Диплом: Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
девочек в различных типах семей.**
В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не
в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и
ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше
могут оценить и поощрить успехи девочек.
Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать
анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.
Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер
высказывания, с которым согласен.***
Анализ ответов проходил по следующим аспектам:
- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию
ребенка.
Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -
случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при
этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда,
когда случается что-то серьезное.
- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)
-----------
**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3
В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -
игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление
родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом
духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с
родителями, в их любви.
- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах
преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную
моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,
непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых
семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали
ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок
имеет минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать
нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку
"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции
эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -
недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже
если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины
отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте -
это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо
причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными:
супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют
родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для
них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".
На втором месте находится следующая причина -воспитательная неуверенность
родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то психологических
особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между
ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во
всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое
место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят
довольно много поводов уступить им.
На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта
между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях
родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на
весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко
обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а
не то, как воспитывать ребенка.
Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании,
данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой
родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского
отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-
мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был
предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском
отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением
которого он согласен.
Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1. Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель
стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких
родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель
воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа опрошенных
).
2. Кооперация.
Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них,
старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).
3.Симбиоз.
Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за
ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным
(40 % от числа опрошенных).
4.Авторитарная гиперсоциализация.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается
навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).
Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в семье
то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:
--------------
*. см. приложение п. 4.
Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание
сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,
таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д.
Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить никаких
усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в
педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей,
социальному педагогу не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и
школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей,
стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между
учителем->ребенком->родителем.
Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие
профессиальное и социальное учителей.
Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых
условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:
- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-
экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к
такой адаптации.
- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе
(как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с
новыми стандартами качества знаний.
- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями
свободной, творческой педагогической деятельности
- Система социальной поддержки педагогических работников на государственном
или региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите
учительских интересов.
Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых
требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе
воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание
требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных
консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.
Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении дополнительных
педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным
педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного
выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по сравнению с
учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в современной
обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям и
неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами,
языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля
зрения социальный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до
учителей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр
между учителями и детьми.
В результате проделанной работы мы попытались пометить пример
ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду
альных особенностей в работе школы.
-------------
*см.приложение № 8, **см.приложение № 9
План работы социального педагога в начальном
звене на первое полугодие.
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.
II.Работа с семьей.
1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.
2. Дифференциация семей по типам.
3. Организовать взаимодействие социальных служб для
разрешения возникающих конфликтов.
4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров.
5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.
6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями младших
школьников по обмену опытом в работе с родителями.
7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.
III.Работа с детьми.
1. Изучить занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согласованно со
школьным психологом.
3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с
учителями.
4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.
5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".
IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.
1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.
2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные
беседы с юристом, педагогом, психологом.
Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных
привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно
необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит
преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено
общеобразовательной школы.
Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия
и для детей и для родителей.
Глава № 3.
3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.
В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между
родителями и детьми.
Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми
(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними
детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает
определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче
ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает
участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания
протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает
основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к
нынешнему воспитательному влиянию.
В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми определенные
семейным правом, можно кратко сформулировать:
1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы
доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.
Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с позиции
защиты интересов ребенка) права и обязанности.
2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и
со стороны детей. Последовательно осуществляется
принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.
3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.
4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются на
родителей, так и на соответствующие общественные и государственные
организации.
Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в
воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность. Далее, закон
принимает во внимание средства, которые используются при нарушении
родительских прав и обязанностей.
Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное
право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные
органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую семейную обстановку
или потерявших родителей.
Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента
рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате
взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам,
то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности
родителей прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия.
Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети
и усыновители.
Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им
право по воспитанию детей.
За воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они
не могут переложить свои обязанности на воспитателей
и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками
воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских
обязанностей.
Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями - это
серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как
нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,
наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по
воспитанию родных и приемных детей.
Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов
является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного
супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не
обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.
В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не
совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон
требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители.
В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной
с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон
дает возможность судебным органам определять время для встречи того родителя
с ребенком. Если родитель лишается родительских прав, то он лишается и права
контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и
культурными благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом.
Воспитательные меры государственных органов.
Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае
нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области
воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.
Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:
1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям.
2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,
общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.
3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего ребенка.
Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту.
Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить
родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в
больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют
родительские права. Однако никогда не перестает существовать обязанность
родителей по содержанию ребенка.
Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к
усыновленному ребенку.
Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые
отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей,
обеспечить ему новую семью.
Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что государственные
органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно
летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители.
Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме
взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над выполнением
прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.
Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое
занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки. Между
родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие взаимоотношения,
какие бывают в семьях с родными детьми.
Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые
жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую
очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение
любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного воспитания
в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.
3.2 Защита прав ребенка в школе.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка -
документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее время
права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании (статьи
5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть
базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования
Российской Федерации.
Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо
составить четкое представление о том, а от чего же его следует
защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании
записано, что применение методов "физического и психического насилия по
отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".
Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия
могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно
проявляется в разных возрастных группах учащихся.
Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5 лет
проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся
школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150
учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные
беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали
творческие работы детей.
В результате было сделано 2 вывода:
1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе: "администрация
- учитель - ученик".
2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.
Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя ему
никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него
социальной апатии или цинизма.
Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в школе по
отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*
------------- *см.приложение п. 9
Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.
Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного
возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня
учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня
появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание ребенка в
начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться
в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое
качество души - доверие. И тем не менее, данные приведенные в таблице
показывают, что пик всех видов насилия приходится именно на начальную школу.
Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство
страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.
Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый
намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического
дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны
недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не задумывается
над последствием своих слов. Характерная особенность этой ситуации -
отсутствие свидетелей.
Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и
выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в третьем
классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и "разобралась" с
ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем
заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже
заплакала. Так меня унизили перед всем классом".
Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем унижающие
достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью
сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.
Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной
практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим нормам
разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его
поведения.
В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую
унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и здоровье:
"Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил
меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно".
Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые
обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи
исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы,
предназначенной для организации активного сотрудничества школьной
администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных структур с
целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по защите прав
личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.
Принципы деятельности социальной службы школы:
Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов
жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности,
выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы,
педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д) для
получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для
свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств
квалифицированной помощи.
Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему,
обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.
Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих
проблем и конфликтов.
Автономность - независимость от администрации школы и органов управление
образованием.
Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений
школьного коллектива.
Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней
среде и внутри коллектива.
Основные функции социальной службы школы:
Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и
психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива,
неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной
школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;
Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза
развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную
социальную группу;
Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих
коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или
стимуляцию того или иного социального процесса, явления;
Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной
информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных
процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-
воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.
Представительная - представление интересов и защита социальных прав
коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и
прокуратуру.
Структура социальной службы школы:
1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-III
кл., V-VI кл.,...XI кл.
2. Советы групп, классов, параллелей классов.
3. "Телефон доверия".
4. Служба ЭВМ.
Заключение.
Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию
детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной ( сюда
входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка,
организация досуга ), коммукативной ( общение и через него - социализация ),
регулятивной, фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).
На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной
педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния
на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной
поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект
многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она
сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В
социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как
приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на
подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных
структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и
развитие потенциала семьи как главного условия развития задатков и
способностей человека, приобщение его к культуре, развития
и социальной защиты личности.
Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и
психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений
организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и
воспитание подрастающего поколения. Идет
снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль
социального педагога становится более значимой, так как численность детей
"трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на
таких детей можно достичь только через работу с их семьями.
В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности.
Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания
детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать уже с
первого класса общеобразоательной школы.
Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в выявлении всех
типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические несостоятельные,
асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной семьи помогает
социальному педагогу сориентироваться, определить с кем именно, в начальном
звене школы он должен координировать свои усилия. Постепенно необходимо
формировать у родителей потребность к разрушению имеющихся барьеров недоверия
к школе, помогать изменять условия жизни в семье.
Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное
корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным
учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,
взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.
"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в
социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,
организуемая социальными педагогами.
Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная
деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-
новления ее способности к социальному функционированию.
Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,
социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и
умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать
социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути
интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья
совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей социального
педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных
навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-
имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми
младшего школьного возраста.
Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых
особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на
современном этапе.
В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной школе N
13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые особенности
учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы, проблемы
сотрудничества учителя и родителя:
- Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью.
Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей
успевающих на 4 и 5.
- В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к ученицам
и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.
- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить
преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,
большинство родителей авторитарного стиля воспитания.
- С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести изучение
социального самочувствия учителей. Частичное исследование состояние учителей
по некоторым аспектам позволило сделать следующие выводы:
1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных условиях.
2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями свободной
деятельности.
- Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и школы.
- Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим услугам, а
спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.
С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано обоснование
деятельности социального педагога в начальном звене общеобразовательной
школы, направленной на организацию совместной работы семьи и школы.
В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи
как социального института в процессе социализации личности ребенка. В
современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее
эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.
Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более
раннего влияния на
семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-
фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в
целом, так отдельных ее членов.
В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать
следующие выводы:
1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь нравственно-
психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей ).
2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в семье
благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям
с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения
педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом
национальных, региональных и других особенностей.
3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы
считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций
между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье
действенной педагогической помощи.
4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказывает
положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем
совершенствования социально-педагогической направленности деятельности
педагогического коллектива.
5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего
школьного возраста зависит от организации социальными педагогами
систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.
6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных
направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем
проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками правоохранительных
органов.
Проанализировав работу многих социальных педагогов в общеобразовательных
школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах очень мало социальных
педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии плодотворно работать с
большим количеством учеников и с их семьями. И зачастую, при всей
загруженности, социальные педагоги не заостряют свое внимание на начальном
звене школы, а направляют свои усилия на работу с детьми среднего и старшего
звена.
Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального
педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к
положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с первого
класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и корректировки системы
воспитательной работы школы.
Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину деятельности
социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и начального звена
школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного направления в этой
области. Более конкретного изучения требуют сама подготовка кадров социальных
педагогов, уточнение сферы их деятельности и т.п.
Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его осмысления
технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать предметом
серьезного изучения.
Список литературы.
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и
доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:
Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение,
1988. - С. 20 - 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1986.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра:
Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.
6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //
Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
8. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.:
Педагогика, 1988. - С.125-127.
9. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //
Начальная школа. - 1995. - N 6.
10. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
11. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как
проявляется и от чего защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-26.
12. Горденко Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта
учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. - 1993. - N 2.
13. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников
// Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.
14. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //
Социологические исследования. - 1995. - N 6.
15. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. - С.70.
16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для
воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,
1993.
17. Ковалева Л.М.,Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей
адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.17-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|