Рефераты

Правовые аспекты создания зон свободных от ядерного оружия (english) - (диплом)

p>August 1, 1945 - USA have reset(dumped) on territory of Japan nuclear бомбы 2 accepted in a 1981 - Declaration ООН about non-use of the nuclear weapon 1 have not joined the Agreement - Agreement for non-distribution of the nuclear weapon, accepted in a 1968,

    2

1 acting on General Assembly ООН - performance(statement) of the president РУз Каримова И. А. In 199 year

    2 60 millions the person - data of a 1995
    ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия. Понятие нераспространения ядерного оружия.

    Правовой статус безъядерных зон.

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

    1. 1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Международные конвенции в области нераспространения ядерного оружия. Роль МАГАТЭ в вопросах нераспространения ядерного оружия.

Другие международные организации как гарантия соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

Глава 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

    Предпосылки создания безъядерной зоны в Центральной Азии.
    Пути реализации безъядерного статуса Центральной Азии.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    Введение.

“Ядерный век” - понятие подразумевающее разрушительную силу. Именно в таком качестве она положила начало тому периоду в истории человечества, который исчисляется с августа 1945 года1 [1 август 1945 года - США сбросили на территорию Японии свои атомные бомбы] - с Хиросимы и Нагасаки. Полувековая история создания и применения ядерного оружия показала его страшное губительное действие на все живое на земле и доказала невозможность выживания в войне с ядерным нападением. Несмотря на то, что холодная война окончена, ядерная опасность не снижается. Следует упомянуть об имевшихся фактах ядерных катастроф и авариях, последствия которых трудно прогнозировать. Практически во всех футурологических прогнозах подчеркивается, что ядерная безопасность будет оставаться одной из самых важных проблем многих последующих десятилетий. “Тяготейшее преступление против человечества.... ” - такая квалификация деяние тех государств и государственных деятелей, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, есть не просто эмоциональное выражение встревоженных умов современности, начиная с Альберта Эйнштейна и Бертрана Рассела, не только четкая нравственная и политическая оценка которую разделяют десятки, сотни общественных организаций различной идеологической направленности. Эта квалификация содержится в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1981 году. 2 [2 принятой в 1981 году - Декларация ООН о неприменении ядерного оружия] В ядерный век дестабилизация межгосударственных отношений чревата ядерной войной с катострафическими последствиями, которые не минуют ни одну нацию. Раньше представление о национальной безопасности с большим или меньшим основанием строилось на расчетах в случае войны выйти из неё победителем. Теперь же единственный путь укрепление национальной безопасности - это путь предотвращение новой мировой войны. Национальная безопасность становится фикцией, если во имя её укрепления используются методы, подрывающие международную безопасность.

Истина ядерного века такова - в современных условиях национальная безопасность самым органичным образом увязывается с безопасностью международной.

Ныне установка на безудержное соревнование в гонки вооружений, подтачивая международную безопасность угрожает и национальной. Планета перенасыщена средствами массового уничтожения. Более того, процесс такого перенасыщения продолжается. Свидетельство этому, недавно проведенное (осенью 1996 года)1 [1 не присоединились к Договору - Договор о нераспространении ядерного оружия принятый в 1968 году]испытание ядерного оружия Францией и Китаем. Подошли к его созданию КНДР, Пакистан, Ирак и Индия. Ирак и Индия до сих пор не присоединились к Договору1 [2]о нераспространении ядерного оружия 1968 года затрудняя тем самым его ратификацию и ввоз в действие.

Само увеличение массы ядерного оружия повышает опаснсть того, что оно может быть пущенно вход или в силу военно-политического просчета, или непреднамерению в результате технических “неполадок” в новейших системах оружие. Гонка вооружений все более подтачивает глобальную безопасность и по той причине, что она ведет к созданию таких видов оружия, которое все меньше поддается контролю со стороны других государств, а значит, и его запрещению или ограничению на основе международных соглашений.

Понимая это человечество должно покончить с гонкой вооружения или же когда-нибудь вся масса накопленного оружия будет пущена в ход, и это станет концом человеческой цивилизации.

У все большего числа людей чувство национальной безопасности начинает согласовываться с реальными требованиями обеспечение этой безопасности в ядерный век. Самые широкие массы приходят к пониманию, что ядерным оружием можно угрожать, но им нельзя защищаться.

В связи с этим напрашивается другая истина ядерного века - нет и не может быть прочной международной безопасности, а потому и безопасности национальной в условиях продолжающейся гонки вооружений.

Для развивающихся стран проблема безопасности в ядерный век стала особенно острой. Они в военно-экономическом отношении слабее других развитых стран и потому особенно нуждаются в укреплении тех иных систем безопасности на основе коллективных усилий всех миролюбивых государств.

В этих условиях, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов выступая на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН1 [1 выступая на Генеральной Ассамблеи ООН - выступление президента РУз Каримова И. А. в 199 году] , сказал: “Для демократических реформ жизненно необходимы стабильность общества и безопасность государства. Без них решать другие вопросы практически невозможно. Узбекистан твердо и последовательно выступает за обеспечение безопасности и стабильности во всех регионах, а прежде всего в Центральной Азии. Особенность нашего региона, его геополитического положения таково, что он при негативном развитии событий, может стать одним из крупных детонаторов нестабильности во всем мире. Достаточно сказать, что в Центральной Азии проживает около 60 миллионов человек2 [2 60 миллионов человек - данные 1995 года] , относящихся к различным этническим и религиозным группам. Здесь накопленно ядерное оружие, а также обычное вооружение большой разрушительной силы. Столкновения в этом регионе способны вызвать катастрофы непредсказуемых масштабов”. Там же президент И. Каримов выдвинул инициативу созыва постоянно действующего семинара ООН по вопросам безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии.

“Ташкент, - сказал Президент Ислам Каримов, - как город с давними миротворческими традициями, проникнутый духом международного сотрудничества, готов стать местом проведения такого семинара в рамках Организации Объединенных Наций. В постоянно действующем семинаре в рамках политики общей безопасности в мире и в соответствии со статьей 52 Устава ООН заинтересованные страны могли бы обсудить возможности создания наземный системы региональной безопасности в Центральной Азии. ”

Далее Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов сказал: “Реалии современного мира таковы, что безопасность одной страны не может быть обеспечена за счет другого государства, региональную безопасность нельзя рассматривать в отрыве от проблем всемирной безопасности. Исходя из этого Узбекистан выступает за полную ликвидацию ядерного оружия, за эффективные действия и продление без срока Договора и нераспространении ядерного оружия. Узбекистан является убежденным сторонником объявления Центральноазиатского региона безъядерной зоной”.

Многие страны планеты поддержали эту миролюбивую инициативу. Стремления Узбекистана к созданию прочных основ международной безопасности очевиден. Выступления Президента Республики Узбекистан на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и других авторитетных международных форумах яркое тому подтверждение. Уже сейчас главы государств Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана ведут активную работу по объявлению Центральной Азии безъядерной зоной.

Объявив Центральноазиатский регион безъядерной зоной будет сделан ещё один шаг в деле укрепления международной безопасности, режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства, дав тем самым шанс будущим поколениям для процветания и мирного сосуществования.

    Глава 1.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

    Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия.

В 40-е годы ХХ века процесс овладения секретами атома привел человечество к практическому применению ядерных технологий. Пуск первого ядерного реактора 2 декабря 1942 года и первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года в Аламогордо (США) в равной мере могут рассматриваться как точка отсчета ядерного века. Грани его противоречий обозначились резко: триумф науки - трагедия Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года; могущество человека, поставившего себе на службу атомную энергию, - бессилие человечества перед угрозой ядерной катастрофы.

Вслед за США ядерным оружием овладел Советский Союз (первое испытание - 29 августа 1949 года), затем Англия (3 октября 1952 года), Франция (13 февраля 1960 года), КНР (16 октября 1964 года). Обладание сверхбомбой воспринималось как признак геостратегической полноценности, закреплявшей статус великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако по сходным причинам к ядерному оружию стремился и ряд других стран.

Многие государства (от Швеции до ЮАР и от Бразилии до Японии) в разные годы осуществляли секретные ядерные программы в военной области. Перед мировым сообществом встал вопрос: как максимально использовать мирный потенциал атомной энергии, сведя при этом к минимуму угрозу его военного применения ? Чем больше стран получало доступ к ядерному оружию после возникновения ситуации“взаимного сдерживания”США и СССР, тем выше был риск ядерной войны и тем сложнее становилось контролировать его распространение. Оптимальным было бы полное запрещение ядерного оружия с последующим уничтожением его запасов. Такое решение устранило бы угрозу ядерной войны и дискриминацию государств по признаку обладания сверхоружием. Поскольку реалии“холодной войны”блокировали этот путь, ядерные державы избрали более сложный вариант. Суть его - в облегчении доступа к мирным ядерным технологиям всех государств при условии гарантий ненаправления получаемых материалов и оборудования в военную сферу, отказа от бесконтрольного реэкспорта и т. д.

Еще в начале 50-х годов выяснилось, что государствам - импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), Устав которого вступил в силу 29 июля 1957 года.

В 60-х годах происходила стремительная эволюция системы гарантий МАГАТЭ, что во многом объяснялось быстрым возрастанием в мире интереса к ядерной энергетике, пик которого пришелся на конец 70-х годов. Одновременно увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число“пороговых стран”, то есть государств, технически способных создать атомную бомбу. Угроза распространения была особенно остра в развитых странах, включая те, которые потерпели поражение во второй мировой войне. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения в мире.

После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который стал символом установившегося режима нераспространения.

Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153), начал работу Комитет ядерных экспортеров (“Комитет Цангера”), представивший первые рекомендации к концу 1974 года. Еще до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, 14 февраля 1967 года был открыт для подписания Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, или Договор Тлателолко.

Другим региональным договором группы государств для “обеспечения полного отсутствия ядерного оружия”на их территории является Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана, или Договор Раротонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 года.

События середины 70-х годов дали обильную пищу для размышлений инициаторам создания режима нераспространения. Испытание ядерного взрывного устройства в Индии, готовность ФРГ (ратифицировавшей ДНЯО в 1975) помогать строительству в Бразилии (не участвовавшей в ДНЯО) целого комплекса предприятий ядерного цикла, включая установку для обогащения урана, заинтересованность Пакистана в получении из Франции (не участвовавшей в ДНЯО до 1992 года) завода по переработке облученного ядерного топлива - все это подтолкнуло основных поставщиков ядерных материалов, оборудования и технологии к дальнейшему согласованию своих позиций.

Начиная с ноября 1974 года в Лондоне проходили переговоры СССР, США, Англии, Франции, Канады, ФРГ и Японии (Группа ядерных поставщиков или“лондонская группа”) по выработке единых правил регулирования ядерного экспорта. 27 января 1976 года участники переговоров обменялись письмами, в которых были одобрены руководящие принципы ядерных поставок.

К началу 1978 года число участников Группы ядерных поставщиков возросло до 15: добавилась Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария и Швеция. 11 января 1978 года они направили в МАГАТЭ письма, к которым прилагался текст“Руководящих принципов ядерного экспорта”. МАГАТЭ распространило их как свой официальный документ (INFCIRC/254) в целях информирования всех государств-членов.

События августа-декабря 1991 года, появление на политической карте 15 независимых государств вместо ядерной державы - Советского Союза - остро поставили ряд вопросов, связанных с нераспространением ядерного оружия. Государства-участники Содружества Независимых Государств должны были решить ряд вопросов, вытекавших из международных обязательств СССР и новой ситуации. В Соглашении по стратегическим силам от 30 декабря 1991 года страны СНГ признали необходимость объединенного командования стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения.

23 мая 1992 года США, Россия, Украина, Беларусь и Казахстан подписали Лиссабонский протокол к Договору о СНВ-1 от 31 июля 1991 года. Согласно протоколу, Украина, Беларусь и Казахстан обязались после введения в действие Договора о СНВ-1 ликвидировать или передать России все стратегические ядерные боеголовки и присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных держав. В ходе минской встречи в верхах стран СНГ 26 июня 1992 года восемь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Росси, Таджикистан, Узбекистан и Украина) подписали два соглашения: об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и о координации работ по вопросам экспортного контроля.

Предотвращение дальнейшего распространения ядерного оружия стало бесспорной приоритетной проблемой глобальной безопасности мира. По мнению подавляющего большинства экспертов, стратегическая стабильность в мире сейчас может быть подорвана только в результате появления новых ядерных государств. Эпицентр ядерной опасности явно переместился из зоны развитых стран в страны третьего мира, и сам ядерный конфликт возможен главным образом в отношениях между развивающимися странами на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

В первой половине 90-х годов были достигнуты впечатляющие результаты в предотвращении ядерного распространения. Очаг его, образовавшийся в результате распада СССР, был погашен - Украина, Беларусь и Казахстан, на территории которых дислоцировались советские ядерные вооружения, стали участниками ДНЯО. Северная Корея, пытавшаяся выйти из него, взяла на себя обязательство перепрофилировать свои ядерные объекты с тем, чтобы их было невозможно использовать в военных целях. Южная Африка отказалась от обладания ядерным оружием и демонтировала созданные подпольно ядерные устройства. После поражения в войне в Персидском заливе Ирак был принужден Советом Безопасности ООН к демонтажу промышленного потенциала для создания оружия массового уничтожения. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим. В сентябре 1996 года был подготовлен и открыт для подписания текст Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Итак, казалось бы достигнуты неплохие результаты, к ДНЯО присоединились все пять ядерных держав и более 170 неядерных государств мира. Вслед за безъядерными зонами в Латинской Америке и в южной части Тихого океана появились безъядерные зоны в Африке и в Юго-Восточной Азии. Более 100 стран стали участниками безъядерных зон. Главным достижением политики в этой ключевой сфере международной безопасности оказалось и принятие большинством стран мирового сообщества норм поведения, запрещающих и осуждающих любое расширение“ядерного клуба”. Вместе с тем достигнутые результаты не могут быть поводом для благодушия и свертывания усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте пока не просматриваются возможности повернуть ядерное распространение вспять на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и прекратить наращивание имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. На Ближнем Востоке ряд арабских стран и Иран не собираются мириться с ядерной монополией Израиля и в качестве противовеса пытаются осваивать пока мирную ядерную технологию, приобретать химическое и ракетное оружие. Индия и Пакистан интенсифицируют свои программы ракетостроения для создания средств доставки ядерного оружия. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной и ракетной сферах.

    Понятие режима нераспространения ядерного оружия.

Теоретики международных отношений обычно говорили о мировой политике с помощью понятий анархии и конфликтов. Потеря политической власти, которая превышает рамки одного государства, означала, что взаимоотношения между государствами строились на основе“закона джунглей”: сильный поступает как он хочет, а слабый - как может. При таком подходе теоретики в 1970-х годах пришли в недоумение, видя определенные образцы возросшего сотрудничества государств. Для объяснения необычного сотрудничества они ввели понятие“международного режима”, как конгломерата из обществ, договоров, законодательств и постановлений, основанных на существующих принципах и представлениях об общественных ценностях. Взаимодействие и взаимное укрепление этих элементов должно, по их представлениям, способствовать определенному сотрудничеству стран, даже тех, у которых за плечами история, насыщенная конфликтами.

Сегодня режим ядерного нераспространения является одним из самых успешных режимов в мировой политике. В соответствии с ДНЯО под нераспространением ядерного оружия подразумевается свободно заключенное соглашение между государствами, обладающими и не обладающими ядерным оружием, о том, как наилучшем образом извлечь преимущества из мирного использования атомной энергии, в то же время прилагая все усилия для того, чтобы не подорвать международный мир и безопасность.

Одной из важных мер укрепления режима нераспространения ядерного оружия является создание зон, свободных от ядерного оружия. В 1975 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 3472 В (ХХХ) от 11 декабря следующим образом дала определение концепции зоны, свободной от ядерного оружия: “Как общее правило, “зоной, свободной от ядерного оружия”считается любая признаваемая таковой Генеральной Ассамблеей ООН зона, которую любая группа государств при свободном осуществлении ими своего суверенитета создала в силу договора или конвенции, в которых: (а) определяется статут о полном отсутствии ядерного оружия, действующий в отношении этой зоны, включая процедуру делимитации зоны; и (б) учреждена международная система проверки и контроля для обеспечения гарантии соблюдения обязательств, вытекающих из этого статута”.

Режим нераспространения базируется на Договоре о нераспространении ядерного оружия, договорах Тлателолко и Раротонго, Международном агентстве по ядерному контролю, национальных агентствах и постановлениях о ядерном контроле. Все они проникнуты в большей или меньшей степени общественным убеждением, что распространение ядерного оружия представляет опасность для всего мира и часто угрожает безопасности отдельных государств.

Независимые в значительной степени и при создании и в действии эти компоненты режима, тем не менее, активно взаимодействуют и едины в отношении укрепления норм ядерного нераспространения. Например, некоторые договоры доверяют МАГАТЭ осуществление своих положений. Ядерные поставщики всего мира сотрудничают, помогая устанавливать точный смысл некоторых не вполне определенных параграфов Договора о нераспространении. Национальные ведомства по ядерному контролю подчиняются положениям международных договоров, а иногда и более жестким положениям внутреннего законодательства. Взаимосвязанная природа разнообразных элементов режима служит укреплению режима нераспространения ядерного оружия и защите его от развала.

    Правовой статус безъядерных зон.

Большое значение в деле нераспространения ядерного оружия и обеспечения глобальной безопасности имеет процесс создания безъядерных зон. Идея безъядерных зон приобретает все большую привлекательность не только как мера, способствующая ядерному нераспространению и разоружению вообще, но и как существенный фактор разрядки и урегулирования региональных конфликтных ситуаций. Важно при этом отметить, что безъядерные зоны в определенном отношении дают участвующим в них государствам и некоторые преимущества по сравнению с ДНЯО: они устанавливают полностью безъядерный статус, запрещая присутствие ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам (чего ДНЯО не предусматривает); участники зон, кроме того, получают от ядерных держав в соответствии с уже сложившейся практикой юридически обязательные гарантии безопасности (чего лишены неядерные участники ДНЯО).

На сегодняшний день безъядерные зоны уже созданы или находятся в процессе создания в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Африке, Юго-Восточной Азии. Кроме того, имеются предложения о создании безъядерной зоны в Южной Азии и на Корейском полуострове. Наконец, недавно Узбекистаном была выдвинута идея образования свободной от ядерного оружия зоны в Центральной Азии. Генеральной Ассамблеей ООН зона, свободная от ядерного оружия была определена как “любая зона, признанная Генеральной Ассамблеей ООН, которую любая группа стран в свободном проявлении суверенитета образовала в силу договора или конвенции”. Такой договор должен обеспечивать “полное отсутствие ядерного оружия, что и должно явиться предназначением зоны”, а также волен предусматривать “международную систему проверок и контроля с целью гарантирования соответствия обязательствам, устанавливаемым этим договором”. Кроме того, ООН рекомендует ядерным государствам ввиду полного отсутствия ядерного оружия в таких зонах не прибегать к какого-либо рода нарушениям безъядерного режима зон.

ООН уже 30 лет тому назад признала зоны, свободные от ядерного оружия, полезным средством для обеспечения региональной и международной безопасности, всячески поощряя их создание, а Генеральная Ассамблея приняла соответствующие резолюции, призывая государства предпринять необходимые усилия для завершения оформления существующих и создания новых зон.

Ряд стран в 60-е годы неоднократно выдвигали инициативы о создании безъядерных зон, например, “план Рапацкого” (А. Рапацкий - министр иностранных дел Польши 50-х годов), выдвигающий создание безъядерной зоны в центре Европы. Согласно этому плану, государства Центральноевропейской части Европы (Польша, Чехословакия, ГДР, ФРГ) обязуются не производить, не накапливать, не ввозить, не разрешать транспортировку по их территориям различных видов ядерного оружия, не разрешать использовать территории для размещения иностранного ядерного оружия.

В 1959 году был подписан Договор об Антарктике, запрещающий в этой области Земли любые мероприятия военного характера, в том числе такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия, включая ядерное, и захоронение радиоактивных материалов. В соответствии с этим договором весь континент объявляется демилитаризованной зоной и может использоваться исключительно в мирных целях. Договор ни разу не был нарушен. На 31 июля 1994 года участниками Договора являлись 42 государства.

В 1967 году был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор запрещает выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового поражения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве. Запрещается также создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытания и проведение военных маневров.

В 1971 году был подписан Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия. Он обязывает его участников, в том числе Россию, США, Англию и Францию, не устанавливать и не размещать на морском дне ядерные и другие виды оружия массового поражения, а также сооружения для хранения, испытания и применения такого оружия. Зоной действия Договора является область, находящаяся за пределами 12-мильного ограничения территориальных вод от прибрежной полосы. Договор устанавливает режим безъядерной зоны на огромных пространствах морского и океанского дна и его недр. На 31 июля 1994 года участниками Договора являлись 89 государств. Изъятие Антарктики, космоса и морского дна из сферы гонки ядерного оружия и превращение их в безъядерные зоны стали важным фактором, способствовавшим улучшению международной обстановки. Однако настоящим прорывом в деле международно-правового признания безъядерных зон стало подписание большинством стран Латинской Америки в 1967 году Договора Тлателоко - о запрещении ядерного оружия в этом регионе. Договор запрещает испытание, применение, изготовление, производство или приобретение любым способом, а также получение, хранение, установку, размещение и любую форму владения любым ядерным оружием странам Латинской Америки и Карибского моря. В соответствии с этим Договором была создана региональная организация - Агентство по запрещению ядерного оружия в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ОПАНАЛ) для обеспечения соблюдения участниками различных положений Договора. Договор Тлателолко является одним из значительных элементов режима нераспространения, который предшествовал возникновению Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1986 году был заключен второй договор о безъядерной зоне - Договор Раротонго, объявляющий о создании на юге Тихого океана зоны, свободной от ядерного оружия. Зона включает Австралию, Новую Зеландию, Папуа, Новую Гвинею и ряд мелких островных государств этого региона. Договор запрещает изготовление или приобретение другими способами любого ядерного взрывного устройства, а также владение и контроль над таким устройством со стороны участников где-либо в пределах или за пределами зоны. Он также запрещает захоронение радиоактивных материалов в море и владение и испытание ядерных взрывных устройств в мирных целях. Договор разрешает участникам делать исключения для ядерного оружия, которое может находиться на борту иностранных судов, заходящих в их порты. Соглашения о безъядерных зонах имеют важные международно-правовые признаки и каждый свои обязанности - целью которых является:

    прекращение распространения ядерного оружия;
    борьба с ядерным терроризмом;

запрещение испытания ядерного оружия в обусловливаемых территориях; запрещение производства ядерного оружия в обусловливаемых зонах иностранного производства;

запрещение транспортировок ядерного оружия через территорию обусловливаемой зоны;

    развитие атомной индустрии в мирных целях.

Сейчас уже можно с уверенностью можно утверждать, что создание зон, свободных от ядерного оружия, прочно входит в международную практику как одно из наиболее действенных средств достижения главной цели - глобальной ядерной безопасности. Растет количество региональных инициатив, совершенствуется законодательная база безъядерных зон, а накопленный практический опыт позволяет ускорить нелегкий процесс их создания. Относительно главных обязательств членов зоны схожи во многих аспектах. Это запрет на разработку производства, владения, испытания ядерного оружия.

Как нам представляется, концепция создания зон обретает все более реальные очертания, становится конкретным практическим путем укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия.

С учетом набирающих силу интеграционных тенденций среди молодых независимых государств Центральной Азии и явного подчинения политики прагматике экономических интересов можно предположить, что жители этого региона также предпочтут безъядерный статус-кво.

    Глава 2.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

    1. 1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Проблема ядерного оружия является одной из самых острейших проблем современности. Распространение ядерного оружия, технологии производства, размещение его в странах с неблагополучной политической и экономической атмосферой - недопустимо. На это направлено усилие мирового сообщества. В 1961 году многосторонние дипломатические усилия привели к принятию Генеральной Ассамблеей ООН“Ирландской резолюции”( инициатива Ирландии) , где все государства, в особенности, обладающие в данное время ядерным оружием, призывались сделать все возможное, чтобы обеспечить заключение международного соглашения, содержащего положения, согласно которым ядерные государства взяли на себя обязательства воздерживаться от утраты контроля под ядерным вооружением и от передачи необходимой для его производства информации государствам, не располагающим таким оружием, а также положения, в соответствии с которым государства, не обладающие ядерным оружием, приняли бы на себя обязательства не производить и не получать иным способом контроль над таким вооружением. По этой инициативе в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, ставший краеугольным камнем глобального режима нераспространения. За последующую четверть века Договор, вступивший в силу 5 марта 1970 года, получил широкую международную поддержку. В течение одного лишь 1992 года к Договору присоединились Эстония, Латвия, Словения, Узбекистан, Азербайджан, Намибия, Нигер и Мьянма (Бирма), а также ядерные державы - КНР (9 марта) и Франция (3 августа). Число участвующих государств достигло свыше 156, включая все пять держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. *В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим. К сожалению далеко не все государства вошли в этот Договор. Ирак, Корейская Народная Демократическая Республика, Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие достаточный потенциал для создания ядерного оружия до сих пор не подписали этот Договор и в данный момент ведут активные исследования в данной области. Договор открывается преамбулой, в которой, в частности, сформулирован основной принцип новой системы гарантий МАГАТЭ. Эти гарантии применяются “ в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах”, то есть контролируется исключительно движение ядерных материалов, а не сами заводы, установки и другие ядерные объекты. Такой подход во многом объяснялся коммерческими соображениями производителей ядерного оборудования, опасавшихся утечек информации к конкурентам в результате излишне детального контроля.

В дополнение к этому статья III/I Договора гласит, что гарантии применяются ко всему ядерному материалу “во всей мирной ядерной деятельности” в пределах территории неядерного государства - участника Договора, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было. Таким образом, Договор предусматривает полномасштабные гарантии, распространяющиеся на весь ядерный цикл государства-участника. В этом ключе была разработана детальная система гарантий, изложенная МАГАТЭ в 1971 году.

Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства”. В этом заметно определенное отличие от Устава МАГАТЭ (статья III. A. 5), не разрешающего аналогичного переключения на любые военные цели.

Главные статьи Договора о нераспространении (I и II) запрещают ядерным державам “передавать кому бы то ни было” ядерное оружие, а неядерным - “принимать передачи от кого бы то ни было” этого оружия и контроля над ним ни прямо, ни косвенно. Для целей Договора государством, обладающим ядерным оружием, является то, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года (статья IX. 3), то есть США, СССР Англия, Франция, КНР. * Формула “кому бы то ни было” исключила возможность передачи контроля над ядерным оружием не только неядерным государствам, но и отдельным лицам, группам, партиям, организациям, прежде всего - многонациональным ядерным силам НАТО, создание которых планировалось в 60-е годы.

Вторая часть статьи I вызывает вопросы в настоящее время, поскольку обязывает лишь ядерные державы “никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать” неядерные государства к производству или приобретению ядерного оружия и контроля над ним. Между тем сегодня на мировом рынке активно действуют сотни ядерных поставщиков из неядерных стран, в том числе из государств третьего мира. *

Статья IV. 2 Договора обязывает участников “способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях”. Этот раздел воспринимался как “пряник”, стимулирующий присоединение к Договору о нераспространении новых участников, особенно из числа развивающихся государств.

Ряд положений Договора (статья V и два абзаца преамбулы) затрагивают проблему ядерных взрывов в мирных целях. Участники Договора обязались обеспечить неядерным государствам при соблюдении соответствующих условий “потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов” при максимально низкой стоимости таких благ.

Сердцевиной Договора о нераспространении является соглашение между государствами, обладающими ядерным оружием, и неядерными государствами. Ядерные державы обязуются:

не помогать неядерным странам в приобретении ядерного оружия; передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей; предпринимать реальные шаги по сокращению своих запасов ядерного оружия; требовать, чтобы продукты их ядерного экспорта в неядерные страны ставились под гарантии;

    В свою очередь, неядерные государства соглашаются:
    не стремиться приобретать и развивать ядерное оружие;

ставить под гарантии продукты их ядерного экспорта в неядерные страны; принять условие постановки под гарантии всех ядерных материалов, как импортированных, так и произведенных в стране (полномасштабные гарантии); передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей. * Это соглашение по “гарантиям и помощи” свело вместе группы государств, в корне отличные по своим ядерным интересам. В то время как соглашение играет видную роль в продолжающейся поддержке Договора, существование самой поддержки корениться в понимании многими странами роли Договора как защиты их собственных интересов безопасности.

Договор о нераспространении занимает центральное место в режиме нераспространения, многие элементы которого сложились в ходе реализации положений этого документа. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153), начал работу Комитет ядерных экспортеров (“Комитет Цангера”). Договор является главной опорой в стремлении людей всего мира ограничить распространение ядерного оружия. Не существует более значимого символа установившегося режима нераспространения, который бы позволил внедрить в международную и внутригосударственную жизнь столь много норм и правил нераспространения.

Международные конвенции в области нераспространения ядерного оружия.

Международная Конвенция о ядерной безопасности, являющаяся первым правовым документом, непосредственно касающимся вопроса обеспечения безопасности атомных электростанций, была открыта для подписания в Вене 20 сентября 1994 года. На конец 1994 года ее подписали 54 государства. Конвенция вступит в силу после получения депозитарием - им является МАГАТЭ - ратификационных грамот от 22 государств, из которых 17 государств должны иметь, по крайней мере, по одной действующей атомной электростанции. Конвенция касается наземных гражданских атомных электростанций и налагает на государства-участников, в частности, обязательство создать и соблюдать соответствующие законы и правила в области обеспечения безопасности. Равным по значимости является и положение о том, что в отношении своих ядерных объектов государства должны применять основные принципы безопасности и принять на себя обязательства участвовать в регулярных“аналитических”обзорных встречах, а также представлять свои доклады по выполнению принятых на себя обязательств.

Наряду с соглашениями о гарантиях МАГАТЭ и других региональных агентств, а также Международной конвенцией о ядерной безопасности, существует один очень важный инструмент, специально созданный для предотвращения незаконного переключения ядерного материала. Конвенция о физической защите ядерного материала накладывает на государства-участников обязательства принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал был бы защищен на соответствующем уровне. Государства-участники также берут на себя обязательства не экспортировать и не импортировать ядерный материал, если не получена гарантия того, что такой материал будет должным образом защищен на всех этапах перевозки. В случае возникновения в процессе перевозки ядерного материала нештатной ситуации государства-участники Конвенции обязуются информировать друг друга о происшедшем, с тем чтобы содействовать возвращению такого материала. Конвенция призывает принять соответствующие шаги, с тем чтобы действия, направленные на срыв подобных перевозок по национальному законодательству, стали бы наказуемым правонарушением. Депозитарием Конвенции, которая была подписана 3 марта 1980 года и вступила в силу в 1987 году, является Генеральный директор МАГАТЭ. Положения ДНЯО (пункт 2 статьи III) обязывают государства-участников не предоставлять оборудование для подготовки, использования или производства расщепляющегося материала, если страна-получатель не приняла гарантии МАГАТЭ. Тем самым был поднят вопрос о том, на какие технологии должны распространяться ограничения в соответствии с определением в данной статье“оборудования или материалов, специально разработанных или подготовленных к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов”. В 1971 году группой государств-участников ДНЯО был создан Комитет Цангера, который сделал попытку придти к согласию по вопросу о единообразном трактовании терминов“оборудование и материалы, специально разработанные или подготовленные к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов”. Комитет Цангера трактовал статью III (2) как требующую от стран-экспортеров обеспечить, чтобы импортер устанавливал гарантии безопасности на определенные материалы, имеющие отношение к производству ядерной энергии или к исследовательским лабораториям. Комитет осуществляет обмен информацией между своими членами о соответствующих экспортных лицензиях, которые были выданы, и о тех, в выдаче которых было отказано. Комитет информирует МАГАТЭ о своей деятельности.

Группа поставщиков ядерных материалов (“Лондонский клуб”). В 1975 году была предпринята еще одна попытка для защиты ядерных материалов от возможного использования не в мирных целях. Неформальная группа государств-поставщиков ядерных материалов, заседания которой проходили с 1975 по 1977 годы в Лондоне и которая позднее стала известна как Группа поставщиков ядерных материалов, выработала перечень экспортных материалов, оборудования и технологий, поставка которых требовала от получателей создания должной защиты и обязательств не использовать их иначе, как в мирных целях. Известные как Лондонские правила для сделок с ядерными материалами, эти согласованный перечень и условия применения данных правил были приняты в 1977 году и пересмотрены в 1993 году. Завершая заседание в Польше в апреле 1992 года, Группа поставщиков ядерных материалов одобрила дополнительные меры, расширившие спектр существующих правил. Группа формально составила перечень оборудования, материалов и соответствующих технологий двойного использования - названный впоследствии Варшавскими правилами, передачу которых ее члены должны ограничить по национальному экспортному законодательству. Они также договорились экспортировать такие товары только в государства, являющиеся участниками ДНЯО или согласившиеся со всеобъемлющими правилами безопасности МАГАТЭ. Кроме того, был образован консультативный форум для рассмотрения запросов на получение экспортных лицензий.

    Роль МАГАТЭ в вопросах нераспространения
    ядерного оружия.

Еще в начале 50-х годов выяснилось, что государствам-импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), основанное в 1957 году как организационный центр Программы Эйзенхауэра “Атом за мир”. МАГАТЭ является в настоящее время наиболее значимой в мире межправительственной ядерной организацией, насчитывающей 122 государства-участника.

Устав агентства был принят 26 октября 1956 года на международной конференции в Нью-Йорке и вступил в силу после ратификации его 18 государствами-участниками 29 июля 1957 года. Устав МАГАТЭ - международный договор суверенных государств, заключенный независимо от их членства в ООН и других обязательств. * Вместе с тем по соглашению МАГАТЭ и ООН от 14 ноября 1957 года Агентство заняло положение, во многом сходное с положением специализированных учреждений ООН. В соответствии с Уставом целями МАГАТЭ являются: стремиться к достижению более быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира; способствовать мирному использованию ядерной энергии; помочь оградить от переключения гражданских ядерных материалов в область военного применения; содействовать и развивать то, что может дать ядерная энергетика для поддержания мира, здоровья и благосостояния.

Во исполнение своего мандата МАГАТЭ разработало гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования в мирных целях на создание ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства представления в МАГАТЭ для анализа:

проектную документацию, касающуюся его ядерных объектов, как уже имеющихся, так и планируемых;

правильную и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;

специальные доклады при возникновении необычных событий или нештатных ситуаций, предусматриваемых соглашением о гарантиях.

Чрезвычайно важным является положение о том, что государства, заключившие всеобъемлющее соглашение о гарантиях, должны создать национальную организацию, отвечающую за учет ядерных материалов и контроль за их использование. На руководителей объектов это накладывает обязанность через соответствующие органы своего государства представлять отчеты в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Это к тому же способствовало развитию национального законодательства в части, касающейся ядерного материала и его учета. Еще одним моментом, свойственным всей системе гарантий МАГАТЭ, является требование предоставления официальным представителям Агентства доступа на объекты для проведения инспекций. Политические цели гарантий по ДНЯО заключаются в том, чтобы обеспечить мировому сообществу уверенность в том, что государство-участник Договора соблюдает взятые на себя обязательства по мирному использованию ядерной энергии и недопущению посредством угрозы раннего обнаружения переключения с мирных целей или использования не по назначению ядерного материала или объектов. Техническими целями гарантий МАГАТЭ в связи с ДНЯО является обеспечение способности Агентства своевременно обнаружить переключение государством ядерного материала с мирных целей, а также обеспечение того, чтобы весь ядерный материал, подпадающий под гарантии в конкретном государстве, был бы заявлен МАГАТЭ. Гарантии являются одной из форм международной транспарентности ядерной деятельности и служат углублению доверия, что достигается посредством проверок.

Первоначальная система гарантий, разработанная МАГАТЭ, была изложена в документе, который дважды дополнялся и который известен как INFCIRC/66/Rev. 2. Как было решено при разработке, документ должен был регулировать деятельность отдельных заводов, что могло составлять лишь одно из звеньев производства материалов, пригодных к использованию для создания ядерного оружия. В отличие от него, разработанное соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО является подлинно всеобъемлющим и охватывает весь топливно-ядерный цикл государств, не обладающих ядерным оружием, в отношении которых оно действует. Известное как документ МАГАТЭ INFCIRC/153, оно является результатом совместных усилий 45 государств, участвовавших в подготовке Соглашения о гарантиях.

На сегодня действует в общей сложности 199 соглашений о гарантиях МАГАТЭ со 118 государствами, охватывающих 800 объектов. Среди них 102 соглашения о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО. Таким образом, МАГАТЭ играет важную роль в претворении в жизнь режима нераспространения ядерного оружия.

Другие международные организации как гарантия соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

Помимо МАГАТЭ, в Западной Европе сходные полномочия по контролю в области безопасности получило Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) в соответствии с главой VII Римского договора от 25 марта 1957 года, вступившего в силу с 1 января 1958 года. МАГАТЭ с ЕВРАТОМ достигли соглашения 5 апреля 1973 года о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории неядерных стран, входящих в Европейское сообщество. При этом МАГАТЭ получает от ЕВРАТОМ сведения о движении ядерных материалов в этих странах, делает выводы из этой информации и сохраняет право осуществлять собственные наблюдения и подсчеты в сфере ядерной деятельности в ЕС. 28 апреля 1992 года между МАГАТЭ и ЕС был согласован “новый подход” к применению гарантий, который усилил роль ЕВРАТОМа и понизил контроль МАГАТЭ.

С 1 февраля 1958 по 14 октября 1976 года полномочия по контролю в области безопасности имело Европейское агентство по ядерной энергии, созданное в рамках Организации европейского экономического сотрудничества. С 1972 года оно именуется Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭОЭСР). Полномочия по статье 6 Статуса АЯЭОЭСР были приостановлены с целью избежать дублирования гарантий МАГАТЭ и ЕВРАТОМа. ВСМ - международное движение за мир, которое объединяет самые широкие слои населения земного шара. ВСМ был создан на II Всемирном конгрессе сторонников мира в 1950 году.

ВСМ выступает инициатором и организатором военных массовых мероприятий в защиту мира, против гонки ядерного вооружения, за всеобщее и полное разоружение, предотвращение новой мировой войны, за укрепление дружбы и сотрудничества между народами; направляет и координирует свою деятельность с деятельностью других миролюбивых международных организаций.

Особенно необходимо подчеркнуть активную деятельность ВСМ в деле создания “зон мира”, т. е. зон свободных от ядерного и другого оружия.

Международная конференция за разоружение и мир - основной деятельностью конференции является координирование деятельности национальных организаций и движений, выступающих в защиту мира и за разоружение, создание безъядерных и демилитаризованных зон, за мирное решение всех международных споров. Итак, рассматривая деятельность международных организаций , становится ясно, что обеспокоенность в связи с распространением в мире ядерного и иного оружия массового поражения очень велика. В мире создаются все больше и больше организаций, целью которых является сохранение международного мира и безопасности, прекращение гонки вооружений, расширение сотрудничества и взаимопонимания в мире.

    Глава 3.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

    Предпосылки создания безъядерной зоны в
    Центральной Азии.

Президенты центральноазиатских республик - Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев, Аскар Акаев, Сапармурад Ниязов и Имомали Рахмонов - на своей встрече в Ташкенте от 11 января 1993 года создали основу для нового регионального содружества, получившего название Центральная Азия.

Таким образом, на политических картах мира и Азии, в политическом и энциклопедическом словарях, общественно-политической, экономической и научной литературе, средствах массовой информации появился новый термин: содружество, регион Центральной Азии в составе пяти суверенных независимых государств Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. Их связывают общие хозяйственно-экономические и кооперативные связи, исторические процессы, границы, обычаи, традиции, культура, язык, религия, сложные экологические проблемы.

Содружество государств Центральной Азии должно способствовать решению таких основных взаимосвязанных и общих региональных вопросов и проблем, как быстрое и безболезненное преодоление экономических барьеров, налаживание взаимовыгодной интеграции, поднятие на качественно новый уровень традиционных дружеских связей и взаимовыгодного сотрудничества, улучшение экологической обстановки в районах Аральского и Каспийского морей, укрепление регионального мира и безопасности, нераспространения ядерного оружия.

Обеспечение безопасности, стабильности и геополитического равновесия в регионе составляет главное содержание внешней политики Узбекистана с первых дней независимости.

Это одно из важнейших условий динамичного и устойчивого развития страны. Длящиеся в регионе десятилетиями вооруженные конфликты, сохраняющиеся очаги этнической напряженности делают эту задачу особенно актуальной. Узбекистан всецело поддерживает принцип неделимости и взаимосвязанности безопасности - внутренней, региональной, глобальной. Одной из первых среди новых независимых государств наша страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. А в сентябре 1993 года с трибуны 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Ислам Каримов впервые выступил с инициативой о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Инициатива Президента Узбекистана получила позитивные оценки международного сообщества. А 28 февраля 1997 года главы пяти центральноазиатских государств на встрече в Алматы, подписав Алматинскую декларацию, единодушно поддержали идею создания зоны, свободной от ядерного оружия. С этого момента предложение Узбекистана носит характер региональной инициативы, выражающей коллективную волю пяти государств, всех живущих здесь народов.

Анализируя все юридические предпосылки образования зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, необходимо отметить, что все государства этой зоны являются активными членами ООН, Устав которой закрепил принцип разоружения в качестве общепризнанной нормы международного права, требующий строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении и добиваться создания новых норм, заключения новых договоров, направленных на разоружение. Важнейшей предпосылкой образования зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, является участие государств этого региона в Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Все эти государства ратифицировали ДНЯО и тем самым приняли на себя обязательства не производить или другим образом не приобретать ядерного оружия, что является важнейшим основанием, облегчающее усилия по реализации идеи безъядерной Центральной Азии. Также положительным фактором при создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, является то, что государства предполагаемой зоны подписали Заключительный Акт ОБСЕ, в котором закреплены основные принципы международного права, такие как принцип мирного сосуществования государств, принцип разоружения и др.

Президент РУ И. А. Каримов выступая на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметил, что “Узбекистан, составляя основу Центральной Азии, твердо и последовательно выступает за обеспечение безопасности и стабильности во всех регионах, и прежде всего в Центральной Азии, поскольку особенность этого региона и его геополитическое положение таковы, что при негативном развитии событий он может стать одним из крупных детонаторов нестабильности во всем мире. Достаточно сказать, что в Центральной Азии проживает около 60 миллионов человек, относящихся к различным этническим и религиозным группам, что здесь накоплены ядерное и обычное вооружение большой разрушительной силы. Вполне естественно, что столкновения в этом регионе способны вызвать катастрофы непредсказуемых масштабов”. *

Было бы неправильно сомневаться в том, что миролюбие является приоритетом внешней политики Узбекистана. На международной арене представители нашей республики выступают за укрепление мира и безопасности, за разрешение спорных, территориальных, этнических, вооруженных и других конфликтов мирным путем. Слова И. А. Каримова необычайно четко определяют позицию Республики Узбекистан в отношении ядерного оружия: “На территории Узбекистана никогда не было и не будет ракетно-ядерного оружия, поэтому республика намерена и впредь оставаться безъядерной зоной. Наше государство не будет вступать в агрессивные блоки и союзы. В то же время безопасность Республики будет обеспечиваться и в результате создания специальных зон и заключения соответствующих коллективных договоров”.

На 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент И. А. Каримов выдвинул ряд инициатив, направленные на поддержание мира и безопасности как в Центральной Азии, так и во всем мире. Так, Узбекистан приветствовал бы созыв в Ташкенте постоянно действующего семинара ООН по вопросам безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии, на котором заинтересованные стороны в рамках политики общей безопасности в мире и в соответствии со ст. 52 Устава ООН могли бы обсудить возможности создания надежной системы безопасности в нашем регионе, в частности, принятия коллективных санкций дипломатического, финансового, экологического и иного характера против тех, кто желает нарушить мир и целостность границ, и выработать рекомендации для ООН по установлению стабильности и прочного мира в Центральной Азии.

Отношение РУ к ядерному оружию также отражено и в военной доктрине РУ. В частности, в пункте 1 этой доктрины отмечается, что Узбекистан придерживается безъядерных принципов (не размещать, не производить и не приобретать ядерного оружия), выступает за всеобщее запрещение испытаний и в конечном счете за полную ликвидацию ядерного оружия, за повсеместную ликвидацию химического, бактериологического и других видов оружия массового поражения, присоединение РУ к Конвенции по запрещению химического оружия и переговорам по проблеме запрещения бактериологического оружия, последовательное сокращение до полной ликвидации военных баз на территориях других государств и размещения войск в пределах национальных границ.

На мой взгляд позиция Казахстана по вопросам нераспространения ядерного оружия является доминирующей в Центральной Азии, которая является важнейшей предпосылкой при создании безъядерной зоны, так как это единственное государство в регионе, которое владеет ядерным оружием.

Казахстан одним из первых государств в СНГ присоединился к ДНЯО, но с определенными оговорками, так как положения договора не охватывают в полной мере уникальную ситуацию, сложившуюся после распада ядерного государства СССР. Особенность заключается в том, что после распада великой державы и провозглашения намерения стать безъядерным государством, Казахстан натолкнулся на отсутствие определения своего статуса (ядерного или безъядерного) согласно положению ДНЯО. Казахстан фактически стал приемником ядерного оружия, дислоцированного на его территории. Страна является собственником этого оружия, но в связи с тем, что контроль за ним ей никогда не принадлежал, она не может рассматриваться как ядерное государство в чистом виде. Это противоречие было снято принятым Верховным Советом Казахстана Законом “О присоединении к ДНЯО”. Закон был принят на основании заявления Верховного Совета Казахстана “О безъядерном статусе Казахстана”, Постановление Верховного Совета Казахстана “О дополнительных мерах относительно обеспечения приобретения Казахстаном безъядерного статуса”, Постановление ВС Казахстана “О ратификации договора между СССР и США о сокращения и ограничении стратегических наступательных вооружений”, подписанного в Москве в 1991 году. Таким образом Казахстан присоединился к ДНЯО как неядерная страна.

Присоединение Казахстана к ДНЯО подтверждает его репутацию как надежного международного партнера. Этот шаг свидетельствует о лояльности государства делу ядерного разоружения, укрепления глобальной безопасности и стабильности. Эти действия должны помочь развитию широкомасштабного сотрудничества Казахстана со всеми странами мира и соответствующими международными организациями в области мирного использования атомной энергии и космического пространства. Миролюбивая внешняя политика Казахстана подтверждается и тем, что президент Назарбаев, выступая на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул инициативу о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, еще раз привлекая внимание мирового сообщества к проблеме связанной с созданием предполагаемой зоны.

Основной принцип безъядерной зоны - это ее полная ядерная демилитаризация. В связи с этим необходимо отметить, что на территории Казахстана 26 мая 1995 года был уничтожен последний ядерный заряд. И согласно официальному заявлению Н. Назарбаева - “это был последний ядерный взрыв на территории Казахстана”.

    Пути реализации безъядерного статуса
    Центральной Азии.

В целях выработки механизма создания безъядерной зоны в Центральноазиатском регионе в Ташкенте в сентябре 1997 года прошла конференция на тему “Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия”. В ходе работы этой конференции обсуждались аспекты превращения Центральной Азии в безъядерную зону как важный шаг в создании надежной системы международной и региональной безопасности. На церемонии открытия конференции президент нашей страны И. Каримов в своем выступлении особо подчеркнул, что идея превращения Центральной Азии в зону, свободную от ядерного оружия, полностью совпадает с мероприятиями, осуществляемыми по обеспечению региональной безопасности. *

Заслушанные на этой конференции доклады, высказанные мнения и предложения имеют важное значение для дальнейшего развития международного сотрудничества в предотвращении распространения оружия массового поражения.

Следует отметить, что представители 56 стран и около 16 международных организаций, участвовавших в работе конференции, полностью поддержали идею превращения Центральной Азии в безъядерную зону. В частности, представители Кыргызстана внесли предложение о проведении в Бишкеке встречи группы международных экспертов по этому вопросу с участием представителей “Ядерного клуба”. Эта инициатива была поддержана участниками конференции. На этой конференции с заключительной речью также выступил Министр иностранных дел Узбекистана А. Камилов, где было отмечено, что правительство РУ готово расширять сотрудничество со всеми государствами - участниками этого форума в достижении намеченных целей по региональной безопасности и распространению ядерного оружия.

На мой взгляд, учитывая опыт создания безъядерных зон, необходимо добровольное волеизъявление государств Центральноазиатского региона в поддержку создания зоны, свободной от ядерного оружия. При этом необходимо также волеизъявление так называемых “великих держав” - членов Совета Безопасности ООН и стран, обладающих ядерным оружием. Следует подчеркнуть, что также необходимо заключить соответствующие договора со странами, граничащими с рассматриваемым регионом по строгому соблюдению режима договора и общепризнанных норм и принципов международного права.

В целях привлечения внимания мировой общественности и эффективного решения проблем создания безъядерной зоны в Центральной Азии было бы целесообразно выступление президентов государств региона с Декларацией об объявлении Центральной Азии безъядерной зоной. Декларация провозгласила бы стремление избавить страны региона от трагических последствий, к которым привела бы ядерная война и выразила бы надежды, что заключение регионального центральноазиатского соглашения будет способствовать принятию договора по этому вопросу в глобальном масштабе. В документе также необходимо разъяснить намерения договаривающихся сторон заключить универсальное соглашение в рамках Центральноазиатского региона, содержащее обязательства не производить, не получать, не хранить и не испытывать ядерного оружия, а также средства и технологии его производства. Немаловажно затронуть вопрос об обязательстве ядерных держав уважать безъядерный статус предполагаемой зоны. Такого рода декларация придаст мощный импульс международно-правовому оформлению безъядерной зоны в Центральной Азии.

Следующий шаг при создании безъядерной зоны в Центральной Азии - вынесение на обсуждение ГА ООН государствами данного региона проекта резолюции, в котором данная декларация принималась бы к сведению всего мирового сообщества и содержались положения по изучению странами Центральноазиатского региона мер, относительно которых надлежит договариваться для осуществления целей декларации. В документе также нужно указать на важность оказания всеми государствами, в том числе ядерными державами, полного содействия эффективному осуществлению мирных целей декларации.

Заключение международного договора, на мой взгляд, стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной зоны, логическим итогом по превращению Центральной Азии в зону, свободную от ядерного оружия. Основная цель данного договора будет заключаться в запрещении в любой форме присутствия ядерного оружия в Центральной Азии.

Договор должен содержать обязательства государств-участников, которые включают в себя следующее:

    запрещение на своей территории испытаний ядерного оружия;
    использование ядерных технологий в военных целях;
    производство и приобретение ядерного оружия;
    хранение, размещение и транзит ядерного оружия;

Эффективность статуса безъядерной зоны в Центральной Азии зависит и от волеизъявления ядерных держав. В этих целях, дополнительно к этому договору, следует подготовить два протокола, к первому из которых присоединились бы страны, граничащие с Центральноазиатским регионом и обладающие ядерным оружием de-jure и de-facto - Россия, Китай, Пакистан, Индия. Второй протокол содержал бы обязательства пяти стран - Россия, Китай, США, Великобритания и Франция (члены “Ядерного клуба”), которые в то же время являются постоянными членами СБ ООН - соблюдать статус безъядерной зоны, не нарушать и не способствовать нарушениям.

Эти протоколы послужили бы гарантом статуса безъядерной зоны, так как в них предусмотрены обязанности стран, обладающих ядерным оружием, воздерживаться от прямых или косвенных нарушений статуса зоны, а также не применять термоядерное оружие по отношению к странам рассматриваемого региона.

Договор о безъядерной зоне в Центральной Азии должен предусматривать ее физические границы в строгом соответствии с существующими нормами международного права. Границы безъядерной зоны должны быть четко определены с согласия всех предполагаемых участников договора. В настоящий момент площадь предполагаемой зоны составляет 3, 99 млн. кв. км.

Статус безъядерной зоны Центральной Азии должен предусматривать четкую систему контроля. Контроль относится к числу тех вопросов, которые вызывают наиболее острые разногласия между участниками переговоров по созданию безъядерной зоны. На мой взгляд, наиболее оптимальным вариантом является двойная система контроля: с одной стороны - “Агентство по запрещению ядерного оружия в Центральной Азии”, которое могут учредить государства-участники договора; с другой стороны - МАГАТЭ, с которым государства-участники могут заключить универсальный договор о применении системы гарантий этой организации, учитывая ее опыт деятельности в области мирного использования ядерной энергии и нераспространения ядерного оружия. В рамках процедуры стороны предоставляют полугодовые отчеты “Агентству по запрещению ядерного оружия в Центральной Азии” и МАГАТЭ.

    Заключение.

В своей исследовательской работе я попыталась проанализировать исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия, международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения, а также некоторые аспекты создания безъядерной зоны в Центральноазиатском регионе.

Всем мировым сообществом с интересом и пониманием была встречена инициатива Республики Узбекистан по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. В своих выступлениях на авторитетных международных форумах Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов не раз затрагивал проблему обеспечения безопасности в нашем регионе, четко и ясно изложив позицию нашего государства, которая направлена на ликвидацию ядерного оружия и других средств массового уничтожения.

По рассматриваемой проблеме в городе Ташкенте в сентябре 1997 года прошла конференция на тему“Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия”, где авторитетные ученые и политики со многих стран изложили свое видение проблемы. Там же был разработан комплекс мер по практической реализации идей создания безъядерной зоны в Центральноазиатском регионе. Активное участие в работе научно-практической конференции принимали участие и представители стран Центральной Азии.

Подводя итог настоящей исследовательской работы и прежде чем дать какие-либо рекомендации по укреплению режима нераспространения ядерного оружия, я хотела бы вкратце резюмировать основные аспекты, затрагиваемые мною в настоящей работе.

Проблема нераспространения ядерного оружия является одной из самых острейших проблем современности. Пуск первого ядерного реактора 2 декабря 1942 года и первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года положили начало ядерному веку. Глава 1 данной работы посвящена историческим предпосылкам нераспространения ядерного оружия, понятию нераспространения и рассмотрению правового статуса безъядерных зон, которые играют большую роль в укреплении режима нераспространения и обеспечения глобальной безопасности.

На сегодняшний день безъядерные зоны созданы или находятся в процессе создания в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии. Кроме того, имеется предложения о создании безъядерной зоны в Южной Азии и на Корейском полуострове. Наконец, недавно Узбекистаном была выдвинута идея создания свободной от ядерного оружия зоны в Центральной Азии.

Далее в своей исследовательской работе я рассматривала международно-правовые акты и деятельность международных организаций по решению проблем нераспространения ядерного оружия. В 60-70-е года увеличилась опасность расползания военных ядерных технологий. Росло число государств, технически способных создать атомную бомбу. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения ядерного оружия в мире. После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, который занимает центральное место в режиме нераспространения. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ, начал работу Комитет ядерных экспортеров -“Комитет Цангера”. В главе 3 рассматриваются международно-правовые аспекты создания безъядерной зоны в Центральной Азии, что является приоритетным направлением в мирной внешней политике Республики Узбекистан и даются конкретные предложения по реализации этой концепции.

Заключение международного договора, на мой взгляд стало бы самым оптимальным способом оформления статуса безъядерной зоны, основная цель которого будет заключаться в запрещении в любой форме присутствия ядерного оружия в Центральной Азии. Объявив Центральноазиатский регион безъядерной зоной будет сделан еще один шаг в деле укрепления международной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия, сотрудничества и добрососедства, дав тем самым шанс будущим поколениям для процветания и мирного сосуществования. Таким образом, к настоящему моменту достигнуты определенные положительные результаты по укреплению режима нераспространения ядерного оружия в мире: к Договору о нераспространении присоединились все пять ядерных держав и более 170 неядерных держав мира, в том числе и Узбекистан в 1992 году. Вслед за безъядерными зонами в Латинской Америке и в южной части Тихого океана появились безъядерные зоны в Африке и в Юго-Восточной Азии, Республикой Узбекистан была выдвинута инициатива о создании безъядерной зоны в Центральной Азии. Вместе с тем достигнутые результаты не могут быть поводом для благодушия и свертывания усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте пока не просматриваются возможности повернуть ядерное распространения вспять на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия и прекратить наращивание имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной сфере.

    БИБЛИОГРАФИЯ:

Каримов И. А. “Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса”. Ташкент, Издательство “Узбекистон”, 1997 год.

Выступление Президента РУ И. А. Каримова на 48-сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ташкент, Издательство“Узбекистон”, 1993 год.

Доклад Президента РУ И. А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса РУ 23 февраля 1995 года. Народное слово 24 февраля 1995 года.

Речь Президента РУ И. А. Каримова на международной конференции “Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия”. Ташкент 15 сентября 1997 года. Договор о нераспространении ядерного оружия. Информационный циркуляр МАГАТЭ. Учебник Международного права. Москва, Издательство “Международные отношения”, 1995 год. Словарь Международного права, Москва, Издательство “Международные отношения”, 1982 год. Хакимов Р. Т. , Саидов А. Х. “Правовая основа создания безъядерной зоны в Центральной Азии”. Ташкент 1996 год. Гари Т. Гарднер. “Ядерное нераспространение”. Москва. МИФИ, 1995 год. Бутрос Бутрос-Гали. “ООН и нераспространение ядерного оружия”. Издательство “Книга Интернэшнл”. Москва 1995 год. Бутрос Бутрос-Гали. “Навстречу новым вызовам”. ООН Нью-Йорк, 1995 год. Ходоков С. А. “Правовая основа безъядерной зоны в Латинской Америке”. Нижний Новгород 1994 год. Котюв М. В. “За безъядерный мир”. Ленинград 1992 год.

    “Милитаризм и разоружение”. Справочник. Москва 1984 год.

Вопросы разоружения № 66. “К запрещению испытаний ядерного оружия”. Журнал “Ядерный контроль” № 32-33, август-сентябрь 1997 год. Журнал “США: экономика, политика, идеология” № 1 1997 год.

    Журнал “Международная жизнь” № 10 1981 год.
    ? ?? ?? ?? ?? ?

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ