Рефераты

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

АННОТАЦИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА

ГРУППЫ ФК-41  САМОХВАЛОВА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

НА ТЕМУ:

 «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРАВНЕНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО ОПЫТА»


В первой главе работы рассматриваются теоретические положения, обосновывается необходимость законодательного регулирования инвестиционной деятельности, рассматривается правовая база.    

Вторая глава носит методический характер. В ней рассматриваются формы, методы законодательного регулирования инвестиционных процессов. В главе рассматриваются функции, выполняемые государством при осуществлении законодательного регулирования инвестиционной деятельности и иностранный опыт в сфере инвестиционного законодательства.

В третьей части работы рассматривается процесс законодательного регулирования на примере Курской области, анализируются недостатки российского инвестиционного законодательства в целом и приводятся предложения по его совершенствованию.

При выполнении   работы использовались материалы учебных пособий, публикации периодических изданий, а также материалы официальных интернет-сайтов.


                                                         Содержание


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ      ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Понятие государственного регулирования  инвестиционной деятельности

1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными

процессами

1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Глава 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной

деятельности

2.2. Функции государственного регулирования  инвестиционной

  деятельности

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

Глава 3.  ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ            РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области

3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной  

деятельности

3.3. Пути совершенствования  законодательного регулирования

 инвестиционной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы


                                    ВВЕДЕНИЕ


Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной  деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.  

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.       При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;

-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и  некоторых зарубежных странах;

-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;

-предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования в данной работе выступает законодательные акты в области инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через  которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО            

РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1.          Понятие государственного регулирования инвестиционных

процессов

 

Государственное регулирование инвестиционного процесса — это сис­тема мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осу­ществляемых правомочными государственными учреждениями для сти­мули­рования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяй­ствую­щего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного про­цесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствова­ния и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать соз­данию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятель­но­сти хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принци­пами инвестиционной деятельности являются также невмешательство госу­дарст­венных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и орга­нов му­ниципальных образований в законно осуществляемую инвестицион­ную дея­тельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществ­лении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного про­цесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяй­ства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государ­ство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестицион­ной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.  


инвестиционная информация

 

 

инвестиционная активность

 

 

источники

инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инвесторы

 

 

Инвестиционный проект

 

 

объекты

инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инвестиционная территория

 

 

инвестиционная культура

 

 

инвестиционные ресурсы

 

 

 

 


Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности


Так, функции государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Ми­нистерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный та­моженный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции вы­полнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Го­сударственный таможенный комитет.  

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и кон­троля в рассматриваемой сфере выполняют   Министерство финан­сов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и ор­ганы валютного контроля.  

Функции фискально-налогового государственного регулирования и кон­троля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к веде­нию Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налого­вой поли­ции и   Государственного таможенного комитета и орга­нов валютного кон­троля. 

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельно­сти на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных от­ношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкрот­ству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд феде­рального имуществ.


1.2.          Необходимость государственного управления инвестициями

  

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечи­вающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию произ­водственных, инновационных и социальных программ и проектов, позво­ляющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функ­ционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой  предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимае­мые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпри­нимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестицион­ных потоков.

Например, в ситуации   кризиса, дестабилизации экономики, воздейст­вие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода   из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев об­щества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного про­из­водства. Общественное производство может считаться эффективным только то­гда, когда происходит гармоничное развитие всех структур обще­ства, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечи­вают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, при­ори­тетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики  через соответствующие законо­да­тельные акты по сути своей направлена на  улучшение социально-эконо­миче­ского положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную поли­тику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим на­правлением со­циально-экономической политики государства, позволяющим добиться постав­ленных целей посредством государственного управления финансовыми средст­вами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленно­сти, производстве военной и космической техники и других отраслях, обес­печи­вающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собствен­ник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельно­сти государ­ственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантиро­ванный сбыт, пу­тем содействия продвижению товаров государственных предприятий на миро­вой и российский рынок.  

Если проанализировать этапы экономического подъема таких  промыш­ленно развитых стран, как США, ФРГ, Япо­ния, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей  инвестиционной активности в этих странах со­ответст­вовали  (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких тем­пов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда высокая инвестици­онная активность в этих  странах сопровождалась осо­бенно значительными темпами роста такого интегрального показателя эко­номического раз­вития, как валовый национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений. 3а 1966–1970 гг. вало­вый  национальный продукт воз­рос по сравнению с преды­дущим  пятилетием вырос более чем на 70 %.).  В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались при­росты валового национального продукта на 25 - 30%.  При таких высоких темпах экономического роста многие развитые  страны получили возмож­ность создать уже в 60-е годы  производст­венный потенциал, обеспечиваю­щий  материально-техническую основу для ус­тойчивого экономического   и социального развития в последующий период, для формирования    эконо­мики постиндустриального общества и нового каче­ства      экономического роста.  

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный   эконо­миче­ский феномен последнего периода - появление «новых  индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура,   Гонконга. В том же кон­тек­сте сейчас можно говорить уже и о Таиланде.  В этих странах в относи­тельно короткий срок созданы  стабильные экономические структуры с дос­таточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным бы­стро адапти­роваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.


1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской

Федерации


Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, опреде­ляющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и рег­ламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с госу­дарственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.   Обще­правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзакон­ных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) пра­вового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

-  правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (по­становления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

-  административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые орга­нами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегирован­ных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

-  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залого­вые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают пре­имущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классифи­кация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инве­стиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют  так называемые базовые законода­тельные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавли­вают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зару­бежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельно­сти либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Фе­деральный закон   «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможен­ного и других отраслей законодательства;

-  указы Президента РФ, например   Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

-  постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования от­дельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию право­вого режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федера­ции. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инве­стиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вло­жений» от 25.02.1999  и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон   N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют сле­дующие нормативные акты:

- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный за­кон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Рос­сийской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. На­стоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностран­ных инве­сторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, ус­ловия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на тер­ритории Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное исполь­зование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансо­вых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспе­че­ние стабильности условий деятельности иностранных инве­сторов и соблю­дение соответствия правового режима иностранных инвести­ций нор­мам ме­ждународ­ного права и международной практике инвестици­онного со­трудни­чества.  В це­лом Федеральный закон «Об иностранных ин­вестициях в Российской Федера­ции» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.  

В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инве­стиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятель­ность иностранных инвесторов  распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности  национальных инвесторов. В странах с многоук­ладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее ко­дексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зару­бежных странах регулируется в основном национальными законами, постанов­лениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные фи­зические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые приме­няются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не де­лает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран во­обще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также отно­сящиеся к ним параграфы отдельных законов.  В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие спе­циальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремле­нием привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций.  В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде.  Соответственно, можно выявить  общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и по­вышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области ино­странных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечива­ется национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торго­вым и  т.п.).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регу­лирующие иностранные инвести­ции.


ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной   

деятельности


Государственное регулирование инвестиционной деятельности пред­ставляет собой совокупность государственных подходов и решений, закреп­ленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках кото­рых инвестор осуществляет свою деятельность. 

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой по­мощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в фи­нансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.


Регулирование финансовых инвестиций

 

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

 

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

 

 

 

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Регулирование участия инвесторов в приватизации

 

 

 

 

 

Экспертиза инвестиционных проектов

 

Проведение эффективной амортизационной политики

 

Льготное кредитование

 

 

Предоставление финансовой помощи


Рис.2 Основные формы государственного регулирования         инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики ис­пользует как экономические (косвенные), так и административные (пря­мые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения  инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осу­ществ­ляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности   может осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ госу­дарство использует следующие методы:

-   контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и  законодательствами субъектов РФ.  

-  экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестицион­ную программу. 

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» установлены также следующие формы и методы регу­лирования инвестиционной деятельности:

-   установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате ме­стных налогов;

-   защиты интересов инвесторов;

-  предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противореча­щих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

-  прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

-  размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финанси­рования инвестиционных проектов.  

-  выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

-  вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и за­консервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собст­венности;

-предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.  

-проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной поли­тики;

Механизм государственного регулирования инвестиционных  процес­сами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.


2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных

 процессов.


Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратеги­ческих целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предпола­гает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий госу­дарства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением между структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и уско­ренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субси­дий, субвенций, дотаций), создание оффшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством эко­номических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Госу­дарственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

 В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на ком­плексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономи­ческих) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложе­ний;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (на­правлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инстру­ментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в кратко­срочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных реше­ний каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирова­ния инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логиче­ским завершением.

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных

странах


Инвестиционная деятельность в США регули­руется также с помощью механизма инвестицион­ного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения.  В середине 1980-х годов налоговая система США, меха­низмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному ре­фор­мированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активи­зация рыночного механизма и создание условий для формирования рацио­нальной структуры потоков капитала.  Концепция этого закона, действующего и по­ныне, направлена на соз­дание одинаковых условий для всех видов предприни­мательства, а также на снижение налогового пресса без существенных по­терь для бюджета.  

Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизацион­ной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвес­ти­ций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедли­лись сроки амортизаци­онных списаний для части высокотехнологичного оборудова­ния. Политика ускоренной амортизации достаточно широко про­водилась в по­следние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способ­ствуя активизации инновационно-инвести­ционной деятельно­сти.   В целом го­сударственное регулирование инвести­ционной деятельности в развитых стра­нах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку эко­номики , включающих повыше­ние роли и ответственности региональных вла­стей. Местным властям отводится важная роль в регио­нальном планировании и зонировании территорий,  управлении инвестици­онными программами. Именно они   занимаются вопросами привле­чения   инвесторов и деловых партнеров.  

Испанское законодательство предусматривает различные формы ком­мер­ческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инве­сторами.  Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.

Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен пере­ходный период, в течение которого испанское законодательство об ино­странных инве­стициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капи­талов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капита­лов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по ли­берализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете ука­зывается, что поступления и платежи с заграницей осущест­вляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвести­циях, подлежащих пред­варительному административному контролю.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ