Рефераты

Оценка инвестиционного климата в России

p> Не способствовали усилению интеграции банковского и промышленного капиталов посредством долгосрочного кредитования проведение приватизации распределение централизованных инвестиционных ресурсов, а также отсутствие четких государственных приоритетов инвестиционно-структурной политики.
Между тем становится все более очевидным что государственное, включая бюджетное, инвестирование, осуществляемое даже в незначительных объемах, является весьма важным ориентиром для независимых инвесторов. Не составляют исключения и банки. По расчетам специалистов, структура распределения долгосрочных кредитов по субъектам Российской Федерации практически идентична территориальной структуре централизованных капитальных вложений.

Что касается распространенного мнения об определяющем влиянии на состояние интеграционных мотивации банков инфляционных процессов в экономике, то оно представляется сильно преувеличенным Хорошо известно, что в те годы, когда наблюдалось ослабление инфляционного пресса в сфере капитального строительства (например, в 1994, 1996 гг.), не происходило адекватного оживления не только долгосрочного кредитования, но и инвестиционной активности в целом.

Активность банков в части финансовой интеграции с предприятиями реального сектора экономики до последнего времени в значительной мере формировалась под воздействием масштабного направления их активов на рынок государственных ценных бумаг. Причем более трети всех вложении к ГКО приходилось на долю крупнейших российских банков, в то время как именно они могли стать наиболее значимыми операторами на рынке долгосрочных кредитов в реальную экономику.

Однако влияние этого фактора на становление рынка таких кредитов не следует переоценивать, поскольку рынок государственных ценных бумаг вплоть до августовского (1998 г.) кризиса притягивал немногим более 16% банковских активов.

Анализ политики банков, связанной с формированием пассивов и размещением активов, по критерию срочности позволяет утверждать, что она практически исключала возможность ориентации их деятельности на долгосрочное кредитование предприятии реального сектора и по степени воздействия на этот процесс нисколько не уступала ГКО. Проведенное сопоставление взаимосвязанных важнейших статей активов и пассивов банков показало, что наиболее ресурсообеспеченными в I998 г. были только короткие кредиты. По мере увеличения сроков дисбаланс увеличивался, и по кредитам на срок свыше трех лет разрыв между ними и привлеченными на тот же период банковскими ресурсами достигал пятикратных размеров.

Развитие долгосрочной кредитной деятельности банков блокировалось в связи с крайне неустойчивым, более того, постоянно ухудшающимся финансовым положением многих российских банков. По нашим оценкам, в
1996 - 1997 г. примерно 40% общего числа российских банков отвечали всем критериям финансовой устойчивости, а в настоящее время этот показатель не превышает 20 %. Однако настораживает даже не это обстоятельство. Еще в докризисный период проблемные банки аккумулировали и размещали на рынке немалые финансовые ресурсы, в то же время финансово устойчивые кредитные учреждения последовательно теряли свои позиции. Этот процесс резко усилился после событии августа 1998 г. Так, с сентября по октябрь 1998 г удельный вес финансово неустойчивых банков возрос всего на 5 процентных пунктов, но их доля в совокупных банковских активах увеличилась в четыре раза и превысила 70%. В результате подобные банки стали по существу монополистами на рынке денежных ресурсов, но одновременно являются аутсайдерами в любой долгосрочной деятельности по причине крайне неустойчивого финансового положения. В результате их интеграционные мотивации были объективно подавлены. Если ситуация кардинально не изменится, то у большинства банков они вряд ли усилятся, поскольку только стабильно функционирующие банковские структуры при прочих равных условиях потенциально способны поддерживать длительные связи с предприятиями в высоко рискованном реальном секторе российской экономики.

Финансовый кризис августа 1998 г. до предела обострил пессимистические ожидания в части оживления долгосрочного кредитования реального сектора экономики и по другим причинам. Существенно сузились возможности банков по привлечению средств с помощью бесплатных обязательств, впервые за последние годы уменьшилась доля их собственного капитала в пассивах, с сентября 1998 г банковская система начала функционировать с убытками, существенно возросла зависимость российских банков от банков-нерезидентов на рынке МБК, заметно ухудшилось качество совокупною кредитного портфеля банков. В то же время кризис создал определенные предпосылки для укрепления позиции средних, в том числе региональных, банков, которые уже в докризисный период сравнительно активно работали с предприятиями, хотя в основном на краткосрочной основе По данным некоторых экспертов (к сожалению, официальная статистика здесь отсутствует), в 1997 г московские банки направили на кредитование хозяйства и населения в среднем 30% своих активов, а по региональным банкам этот показатель составил 50%.

Судя по данным Основных направлений государственной денежно-кредитной политики на 2000 г, в 1999 г. наблюдалась постепенная адаптация банков к условиям функционирования, сложившимся после кризиса. В то же время авторы документа справедливо отмечают преждевременность вывода о полной нормализации банковской системы и необратимости некоторых позитивных тенденции в ее развитии. Добавим, что крайняя неустойчивость банковской сферы будет продолжать оказывать отрицательное воздействие на динамику интеграции банковских и промышленных капиталов причем, очевидно, не меньшее чем в докризисный период.

2. Привлекательность отраслей для долгосрочного кредитования

Необходимо признать, что желаемое усиление интеграции банковского и промышленного капиталов невозможно без определения и строгого соблюдения приоритетов социально экономического развития страны, их обязательного учета при составлении и реализации инвестиционных программ любого уровня. Поскольку важнейшим критерием эффективности банковского кредитования является высокая доходность вложении их быстрая окупаемость и возврат ссуд в установленные сроки с уплатой положенных процентов целесообразно определение отраслей приоритетных именно с позиции привлечения на их развитие банковских кредитов.
Такой подход предполагает использование своеобразной иерархии приоритетов. Следует четко определить те сферы экономики, в которые кредит объективно не будет направлен и поэтому не сможет применяться в качестве метода интеграции банковского и промышленного капиталов. Эти отрасли целесообразно оставить исключительно в зоне безвозвратного финансирования преимущественно инвестиционной поддержки со стороны государства, а также – самофинансирования, предусмотрев соответствующие рычаги воздействия

Одновременно необходимо очертить круг отраслей, в которых при соответствующих условиях интеграционные процессы могут усилиться, так как вложения ссудного капитала в них вполне реальны. Это позволяет отнести такие отрасли к зоне смешанного или даже преимущественно кредитного инвестирования Подобный подход к ранжированию отраслей по степени участия в инвестиционном процессе различных финансовых источников носит достаточно условный характер, а сформированные группы будут непостоянны по составу прежде всею в силу сохраняющейся крайней неустойчивости социально- экономического положения. Однако концептуально он может быть использован при определении стратегических целей государственной инвестиционной и кредитной политики, учитываться при разработке и реализации конкретных инвестиционных программ любого уровня

Сформируем три условные группы отраслей, различающиеся по возможностям интеграции банковского и промышленного капиталов посредством долгосрочного кредитования

В первую группу входят те отрасли, стимулирование привлечения в которые кредитных вложений банков нецелесообразно либо может носить сугубо точечный и избирательный характер (на пример, большинство отраслей ТЭК) В основном от подобных отраслей следует ожидать усиления банковских мотивации по полному или преимущественному управлению корпоративными финансами соответствующих предприятии путем непосредственного участия в акционерном капитале с использованием организационных форм интеграции Удобство акционерного финансирования обусловливается и тем, что оно возможно не только в денежной форме, но и посредством поставок оборудования технологии, ноу-хау и т д. Такая схема позволяет удлинить сроки погашения задолженности, что чрезвычайно важно с учетом сравнительно медленной окупаемости инвестиционных проектов в отраслях ТЭК

Вторую группу образуют отрасли обрабатывающей промышленности, предприятия которых в основном используют импортное сырье и комплектующие.
Здесь интеграция банковского и промышленного капиталов существенно лимитирована сложным финансовым положением предприятий вследствие обесценения национальной валюты и сужением по этой причине возможностей экспорта выпускаемой продукции. К тому же многие банки, которые ранее уже кредитовали такие предприятия, оказались после кризиса в тяжелейшем положении, в том числе из за резкого роста просроченном задолженности по кредитам, и потребуется достаточно много времени для восстановления утраченных капиталов. С учетом перечисленных обстоятельств интеграция промышленного и банковского капиталов посредством долгосрочного кредитования во второй группе отраслей будет осуществляться самыми медленными темпами и ее следует считать наиболее проблемной

К третьей группе отраслей сейчас относятся наиболее конкурентоспособные предприятия химической, фармацевтической промышленности машиностроения, стройматериалов. Интеграционные процессы при помощи долгосрочного кредитования здесь уже осуществляются, но имеют точечный избирательный, а иногда и спекулятивный характер Главным образом оно происходит в рамках акционерных предприятии с высокой долей участия в их капитале банков, а также зарубежных фирм, поскольку именно такая схема является по существу единственной гарантией сохранности средств. В этой связи в данной группе отраслей более уместно говорить об одновременном применении методов и организационных форм интеграции капиталов

К третьей группе также относятся те немногие предприятия, у которых сложились экономические предпосылки как для заметного расширения инвестиционной деятельности за счет собственных накоплении, так и для участия в этом процессе банковского капитала Нередко такие предприятия имеют эффективные высокой степени готовности инвестиционные проекты, но не могут их реализовать самостоятельно, в том числе в силу того, что до конца не отлажен организационно-правовой механизм взаимодействия по линии «банк — предприятие» Очевидно, для ускорения процесса и ликвидации имеющихся недостатков необходимы усилия самих банков в поиске подобных клиентов при одновременной поддержке (главным образом информационной, консультационной) государственных органов и Банка России.

Реализации мер по стимулированию долгосрочного кредитования с целью усиления его роли как метода интеграции банковских и промышленных капиталов должна предшествовать разработка целостной концепции инвестиционного процесса с целью использования громадных внутренних ресурсов национальной экономики. Пока в целях инвестирования не созданы условия для мобилизации собственных финансовых средств, имеющихся в экономике, но обращающихся вне реального производства, любые стимулирующие меры по активизации инвестиционной деятельности окажутся безрезультатными. Одновременно следует учитывать, что при всей актуальности проблемы оживления инвестиционной деятельности действительно значимых и перспективных направлении ее решения не так много. Тем не менее, потребуется четкая инвестиционная стратегия по отбору соответствующих проектов, их надежному сопровождению, а также комплекс мер по упорядочению социально-экономического и политического развития страны.

3. Инвестиционно-кредитная деятельность Сберегательного Банка России

Кредитная деятельность. После августовского кризиса 1998 г. Сбербанк под воздействием и при поддержке Центробанка России активизировал кредитование реального сектора экономики, увеличив его объемы в 4 раза, и, но существу, стал главным кредитовом производства. При этом его средства размещались в разных сферах: от судостроения и нефтехимии до алмазодобычи и сельхозпроизводства, – кредитованием которых Сбербанк прежде не занимался.

Сбербанк является практически единственным финансовым институтом страны, способным направить крупные денежные средства на развитие производства. Банку России законодательно запрещено прямое кредитование хозяйственных субъектов. Большинство выживших после августа 1998 г. коммерческих банков еще не восстановило свою ликвидность. Действующие инвестиционные фонды пока не располагают достаточными финансовыми ресурсами. В федеральном бюджете сокращены ассигнования на поддержку и развитие производственных отраслей (если в 1998 г, на эти цели предусматривалось выделять 40, 9 млрд. руб., те в 1999 г. - лишь 24, 8 млрд. руб. и в 2000 г. - 33, 2 млрд. руб.). Российский Банк развития до сих пор не приступил к работе, из-за того что не сформирован его уставной капитал.

Вследствие активизации кредитной деятельности Сбербанка его доля в совокупной ссудной задолженности юридических лиц по стране в целом существенно увеличилась. Если в 1998-1999 гг. она составила 13-14%, то теперь – около 30%. В кредитовании Сбербанком реального сектора экономики преобладают краткосрочные (до одного года) ссуды, их удельный вес в общем объеме кредитного портфеля банка составлял 79-82%. Остальная часть - долгосрочные, включая инвестиционное кредитование и проектное финансирование.

Структура кредитного обслуживания Сбербанком экономики формируется под влиянием ряда обстоятельств. Предприятиям не хватает оборотного капитала, поэтому они обращаются в Сбербанк, чтобы поддержать бесперебойность производства. Кредитование оборотных средств предприятий тем более важно, поскольку почти половина расчетов в сфере производства осуществляется посредством бартера и зачетных схем. В составе кредитных ресурсов Сбербанка
(это в основном клиентские средства) преобладают краткосрочные корпоративные и частные депозиты со сроком 1-6 месяцев. Они составляют примерно 75-85% аккумулированных банком денежных средств. Эта часть пассивов экономически не приемлема для инвестиционного долгосрочного кредитования, которое может поставить банк в трудное положение.

В последние годы кредитные вложения Сбербанка направлялись во многие секторы экономики, но приоритет отдавался промышленности. Из всей ссудной задолженности хозяйствующих субъектов Сбербанку на инвестиции в реальный сектор приходилось 67%. Доля промышленности в кредитном портфеле банка составляла до 40%, что существенно превышало кредитование других отраслей
(строительная индустрия - 10%; в таких же пределах - торгово-посредническая деятельность, коммерческие банки; кредитование субъектов Федерации - 8%, частных лиц - 4, сельского хозяйства - 2%). Промышленность как объект кредитных вложений привлекает Сбербанк, во-первых, наличием высокого спроса на денежные средства (как оборотный капитал, так и инвестиции), во-вторых, меньшими рисками в силу своего производственного, неспекулятивного характера.

При больших масштабах кредитования промышленности процентная политика
Сбербанка оказывает заметное влияние на доступность кредитов предприятиям, понижая стоимость ссудных средств, предлагаемых остальными коммерческими банками. В нынешней экономической ситуации Сбербанк учитывает изменение правительственного курса в сторону финансирования реального сектора экономики. Очевидно также, что процентные ставки, по которым Сбербанк кредитует отечественную промышленность, сегодня под силу лишь немногим предприятиям, ибо средняя рентабельность промышленного производства составляет около 16-18%.

Сбербанк проводит свою селективную политику в отношении корпоративных заемщиков, характеризующуюся двумя факторами: во-первых, располагая большим портфелем кредитных заявок, Сбербанк отдаст предпочтение крупным и устойчиво работающим предприятиям, способным выполнять его условия кредитования, в том числе по размерам процентных ставок и срокам погашения кредита; во-вторых, учитывая ситуацию неплатежей, руководство Сбербанка придерживается в своей кредитной практике повышенных залоговых требований.
Обычно в залог берется весомый пакет акций заемщика. Предусматривается также ввод в советы директоров предприятий-клиентов представителей банка.
Крупные кредитные сделки банка страхуются в известных мировых страховых компаниях.

Формируя ссудный портфель с наименьшим риском потери выданных кредитов,
Сбербанк укрепляет позиции государства на денежном рынке. Средства, свободные от вложений в кредиты корпоративным клиентам, банк размещает на корсчете в Банке России. Так, на начало октября 2000 г. на долю Сбербанка приходилось около 70% из 125-миллиардных остатков рублевых средств коммерческих банков на корсчетах в ЦБ. Располагая такими крупными и устойчивыми денежными ресурсами, Центробанк способен предлагать долгосрочные и менее дорогие кредиты другим коммерческим банкам, тем самым ограничивая эмиссию для нужд экономики. Долгосрочные и краткосрочные ссуды, предоставляемые фирмам и банкам, вступая в хозяйственный оборот, укрощают инфляцию.

Одним из признаков углубления взаимодействия Сбербанка с реальным сектором экономики стал рост его долгосрочного ссудного портфеля. В 1998-
1999 гг. объем предоставленных им долгосрочных кредитов увеличился в 2, 3 раза. Доля долгосрочных кредитов, выданных корпоративным заемщикам, в общем объеме ссудной задолженности клиентами банка повысилась с 18, 3% на конец
1993 г. до 20, 7% к началу 2000 г. На 1 мая 2000 г. портфель заявок на инвестиционные ссуды Сбербанка превысил в пересчете на конвертируемую валюту 1, 3 млрд. долларов.

Структура инвестиционного кредитования Сбербанка близка к распределению иностранных инвестиций в российскую экономику. При выдаче долгосрочных ссуд банк отдавал предпочтение проектам, реализуемым в металлургии, нефтедобыча к транспортировке нефтепродуктов, пищевой промышленности, отраслях связи я телекоммуникаций, транспортной инфраструктуре, внешнеторговой сфере. Такое положение можно объяснить двояко. Либо специалисты Сбербанка при определении объектов долгосрочного кредитования не имеют собственных подходов к оценке рыночных рисков финансовых вложений в отдельных отраслях экономики и ориентируются на действия иностранных инвесторов. Либо
Сбербанк, как наиболее близкий к властям банк, проводит государственную линию в кредитовании реального сектора: содействует повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, сдерживает экспансию зарубежного капитала в определенных сферах национального хозяйства, способствует структурной перестройке экономики страны. Вероятно, в кредитной практике Сбербанка одновременно реализуются оба подхода.

В подходе Сбербанка к выбору объектов инвестиционного кредитования, особенно с позиции обеспечения возвратности выданных ссуд, привлекают внимание факты предоставления им средств для финансирования крупномасштабных долгосрочных проектов в непрофильных для него отраслях. В частности, в 1999-2000 гг. банк выдал многомиллиардные суммы, кредитуя следующие инвестиционные проекты: постройку эсминцев для китайского флота и фрегатов для индийских ВМФ на судостроительных предприятиях Санкт-
Петербурга, организацию выпуска нового автомобиля на Горьковском автозаводе, увеличение добычи и переработки нефти в компании «ЛУКойл» и
Тюменской нефтяной компании, запуск всероссийской программы лизинга сельхозтехники и зарубежных автомобилей, развитие золотодобычи, программу восстановления российского ледокольного флота, мероприятия по реструктуризации РАО «ЕЭС России». В апреле 2000 г. Сбербанк согласился на отсрочку долга КамАЗа по ранее выданному кредиту на сумму 1,1 млрд. руб. По всем указанным кредитам Сбербанк предоставил заемщикам лучшие условия, чем предлагали зарубежные банки (меньшие кредитные ставки, на более длительные сроки).

Кредитование Сбербанком подобных инвестиционных проектов не может быть объяснено лишь его выбором. Такие решения принимались под влиянием и при гарантиях правительства и Банка России. В отмеченных случаях льготные кредиты Сбербанка замещали прямые бюджетные ассигнования на государственные инвестиционные программы, предотвращая эмиссионное кредитование
Центробанком российского правительства на эти цели. Такая практика активного инвестиционного кредитования Сбербанком различных отраслей экономики вызывает беспокойство частных вкладчиков относительно сохранности их сбережений. Эта тревога усиливается из-за непрозрачности финансовой отчетности Сбербанка, в том числе, структуры клиентских депозитов и вкладов по срокам их хранения.

Более половины всех кредитов, в том числе инвестиционных, Сбербанк предоставляет в иностранной валюте. В 1998 г. его валютные кредиты составили 26, 8 млрд. долл. и в 1999 г. - 20, 0 млрд. долл., что примерно в
11 и 8 раз превышало среднемесячные остатки средств на валютных счетах частных вкладчиков в банке за соответствующий год. Очевидно, что за счет привлеченных клиентских средств в иностранной валюте Сбербанк не мог осуществить столь масштабное валютное кредитование. Для этих целей банк активно действовал на внутреннем валютном рынке (операции по конвертации валют) и заимствовал валюту на международных кредитных рынках.

Итак, кредитная деятельность Сбербанка основывается на его явно нерыночной привилегии по сравнению с другими банковскими организациями страны. Будучи единственным кредитным учреждением, имеющим государственную гарантию по вкладам населения и финансовую поддержку Банка России, Сбербанк занимает практически монопольное положение на розничном банковском рынке.
Это позволяет ему привлекать самые дешевые заемные ресурсы и, используя это преимущество, активно кредитовать корпоративный бизнес.

Направления и цели кредитной политики Сбербанка формируются под влиянием установок правительства и Центробанка. Если в период 1995-1998 гг. его кредитные ресурсы обслуживали в основном государство, Пенсионный фонд и администрации регионов, то, начиная с 1999 г. сделали поворот к кредитованию реального сектора экономики. Хотя Сбербанк практикует достаточно жесткую схему обеспечения возвратности выдаваемых ссуд, его инвестиционная активность вызывает озабоченность в отношении финансовой устойчивости банка, в котором сосредоточено около 90% вкладов населения в банках страны. Привлеченные банком средства граждан практически не обслуживают расширение потребительского спроса населения. До сих пор во взаимоотношениях учреждений Сбербанка с физическими лицами преобладают функции простых сберегательных касс. Цели и механизмы кредитной деятельности Сбербанка тесно переплетаются с задачами и методами его монопольного присутствия на фондовом, валютном и денежных рынках страны, что сочетается с непрозрачностью финансовой отчетности банка.

4. Финансово-промышленные группы

Одним из наиболее вероятных и реально возможных направлений использования банковского капитала в производственном секторе является участие в капитала промышленных компаний, обеспечивающее в той или иной мере также участие в управлении и контроль над их деятельностью. Именно этот путь привлечения финансовых ресурсов банковской системы в реальный сектор экономики реализуется в настоящее время через финансово-промышленные группы (ФПГ). При этом фактические масштабы этого процесса значительно шире, чем показывает число официально зарегистрированных ФПГ.

В условиях переходной экономики создание финансово-промышленных групп оказывает, несомненно, позитивное воздействие как на процесс макроэкономической стабилизации и формирование потенциала для экономического роста, так и на повышение устойчивости самой банковской системы. Дли макроэкономической динамики имеет значение, достигаемое в этом случае повышение степени концентрации финансовых ресурсов в сфере производства. В то же время производственный сектор потенциально является самой устойчивой базой для вложения в различных формах капиталов финансовых структур.

В мировой практике связи банков и промышленных компаний б рамках финансово-промышленных групп осуществляются по четырем основным направлениям: владение акциями, предоставление кредитов, командирование банковских служащих на работу в компании, размещение банком облигаций, выпускаемых компанией. Соотношение этих направлений зависит от общей экономической ситуации, состояния производственного и финансового секторов.
В России в настоящее время имеются условия для использования второй и третьей формы: владения акциями и, как правило, тесно связанного с этим участия банковских служащих в управлении компанией. Эти направления связей между финансовыми и производственными структурами преобладают в сложившихся
«де-факто» под эгидой крупных банков, но не всегда зарегистрированных официально ФПГ, и они должны получить нормативно-правовую поддержку, так как могут дать весомые позитивные результаты.

До окончания активного периода приватизации, когда происходит массовое поступление на рынок крупных пакетов акций предприятий по ценам, на порядок ниже их реальной цены, покупка акций, безусловно, будет оставаться более привлекательным способом инвестирования капитала банками, чем предоставление кредита. Такой путь инвестирования средств связан с меньшим риском, он дает возможность участия в управлении предприятиями либо получения прибыли за счет спекулятивных операций с этими акциями на фондовом рынке.

Владение акциями, создавая банку более прочную основу для контроля над производственными предприятиями, способствует таким образом снижению кредитных рисков, являясь в нынешних условиях самой надежной гарантией возврата кредита. Поэтому по мере создания макроэкономических предпосылок, обеспечивающих эффективность долгосрочного кредитования производства, владение акциями будет способствовать и активизации кредитных вложений банков, в первую очередь в контролируемые предприятия. Одновременно будет развиваться вложение капитала в предприятия «своей» системы связанных с головными банками страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых структур.

Заинтересованность в росте курсовой стоимости акций промышленных предприятий группы стимулирует банки к повышению уровня их менеджмента, что в условиях реформирования экономических отношений является особенно важным фактором роста объемов и эффективности производства. Крупные банки располагают для этого значительно более развитыми и квалифицированными маркетинговыми, инвестиционными, информационно-аналитическими службами. При этом возможность влияния этих служб на принятие управленческих решений в отношении входящих в группу промышленных компаний, в том числе и через командирование на предприятия банковских служащих, зависит от величины принадлежащего банку пакета акций.

Повышая ликвидность акций предприятий группы, ФПГ данного типа способствуют развитию рынка корпоративных ценных бумаг, а за счет этого создаются условия для усиления мобильности капиталов и их привлечения в реальный сектор экономики. Кроне того, организуемые таким образом финансово- промышленные группы способствуют решению проблемы формирования денежных ресурсов головных банков по следующим основным направлениям:
V операции с акциями контролируемых предприятий на рынке ценных бумаг;
V обслуживание их счетов и расширение клиентуры за счет предприятий, не входящих в группу, но связанных с контролируемыми по линии поставок сырья и сбыта производимой продукции, рост депозитных ресурсов банка;
V управление консолидированным капиталом группы, возможности которого оговариваются в договоре о создании ФПГ;
V получение дохода от размещения облигаций, выпускаемых производственными предприятиями группы.

Значение последнего направления будет возрастать по мере развития устойчивого рынка корпоративных ценных бумаг. При этом наиболее эффективное размещение облигаций предприятий могут обеспечить либо специализированные финансовые структуры, либо банки, которые способны стать гарантами ценных бумаг, выпускаемых контролируемыми предприятиями своей группы, причем для российской экономики в современных условиях последнее представляется более вероятным. При этом доверительные соглашения о гарантированном размещении выпускаемых облигаций еще больше укрепляют связи между банками и предприятиями по линии кредитования.

ФПГ, созданные по инициативе крупных банков, являются наиболее мощными и развиваются наиболее динамично. Хотя по данным их экспертного обследования, проведенного в текущем году в рамках проекта Европейского союза «ТАСИС», по инициативе банков возникло лишь 5% обследованных ФПГ; их доля в общем обороте составляет 41%. Это объясняется, с одной стороны, отборов банками предприятий в наиболее прибыльных сферах производства, прежде всего экспортной ориентации. С другой стороны, банки обычно формируют в своей группе систему дочерних структур: страховых, торговых, лизинговых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов и т. д., что позволяет активнее аккумулировать финансовые ресурсы, повышать их мобильность и эффективность использования.

По мнению экспертов, в настоящее время крупные банки возглавляют также около десятка структур, не зарегистрированных официально, но действующих по принципу ФПГ.

До последнего времени банки, формирующие финансово-промышленные группы, за очень резким исключением выступали в роли не стратегических, а лишь
"портфельных" инвесторов. Целью головных банков являлось в первую очередь получение прибыли от повышения курса акций контролируемых предприятий. В связи с этим и наибольшую активность в ФПГ они проявляли в направлении создания инфраструктуры обеспечения операций на финансовом рынке: депозитариев, клиринговых, вексельных центров, современных информационных, расчетных и маркетинговых служб и т. п. «Портфельный» характер банковских инвестиций в акции промышленных предприятий подтверждается и отбором отраслей, которые расцениваются банками в качестве наиболее приоритетных при формировании ФПГ. Это прежде всего нефтегазовая, металлургическая к химическая промышленность – отрасли, инвестиционное кредитование которых является заведомо нереальным для любого из имеющихся коммерческих банков, но акции которых отличаются высокими объемами торговли с периодическими
«всплесками», что делает их наиболее привлекательными для спекулятивных операций.

В последнее время характер взаимоотношений банков и промышленных предприятий меняется. Становится очевидным, что перспективы выживания и развития имеют лишь те банки, которые помимо операций на финансовом рынке в той или иной форме связаны с производством. Поэтому большинство банков начинает разрабатывать долгосрочную стратегию развития "своей" группы.

1. Отраслевая структура ФПГ

Официальные ФПГ можно условно разделить на три группы:
V ФПГ с высокой степенью специализации (моноотраслевые). В таких группах в центре, как правило, оказывается крупное промышленное предприятие, имеющее широкую кооперационную сеть. Доля подобных ФПГ постепенно увеличивается и в 2000 г. составляла 69%;
V ФПГ, имеющие одно основное и несколько дополнительных направлений деятельности. Направления участников этих групп близки, что, с одной стороны, способствует сохранению приемлемого уровня управляемости всей структуры, а с другой стороны, облегчает маневрирование ресурсами в рамках ФПГ при изменении рыночной конъюнктуры. Доля подобных ФПГ в 2000 г. составляла 30%;
V ФПГ, охватывающие несколько самостоятельных направлений деятельности.
Интеграция в такие группы предстает довольно осмысленной, когда все участники составляют ряд технологических цепочек. Управляемость таких ФПГ зависит от присутствия в группе мощного банка, способного с помощью акционерных и кредитных рычагов обеспечить согласованность действий партнеров по группе. Удельный вес подобных групп снижается (на 2000 г. не превышал 10 – 12% от общего числа).

2. Результаты деятельности ФПГ

1. ФПГ производят порядка 10% всей промышленной продукции.

2. Формирование ФПГ ориентировано на освоение конкурентоспособной продукции, ряд ФПГ с успехом конкурируют на международных рынках.

3. ФПГ явились основными очагами объединения банковского и промышленного капитала в условиях формирования рыночной экономики.

4. Большая часть ФПГ показали способность адаптироваться и сохранять устойчивость работы в условиях экономического кризиса.

5. Предприятия, объединенные в ФПГ в условиях резкого изменения ситуации на международных рынках, способны более гибко реагировать на конъюнктурные изменения спроса.

6. ФПГ, при создании ориентированные на инновационное производство, а также максимально консолидировавшие свои капиталы, показывают наиболее устойчивый рост основных экономических показателей.

Наибольшее количество таких групп функционирует в отраслях машиностроения, химии и нефтехимии, легкой промышленности, стройиндустрии, оборонной промышленности и АПК.

7. В экономике России начали формироваться структуры, способные нести консолидированную ответственность перед инвесторами.

5. Потенциал банков в улучшении инвестиционного климата


1. Формирование банками инвестиционной инфраструктуры

Необходимо признать, что одним из условий ведения эффективной инвестиционной деятельности является развитая инвестиционная инфраструктура, обслуживающая данный сегмент рынка. Не умаляя значимости других факторов, отметим, что реалии отечественного бизнеса требуют решения задачи построения инвестиционной инфраструктуры.

Безусловно, за образец составляющих элементов и звеньев такой инфраструктуры стоит взять модели, которые сложились в ведущих развитых странах. Но это не означает прямого копирования западных стандартов, тем более что практически это не осуществимо из-за принципиальных отличий в общей системе экономических и финансовых отношений в России и на Западе.

Означает ли такое утверждение, что в отечественных условиях создать инвестиционную инфраструктуру невозможно? Конечно, нет!

Для того чтобы ее создать, необходимо, с одной стороны, понять, какой она должна быть в идеале. Именно для этого пригодится западный опыт.

С другой стороны, необходимо прояснить вопрос, какие элементы подобной инфраструктуры уже есть в России, какие функции они выполняют, и что требуется дополнительно.

Мировой опыт подтверждает, что развитая инвестиционная инфраструктура не только облегчает взаимодействие между участниками инвестиционной деятельности, но и делает саму ее принципиально возможной. В противном случае при неразвитой инфраструктуре или ее суррогатах инвестиционное движение капитала, будь то прямое или портфельное, не только затруднительно, но и опасно для участников этого процесса.

К сожалению, в отечественной практике принято полагать (ошибочно), что для инвестиционной деятельности необходимы только две стороны — доноры капитала (инвесторы) и реципиенты (получатели). Ситуация в стране это подтверждает. Отсутствие других звеньев инвестиционной инфраструктуры играет не последнюю роль в парадоксальной ситуации сегодняшнего дня: инвестиционные ресурсы востребованы реальным сектором, они имеются в наличии, но вложения не осуществляются.

Инвестиционная инфраструктура призвана направлять потоки капитала связывать держателя средств с получателем. С ее помощью распространяется информация, минимизируются риски, повышается эффективность.

Международная практика показывает, что инвестиционная инфраструктура должна включать обязательные элементы: инвестиционные и пенсионные фонды
(держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов); развитую банковскую систему (включая специализированные инвестиционные банки и национальные инвестиционные агентства (призваны продвигать инвестиционные проекты для прямого иностранного инвестирования)) инвестиционные компании; клубы инвесторов; агентства финансовой информации; инвестиционных страховщиков; рейтинговые агентства; специализированных консультантов (по финансовому планированию, аудиту, инвестициям и т. п.) фондовые институты, управляющие компании и др.

Кроме этого, эффективная инвестиционная деятельность требует наличия особых механизмов, связанных с процедурой формирования информационных баз проектов, про шедших экспертную оценку, а также специальных институтов, способных повышать инвестиционную привлекательность проектов. В свою очередь подготовленность проектов напрямую зависит от успешности реструктуризации предприятий и степени их финансовой прозрачности и подготовленности к ведению инвестиционной деятельности.

История становления рыночных отношений в России показывает, что банковская система во многом выступала первопроходцем внедрения новых методов и норм экономических отношений и приобрела на этом пути весомый опыт.

Сравнивая деятельность банков и других организаций, претендующих на активное участие инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, будет справедливо признать достижения первых.

Приведем аргументы в пользу того, что отечественная банковская система способна в период становления инфраструктуры взять на себя и эффективно выполнять ряд функций других участников инвестиционной деятельности.
Безусловно, осмыслить сразу такой подход мешает распространенное в обществе мнение о банках как о «бесполезных кровопийцах». Кроме этого, стереотип представлений о функциях банков который сложился не только в обществе, но и в среде самих банкиров, мешает оценить перспективные возможности отечественных банков в инвестиционном процессе в реальном секторе.

В условиях, когда успешность роста отечественного производства стала заложником возможности привлечения в него капитала, существуют объективные предпосылки принятия банками на себя особых функций инвестиционной инфраструктуры. Более того, уже сегодня имеются свидетельства та кого замещения функций аналогов западных инвестиционных институтов в российских условиях:
V Банки знают фактическое состояние своих клиентов и могут оценивать их перспективность в инвестиционном отношении, поскольку каждое предприятие обслуживается каким-либо банком.
V В коммерческих банках в связи с крахом на рынке ГКО образовались
«свободные средства». Банки сегодня обладают, хотя и не «длинными», пассивами и, в отсутствие масштабного рынка государственных заимствований, эмоционально готовы вкладывать капитал в не очень крупные быстроокупаемые инвестиционные проекты.
V Однако, несмотря на перечисленные преимущества и возможности, реальная ситуация в банках характеризуется наличием факторов, сдерживающих позитивную роль банков для инвестиционной деятельности в промышленность.

Рассмотрим наиболее существенные из них.
V Практически повсеместное отсутствие в отечественных банках (кроме
Сберегательного банка РФ) после краха крупнейших из них свободных
«длинных» пассивов, хотя бы приблизительно соизмеримых с потребностями реального сектора в инвестиционных средствах.
V Инерционная привязанность банковских кругов к работе на спекулятивном рынке и отсутствие реструктуризации деятельности в самих банках.
V Имеющийся в наличии кадровый потенциал банков не готов вести профессиональную работу по корпоративному финансированию по иску перспективных проектов и "погружению» в проблемы финансируемого проекта.
V Отсутствуют унифицированные подходы и стандартизированные требования при работе отделов корпоративного финансирования банков с инвестиционными проектами предприятий.
V Банки не помогают своим клиентам в поиске для них сторонних инвесторов, хотя это может быть кос венным источником интересов самого обслуживающего банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ