Правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в РУз (english) - (диплом)
p>2 Rules(situations) “ About Ministry of external economic ties of a Republic of Uzbekistan ” from 17. 11. 1992.Item 19 Laws “ About a Study of the Ministers of a Republic of Uzbekistan ” from 6. 05. 1993. Rule(situation) “About Department of a Study of the Ministers on coordination of foreign trade activities” from 4. 07. 1995. 1 Rule(situation) “About Department of a Study of the Ministers on coordination of foreign trade activities” from 4. 07. 1995. 1 Чжен В. А. The market and open economy. -ташкент: Шарк, 1996. -С. 58. 1 Rule(situation) “ About Ministry of external economic ties of a Republic of Uzbekistan ” from 17. 11. 1992.
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЮ. 1. 1. ПРАВОВАЯ БАЗА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2. 1. АППАРАТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ. Введение.
С момента провозглашения независимости Узбекистан столкнулся со многими проблемами, которые оказывают соответствующее влияние на формирование и осуществление его внешней политики. Среди них - трудности преодоления имперского наследия, неуклонное удорожание стоимости жизни, разрыв прежних экономико-хозяйственных связей и некогда единых финансовой и денежно-кредитной систем, проблемы вхождения в рыночную экономику, инфляция, определенный спад производства, приватизация, имущественное расслоение населения. Годы независимости стали временем создания необходимых политических, правовых и организационных основ для формирования фундамента открытой экономики. Приобретение Республикой Узбекистан, как и другими независимыми государствами, бывшими в составе СССР, политической самостоятельности и переход к рыночной экономике с особой остротой ставят вопросы, связанные с исследованием их внешнеэкономических отношений и интеграции в мировое рыночное хозяйство. Ведь именно с ликвидацией тоталитарного режима прекратила свое существование государственная монополия на внешнюю торговлю и вместе с ней правовые нормы, регулирующие внешние связи, общесоюзная система централизованного формирования экспорта и импорта и перераспределения валютных ресурсов. Распад общесоюзных внешнеторговых и внешнеэкономических структур, реальное отсутствие их в республике, слабое знание конъюктуры мирового рынка, острая нехватка квалифицированных специалистов, владеющих навыками внешней торговли, на первых порах вызвали ряд трудностей в проведении внешней политики. Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан имеет важное значение для ее национальной независимости, политической и экономической самостоятельности, укрепления суверенитета и безопасности и успешного решения острых социально-экономических проблем. Семилетний опыт международных связей Узбекистана показывает, что проведение самостоятельной внешней политики, разработка собственных путей вхождения в мировое сообщество, определение направлений и приоритетов межгосударственных отношений и их дальнейшего развития, утверждение принципов мирного сосуществования, равноправных межгосударственных отношений и взаимовыгодного сотрудничества способствуют решению широкого круга внутренних и внешних проблем. Текущая внешнеполитическая деятельность руководства не только отвечает ее национальным интересам, но и является необходимым условием и важнейшим средством укрепления суверенитета, успешного преодоления экономических и социальных трудностей, улучшения жизни народа. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость ускоренного формирования собственной системы управления внешнеэкономических комплексов, выработки собственных принципов налаживания внешних связей, самостоятельного определения пути интегрирования Узбекистана в мировую экономическую систему. Это и выдвинуло на первый план задачу постепенной либерализации внешнеэкономической деятельности с резким сокращением административных ограничений и их замещением общепринятыми международными нормами и правилами, рыночными инструментами регулирования внешней торговли. Одним из первых шагов закрепления правового обеспечения подлинного суверенитета Узбекистана в международных экономических отношениях стало принятие Конституции. После этого шага Узбекистан стал самостоятельно и в своих интересах определять внешнюю политику, получил право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования. В начале реформирования почти с нуля формировался внешнеэкономический комплекс республики, необходимо было создавать новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности и эта задача прежде всего была решена в организационно-правовых аспектах. Практически заново созданы все республиканские институциональные структуры. Образованы Министерство внешних экономических связей, Национальный Банк внешнеэкономической деятельности, таможенная служба. Соответствующие внешнеэкономические подразделения созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления. В ряде стран открыты торговые дома. На двухсторонней основе образованы торгово-промышленные палаты между Узбекистаном и США, Великобританией, Германией и другими странами, которые заинтересованы активно сотрудничать с республикой. Осуществляются реформы в составе и структуре участников внешнеэкономических связей. Более двух тысяч хозяйствующих субъектов республики получали право выхода на внешний рынок. Целью данной работы является исследование и анализ системы управления внешнеэкономической деятельности, методов и способов регулирования внешнеэкономических связей, подведение итогов достигнутого в процессе создания и развития целого аппарата управления внешнеэкономической деятельности в Республике. Также я попытаюсь сделать некоторые рекомендации и предложения по улучшению системы управления внешнеэкономической деятельности.
Глава I.
ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЮ. 1. 1. Правовая база внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан. В условиях проведения глубокой экономической реформы огромные изменения претерпевает не только общее хозяйственное законодательство, но и предписания, непосредственно регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Становление нового механизма внешнеэкономической деятельности немыслимо было бы без коренного пересмотра внешнеэкономического законодательства. Ряд шагов уже предпринят, но еще очень многое предстоит сделать. Отечественное законодательство переживает стадию бурного обновления. Этот процесс затронул и внешнеэкономические отношения. Достаточно упомянуть о принятии важных нормативных актов в области валютного регулирования, таможенного дела, иностранных инвестиций и так далее. Вместе с тем отсутствие системности в подходе к совершенствованию внешнеэкономического законодательства приводит к несогласованности и пробельности регламентации, различного рода злоупотреблениям и в итоге отрицательно сказывается на эффективности внешнеэкономической деятельности. 1 [1Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. - Москва: Международные отношения, 1994. - С. 13. ] Изменения во внешнеэкономической деятельности, связанные с ее децентрализацией, радикальными переменами в государственном устройстве, общих условиях хозяйствования в стране и так далее, носят настолько кардинальный характер, что по сути ее адекватная нормативная база создается заново, и эта база строится на принципиально иных основах. За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего Закон“О внешнеэкономической деятельности” принятый 14. 06. 1991 года, Закон “06 иностранных инвестициях” и “О гарантиях деятельности иностранных инвесторов”принятые на последней сессии Олий Мажлиса и другие законодательные и нормативные акты, которые позволили сформировать основные рамочные условия для осуществления внешнеэкономических связей, заключения и исполнения международных договоров в области внешнеэкономической деятельности, обеспечить защиту экономических интересов республики, юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории республики. 1 [1Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Ташкент: Узбекистон, 1995. - С. 102-103. ] 1. 2. Понятие внешнеэкономической деятельности и управление ею. Под внешнеэкономической деятельностью Республики Узбекистан понимается совокупность практических действий государственных органов, юридических и физических лиц Республики Узбекистан, направленных на установление и развитие внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами, международными организациями. 2 [2 Ст. 1 Закона “О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан” от 14. 06. 1991. ] Объектами внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан являются ресурсы всех видов, товары и услуги, создаваемые во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, интеллектуальные и другие ценности, за исключением тех объектов, которые запрещается использовать во внешнеэкономической деятельности законодательством Республики Узбекистан. 1 [1 Ст. 4 Закона “О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан” от 14. 06. 1991. ] Субъектами внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан независимо от форм собственности могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, международные организации, дейстгующие на территории республики или за ее пределами и зарегистрированные в Республике Узбекистан в качестве участников внешнеэкономических связей. 2 [2 Ст. 5 Закона “О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан” от 14. 06. 1991. ]Все субъекты внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности и видов внешнеэкономической деятельности имеют равные права по ее осуществлению. 3 [3 Ст. 8 Закона “О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан” от 14. 06. 1991. ]Каждый субъект внешнеэкономической деятельности может самостоятельно определять вид, формы и направления участия во внешнеэкономических связях, привлекать по своему усмотрению в установленном порядке на договорной или безвозмездной основе юридические и физические лица, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности. Каждый субъект внешнеэкономической деятельности вправе владеть, пользоваться и распоряжаться результатами внешнеэкономической деятельности, включая доход в иностранной валюте. Субъект внешнеэкономической деятельности обязан: соблюдать законодательные и иные нормы, действующие на территории Республики Узбекистан, общепризнанные международные нормы и правила; в установленном порядке зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономических связей и представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность; получать заключения экспертизы о соответствии санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям работ, изысканий и проектов, выполняемых в рамках международного сотрудничества, иметь лицензию на право осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Республика Узбекистан, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, руководствуется: принципом взаимовыгодности сотрудничества со всеми государствами, иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями; принципом равенства сторон; принципом невмешательства во внутренние дела партнеров по внешнеэкономическим связям; принципом выполнения взаимных обязательств, принятых по соглашениям с иностранными государствами и международными организациями; а также других общепризнанных международных норм, правил и условий. К ведению Республики Узбекистан как субъекта внешнеэкономической деятельности относятся: установление законодательных основ организации внешнеэкономической деятельности; разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной, формирование и использование валютного фонда Республики Узбекистан; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности; защита экономических интересов республики, юридических лиц и граждан Республики Узбекистан за ее пределами; установление правовых гарантий для деятельности иностранных инвесторов на территории республики; представительство в международных экономических организациях и объединениях; и другие полномочия. Юридические лица и отдельные граждане Республики Узбекистан вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность за пределами Республики Узбекистан, в том числе создавать предприятия с правами юридического лица, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения. В целях обеспечения прав и интересов Республики Узбекистан, ее юридических лиц и граждан, установления прямых взаимовыгодных контактов в области внешнеэкономической деятельности в иностранных государствах, при международных организациях могут учреждаться торговые или иные представительства Республики Узбекистан. 1 [1 Ст. 11 Закона “О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан” от 14. 06. 1991. ] На территории Республики Узбекистан в соответствии с ее законодательством могут создаваться предприятия с иностранными инвестициями, международные экономические и финансовые организации с участием юридических лиц и граждан Республики Узбекистан и иностранных государств. Иностранные государства, фирмы, банки, международные организации и иные юридические лица могут учреждать в Республике Узбекистан свои представительства, филиалы и иные структурные подразделения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. В Республике Узбекистан могут быть созданы свободные экономические зоны. 1. 3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Переход к рыночной экономике требует качественнно нового подхода к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности. На первое место в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности сейчас выдвигаются:
определение долгосрочной стратегии;
разработка и утверждение прогнозов экспорта и импорта, а также валютного, внешнеторгового и платежного балансов; контроль за деятельностью министерств, ведомств, концернов и ассоциаций, производственных объединений и предприятий всех форм собственности, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность; создание условий и стимулов для более активного и эффективного участия страны в международном разделении труда. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является сердцевиной внешнеэкономического законодательства и нуждается в возведении в ранг закона. При этом должен предусматриваться широкий набор не противоречащих международному праву инструментов внешнеэкономической политики, дающих юридическую возможность оперативно реагировать на изменения ситуации на внутреннем и внешнем рынках (в том числе в целях защиты отечественных производителей) с определением полномочий соответствующих государственных органов власти и управления по применению подобных инструментов. 1 [1Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. -Москва: Международные отношения, 1994. -С. 32-33. ] В соответствии с законодательством государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает:
регистрацию субъектов внешнеэкономической деятельности;
установление системы дифференцированных налогов и льгот, в том числе валютных; создание государственной системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, страхование рисков, связанных с осуществлением и развитием внешнеэкономической деятельности отдельных регионов, отраслей и предприятий; разработку, финансирование и проведение экспертизы целевых комплексных программ по развитию различных форм внешнеэкономических связей республики; декларирование порядка экспорта и импорта продукции (работ, услуг); создание и использование средств валютных и других фондов. Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества регулирует внешнеэкономическую деятельность, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. 1 [1 Чжен В. А. Рынок и открытая экономика. -Ташкент: Шарк, 1996. -С. 54. ] Государственное воздействие на субъекты внешнеэкономической деятельности может быть прямым или косвенным. Примером прямого воздействия служит предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин. А косвенное воздействие проявляется в установлении высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, тем самым государство побуждает участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары. Такое воздействие осуществляется принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как общественных, так и частных интересов.
Ему присущи следующие направления:
а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития. Все государственное регулирование направлено на эти цели. В частности, государство составляет прогнозы по объемам и структуре экспортно-импортных операций, осуществляет таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить экспорта товаров и ресурсов по заниженным ценам и отток капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы; б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиту окружающей среды. Устанавливаются специальные требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Обязательное наличие сертификата и знака соответствия продукции установленным требованиям предусмотрено в Законе Республики Узбекистан“О сертификации продукции и услуг”. Конкретный порядок ввоза продукции определяется Главным таможенным управлением и Госстандартом Узбекистана; в) обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки. В этих целях правительство заключает международные соглашения, стремясь обеспечить благоприятный режим экспорту своих товаров, а также принимает меры к недопущению его ограничений. В мировой практике принято также заключать соглашения с интеграционными группировками и государствами, где существует угроза одностороннего введения антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении импорта национальных товаров. В случае заключения соглашений экспорт этих товаров ограничивается установленными квотами. 1 [1 Чжен В. А. Рынок и открытая экономика. -Ташкент: Шарк, 1996. -С. 55-56. ] Необходимо отметить, что зарубежными странами предъявляются требования к импортируемым товарам как по качеству, так и по маркировке. В разных странах существует различный порядок ввоза товаров, предусматривающий наличие целого ряда различных документов. В практике мировой торговли широко применяются ограничения на импорт ряда товаров, которые могут быть как временными, так и постоянными. Обладание информацией по вопросам условий осуществления экспорта необходимая предпосылка для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности национальных предпринимателей. В этих целях правительства создают системы по оказанию информационных и консультационных услуг отечественным экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту национальных товаров. Соответствующая база существует в виде органов, представляющих государство за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации; д) обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей. С целью защиты национальных предпринимателей и недопущения нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности, специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины на некоторые импортные товары; е) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу. В этих целях государство может проводить льготное кредитование закупок нового оборудования, осуществлять страхование экспортных кредитов, предусматривать ряд льгот по экспортно-импортным операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной промышленности, так и с целью продвижения национальных товаров на зарубежные рынки;
ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики.
Осуществляется различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство непосредственно через уполномоченные органы заключает договоры на поставки продукции для своих нужд. Возможно и содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели; з) регистрация участников внешнеэкономических связей. Она осуществляется для обеспечения учета участников внешних экономических связей, создания условий для получения ими информационных и консультативных услуг, ознакомления с деловой специализацией партнеров за рубежом и в Узбекистане. Проведение регистрации поручено Министерству внешних экономических связей и его подразделениям в регионах республики. 1 [1 Чжен В. А. Рынок и открытая экономика. -Ташкент: Шарк, 1996. - С. 57. ] Таким образом, основная задача государства состоит не в установлении ограничительных мер по регулированию внешнеэкономической деятельности ее участников, а во всемерном содействии их выступлению на мировом рынке. Главные элементы внешней экономической политики, основные задачи, принципы и направления деятельности в этой области определяют Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент и Кабинет Министров Республики Узбекистан. Внешнеэкономическая политика разрабатывается и осуществляется органами законодательной и исполнительной власти Республики Узбекистани включает меры правового, экономического и административного регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом“О внешнеэкономической деятельности” и другими законодательными актами. 1 [1 Чжен В. А. Рынок и открытая экономика. -Ташкент: Шарк, 1996. -С. 58. ] Непосредственная работа по координации работы участников внешнеэкономических связей, разработка предложений по такого рода деятельности, заключение межправительственных международных экономических соглашений Республики Узбекистан, обеспечение участия республики в работе международных экономических организаций, выработка и проведение целевой политики во внешнеэкономической деятельности и другие меры осуществляются Кабинетом Министров непосредственно и через соответствующие государственные органы. Центральной частью механизма регулирования внешнеэкономической деятельности является Министерство внешних экономических связей, которому предоставлено право в пределах своей компетенции осуществлять государственное управление этими связями с соответствующей ответственностью за их состояние и развитие. Основное внимание министерство сосредоточивает на общегосударственных торгово-политических, прогнозных и аналитических вопросах развития внешних экономических связей, повышении их эффективности, совершенствовании механизма своей деятельности, на оказании содействия министерствам, ведомствам, внешнеэкономическим организациям, предприятиям всех форм собственности, объединениям и организациям в становлении и развитии их внешнеэкономических связей. Республика Узбекистан гарантирует обеспечение законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государство не несет ответственности по обязательствам субъектов внешнеэкономической деятельности. А субъекты внешнеэкономической деятельности не несут ответственности по обязательствам Республики Узбекистан. Нормы об ответственности за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности представляют собой едва ли не наиболее уязвимую часть внешнеэкономического законодательства, что отрицательно сказывается на его эффективности в целом. Существует и обратная связь: должны быть надлежащим образом разработаны сами правила, за несоблюдение которых устанавливается ответственность с точки зрения их полноты, непротиворечивости, четкости и иных качественных характеристик. В ряде случаев на практике вопрос об ответственности теряет смысл в условиях наличия легальных возможностей обойти то или иное ограничение или запрет. Таким образом, важным фактором является достижение адекватности предписаний, подкрепляемых санкциями, что не исключает необходимости зафиксировать в нормах права не только меры ответственности, но и конкретные основания и порядок их применения. 1 [1Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. -Москва: Международные отношения, 1994. -С. 33-35. ] При несоблюдении договорных обязательств субъекты внешнеэкономической деятельности несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством и заключенными договорами. Уплата штрафных санкций за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных убытков не освобождает виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.
Глава II.
СИСТЕМА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аппарат Президента Республики Узбекистан.
Одним из наиболее важных органов по управлению, регулированию и координации внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан является Аппарат Президента. Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров Республики Узбекистан. [14 Ст. 89 Конституции Республики Узбекистан. -Ташкент: Узбекистон, 1992. ] Президент Республики Узбекистан осуществляет руководство государством, его деятельностью, и, следовательно, отправляет управление внешнеэкономической деятельностью в Республике Узбекистан. В своей работе я подробнее остановлюсь на таком институте государственной власти как Служба Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношениям и внешнеэкономическим связям. По своей природе Служба Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношения и внешнеэкономическим связям является структурным подразделением Аппарата Президента Республики Узбекистан. 2 [2 Положение “О Службе Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношениям и связям” ]Деятельность Службы Государственного советника направлена на организационное, информационно-аналитическое и экспертно-правовое обеспечение деятельности Президента Республики Узбекистан в области межгосударственных отношений и внешнеэкономических связей. Одной из задач Службы Государственного советника является обеспечение исполнения указов, распоряжений, а также поручений Президента Республики Узбекистан по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, подготовка и внесение на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. 1 [1 Положение “О Службе Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношениям и связям” ] Основными функциями Службы Государственного советника являются: подготовка и внесение на рассмотрение главы Республики Узбекистан предложений по перспективным и текущим планам проведения крупных международных политических, экономических и культурных мероприятий как внутри страны, так и за ее пределами; координация деятельности министерств, ведомств, организаций, участвующих в осуществлении внешнеполитического и внешнеэкономического курсов Узбекистана, обеспечение взаимодействия и направление их работы по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента, а также обеспечение практической реализации соглашений и договоров, достигнутых главой государства в ходе зарубежных визитов и рамках контрактов с иностранными представителями в Республике Узбекистан; организация работы по подготовке и внесению на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложений по вопросам международных отношений и экономического сотрудничества; изучение и обобщение результатов работы министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, местных органов управления в области межгосударственных отношений и внешнеэкономических связей в целях внесения соответствующих корректив и совершенствования их деятельности в этом направлении; в целях выполнения поставленных задач, Служба Государственного советника поддерживает контакты с представителями посольств, консульств, дипломатических и иных миссий, международных финансовых и экономических представительств, иностранных фирм и компаний, аккредитованных в Республике Узбекистан; обеспечение изучения состояния и тенденций развития мировых хозяйственных связей, организация разработки и реализации мер по интеграции Узбекистана в мировое экономическое сообщество, повышению его экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции на мировом рынке; организация подготовки предложений по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, экспертизу внесенных законопроектов и других нормативных актов, договоров, соглашений, крупных контрактов, намечаемых к подписанию с зарубежными партнерами; анализ хода выполнения законодательных актов, заключенных международных договоров, соглашений, крупных контрактов, организация контроля и межведомственной координации при их реализации; обеспечение формирования резерва кадров в учреждениях системы внешних связей и экономического сотрудничества, организация работы по их подготовке, переподготовке и повышению квалификации, внесение на рассмотрение Президента предложения по подбору и расстановке кадров данной сферы.
2. 2. Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Вторым по значению органом управления в сфере внешнеэкономической деятельности является Кабинет Министров. Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Олий Мажлиса, указов, распоряжений и постановлений Президента Республики Узбекистан. 1 [1 Ст. 98 Конституции Республики Узбекистан. - Ташкент: Узбекистон, 1992. ]Кабинет Министров, являясь Правительством Республики Узбекистан, возглавляет систему органов государственного управления и создаваемых им органов хозяйственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность. Кабинет Министров правомочен решать все вопросы государственного и хозяйственного управления, отнесенные к ведению Республики Узбекистан. 1 [1 Ст. 11 Закона “О Кабинете Министров Республики Узбекистан” от 6. 05. 1993. ] Кабинет Министров в пределах своих полномочий: управляет экономическими, социально- культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства; содействует созданию и укреплению новых форм хозяйствования- концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, ассоциаций, направляет и координирует их деятельность; разрабатывает предложения о совершенствовании структуры управления; организует разработку и исполнение республиканского бюджета, а также прогнозов и важнейших программ экономического и социального развития Республики Узбекистан; обеспечивает представительство Республики Узбекистан в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные договоры и соглашения; осуществляет руководство в области внешнеэкономической деятельности. Кабинет Министров координирует, направляет и контролирует работу министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного и хозяйственного управления. 1 [101]Таким образом, Кабинет Министров является связующим звеном и координирующим механизмом функционирования других ведомств и органов государственного управления. Эта функция отнесена к функциям Кабинета Министра не случайно, а из-за того, что в составе Кабинета Министров как правительственного органа представлены все органы государственной власти Республики. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, первый заместитель и заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов Республики Узбекистан, руководители других органов государственного и хозяйственного управления. 1 [1 Ст. 4 Закона “О Кабинете Министров Республики Узбекистан” от 6. 05. 1993. ] Этим самым предоставлен полный спектр министерств и ведомств, входящих в Кабинет Министров. Рассматривая внешнеэкономическую деятельность и управление ею надо отметить, что практически все министерства и ведомства в пределах своей компетенции осуществляют внешнеэкономическую деятельность, и в пределах своих министерств осуществляют руководство внешнеэкономической деятельностью. Например, к ведению Министерства Юстиции Республики Узбекистан отнесен такой важный вопрос механизма управления внешнеэкономической деятельности, как регистрация предприятий с иностранными инвестициями. 2 [2Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12. 02. 1996, № 55. ]Или же, Министерство внешних экономических связей, которое непосредственно осуществляет управление внешнеэкономической деятельностью практически во всех ее аспектах, а также иные министерства и ведомства, которые по природе своей деятельности могут не осуществлять управление, но поддерживают сами внешнеэкономические связи или же осуществляют регулирование ими. 2 [2 Положение “О Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан” от 17. 11. 1992. ] Кабинет Министров образует постоянные комиссии и определяет их задачи, функции и порядок деятельности. Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного и хозяйственного управления, разработки проектов решений Кабинета Министров, а также для выполнения отдельных поручений Кабинета Министров могут создаваться временные комиссии и другие рабочие органы Кабинета Министров. [23 Ст. 19 Закона “О Кабинете Министров Республики Узбекистан” от 6. 05. 1993. ]На одном из таких органов, имеющим прямое отношение к управлению внешнеэкономической деятельности необходимо остановиться - это Департамент Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности. Департамент по координации внешнеэкономической деятельности был создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 13 июня 1995 года № 219“Об улучшении координации внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан”и действует на основании Положения о Департаменте Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности как Приложение № 2 к постановлению Кабинета Министров от 4 июля 1995 года № 254. Деятельность Департамента направлена на развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей Республики Узбекистан, обеспечение в этих целях координации работы государственных органов, предприятий и организаций республики, укрепление сотрудничества с международными финансовыми и экономическими организациями, создание благоприятного инвестиционного климата в Узбекистане. [24 Положение “О Департаменте Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности” от 4. 07. 1995. ]
Основными задачами Департамента являются:
разработка предложений по внешнеэкономической политике Республике Узбекистан и совершенствованию нормативной базы внешнеэкономической деятельности; координация деятельности министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций, предприятий республики по формированию эффективной системы мониторинга развития внешней торговли и привлечения иностранного капитала для реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики республики; определение приоритетных направлений сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями; координация деятельности министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций, предприятий республики по сотрудничеству с международными финансовыми и экономическими организациями; содействие деятельности миссий международных финансовых и экономических организаций в республике; содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан.
В состав Департамента входят:
отдел координации внешнеэкономической деятельности и развития внешней торговли; отдел сотрудничества с международными финансовыми и экономическими организациями;
отдел приоритетных инвестиционных проектов.
В структуру Департамента также входят Бюро координации технического содействия Комиссии Европейского Союза в Узбекистане (УзбюроКЕС) и Служба содействия инвестициям (ССИ), являющиеся самостоятельными юридическими лицами. 1 [1 Положение “О Департаменте Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности” от 4. 07. 1995. ] Департамент работает под руководством Заместителя Премьер- министра, курирующего внешнеэкономический комплекс. Текущей деятельностью Департамента руководит начальник Департамента, приравненный по статусу к министру Республики Узбекистан. Начальник Департамента имеет одного заместителя, одновременно являющегося начальником отдела координации внешнеэкономической деятельности и развития внешней торговли. Заместитель начальника Департамента приравнивается по статусу к первому заместителю министра Республики Узбекистан. Руководителями отделов являются начальники отделов, приравненные по статусу к заведующим отделами Кабинета Министров. Начальник отдела сотрудничества с международными финансовыми и экономическими организациями курирует деятельность УзбюроКЕС. Начальник отдела приоритетных инвестиционных проектов курирует деятельность ССИ. Начальники отделов имеют своих заместителей, которые по статусу приравниваются к заместителям заведующих отделами Кабинета Министров. Аппарат Департамента представляют главные специалисты, приравненные по статусу к старшим экспертам Кабинета Министров, и ведущий специалист, приравненный по статусу к эксперту Кабинета Министров. Технический персонал представляют старшие инспектора.
Основными функциями Департамента являются:
участие в формировании основных принципов внешнеэкономической политики Республики Узбекистан; обеспечение проведения согласованных мероприятий, осуществляемых Министерством внешних экономических связей, Министерством финансов, Госкомимуществом, Министерством иностранных дел, Госкомпрогнозстатом, Государственным налоговым комитетом, Национальным банком внешнеэкономической деятельности и другими министерствами и ведомствами республики, в области внешнеэкономической политики, сотрудничества с международными финансовыми и экономическими организациями, привлечения иностранных инвестиций и кредитов; изучение и обобщение результатов деятельности министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций, предприятий республики, местных органов власти и управления в области внешнеэкономических связей; подготовка совместно с министерствами, ведомствами, корпорациями, ассоциациями, предприятиями Республики Узбекистан и внесение на рассмотрение Кабинета Министров предложений по развитию внешнеэкономических связей с зарубежными странами, международными финансовыми и экономическими организациями, а также по привлечению иностранных инвестиций и кредитов; анализ проектов прогнозов импорта и экспорта товаров, подготовка соответствующих решений Кабинета Министров; организация совместно с отделами Кабинета Министров, министерствами, ведомствами, корпорациями, ассоциациями, предприятиями Республики Узбекистан разработки и реализации программ развития внешнеэкономических связей, инвестиционной политики, технического и иных форм сотрудничества; анализ функционирования систем валютного и таможенного регулирования республики; анализ деятельности МВЭС и Национального банка внешнеэкономической деятельности, а также внешнеэкономических подразделений министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций, предприятий Республики Узбекистан и подготовка предложений по улучшению их работы; подготовка предложений по выбору приоритетных направлений сотрудничества с международными финансовыми и экономическими организациями и осуществление контроля за реализацией программ технического и финансового содействия; и другие. Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан. Центральной частью механизма регулирования внешнеэкономической деятельности в Республики Узбекистан является Министерство внешних экономических связей. В целях проведения единой внешнеэкономической политики Республики Узбекистан, обеспечения общегосударственных интересов на внешнем рынке, повышения результативности экономического, технического и торгового сотрудничества с зарубежными странами, совершенствования управления в этой сфере и создания необходимых условий участникам внешнеэкономической деятельности в эффективной работе на международной арене 21 февраля 1992 года было образовано Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан ( МВЭС Республики Узбекистан ). 1 [1 Чжен В. А. Рынок и открытая экономика. -Ташкент: Шарк, 1996. -С. 58. ] Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан является государственным органом, осуществляющим координацию, регулирование, контроль, управление всеми внешнеэкономическими связями республики. МВЭС представляет Республику Узбекистан за ее пределами, а также за рубежом, выступает от имени республики и в ее интересах по всем внешнеэкономическим вопросам, включая обязательства, вытекающие из международных договоров Республики Узбекистан. Министерство осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством Кабинета Министров Республики Узбекистан. 1 [1 Положение “О Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан” от 17. 11. 1992. ] Главными задачами и направлениями деятельности Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан являются: формирование и проведение государственной внешнеэкономической политики на основе определения приоритетных для республики направлений сотрудничества с зарубежными странами, выработки механизмов стимулирования внешней торговли; государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, осуществление контроля за операциями участников внешнеэкономической деятельности, действующих на территории Узбекистана, на предмет соблюдения ими установленного порядка осуществления этой деятельности; представление в Узбекистане и за его пределами внешнеэкономических интересов республики; создание организационно- правовых и экономических условий для развития внешнеэкономических связей; удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в продукции зарубежных стран путем активного включения Узбекистана в мирохозяйственные связи; развитие инфраструктуры внешнеэкономических связей, в том числе создание информационных систем, обеспечение транспортно- экспедиторского обслуживания, сертификация экспортных и импортных товаров; разработка предложений по расширению экспортного потенциала республики; привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их эффективное использование, рациональное размещение капиталов республики за рубежом; защита интересов участников внешнеэкономической деятельности Узбекистана как в республике, так и за границей, обеспечение взаимодействия в вопросах внешнеэкономических связей с государствами- членами СНГ, а также с другими зарубежными странами. Министерство сосредоточивает свою деятельность на общегосударственных, торгово-политических, экономических, плановых, валютно-кредитных, финансовых и аналитических вопросах развития внешних экономических связей, повышении их эффективности, совершенствовании механизма таких связей и оказании содействия министерствам, ведомствам, внешнеэкономическим организациям, объединениям и предприятиям, концернам, ассоциациям, организациям, в том числе физическим лицам (“участники внешнеэкономической деятельности” ) в становлении и развитии их внешнеэкономической деятельности. На Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан возложено: разработка предложений по стратегическим вопросам развития внешних экономических связей, проектов международных договоров Республики Узбекистан; обеспечение проведения единой внешнеэкономической политики, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории республики, контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, внешнеэкономическими организациями, предприятиями интересов Узбекистана, включая выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан; представление и защита государственных интересов Республики Узбекистан в сфере внешнеэкономической деятельности, участие в работе международных экономических организаций и объединений, межправительственных комиссий по торгово экономическому и научно- техническому сотрудничеству с зарубежными странами, координация деятельности в них соответствующих министерств и ведомств республики; взаимодействие с ведомствами государств- участников СНГ в проведении согласованной политики во внешнеэкономической сфере; регистрация предприятий и организаций, расположенных на территории республики, в качестве участников внешнеэкономических связей, аккредитация иностранных фирм, компаний, организаций; руководство деятельностью торговых представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах; организация проведения экспортно-импортных операций с товарами общереспубликанского значения, разработка предложений по улучшению структуры экспорта и импорта; проведение коммерческо-информационной и рекламной работы; организация международных и иностранных выставок и ярмарок в республике и за рубежом. Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан, Министерство внешних экономических связей Республики Каракалпакстан, управления уполномоченных Министерства по областям республики, городу Ташкенту, созданные при них хозрасчетные коммерческие структуры, филиалы в отдельных регионах, торговые и экономические представительства за рубежом, республиканские хозрасчетные внешнеэкономические, внешнеторговые объединения и фирмы, коммерческо- рекламный центр, транспортные представительства и другие подведомственные организации и загранучреждения на правах юридических лиц составляют единую систему Министерства. МВЭС Республики Каракалпакстан осуществляет свою деятельность в рамках единой внешнеэкономической политики Республики Узбекистан и под руководством Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан. Управление региональных уполномоченных и местные органы власти и государственного управления осуществляют свою деятельность в сфере внешнеэкономических связей в тесном взаимодействии. Министерство не несет имущественной ответственности по обязательствам хозрасчетных подведомственных и иных внешнеэкономических организаций, а эти внешнеэкономические организации не отвечают по обязательствам Министерства. Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан: участвует в разработке концепций основных направлений экономического и социального развития Республики Узбекистан, а также других перспективных программ и прогнозных разработок в части развития внешних экономических связей Узбекистана как в целом, так и с отдельными странами, группами стран и регионами; разрабатывает и вносит предложения в Кабинет Министров о выделении квот по проекту валютного плана по экспорту- импорту; вносит на утверждение Кабинета Министров сбалансированный проект экспортного и импортного плана государственного заказа; совместно с Госкомпрогнозстатом Республики Узбекистан разрабатывает формы статистической отчетности в области внешнеэкономических связей, с Госстандартом и Государственным таможенным комитетом- Республиканскую гармонизированную систему, с Государственным таможенным комитетом- меры тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций; определяет совместно с Национальным банком внешнеэкономической деятельности и другими коммерческими банками, размеры и направление товарно-финансовых кредитов, их обслуживание; анализирует ход выполнения министерствами и ведомствами и другими участниками внешних экономических связей государственных заданий в области внешних экономических связей; взаимодействует с торговыми представительствами, экономическими советниками при посольствах зарубежных стран, находящимися на территории Республики Узбекистан; хранит оригиналы внешнеэкономических договоров Республики Узбекистан; выдает в установленном порядке иностранным организациям и фирмам разрешение на открытие в Узбекистане представительств; оказывает содействие в создании в зарубежных странах организаций с участием республиканских объединений, предприятий, организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; представляет интересы Республики Узбекистан и участвует в работе международных экономических организаций и органов, межправительственных комиссий и комитетов по торгово- экономическому и научно- техническому сотрудничеству с зарубежными странами; координирует деятельность субъектов внешнеэкономических связей республики в международных экономических и других организациях; оказывает содействие участникам внешнеэкономических связей в республике; проводит анализ внешнеэкономической деятельности участников внешних экономических связей, изучает практику их работы, применение действующих в этой области нормативных документов, вносит предложения по их совершенствованию; ведет Государственный реестр участников внешнеэкономических связей. Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан возглавляет Министр, назначаемый Президентом Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Министр имеет заместителей, назначаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, в том числе двух первых заместителей. Министр устанавливает пределы полномочий уполномоченных МВЭС Республики Узбекистан. Министр внешних экономических связей Республики Узбекистан несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения организациями, предприятиями и учреждениями системы Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан. Министр назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата, уполномоченных МВЭС, руководящих работников подведомственных учреждений и хозрасчетных организаций, торговых представителей и сотрудников их аппарата за рубежом. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра- председателя коллегии, заместителей Министра - по должности, Министра внешних экономических связей Республики Каракалпакстан- по должности, других руководящих работников Министерства, подведомственных организаций, а также представителей правоохранительных, таможенных, финансовых органов республики и других министерств, ведомств, организаций, участвующих в пределах своих функций в управлении внешнеэкономическими связями Республики Узбекистан. Численность коллегии и ее персональный состав, по представлению Министерства внешних экономических связей, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Министерство внешних экономических связей в пределах своей компетенции, на основе и во исполнении законов Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров издает приказы, разрабатывает инструкции, нормативные документы, дает указания, обязательные для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями, предприятиями, организациями и предпринимателями, местными органами государственного управления, МВЭС Республики Каракалпакстан, уполномоченными Министерства, подведомственными внешнеэкономическими объединениями, фирмами, представительствами, учреждениями и другими организациями, а также торговыми представительствами Республики Узбекистан и аппаратами экономических советников при посольствах Республики Узбекистан в зарубежных странах, организует и проверяет их исполнение. Для осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью на местах созданы Управления регионального уполномоченного Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан. Управление регионального уполномоченного по областям и городу Ташкенту создается в целях проведения единой внешнеэкономической политики и стратегии ее развития, обеспечения общегосударственных интересов на внешнем рынке, повышения результативности экономических, научно-технических, торговых, культурных и других связей, развития новых форм сотрудничества с зарубежными странами, совершенствования управления в этой сфере и создания необходимых условий участникам внешнеэкономической деятельности региона для эффективной работы на международной арене. Управление уполномоченного создается как самостоятельное структурное подразделение МВЭС Республики Узбекистан и сосредоточивает свою деятельность на общегосударственных, торгово-экономических, плановых, аналитических и других вопросах развития внешних экономических связей и оказании содействия министерствам, ведомствам, предприятиям, концернам, ассоциациям, частным предпринимателям в становлении и развитии их внешнеэкономической деятельности. Управление уполномоченного осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями МВЭС, подведомственными ему организациями, хозрасчетными внешнеэкономическими, внешнеторговыми объединениями и фирмами, а также торговыми представительствами Республики Узбекистан за рубежом. Управление уполномоченного осуществляет свою работу в сфере внешних экономических связей в тесном взаимодействии с местными органами власти и государственного управления. Основными задачами Управления уполномоченного являются: обеспечение проведения в регионе единой внешнеэкономической, валютно-кредитной и инвестиционной политики Республики Узбекистан на основе обеспечения всестороннего и равноправного развития внешних экономических связей Республики Узбекистан с зарубежными странами, повышения этих связей в экономическом и социальном развитии республики, региона; участие в разработке предложений по долгосрочным стратегическим вопросам внешнеэкономической, валютно-кредитной и инвестиционной политики и развития внешнеэкономических связей региона; осуществление контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности региона интересов республики как на внутреннем, так и на внешнем рынке, координация и регулирование их внешнеэкономической деятельности; оказание содействия внешнеторговым организациям МВЭС в проведении экспортно-импортных операций по товарам общереспубликанского значения, оказание технического и экономического содействия зарубежным фирмам и организациям; повышение эффективности внешних экономических связей региона, в том числе путем улучшения структуры экспорта и импорта с учетом потребностей региона и республики в целом; создание наиболее благоприятных условий для выхода участников внешнеэкономических связей на внешний рынок, а также для предпринимательства; участие в сборе данных об экспортном потенциале региона для информации МВЭС, содействие обеспечению сбалансированности внутреннего рынка региона и защите прав потребителей. Управление уполномоченного МВЭС Республики Узбекистан возглавляет уполномоченный МВЭС- начальник Управления. Уполномоченный МВЭС - начальник Управления назначается приказом Министра, с последующим представлением на утверждение местного органа власти. Заместитель уполномоченного МВЭС заместитель начальника Управления назначается в том же порядке. Сотрудники Управления по согласованию с Министром, назначаются уполномоченным МВЭС начальником Управления. Руководители хозрасчетных фирм и организаций при Управлении, по согласованию с Министром, назначаются уполномоченным МВЭС начальником Управления. Уполномоченный МВЭС - начальник Управления осуществляет руководство всей деятельностью Управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и эффективное осуществление ими своих функций. Уполномоченный МВЭС - начальник Управления является единственным полномочным представителем Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан в регионе. Управлению регионального уполномоченного МВЭС Республики Узбекистан предоставляется право: получать от подразделений МВЭС, других ведомств и организаций, таможенных служб, статистических управлений, торговых представительств за рубежом, участников внешнеэкономических связей, частных предпринимателей Республики Узбекистан информационные, методические, нормативные материалы, статистические данные необходимые для выполнения возложенных на них функций; осуществлять на основе взаимности обмен необходимой информацией по внешнеэкономическим вопросам с организациями республики, государств и членов СНГ и зарубежных стран; привлекать работников подразделений МВЭС к осуществлению мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на них функциями и задачами; представлять МВЭС Республики Узбекистан на совещаниях и по его поручению на переговорах, связанных с рассмотрением вопросов, касающихся внешнеэкономической деятельности региона; создавать при Управлении, по согласованию с МВЭС, хозрасчетные фирмы, малые предприятия, ассоциации, совместные предприятия и другие виды внешнеэкономических организаций, в том числе с участием иностранных партнеров, а также реорганизовывать и ликвидировать их. Управление уполномоченного МВЭС Республики Узбекистан в пределах своей компетенции, на основе и во исполнении законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, распоряжений и приказов МВЭС издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения предприятиями, объединениями, организациями, всеми участниками внешнеэкономической деятельности региона, частными лицами, а также проверяет их исполнение.
I. Структура центрального аппарата МВЭС: Руководство.
Главное управление анализа и перспектив внешнеэкономических связей. Главное управление регулирования внешнеэкономической деятельности. Главное управление экономики и планирования внешней торговли. Управление протокольной службы и аккредитации.
Главное управление развития экспортного потенциала. Управление международных перевозок.
Управление экономической экспертизы инвестиционных проектов. Управление финансов, бухгалтерского учета и отчетности. Юридическое управление. Главное управление подготовки и повышения квалификации кадров. Главное управление капитального строительства.
Управление маркетинга. Инспекция при Министре.
Управление нормативно-правовых актов ВЭС, систематизации и кодификации законодательства. Управление развития региональной внешнеэкономической деятельности. Управление координации деятельности совместных предприятий. Отдел труда и заработной платы.
Отдел рекламы. Отдел научно-технической и специальной информации. Управление делами. Отдел специальной службы и фельдсвязи.
Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны. Региональные управления уполномоченных МВЭС в Республике Каракалпакстан, областях республики и городе Ташкенте.
Подведомственные подразделения МВЭС:
Республиканское хозрасчетное внешнеэкономическое объединение “Инновация”. Республиканское хозрасчетное внешнеторговое объединение “Узагроимпекс”. Республиканское хозрасчетное внешнеторговое объединение “Узпроммашимпекс”. Республиканское хозрасчетное внешнеэкономическое объединение “Интерсервис”. Республиканское хозрасчетное внешнеэкономическое объединение “Узвнештранс”. Республиканская внешнеторговая хозрасчетная фирма “Центропромэкспорт”. Республиканская внешнеэкономическая хозрасчетная фирма “Узинтерстрой”. Транспортная компания “Урта Осие транс”. Республиканский информационно-коммерческий центр “Узинкомцентр”. Республиканский торгово-выставочный центр “Узэкспоцентр”. Торгово-выставочный центр Узбекистана в Швейцарии.
Типография. Глава III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. На сегодняшний день Республика Узбекистан добилась огромных успехов во внешнеэкономической деятельности, и большая заслуга в этом органов регулирования внешнеэкономической деятельностью Республики Узбекистан. Наша государство активно включилось в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических организациях, таких как ООН и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и других организациях. Многие международные организации - ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития - открыли в республике свои представительства и активно сотрудничают с узбекскими партнерами. Перестройка системы внешнеэкономических связей Республики Узбекистан после обретения ею государственного суверенитета предполагает качественно новый подход к использованию мирового опыта экономического и внешнеторгового сотрудничества. Это касается как государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, так и делового партнерства узбекских предприятий с иностранными компаниями. Сегодня внешнеэкономические связи стали оказывать определенное влияние на развитие экономики республики, стабилизацию внутреннего рынка, удовлетворение потребностей в товарах народного потребления. Активизация внешнеэкономической деятельности республики за годы реформ принесла ряд позитивных результатов. Во-первых, совокупный внешнеторговый оборот Узбекистана значительно возрос. Увеличилась доля экспортных операций республики на свободно конвертируемую валюту. Заметные изменения претерпела структура импорта. Во-вторых, выход на внешний рынок значительного числа самостоятельно хозяйствующих субъектов способствовал приспособлению элементов республиканской экономики к системе мирохозяйственных отношений, что расширяет реальные предпосылки для формирования рыночной экономики. В-третьих, самостоятельное осуществление республиканской внешнеэкономической деятельности стимулировало создание новых управленческих и организационно-хозяйственных структур: начата разработка правовой и нормативной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность республики, формируется широкая сеть инфраструктуры внешнеэкономического комплекса и подготовки кадров для внешней торговли. Однако есть и определенные проблемы, решение которых требует частичного пересмотра механизма регулирования и управления внешнеэкономической деятельности в Республике. Несмотря на достигнутые положительные результаты, внешнеэкономические связи пока еще не достаточно полно и эффективно используются для содействия решению наиболее важных и острых экономических проблем, возникающих в период рыночного реформирования. Причин здесь несколько. Во-первых, пока не произошел коренной сдвиг в структуре внешней торговли и приоритетах внешнеэкономической деятельности республики. Во-вторых, отсталая технология и низкий технический уровень используемых средств производства. В-третьих, принятые решения по части совершенствования внешнеэкономической деятельности сводятся к административно-организационным мероприятиям и не подкреплены достаточно действенными мерами экономического порядка. В-четвертых, министерства, ведомства, концерны, предприятия, которым законодательством республики предоставлено право внешнеэкономической деятельности, зачастую не могут им эффективно воспользоваться из-за отсутствия действенных экономических стимулов, недостаточного знания требований и законов мирового рынка, слабой организационной и кадровой подготовленности. Проблемы, которые были выявлены мною при исследовании этой области государственного управления, заключаются в следующем:
остатки бюрократической системы;
несогласованность в деятельности органов государственного управления в области внешнеэкономической деятельности; повторяемость функций, отнесенных к полномочиям различных органов; изменение в структуре иерархичной подчиненности законодательных и подзаконных актов, зачастую отдельные постановления, инструкции и приказы, издаваемые на уровне Кабинета Министров или министерств превалируют и имеют преимущество над законами, а иногда и противоречат им; слишком большая сконцентрированность разрешительной власти в одном органе (МВЭС); отсутствие административного механизма обжалования решений органов государственного управления. Решение этих проблем требует активных действий, и решение может быть только в пересмотре деятельности всей системы органов управления внешнеэкономическими связями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Молодое независимое государство Узбекистан самостоятельно выступает на мировой арене и его позиция все более учитывается при выработке решений на региональном и глобальном уровнях. Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан имеет важное значение для ее национальной независимости, политической и экономической самостоятельности, укрепления суверенитета и безопасности и успешного решения острых социально-экономических проблем. Пока еще небольшой опыт международных связей Узбекистана показывает, что проведение самостоятельной внешней политики, разработка собственных путей вхождения в мировое сообщество, определение направлений и приоритетов межгосударственных отношений и их дальнейшего развития, утверждение принципов мирного сосуществования, равноправных межгосударственных отношений и взаимовыгодного сотрудничества способствуют решению широкого круга внутренних и внешних проблем. Это стало возможным лишь после провозглашения независимости, после чего реализовалось неотъемлемое право узбекского народа - право на свободное самоопределение. Именно обретение государственной независимости, вступление в ООН, другие международные организации и региональные союзы открыли такие возможности Узбекистану. За семь лет реформ экономика Республики Узбекистан стала гораздо более открытой с точки зрения не только проведенной институциональной либерализации, но и усиления ее интеграции в мировую экономику в результате увеличения узбекской внешнеторговой и особенно экспортной квоты. Следовательно, теперь мировой рынок оказывает на экономику Узбекистана гораздо большее влияние, что является залогом и наиболее сильным стимулом ее эффективности. Однако есть и определенные проблемы, решение которых требует частичного пересмотра механизма регулирования и управления внешнеэкономической деятельности в Республике. Подводя итог настоящей исследовательской работы и прежде чем дать какие-либо рекомендации по улучшению управления внешнеэкономической деятельности, я хотела бы вкратце резюмировать аспекты вопросов, рассмотренных мною в данной работе. Правовой основой внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан является Закон“О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан”. Закон устанавливает основные принципы и закрепляет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с определенными целями, а именно защита, как общественных, так и частных интересов. А процесс регулирования происходит в определенных направлениях: обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития; обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки; регистрация участников внешнеэкономических связей и т. д. Далее в своей исследовательской работе я рассматривала систему органов управления внешнеэкономической деятельности. Начав с Президента Республики Узбекистан, я рассмотрела его конституционные полномочия в области управления внешнеэкономической деятельностью. Затем попыталась раскрыть значения Аппарата Президента в процессе управления внешнеэкономической деятельностью, и в интересах работы я детально рассмотрела такое структурное подразделение как Службу Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношениям и внешнеэкономическим связям. Центральной частью механизма регулирования внешнеэкономической деятельности выступает Министерство внешних экономических связей, а непосредственная координация работы участников внешнеэкономических связей осуществляется Кабинетом Министров непосредственно через соответствующие государственные органы. Проблемы, которые были мною замечены при исследовании данной области государственного управления, заключаются в следующем:
остатки бюрократической системы;
несогласованность в деятельности органов государственного управления в области внешнеэкономической деятельности; повторяемость функций отнесенных к полномочиям различных органов; изменение в структуре иерархичной подчиненности законодательных и подзаконных актов (очень часто отдельные постановление, инструкции и приказы, издаваемые на уровне Кабинета Министров или министерств превалируют и имеют преимущество над Законами, а иногда и противоречат; слишком большая сконцентрированность разрешительной власти в одном органе (МВЭС); отсутствие административного механизма обжалования решений органов государственного управления и другие. Что же касается глобальных путей решения проблем, то во-первых, это долгосрочная интеграционная программа - непосредственное включение в международные валютно-финансовые и торговые структуры на основе создания равноправных и отвечающим национальным интересам условий для взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Узбекистана с внешним миром. Во-вторых, это поддержка проводимых преобразований путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со стороны соответствующих международных институтов на основе имеющегося международного опыта. Таким образом, подводя итог можно сказать, что на сегодняшний день в области внешнеэкономических связей уже многое сделано, однако многое еще предстоит сделать и то, каким образом, по какому пути пойдут следующие шаги реформирования зависит напрямую благосостояние Республики, так как иностранные инвесторы, местные предприниматели в первую очередь смотрят на организационно-правовые основы, которые закрепляют функционирование внешнеэкономической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Каримов И. А. “Узбекистан по пути углубления экономических реформ”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1995. Каримов И. А. “Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1993. Каримов И. А. “Год экономического подъема нашей страны”. Выступление на заседании Кабинета Министров 25. 07. 1996. , “Правда Востока”, 1996. Каримов И. А. “Узбекистан на пороге 21 века: угроза безопасности и прогрессу”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1998. Конституция Республики Узбекистан, от 8. 12. 1992. Закон Республики Узбекистан “О Внешнеэкономической Деятельности Республики Узбекистан”, от 14. 06. 1991. Закон Республики Узбекистан “О Кабинете Министров Республики Узбекистан”, от 6. 05. 1993. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О Департаменте Кабинета Министров Республики Узбекистан по координации внешнеэкономической деятельности”, от 4. 07. 1995. №254. Положение “О Департаменте Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности”, от 4. 07. 1995. , Приложение №2 к постановлению Кабинета Министров от 4. 07. 1995. , №254. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “Об улучшении координации внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан”, от 13. 06. 1995, №219. Положение “О Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан”, от 17. 11. 1992, №538. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О совершенствовании внешней экономической деятельности в республике и реорганизации Министерства внешних экономических связей”, от 17. 11. 1994, №558. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “Об организации деятельности Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан”, от 26. 03. 1992, №147. “Структура Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан”, Приложение №2 к постановлению Кабинета Министров от 17. 11. 1994, №558. Положение “О Службе Государственного советника Президента Республики Узбекистан по межгосударственным отношениям и внешнеэкономическим связям” . Рыбалкин В. Е. “Международные экономические отношения”, Москва, 1997. Чжен В. А. “Рынок и открытая экономика”, Ташкент, Издательство “Шарк”, 1996. Чжен В. А. “Основы приватизации”, Ташкент, Издательство “Шарк”, 1996. “Основы внешнеэкономических знаний”. Словарь-справочник. Москва, “Высшая школа”, 1990. “Республика Узбекистан: Краткий справочник”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1993. Огородник В. Н. “Работа внешнеторговой фирмы предприятия”, Москва, Экономика, 1991. Касымов А. , Васькин И. “Основные направления внешней политики Республики Узбекистан”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1994. Расулев А. , Бедринцев А. , Акилов А. “Узбекистан: внешнеэкономическая деятельность и интеграция в мировое хозяйство”, Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|