Рефераты

Диплом: Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Сравнивая таблицы 1-4, мы видим, что у детей посещающих УДО уровень развития

внимания развит лучше, чем у детей контрольной группы.

Анализ результатов использования методики «Оперативная память»,

диагностирующей уровень развития кратковременной памяти у младших школьников

экспериментальной группы и контрольной, представлены в таблицах 5 и 6.

Для определения уровня кратковременной памяти, мы выбрали понятия «высокий»,

«низкий» и «средний», где первое понятие соответствует норме, т. е. 10

правильно найденным суммам, второму понятию соответствует число найденных

сумм не соответствующее норме, а число найденных сумм приближенных к норме,

т. е. 8 или 9 сумм – средний уровень.

Уровень развития кратковременной памяти детей

экспериментальной группы.

Таблица 5.

Имя

Число правильно найденных сумм чисел

в 10 рядах

Уровень развития

Вероника Е.8Средний
Алиса Т. 4Низкий
Платон К. 3Низкий
Антон Е. 9Средний
Френк К.3Низкий
Вика Р. 8Средний
Марина К.7Низкий
Аня С.3Низкий
Павел А.10Высокий
Дарья П.5Низкий
Катя К.6Низкий
Саша П.3Низкий
Дима К.4Низкий
Настя Ж. 2Низкий
Валя Ш.9Средний
Женя К.0Низкий
Алеша Б.6Низкий
Роман С.9Средний
Максим А.3Низкий
Максим Х.7Низкий
Виталий А.3Низкий
Даша П.10Высокий
Ксюша О.3Низкий
Ксюша Я.3Низкий
Саша Г.6Низкий
Рома Г.5Низкий
Юля Т.6Низкий

Из таблицы 5 видно, что из 27 человек экспериментальной группы 2 детей имеет

высокий уровень развития такого свойства памяти, 5 человек средний уровень и

19 человек низкий уровень.

Следовательно, у испытуемых такое свойство памяти, как кратковременная

память, развита недостаточно хорошо.

Уровень развития кратковременной памяти детей

контрольной группы.

Таблица 6.

Имя

Число правильно найденных сумм

Уровень развития

Денис А.9Средний
Алена А. 8Средний
Мелис А. 3Низкий
Сергей Б.5Низкий
Ульяна Б.4Низкий
Сергей Б.6Низкий
Денис В.5Низкий
Юля В.8Средний
Ольга Г.9Средний
Аня Д.1 0Высокий
Мария Е.2Низкий
Коля Е.3Низкий
Алексей М.7Низкий
Максим П.4Низкий
Артем П.8Средний
Ольга П.2Низкий
Алексей П.4Низкий
Лиза С.2Низкий
Валя С.2Низкий
Миша Т.9Средний
Раиль Т.1Низкий
Мария Т.0Низкий
Павел Т.3 Низкий
Руслан Ш.4Низкий
Сенада Я.2Низкий
Сергей Я.1Низкий
Иван С.10Высокий

Из таблицы 6 видно, что из 27 человек контрольной группы 2 детей

имеет высокий уровень развития такого свойства памяти, 6 человек средний

уровень и 19 человек низкий уровень.

Следовательно, у испытуемых такое свойство памяти, как кратковременная

память, развита недостаточно хорошо.

Анализ результатов методики для определения уровня развития мышления,

диагностирующей уровень развития мышления у младших школьников

экспериментальной группы и контрольной, представлены в таблицах 7 и 8.

Уровень развития мышления у детей экспериментальной группы.

Таблица 7.

Имя

Число решенных задач

Уровень развития

Вероника Е. 20Высокий
Алиса Т. 20Высокий
Платон К. 6Низкий
Антон Е. 11Средний
Френк К. 5Низкий
Вика Р. 10Средний
Марина К. 8Средний
Аня С. 13Средний
Павел А. 22Высокий
Дарья П. 4Низкий
Катя К. 8Средний
Саша П. 21Высокий
Дима К. 9Средний
Настя Ж. 5Низкий
Валя Ш. 9Средний
Женя К. 2Низкий
Алеша Б. 12Средний
Роман С. 22Высокий
Максим А. 15Средний
Максим Х. 4Низкий
Виталий А. 19 Высокий
Даша П. 3Низкий
Ксюша О. 12Средний
Ксюша Я. 10Средний
Саша Г. 18 Высокий
Рома Г. 14Средний
Юля Т. 18Высокий

Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 8 детей имеют высокий уровень развития

мышления, 12 детей имеют средний уровень развития мышления и 7 человек низкий

уровень развития мышления.

Уровень развития мышления у детей контрольной группы.

Таблица 8.

Имя

Число решенных задач

Уровень развития

Денис А. 21Высокий
Алена А. 4Низкий
Мелис А. 9Средний
Сергей Б. 3Низкий
Ульяна Б. 3Низкий
Сергей Б. 1Низкий
Денис В. 21Высокий
Юля В. 21Высокий
Ольга Г. 2Низкий
Аня Д. 7Низкий
Мария Е. 10Средний
Коля Е. 8Средний
Алексей М. 13Средний
Максим П. 5Низкий
Артем П. 19Высокий
Ольга П. 4Низкий
Алексей П. 6Низкий
Лиза С. 2Низкий
Валя С. 3Низкий
Миша Т. 22Высокий
Раиль Т 2Низкий
Мария Т. 5Низкий
Павел Т. 7Низкий
Руслан Ш. 3Низкий
Сенада Я. 6Низкий
Сергей Я. 19Высокий
Иван С. 22Высокий

Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 7 детей имеют высокий уровень развития

мышления, 4 ребенка имеют средний уровень развития мышления и 16 человек -

низкий уровень развития мышления. Такие данные свидетельствуют о слабом

развитии мышления.

Вывод: анализ результатов 1 этапа дает возможность говорить, о необходимости

целенаправленного развития таких познавательных процессов как внимание,

память, и мышление у всех учащихся экспериментальной группы.

Анализ литературы убеждает, что можно развивать такие познавательные процессы

как внимание, память, мышление, осуществляя их в процесс учебной

деятельности. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента.

Во время всего экспериментального исследования, учащимся экспериментальной

группы предлагались упражнения на развитие познавательных процессов.

Учащиеся понимали цель данных заданий и выполняли их с удовольствием, с

интересом, соблюдая все требования. Помимо этого учащимся предлагалось дома

составить самостоятельно упражнения аналогичные тем, которые выполнялись на

занятиях и провести их с друзьями.

Выше названная программа была составлена на основе изучения работ таких

авторов, как Рогов Е.И., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. и др.

В программу были включены следующие упражнения и игры:

Занятие I.

Упражнение 1.

В этом задании могут быть использованы картинки с изображением нелепиц.

Ребенок должен увидеть как можно большее количество ситуаций, заметить

большое число незначительных деталей, рассказать, почему это оказалось

смешным и как бывает на самом деле.

/Упражнение развивает восприятие, наблюдательность, внимание, позволяет

отслеживать развитие речевой сферы./

Упражнение 2.

Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким

постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать

число ударов.

/Упражнение направлено на развитие распределения внимания./

Упражнение 3.

“Пиктограммы”.

Применяется для развития опосредованной произвольной памяти. Испытуемому

предлагается запомнить 12 слов и для лучшего запоминания графически

изобразить их, но рисовать можно только картинки, не буквы. На каждый рисунок

отводится 1-2 минуты.

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ УЖИН, СТРОГАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА,

ТЕПЛЫЙ СВИТЕР, БОЛЕЗНЬ, ОБМАН, РАССТАВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СЛЕПОЙ МАЛЬЧИК, СТРАХ,

ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ. Через 20-30 минут листок с изображениями предъявляют

испытуемому и просят воспроизвести все слова.

Предварительно ребенка предупреждают, что слов будет много и все он должен

поместить на одном листе бумаги, что позволяет ребенку координировать свои

действия на заданном пространстве.

Упражнение 4.

“Продолжи узор”.

Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси,

если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать

зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при

воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении,

упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.

/Направлено на развитие наглядно-образного мышления./

Упражнение 5.

“Путаница”.

- Послушай внимательно стихотворение:

Кто на дереве сидит? Кит

В океане кто плывет? Кот

В огороде что растет? Рак

Под водою кто живет? Мак

Перепутались слова

Я командую раз-два

И приказываю вам

Всех расставить по местам

Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи

друг на друга? Чем отличаются?

Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что

один звук может полностью изменить значение слова.

/Обучение звуковому облику слова./

Занятие II.

Упражнение 1.

Игра «Маленький жук».

- Сейчас мы будем играть в такую игру.

Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает

жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду

диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном

направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя.

Внимание, начали.

Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка

налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное

- научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. /Навыки

ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ,

увеличение объема внимания./

Упражнение 2.

Без ошибок перепиши следующие строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА

ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА

ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

ФИЛЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ

ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА

ДАРРИСВАТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

/Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания./

Упражнение 3.

«Свяжи слова».

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог

зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь

установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. (интерв. 5

секунд)

После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова

каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

СЛИВА-ЛАМПА

СИНИЦА-СЕСТРА

ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ

МУХОМОР-ДИВАН

БОТИНКИ-САМОВАР

ГРАФИН-БРАТ

ЖУК-КРЕСЛО

ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ

КОМПАС-КЛЕЙ

КИТ-СИГАРЕТА

СПИЧКИ-ОВЦА

ТЕРКА-МОРЕ

ШЛЯПА-ПЧЕЛА

РЫБА-ПОЖАР

/Упражнение на развитие смысловой памяти./

Упражнение 4.

«Найди общее слово».

Каким общим словом можно назвать следующие слова?

1. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ЕЛЕНА

2. А, Б, С, В, Н

3. СТОЛ, ДИВАН, КРЕСЛО, СТУЛ

4. ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЧЕТВЕРГ

5. ЯНВАРЬ, МАРТ, ИЮЛЬ, СЕНТЯБРЬ

Или более сложный вариант:

1. ХЛЕБ И МАСЛО

2. НОС И ГЛАЗА

3. ЯБЛОКО И ЗЕМЛЯНИКА

4. ЧАСЫ И ГРАДУСНИК

5. КИТ И ЛЕВ

6. ЭХО И ЗЕРКАЛО

/Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего

основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита способность к

абстрагированию./

Упражнение 5.

«Склеенное предложение».

а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина

БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.

БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТ

СНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША

/Развитие звуко-буквенного анализа./

Занятие III.

Упражнение 1.

«Графический диктант».

На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева ставятся три точки

одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).

Задание ученику «Будем учиться рисовать узоры, они должны быть красивыми и

аккуратными, для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в

какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без

повторений. Карандаш от бумаги не отрывать».

Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна

клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо,

ожна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца

строки продолжай самостоятельно.

Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание! Рисуй

линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка

направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше - самостоятельно».

Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку, внимание! Рисуй

линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка

направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка

направо, и далее самостоятельно до конца страницы».

/Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации,

умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и

самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм./

Упражнение 2.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем порядке

числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках квадрата №1.

В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30-40.

/Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания./

Упражнение 3.

Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по одному

на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят

назвать их по памяти.

Затем он должен отыскивать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных

картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличить.

/Предназначено для тренировки и развития непосредственной произвольной

памяти./

Упражнение 4.

«Классификация».

В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким образом можно

разделить предлагаемые фигуры на группы.

В качестве стимульного материала используется набор карточек с изображением

различных предметов, животных, птиц и т.д.

Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было

разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это сделать?»

Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.

/Упражнение на умение классифицировать по разным признакам./

Упражнение 5.

«Игра в слова».

а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и

т.д.

б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот

предмет может делать.

Метель-метет, а гром-?

Ветер-?, а снег-?

Дождь-?, а солнце-?

При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет как

можно больше слов.

в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?

/Упражнение на развитие словарного запаса./

Задание IV.

Упражнение 1.

«Что спрятано?»

Все треугольники на рисунке закрасьте зеленым карандашом, а все

четырехугольники - желтым. Отгадай, что спрятал художник.

/Тренировка пространственной ориентации и концентрации внимания./

Упражнения 2.

«Корректурная проба».

В любом тектсе с крупными буквами предлагаются названные буквы одну-

вертикально зачеркнуть, другую- подчеркнуть. (5 минут) Затем изменить

задание.

/Формирование внимательности, распределения и избирательности внимания./

Упражнение 3.

Осознание визуального материала. На рисунке представлены 12 изображений.

Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные

листом бумаги, спустя 30 секунд и эти рисунки закрыть и попросить ребенка

нарисовать по памяти рисунки первой строки. Затем следует сравнение. Далее

следующая строка. Две последние можно показать одновременно.

/Развитие зрительной памяти./

Упражнение 4.

Можно использовать кубики Косса и карточки, прилагаемые к ним. По изображению

на карточке ребенок должен собрать соответствующую фигуру из кубиков. Если у

него легко все получается, карточку после просмотра можно убрать. Таким

образом одновременно развивается образное мышление и зрительная память.

Упражнение 5.

«Пропавшие слова».

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем

потерялись. Попробуй догадаться, какие».

1. Тишина царит в дремучем ________. Черные __________ затянули солнце.

Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________.

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _________. Гладким _______ оделась

река. Ребята построили высокую ________. Быстро мчатся _______ санки. Резкий

_______ бьет детям в _______.

________ не боятся мороза. Весельем горят их _______.

3. Стоит жаркая погода: небо ________, солнце светит ________. Коля и Оля

идут гулять в поле _______. Они слушают там пение маленьких _______. Они

собирают _______. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими

_________. Маленькие дети торопятся вернуться ________. Но прежде, чем они

успели прийти, разразилась ________. Дети испугались ________ грома. Они

постучались в один ______, чтобы укрыться от сильного ________, так как у них

нет с собой ________ и их одежда совсем ________.

/Упражнение на развитие грамматических навыков./

Занятие V.

Упражнение 1.

«Чего не хватает».

Ребенок рассматривает картинки и находит различия. Упражнение на концентрацию

внимания.

Упражнение 2.

«Анализ предметов».

/Используется для развития навыков осознавания словесного материала.

Тренировка слуховой памяти./

Предметы, подвергаемые анализу, исследуются по схеме: от эмоций к логике.

Называется определенный предмет. И далее по схеме:

- Эмоциональное восприятие: «Какое впечптление на тебя он

производит? Как тебе нравятся его цвет, форма, что может окружать его?»

Подобные вопросы педагога наталкивают ребенка на анализ собственных

эмоциональных реакций. В процессе восприятия сознательно включается

эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.

- Анализ вызванных эмоций. «Скажи, этот предмет тебе приятен или

нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Для тебя он грустный или забавный?

Увлекательный или скучный?»

Задача педагога - научить ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться

в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему

закреплению следов памяти.

- Установление общего смысла. «Что это за предмет? Для чего он

используется?»

- Анализ деталей. Педагог и ребенок на данном этапе вместе

находят наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о

предмете. Углубляются в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях.

- Синтез. «Закрой глаза и попробуй мысленно представить себе

исследуемый объект. Скажи, что ты четко видишь на своей картинке? Возьми

карандаши и нарисуй, как ты его запомнил».

Для тренировки зрительной памяти по данной схеме используется стимульный

материал в виде карточек с изображениями доступных в нашем обиходе предметов

(фрукты, ягоды, овощи и т.д.).

Упражнение 3.

«Путешествия животных».

/Цель: формирование умения рассматривать различные пути или варианты

достижения цели./

В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9-25 квадратов, в каждом

из которых изображен какой-нибудь схематический рисунок, понятный ребенку.

Содержание упражнения заключается в путешествии какого-либо животного по

этому игровому полю, однако движение происходит по установленным взрослым

правилам.

Инструкция: «Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про

белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай

посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со

звездочкой, этот - с грибочком.

Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят рядом,

а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с

елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и с

солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?».

После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким

образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

«Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в

соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку

в любом направлении. Например, из клетки с елочкой - в клетку с

колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты

думаешь, куда может прыгнуть белочка если она находится в клетке с деревцем?

Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки

со звездочкой в клетку с окошком?»

Упражнение 4.

Поиск смысловых несуразностей.

Инструкция: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно, объясни, что

не правильно и как должно быть».

1. Зимой в саду расцвели яблони.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом.

/Упражнение предназначено для развития грамматических навыков, путем анализа

смыслового содержания текста. Параллельно происходит обогащение словарного

запаса./

Занятие VI.

Упражнение 1.

«Найди одинаковые буквы».

Инструкция: Посмотри, буквы рассыпались. Соедини одинаковые буквы линиями.

После - какие буквы остались? Почему они не подходят к остальным? Ь, N

/Упражнение на усвоение пространственных отношений и развитие процессов

внимания./

Упражнение 2.

«Осознание словесного материала».

/Используется для тренировки зрительной или слуховой памяти./

Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слова, услышав каждое слово,

представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки,

которые он может издавать и т.п. Например, зубная паста на вид белая и

блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага Шерсть Сапог

Гнездо Телега Палец

Кот Волосы Лимонад

Колесо Роза Слон

Палка Платок Поцелуй

Упражнение 3.

/на развитие логического мышления, словарного запаса/

1. «Анаграмма»

«Составь слова из следующих букв»

а) К, О, С

б) У, Д, Б

в) М, Р, И

г) Т, О, Р

д) Е, Р, О, М

е) Ш, А, К, А

ж) Р, О, Г, О, Д

«Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее»

а) С, Л, У, Т

Ш, А, Ф, К

Ж, О, А, К, Л

К, Ь, В, А, Р, Т, О

С, Т, Л, О

«Расшифруй слова, и скажи, каким общим словом их можно объединить»

а) П, И, К, А, Т

Т, Ф, И, А, Л

Б, И, И, Т, Н, О, К

Г, А, О, П, И, С

2. «Слова-приятели»

а) «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке»

«Ценный - это какой? Жесткий - это какой?»

б) «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

в) «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

3. «Слова-неприятели»

Холодный Чистый Твердый

Тупой Мокрый Старший

Просторный Враг Верх

Поднять День Утро

Зима Завтра Рано

Низко Редко Медленно

Занятие VII.

Упражнение 1.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя половина была закрыта,

а нижняя часть строчки открыта. Читать приходится только по нижним частям

букв. Желая облегчить себе задачу ребенок, читая вслух верхнюю строчку, будет

стремиться одновременно про себя прочитывать нижнюю, следующую, пока она

открыта. Переход на такой способ чтения желателен, так как формирует

способность быстрого схватывания нескольких слов.

/Расширяет объем кратковременной памяти, целостность восприятия слов./

Упражнение 2.

Предыдущее и данное упражнение можно совместить, если в качестве стимульного

материала предложить тектс в стихотворной форме.

«Запоминание стихов»

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана

предлагаемая техника запоминания, которой мы хотим научить ребенка.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -

И как будто пляшет!

Это чучело - оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки! (И. Михайлова)

Инструкция:

а) прочитай внимательно первую строчку стихотворения.

б) Попробуй зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайся

нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней относишься: нравится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ