Диплом: Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования
т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих
общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис привели
к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности
для общества и каждого человека.
Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего развития.
Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства началось
становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем
образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. —
становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание
современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской
революции) – построение единой общеобразовательной школы.
Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе
Как уже подчеркивалось в предыдущей главе, образование, в прямом смысле
этого слова, стало складываться на Руси еще до принятия христианства. Однако
только принятие христианства заложило фундамент создания развитой системы
образования на Руси, и соответственно, появлению достаточно строгого и
устойчивого содержания образования.
Первоначальное содержание обучения включало в себя чтение – Часослов,
Псалтырь, Апостол, некоторые произведения древнерусской литературы чаще всего
может быть во всех школах, «житие Бориса и Глеба»; письмо – в начале по
образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), затем на бересте; счет
– обучение «счислению шло при помощи суставов (изгибов) пальцев с учетом
возможности концом большого пальца прикоснуться при счете к каждому из 12
суглубовостальных четырех пальцев. Суставам на других пальцах приписывалось
значение совокупности (дюжины)» [10, 13]; пение - «пение составляло
излюбленное занятие наших предков, именно церковное, оно входило в курс нашей
древней школы» [69, 16], а обучение пению осуществлялось с голоса.
В целом же и содержание и методика первоначального обучения соответствовали
аналогичным образцам других государств Европы. Но были в ней и свои отличия:
во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям старославянском языке;
во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд исследователей, было присуще
мягкое и любовное отношение учителей к ученикам.
В школах «книжного учения» учили иностранным языкам – прежде всего
древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках
упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые
языки соседних народов. Далее изучались предметы тривиума: грамматика,
риторика, диалектика.
Главным предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному чтению и
пониманию текста, анализу речи. Основным пособием была «Книга осмочастная»,
«Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст,
задавая ученикам вопросы, цель которых заключалось в том, чтобы обнаружить
скрытый аллегорический, символический его смысл" [67, 20].
Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и
красиво говорить было необходимо и священникам и государственным деятелям.
Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по
трактату Георгия Хировску «О образех».
И завершалось обучение знакомством с диалектикой, или философией, которые
были связаны с теологией, толкованием священного писания. Обучение шло по
книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».
Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались)
сборники поучений, например, "Пчела"; право – «Повесть временных лет»,
литературные произведения и т.д.
Основной формой обучения, как и в западноевропейской школе, были
индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкования содержания
учебного материала осуществлялось, тремя методами: экзегетическим,
художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и
«состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний» [10, 21].
Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этом
отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова которому удалось, может
быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математической
культуры Древней Руси – не уступающей культуре других народов этого времени,
и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет: «Если
допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности» на
Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик не
только продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по имени
педагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительной
техники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать,
что благодаря использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются
вершиной интеллектуального подъема на Руси XII в.» [93, 33]
В академии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при
переводе книг, получали «сведения по всемирной истории, космогонии, философии,
филологии, этике, географии, математике, медицине» [10, 10].
Таким образом, уже в XI веке сложилось определенное, достаточно сложное и
устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой ступени школы.
Важнейшей особенностью содержания образования древнерусской школы был
старославянский язык обучения, близкий древнерусскому, поскольку
православную веру Русь приняла на старославянском языке, литературно-
художественная направленность всего процесса обучения, тесная связь народной
и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от
проповеди до художественных произведений). Основы содержания образования,
выработанные в начале XI в., просуществовали в российской школе едва ли не
до XVIII в.
В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные
технологии, отчасти аналогичные европейским: буквослагательный метод
обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения и свои
особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском языке,
учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.
Важные перемены в содержании образования стали происходить со второй
половины XIV века.
В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело значительных
перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов, Псалтырь,
Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали основы
грамматики и некоторые другие предметы.
Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в общении с
высокообразованными людьми. Самое же важное, что произошло в этот период, —
выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей,
которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие,
родинолюбие и др., т.е. образование, его содержание в первую очередь стали
служить целям воспитания человека, а не только его интеллектуальному
развитию.
XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в содержании
образования, которые произошли в XVIII веке.
В этот период значительно расширилось содержание образования. В широкое
обращение входят такие предметы, как древнегреческий, латинский, польский
языки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, история, география,
математика.
В это же время в само образование, в жизнь школы прочно входят учебники. В
XVII в. появляются широко известные и достаточно совершенные в дидактическом
отношении буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого,
Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что они не только учили
читать, но и содержали наставления по этике.
Появляются учебные пособия и для повышенных школ, среди них — по грамматике,
риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности, латинскому.
Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия Смотрицкого,
напечатанная в 1648 г. «В XVI — XVII вв. появились учебные пособия по
математике — «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия»
Альбертуса Долмацкого [78, 55].
Период с XVIII до середины XIX в. стал временем кардинальных перемен в
российском содержании образования, технологиях обучения.
Во-первых, в этот период произошло складывание принципиально нового
содержания образования. Его важнейшим составляющим стала национальная
культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания
принадлежит М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных
в школе, им написаны учебники, — некоторые из них использовались в школе
десятилетия.
Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во всех
школах.
В области начального образования важнейшие перемены в содержании и
технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его
руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для учащихся
народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены многие новые
формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в России класcно-
урочной системы.
В первой половине XIX века наиболее значительную роль в развитие содержания и
технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель, своими
учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами, методическим
разработками.
Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На протяжении
этих десятилетий оно менялось многократно, причем нередко противоположным
образом. Но в любом случае общую тенденцию его в этот период можно определить
как становление неоклассического содержания образования.
В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент надо
отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.
С середины XIX в. началось формирование современного содержания и технологий
обучения. (Заметим, что отношение этого содержания к содержанию XVIII в.
примерно таково же, как и отношение литературы XIX в. к литературе XVIII в.)
Важнейшие перемены в содержании образования этого периода связаны с
деятельностью К.Д. Ушинского, который выработал его главные принципы:
народный, научный и православный характер его, доступность ученику,
нравственное и развивающее начало и др.
Самое существенное изменение в содержании начального образования состояло в
том, что значительно был расширен его объем и предназначение. Оно стало
служить не средством выработки умений писать, читать, считать и петь, а
средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его духовного,
нравственного и умственного развития.
Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализованы им в его
учебниках «Родное слово» и «Детский мир».
Им же были предложены новые технологии обучения в начальной школе, которые
должны были служить не только целям формирования знаний и умений, но и целям
развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д. Ушинский считал,
что первоначальное образование в первую очередь должно формировать ребенка
духовно и нравственно, вырабатывать в нем «мировоззрение», готовить к труду,
а потому само должно быть серьезным трудом ученика).
Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н. Толстой,
который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему удалось
реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были написаны
прекрасные учебники для начальной школы.
К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим работами
существенно изменили взгляды на содержание и технологии обучения в начальной
школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих
компонентов образования, что нашло отражение в деятельности многих педагогов
перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для начальной школы,
— учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского и др.
Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе можно
определить одним вектором: от неоклассической и реальной школы к школе
национальной.
Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического,
содержания выступили многие известные деятели России, в том числе и Н.И.
Пирогов. И это направление педагогической мысли было реализовано на практике
министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.
Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее видным
идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые выступали в его поддержку, в том
числе и Д.И. Менделеев [71].
Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования национального
образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о «необходимости сделать
русские школы русскими», не были услышаны при его жизни, но в начале XX века
переход на национальное содержание уже становится состоявшимся фактом. Это
особенно ярко видно в проектах реформ П.Н. Игнатьева и Временного
правительства. (В этой связи особый интерес представляет деятельность А.А.
Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник классического образования, он
многое сделал для его реформирования и приспособления к требованиям жизни
[72] в начале XX в. в России. Однако в 10-е гг. он приходит к выводу, что
основной школой должна быть национальная школа, а классические гимназии – по
одной – работать только в губернских городах) [73].
Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром просвещения.
Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что студенты не
только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном поиске, в
научной работе со своими преподавателями – учеными.
Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках
реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения и
воспитания.
В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период, оказалось
настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая школа,
появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет, фактически
вернулась к основам дореволюционного содержания образования, исключив из
него Закон Божий и классические языки. Также стали использоваться и многие
технологии, отработанные в это время.
Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и
послереволюционные годы.
В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить содержание,
формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание – знаменитые
комплексные программы, введены новые технологии обучения: метод проектов,
бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный педагогический эффект от
их применения и был достигнут, но в целом они не оправдали себя, и в начале
30-х гг. российская школа перешла на содержание и технологии, выработанные
еще до революции.
Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий обучения
после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии воспитания и
обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых программ,
учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний срок обучения
в начальной школе.
Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В.
Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.
Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования в
средней и высшей школе, отработаны многие технологии.
Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно
утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и
ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При этом
надо отметить такие черты российского содержания образования, как его высокий
интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало, заложенное в нем,
а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий уровень знаний учащихся,
их развивающую и воспитательную направленность.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования.
В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до принятия
христианства – появление первых форм образования; с принятием христианства –
становление в определенной мере целостной системы древнерусского образования;
вторая половина XIV в. отмечена как подъем образования после монгольского
нашествия; XVII век – создание новых школ, содержания и учебников; с XVIII
в. в России начинает складываться современная система образования; огромное
значение для развития образования России имела середина XIX в., когда начался
переход к современным типам школ и содержанию, массовому начальному
образованию; Октябрьская революция стала началом создания единой
общеобразовательной школы России.
Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения типов
школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы: церковная
и национальная.
Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России до конца
XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII вв.
существовали и государственные школы, но в силу духовного единства
государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как
церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской
академии шло под духовным руководством церкви), и по содержанию в основе
лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям.
С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование, причем
опять же происходит становление принципиально нового образования во всех
компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и
переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки
заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-урочная
форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего
индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.
Следовательно, история западноевропейского образования представлена четырьмя
типами школ: церковной, схоластической, классической и национальной, а
российского — двумя: церковной и национальной.
Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и
теоретическими типами.
Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих творениях
древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и содержание
древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом виде до начала
XVIII века.
С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое сознание. Оно
представлено во множестве психолого-педагогических трудов. Наиболее важные
этапы развития этого типа сознания – педагогика Просвещения, до конца XIX в.,
и реформаторская педагогика, с начала XX века.
Процесс развития западноевропейского и российского образования
характеризуется определенной общностью и внутренней связью.
В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на основе
христианской веры, и веками европейские государства осваивали богатейший мир
античной педагогики, черпая здесь и содержание, и технологии обучения, и
принципы организации образования.
Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой христианской
идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь свободных
искусств) и технологий обучения.
Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская
системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.
Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития
российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой
другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты,
проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением
мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в идеологии,
и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников, и в
организации образования.
Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в XI –
XII вв. и в XVIII – XIX вв.
Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему образования,
отвечающую потребностям ее социально-экономического развития, духовно-
нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить наше
образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как будто
европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг у
друга) совершенно не оправданы.
Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной школы в
равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские идеи,
призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей школы,
как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского образования.
Основой основ идеологии развития нашего образования должны стать слова К.Д.
Ушинского «. Благоденствие России . заключается не в остановке развития,
и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии
государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных
народных потребностей, а не из детского желания угоняться за Западом».
Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию
понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности нашей
культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона, Сергия
Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и других великих
деятелей России.
Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой
личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и
был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов,
заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма в
традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности,
доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.
Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего
образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему
совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных
компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать:
совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы; уточнение
структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени образования;
формирование более правильной организации школы и управления системой
образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов воспитания
и обучения на каждой ступени школьного профессионального,
постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета
воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и
нравственного.
Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как эволюционное
совершенствование реально существующей школы, было бы величайшей ошибкой
отмахнуться от идей и концепций создания и принципиально новых моделей
воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них прорастет вполне
жизнеспособными школами. В этой связи представляется крайне важным создание
«эталонных центров», «экспериментальных площадок», реализующих идеи как
зарубежных, так и отечественных исследователей и не разрушающих гигантских,
веками совершенствовавшихся европейских систем образования. Кстати, так
развивались все жизненные школы. Университеты долгое время сосуществовали с
высшими церковными школами, а гимназии с учеными школами, становясь затем
всеобщим типом учебных заведений.
Труды выдающихся мыслителей, педагогов и психологов XVIII – XX вв., и
особенно гениальные творения К.Д. Ушинского, свидетельствуют о высочайшем,
соответствующем самым лучшим мировым достижениям, уровне развития нашей
психолого-педагогической науки. И фактически уже общечеловеческим достоянием
стали труды многих деятелей нашего образования и психолого-педагогической
науки: Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого,
Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др.
В развитии современного педагогического сознания на первое место надо
поставить изучение его различных типов, освоение разных форм теоретического
педагогического сознания, углубление и расширение теоретико-исторических
исследований воспитания и педагогики.
Характеризуя взаимодействие и взаимоотношения российской школы и
педагогической науки с западноевропейским образованием, мы можем
констатировать, что в XVIII — начале XIX вв. Россия была ученицей, хотя и
самостоятельной, Западной Европы, поскольку учась, осваивая новую культуру,
Россия создавала параллельно свою собственную культуру, науку и образование.
С середины XIX в. Россия в культурном отношении уже фактически предстает
равной среди равных в семье европейских государств. А в XX в. не только
Россия учится у других государств, но и многие страны учились у России
организации образования, осваивали ее психолого-педагогическую науку.
Развитие современной российской школы принципиально невозможно без
взаимодействия с западноевропейским образованием.
Список использованной литературы
1. Августин. Исповедь. – М., 1992 – 544 с.
2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. – М. : АПНРСФСР,
1959 – 105 с.
3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.
Избранные труды. – М.: Наука, 1978 – с.49-106.
4. Анохин П.К. Физиология и кибернетика. – М.: Наука, 1978 – с. 207-233.
5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового
человека. – Махачкала: ДФАНСССР, 1988 – 290 с.
6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс,
1993 – 166 с.
7. Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси.
– Л.: Наука, 1972 – с. 38-68.
8. Аристотель. Никомахова этика / Сочинения. В 4-х тт. – М.: Мысль, 1983
– т.4, с. 375-644.
9. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси
(первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 49 -
100.
10. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней
Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с.
47.
11. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма /
Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство,1986 – с. 199-249.
12. Бахтин М.М. Руссо и его педагогические возрения. – Спб, 1913 – 84 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965 – с. 527.
14. Барбарина А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной
Англии. Киев – Одесса: Высшая школа, 1985 – 127 с.
15. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания
// Воспитание школьников, 1988, № 4 – с. 5-11.
16. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. – М., 1910 – 41 с.
17. Безрогов В.Г., Варьяш С.И. Педагогика Средневековья // Антология
педагогической мысли христианского средневековья. – М.: Аспект Пресс, 1994 –
с. 11-28.
18. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. –
Спб., 1766 – 13 с.
19. Бецкой И.И. Устав императорского Шляхетного Сухопутного кадетского
корпуса. – Спб., 1766 – 75 с.
20. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. – М.-Л.: Госиздат,
1928 – 544 с.
21. Берялев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. – М.:
Искусство, 1994
22. Буров А.А. Петербургские «русские школы» и распространение грамотности
среди рабочих в первой половине XVIII века. – Л.: ЛГПИ, 1957 – с. 89.
23. Белозерцев Е.П. (ред.) Педагогическая подготовка учителя-филолога
(Идеология. Содержание. Технология.) – М.: Валент, 1996 – 102 с.
24. Библер В.С. (ред.) Школа диалога культур. – Кемерово, 1993 – 416 с.
25. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в
освободившихся странах Африки: традиции и современность. – М.: Педагогика,
1987 – 144 с.
26. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. – М.:
АПН РСФСР, 1961 – 183 с.
27. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. – М.:
Педагогика, 1983 – 184 с.
28. Греков Б.Д. Киев Русь. – М.-Л.: АН СССР, 1944 – 348 с.
29. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVIII веков. –
М.: МГУ, 19890 – 228 с.
30. Гессен С.И. Основы педагогики. – Берлин,1923 – 419 с.
31. Гугель Е.О. Руководство к умственным упражнениям при преподавании
отечественного языка в 3-х курсах. - М., 1833 – 171 с.
32. Гугель Е.О. Чтение для умственного развития малолетних детей. – Спб.,
1932 – 160 с.
33. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991 – 446 с.
34. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного
обновления России. – Барнаул: БГПУ, 1996 – 376 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. – М.: Педагогика, 1972 – 424 с.
36. Демков М.И. История русской педагогики. – В 3-х ч. – М., 1895-1909.
37. Додонов В.И. Теоретико-методические основы духовно-нравственного
развития личности в наследии русских философов конца XIX – начала XX в. М.:
ИТП и МИО РАО, 1994 – 140 с.
38. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «Завтра». М., 1996 – 432 с.
39. Долженко О.В. Очерки по философии образования. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995 –
с. 240.
40. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления развития высшего
образования. – Докл. докт. филос. наук. – М., 1995 – 54 с.
41. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт
(тенденция и перспективы развития). – Красноярск: КГУ, 1989 – 184 с.
42. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические
предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. – Докл.
докт. пед. наук. – Спб., 1994 – 88 с.
43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991 – 573 с.
44. Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 – 231 с.
45. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и «Слово» / Иларион. Слово о Законе и
Благодати. М.: Столица, 1994 – с. 5-27.
46. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции
развития. – М.: Просвещение, 1993 – 192 с.
47. Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. – М.: Прометей, 1989 – 130 с.
48. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук
для Российского правительства / Собрание сочинений. – В 10-ти тт. – М.: ОГИЗ,
1947 – Т.Х. – с. 263-371.
49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1973 – 271 с.
50. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М.: Политиздат, 1968 – 319 с.
51. Иванов А.В. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX века. М.: АН
СССР, 1983 – 392 с.
52. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988 – 270 с.
53. Каптерев А.Ф. История русской педагогики. – Спб., 1905 – 746 с.
54. Культура Древней Руси. – М.: Просвещение, 1967 – 303 с.
55. Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 – 445-504 с.
56. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской
Академии наук. – М.Л.: АН СССР, 1962 – 216 с.
57. Кларин В.М. Клара Цеткин в борьбе за коммунистическое воспитание
молодежи. – М.: АПН РСФСР, 1963 – 288 с.
58. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте
цивилизационного подхода. – Докл. докт. пед. наук. – М., 1994 – 64 с.
59. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-
педагогического процесса. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994 – 225 с.
60. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика,
1977 – 284 с.
61. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991-334 с.
62. Лихачев Б.Г. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995 – 282 с.
63. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АНСССР, 158 – 240 с.
64. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975 – 367 с.
65. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (
конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с.
66. Лавровский Н.А. О древнерусских училищах. Харьков: 1854 – 189 с.
67. Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980 г.
68. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981
– 175 с.
69. Митропольский С.И. Очерк церковно-приходской школы от первобытного ее
возникновения на Руси до настоящего времени. Спб. 1910 – 222 с.
70. Малькова З.А. Современная школа в США. М.: Педагогика 1971 – 367 с.
71. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. (Сочинения Т
XXIII ) М.: АНСССР, 1952 – 385 с.
72. Мусин – Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на
Западе и в России. В 2-х томах. Спб. 1912г.
73. Мусин – Пушкин А.А. Средне образовательная школа в России и ее значение.
Спб. 1913 – 163 с.
74. Миронов В.Б. Образование в истории цивилизации: эволюция и проблемы.
Докл. докт. филос. наук. М.: 1992 – 93 с.
75. Михайлов Ф.Т. (ред.) Культура, образование, развитие индивида. М.:
ИФАН. 1990 – 162 с.
76. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978 –
142 с.
77. Никадров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.:
Высшая школа, 1978 – 279 с.
78. Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших
времен до конца XVII в. М.: Педагогика, 1989 – 480 с.
79. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из. 1955
– 368 с.
80. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования
личности. М.: Педагогика, 1985 – 159 с.
81. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца
XVIII – начала XIX века. М.: АПН РСФСР, 1960 – 200 с.
82. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газета, 1994
– с.92-94.
83. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе образовательной школы. Авт.
дисс. докт. пед. наук. М.: 1992 – 32 с.
84. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: ИЦП КПС, 1993 – 190 с.
85. Рычков А.К. Социально-философские проблемы образования . М.: МГПИ им.
В.И. Ленина, 1982 – 96 с.
86. Равкин З.И. (ред.) Аксиологические аспекты историко-педагогического
обоснования стратегии развития отечественного образования. М.: ИТП и МИО РАО
, 1994 – 280 с.
87. Равкин З.И. (ред.) Историко-педагогические исследования и проблемы
стратегии развития современного отечественного образования. М.: ИТП и МИО
РАО, 1995 – 227 с.
88. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол.
гвардия, 1984 – 351 с.
89. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.:
Педагогика, 1986 – 152 с.
90. Салимова Х.И. История трудового обучения в Англии. М.: Просвещение, 1967
– 236 с.
91. Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6,
с. 111 – 118.
92. Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. Л.: Наука, 1978 – 231 с.
93. Симонов Р.А. « Вторая грамотность» на Древней Руси. // Советская
педагогика. 1989 № 12 – с. 90-97.
94. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977 – 120 с.
95. Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. Спб.1894 –
с.26.
96. Симонов Р.А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М.: Наука 1980. – 111 с.
97. Сказание о начале славянской письменности М.: Наука 1981 – 198 с.
98. Субетто А.И. Систематологические основы образовательных систем. В 2-х
томах. М.: ИЦ ПКПС, 1994.
99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994 – 96 с.
100. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. /
Педагогические сочинения М.: Уч. пед. из.,1953 – с.153-231.
101. Трушин Н.А. Общественно-педагогическая деятельность. Н.И.
Новикова. Советская педагогика, 1956 № 6 – с. 91-33.
102. Хомяков А.С. Сочинения, в 2-х томах. М.: Медиум 1994.
103. Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-
с.15-168.
104. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования
М.: 1926 – 404 с.
105. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.:
Эксперимент, 1993 – 154 с.
106. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики М.: 1869, 404 с.
107. Янин В.Л. Я посылаю тебе бересту. М.: МГУ 1975 – 237 с.
Содержание
Введение
1 - 6
Глава 1. Основные этапы становления
западноевропейского и российского
образования 7 - 17
Глава 2. Особенности культурно-исторического
развития России и организации
школьного образования 18 - 43
Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе
44 -52
Заключение
53 - 58
Список использованной литературы 59 - 66
Страницы: 1, 2, 3
|