Диплом: Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника
тебе ее содержание или нет.
в) Перейди к следующей строчке. Прочитай ее вслух и представь в своем
воображении. Продолжай то же самое со всеми строчками. У ребенка в голове
должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении.
Затем ребенок должен прочитать все стихотворение вслух без остановок,
подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) «Теперь, - говорим ребенку, - попробуй вспомнить стихотворение,
отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы,
которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».
д) проверь себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно,
подправь образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправь также
последовательность, в которой эти образы у тебя возникают.
е) Произнеся стихотворение, вслушайся в звучание слов. Обращай внимание на
ритм и рифму.
Каждый раз следует обсуждать заученное стихотворение, просить ребенка
делиться впечатлениями от самого текста.
/Упражнение развивает долговременную память, образное мышление, воображение,
речевую сферу./
Результаты контрольного среза представлены в таблице 9.
Таблица состоит из 6 столбцов. В ней зафиксированы результаты срезов до
формирующего эксперимента и после него. В 1, 3, 5 графах даны результаты
констатирующего среза. Во 2, 4, 6 графах зафиксированы результаты
контрольного среза. С помощью такой таблицы нам было легко проследить
изменения уровня развития таких познавательных процессов как внимание,
память, мышление, которые лежат в основе развития познавательной активности.
Уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) у
учащихся экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента.
Таблица 9.
ИМЯ | Внимание | Память | Мышление | До | После | До | После | До | После | Вероника Е. | С | В | С | С | В | В | Алиса Т. | С | В | Н | С | В | В | Платон К. | Н | С | Н | С | Н | С | Антон Е. | В | В | С | В | С | С | Френк К. | С | С | Н | С | Н | С | Вика Р. | С | С | С | В | С | С | Марина К. | Н | С | Н | С | С | С | Аня С. | В | В | Н | С | С | С | Павел А. | С | В | В | В | В | В | Дарья П. | С | В | Н | В | Н | С | Катя К. | С | В | Н | С | С | С | Саша П. | С | В | Н | С | В | В | Дима К. | В | В | Н | С | С | С | Настя Ж. | С | В | Н | С | Н | С | Валя Ш. | С | В | С | В | С | В | Женя К. | Н | С | Н | С | Н | С | Алеша Б. | С | В | Н | С | С | В | Роман С. | С | В | С | В | В | В | Максим А. | С | В | Н | С | С | В | Максим Х. | С | В | Н | В | Н | С | Виталий А. | С | В | Н | С | В | В | Даша П. | С | С | В | В | Н | С | Ксюша О. | С | В | Н | С | С | В | Ксюша Я. | Н | С | Н | Н | С | В | Саша Г. | С | В | Н | С | В | В | Рома Г. | С | В | Н | В | С | В | Юля Т. | С | В | Н | В | В | В |
Уровень развития познавательных процессов
у учащихся контрольной группы.
Таблица 10.
Имя | Внимание | память | мышление | до | После | до | После | до | После | Денис А. | Н | С | С | В | В | В | Алена А. | В | В | С | С | Н | Н | Мелис А. | Н | В | Н | Н | С | С | Сергей Б. | Н | С | Н | С | Н | С | Ульяна Б. | С | В | Н | С | Н | Н | Сергей Б. | С | В | Н | С | Н | С | Денис В. | Н | С | Н | С | В | В | Юля В. | Н | С | С | В | В | В | Ольга Г. | С | В | С | В | Н | Н | Аня Д. | Н | С | В | В | Н | Н | Мария Е. | С | С | Н | С | С | С | Коля Е. | Н | С | Н | Н | С | С | Алексей М. | Н | Н | Н | С | С | С | Максим П. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Артем П. | Н | С | С | С | В | В | Ольга П. | Н | Н | Н | С | Н | С | Алексей П. | В | В | Н | Н | Н | С | Лиза С. | Н | С | Н | Н | Н | С | Валя С. | С | С | Н | Н | Н | С | Миша Т. | В | В | С | В | В | В | Раиль Т | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Мария Т. | Н | Н | Н | С | Н | С | Павел Т. | Н | Н | Н | С | Н | С | Руслан Ш. | Н | С | Н | С | Н | Н | Сенада Я. | Н | С | Н | С | Н | Н | Сергей Я. | С | В | Н | С | В | В | Иван С. | В | В | В | В | В | В |
Условные обозначения:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень.
Анализ таблиц 9 и 10 позволил сделать вывод, что уровень развития
познавательных процессов изменился у всех учащихся экспериментальной группы,
что нельзя сказать о детях, входящих в контрольную группу. Так, например, у
детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента
повысились показатели уровня развития таких познавательных процессов как
внимание, память и мышление. Констатирующий срез показал, что высокий уровень
был отмечен у 3 человек, а контрольный срез показал, что таких детей стало
больше, т. е. 20. Если у детей был низкий уровень развития внимания, то с
помощью специальных упражнений они его повысили до среднего. Это Платон К.,
Марина К., Женя К., Ксюша Я.
Уровень развития памяти увеличился у 8 учащихся (при констатирующем срезе 2
чел.). Низкий уровень развития кратковременной памяти было у 20 человек,
после формирующего эксперимента остался 1 человек. (Ксюша Я.).
Рассмотрим теперь такой показатель познавательных процессов, как мышление. До
формирующего эксперимента высокий показатель имели 8 детей, после их стало
14. Некоторые дети, например, Антон Е., Вика Р., Марина К., Аня С., Катя К.,
Дима К. остались на прежнем уровне – среднем.
Констатирующий срез не выявил не одного ребенка, у которого все три
показателя были бы высокими. После эксперимента число таких детей оказалось
равное 4. Число детей, не имеющих низкого уровня хотя бы одного из
показателей при констатирующем срезе, было равно 3. Контрольный срез
обнаружил 20 таких детей.
Таким образом, можно говорить о том, что включенность младшего школьника в
СДО стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее
развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.
Контрольная группа все это время продолжала работать в своем традиционном
режиме. Это время тоже работало на них, но результаты мы обнаружили иные:
более высокий уровень внимания показало 9 человек (было 4 чел.), показатель
уровня развития памяти изменился у 12 детей ( был низкий уровень стал средний
уровень) и уровень развития мышления остался без изменений.
Выводы по 3 главе.
1.По результатам констатирующего эксперимента очевидно различие в развитии
познавательных процессов у детей включенных в систему дополнительного
образования и не включенных в нее.
2.По результатам формирующего эксперимента замечены координальные изменения в
развитии памяти, внимания, мышления у детей экспериментальной группы, что
позволяет предположить успешность выбранной программы по развитию
познавательных процессов у младших школьников.
3.По истечению времени формирующего эксперимента диагностика развития
познавательных процессов в контрольной группе показала незначительное
улучшение памяти, внимания и мышления у учащихся, не включенных в систему
дополнительного образования.
4.Сравнивая выводы 2 и 3 отчетливо видно, что занятия в учреждении
дополнительного образования, направленные на развитие познавательных
процессов, стимулирует развитие познавательной активности, тогда как в
условиях общеобразовательных учреждений ребенок за тоже время достигает
только незначительного изменения в развитии познавательных процессов.
Заключение
Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и
превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях
обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику,
но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не
только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий,
эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в
саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами
учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.
Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные
качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как
следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно
изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на
осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него
результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в
определении направленности развития личности в современных условиях.
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является
актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности
ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать
себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
- Естественное стремление школьников к познанию;
- Положительное отношение к учебе;
- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета
деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
- Проявление воли в процессе овладения знаниями.
Наше исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательные
учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих
компонентов в должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе
принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного
взаимодействия с педагогами и сверстниками обладают дополнительными резервами
для развития всех основных характеристик познавательной активности
практически любого ребенка.
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным
свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.
Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию
познавательной активности младшего школьника:
- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е.
обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый
результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной
задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность.
- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент
актуализации знаний.
- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их
места на каждом этапе занятия.
- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими
детьми упражнений и заданий.
- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы.
- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога.
Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.
Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их
познавательную активность.
- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности
учащихся со стороны педагога.
- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить
свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости
достигнутого результата деятельности.
- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и
возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.
- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание
учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения,
наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных
групп в условиях обучения.
Всем этим условиям отвечают УДО.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы
развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать,
творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника
актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих
учеников.
Литература
1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении
детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89»,
2000. - с. 36, 40
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. -
Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8
3. Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И.
Панова. - М., 1997, с. 69
4. Бабанский Ю.К. активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр.
педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560
5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов
пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с.
86
6. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы
городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М.,
1997
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование
внимания. - М., 1974, с. 86
8. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе
обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89
10. Зубков Т.И. Формирование познават. активности слбоуспевающих уч-ся нач.
кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993
11. Калиш И.В. от внешкольной работы - к дополнительному образованию детей:
Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования
детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11
12. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс.
канд. психол. наук. - М., 1995
13. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 1995, с. 102-104
14. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. - М.,
Педагогика, 1982 - Т.1, с. 242
15. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. -
1989, №5 с. 10-14
16. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся. / Сов. педагогика - 1962, №2
с. 16-27
17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-
Воронеж, 1997, с. 96
18. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников.
Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990
19. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н.
Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис,
А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990
21. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека. Т. 20, с. 495
22. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -
1989 №6, с. 29-33
23. Панов В.И. некоторые подходы к методологии развивающего образования //
Психологич. наука и образование, 1998 №3-4, с. 38-46
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2
кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы
психолога с детьми разного возраста, с. 94
25. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современ. Образования // Известия
Российской академии образования. - М., 1999, с. 49-58
26. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2-х т. Т. 1. - М.,
Педагогика, 1981, с. 19, 618
27. Талызина Н.Ф. Формирование познават. деят-ти уч-ся. - М., 1983, с. 93
28. Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд.
пед. наук. - Омск, 1997
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 - М., АМП, 1950, с. 667
30. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22
31. Шамова Т.И. активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208
32. Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе. // Учителю об
одаренных детях. - М., 1997
33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -
М., Просвещение, 1979, с. 160, 27
34. Эльконин Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.
Зинченко. - М., 1989, с. 56-61
35. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой
образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15
1 Федеральный закон. О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – Издательство
«Ось-89», 1997, с. 22.
1 Бабанский Ю.К. Активность и
самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю.
Бабанский. - М., Педагогика, 1989, с. 560
1 Локк Д. Мысли о воспитании. (Пед.
наследие) Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145,
179
2 Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы
воспитания мышления в процессе обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356
3 Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе
учащихся. / Сов. Педагогика. - 1962, №2 с.16-27
1 Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208
2 Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160
1 Красновский Э.А. Активизация учебного
познания. / Сов. Педагогика, - 1989, №5 с.10-14
1 Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в
процессе превращения обезьяны в человека. Т.20, с. 495
2 Зубков Т.И. Формирование познават.
Активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук, -
Екатеринбург, 1993
1 Эльконин Д.Б. Избр. педагогич. труды. /
Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989, с. 56-61
2 Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160, 27
1 Талызина Н.Ф. Формирование познават. деятель-ти уч-ся. - М., 1983, с. 93
1 Пиаже Ж. Природа интеллекта. - М., 1981, с. 94
1 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.
Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974, с. 86
1 Возрастная и педагогическая психология.
Учебное пособие для студентов пед. инст-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. -
М., Просвещение, 1973, с. 86
1 Калиш И.В. От внешкольной работы - к
дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических
материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. -
М.: Владос, 2000. - с. 11
1 Ясвин В.А. Тренинг педагогического
взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М.,
1997, с. 11-15
1 Шумакова Н.Б. Обучение и развитие
одаренных детей в школе // Учителю об одаренных детях. - М., 1997
1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89
2 Ясвин В.А. Тренинг педагогического
взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. панова. - М.,
1997, с. 11-15
1 Кезина Л.П. Социально-психологические
основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995
1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 89
2 Ясвин В.А. Тренинг педагогического
взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. панова. -
М., 1997, с. 11-15
1 Панов В.И. Некоторые подходы к
методологии развивающего образ-я // Психологич. наука и образование. 1998 №3-4,
с. 38-46
1 Рубцов В.В. Психологич. поддержка совр.
образования. // Известия Российской академии образвания. - М., 1999, с. 49-58
1 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и
индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96
1 Воспитание юного москвича в системе
дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (М.,
19 февраля 1997). - М., 1997
1 Матюшкин А.М. Концепция творческой
одаренности. // Вопросы психологии. №6 1989, с. 29-33
1 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995, с. 102-104
2 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и
индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96
1 Панов В.И. Некоторые подходы к
методологии развивающего образования. // Психологич. наука и образование. №3-4
1998, с. 38-46
1 Панов В.И. Некоторые подходы к
методологии развивающего образования. // Психологич. наука и образование. №3-4
1998, с. 38-46
1 Бабаева Ю.Д. Тренинглвые методы
выявления одаренности. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 69
1 Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностич. Методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и
доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36,40
1 Ануфриева А.Ф. , Костромина С.Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностич. Методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и
доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36,40
2 Рогов Е.И. Настольная кн. практич.
психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос,
1999 - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. С. 94
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|