Диплом: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
Диплом: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
КАКАНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Научный руководитель:
канд.пед.наук Казаева Е.А.
Шадринск 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей
дошкольного возраста
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального
Фольклора
1.3. Классификация и терминология детского музыкального Фольклора
1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста
2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных
способностей старших дошкольников
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Приложение
Введение.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего
поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и
старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности
в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей
проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании
дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству,
смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников
средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке,
начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у
ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и
навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются
на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально
несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной
педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: "Развитие
музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников
позволил выявить ряд противоречий между:
1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных
способностей и невозможностью их реализации на практике;
2. большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и
ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования:
поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через
развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию
по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у
детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста будет успешным, если:
1. выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
2. определены компоненты, критерии, показатели и уровни
музыкальных способностей старших дошкольников;
3. разработана технология развития музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи
исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные способности;
2) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных
способностей;
3) разработать технологию развития музыкальных способностей;
4) на основе разработанной технологии составить программу развития
музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития
музыкальных способностей старших дошкольников посредством заданий, основанных
на музыкальном фольклоре.
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к
проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными
психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов
Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев
А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.,
Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.)
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия
«музыкальные способности дошкольников»; выявлении компонентов, критериев,
показателей, уровней.
Опытно – экспериментальная работа проводилась с октября по март 2001 – 2002
г.г. в три этапа:
I Констатирующий эксперимент.
II Формирующий эксперимент.
III Контрольный эксперимент.
В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми,
наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических
заданий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА
1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного
возраста
Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма
развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия,
волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия
развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях
начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида,
Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии
взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что
мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не
знали таких понятий [78,C.54].
Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он
впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником
творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие,
божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается
вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он
не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в
одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества
содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.
Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие
искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний
мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять,
формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в глубь души видом
искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание песен), где ритм и
гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец,
интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и
определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической
точек зрения.
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался
Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения
искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная
практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего
произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на
деятельность по организации психологического опыта человека [7,C.105].
Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные
составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие" (интуицию) и
практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы
мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество
не сопоставимы, противоположны.
Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в
трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн
Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях
как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних
ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из
основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как
психические свойства человека не были в поле зрения философов древности
[7,C.245].
Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-
материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях
провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро
отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию
приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок,
считающими способности лишь средой и воспитанием.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема
индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту
человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства
и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания,
деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах
обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-
то так и интересны люди, что они разные.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его
способности, именно способности определяют становление личности и
обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются
в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ,
составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал
С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе
исторического развития в результате трудовой деятельности человека.
Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя
природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п.
формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248].
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.
Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития
способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и
движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток.
Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей,
на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того,
как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает
склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить
своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой
деятельности.
Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой
деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему
существу способность есть понятие динамическое - существует только в
движении, только в развитии.
По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали:
реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня,
открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития
способностей более высокого уровня [71,c251].
Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей: репродуктивный и
творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей,
обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания,
овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в
соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей
человек создает новое, оригинальное [71,c252].
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях
знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной
области.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности,
которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.
Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их
выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде
всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных
способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время
формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней
музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные
способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5
лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к
живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет,
у А. Дюрера - в 15 лет [71,c257].
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш
отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных
определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его,
пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его
мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие
"способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже
выработаны у данного человека» [63,c.375].
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в
постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на
практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только
благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и
художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и
развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375].
Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно
начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит
творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и
сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство
проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от
достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне
оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет
за собой развитие его способностей, реализуя то, что
Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не
находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой
развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь
реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то
становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию
новых умений и навыков[63,c.389].
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает
превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность
человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения
особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления
у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без
соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие
способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем
быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя,
то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности,
развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не
исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития)
обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в
целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их
компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для
успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.
А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха
можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо
приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с
помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.
воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы
голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная
чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной
высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается
одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой
же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с
рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения
развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной
деятельности.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой
М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в
дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух
(мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную
и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и
творческое) [44,c.30].
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость
развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно
этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием
ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора
Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его творческие
силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как
средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они интересовались
проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя собственно
способность к музыкальному творчеству ими не изучалось [74,c.155].
В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт
предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают
возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно
находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства
относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает
свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если плясци или
чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”.
Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски
[74,c.235].
В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение “Зваться с
большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в “Домострое”
связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем
содержатся интересные игры, загадки, пословицы и поговорки, наставляющие
детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка. Академик Лихачев
Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” – идеал
чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, вместе с тем, гостеприимства,
взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал
трудовой жизни” [37,c.1].
В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает
развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку
и литературу.
Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь. Так,
императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим
двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми [81,c.3].
Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора
при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то
есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях
европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не под гусли, как раньше,
а с аккомпанементом арфы, получается вид песни – романса с народной мелодией.
Народная мелодия проникает везде, во все сферы искусства, и даже в оперу.
Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко используют в своих операх народные
мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного
исследования [81,c.5].
Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим
знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на
большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].
Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен
учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей,
где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески
поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и
многоголосном вариантах [83,c.275].
В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими идеалами и
принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки
– весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был
задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне,
обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и
эстетического вкуса [83,c.276].
Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе
обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность,
глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической
структур делают фольклор идеальным воспитательным средством [65,c.251].
В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и описания
детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом
интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно
больше записей.
Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а
главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.
Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий
тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских
ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках
земств” и др. [84,c.56].
В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в
естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды,
нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке, вносились
изменения в язык и содержание текстов.
Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в 1868 году
сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный,
разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен). Записи текстов
песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован
и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].
Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор
в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-
1900г.г.) [84,c.115].
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества
истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году
они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”,
а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в
своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].
Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в
детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый
вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на
попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе
помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста
[84,c.221].
Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские игры”. В
ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей
детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило
ему составить и издать обширный сборник народных детских игр [68,c.27].
Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной России
представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического
материала и робкими попытками его теоретического осмысления. Немногочисленные
теоретические работы и исследования, как правило, посвящались отдельным
вопросам и видам детского фольклора.
Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного русского,
мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни неестественной, то
есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, – происходит
болезненное состояние. точно также от бездействия мысли может произойти
идиотизм., - от ненормального состояния нерва парализуется мускул, - точно
также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие
художественного чувства парализует мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти
мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что
нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и
воспитания: “.в области духовной деятельности человека ограничусь следующим
замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний,
красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном
инструменте” [65,c.139].
В этих словах заключено философское подтверждение практическим изысканиям в
сфере эстетического воспитания детей с применением музыкального фольклора,
намеченное еще в 19 веке.
Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества
на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток
детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На
протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на
местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало
ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось
опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например –
“Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и
быт” и другие [21,c.55].
Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений
детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при
Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по
детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой
комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был
опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и несколько
библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя
собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде
“Детский фольклор” [43,c.58].
Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н. в 1970
году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский фольклор
Сибири” [59,c.12].
В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.
“Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в
обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].
На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в
переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное
художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические
произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного
искусства.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и
инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так
далее).
Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина
подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его
отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько
искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка
сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его
выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии:
игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в
фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики.
Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое
многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].
В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под руководством
Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная манера пения,
бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры, драматизации
[18,c.85].
Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой кадров в
ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других институтах
культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и детских.
Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители: Куприянова Л.,
Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других городов [45,c.12].
В нашей области также во многих музыкальных школах преподается народный
фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности детский
фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И., коллектив
“Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.
Имеются попытки создания программ и учебно – методической литературы. Дети
дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства
в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания
дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами
сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной
Н.А. [19,c.3].
Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма актуальны
и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях
реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве.
В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих, созидательных
сил, назрела необходимость возрождения и передачи сохранившихся до наших дней
ценностей традиционных народных культур, в первую очередь – подрастающему
поколению.
Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора активно
писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в музыке.
Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное стремление
добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся”.
Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к
народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый художественный вкус – ключ,
открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса
народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль” [44,c.16].
1.3. Классификация и терминология детского
музыкального фольклора
Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась
довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться
значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей
даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение
музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании
«Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов,
этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское
творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды
Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].
Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и
требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и
познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”
[26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров
детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями
ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает
сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых,
предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются
Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис
детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как
все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному
творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки)
строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора
взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации
Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
2) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И.,
Науменко Г. [62,c.58].
Все образцы были разделены на III раздела.
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
III – Игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой,
календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную
его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские
песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям
природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также
детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического
характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны
только с природой.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц
детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей
природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным
явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними
приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до
высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по
своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен
магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|