Рефераты

Диплом: Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

девочек в различных типах семей.**

В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости де­вочек, не

в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требова­ний к ученицам и

ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше

могут оценить и поощрить успехи девочек.

Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать

анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.

Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер

высказывания, с которым согласен.***

Анализ ответов проходил по следующим аспектам:

- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют вос­питанию

ребенка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -

случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при

этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда,

когда случается что-то серьезное.

- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

-----------

**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3

В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -

игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление

родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом

духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с

родителями, в их любви.

- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в от­ветах

преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную

моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,

непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых

семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали

ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок

имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать

нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку

"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции

эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -

недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже

если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины

отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на пер­вом месте -

это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо

причин, супружеские отношения между родителями оказыва­ются нарушенными:

супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют

родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для

них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю лю­бовь".

На втором месте находится следующая причина -воспитательная не­уверенность

родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то пси­хологических

особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между

ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во

всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое

место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят

довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесе­ние конфликта

между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях

родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на

весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко

обнаруживается, что каж­дого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а

не то, как воспитывать ребенка.

Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспи­тании,

данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить ме­тодикой

родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского

отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-

мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был

предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском

отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением

которого он согласен.

Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, ро­дитель

стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких

родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс от­вержения: родитель

воспринимает ребенка неприспособленным, неудач­ным ( 10 % от числа опрошенных

).

2. Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них,

старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за

ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным

(40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении вос­питания в семье

то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

--------------

*. см. приложение п. 4.

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их вни­мание

сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,

таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помо­гать и т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая прило­жить никаких

усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в

педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей,

социальному педагогу не удается создать оптималь­ное взаимодействие семьи и

школы, необходимо также вести углублен­ное изучение работы учителей и детей,

стараться определить взаимо­связывающие главные "нити" между

учителем->ребенком->родителем.

Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего само­чувствие

профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и про­тиворечивых

условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним соци­ально-

экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к

такой адаптации.

- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе

(как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с

новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями

свободной, творческой педагогической деятельности

- Система социальной поддержки педагогических работников на госу­дарственном

или региональном уровне не отвечает требованиям к со­блюдению и защите

учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых

требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе

воспитания и обучения очень важно единство требо­ваний. Выравнивание

требований школы и семьи можно с помощью лек­ций, бесед, индивидуальных

консультаций, круглых столов общения ме­жду учителями и родителями.

Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении до­полнительных

педагогических услуг.* Предложений от учителей по раз­личным

педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного

выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос ро­дителей по сравнению с

учителями. Это можно объяснить растерянно­стью учителей в современной

обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям и

неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами,

языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля

зрения социаль­ный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до

учи­телей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр

между учителями и детьми.

В результате проделанной работы мы попытались пометить пример­

ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду­

альных особенностей в работе школы.

-------------

*см.приложение № 8, **см.приложение № 9

План работы социального педагога в начальном

звене на первое полугодие.

I. Учебно-методическая работа.

1. Изучение литературы по социальной педагогике.

2. Знакомство с периодической печатью.

3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест­ных вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учи­телями младших

школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному гра­фику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согла­сованно со

школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с

учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на инди­видуальные

беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отри­цательных

привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид ра­боты особенно

необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит

преодолеть трудный период, связанный с перехо­дом в среднее звено

общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе те­лефон доверия

и для детей и для родителей.

Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.

В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между

родителями и детьми.

Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми

(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними

детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает

определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче

ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает

участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания

протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает

основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к

нынешнему воспитательному влиянию.

В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми определенные

семейным правом, можно кратко сформулировать:

1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы

доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.

Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с позиции

защиты интересов ребенка) права и обязанности.

2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родите­лей, так и

со стороны детей. Последовательно осуществляется

принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее раз­витие.

4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей воз­лагаются на

родителей, так и на соответствующие общественные и госу­дарственные

организации.

Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в

воспитании детей, преследуют профилактическую деятель­ность. Далее, закон

принимает во внимание средства, которые исполь­зуются при нарушении

родительских прав и обязанностей.

Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное

право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные

органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяже­лую семейную обстановку

или потерявших родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента

рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате

взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам,

то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности

родителей прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия.

Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети

и усыновители.

Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им

право по воспитанию детей.

За воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они

не могут переложить свои обязанности на воспитателей

и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми уча­стниками

воспитательного процесса, не возлагая на них своих родитель­ских

обязанностей.

Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязан­ностями - это

серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как

нарушение общественных отношений. Закон преду­сматривает различные виды,

наказания за поведения родителей, игно­рирующих свои права и обязанности по

воспитанию родных и приемных детей.

Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супру­гов

является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного

супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не

обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не

совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон

требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отве­чали родители.

В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной

с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон

дает возможность судебным органам опреде­лять время для встречи того родителя

с ребенком. Если родитель лиша­ется родительских прав, то он лишается и права

контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и

культурными благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом.

Воспитательные меры государственных органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае

нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области

воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.

Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям.

2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,

общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолет­него ребенка.

Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту.

Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить

родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в

больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют

родительские права. Однако никогда не пере­стает существовать обязанность

родителей по содержанию ребенка.

Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отно­шению к

усыновленному ребенку.

Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-право­вые

отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кров­ных родителей,

обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что госу­дарственные

органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно­

летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся ро­дители.

Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме

взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над выполнением

прав и обязанностей того гражданина, которому пере­дан ребенок.

Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, ко­торое

занимает исключительное положение среди остальных форм се­мейной опеки. Между

родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие взаимоотношения,

какие бывают в семьях с родными детьми.

Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые

жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В се­мье в первую

очередь формируются такие качества человека, как чут­кость, доброта, умение

любить и переживать радость и горе другого че­ловека. От семейного воспитания

в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.

3.2 Защита прав ребенка в школе.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка -

документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее время

права ребенка защищены Законом Российской Феде­рации об образовании (статьи

5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть

базисного, учебного плана, утвержден­ного Министерством образования

Россий­ской Федерации.

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необ­ходимо

составить четкое представление о том, а от чего же его следует

защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образова­нии

записано, что применение методов "физического и психического на­силия по

отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие дей­ствия

могут быть квалифицированны как "физическое и психическое на­силия", как оно

проявляется в разных возрастных группах учащихся.

Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в тече­нии 5 лет

проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся

школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150

учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные

беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали

творческие работы детей.

В результате было сделано 2 вывода:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе: "администрация

- учитель - ученик".

2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не пре­доставляя ему

никаких гарантий защиты, мы создаем условия для фор­мирования у него

социальной апатии или цинизма.

Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в школе по

отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*

------------- *см.приложение п. 9

Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.

Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного

возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня

учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня

появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание ребенка в

начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться

в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое

качество души - доверие. И тем не менее, данные приведенные в таблице

показывают, что пик всех видов насилия приходится именно на начальную школу.

Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство

страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.

Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый

намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического

дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны

недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не задумывается

над последствием своих слов. Характер­ная особенность этой ситуации -

отсутствие свидетелей.

Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют си­туацию и

выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в третьем

классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и "разобралась" с

ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем

заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже

заплакала. Так меня унизили пе­ред всем классом".

Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем унижающие

достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью

сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.

Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной

практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим нормам

разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его

поведения.

В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, за­частую

унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и здоровье:

"Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил

меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно".

Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые

обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи

исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы,

предназначенной для организации актив­ного сотрудничества школьной

администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных структур с

целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по защите прав

личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.

Принципы деятельности социальной службы школы:

Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов

жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности,

выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.

Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы,

педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д) для

получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для

свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств

квалифицированной помощи.

Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему,

обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих

проблем и конфликтов.

Автономность - независимость от администрации школы и органов управление

образованием.

Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений

школьного коллектива.

Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней

среде и внутри коллектива.

Основные функции социальной службы школы:

Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и

психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива,

неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной

школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;

Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза

развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную

социальную группу;

Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих

коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или

стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной

информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных

процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-

воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.

Представительная - представление интересов и защита социальных прав

коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и

прокуратуру.

Структура социальной службы школы:

1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-III

кл., V-VI кл.,...XI кл.

2. Советы групп, классов, параллелей классов.

3. "Телефон доверия".

4. Служба ЭВМ.

Заключение.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию

детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной ( сюда

входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка,

организация досуга ), коммукативной ( общение и через него - социализация ),

регулятивной, фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).

На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной

педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния

на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной

поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект

многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она

сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В

социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как

приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на

подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных

структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и

развитие потенциала семьи как главного условия развития задатков и

способностей человека, приобщение его к культуре, развития

и социальной защиты личности.

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и

психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений

организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и

воспитание подрастающего поколения. Идет

снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль

социального педагога становится более значимой, так как численность детей

"трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на

таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности.

Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания

детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать уже с

первого класса общеобразоательной школы.

Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в выявлении всех

типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические несостоятельные,

асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной семьи помогает

социальному педагогу сориентироваться, определить с кем именно, в начальном

звене школы он должен координировать свои усилия. Постепенно необходимо

формировать у родителей потребность к разрушению имеющихся барьеров недоверия

к школе, помогать изменять условия жизни в семье.

Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное

корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным

учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,

взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в

социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,

организуемая социальными педагогами.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-

новления ее способности к социальному функционированию.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,

социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и

умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать

социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути

интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья

совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей социального

педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных

навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-

имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми

младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых

особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на

современном этапе.

В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной школе N

13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые особенности

учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы, проблемы

сотрудничества учителя и родителя:

- Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью.

Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей

успевающих на 4 и 5.

- В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к ученицам

и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.

- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить

преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,

большинство родителей авторитарного стиля воспитания.

- С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести изучение

социального самочувствия учителей. Частичное исследование состояние учителей

по некоторым аспектам позволило сделать следующие выводы:

1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных условиях.

2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями свободной

деятельности.

- Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и школы.

- Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим услугам, а

спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.

С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано обоснование

деятельности социального педагога в начальном звене общеобразовательной

школы, направленной на организацию совместной работы семьи и школы.

В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи

как социального института в процессе социализации личности ребенка. В

современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее

эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.

Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более

раннего влияния на

семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-

фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в

целом, так отдельных ее членов.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать

следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь нравственно-

психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей ).

2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в семье

благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям

с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения

педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом

национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы

считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций

между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье

действенной педагогической помощи.

4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказывает

положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем

совершенствования социально-педагогической направленности деятельности

педагогического коллектива.

5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего

школьного возраста зависит от организации социальными педагогами

систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.

6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных

направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем

проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками правоохранительных

органов.

Проанализировав работу многих социальных педагогов в общеобразовательных

школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах очень мало социальных

педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии плодотворно работать с

большим количеством учеников и с их семьями. И зачастую, при всей

загруженности, социальные педагоги не заостряют свое внимание на начальном

звене школы, а направляют свои усилия на работу с детьми среднего и старшего

звена.

Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального

педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к

положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с первого

класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и корректировки системы

воспитательной работы школы.

Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину деятельности

социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и начального звена

школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного направления в этой

области. Более конкретного изучения требуют сама подготовка кадров социальных

педагогов, уточнение сферы их деятельности и т.п.

Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его осмысления

технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать предметом

серьезного изучения.

Список литературы.

1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и

доп. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

Аргументы и факты, 1993.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение,

1988. - С. 20 - 23.

4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

заведений. - М.: Просвещение, 1986.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра:

Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.

6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //

Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для

учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.

8. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.:

Педагогика, 1988. - С.125-127.

9. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //

Начальная школа. - 1995. - N 6.

10. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.

11. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как

проявляется и от чего защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-26.

12. Горденко Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта

учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. - 1993. - N 2.

13. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников

// Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.

14. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //

Социологические исследования. - 1995. - N 6.

15. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. - С.70.

16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для

воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,

1993.

17. Ковалева Л.М.,Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей

адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.17-

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ