Рефераты

Диплом: Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Количественный анализ:

(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки

(2)б средний: допустил 1-2 ошибки

(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.

В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о цветовых

оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы

как красного, а не оранжевого и бордового.

Итак: на среднем уровне –7 детей – 54%

на высоком уровне – 1 человек – 8%

на низком уровне – 5 человек – 38%.

Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов.

Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание

цветов.

Методика № 2.

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.

Задание:

1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого (

берем 2 цвета – зеленый и красный).

2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые

имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

3. Данные занесены в таблицу:

Таблица №2

КрасныйЗеленыйРазныеКоличество всех ошибокБаллы
Количество ошибок
Лена Р.13151
Коля Л.21141
Ваня М.-3-31
Илья Т.24-61
Дима М.11--2
Сергей У.13151
Оля Б.12-31
Толя М.11131
Наташа Т.----3
Руслан З.12141
Кристина М.11-22
Денис Т.-1231
Слава К.12251

Количественный анализ:

(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не

допустил ошибок при выполнении задания

(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки

(1)б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.

Анализ показал:

высокий уровень: 1 человек – 7,7 %

средний уровень: 2 человека – 15%

низкий уровень: 9 человек – 69%

Анализ результатов: без ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести

практические занятия на цветоразличение.

Методика №3.

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете

форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в

круге.

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация

из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво,

чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

1. Какие геометрические формы использовали ?

2. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?

3. Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?

4. Сочетаются ли цвета?

Уровни знаний детей:

Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют

правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при

составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета,

хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и

правильно применяют.

Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета,

правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Анализ результатов:

Таблица №3

1234УровеньБаллы
Лена Р.+-Контр.+Средний2
Коля Л.+-Хол.+Средний2
Ваня М.+--+Низкий1
Илья Т.+--+

Низкий

1
Дима М.+Симм.Тепл.+Высокий3
Сергей У.---+Высокий3
Оля Б.+Ритм.Контр.+Высокий3
Толя М.-Симм.-+Низкий1
Наташа Т.+--+Низкий1
Руслан З.---+Низкий1
Кристина М.---+низкий1
Денис Т.+--+низкий1
Слава К.+--+низкий1

Анализ результатов: Низкий уровень - 9 человек - 70%

Средний уровень - 2 человека - 15%

Высокий уровень - 2 человека - 15%.

В целом результаты плохие.

Методика №4

Выявление элементов технической эстетики.

Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает

внимание.

Методом исследования была беседа.

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?

3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ?

4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Выделены 3 уровня

(3) высокий: учащийся обращает внимание на пользу, приносимую предметами,

удобство в пользовании, отмечают красоту формы.

(2) средний: учащийся отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что

они просто нравятся.

(1) низкий: учащийся не обосновывает свои ответы, не понимает пользы

предметов, удобства и красоты.

Количественный анализ дан в сводной таблице.

Низкий уровень: 7 человек - 54%,

Средний уровень: 4 человека - 30%,

Высокий уровень: 2 человека - 16%.

Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает игрушки

похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить какие либо

действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую игрушками.

Вторая половина детей назвала в качестве любимых - красивые игрушки, на

удобство игрушек обратили внимание только трое опрошенных.

Анализируя ответы детей, касающиеся интерьера квартиры, оборудования игровых

площадок, мы получили интересные результаты: в интерьере ребят больше

привлекает красота вещей, в то время как во дворе и на улице они обращают

внимание на пользу, которую приносят вещи (в машине скорой помощи лечат

людей, тротуар спасает от грязи, светофор помогает переходить улицу,

пешеходные переходы также помогает переходить улицу).

Таким образом, мы установили, что дети младшего школьного возраста обладают

некоторым запасом технико-эстетических знаний, не всегда видят красоту и

пользу предметов, окружающих их, удобство.

Методика №5

"Парта будущего"

Цель: выявить способность дизайнерской творческой деятельности, к созданию

воображаемого образа предмета, существующего в нереальных условиях.

Задание: спроецировать и нарисовать парту будущего, такую какой сейчас не

существует, но она появится, возможно, в будущем. Создайте такую парту,

которая была бы максимально полезна, но в то же время и красива.

Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в будущее,

опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для

функционирования творческого мышления у ребенка. Задание оценивалось по 3-х

бальной системе, по следующим показателям:

-целесообразность,

-рациональность,

-новизна и оригинальность,

-доработанность.

Характеристика показателей дана в таблице.

1 (низкий уровень)2 (средний уровень)3 (высокий уровень)
Целеесообразность – способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной целиНедостаточная подчиненность работы единой цели отсутствие сюжетности, цельности замысла, недостаточный контроль и коррекция своих действийЗамысел сопоставляется с задачей, но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнениюСобственные действия и замысел полностью адекватны задаче, цель реализована
Рациональность – выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельностиДетали изобретения бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствие гармоничности, красоты в изображении. Практическое применение изобретения не возможно.Детали хотя и неудобны и не красивы, но полезны. Практическое применение изобретения возможно, если его красиво оформить.Изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональностью деталей. Продукт возможно претворить в реальности.
Новизна и оригинальность – продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи.Отсутствие стремления к поиску новых решений, использование стандартных форм, основанных на прошлом опыте, отсутствие оригинальности.Наличие стремления к поиску новых решений, использование стандартных воссоздающих конкретных форм, но с применением новых элементов.Работа творческая с использованием оригинальных методов, выразительных средств работы, фантастическим сюжетом.
Доработанность – законченность форм, реализация замысла, эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности.Работа не закончена по форме и замыслу, недостаточная эмоциональная удовлетворенность.Работа закончена по замыслу, но не доработана по оформлению, недостаточная эмоциональная удовлетворенность.Творческая работа выполнена полностью и по замыслу и по форме, эмоциональная удовлетворенность.

Количественный анализ.

Усл.Рац.Нов.Дор.Всего балловуровень
Лена Р.11114низкий
Коля Л.12115средний
Ваня М.11114низкий
Илья Т.11114низкий
Дима М.11125средний
Сергей У.11114низкий
Оля Б.11215средний
Толя М.11226средний
Наташа Т.11114низкий
Руслан З.11114низкий
Кристина М.21216средний
Денис Т.11114низкий
Слава К.11114низкий

Уровни: Низкий: 1-4 балла - 8 человек - 62%,

Средний: 5-8 баллов - 5 человек - 38%,

Высокий: 9-12 баллов - 0 - 0%.

Качественный анализ: данное задание характеризуется пониженным уровнем

новизны и оригинальности, целесообразности и рациональности, что связанно с

необычностью и сложностью поставленной перед детьми задачи. Однако,

стопроцентное выполнение задания свидетельствует о наличии творческого

потенциала для развития дизайнерского мышления. И не смотря на низкий уровень

новизны и оригинальности, выполненные работы можно считать условно

творческими, так как подобного вида занятия ранее детям не задавались, и

изобретения новой формы мебели требовало от каждого большого напряжения

процессов соображения.

Все рисунки несколько однообразны, реалистичны, большинство парт имеет

стандартную прямоугольную форму. Новизны заключается в создании различных

удобств вокруг парты или встроенных в нее. В подавляющем большинстве в парту

встроен компьютер, механизмы раскладывания парты, полки для книг и игрушек,

осветительные системы. Эти приспособления созданы на основе имеющихся знаний,

прошлого опыта путем "склеивания" отдельно существующих объектов в единое

целое. Уровень рациональности в основном находится на низком и среднем

уровне, затем чаще всего неудобны, не достаточно полезны, не эстетичны. Дети

на интуитивном уровне чувствуют красоту и гармоничность изобретения.

Таким образом, дети не подготовлены заданиям подобного вида, направленным на

развитие дизайнерского мышления, не умеют фантазировать в нестандартных,

непривычных условиях, мыслительные процессы функционируют на основе хорошо

усвоенного прошлого опыта и знаний путем репродуктивного воспроизведения,

использования стандартных форм.

Методика №6

"Чайный сервиз"

Цель: выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов,

связанных ансамблем.

Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по

форме, цвету и орнаменту.

Работа оценивалась по 3-х бальной системе.

Уровни знаний детей:

Низкий (1)б: не понимают художественных особенностей общности предметов,

связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по

форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2)б: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают

предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту,

так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю.

Высокий (3)б: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в

сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты,

обосновывая то или иное сочетание.

Анализ ответов детей показывает, что большей части из них стилевые отличия не

знакомы. Необходимо уделить внимание развитию чувства стиля на формирующем

этапе эксперимента.

1 (низкий уровень)2 (средний уровень)3 (высокий уровень)
Лена Р.*
Коля Л.*
Ваня М.*
Илья Т.*
Дима М.*
Сергей У.*
Оля Б.*
Толя М.*
Наташа Т.*
Руслан З.*
Кристина М.*
Денис Т.*
Слава К.*

Анализ: на низком уровне находится 8 детей - 62%, на среднем - 3 ребенка -

23%, низком - 2 ребенка - 15%.

Методика №7

"Дорисуй фигуры"

Цель: выявить уровень представлений о симметричности примеров, умение

достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа.

Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них фигуры

(квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты (круги,

стрекозы, рыбы) одинаковые.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3)б: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают

фигуры.

Средний уровень (2)б: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но

иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.

Низкий уровень (1)б: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые

изменения ее формы, не понимание принципа работы.

Количественный анализ: представлен в сводной таблице. Количественный анализ

показал, что дети в основном находятся на среднем уровне развития

представлений о симметричности, пытаются не уменьшать площадь дорисованной

фигуры, соблюдают ее форму, но иногда допускают небольшую асимметрию в

рисунке.

Анализ:

Высокий уровень - 9 человек - 70%,

Средний уровень - 2 человека - 15%,

Низкий уровень - 2 человека - 15%.

Общий анализ эксперимента:

1234567Всего балловуровень
Лена Р.112212110средний
Коля Л.212221111средний
Ваня М.11111117низкий
Илья Т.211112110средний
Дима М.223221214средний
Сергей У.11111117низкий
Оля Б.213322316Высокий
Толя М.211121311Средний
Наташа Т.231213112Средний
Руслан З.311111210Средний
Кристина М.221323114Средний
Денис Т.11111117 Низкий
Слава К.11111117низкий

Максимум баллов по методикам - 21.

Низкий уровень: 1-7 баллов - 4 человека - 30%

Средний уровень: 8-14 баллов - 8 человек - 62%

Высокий уровень: 15-21балл - 1 человек - 8%.

Характеристика уровней:

Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и

цвета, правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих заданий

замысел полностью адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение

характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей.

Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет

принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности

предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует

симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой.

Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают

правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно

применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают только

красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении творческих

заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен контролировать

свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя и не удобны,

некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты, воссоздающие формы,

но с привнесением новых элементов. Частично устанавливает связь между

предметами, объединенными стилевым единством, сочетает предметы по одному

признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда допускает небольшую асимметрию в

рисунке. Недостаточная эмоциональная удовлетворенность.

Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но не

умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов

при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При оценки

предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании творческих работ нет

целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция своих действий. Детали в

изображении бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствует красота, гармоничность в

изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску

новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов,

связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по

форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще

незакончена по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые

изменения ее формы, нарушение контуров.

Результаты и выводы по констатирующему эксперименту.

В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и подтверждены

следующие теоретические положения, рассмотренные в теоретических главах

работы.

1) Процессы творческого мышления у младших школьников функционируют на основе

наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими

конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении

эмпирического опыта ребенка, на что указывали психологи: Л.С. Выготский, Г.П.

Блонский, А.Я. Дудетский и другие.

2) Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности, а

также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально-психологической сфер

жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной период.

3) Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково,

что младшие школьники не достаточно целостно воспринимают эстетические

объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве

предмета.

4) В практической деятельности правильно используют различные цвета, но

пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной

теоретической подготовки.

5) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают

внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и красоту.

6) Дети младшего школьного возраста в основном находятся на начальных уровнях

проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по технической

эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

7) Элементы дизайна необходимо вводить в программу трудового обучения и

использовать их в заданиях требующего творческого решения.

3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на

формирующем этапе эксперимента.

Задачи экспериментальной работы:

-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику,

интеллект младших школьников;

-организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной

деятельности на протяжении формирующего эксперимента;

-организация творческой деятельности на материале художественного

конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;

-количественный и качественный сравнительный анализ результатов творческой

экспериментальной деятельности;

-спрогнозировать воздействие введения художественно-конструкторских знаний и

организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов творческого

дизайнерского мышления;

-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на

повышение уровня развития элементов дизайнерского мышления.

Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность развития

элементов дизайнерского мышления. Работа проводилась на материале

художественного конструирования.

Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых

теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении,

ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.

Эти сведения включают:

-единство функции и формы

-соответствие формы и материала

-соответствие формы и цвета

-знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и

масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.

Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя

специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не

может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической

эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их

выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать

особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы,

материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в

изделии.

В программу по трудовому обучению следует ввести следующие знания:

1 класс.

ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.

Хроматические и ахроматические цвета.

Цветовой круг. Нюансное и контрастное сочетание цветов. Холодные и теплые

цвета.(74,с.12)

При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания цветов,

знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать некоторые свойства

цветовой гармонии-согласованности в сочетании цветов.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из

цветов замкнутого спектрального ряда. Цветовой круг можно разделить по

диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые

и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-зеленые, голубые,

синие, сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки

называются теплыми. Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки

называются холодными.

Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, насыщенностью. Яркость -

степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас предметов

наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые

(самые яркие)будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской.

Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.

Ахроматические -белый, серый, черный.

Дополнительные цвета расположены диаметрально противоположно в цветовом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ