Диплом: Детская художественно-историческая литература как одно из средств нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
“История Отечества. Начальный курс”.
Авторы учебника[18] предложили интересные
задания продуктивного и творческого уровня, формирующие интерес к истории,
способствующие развитию исторического мышления. Задания помещены в рубрике
“Знатокам истории”. Например, “Представьте, что страница вашей тетради -
Восточно-европейская равнина. “Проложите” на ней в соответствии со сторонами
света основные реки и “расселите” племена восточных славян”. Или “Перед вами
текст о путешествии. Определите, о каком государстве и каком времени идет речь.
Вставьте пропущенные слова. В тексте допущена ошибка, найдите ее и исправьте”.
[19]
Но многие вопросы и задания составлены без учета возрастных возможностей
детей, допускается дублирование содержание в различных разделах.
Все ранее рассмотренные программы и учебники построены в русле традиционного
для пропедевтического курса истории России хронологически-прогрессивного
подхода. В соответствии с требованиями настоящего времени в них усилена
культурологическая составляющая. Предпринята попытка (за исключением учебника
“История Отечества”) отойти от излишней политизации и идеологизации
содержания.
Новую тенденцию в отборе и конструировании содержания исторического
образования в начальной школе можно проследить на примере программ,
построенных на материале вспомогательных исторических дисциплин.
Курс “Введение в историю” Н.Г.Петровой.
Содержание программы курса[20]
выстраивается следующим образом. Проводятся вводные уроки, на которых
формируются первоначальные представления об историческом источнике в целом,
многообразии письменных и вещественных источников, их своеобразии. Далее
ученики знакомятся с вспомогательными историческими документами:
антропонимикой, геральдикой, генеалогией, нумизматикой, сфрагистикой,
топонимикой, исторической метрологией и хронологией.
Предлагаемая автором курса форма изложения материала максимально учитывает
возрастные особенности младших школьников: сюжетно-образное повествование
(сочетание вымышленных ситуаций с документально установленными фактами),
введение игровых ситуаций (богиня Клио со свитой, обживание острова
потерпевшими кораблекрушение и др.”), моделирование (составление карты,
своего герба и герба рыцаря, установление соотношения различных мер длины и
т.д.), экскурсионная работа.
Программа рассчитана на 68 часов, а базовый план - 35 часов. Кроме того, она
доступна прежде всего учащимся с высоким уровнем мотивации и обучаемости.
Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.
Путешествие в историю”.
Главной задачей автор считает пробуждение интереса и уважения к прошлому. Она
сознательно отказалась от системного изложения истории, беря за основу иную
логику: “от близкого и понятного ребенку - вглубь времени и вширь
пространства”.[21]
Краткое содержание курса представлено в виде следующих тем: “Я и мое имя”,
“Моя семья и родословная”, “Имя моего города”, “О чем могут рассказать улицы
и дома”, “Родословная вещей”, “Загадочные письмена”, “История на монетах и
гербах”, “Лента времени”, “Деяния людей в истории”, “Знаменитые персонажи
истории”, “Историческая картина жизни народов в разные эпохи”.
История, как самостоятельный предмет, была включена и в дидактическую
систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
В программе и книге Сухова В.В., Абдулаева Э.Н., Крылова В.В., Морозова А.Ю. “По
следам прошлого. Книга для чтения в двух частях”
[22] содержание курса представлено в разделах:
· “Хозяин планеты Земля”;
· “Первобытные люди”;
· “Государства Древнего мира”;
· “Средние века”;
· “Новое время”;
· “ХХ век”;
· “Заключение”.
Основной принцип построения содержания - тематический в сочетании с историко-
хронологическим. Такой подход является принципиально новым. Он позволяет
рассматривать определенные закономерности в развитии человеческого общества
и, вместе с тем, останавливается на конкретных фактах мировой истории.
Курс строится в русле иной образовательной парадигмы: главное - не факты, а
понимание закономерностей становления человеческого общества, отличия разных
эпох. В рамках каждого раздела отбираются наиболее актуальные, по мнению
авторов, для детей данного возраста темы.
Анализ учебных программ показал, что далеко не все педагоги – составители
использовали художественно-историческую литературу для ознакомления детей с
мировой и Российской историей. Наиболее интересными программами по нашему
мнению являются: программа по литературе “Литература в начальной школе”
Л.В.Кутьевой и Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.
Путешествие в историю”. К предлагаемым ими темам существует большое
количество художественно-исторической литературы. Вопросы, затронутые в этих
программах, в значительной степени способны повлиять на развитие нравственных
качеств у детей младшего школьного возраста.
1.3. Многообразие художественно – исторической литературы для детей и
возможности её использования в нравственном воспитании детей младшего школьного
возраста.
Огромный вклад внес в историческую литературу для детей и взрослых замечательный
русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766
-1826гг),официально провозглашенный самодержавием примером «преданности
православной церкви и престолу».
Историческая повесть для детей Карамзина «Наталья, боярская дочь» описывает
события, отдаленные от современности на несколько веков. По старинным
преданиям, по рассказам, которые слышал от прабабушек, Карамзин стремился
исторически достоверно воссоздать картины жизни старой, допетровской Руси и
живших в те времена людей.
Верный своему убеждению, что литература должна быть учителем молодого
поколения, должна показывать ему положительные примеры, он рисует «доброе
старое время» только положительными чертами и противопоставляет его
современности.
Современным чванливым крепостникам -вельможам Карамзин
противопоставляет боярина Матвея -«верного друга человечества», «покровителя
и заступника своих бедных соседей», неподкупного и справедливого судью, а
современным светским красавцам, с их пристрастиям к нарядам, со слепым
обезьяньим подражанием всему иностранному, - дочь боярина Матвея, Наталью.
Карамзин первым в русской литературе дал пока еще только легко намеченный, но
тем не менее намеченный тонко и верно, привлекательный образ русской девушки
конца 18 - начала 19 веков, натуры глубокой и романтической, непосредственной
и скрытой, самоотверженной, истинно русской, народной . Он дал первый эскиз
Татьяны Лариной . Некоторые строки «Евгения Онегина» прямо перекликаются с
повестью Карамзина.
Весело и беззаботно жила Наталья, но «наступила семнадцатая весна ее жизни»,
и затосковало ее сердце. Она «не умела самой себе дать отчета в своих новых
смешанных, темных чувствах», воображение представляло ей... какой-то образ,
прелестный, милый призрак»- короче, « влетела в Натальино нежное сердце
потребность любить, любить, любить!!!» И, увидев Алексея, «Наталья в одну
секунду вся закраснелась, и сердце, затрепетав сильно, сказало ей: «Вот
он!..»
Совершенно так же чувствует Татьяна:
Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь:
Душа ждала... кого-нибудь.
И дождалась. Открылись очи:
Она сказала: это он!
Другая историческая повесть для детей Карамзина «Марфа - посадница, или
Покорение Новгорода» была написана в трех первых номерах журнала «Вестник
Европы» за 1803 год.
Новая историческая повесть Карамзина рассказывала об одном из самых
драматических эпизодов истории вольного русского города Новгорода -
присоединении его к Московскому княжеству. История Новгорода, управлявшего
йлборными посадниками, была. для , русских вольнодумцев исполнена ,,
самой,... животрепещущей актуальности.
«Марфу - посадницу» Карамзин предварил небольшим предисловием, в котором он
называет себя не автором, а лишь издателем повести, написанной безызвестным
новгородцем, современником изображенных в ней событий.
Этот довольно часто употреблявшийся в литературе прием давал Карамзину
возможность не только более свободно высказать свои взгляды в самой повести,
но и указать в предисловии, на что он хотел бы обратить особенное внимание
юного читателя.
В этом же предисловии Карамзин сам объясняет смысл созданного им образа вождя
новгородской партии, сопротивляющейся подчинению Новгорода княжеской власти,
вдовы новгородского посадника Исаака Борецкого - Марфы Борецкой. «Она хотела
быть катоном своей республики». Катон- вождь республиканской партии в Древнем
Риме, покончивший жизнь самоубийством. После того как он узнал о победе
Цезаря над республиканскими войсками, означавшей гибель республики, - был для
передовых людей России конца 18- начала 19 веков олицетворением гражданской
доблести, идеалом которому они мечтали подражать в жизни. Они мечтали жить и
умереть, как Катон.
Таким же идеальным героем Карамзин изображает Марфу Борецкую.
«Вольность и Марфа одно знаменовали в великом граде», - пишет Карамзин. Всю
себя Марфа отдала борьбе с «неприятелями свободы новгородской», она думает
только «о славе Новгорода». Не колеблясь, она приносит в жертву отечеству
своих сыновей. Она предпочитает смерть жизни под чьей-либо властью и с
презрением отвергает предложение польского короля Казимира защитить Новгород
от московского князя на условии, что «благодарные новгородцы должны признать
в Казимире своего благодетеля и властелина». Марфа мудра, любима народом и
увлекает сограждан на бой с московскими войсками для защиты свободы,
«Будь всегда достоин свободы, и будешь всегда свободным! - обращается Марфа к
новгородцам. - Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы.
Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и к
святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо
потомства!»
Смысл повести Карамзина, несмотря на все оговорки, прекрасно понимали
читатели всех возрастов. «Марфа -посадница», по словам Белинского, сводила с
ума всю публику, а цензура с большим трудом дала разрешение на ее печатание,
т.к. разглядела в повести прямое воззвание к бунту. Карамзин не случайно
делает в авторском предисловии к повести оговорку, что только «главные
происшествия согласны с историей». Согласен с историей сам факт покорения
Новгородской республики Иваном 3, а также то, что во главе правящей верхушки
Новгорода, противившейся присоединению к Московскому Княжеству, стояла вдова
посадника Исаака Борецкого — Марфа. Во многом исторически достоверны бытовые
детали. Но во всем остальном Карамзин совершенно сознательно идет на
нарушение исторической правды. Историческая повесть превращается в
историческую легенду о древнем Новгороде, созданную русскими вольнодумцами 18
века. В действительности Марфа Борецкая была отнудь не Катоном. Она стояла во
главе кучки новгородских бояр-изменников, заключивших тайный договор с
Казимиром о передаче Новгорода Польше, и противилась присоединению к Москве
из личных, честолюбивых побуждений.
«Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», - утверждал Белинский.
Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела
влияние на общество, она стала для юных читателей «учебником жизни». Своими
историческими повестями Карамзин положил в русской литературе начало
художественной исторической прозе.
Александра Осиповна Ишимова (1804-1881 г.г.).
Об этой писательнице известно достаточно много. Ученые - пушкинисты и все
интересующиеся биографией великого поэта знают, что именно ей написал Пушкин
свое последнее письмо перед дуэлью, предлагая сотрудничество в очередном
номере «Современника». Ее называют первой профессиональной писательницей в
детской литературе.
В августе 1834 г. писательница начала работать над «Историей России в
рассказах для детей». Этот труд, по мнению Александры Осиповны, должен был
стать первым изданием, где отечественная история явилась бы перед юным
читателем не скучными строками учебных пособий, но ясно рассказала бы о
сложном пути становления русской культуры. За основу была взята «История
государства Российского» Н.М.Карамзина.
В начале 1836 года первые две части «Истории России» были готовы. Правда,
Ишимовой с огромным трудом досталось разрешение на печать этой книги. В
рецензии подчеркивалось, что представленная книга, без сомнения, заслуживает
одобрения. Это сочинение согрето любовью к Отечеству, обращено к нравственной
пользе и может заохотить детей к внимательному чтению русской истории.
Отмечались как простота изложения, так и исключительные литературные
достоинства книги. На рецензентов произвели сильное впечатление многие
страницы из «Истории России» (например, картина обороны города Козельска от
татаро-монгольских полчищ). Подчеркивалась и благонамеренность книги - в
качестве особой «добродетели» называлось обличение Ишимовой «своеволия»
новгородцев. На этом же заседании постановили издать книгу в количестве 1200
экз. так была решена судьба главного труда А. О.Ишимовой. Впоследствии
академия напечатала на тех же условиях остальные четыре части «История России
в рассказах для детей».
Книга А.О.Ишимовой, писательницы прошлого века, - это история России от
древних славян до царствования Александра 1, изложенная в лицах и картинах. В
книге повествуется о первых русских князях, о Куликовской битве, о царях
Иване 4 Грозном, Борисе Годунове, о трагических событиях Смутного времени.
Наиболее полно освещается история Петра1, трагедия царевны Софьи. Юный
читатель узнает о том, как немецкая принцесса стала русской, государыней и
как возросло могущество России за 35 лет царствования Екатерины 2.
Повествование заканчивается событиями конца 18 - начала 19 века: описанием
походов русской армии в Италию, в Швейцарию, сражений Отечественной войны
1812 года и других событий периода правления Александра 1.
Живо написанная книга Ишимовой знакомила юного читателя со всеми периодами
русской истории. Здесь были рассказы о первых славянских поселениях и
крещении Руси. Княжеских распрях и победах Александра Невского и Дмитрия
Донского, Смутном времени и блестящих эпохах Петра1 и Екатерины2. Каждый
очерк завершался подробной родословной русских князей или царей.
Талантливый педагог, Ишимова прекрасно знала вкусы своего маленького
читателя. Поэтому ее исторические рассказы, наполненные конкретными бытовыми
деталями и увлекательными драматическими эпизодами, иногда сентиментальны. Но
это прежде всего литературное произведение. Книга знакомила читателя не
только с историей, но и с памятниками культуры русского народа. Вероятно,
именно в «Истории России» дети впервые познакомились с бессмертным «Словом о
полку Игореве». Этому творению посвящена целая глава «Первое стихотворение
русское». Перед читателем предстает трагическая и героическая история Игорева
похода. Небольшие отрывки из бессмертного эпоса только усиливают превосходное
описание.
Разбирая историю возникновения казачества, она противопоставляет первых
«беглецов», оставивших свою родину и живших всякими «несправедливостями»,
современному писательнице Войску Донскому - «всегда неизменного государю и
Отечеству». При этом она, естественно, не касается вопроса, почему первые
казаки были «беглецами». Выступление в 1648 году москвичей при царе Алексее
Михайловиче, вызванное, как отмечала сама Ишимова, «притеснениями» боярина
Морозова, объяснялось только «дерзостью народа». Комментируя исторические
события, писательница всегда ссылалась на их «предопределенность божьей
волей». Даже при дворе Николая 1 эта книга понравилась. Она вполне отвечала
консервативным целям воспитания молодого поколения.
Первая часть «Истории России в рассказах для детей» вышла в свет в начале
января 1837 года и стала быстро расходиться. Приобрел ее и Пушкин. Поэт знал
о ее трудной судьбе. И до сих пор ведутся споры по вопросу: не история ли
заступничества Александры Осиповны за своего отца стала одним из источников
заключительной части «Капитанской дочки»?
В 40-80-е г. г. Ишимова выпустила много книг. Из оригинальных можно назвать
«Священную историю в разговорах для детей» (Спб., 1841, 6-е издание - в
1864г.), «Маменькины уроки, или Всеобщая история в разговорах для детей»
(Спб., 1858-1863).
Все созданное Ишимовой должно восприниматься в плане развития всей детской
литературы, в особенности начального этапа ее становления. Ценный вклад
внес в историческую литературу историк - романист Иван Иванович
Лажечников (1792-1869 г.)
Родившийся в конце 18 века ( в 1792 г.), участник Отечественной войны 1812
года, близкий по своим убеждениям к идеям декабризма, он вошел в историю
русской культуры и литературы как один из первых исторических романистов.
Писатель блистательной пушкинской поры отечественной литературы, И.Лажечников
в произведениях, посвященных прошлому, сумел выразить свою историческую
эпоху, свои гражданские и эстетические идеалы и убеждения.
Творчество И.Лажечникова отмечено оригинальностью его художественного мира
при всем том, что в его писательском облике проступают и общие черты времени,
и отпечаток его исторической эпохи.
Как два потока, еще не смешавшие свои воды, выделяются в романе «Последний
Новик» собственно историческое и романтическое повествование. Выступая как
историк, излагая события периода Северной войны (1700-1721), автор стремится
к точному воспроизведению исторических фактов. В характерах же исторических
деятелей - будущей русской императрицы Екатерины 1, Карла 12, Иоанна Паткуля,
вождя лимфляндской дворянской оппозиции шведскому правлению, - он проявляет
себя как писатель, верный романтической, субъективистской концепции.
В историческом романе «Ледяной дом» разворачиваются реалистические сцены
вельможного и дворцового быта, казни Горденки, деятельности тайной
канцелярии, возникает образ России, превращенной в «Ледяной дом»,
придавленной гнетом бироновщины, страдающей, но не смерившейся...
Обоснованность мотировки характеров литературных героев, развивающихся уже не
по прихоти автора, не как абстрактное воплощение тех или иных моральных
свойств человеческой личности, а в силу воздействия обстоятельств и логики
внутреннего саморазвития, означала существенный шаг к реализму. Такой
характер объяснялся эпохой и вытекал из нее. Принцип историзма, постижения
действительности в развитии, в ее движущих силах и закономерностях
формировался и определялся прежде всего в реалистических открытиях Пушкина.
Но процесс накопления нового шел и в творчестве его современников, в том
числе в исторической романистике И.Лажечникова.
Третий исторический роман И.Лажечникова - «Басурман» (1838) основан на
исторических фактах, отраженных, отраженных в русских летописях. Писатель
обращается к концу 15 века -эпоха «строительства» русского самодержавного
государства. Идея зарождения единого русского государства. Идея зарождения
единого русского государства и самодержавия, как формы единовластного
правления, - в центре исторического сюжета романа. Иван 3 олицетворяет в
своем облике и характере эту идею, сосредотачивая в своей личности черты
деспотического своевластия, жестокости, коварства и хитрости, - черты, во
многом обусловленные временем. Черты эти сложились в длительной междоусобной
борьбе удельных княжеств за власть, когда все средства пускались в ход для
достижения успеха.
Грандиозные замыслы Ивана 3 в короткое время преобразуют деревянную,
обветшавшую Москву в столицу мощного государства: снесены ветхие стены и
построен новый каменный Кремль, ведется строительство каменных кремлевских
соборов Благовещения и Успения; обновлен Великокняжеский дворец, построен
тронный зал - Гранитовая палата, сооружается Оружейная палата на территории
Кремля. Приглашены иноземные мастера - зодчие, строители.
Среди приехавших по зову Ивана 3 иностранцев - и лекарь «Немчин Антон»,
будущий герой романа.
Как и предыдущие исторические повествования И.Лажечникова, сюжет «Бусурмана»
разворачивается как «роман в романе». На фоне исторического повествования о
сплочении русского государства, свержении татаро - монгольского ига, о начале
новой эпохи в русской истории развивается повествование романтическое, с
вымышленными, или домысленными авторской фантазией, героями.
Таким образом, следуя романтическим традициям, Лажечников ставит в центре
повествования вымышленных героев, однако, вовлекаемые в водоворот истории,
вступая в непосредственную связь с подлинно историческими лицами, они несут
на себе печать эпохи, колорит своего времени.
Даже условные сюжетные ситуации, в которых по воле автора оказываются герои,
дают ему возможность обратиться к обычаям, суевериям, предрассудкам , правам
далекой исторической эпохи, приблизить ее к нам, показать людей того времени
в их домашней, интимной, эмоциональной среде, сделать их более понятными и
близкими людям иного исторического времени. Условность романизма не исключает
обращения писателя к народным обычаям и образу жизни, - сфере, наименее
подверженной быстрым изменениям и, следовательно, более достоверно
представленной маленькому читателю.
Судьбы многих действующих лиц романа определяются не только сложной
романтической историей, но и обстоятельствами эпохи, ее исторической
реальностью, - что говорит о значительном шаге писателя в творческом развитии
по направлению к реализму.
Немалым достижением автора Лажечникова стал и живой, образный, богатый язык
романа, широко и свободно совмещающий литературный стиль его времени с
уместными вкраплениями архаической, исторически колоритной лексики и стихией
народного поэтического языка.
История как источник событий, фактов, общественных идей, примечательных
характеров и современная автору жизнь, питающая его художественную фантазию,
дающая ему понимание психологии, богатство деталей, - все это входит в
художественный мир романов Лажечникова.
Исторические романы И.Лажечникова для юного читателя выразительно
представляют те процессы, которые шли в литературе в переходную эпоху, когда
романтическое направление сменялось и вытеснялось «направлением
существенности».
Неповторимый вклад внес в историческую литературу Григорий Петрович
Данилевский (1829 -1890).
Данилевский родился в 1829 году на Украине. Он происходил из Старинного
дворянского рода с большими историческими традициями: родоначальником его был
некий казак Данило, выходец из Подолии. Перед Полтавской битвой у него
останавливался Петр 1 и крестил внука (об этом Данилевский писал в рассказе
«Прабабушка»).
Прабабушка писателя была фрейлиной Екатерины 2, бабушка происходила из рода
Рославлекых, принимавших деятельное участие в дворцовом перевороте 1762 года.
Данилевский пришел в литературу со своей темой: предания, люди, быт и нравы
милой его сердцу Украины. Этой теме Данилевский оставался верен всю свою
жизнь.
Только в 1852 году Данилевский обращается к прозе. Первый опыт в этом роде
«Повесть о том, как казак побывал в Бахчисарае». К концу 1853 года из
повестей писателя составилась книга «Слобожане».
Романы «Беглые в Новоросии» и «Воля» («Беглые воротились»), опубликованные в
1862 - 1863 гг., под псевдонимом А.Скавронский, рисуют жизнь пореформенного
крестьянства на южной окраине страны.
С необычной смелостью, Данилевский разоблачает в этих романах хищническую
сущность нарождающегося капиталистического предпринимательства.
Последующие «бытовые романы» Данилевского уже лишены такого острого
социального смысла, хотя по-прежнему им присуща некоторая критическая
направленность: так. В романе «Новые места» (1867г.) обличается
провинциальное дворянство, в романе «Девятый вал» (1873г.) - духовенство и
высокие порядки.
Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том,
чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас,
сегодня, и потому произведения эти поистине современны. Его вклад в детскую
литературу трудно переоценить. Ему первому удалось доступно и увлекательно
рассказать детям младшего возраста о сложнейших событиях далёкого и недавнего
прошлого крестьянских восстаниях, войнах, развитии революционного движения,
приблизить к юным читателям образы выдающихся исторических деятелей.
За годы литературного труда писатель создал немало произведений для детей.
О великом народном походе – крестьянской войне под руководством Степана
Разина – узнают читатели из повести «Грозный всадник», с маленьким пугачевцем
Гришаткой Соколовым познакомятся в повести «Жизнь и смерть гришатки
Соколова», о мужестве русских солдат, о суворовских чудо-богатырях прочитают
в «Рассказах о Суворове и русских солдатах», события Отечественной войны 1812
года пройдут перед читателем в повести «Птица – Слава».Несколько лет писатель
работал над рассказами о Великой Отечественной войне. Историческим повестям
С. Алексеева свойственно – историзм, подлинная народность и умение воссоздать
прошлое в живых художественных образах.
Писатель снизил возрастной порог чтения исторических книг, но избежал
снижения научно – познавательного.
Большое пристрастие к жанру исторической литературы имел Сергей Михайлович
Голицын. Он является автором 19 книг. Голицын расскрывает перед юными
читателями историю Древней Руси, русского средневековья и далее, вплоть до 20
века и событий, повлёкших падение дома Романовых.
Тема русской старины нашла своё продолжение в «Сказании о белых камнях»,
Книга захватывает воображение читателей рассказами о войнах, княжеских
раздорах.
Историческая тема нашла своё продолжение в книгах «Про Бел – Горюч камень»,
«Сказание о земле Московской». «Сказание о земле Московской»-это яркое,
широкое полотно из истории великой и многострадальной России. Погружаясь в
чтение этой книги познаёшь мудрость, силу и величие русского народа. На фоне
княжеских междоусобиц, беспощадных, кровавых и опустошительных набегов врагов
повествуется о том, как зарождается, укрепляется, набираете силу и мощь
Великая Русь и богатырский её народ.
На страницах книги мы встречаемся с именами, ставшими неотъемлемой частью
всех поколений и будут в их памяти до тех пор, пока жива Русь.
1.4. Особенности восприятия произведений художественно-исторической
литературы детьми младшего школьного возраста.
Прежде чем анализировать содержание и организацию ознакомления с
художественно-исторической литературой детей младшего школьного возраста,
необходимо рассмотреть этапы формирования детей-читателей и особенности
восприятия ими литературных произведений.
Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются
“основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие
фундамент для литературного образования”.
[23]
Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М. Гурович,
Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание художественного
произведения детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязано с жизненным
опытом ребенка. Если литературные ситуации отличны от непосредственных личных
впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты. Поэтому при работе с
детьми этого возраста широко используются иллюстрации к тексту.
Н.Н.Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую включение
младших школьников в чтение как речевую коммуникативную деятельность. Она
представляет собой подчинение детского чтения соблюдению трех аспектов
подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности в мире книг -
это аспект раскодирования текста, аспект понимания прочитанного и аспект
постижения значимости книги для читателя, необходимости сознательно выбирать
и самостоятельно читать книги.
Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают
возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с
проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. К.Д.Ушинский в работе
“Человек как предмет воспитания” впервые в педагогике обратил внимание на эту
связь.
Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не
только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что “никакая другая
отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека
в его динамике, как художественная литература”.
[24]
Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного,
обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное,
пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.
Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной
литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что “Нравственное
воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и
добродетели...
Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов состоит в том,
чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные
настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти
нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то
воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не
последовало никакой беседы на моральную тему».
[25]
Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного
произведения, названные Л.С.Выготским “моральным последствием искусства”
обнаруживаются в некоторой внутренней проясненности душевного мира, в некотором
изживании интимных конфликтов и, следовательно, в освобождении некоторых
скованных и оттесненных сил, в частности, “сил морального поведения”.
[26]
Как известно, воздействие литературы на развитие личности осуществляется через
восприятие. В психологической литературе термин “восприятие” понимается как
“целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при
непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения, восприятия
обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире”.
[27]
Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова указывает об
эстетическом восприятии, называя его универсальной человеческой способностью.
“Она выражает и проявляет не только специфические качества, характеризующие
конкретную реакцию личности на факты искусства и реальной жизни, но и
потенциальную творческую перспективу ее общего развития”.
[28]
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов,
способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками
литературно-художественного произведения.
Для выбора методов и приемов работы с художественно-исторической литературой
необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения
исторических знаний младшими школьниками.
Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников
характеризуются динамичностью: “запоминание и запечатление превращается в
деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного
наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения”.
[29]
Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических процессов,
без учета которых невозможно правильно организовать педагогический процесс
усвоения исторического опыта предшествующих поколений. Для них характерна
свежесть, эмоциональность, но малая диффиренцированность восприятия, неумение
проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное,
существенное в воспринятом, организовать процесс систематического наблюдения.
Психологи отмечают слабость, неустойчивость внимания. Лучше развито
непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое,
наглядное, внимание к второстепенным деталям.
[30]
Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети младшего
школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал
логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую
схему материала, дети заучивают текст дословно.
Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности,
прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний,
который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого
усвоения системы исторических знаний.
Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии.
Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для
изучения истории), оно становится более реалистичным.
Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта
ребенок может создать необходимые образы.
Необходимо отметить новый характер интересов: в играх младших школьников
появляются исторические лица и события общественной жизни. Основой этого
интереса - вопрос “как было раньше?”. Старинные вещи, рассказы взрослых,
кино- и видеофильмы о прошлом вызывают интерес, будят воображение.
Ребенка младшего школьного возраста интересует история своей семьи, города,
улицы. Появляется осознание себя как социального существа, своего места в
системе общественных отношений, в социальных ролях “ученик”,
“одноклассник”...
Особенностями восприятия исторического материала младшими школьниками являются:
· модернизация исторического материала. Младшие школьники нередко
используют при характеристике прошлого современные представления (вместо
винтовок учащиеся используют термин “ружья”; говорят о рюкзаках, а не о
котомках; подвалах - а не о крестьянских избах и т.д.);
· односторонний подход к оценке исторического события, явления,
исторического деятеля. Младшим школьникам присуще размежевание доброго и
злого; хорошего и плохого; справедливого и несправедливого. Дети проводят
резкое разграничение: “наши - не наши”; “мы - они”; “свои - не свои”;
· обобщение единичных фактов. Учащимся младшего школьного возраста
иногда свойственно стремление строить обобщение на основе единичного факта.
Эта особенность не только психологического порядка, но и следствие
недостаточной осведомленности школьников по истории. На уроках учитель должен
помочь школьникам делать обобщения;
· склонность к заучиванию материала. При заучивании не бывает
достаточно глубокого усвоения материала. Необходимы задания, требующие
размышления, творческого воображения;
· неустойчивость внимания, рассеянность, стремление отвлечься у
отдельных школьников можно объяснить однообразием приемов, которыми
пользуются учителя, ведущие урок, а также сложность материала
Свойственная ребенку дошкольного и младшего школьного возраста способность
персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или иного персонажа
произведения, наиболее ярко проявляется в игре. Раскрепощенность, фантазия,
яркие эмоции, возникающие у ребенка в игровой деятельности, помогают ему
исполнять любую роль, а, следовательно, проникать в мир художественных
образов, созданных писателем.
Для того, чтобы процесс воспитания личности искусством способствовал
эстетическому отношению к действительности и самому себе необходимо “опираться
на самопознание: на познание самого себя благодаря способности
персонифицировать себя в образах и ступать в диалог с создателем образов”.
[31]
З.И.Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является
восприятие художественного произведения, “надо рассматривать как длительный,
постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие,
духовный рост читателя”.[32] В
исследовании З.И.Романовской, посвященном особенностям восприятия и понимания
младших школьников художественных произведений, критерием полноценности
протекания этих процессов выступает уровень понимания и восприятия образной
конкретности и образного обобщения, представляющих единство в художественном
произведении.
Наивно-реалистическое восприятие, свойственное дошкольникам, динамично,
способно совершенствоваться в процессе обучения. Было выделено 4 основных
уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:
1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-
логический;
2. эмоционально-сюжетный;
3. интуитивно-художественный;
4. элементарный осознанно-художественный.
Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных
произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста
школьников. Характеризуя каждый уровень, З.И.Романовская отмечает, что
репродуктивный уровень “отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны
произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения”.
[33] Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность
событий в нем.
Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух
подуровней. Первый - фрагментарный - присущ слабо читающим детям, особенно
первоклассникам. Плохо владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает
содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев,
запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным
восприятием произведения, результатом которого является попытка детей
детально запомнить и подробно пересказать содержание прочитанного.
Эмоционально-сюжетный уровень восприятия характеризуется личностным
отношением к героям, сопереживанием и особой эмоциональностью, позволяющей
всей личности школьника активно включаться в восприятие.
Интуитивно-художественный уровень проявляется в полносте и самостоятельности
восприятия произведения, в интуитивном выборе в произведении понравившихся
фрагментов, стремлении осмыслить их художественное содержание и высказать
свое отношение к произведению в целом.
Элементарный осознанно-художественный уровень был назван целостно-аналитическим.
На этом этапе детям приходит понимание качества художественного изображения,
его образной стороны, стремление оценить достоинства и недостатки произведения.
“На этой основе у школьников происходит перестановка акцентов в структуре
художественного восприятия - на первый план выдвигается наряду с познавательным
аспектом, наблюдением за развертывающимися действиями, как в ответах 1 и 2
уровней, движение к пониманию сущности художественного произведения,
формированию художественного образа, в восприятии и понимании которого
проявляются элементы анализа и синтеза”.[34]
Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений
является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено
особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы
личности в процессе ее восприятия.
1.5. Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных
представлений у младших школьников.
Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и особенностей
эстетического восприятия или литературных произведений, организуется чтение
художественно-исторической литературы для младших школьников.
Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной
литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными
детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым
группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными
книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику
определить свой круг чтения.[35]
Для методики начального обучения истории предлагается следующая классификация
методов:
1. метод устного изложения исторических знаний (рассказ учителя,
объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение исторического
материала);
3. метод наглядного обучения истории.
В процессе начального обучения истории до минимума сокращаются информационно-
репродуктивные методы, используя их лишь в тех случаях, когда у учащихся
отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности,
или в силу сложности материала.
Один и тот же материал может быть изучен разными методами (приемами) и их
сочетаниями. Главное в современной школе - установка на максимальное развитие
самостоятельности учащихся, на диалогичность учебного процесса. Учитывается
также принцип педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение
имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с
комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения,
которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени
восприняты и поняты учащимися.
Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только
воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся,
сопоставление фактов и т.д.
В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа
учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественно-исторической
литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по
пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие
задания.
Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. На уроках
учащимся нужно создать такие условия, при которых предлагаемые материалы и
задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто
новое и оригинальное.
Доминирующими методами на уроках преподавания пропедевтического курса истории
являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение
заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Во втором классе
можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в
основном в игровой форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое
внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности
практической деятельностью.
Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-возрастных
учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста
вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего
обучения.
Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание
фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс
включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного исторического
литературного персонажа.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные
познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют
известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков исторических
деятелей, выражая свое личное отношение к ним.
Как правило, ход познания нового материала на уроках традиционно организуется
“от учителя”. Такой путь облегчает познание, но менее эффективен для развития
детей. Необходим другой путь познания - от учеников. В данном случае на
развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность,
связанная с эмоциональной сферой. “Идти от детей” в процессе познания
означает организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в их
коллективном творческом поиске.
Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к младшим
школьникам, так как он сковывает мыслительную деятельность ребенка. При такой
организации опроса важно ставить вопросы в общем виде, чтобы пробудить
самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь напрягать память.
Активизации мыслительной деятельности деятельности младших школьников также
способствуют:
· вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
· вопросы, требующие установления сходства и различия;
· действия выбора, основанного на “взвешивании” и сопоставлении друг с
другом различных вариантов;
· задания типа “Подтверди собственным примером...”, “Докажи...”;
· задания, требующие исправления чужих логических, стилистических,
фактических и прочих ошибок...
Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников,
“добывание” знаний из различных источников из списка для внеклассного чтения.
Необходимо выделить следующие методы, направленные на стимуляцию творческой и
умственной активности детей:
1. обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со
стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка,
что должно способствовать свободному проявлению дивергентного мышления;
2. обогащение “окружающей среды” ребенка самыми разнообразными, новыми
для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
3. поощрение высказывания оригинальных идей;
4. обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов
дивергентного типа в самых разнообразных областях знаний;
5. использование личного примера творческого подхода к решению различного
рода проблем;
6. предоставление детям возможности свободно задавать вопросы.
Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические) младших
школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность
и системность, а также прочность знаний. Знания должны быть усвоены на
репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и, по мере
возможности и способности детей, творческого уровня знаний.
Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном сочетании
информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной
деятельности.
В процессе работы с художественно-исторической литературой могут применяться
как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа,
нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ
первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; урок
- исторический КВН; урок - историческое путешествие; экспресс - опрос и так
далее.
Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность школьников,
развивают чувство ответственности, повышают творческие способности, побуждают
к изучению дополнительного материала, развивают межпредметные связи. Уроки
нестандартного типа приучают ребят к активному восприятию.
Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет учителю
выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков - творческая
активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в процессе общения
учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального труда.
Глава 2. Содержание и организация нравственного воспитания детей в
начальной школе в процессе ознакомления с художественно-исторической
литературой.
2.1. Изучение и анализ читательских интересов
младших школьников.
В экспериментальной работе участвовали дети 9,5 – 10 лет, ГОУ № 1627, 3 класс.
В классе 21 человек, 8 мальчиков и 13 девочек. Приняли участие в эксперименте
8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.
В ходе работы было проведено анкетирование детей в виде беседы о любимых
книжках – сказках, рассказах, былинах, историях нашей Родины. Дети охотно и с
большим интересом отвечали на вопросы анкеты. При анкетировании было
выявлено следующее (Приложение 1).
1. У всех дома есть книги;
2. В библиотеку записаны все;
3. Сказки, рассказы любят все, а стихи не все;
4. О богатырях, князьях, царях и истории нашей Родины читали все;
5. Произведения о богатырях, князьях, царях и историю нашей Родины
читали на уроках, но не у всех есть эти книги дома;
6. Богатырей, князей и царей называют самых известных;
7. Войны помнят самые известные и полководцев только этих войн.
2.2. Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для
детей младшего школьного возраста.
Дети в начальной школе изучают художественно-историческую литературу на
уроках чтения. К сожалению, количество часов отведённых на изучение данного
раздела в литературе не может дать детям полного представления о многообразии
художественно-исторической литературы. Поэтому мы решили провести выставку.
Чтобы заинтересовать детей выставкой, некоторые произведения детям были
знакомы.
Цель выставки: познакомить детей с различными произведениями и тем самым
пополнить свой читательский запас.
Опираясь на анкетирование были выведены критерии отбора художественно-
исторических произведений для выставки. Произведения предлагаемые детям
должны:
1. Соответствовать возрасту;
2. Соответствовать программе;
3. Удовлетворять читательские интересы детей;
4. С динамичным развитием сюжета;
5. Содержать красочные картинки;
6. Некоторые книги должны быть знакомы детям.
В соответствии с выявленными требованиями были отобраны художественно-
исторические произведения. (Приложение 2).
После проведения выставки мы с детьми решили прочитать книги – былину: «Про
Добрыню Никитича и Змея Горыныча»; рассказ: «Слава». Эти произведения
показывают ретроспективу исторического времени, от почти мифических богатырей
(Добрыня Никитич), до реальных исторических лиц (А.В.Суворов).
Цель: осветить историю России и героизм народа в разных исторических эпохах.
Эти произведения отобраны в соответствии с поставленными нравственными
задачами воспитания младших школьников.
Задачи: воспитание любви к родине, родному народу, развить представления о
героизме; воспитание чувств национального самосознания, ощущение того, что
ребёнок является жителем России.
Затем была проведена викторина на закрепление прочитанного материала.
(Приложение 4).
2.3. Организация опытной работы с детьми по использованию
художественно-исторической литературы в целях нравственного воспитания.
В результате опытно – экспериментальной работы (Приложение 3) с детьми по
проблеме «Детская художественно – историческая литература как средство
нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» можно прийти к
выводам, что работа будет давать результаты в том случае, если педагог
осуществляет не просто фактологическое ознакомление с материалом, а глубоко
раскрывает перед детьми нравственно- эстетический потенциал героев. Если
учитель обращает внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их
характера, таких как: храбрость, бескорыстие, отзывчивость, милосердие,
любовь к людям, своему народу, то в этом случае дети будут запоминать не
только исторические факты, но и эмоционально воспринимать героев. Детям
свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно
предположить, что их любимые герои окажут влияние на их нравственное
воспитание. Об этом свидетельствуют ответы детей в текущих беседах и
заключительных викторинах. Они горячо обсуждали поступки действующих лиц.
Такое воздействие возможно только при:
- систематической и направленной работе над этой проблемой;
- выборе программ и доступности материала;
- желании педагога обсуждать с детьми данную проблему.
Только при наличии перечисленных условий возможна эффективность данной работы.
Заключение
Задачи, поставленные в данной работе, достаточно полно реализованы. С помощью
изученной научно-методической литературы, были выявлены нравственные идеалы
детей.
Гипотеза (эффективность нравственного воспитания младших школьников в
процессе ознакомления с детской художественно-исторической литературой может
быть достигнута на следующих условиях:
- целесообразном отборе художественно-исторических произведений для
детей;
- планомерной и систематической работе по ознакомлению младших
школьников с детской художественно-исторической литературой;
- использовании разнообразных форм и методов работы учителя с детьми
младшего школьного возраста) полностью подтвердилась.
Цель исследования (определение путей оптимизации нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественно-
исторической литературы) достигнута.
Работа полезна прежде всего как практическое применение и проверка тезисов,
выдвинутых известными литераторами. В учебно-воспитательной работе с детьми
ещё раз подтверждены преимущества индивидуального подхода к ребёнку.
Мы считаем, что на этом пути можно добиться значительных результатов в
учебно-воспитательной работе. Проблема эта интересна и в практическом смысле
неисчерпаема. Тем важнее каждому учителю уделять ей особое внимание.
Библиография
1. Балталон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального
обучения. - М., 1913.
2. Бацын В.К. Об обсуждении концепций // Преподавание истории в школе. 1989, N6.
3. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста //
Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды. Под ред. Д.И.Эльконина. -
М., Воронеж, 1995.
4. Волкович В.А., Столица З.К. Второй Международный конгресс по нравственному
воспитанию. - СПб., 1913.
5. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по
истории для 3 класса четырехлетней начальной школы. - Смоленск, 1998.
6. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Наша Родина и современный
мир. Беседы о России. - Смоленск.
7. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной
истории. - М., 1993.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1991.
9. Гурович Л.М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. Ребенок и книга: книга для
воспитателя детского сада / Под ред. В.И.Логиновой. - М., 1992.
10. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие
культуры общения и творческой деятельности. Программа “Чтение и литература”
// Начальная школа - 1994, N9.
11. Джежелей О.В. Курс “Человек и личность” и его программно-методическое
обеспечение / Первый год обучения. Методическая консультация // Начальная
школа - 1997, N10.
12. Информационно-методическое письмо о курсе “Литература как предмет
эстетического цикла” для 1 класса трехлетней начальной школы. Авторы
Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская // Начальная школа - 1997, N8.
13. Классный руководитель. 1999, N5.
14. Кутьева Л.В. Литература в начальной школе. - М., 1993.
15. Лебедева И.М., Ярмолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества.
Начальный курс. - СПб., 1996.
16. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Авторы
Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева // Вестник образования - 1994, N7.
17. Петрова Н.Г. Курс “Введение в историю” // Преподавание истории в школе.
1993, N1.
18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -
М., 1990.
19. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.
20. Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов В.В., Морозов А.Ю. По следам прошлого.
Книга для чтения в двух частях. - М., 1995.
21. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., 1991.
22. Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в
историю. - М., 1998.
23. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы.
Часть 1 (1-4 классы)». – Просвещение, 2000.
24. Твоя Россия. Учебник-хрестоматия / Авторы-составители Н.Ф.Чутко,
Л.В.Родионова. - М.-Обнинск, 1996.
25. Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения: сборник статей по
материалам межрегиональной научной конференции / Науч. ред. Т.Д.Полозова. -
М., 1994.
[1] Классный руководитель.1999, №5
[2] Джежелей О.В. Литературное образование
младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности.
Программа «Чтение и литература»// Начальная школа – 1994, № 9, стр.19.
[3] Джежелей О.В. Курс «Человек и личность»
и его программно-методическое обеспечение/ Первый год обучения. Методическая
консультация// Начальная школа – 1997, № 10, стр.88.
[4] Сборник «Программы общеобразовательных
учреждений. Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)»,2000,Просвещение.
[5] Информационно-методическое письмо о
курсе «Литература как предмет эстетического цикла» для 1 класса трёхлетней
начальной школы. Авторы Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская// Начальная школа – 1997, №
8, стр. 59.
[6] Там же, стр.59.
[7] Там же, стр. 60.
[8] Там же, стр.61.
[9] Сборник «Программы общеобразовательных
учреждений. Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)»,2000,Просвещение.
[10] КутьеваЛ.В. Литература в начальной школе. – М., 1993, стр. 6-7.
[11] Евангелие – в переводе с греческого
«благая весть».Весть о том, что «.так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанн 3:16).
[12] О программе по чтению для 1-4
классов общеобразовательных школ. Авторы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева//Вестник
образования – 1994, № 7, стр.49.
[13] Сборник «Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные класссы. Часть 1 (1-4 классы)», 2000,
Просвещение.
[14] Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М.,
Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории. - М., 1993.
[15] Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф.
Наша Родина в прошлом. Беседы по истории для 3 класса четырехлетней начальной
школы. - Смоленск, 1998.
[16] Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф.,
Заяц Д.В. Наша Родина и современный мир. Беседы о России. - Смоленск.
[17] Твоя Россия. Учебник-хрестоматия /
Авторы-составители Н.Ф.Чутко, Л.В.Родионова. - М.-Обнинск, 1996.
[18] Лебедева И.М., Ярмолаева Л.К.,
Разбегаева Л.П. История Отечества. Начальный курс. - СПб., 1996.
[19] Там же, стр. 23
[20] Петрова Н.Г. Курс “Введение в
историю” // Преподавание истории в школе. 1993, N1.
[21] Саплина Е. Историческое образование
в начальной школе. Путешествие в историю. - М., 1998, стр. 180.
[22] Сухов В.В., Абдулаев Э.Н., Крылов
В.В., Морозов А.Ю. По следам прошлого. Книга для чтения в двух частях. - М.,
1995.
[23] Гурович Л.М., Л.Б. Береговая, В.И.
Логинова. Ребёнок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под редакцией
В.И. Логиновой. – М., 1992, стр. 6.
[24] Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982, стр. 4.
[25] Балтон Ц.П. и В.Д. Воспитательное
чтение. Беседы по методике начального обучения. – М., 1913, стр. 139.
[26] Выготский Л.С. Педагогическая
психология / Под редакцией В.В. Давыдова. – М., 1991, стр.284.
[27] Психология. Словарь / Под общей
редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1982, стр. 66.
[28] Читатель и библиотека. Педагогика и
психология чтения: сборник статей по материалам межрегиональной научной
конференции / Научная редакция Т.Д. Полозова. – М., 1994, стр. 67.
[29] Бацын В.К. Об обсуждении концепций
// Преподавание истории в школе. 1989, № 6, стр. 46.
[30] Божович Л.И. Общая характеристика
детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избранные
психологические труды. Под редакцией Д.И. Эльконина. – М., Воронеж,1995, стр.
45-47.
[31] Божович Л.И. общая характеристика
детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избранные
психологические труды. Под редакцией Д.И. Эльконина. – М., Воронеж,1995, стр.
73.
[32] Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982, стр. 13.
[33] Там же, стр. 88.
[34] Там же, стр. 90.
[35] Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991, стр. 6.
Страницы: 1, 2
|