Рефераты

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

В дальнейшем  была предусмот­рена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в об­ласти национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. За­конодательством предусматривается осуществление административ­ными орга­нами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при усло­вии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инве­стиции и их ликви­дация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства эконо­мики и финансов Испании.

Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую сис­тему экономических отношений на основе проводимой политики эконо­миче­ских реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные   инвестиционные условия. В результате проведен­ных рыноч­ных реформ были значительно сокращены требования по лицен­зированию про­изводственной деятельности, устранены ограничения на соз­дание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие зако­нодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к ог­ромным материальным и люд­ским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и техноло­гиям промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению ино­странных инвестиций особо положительную роль  сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что  способствовало привлечению ино­странных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона яв­ляется разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за гра­ницу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветст­вует инвестиции в такие отрасли ин­дийской экономики, как энергетика, инфра­структурные проекты, машино­строение, информационные технологии, фарма­цевтика, нефтегазовый и неф­техимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция кото­рых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.

Французское правительство с 1985 г. проводит политику последова­тель­ной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика но­сит це­ленаправленный характер по привлечению в страну капиталовложе­ний, стиму­лирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расшире­нию экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностран­ными инвести­циями во Франции возложен на министерство экономики, фи­нансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимаю­щимся координацией фи­нансовых отношений страны с иностранными госу­дарствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое раз­граничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями.  В соответствии с действующим законодательством особое положение среди   ин­весторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наи­более льгот­ный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвести­циями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществ­ляемые физиче­скими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируе­мыми прямо или кос­венно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капитало­вложения иностранный инвестор производит необходимые валютные опера­ции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномо­чиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и дей­ствующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространя­ется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.  


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности  в

 регионе на примере Курской области


Очень важную роль в целостной системе управ­ления инвестициями играет региональная инвестиционная политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ре­сурсов и определению направлений их наиболее эффек­тивного использования в интересах регио­на.  

Весьма эффективными инструментами управле­ния инвестиционной сферой в регионах являются: разработка инвестиционной политики с ис­пользованием программно-це­левого подхода, обоснование и совершенствование норма­тивно-правовой базы, стимули­рующей повышение результативности использования инвестиционных ре­сурсов; предоставление налоговых льгот, оптимиза­ция тарифов и ставок, а также льготных инвестици­онных кредитов при осуществлении вложения средств в основной капитал; развитие в регионах баз данных о намечае­мых к реализации инвестицион­ных проектов (существуют в Курской области); формирование механизма гарантий; создание региональных и местных бюджетов развития;  обеспечение контроля и повышение ответ­ственности за целевое использо­вание инвестици­онных ресурсов на всех уровнях хозяйствования.

В целом законодательные и финансово-экономи­ческие стимулы в регио­нальной инвестиционной по­литике стран Запада способствовали подъему де­прессивных регионов, многофункциональному разви­тию городских и сель­ских территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социаль­но-экономических и экологических задач.




                                                         

 


                                                                                                      

реализация

государственных целевых программ

 

государст­венно-част­ное партнер­ство (финан­сирование проектов из средств Ин­вестицион­ного фонда на конкурс­ной основе)

 

бюджетные инвестиции в  инфраструктурные объекты

 

предоставле­ние гарантий перед государ­ствен­ными финан­совыми струк­турами

 
 


                                                                                                          

 




разработка законодательной базы

 

предоставле­ние

льготных кредитов субъектам Федерации и отдельным предпри­ятиям

 

предоставление льготных кредитов

 
                                                                 

                                                                                                           



предоставле­ние льгот по региональным налогам

 

поддержка инвестиционных фондов

 

предоставле­ние компен­сационных выплат сель­кохозяйст­венным пред­при­ятиям

 
                                                                 

                                                                                                           


региональный мониторинг инвестицион­ного процесса

 
 


                                                                                                           



Рис.3 Инструменты регулирования региональных инвестиционных проектов


Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна для нас в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъек­тами фе­дерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. По­этому зако­нодательное закрепление прав и ответ­ственности федеральных, региональ­ных и местных властей, создание соответствующих механизмов регулирова­ния инвестиций является очень важными и необходимыми условиями само­разви­тия территорий.

В целом рамочный характер ин­вестиционного законодательства на фе­деральном уровне позволяет реги­онам развивать собственную право­вую базу. И многие субъекты ис­пользуют это право, принимая соот­ветствующие региональные законы. В Курской области, например, таким законом является Закон Курской области от 12.08.2004г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной дея­тельности в Курской области». 

По оценке агентства «Эксперт РА», по рейтингу инвестиционного кли­мата Курская область находится в одной группе с Липецкой, Белгородской, Ярославской и другими экономически развитыми областями Центрального федерального округа (см. табл.1) и занимает ныне 7 место в ЦФО и 36 - в стране (средний потенциал – умеренный риск). По ито­гам 1 полугодия 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил 10,5 миллиарда рублей или 166 процентов к соответствующему периоду 2006 года. По объему инвестиций на 1 жителя (17,8 тысячи рублей за 2006 год) Курская область занимает 3 место в Центральном Черноземье и 7 в ЦФО.

Воз­росла также активность инвестиционных компаний, работающих в Кур­ской области. В 2001-2005 годах ими было вложено в свои предприятия и хо­зяй­ства более 13 миллиардов рублей. Однако необходимо отметить и то, что динамика общих объемов инвестиций пока не носит стабильно растущего характера.  

Другие действующие постановления губернатора области регламентируют проведение конкурсных отборов наиболее эффективных инвестиционных проектов и мер господдержки инвесторов. В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций 10,5 миллиарда рублей - по ним из средств областного бюджета будут предоставлены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.

Таблица 1

       Инвестиционная привлекательность некоторых субъектов РФ

Регионы 

Характер инвестиционного климата (шифр)  

Республика Карелия

3В2

Республика Коми

3В1

Архангельская область

3В1

Вологодская область

3В1

Мурманская область

3В1

Санкт-Петербург

Ленинградская область

3В1

Новгородская область

Псковская область

3В2

Брянская область

3С1

Владимирская область

3В1

Ивановская область

3В2

Калужская область

3В1

Костромская область

3В2

Москва

Московская область

Орловская область

3В2

Рязанская область

3В1

Смоленская область

3В1

Тверская область

3В1

Тульская область

3С1

Чувашская республика

3В1

Белгородская область

Воронежская область

3В1

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

3В1

Волгоградская область

Пензенская область

3В1

Самарская область

Ульяновская область

3В1

Республика Адыгея

3В2

Республика Дагестан

3С1

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ростовская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Бурятия

3В1

Красноярский край


Пояснение к таблице:

 1А - максимальный потенциал - минимальный риск;

 2А - средний потенциал - минимальный риск;

 3А - низкий потенциал - минимальный риск;

 1В - высокий потенциал - умеренный риск;

 2В - средний потенциал - умеренный риск;

3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск;

3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск;

 2С – средний потенциал - высокий риск;

3С1– пониженный потенциал - высокий риск;

3С2– незначительный потенциал - высокий риск;

 3Д – низкий потенциал - экстремальный риск;


Администрация области намерена проводить активную государствен­ную поддержку тех инвестиционных механизмов, которые направлены на разви­тие приоритетных направлений экономики и играют определяющую роль в формировании ВРП, обеспечении продовольственной самостоятель­ности об­ласти, решении жилищных проблем населения.   

Кроме того, областная власть намерена осуществлять меры, направ­ленные на ликвидацию причин, сокращающих возможности субъектов инве­стиционной деятельности по использованию мер областной поддержки инве­сторов. Так, одним из проблемных вопросов предоставления государствен­ных гарантий является отсутствие необходимого залогового обеспечения со стороны предприятия – инвестора. В связи с этим будет разработан механизм обеспечения обязательств получателя гарантий перед областным бюджетом. Для расширения инвестиционных возможностей области будет создан зало­говый фонд областного имущества и разработан механизм его использова­ния.

Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимули­рования инвестиций сегодня является возмещение за счет средств областного бюджета части процентной ставки по кредитам банков, предоставленным предприятиям и организациям для реализации инвестиционных проектов. Данная форма поддержки инвесторов будет являться приоритетной и впредь. Будет продолжена работа по формированию центра поддержки малого пред­принимательства, который в последствии будет предоставлять малым пред­приятиям.

В течение последних лет Администрация Курской области самое при­стальное внимание уделяет решению задачи по созданию благоприятных ус­ловий для повышения инвестиционной привлекательности, для развития бизнеса в области. Основным инструментом управления экономическими процессами для органов государственной власти является нормативно-право­вая база. По­этому осуществляется постоянная работа по формированию нор­мативной базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, а также развитие бизнеса в области. В течение последних лет Администрация Кур­ской области самое пристальное внимание уделяет решению задачи по соз­данию благоприятных условий для повышения инвестиционной привлека­тельности, для развития бизнеса в области. Основным инструментом управления экономическими процессами для орга­нов государственной власти является нормативно-правовая база. Поэтому осуществляется постоянная работа по формированию нормативной базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, а также развитие бизнеса в области.

Закон Курской области от 12.08.2004 г. №37-ЗКО «Об инвестиционной дея­тельности в Курской области» создает правовую основу для стимулирования активности инвесторов, вкладывающих финансовые средства в реальный сектор экономики Курской области. И гарантирует инвесторам стабильные условия реализации проектов, самую широкую поддержку в решении про­блем с органами местного самоуправления, таможенными органами и дру­гими структурами.

Кроме того, нормативная база, регулирующая вопросы инвестиционной деятельно­сти включает:

Постановление Губернатора Курской области от 11.08.2005г. № 590 «Вопросы организации и проведения конкурсного отбора наиболее эффек­тивных инвестиционных проектов», положения которого регламентируют процедуру проведения конкурса и определяют перечень документов, пред­ставляемых участником конкурса для участия в конкурсе;

Постановление Губернатора Курской области от 11.11.2005г. № 790 «Об утверждении Правил предоставления средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами инвестиционной деятельно­сти на реализацию инвестиционных проектов»;

Постановление Губернатора Курской области от 15.04.2005г. № 268 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий Кур­ской области»;

Постановление Губернатора Курской области от 24.04.2006г. № 199 «О правилах предоставления за счет средств областного бюджета бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов на финансирование инвестиционных проектов».

Законом Курской области «О налоге на имущество организаций» преду­смотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций и пред­приятий, реализующих инвестиционные проекты в режиме наибольшего бла­гоприятствования. Другие действующие постановления губернатора области регламентируют проведение конкурсных отборов наиболее эффективных ин­вестиционных проектов и мер господдержки инвесторов.

В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций 10,5 миллиарда рублей - по ним из средств областного бюджета будут предостав­лены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.


3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной

деятельности


В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадле­жит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инве­стиционной дея­тельности свидетельствует о наличии определенных правовых и норматив­ных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффектив­ность инвестиций, но и не способствуют созданию бла­гоприятных условий для осуществления инвестицион­ной деятельности как со стороны государ­ства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законода­тельстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сфе­ры необходимо формиро­вание четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосроч­ную перспективу. Отсутствие такой стратегии при­водит к тому, что руководящие органы при опре­делении направлений и пропорций распределения бюджет­ных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестицион­ных проектов не имеют надежного механизма, по­зволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспече­ния его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного ис­пользования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муници­пальных образований.

Таким образом, в настоящее время названные функции государствен­ного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, ка­ждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государст­венными учреждениями. В результате за формирование и реализацию обще­государственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федераль­ных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий —  необходимость долгосрочной поли­тики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Прези­дентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время.   При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовло­жений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, по­зволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуще­ствляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспе­чивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности ос­ложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опублико­вания, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполни­тельной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменив­шимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует ог­ромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же во­просу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего реше­ния. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограни­ченной ответственностью», согласно которому минимальный размер устав­ного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оп­латы труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусмат­ривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капи­тал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономи­ческие интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддержи­вают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, явля­ется применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установле­нию отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговороч­ное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулиро­вании административной деятельности, в котором должны содержаться по­ложения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточ­ная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.  


3.3. Пути совершенствования  законодательного регулирования

инвестиционной деятельности    

Пытаясь преодолеть несовершенство федераль­ного инвестиционного законо­дательства и непосле­довательность государственной инвестиционной по­ли­тики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках опреде­ленной территории, реги­ональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвести­ционными процессами, улучшении инвестиционно­го климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестици­онной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом сви­детельствует  неудовлетво­рительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

Из сказанного следуют два важных вывода. Первый из них — необходимость поиска принци­пиально новых инструментов государственного регулирова­ния инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капитало­вложений, адек­ватных кардинально изменившейся общеэкономи­ческой си­туации и задачам стимулирования сбере­жений. Второй - отсутствие реаль­ных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с помощью государства направить на рыночных принципах имеющийся потенциал накоплений част­нопредпринимательского секто­ра на решение неотложных задач восстанов­ления экономики.

Инструментом решения перечисленных задач и осуществления долгосрочной структурной поли­тики должно стать индикативное регулирование инвести­ционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государ­ственной по­литики в этой области с программами развития крупного нацио­нального капитала.

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации может стать создание модельных правовых актов для субъектов Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов Российской Федерации в об­ласти законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также четко определить поня­тийный состав используемых терминов.  

Представляется жизненно необходимым, причем не только по экономи­ческим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственно­сти, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразде­лений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ве­домств.

Необходимо провести ревизию всех действующих механизмов, направлен­ных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противо­действию движению капиталов.

Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода  на сбор необходимых разрешений, представля­ется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные националь­ные интересы России.

 




Федеральный уровень

 

Региональный уровень

 
                                                                       

 



                                                                         

 



                                                                           

разработка региональной прогрессивной структуры органов управления инвестиционной деятельностью

 

Разработка законодательных мер по поддержке активных инвесторов

 
  

 






Разработка и внедрение прогрессивных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности

 
                                                                       


 





Рис. 4 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в   регионе


Следует в кратчайшие сроки улучшить законодатель­ное регулирование инвестиционной деятельности в России по трем основным направлениям:

1)Устранить противоречивость и дублирование между тремя основ­ными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной дея­тельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инве­стиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2)устранить противоречия между законодательными актами, регламен­тирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного ко­декса РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался фор­мированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на много­образии форм собственности, на существенном изменении правового ре­жима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной дея­тельно­сти.       Последовательно осуществляется децентрализация инвести­ционной деятель­ности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников нако­плений предприятий   Усилен государственный контроль за целевым рас­ходованием средств феде­рального бюджета, используемых в ка­честве инвести­ций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершен­ство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного кли­мата необходима стабилизация экономической и политической обста­новки, скор­ректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфля­ции, совершенствование управления инвестиционными процес­сами, необхо­димо радикальное улучшение экономических и правовых усло­вий деятельно­сти инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий ка­чественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инве­сти­ционного климата должно начинаться с совершенствования правового ре­гули­рования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран пока­зывает, что даже при сложностях в экономике и политической неста­бильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значитель­ные по объему инвестиции.  

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании срав­нительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, харак­терного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной сто­роны, и сегодняшней Российской Федерации -     с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечествен­ными) экспертами и прессой современное россий­ское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями зако­нодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубеж­ного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по еди­ным обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и префе­рен­ций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвести­ции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных ин­весторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инве­стиций в нацио­нальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представите­лями руководящих должностей в составе органов управления этих предпри­ятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание га­рантий инве­стиционной деятельности, обеспечение защищенности инвести­ций.  

Кон­цепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономиче­ской деятельности в новых условиях, должны отвечать современ­ным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(с изменениями от 2 января 2000 г.)

2. Закон Курской области  от 22.02.04 «Об инвестиционной деятельности в Курской области»

3. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с.: ил.

4. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 384с.

5. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И. Дива. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 400с.

6.Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие.-Волгоград: Вол-ГУ.2003. с. 24-25

7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д –ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2004. – 478с.

8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. -  413с.

9. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 372с.

10. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./ И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400с.: ил.

11. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005-.с.19-21

12. Астапов К.Л. Законодательное регулирование  инвестиций в российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика.-№5.-2004.-с.21-25

13. Блинов А.О. Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс // Финансы.-№4.-2005-.с.21-23

14. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.49-56

15. Духаев  А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2005.- с.61-65

16. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России//  Экономический анализ: теория и практика.-2005.-№7.- с.65-67

17. Жукова Г. Состояние и особенности российского инвестиционного рынка // Предпринимательство.-2007.-№2.- с. 25-34

18. Зверев В.А. Методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.50-56

19. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// Финансы и кредит.-№10.-2007.-с.70-80

20. Ленник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики.-2005.№5.- с.147-148

21. Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе// Финансы и кредит.-2007.-№15.-с.56-65

22. Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления  инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит.-2005.-№10. –с. 56-63

23. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России.-№4.-2007.- с.15-19

24. Шин Н.И. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Инвестиции в России.-№5.-2005.- с.31-33

 


Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ