Диплом: Детская художественно-историческая литература как одно из средств нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Диплом: Детская художественно-историческая литература как одно из средств нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Введение
.Ты берёшь в руки учебник истории и готовишься к уроку. И ты, наверное, не
часто задумываешься над тем, кем создавалась эта история, как люди узнали
факты прошлого, как они связали их в единую историческую ткань и развернули
перед современными поколениями грандиозную панораму прошлого. Способом
понимания истории является прочтение исторической литературы. Для детей
младшего школьного возраста историческая литература является основным
источником получения исторических знаний. Очень большое значение имеет
степень воздействия исторической художественной литературы для ребёнка.
Обращается внимание на правдивость и объективность, способность доступно
излагать предложенный материал детям.
Историческое прошлое нашей страны является частью национальной культуры.
Ценности национальной культуры выражают представления о добре, мире, труде,
прекрасном, истинном. Национальная культура способствует преобразованию
личности. Национальная культура включает историю страны. Увидеть свои истоки,
приобщиться к силе своих предков – столь немаловажно для современных детей. И
нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям, историческим
личностям. Исторический материал оказывает нравственное воздействие на
личность ребёнка, способствует воспитанию любви к отечеству, уважение к
истории и культуре своего народа.
Цель исследования - определение путей оптимизации нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с
художественно-исторической литературы.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – детская художественно-историческая
литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза – эффективность нравственного воспитания младших
школьников в процессе ознакомления с детской художественно – исторической
литературой может быть достигнута на следующих условиях:
- целесообразном отборе художественно-исторических произведений для
детей;
- планомерной и систематической работе по ознакомлению младших
школьников с детской художественно-исторической литературой;
- использования разнообразных форм и методов работы учителя с детьми
младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания
младших школьников;
2. Определить наиболее эффективные формы и
методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания с
использованием детской художественно-исторической литературы;
3. Провести экспериментальную проверку
используемых форм и методов работы с детьми.
Глава 1. Детская художественно-историческая литература как одно из средств
нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
1.1. Задачи нравственного воспитания младших школьников
Историческая память любой культуры бережно хранит литература. А произведения
исторической тематики - один из немногих источников, позволяющих проникнуть в
глубины культуры во времени и пространстве.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в
разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают
разные ценности и цели.
В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на
становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип
воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался
субъектом своей деятельности.
В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство поучения, а
анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как
реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает
осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей,
определенное его к ним отношение.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее
важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12
лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего
мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь
уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит
интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых
устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются
развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения
ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности
оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к
нравственным общечеловеческим ценностям.
Художественно-историческая литература представляет собой одно из важнейших
средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе
критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов
в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания
действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для
него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность
эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает
личность ребенка.
Знакомясь с художественно-исторической литературой, учащиеся знакомятся с
такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть,
честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной
сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей,
формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Концепция нравственного воспитания детей 5-12 лет американского педагога
П.Хадсона предполагает[1]:
· сознание единства человечества для решения таких проблем, как
национализм, расизм, имущественное неравенство;
· единство и разнообразие человечества, уважение и поощрение разных
народов и культур в мире;
· многогранность воспитания, совмещение нравственного воспитания во
всеми предметами школьного курса;
· участие родителей в разностороннем воспитании детей;
· поступательность нравственного воспитания;
· использование консультаций (создание проблемных ситуаций, как
эффективного метода решения проблем);
· признание духовных качеств личности.
Программа предполагает последовательное достижение возрастающих уровней
нравственного развития. Занятия, включенные в программу, разделяются на 3
последовательных курса:
1. достижение мира с самим собой;
2. достижение мира с другими людьми;
3. достижение мира со всем человечеством.
1.2. Анализ учебных программ по чтению (литературе)
для начальных школ
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования
младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование
коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в
детском коллективе.
Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития школьников,
на наш взгляд, выступают следующие:
· программа “Чтение и литература” О.В.Джежелей;
· курс “Литература как предмет эстетического цикла” Г.Н.Кудиной и
З.Н.Новлянской;
· программа по начальному литературному образованию младших
школьников, созданная В.А.Левиным;
· программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ Р.Н. и
Е.В.Бунеевых;
· программа Л.В.Кутьевой “Литература в начальной школе”.
Программа “Чтение и литература” О.В.Джежелей (1-4 классы).
В программе “Чтение и литература” О.В.Джежелей введено понятие “литературное
образование” применительно к младшему школьному возрасту. “Литературное
образование младших школьников - составная часть общего начального образования
повышенного типа, где наличествует познание самой литературы как формы
общественного самосознания и как искусства слова и системы литературоведческих
представлений и критериев, так и освоение культуры слова с выходом на
многоаспектную опосредованную и непосредственную коммуникацию при формировании
эстетического и художественного вкуса”[2]
Цель обучения представляет собой “формирование навыков чтения, способов и
приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой
основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной
культуре коммуникации, реализации творческих способностей”
[3]
Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично
перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе
классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных
массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его
подлинно творческим.
Автором определена следующая структура программы курса:
· круг чтения;
· техника чтения;
· система элементов теории литературы;
· практические приемы для овладения содержанием произведений;
· речевая творческая деятельность в процессе чтения.
Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает
возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в
соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития
читательских умений и навыков.
Методы обучения, применяемые при изучении курса:
· эмоционально-понятийный;
· объяснительное чтение;
· литературное чтение;
· воспитательное чтение;
· чтение-рассматривание;
· творческое чтение.
Для организации обучения автором определена система уроков различных типов:
· уроки, где отрабатываются умение и навыки, владение которыми создает
основу для освоения литературных произведений;
· уроки внеклассного чтения, позволяющие совершенствовать умение
осознанно читать детские книги;
· уроки, позволяющие организовать творческую деятельность, раскрыть
возможности каждого ребенка в этом направлении;
· уроки интегрального типа, совмещение цели и задачи обучения в
различных вариантах.
Организация уроков различных типов, их сочетание определяется уровнем
читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка
чтения.
Для каждого урока потребуется материал из подготовленного О.В.Джежелей
учебно-методического комплекта “Человек и личность”, включающего:
· учебник-задачник;
· учебник-хрестоматию;
· блоки книг для уроков чтения;
· книги-сборники для организации творческой деятельности;
· пособия, обеспечивающие свободу выбора книг и продуктивное чтение;
· наглядные пособия;
· аудиовизуальные средства и пособия для учителя.
Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также
вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения
занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и
внимательных собеседников.
На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными
в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя
разнообразную деятельность с использованием книги, являясь “посредником”
между автором и ребенком - читателем, учитель развивает познавательную сферу
ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные,
прикладные возможности книги.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Азбука. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей)
2. Прописи. (авт. О.В. Джежелей)
3. Чтение и литература. Учебная хрестоматия., 1 кл., 2 кл., 3кл., 4 кл.
(авт.
О.В. Джежелей).
4. Чтение и литература. Литературный задачник. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл.
(авт.
О.В. Джежелей).
5. Читаем я и мама. Учебник-хрестоматия. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
6. Я расту. Учебник-задачник для тех, кто овладел букварь и хочет
научиться читать целыми словами и выразительно. Ч. 1.2., 1 кл. (авт. О.В.
Джежелей).
7. Я умею читать. Учебник-задачник для тех, кто пробует читать сам. Ч.3.,
1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
8. Из детских книг. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
9. Почитай-ка. Учебник-задачник. Ч.1,2. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
10. АЗ,БУКИ – потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно
изучать литературу. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
11. Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 3 кл. (авт.О.В.
Джежелей).
12.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.1,2. 3 кл. (авт. О.В. Джежелей).
13.АЗ,БУКИ – потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно
изучать литературу.Ч.3.,3 кл. (авт. О.В. Джежелей).
14.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.4.,4 кл. (авт. О.В. Джежелей).
15.Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.3,4,5., ; кл.
(авт. О.В. Джежелей).
16.Читаем и играем. Пособие для организации творческой деятельности на основе
чтения книг. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
17.Жаворонок. Библиотека уроков чтения. (Выпуски 1-6), 1,2 кл., (авт.
О.В. Джежелей).
18.Светлячок. Литературные игры и забавы. (авт.О.В. Джежелей).
19.Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей, родителей и
детей, для всех, кто любит сказки. (авт. О.В. Джежелей).
20.Почитаем и узнаем. Книга1., 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
21.Детская литература в начальной школе. Таблицы. (авт. О.В. Джежелей).
22.Готовимся к уроком внеклассного чтения. Пособие для учителей начальной школы.
(авт. О.В. Джежелей).[4]
Курс “Литература как предмет эстетического цикла”
Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (1-3 классы).
Цель курса “Литература как предмет эстетического цикла”, разработанного
Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически развитого читателя.
Теоретической основой программы является концепция М.М.Бахтина о совместном
творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа
произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение “автор -
художественный текст - читатель”, а методом выступает практическая
литературная деятельность в позициях “автора” и “читателя”.
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в
начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя.
Среди них названы:
· открыть ученикам существование позиций;
· предоставить возможность практически действовать в них;
· оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.[5]
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную
учебную практическую деятельность.
А) Работа в позиции “читатель”.
Среди видов читательской деятельности авторы выделяют
непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие
мотивационной сферы. На уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую
атмосферу, которая создается путем сочетания различных видов искусств
(живописи, музыки и др.). “Цель каждого такого урока - вызвать у детей
созерцательное настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение
радостного волнения от общения с художественным текстом”.
[6]
Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения воссоздавать
самостоятельно “картину мира”, созданную автором, выдвигается акцентное
вычитывание, когда для решения читательских задач из текста извлекаются
определенные отрывки, а затем анализируются. “При работе с лирическим
стихотворением главным является вычитывание развития образа-переживания
лирического героя. При работе с этическими и драматическими текстами главная
задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев”.
[7]
Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы. Но
приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня литературного
развития детей: коллективная, классная, индивидуальная письменная (создание
сочинений - отзывов), коллективное обсуждение сочинений.
В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично
высказывать свои оценки, становиться “соавторами”, в результате понимание
текста становится более глубоким, уточняются его “личностные” интерпретации.
Б) Работа в позиции “автор”
· работа в позиции “автор-художник”
Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка, обеспечивающего
развитие юного читателя. На различных этапах читательской подготовки
наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в форме
коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а учитель
выступает организатором и соавтором; затем проводятся индивидуальные
письменные работы, а после - обсуждение классных или домашних сочинений
учащихся.
· работа в позиции “автор-публицист”
Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное качество -
умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и
пристрастность.
Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том, что “перед
детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а содержательные никогда
не носят отвлеченного обобщенно-безличного характера”.
[8]
В) Работа в позиции “теоретик”
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора
помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и
свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми.
Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и
глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами данной программы
разработан учебно-методический комплект для реализации в практической
деятельности школ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,
Новлянская З.Н. – ОПЦ Интор, 1997.
2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. – Интор, 1997.
3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя
к учебной хрестоматии «Литературное чтение». – Интор, 1997.
4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина
Г.Н. и др. – Интор, 1996.[9]
Программа по литературе “Литература в начальной школе” Л.В.Кутьевой.
Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд достоинств
изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:
· “дает детям литературное образование на более ранней ступени
обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы,
усиливая гуманитаризацию образования в целом;
· своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к
литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами,
к русской литературе как части мировой культуры; вовремя формирует у лиц
эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление,
умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;
· ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной
системе получения образования.
Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются следующие
условия:
· при отборе литературного материала, создании новых программ
учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших
школьников;
· обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя,
которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на достаточно
высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;
· наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения
беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;
· курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной
методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах,
обеспечивая непрерывность литературного образования”.
[10]
В рамках программы “Литература в начальной школе” первоклассники знакомятся с
произведениями русского устного народного творчества: пословицами,
поговорками, загадками.
Задания на уроках должны давать “пищу для ума”, побуждать учеников к
размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это тест
на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития
логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в
самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших
школьников находить сходства и различия предметов, “сближать” далекие
предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они
отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения,
а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и
нравы народа, конкретные исторические события.
Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности детей в
образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений
прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения некоторых
фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая литература.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются
жанром русского фольклора. Они отражают историческую действительность в
образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высоко-поэтичные,
обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие
народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы
богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь
Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко, буян Васька
Буслаев и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,
одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы
человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие
переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к
целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической
жизни Руси.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия,
стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее
и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей
его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью,
определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти
всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою
родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы
душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и
легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической
трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды...
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу
о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у
младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в
бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства
сопряжены с уважением к другим народам.
Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания:
пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых),
вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе
жизни и образе мыслей верующего).
Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она раскрывает
тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. Центральная тема
Библии - это личность Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя и
Владыки мира.
В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение человека,
его отлучение от Бога и осуждение на вечную погибель, но также и о Божьем
замысле спасения человечества. О том, как Бог послал на землю Сына Своего,
Иисуса Христа, чтобы Он принес искупительную жертву, приняв смерть за грехи
людей, указав им истинный путь жизни.
Евангельская[11] проповедь принесла
надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь.
Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем
“согласии”; оно осудило угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало
опорой гуманности, просвещения, высокой нравственности.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира,
сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х.Андерсена, Ш.Перро,
А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях
массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе
как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать
умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.
Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу
умственного и нравственного развития детей. Их объединяет общирный круг
чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая
направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к
самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
Программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева
и Е.В. Бунеевой.
Авторы программы по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В.
Бунеевых ставят цель уроков в том, “чтобы научить детей читать художественную
литературу, подготовить к ее изучению в средней школы, заложить основы
формирования грамотного читателя, так и приемами понимания прочитанного”.
[12]
Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит не
только формирование читательской самостоятельности, но и будет способствовать
развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных качеств.
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение тематики
чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах.
Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е.В. Бунеевы
называют монографический, позволяющий детям всесторонне ознакомиться с
творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения.
Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились сделать чтение детей с
их вкусами, потребностями мотивированным. Посредством “сквозных” персонажей и
построения уроков в форме эвристической беседы.
Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого превратился заяц
Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир вместе с героем,
учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое
мнение.
Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку, проводятся в
форме игры, герои книги - второклассник Саша и домовой Афанасий - большой
любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик для ребят.
Третьеклассники читают книгу вместе с новыми героями - девочкой Настей и ее
папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей помогают учителю
реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных по темам и жанрам
произведений литературы, в т.ч. и “взрослой”, прочно вошедшей в круг детского
чтения.
В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в историю
детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и близнецами-
школьниками Игорем и Ольгой. Учащиеся становятся свидетелями и участниками
диалога героев, учатся сравнивать, анализировать.
Программа состоит из 6 разделов, отражающих основные направления работы:
· техника чтения;
· формирование приемов понимания прочитанного;
· развитие устной и письменной речи;
· практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;
· эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого
анализа текста.
Организовать работу с детской книгой авторы предлагают по действующей
программе “Внеклассное чтение”, подготовленной Н.Н.Светловской и
О.В.Джежелей.
Программа по чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевых разработана для средних
общеобразовательных учреждений, обеспечена книгами для чтения из серии
“свободный ум” и методическими рекомендациями для учителя.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал,
структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной
программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных,
думающих над книгой юных читателей.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева).
2. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
3. В одном счастливом детстве. 3 кл. ( авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
4. В океане света. 4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
5. Методические рекомендации к учебникам для 1,2,3,4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев,
Е.В. Бунеева).[13]
Учебник “Рассказы по родной истории” Ворожейкиной Н.И.,
Соловьева В.М., Студеникина М.Т.
Этот учебник[14] предназначен для
учеников 5 класса, но широко используется в качестве учебника для начальной
школы.
Авторы освободили курс от идеологических догм и излишней политизации,
существовавших ранее, сделав акцент на культурологический аспект содержания.
Учащиеся ознакамливаются о путях, пройденных нашим государством, об
исторических корнях и судьбах ее народов.
Хронологическое изложение материала сочетается с тематическим, обзорно-
обобщающим (например, при рассмотрении материала о жизни и быте населения в
разное время, о развитии культуры, о выдающихся людях).
Принципиально новым является историко-географический подход в отборе и
конструировании материала, который позволяет сочетать сведения по истории и
географии, события современности и далекого прошлого.
Форма подачи материала - путешествие. Учебник содержит дополнительный
познавательный материал, предназначенный для внеклассного чтения и
способствует формированию интереса к предмету (“Записки журналиста”, “Как
царь Петр господ учил”...).
Большое внимание уделено в учебнике портретным характеристикам. Достаточно
широко используется прием персонификации, когда повествование идет от первого
лица (участника того или иного исторического события).
В содержании учебника включен материал культурологического характера (о
возникновении письменности, книгопечатании, памятниках культуры, народном
творчестве).
Учебник хорошо оснащен репродукциями картин известных художников,
фотографиями, рисунками, несущими не только иллюстративную, но и смысловую
нагрузку.
Однако, учебник был создан для учащихся десятилетнего возраста, и, по данным
практики, оказался трудным для усвоения для младшими школьниками сложная
терминология, большой объем материала, много исторических дат и т.д.).
Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф.
“Наша Родина в прошлом. Беседы по истории для 3 класса четырехлетней
начальной школы”.
Этот учебник[15] является первой частью
комплекта для начальной школы. Исторический материал о важнейших событиях
истории Российского государства с древнейших времен до 1917 года представлен в
доступной для детей младшего школьного возраста форме - небольших беседах. Это
создает возможность организации диалоговых форм проведения уроков, что
соответствует современным подходам в обучении.
Авторы учебника ориентировались на реализацию принципа учета психологических
особенностей восприятия детьми 9-10 лет исторических сведений, учета интереса
школьников этого возраста к истории, а также на создание культурологического
“фона” изучения предмета (использование исторических документов, отрывков из
научно-познавательной литературы, воспоминаний современников, летописей и
т.д.). Исходя из этого, авторы размещают материал в соответствии с
хронологическими этапами истории страны:
· Древняя Русь;
· Московская Русь;
· Россия;
· Российская империя.
Материал культурологического плана помещен в рубриках “По страницам книг и
воспоминаниям современников”, “Страницы жизни исторических личностей”, “Жизнь
и быт людей”, “Памятники архитектуры”. Введена новая рубрика “Советуем
прочитать”. Методический аппарат хорошо проработан, вопросы и задания
учебника направлены не только на репродуктивную деятельность ребенка
(скажи..., расскажи...), но и на продуктивную и творческую (объясни...,
установи..., сравни..., как ты думаешь...?).
Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф., Заяц Д.В.
“Наша Родина и современный мир. Беседы о России”.
Учебник[16] состоит из двух частей. В
первой части авторы знакомят детей с наиболее важными событиями истории
советского государства (1917-80-е годы), вторая часть состоит из двух разделов:
“Россия сегодня” (материал о российской семье, законах страны, ее символике,
государственных праздниках, организации государственной власти) и “Мир вокруг
нас” (о странах современного мира с набольшим экскурсом в их историю).
Содержание новых учебников направлено на реализацию специальных задач и целей
начальной школы и подготовку детей к изучению систематических курсов истории
на второй ступени обучения. Программа и учебники не “привязаны” к какой-либо
дидактической системе и могут быть использованы в любой начальной школе.
“Твоя Россия. Учебник-хрестоматия”
Авторы-составители Н.Ф.Чутко, Л.В.Родионова.
В учебник-хрестоматию[17] включены
фрагменты летописей, исторических документов, произведений Н.Карамзина,
В.Ключевского, А.Пушкина, А.Ишимовой, К.Ушинского, а также современных авторов.
Он может быть использован в любых начальных школах, хотя предназначен для
трехклассной школы, работающей по системе Л.В.Занкова.
Учебник построен по хронологическому принципу. Состоит из разделов: “История
- наука о прошлом”, “Наше далекое прошлое”, “Московская Русь”, “Петр и
петровская Россия”, “Новая Россия - XIX век”, “ХХ век - история и
современность”.
Достоинство в подборе материала - многообразие источников и их
разноплановость. Так, при изучении истории Великой Отечественной войны,
школьники могут взглянуть на историю войны глазами ее участников,
познакомиться с документами той поры, песнями, стихами. Эмоциональному
восприятию атмосферы тех лет способствуют выдержки из фронтовых писем.
Книга содержит картографический материал (7 карт и картосхем), включенный в
текст учебника. Материал не навязывает учащимся какую-то одну точку зрения
(авторской) на оценку исторических событий.
Лебедева И.М., Ярмолаева Л.К., Разбегаева Л.П.
Страницы: 1, 2
|