Рефераты

Диплом: Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

Диплом: Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Адыгейский Государственный университет

Педагогический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

в начальных классах

Марченко Татьяна Алексеевна

Студентка 3 курса заочного отделения

Особенности работы над предлогами и приставками

в начальной школе

Квалификационная работа

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент

Тлюстен Людмила

Шаханболетовна

Майкоп 2001г.

Адыгейский Государственный Университет

Педагогический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

в начальных классах

Клименко Татьяна Григорьевна

Студентка 3 курса заочного отделения

Особенности работы над предлогами и приставками

в начальной школе

Квалификационная работа

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент

Тлюстен Людмила

Шаханболетовна

Рецензент – кандидат филологических наук, доцент Тутарищева

Марзъят Каспоторовна

Зав.кафедрой – доктор педагогических наук, профессор Шхапацева

Мина Хаджибиевна

Майкоп 2001г.

Оглавление

Введение

3

Глава I Лингвистические основы работы над

приставкой и предлогом в начальной школе 5

1.1. Предлог как часть речи 5

1.2. Понятие о приставке 11

Глава II Психолого-педагогические основы изучения

приставки и предлога 20

2.1. Роль анализа и сравнения в процессе

обучения младших школьников 20

2.2. Принципы наглядности как один из

важнейших дидактических принципов в

системе обучения младших школьников 22

Глава III Приемы работы над приставками и

предлогами в начальной школе 27

3.1. Формирование представлений о предлоге

у первоклассников 27

3.2. Особенности работы над приставкой 33

3.3. Сравнительное изучение предлога и

приставки по системе Л.В. Занкова 39

3.4. Работа над предлогом в связи с изучением

падежей

48

Заключение

54

Библиография

55

Приложения

57

Введение

Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед

учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения,

повышение его качества и процента обученности. В настоящее время

общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и

воспитания.

Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших

школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к

языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений

и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно

существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка

как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость

глубокого изучения родного языка в школе.

Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи –

аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся.

Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь

изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к подлинному

развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в жизни

современного общества, в современном производстве, в развитии культуры,

искусства (16 5).

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку,

нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н.

Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у

учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно,

интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и

орфографически верно передавать их на письме.

Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми

для сознательного владения языком и формирования графических и

орфографических навыков.

Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три части

речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе – предлог,

в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для

сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу

знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о

морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы

младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их

роль и взаимодействие в слове.

Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному

составу (непосредственно приставки) и предлогам. Но учитывая сложность этой

темы для младших школьников, мы обратились к теме: «Особенности работы над

предлогами и приставками в начальной школе». Была поставлена цель – показать

наиболее эффективные приемы работы, которые бы способствовали лучшему

усвоению материала младшими школьниками.

Задачи исследования

1. Изучение лингвистической, психологической, педагогической и научно-

методической литературы.

2. Обобщение передового опыта работы различных учителей-методистов начальных

классов.

3. Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нем

отводится предмету нашего исследования.

1. Выявление эффективных приемов работы при

изучении предлогов и приставок.

В процессе работы над темой мы пользовались следующими методами:

1. Изучение литературы по теме.

2. Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей страны.

3. Наблюдение за ходом уроков различных учителей.

4. Эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в 2000-2001 гг. во II,III классах СШ

№13 п. Ясенская Переправа Ейского района Краснодарского края.

Глава I Лингвистические основы работы над приставкой и предлогом в начальной

школе

Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в

основе методики обучения грамоте и правописанию, грамматические теории ( о

частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики

обучения грамматике: на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие

речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют

лингвистические основы методики обучения русскому языку.

«Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических

систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надежно служить

методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры». [ 14, 225]

На том или ином этапе развития науки может происходить смена исходных

лингвистических платформ, что обычно ведёт к значительной перестройке всей

методической системы. Причем принято считать, что лингвистика влияет только

на содержание обучения, т.е. только на решение вопросов о том, чему учить,

как трактовать то или иное понятие, языковое явление. Но это не так. Смена

лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации

обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах

упражнений.

Покажем это на примере работы с приставкой и предлогом в начальных классах.

Но сначала рассмотрим, что представляют собой предлог и приставка с

лингвистической точки зрения.

1.1. Предлог как часть речи

Предлоги – это служебные слова, которые в сочетании именем в косвенном падеже

выражают зависимость данного имени от других слов в предложении или

словосочетании, передают различные отношения между зависимым именем и другими

словами в предложении или словосочетании. [8, 256]

Например: Книга лежит на столе; яблоня в цвету, вид из окна.

Современная система русских предлогов сложилась на основе той предложной

системы, которая была унаследована древнерусским языком их эпохи

общевосточнославянского языкового единства. Русский язык сохранил такие древние

предлоги как в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под,

перед, про, при, ради, с, через, у.

Развитие и совершенствование языка требовало новых средств выражения

грамматических отношений. Это служило стимулом для образования новых

предлогов. Процесс их образования был беспрерывным, он продолжается и в

настоящее время. [8, 236]

В лингвистической науке предлоги рассматриваются как одно из средств

выражения синтаксических отношений между членами предложения, иначе говоря,

как одно из средств организации слов в словосочетании. Указанное свойство

предлогов составляет их грамматическое значение. [32,39]

Спорным в учении о предлоге остается вопрос о лексическом значении предлогов.

На него существуют две точки зрения. Согласно одной из них большая часть

предлогов имеет и лексическое и грамматическое значение, только степень

проявления лексического значения у разных предлогов различна. Такой взгляд на

предлог высказывается, в частности, в трудах В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева,

В.М. Жирмунского, В.И. Кодухова, А.И. Смирницкого. Противоположная точка

зрения заключается в признании у предлогов только формального,

грамматического значения и отрицании реального, лексического (в трудах А.А.

Потебик, А.А. Шахматова, А.М.Пешковского и некоторых других лингвистов).

Предлоги, как и другие служебные части речи, принадлежат к неизменяемым

словам. Следовательно, у них нет флексий и вопрос о морфемной структуре

предлогов должен был бы быть предметом словообразования, однако и он по

традиции рассматривается в морфологии. [32, 358]

Классификация предлогов

В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные.

Непроизводными, или первообразными, считаются все предлоги,

которые потеряли живую связь с теми словами, от которых они образованы. Это

сравнительно небольшая группа слов, куда входят предлоги без, в, до,

для, за, из, к, над, о, об, от, по, под, перед (пред), при, про, ради, с, у,

через; а также предлоги сквозь, между (меж), кроме, среди

, соотносительность которых с наречиями в настоящее время может быть

подтверждена лишь исторически.

Производных предлогов значительно больше. Их классификация производится в

зависимости от того, с какой частью речи сохраняется связь производного

предлога. Таким образом выделяются наречные, отыменные и отглагольные

предлоги.

К наречным относятся предлоги вблизи, вдоль, вне, внутри, внутрь, возле,

вокруг, впереди, вслед, кругом, мимо, навстречу, наперекор, напротив, около,

поверх, подле, позади, поперек, после, посреди, прежде, сбоку, сверху, свыше,

сзади и др. С ними сближаются предлоги, происхождение которых связано

с прилагательными: согласно, соответственно, соразмерно,

относительно и др. Рост производных предлогов происходит и за счет

дальнейшей конкретизации широких пространственных, временных или иных

обстоятельственных значений первообразных предлогов. Эта конкретизация идёт по

линии сочетания такого предлога с наречием. В итоге образуются

наречно-предложные сочетания, употребляющиеся в роли предлогов: вдоль

по, вместе с, вслед за, отдельно от, рядом с и др.

С глагольными формами связаны своим происхождением предлоги от деепричастий (

благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, спустя), а также из

сочетаний деепричастия с первообразным предлогом (несмотря на, смотря по,

начиная с). [26, 483]

С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. К

простым относятся предлоги, состоящие из одной корневой морфемы (без, о,

об, про, через и др.), а к сложным – имеющие в своем составе две или

более корневые морфемы одного уровня, т.е. фактически состоящие из двух или

более предлогов, например: из-за, из-под, по-над, промеж, промежду и др

. Обычно такие предлоги свойственны разговорной или народно-поэтической речи,

широко представлены они и в русских говорах.

Производные предлоги можно делить в зависимости от того, сколько лексических

единиц входит в функциональную синтаксическую единицу, именуемую по традиции

предлогом. Здесь также можно выделять предлоги однословные: вблизи,

вокруг, путём, спустя; двусловные, состоящие их предлога и бывшего

знаменательного слова (их называют по-разному – сложными, составными или даже

предложными оборотами): в деле, в отношении, по причине, вдоль по, рядом

с, несмотря на и др.; наконец, трёхсловные, состоящие из простого

предлога, бывшего знаменательного слова и последующего простого предлога (их

также называют составными или сложно-составными): в связи с, в отличие

от и др. Названия разрядов в лингвистике твердо не закрепились. [26,

484]

При проведении наблюдений над семантикой предлогов необходимо учитывать, что

они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна знаменательным

словам, и только в сочетании с последними употребляются в речи.

Словосочетание – это тот конкретный материал, который позволяет раскрыть

функцию предлога на наглядно-чувственной основе. Пропуск предлога в

предложении нарушает связь между двумя знаменательными словами и затрудняет

понимание смысла. При проведении наблюдений над семантикой предлогов

необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая

свойственна знаменательным словам, и только в сочетании с последними

употребляется в речи. [ 32, 238]

Значение предлогов

Между компонентами словосочетания устанавливаются самые разнообразные виды

отношений: пространственные, временные, объективные, причинные и проч. В

выражении этих отношений предлоги принимают непосредственное участие, поэтому

определение таких отношений является и определением функционального значения

предлогов.

В современном русском языке сложились следующие группы функциональных значений

предлогов (в лексикографической практике такие группы значений именуются

отношениями).

1. «Широко выражаются пространственные отношения, в частности:

а)местонахождение предмета, его положение по отношению к другому предмету: у

реки, перед школой, за городом, под горой, над обрывом, в лесу, на горе; б)

положение по отношению к предмету, до которого совершается перемещение:

подвинь до шкафа, поставь у стола, в стол, за стол, перед столом; от которого

начинается перемещение: вынь из ящика, отставь от печи; в)пространство, по

которому совершается передвижение: ехали через лес, по степи.

2. Обозначение времени выражаются при сочетании с существительными,

называющими промежутки времени или процессы, длящиеся во времени; при этом

указывается продолжительность действия: сделал за день, в неделю; время

действия: занимается по вечерам, ездил в прошлом году, случилось на прошлой

неделе; момент от которого или до которого простирается действие: открывается

с девяти часов, уехал до мая.

3. Обозначения образа действия выражаются рядом конструкций, включающих более

или менее широкий круг отвлеченной лексики, а также отдельные

фразеологические обороты: шёл с усилием, говорил с подъёмом, работал с

увлечением, смотрел с удовольствием.

4. Указания на причину даются рядом конструкций в зависимости от значения

подчиняющего и подчиненного слова; эти конструкции немногочисленны; среди них

немало фразеологических оборотов: не пришёл на работу по болезни, по

уважительной причине, ушёл с досады, дрожа от холода.

5. Указания на цель даются конструкциями такого же характера, как и

обозначение причины: сделали остановку для отдыха, машина остановилась для

набора воды и т.д.

6. Сравнительно редко предложные конструкции выражают отношения к предметам

без осложнения обстоятельственными значениями. Сюда относятся:

а)обозначение предмета речи, сообщения: рассказать о поездке, напомнить о

времени занятий и др. б)обозначение материала. Который употребляется для

производства тех или иных вещей: строить из камня, сооружать из бетона;

в)обозначение той структуры или того состояния, в которое превращается

предмет в результате процессов: от жары земля превратилась в камень, ветер

перешёл в ураган и др.

г)орудие действия: смотреть в бинокль, видеть через очки и др.» [8,417-418]

Значения отдельных предлогов исключительно разнообразны и сложны. Они

обстоятельно излагаются в толковых словарях, например «Толковом словаре

русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. Но толковые словари стремятся

выделять все оттенки значения в зависимости от различий в лексике. Для

грамматики, наоборот, важно при определении значений падежей дать обобщенные,

широкие значения, отвлекаясь от тех осложнений, которые вносятся лексикой;

кроме того, важно отделить продуктивные конструкции от обособившихся

фразеологических оборотов.

В синтаксической конструкции предлог обычно занимает место после главного и

перед зависимым компонентом, причем связь его с зависимым компонентом, как

правило, значительно более тесная. Именно поэтому при инверсионном порядке слов

в словосочетании предлог вместе с зависимым словом размещается перед главным,

сравним: выйти до рассвета – до рассвета выйти. Такая связь с

зависимым компонентом позволяет предложно-падежному сочетанию «отрываться» от

главного компонента и более или менее свободно размещаться в предложении,

превращаясь в детерминант. Связь управления в этом случае заменяется более

слабой связью именного примыкания. В лингвистической литературе были интересные

попытки связать предлог более тесными смысловыми отношениями либо с главным

компонентом ( к таким предлогам относили к, про, сквозь, через, за, под,

в, на, о) либо с компонентом зависимым (без, для, до, от, около,

над, перед, между, за, с, под). [26, 345]

Употребление предлогов с формами косвенных падежей

Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое – в

словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого компонента

играет роль показателя грамматической формы всего словосочетания. Тесная

связь предлога и падежной формы закрепилась в языке как корреляция: каждый

предлог употребляется с одним или несколькими определенными падежами.

Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного падежа.

Так, родительного падежа требуют предлоги без, до, для, из,

из-за, из-под, мимо, кроме, вместе, сверх, насчет, среди, у и др.,

многие наречные предлоги, наречно-предложные и предложно-падежные сочетания (

возле, около, посреди; отдельно от, вплоть до; в области, в смысле, в течение, в

целях и др.). Дательного падежа требуют непроизводный предлог

к и производные благодаря, вопреки, вслед, навстречу, наперекор,

согласно, соответственно, а также предложные конструкции на пути

к, по направлению к и др. Винительного падежа требуют предлоги

про, через, сквозь, в ответ на и др. С формой творительного

падежа употребляются непроизводный предлог при и производные

согласно с, рядом с, вместе с, в связи с и др.

Отдельные предлоги могут сочетаться с формами двух или даже трех падежей. [8,

417]

Предлоги как база для образования служебных морфем

За счет предлогов интенсивно пополняется состав наречных и именных префиксов,

предлоги входят как составная часть в союзы и частицы.

Переход предлогов в префиксы совершается через стадию использования предлога в

качестве первого компонента конфикса. Так, например, прилагательные с

конфиксального образования дооктябрьский, довоенный мотивируются

предложно-падежными сочетаниями до Октября, до войны (такие сочетания

Г.Ф.Золотова именует синтаксической формой слова). Развитие системы значений

таких производных прилагательных приводит к тому, что они получают вторую

мотивацию: начинают соотноситься не только с сочетаниями, но и с

прилагательными. В итоге до- выделяется как самостоятельный

префикс в системе словообразования имён прилагательных. С этим префиксом

становится возможным образование других прилагательных, ср.

докапиталистический (это слово уже никак нельзя мотивировать

предложно-падежным сочетанием до капиталиста) и др.

Таким же путем – от предлога через ступень первого компонента конфикса – перешли

в префиксы прилагательных сверх- (сверхмощный),

без- (безатомный, бесклассовый) и др.

Включение предлогов в состав союзов происходит путём использования предлогов в

качестве компонентов так называемых указательных (соотносительных) сочетаний –

антецедентов. Например, в составе антецедентов с того времени, перед

тем, несмотря на то чётко выделяются предлоги с, перед, несмотря

на. Эти антецеденты, сливаясь в свою очередь с простыми подчинительными

союзами, входят в состав новых производных подчинительных союзов с того

времени как, перед тем как и др. Предлог за

обнаруживается в составе сложной эмоционально-экспрессивной частицы что

за. В этой частице за не имеет функционального значения

предлога и утратило предложное управление, однако сохранило особенности

размещения в конструкции, свойственные предлогу.

1.2. Понятие о приставке

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определенную

структуру, т.е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими

учеными в конце XIX века. Оно встречается в работах И.А. Бодуэна де Куртэнэ,

О.С.Крушевского, В.А.Богородицкого и других языковедов. [26, 142]

Морфема – наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например,

приставка раз- - морфема со значением высокой степени качества (

разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести,

растащить) и т.д. [26, 143]

Все морфемы современного русского языка прежде всего разграничиваются в

зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся

на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению

к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки),

суффиксы, постфиксы. [8,132]

В своей работе мы хотим остановиться на префиксах.

Префикс. Префиксом или приставкой называется значимая часть слова,

находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования

новых слов или разных форм одного и того же слова.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и

той же части речи: автор – со-автор, носить – вы-носить, вне – из-вне

и т.д.

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства

глаголов, прилагательных, наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее

активно, чем суффиксы. Тем не менее они могут быть и формообразующими:

делать – сделать, бледнеть – по-бледнеть, слепнуть – о-слепнуть.

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи.

Приставкам несвойственна закрепленность за определенными частями речи в связи с

большой степенью отвлеченности и универсальности выражаемых ими значений. Так,

приставка со-, выражающая значение «совместимость», возможна в

составе существительных со-товарищ, со-участник; глаголов

со-существовать, со-переживать, прилагательных со-звучный,

со-предельный и др.

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их

значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так глаголы

у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и

глагол бежать.

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие

пре-отлично и прилагательное пре-симпатичный обозначают

те же признаки, что и слова отлично и симпатичный

, но приставка пре- придает значению данных признаков оттенок

высшей степени качества.

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. [26, 146]

Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых

говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам,

обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих

частей речи важно определение направления действия, времени его протекания,

меры или степени признака. Для имен существительных соединение с приставками не

столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные

присоединением приставки: частица – античастица, раздел – подраздел,

экспресс – суперэкспресс и т.п. Однако число таких слов (сравнительно

с существительными, не включающими приставок) не столь велико. В

существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще

вносят дополнительные указания на меру, степень (плут – архиплут, кубок

– суперкубок) или указания временного характера (язык – праязык,

память – прапамять, история – предыстория, человек – дочеловек).

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их

особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (

анти-демократичный, противо-воздушный, противо-пожарный, со-наниматель,

внутри-клеточный, анти-нейтралитет). Наличие особого ударения и

структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные

изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не

затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместимости в

безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь

редукции и не изменяясь в [ъ] или [а]:

сонаниматель, соопекун, соруководители. [12, 147]

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц

и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому,

что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их

употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой

основы.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или

характера действия: входить – выходить, приходить –

уходить, подходить – отходить; запеть, при

открыть, подводный, наземный. Приставка без- указывает

на отсутствие того, что обозначено корнем: безземельный, бес

помощный, бесшумно, а приставка не-, присоединяясь к слову,

придает ему противоположное значение: неприятель (враг), не

весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое

значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях; например,

приставка за- указывает: 1) на распространение действия дальше

определенного предела (залетел за черту), 2) на доведение

действия до крайней степени (закормить, захвалить

), 3) на попутное действие (зайти к товарищу), 4) на начало

действия (запеть, заплясать) и др.

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для

образования новых слов, например: в-, на-, за-; другие встречаются в

относительно немногих словах и почти не используются для производства новых

слов, например: па- (паводок, пасынок, па

дчерица), пра- (прадед, прабабушка),

су- (сумрак, суглинок) и др. [12, 93-94]

Далее в своей работе мы поведём речь отдельно о каждой части речи и приставках.

Приставки имен существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют

значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с

приставками явно обнаруживают своё происхождение от глагольных основ с теми же

приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных

образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с

образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не- входит в состав

ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки:

неслух, неверье, неприязнь, частью существующих самостоятельно:

неприятель, недруг, непогода, несчастье, неволя.

Приставка о-(об-) в отглагольных образованиях служит для обозначения

остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в

результате действия: обмылок, окурок, обмерок, обноски, обрывок, опилки

и т.д.

Приставка между-, не употребляемая с глаголами, обозначает пространство

в промежутке между двумя одинаковыми предметами: междуречье, междурядье,

междупутье.

Приставка пере- называет предмет в окружении инородной среды, иногда

являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета:

перешеек, перелесок, переносица.

Приставка про- имеет значение близкое к приставке пере- и

сходное с глагольной приставкой про-, обозначающей движение внутрь и

насквозь: прожилка, прослойка, простенок, проселок.

Приставка за- указывает положение по другую сторону предмета: заречье,

загорье, заболотье, замостье и др.

Приставка пред- указывает на положение впереди предмета: пр

едмостье, предгорье, предплечье, предгрозье, предзимье.

Приставка при- обозначает нахождение вблизи предмета: приморье,

пригород, привесок, припек.

Приставка под- обозначает нахождение ниже предмета: подбородок,

подлесок, подоконник, подрамник, подножие и др.

Приставка по- означает местность, расположенную на поверхности и в

пределах чего-либо: побережье, Поволжье, Поднепровье и др.

Приставка на- указывает на положение на поверхности предмета:

наушник, наплечник, нарукавник, набрюшник, наконечник, нагорье. [8,214]

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок

употребляется для образования качественных прилагательных, другая группа –

для образования относительных прилагательных.

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые

близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

Так, приставка пре- (старославянского происхождения) близка по значению

к наречиям меры очень, чрезвычайно и в новых образованиях нередко

создает оттенок разговорной речи: презабавный, премилый, превесёлый,

преусердный, прехитрый, прежирный, превосходный, прекрасный.

Приставка наи-, присоединяемая к превосходной степени, выражает

экспрессивное усиление и придает слову несколько архаический, книжный характер:

наиглавнейший, наикратчайший, наидобрейший и др.

Приставка раз- по значению аналогична приставке пре-, по свойственна

разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования

связаны с народно-поэтическими произведениями: развеселый,

разнесчастный, разлюбезный, разухабистый и др.

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

Приставка без- указывает на признак, заключающийся в отсутствии

известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие

суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых

частей растений и предметов: безрукий, безногий, беспалый, безусый,

безбородый, беззубый, безволосый и т.д.

Приставка не- в отличие от частицы не, выражающей только

отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки:

несмелый (робкий) – смелый, небольшой (маленький) – большой, нередкий (частый),

нехороший (плохой), нетрудный (легкий) и др.

Приставка а- (греческая),употребляемая в словах греческого и латинского

происходения, близка по значению к приставкам без-, не-: аморальный,

алогичный, аритмичный, асимметричный, и др. Приставка а- не

является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими

бесприставочными прилагательными (аморальный – моральный) в

отдельных случаях отчётливо выделяется.

Сложная приставка небез- (небес-), представляющая сочетание приставок

не- и без-, как бы выражает отрицание отсутствия известного признака

и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небезвредный,

небесполезный, небезызвестный и др. [8, 259-260]

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько

групп; в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и

предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами; сюда

относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на-, над-, под-,

зад-, при-, внутри-.

Приставка на- указывает на положение на поверхности: настольный,

наземный, нагорный, нательный, нагрудный, набрюшный.

Приставка над- указывает на положение выше предмета: надбровный,

надземный, надворный, надзвездный, надгробный.

Приставка под- указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом

приставки над-, иногда на-: подводный, подземный,

подкожный, подгорный и др.

Приставка при- обозначает положение вблизи предмета, связь с ним:

приморский, приречный, придорожный, приусадебный и др.

Приставка вне- указывает на положение за пределами чего-либо, нередко

употребляется с непространственным значением: внеевропейский,

внеслужебный, внешкольный и др.

К приставкам, обозначающим время, относятся до-, пред-, по-, после-.

Приставка до- указывает на предшествующее время по отношению к

известному событию, эпохе, периоду времени: дореволюционный, довоенный

и др.

Приставка пред- на ближайшее предшествующее время и этим отличается от

до-: предреволюционный, предоктябрьский, предвоенный, предвыборный и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ