отношений, где его применение является результатом сознательного исполнения стоимостных форм отношений, где участие в договорных отношениях непосредственно самого собственника имущества, т. е. передача собственности и смена собственников, придает этим отношениям подлинно товарно-денежный характер, и нарушение этого условия тем более не соответствует стандартным представлениям о принципах свободной торговли и роли договора в них в частности. В целом, перспектива вступления во Всемирную Торговую Организацию несет в себе ряд потенциальных изменений прежде всего экономического ряда. При осуществления дальнейшего реформирования вступление во Всемирную Торговую Организацию будет являться своего рода решающим шагом к переходу на систему с активной рыночной экономикой, и позволит создать основу для дальнейшего становления Республики Узбекистан в 21 веке как одного из самых процветающих государств нашей планеты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Каримов И. А. “ Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. ” Ташкент. Узбекистан, 1993 г. Каримов И. А. “Узбекистан на пороне 21 века: угрозы безопасности, условия гарантии прогресса. ” Ташкент. Узбекистан, 1997 г. Заключительного Акта Уругвайского Раунда переговоров ГАТТ 1994 г. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №137 от 31. 03. 98. “О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан. ” Указ Президента Республики Узбекистан № Уп - 1130 от 18. 02. 98. “ О дополнительных мерах по упорядочению импортных операций. ” Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 534 от 3. 12. 97. “О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов пред отгрузочной инспекции импортируемых товаров. ” Указ Президента Республики Узбекистан от 26. 08. 97. № Уп - 1831 “О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции, производимой предприятиями иностранными инвестициями. ” Указ Президента Республики Узбекистан № - 1702 от 31. 01. 97. “О дополнительных мерах по стимулированию малого и среднего предпринимательства. ” Указ Президента № Уп - 14- 67 от 31. 05. 96. “О дополнительных мерах по стимулированию создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. ” Положение о порядке квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров ( работ и услуг) на территории Республики Узбекистан. Закон Республики Узбекистан № 398- 1 от 24. 04. 97. “ О естественных монополиях. ” Закон Республики Узбекистан № 355 - 1 от 27. 12. 96. “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. ” Иоффе О. С, Мусин В. А. “ Основы римского гражданского права. ”. , Издательство Ленинградского Университета. ,1974 г. М. И Брагинский, В. В. Витрянский “ Договорное право ”. , Москва. , 1997. М. Х. Рахманкулов “ Договор - возникновение и исполнение обязательств”. , Ташкент. , “ Фан”. , Академия Наук Республики Узбекистан 1994. М. Х. Рахманкулов “Роль и сущность гражданско - правового договора в условиях рыночной экономики”. Ташкент. , “ Фан”. , Академия Наук Республики Узбекистан 1994. В. П. Мозолин, Е. А. Фарнсворт “Договорное право в США и СССР. ”, издательство “Наука”, Москва 1988. Г. Ласк “ Гражданское право США ”. , Москва. , “Иностранная литература”. , 1961. Единообразный Торговый Кодекс США - Uniform Commercial Code - The American Law Institute. М. М. Богуславский “Международное Частное Право”. , Москва. , Международные Отношения 1994. Закон о недобросовестных условиях договора - Unfair Contract Terms Act - 1977. “Эволюция договорного права”. , Ташкент. 1998. , Высший Хозяйственный Суд, Германское Общество по Техническому Сотрудничеству, Центр Правовых Основ мирового рынка УМЭиД.
Страницы: 1, 2, 3
|
|