Рефераты

Диплом: Исследование здоровья детей

того, трудоемкость большинства существующих методик и отсутствие на ряде

территорий региональных стандартов физического развития тормозит процесс

всеобщей диспансеризации детского населения и - формирование групп "риска".

Анализируя существующие методики оценки функционального состояния детей,

следует отметить, что в наиболее ранних работах (В.Г.Власовскии, А.А.Сычев,

1966г.) в основу анализа физического развития положен метод сигнальной оценки

антропометрических показателей, с учетом соматических признаков (развитие

мускулатуры, степень жироотложения), а так же вторичных половых признаков,

конституционного габитуса и "костного возраста". Комплексная оценка

физического развития на основании показателей морфофункционального статуса

была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его методика позволяет оценить

уровень биологического развития детей на основе сопоставления биологического

и паспортного возраста, дать морфофункциональную характеристику физического

состояния организма путем сравнения со стандартами соответствующих возрастно-

половых групп. Эта попытка учета уровня биологического развития в комплексной

оценке физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской

с соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического

развития на различных возрастных этапах.

Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения соматических

признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания, сколько месяцев

(лет) показатель отстает или опережает средневозрастные величины.

Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали различные

оценочные категории физического развития, но все-таки отдали предпочтение

общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в обозначении степени

физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).

Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации по

смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического здоровья

детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке

морфофункционального статуса организма, а именно - показатели биоэнергетики,

характеризующие общую выносливость, а в узком смысле " функциональное

состояние кардиореспираторной системы. С результатами Апанасенко,

свидетельствующими об уровне физической работоспособности как объективном

критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).

В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность

школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к выводу,

что физическая работоспособность отражает физические возможности человека,

состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того, они

установили, что на формирование физической работоспособности в процессе

онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.

Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,

коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую

биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит

оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей

школьного возраста на разнообразных нагрузках.

Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения определяется не

только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и

соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого понимания здоровья, он

считал физическое развитие одним из его важных показателей. По его мнению

"физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует

процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому

возрасту, с другой -морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок

времени.

Уровень функционирования основных систем организма - критерий,

характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и

функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда

детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться

функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные:

быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей 6-

7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что приводит к

несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие

несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных, спортивных

нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др. Многочисленные

исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что здоровье

детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже условия жизни

(В.Н.Кардашенко, 1980г.).

При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое

значение придается определению функционального состояния сердечно-сосудистой

системы, как индикатора адаптационных возможностей организма, органов

дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень

артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).

Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение

ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него аппетит,

настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для детей

более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу,

утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное - состояние

организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых,

возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а так

же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число

детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем

артериального давления. Специальными исследованиями установили, что у детей,

проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха,

отмечалось учащение пульса, увеличение частоты дыхания, умеренный

эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови (Г.Н.

Сердюковская, 1989г.).

II. Методы исследования

Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья школьников 10-

11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, в

которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к. им необходимо было

приспособиться к новым различным учителям и кабинетной системе обучения, а

так же усваивать большее количество информации, усложняющейся с каждым днем.

В процессе обследования соматического здоровья детей мы выявляли детей,

резервные возможности которых снижены, это прежде всего низкие показатели

кардиореспираторной системы, такие учащиеся составили «группу риска».

Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы

использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому

пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры (Апанасенко

Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и др.).

Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-

апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5 класс

в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15 девочек и

17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в экономическом лицее

города Гуково.

Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)

здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных

морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,

сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень

адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и

успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной

статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе

учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы

использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных

показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью

организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку

каждого показателя формализуют в баллах.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по

общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость

легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли

артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном

вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и

предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед.

После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)

и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и

выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60

сек.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей

(индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии

организма, он рассчитывался по формуле: ИК=Диплом: Исследование здоровья детей

2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции

деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу

сердца: ДП=Диплом: Исследование здоровья детей

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания

и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=

Диплом: Исследование здоровья детей

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости

свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о

функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=Диплом: Исследование здоровья детей

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности

организма школьников: ИР=Диплом: Исследование здоровья детей

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем

аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической

подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки

каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов,

по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

2-7 баллов – низкий

8-10 баллов – ниже среднего

10-15 баллов – средний

16-20 баллов – ниже среднего

21-25 баллов – высокий

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого

показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест»

организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный

индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает

возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с

большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других

отрицательно воздействующих факторов среды.

III. Результаты обследования и их обсуждение

Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения

информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем

интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей

и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя

медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея,

выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2)

Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.

Диплом: Исследование здоровья детей

мальчики

Диплом: Исследование здоровья детей

девочки

Диплом: Исследование здоровья детей

В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения

России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют

хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-

психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов,

представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья

относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и

8 мальчиков).

Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими

заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические

отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но

с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,

входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)

требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе

оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма

неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность,

рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии

условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой

группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу,

которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и

врожденные пороки в состоянии компенсации.

Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,

значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков

относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном

подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности

морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.

Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу

здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных

специальностей.

Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II

группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать

соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из

начальной в среднюю школу.

При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было

осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого

школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие

мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.

Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся

4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в

сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.

Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.

ТАБЛИЦА №1

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса

(осень)

№№ п/пФ.И. ученикаИндекс Кетле усл.едБаллы, оценкаИндекс РобинсонаБаллы, оценкаИндекс СкибинскогоБаллы, оценкаИндекс ШаповаловойБаллы, оценкаИндекс Руфье ус.едБаллы, оценкаСумма баллов, оценка
1Барамвекова Иля2675 выс884 выс6401 низ1293 ср82ср15б ср
2Бойва Люба2035 выс700 низ1571 низ942 низ10-1низ7б низ
3Бойва Сергей2073 ср824 выс10975 выс1383 ср12-1низ14б ср
4Белан Анна2061 низ804 выс9603 ср1062 низ82ср12б ср
5Бурова Инна1781 низ884 выс5961 низ1101 низ13-1низ6бниз
6Вовк Илья2485 выс904 выс8783 ср1243 ср12-1низ14б ср
7Иванов Женя2131 низ772 ср11234 выс1032 низ16-2низ7бниз
8Калинин Сергей2822 ср994 выс14465 выс1503 ср12-1низ13б ср
9Козьменко Лида1981 низ834 выс5061 низ921 низ13-1низ6бниз
10Корниенко Сергей2662 ср834 выс5002 низ1681 низ12-1низ8бн ср
11Кравцова Рита1971 низ854 выс3891 низ981 низ63ср10б ср
12Мунтян Сергей2852 ср904 выс10004 выс1092 низ15-2ср10б ср
13Пешкова Лена2021 низ792 ср11165 выс1041 низ92ср10б ср
14Попова Вика2375 выс764 выс7503 ср1262 низ82ср16бв ср
15Рейдин А2083 ср762 ср15595выс1213 ср12-1низ12бср
16Смирнов А2255 выс904 выс19075выс971 низ12-1низ14бср
17Чистюхин М2612 ср914 выс12405выс1303 ср16-2низ12бср

Среднее значение

228

+12

2 ср

84

+3

3 ср

934

+2

3 ср

145

+5

2 низ

11

+0,6

1низ

10б

сред

ТАБЛИЦА №2

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса

(осень)

№№ п/пФ.И. ученикаИндекс Кетле усл.едБаллы, оценкаИндекс РобинсонаБаллы, оценкаИндекс СкибинскогоБаллы, оценкаИндекс ШаповаловойБаллы, оценкаИндекс Руфье ус.едБаллы, оценкаСумма баллов, оценка
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
1Болдырев А2445 выс854 выс5562 н1343 ср12-1низ13бср
2Верещак Е2872 ср964 выс11925выс1533 ср92ср16бв.ср
3Горбачев М2205 выс814 выс96010692ср16бв.ср
4Евдокимов В2692 ср944 выс4391 н1795 выс82ср14б ср
5Задорожная А2123 ср944 выс5461 н1021 низ10-1низ8б н.ср
6Калашников Р2970 н1220 н4921634 в10-1низ5бниз
7Конагбекова А2111 низ964 выс3331 н881 низ10-1низ6бниз
8Конагбеков Алик2121 низ752 ср3981 н881 низ73 ср8бн.ср
9Кузнецова А2253 ср914 выс2971 н1011 низ14-1низ8бн.ср
10Кондра В2265 выс1082 ср8053 ср1503 ср10-1низ12б ср
11Ольховский А2585 выс782 ср5951 н1333 ср92ср13б ср
12Попова Е3540 н1200 н3501 н1654 в12-1низ5б низ
13Пушкина Е2061 низ1102 ср2921 н1303 ср12-1низ6б низ
14Рязанова И1881 низ742 ср7383 ср1133 ср10-1низ8б н.ср
15Сацевич К2091 низ614 выс4321 н1111 низ82 ср9б н.ср
16Старожилова И2253 ср1032 ср5441 н971 низ15-2низ5б низ
17Стрельченко А2123 ср974 выс7483 ср781 низ63ср14б ср
18Сулиасьян Н4030 н1052 ср2461 н2625 выс92ср10б ср
19Торковская М2223 ср994 выс6141 н1111 низ63ср12б ср
20Цатурян А2505 выс954 выс10244 выс1413 ср92ср18б в.ср
21Шатилов О2672 ср1072 ср2951 н1554 в12-1низ8б н.ср
22Ярмова Е2041 низ844 выс6261 н921 низ10-1низ6б низ

Среднее значение

245

+11

95

+6

3 ср

596

+3

2 н

129

+7

2низ

1

+0,7

10б сред

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о

весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты,

представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1

среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2

ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее

значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение

индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек.

Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле.

Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле

свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено

недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса

Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д.

У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица

№2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у

четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%)

школьников.

Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии

веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии.

Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе

здоровья.

Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на

рисунке 3.

Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-

ростового показателя.

девочки

Весна 2002

Диплом: Исследование здоровья детей Диплом: Исследование здоровья детей

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ