Диплом: Исследование здоровья детей
того, трудоемкость большинства существующих методик и отсутствие на ряде
территорий региональных стандартов физического развития тормозит процесс
всеобщей диспансеризации детского населения и - формирование групп "риска".
Анализируя существующие методики оценки функционального состояния детей,
следует отметить, что в наиболее ранних работах (В.Г.Власовскии, А.А.Сычев,
1966г.) в основу анализа физического развития положен метод сигнальной оценки
антропометрических показателей, с учетом соматических признаков (развитие
мускулатуры, степень жироотложения), а так же вторичных половых признаков,
конституционного габитуса и "костного возраста". Комплексная оценка
физического развития на основании показателей морфофункционального статуса
была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его методика позволяет оценить
уровень биологического развития детей на основе сопоставления биологического
и паспортного возраста, дать морфофункциональную характеристику физического
состояния организма путем сравнения со стандартами соответствующих возрастно-
половых групп. Эта попытка учета уровня биологического развития в комплексной
оценке физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской
с соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического
развития на различных возрастных этапах.
Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения соматических
признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания, сколько месяцев
(лет) показатель отстает или опережает средневозрастные величины.
Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали различные
оценочные категории физического развития, но все-таки отдали предпочтение
общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в обозначении степени
физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).
Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации по
смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического здоровья
детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке
морфофункционального статуса организма, а именно - показатели биоэнергетики,
характеризующие общую выносливость, а в узком смысле " функциональное
состояние кардиореспираторной системы. С результатами Апанасенко,
свидетельствующими об уровне физической работоспособности как объективном
критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).
В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность
школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к выводу,
что физическая работоспособность отражает физические возможности человека,
состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того, они
установили, что на формирование физической работоспособности в процессе
онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.
Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,
коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую
биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит
оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей
школьного возраста на разнообразных нагрузках.
Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения определяется не
только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и
соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого понимания здоровья, он
считал физическое развитие одним из его важных показателей. По его мнению
"физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует
процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому
возрасту, с другой -морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок
времени.
Уровень функционирования основных систем организма - критерий,
характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и
функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда
детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться
функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные:
быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей 6-
7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что приводит к
несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие
несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных, спортивных
нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др. Многочисленные
исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что здоровье
детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже условия жизни
(В.Н.Кардашенко, 1980г.).
При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое
значение придается определению функционального состояния сердечно-сосудистой
системы, как индикатора адаптационных возможностей организма, органов
дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень
артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).
Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение
ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него аппетит,
настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для детей
более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу,
утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное - состояние
организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых,
возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а так
же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число
детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем
артериального давления. Специальными исследованиями установили, что у детей,
проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха,
отмечалось учащение пульса, увеличение частоты дыхания, умеренный
эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови (Г.Н.
Сердюковская, 1989г.).
II. Методы исследования
Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья школьников 10-
11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, в
которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к. им необходимо было
приспособиться к новым различным учителям и кабинетной системе обучения, а
так же усваивать большее количество информации, усложняющейся с каждым днем.
В процессе обследования соматического здоровья детей мы выявляли детей,
резервные возможности которых снижены, это прежде всего низкие показатели
кардиореспираторной системы, такие учащиеся составили «группу риска».
Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы
использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому
пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры (Апанасенко
Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и др.).
Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-
апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5 класс
в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15 девочек и
17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в экономическом лицее
города Гуково.
Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)
здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных
морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,
сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень
адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и
успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной
статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе
учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы
использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных
показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью
организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.
Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку
каждого показателя формализуют в баллах.
Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по
общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость
легких.
Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли
артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном
вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и
предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед.
После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)
и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.
И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и
выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60
сек.
Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей
(индексов):
1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии
организма, он рассчитывался по формуле: ИК=
2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу
сердца: ДП=
3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания
и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=
4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости
свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о
функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=
5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности
организма школьников: ИР=
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем
аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической
подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки
каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов,
по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:
2-7 баллов – низкий
8-10 баллов – ниже среднего
10-15 баллов – средний
16-20 баллов – ниже среднего
21-25 баллов – высокий
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого
показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест»
организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный
индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает
возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с
большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других
отрицательно воздействующих факторов среды.
III. Результаты обследования и их обсуждение
Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения
информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем
интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей
и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя
медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея,
выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2)
Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.
В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения
России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют
хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-
психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов,
представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья
относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и
8 мальчиков).
Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими
заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические
отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но
с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,
входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)
требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе
оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма
неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность,
рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии
условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой
группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу,
которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и
врожденные пороки в состоянии компенсации.
Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,
значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков
относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном
подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности
морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.
Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу
здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных
специальностей.
Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II
группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать
соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из
начальной в среднюю школу.
При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было
осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого
школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие
мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.
Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся
4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в
сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.
Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.
ТАБЛИЦА №1
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса
(осень)
№№ п/п | Ф.И. ученика | Индекс Кетле усл.ед | Баллы, оценка | Индекс Робинсона | Баллы, оценка | Индекс Скибинского | Баллы, оценка | Индекс Шаповаловой | Баллы, оценка | Индекс Руфье ус.ед | Баллы, оценка | Сумма баллов, оценка | 1 | Барамвекова Иля | 267 | 5 выс | 88 | 4 выс | 640 | 1 низ | 129 | 3 ср | 8 | 2ср | 15б ср | 2 | Бойва Люба | 203 | 5 выс | 70 | 0 низ | 157 | 1 низ | 94 | 2 низ | 10 | -1низ | 7б низ | 3 | Бойва Сергей | 207 | 3 ср | 82 | 4 выс | 1097 | 5 выс | 138 | 3 ср | 12 | -1низ | 14б ср | 4 | Белан Анна | 206 | 1 низ | 80 | 4 выс | 960 | 3 ср | 106 | 2 низ | 8 | 2ср | 12б ср | 5 | Бурова Инна | 178 | 1 низ | 88 | 4 выс | 596 | 1 низ | 110 | 1 низ | 13 | -1низ | 6бниз | 6 | Вовк Илья | 248 | 5 выс | 90 | 4 выс | 878 | 3 ср | 124 | 3 ср | 12 | -1низ | 14б ср | 7 | Иванов Женя | 213 | 1 низ | 77 | 2 ср | 1123 | 4 выс | 103 | 2 низ | 16 | -2низ | 7бниз | 8 | Калинин Сергей | 282 | 2 ср | 99 | 4 выс | 1446 | 5 выс | 150 | 3 ср | 12 | -1низ | 13б ср | 9 | Козьменко Лида | 198 | 1 низ | 83 | 4 выс | 506 | 1 низ | 92 | 1 низ | 13 | -1низ | 6бниз | 10 | Корниенко Сергей | 266 | 2 ср | 83 | 4 выс | 500 | 2 низ | 168 | 1 низ | 12 | -1низ | 8бн ср | 11 | Кравцова Рита | 197 | 1 низ | 85 | 4 выс | 389 | 1 низ | 98 | 1 низ | 6 | 3ср | 10б ср | 12 | Мунтян Сергей | 285 | 2 ср | 90 | 4 выс | 1000 | 4 выс | 109 | 2 низ | 15 | -2ср | 10б ср | 13 | Пешкова Лена | 202 | 1 низ | 79 | 2 ср | 1116 | 5 выс | 104 | 1 низ | 9 | 2ср | 10б ср | 14 | Попова Вика | 237 | 5 выс | 76 | 4 выс | 750 | 3 ср | 126 | 2 низ | 8 | 2ср | 16бв ср | 15 | Рейдин А | 208 | 3 ср | 76 | 2 ср | 1559 | 5выс | 121 | 3 ср | 12 | -1низ | 12бср | 16 | Смирнов А | 225 | 5 выс | 90 | 4 выс | 1907 | 5выс | 97 | 1 низ | 12 | -1низ | 14бср | 17 | Чистюхин М | 261 | 2 ср | 91 | 4 выс | 1240 | 5выс | 130 | 3 ср | 16 | -2низ | 12бср | Среднее значение | 228 +12 | 2 ср | 84 +3 | 3 ср | 934 +2 | 3 ср | 145 +5 | 2 низ | 11 +0,6 | 1низ | 10б сред |
ТАБЛИЦА №2
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса
(осень)
№№ п/п | Ф.И. ученика | Индекс Кетле усл.ед | Баллы, оценка | Индекс Робинсона | Баллы, оценка | Индекс Скибинского | Баллы, оценка | Индекс Шаповаловой | Баллы, оценка | Индекс Руфье ус.ед | Баллы, оценка | Сумма баллов, оценка | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 1 | Болдырев А | 244 | 5 выс | 85 | 4 выс | 556 | 2 н | 134 | 3 ср | 12 | -1низ | 13бср | 2 | Верещак Е | 287 | 2 ср | 96 | 4 выс | 1192 | 5выс | 153 | 3 ср | 9 | 2ср | 16бв.ср | 3 | Горбачев М | 220 | 5 выс | 81 | 4 выс | 960 | 3с | 106 | 2н | 9 | 2ср | 16бв.ср | 4 | Евдокимов В | 269 | 2 ср | 94 | 4 выс | 439 | 1 н | 179 | 5 выс | 8 | 2ср | 14б ср | 5 | Задорожная А | 212 | 3 ср | 94 | 4 выс | 546 | 1 н | 102 | 1 низ | 10 | -1низ | 8б н.ср | 6 | Калашников Р | 297 | 0 н | 122 | 0 н | 492 | 2н | 163 | 4 в | 10 | -1низ | 5бниз | 7 | Конагбекова А | 211 | 1 низ | 96 | 4 выс | 333 | 1 н | 88 | 1 низ | 10 | -1низ | 6бниз | 8 | Конагбеков Алик | 212 | 1 низ | 75 | 2 ср | 398 | 1 н | 88 | 1 низ | 7 | 3 ср | 8бн.ср | 9 | Кузнецова А | 225 | 3 ср | 91 | 4 выс | 297 | 1 н | 101 | 1 низ | 14 | -1низ | 8бн.ср | 10 | Кондра В | 226 | 5 выс | 108 | 2 ср | 805 | 3 ср | 150 | 3 ср | 10 | -1низ | 12б ср | 11 | Ольховский А | 258 | 5 выс | 78 | 2 ср | 595 | 1 н | 133 | 3 ср | 9 | 2ср | 13б ср | 12 | Попова Е | 354 | 0 н | 120 | 0 н | 350 | 1 н | 165 | 4 в | 12 | -1низ | 5б низ | 13 | Пушкина Е | 206 | 1 низ | 110 | 2 ср | 292 | 1 н | 130 | 3 ср | 12 | -1низ | 6б низ | 14 | Рязанова И | 188 | 1 низ | 74 | 2 ср | 738 | 3 ср | 113 | 3 ср | 10 | -1низ | 8б н.ср | 15 | Сацевич К | 209 | 1 низ | 61 | 4 выс | 432 | 1 н | 111 | 1 низ | 8 | 2 ср | 9б н.ср | 16 | Старожилова И | 225 | 3 ср | 103 | 2 ср | 544 | 1 н | 97 | 1 низ | 15 | -2низ | 5б низ | 17 | Стрельченко А | 212 | 3 ср | 97 | 4 выс | 748 | 3 ср | 78 | 1 низ | 6 | 3ср | 14б ср | 18 | Сулиасьян Н | 403 | 0 н | 105 | 2 ср | 246 | 1 н | 262 | 5 выс | 9 | 2ср | 10б ср | 19 | Торковская М | 222 | 3 ср | 99 | 4 выс | 614 | 1 н | 111 | 1 низ | 6 | 3ср | 12б ср | 20 | Цатурян А | 250 | 5 выс | 95 | 4 выс | 1024 | 4 выс | 141 | 3 ср | 9 | 2ср | 18б в.ср | 21 | Шатилов О | 267 | 2 ср | 107 | 2 ср | 295 | 1 н | 155 | 4 в | 12 | -1низ | 8б н.ср | 22 | Ярмова Е | 204 | 1 низ | 84 | 4 выс | 626 | 1 н | 92 | 1 низ | 10 | -1низ | 6б низ | Среднее значение | 245 +11 | | 95 +6 | 3 ср | 596 +3 | 2 н | 129 +7 | 2низ | 1 +0,7 | 1н | 10б сред |
Таблицы.
При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о
весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты,
представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1
среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2
ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее
значение индекса Кетле.
Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение
индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек.
Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле.
Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле
свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено
недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса
Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д.
У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица
№2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у
четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%)
школьников.
Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии
веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии.
Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе
здоровья.
Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на
рисунке 3.
Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-
ростового показателя.
Весна 2002
Страницы: 1, 2, 3
|