Диплом: Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
круге. Их еще называют контрастными.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они гасят друг
друга. При расположении рядом дополнительные цвета усиливают насыщенность
цвета, поэтому не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них
должен служить основным, а другой дополнительным. Любые цвета при
расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное
впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов кажется светлее, а в
окружении более светлы – темнее.
Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков родственных цветов
(цветов, расположенных вблизи друг от друга в пределах 1\4части цветового
круга). Такое сочетание называют нюансным. А можно получить красивые
сочетания из дополнительных цветов (цветов, лежащих на вершинах
равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг).Это сочетание
называется контрастным.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с черным, черный с
серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические цвета теплой гаммы выигрывают рядом с темными
ахроматическими, а холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета
гармонируют с черным или белым, а малонасыщенные- с различными оттенками
серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает
преобладание того или иного цвета.(74,с.17)
Далее поговорим о таких понятиях как "форма" и "материал".
ФОРМА. Плоская и объемная форма.
Свойства: угловатость, округлость, легкость, массивность, симметричность,
пропорциональность, ритмичность.
Форма простая и сложная.
Вот какую краткую характеристику знаний дает Калинина Г.П.(74.с.19)
Каждая форма может быть рассмотрена с двух сторон: форма геометрическая и
форма гармоничная. В соответствии с этим форма имеет разные характеристики.
С геометрической точки зрения форма-это известные нам простые геометрические
фигуры на плоскости и в пространстве: круг, квадрат, треугольник, цилиндр,
шары др. Сложные формы получаются в результате объединения не менее двух
простых форм.
Каждая геометрическая фигура имеет следующие характеристики:
-симметричность и асимметричность;
-соотношения (контрастные и нюансные);
-объемно-пространственное строение (предмет обладает длиной, шириной, высотой)
Рассмотрим характеристики гармоничной формы:
-органичность и целостность внешней формы;
-пропорциональность и ритм;
-масштабность;
-пластичность (различают угловатую и округлую формы)
-легкость и массивность.
При создании композиции (процесс создания гармоничного произведения или
изделия) необходимо учитывать характеристики и геометрической и гармоничной
формы.
МАТЕРИАЛ. Виды материалов и их свойства: структура, фактура, прочность,
водопроницаемость, прочность, окрашиваемость, пластичность.
Изготовление изделий из разных материалов, их сочетаемость.(74.с.22)
Все эти знания можно использовать на уроках трудового обучения в первом классе.
Во 2 классе полученные знания расширяются и закрепляются.
Продолжается ознакомление детей с поделочными материалами, их декоративными и
технологическими свойствами. Ученики получают определенную информацию о
некоторых средствах выражения художественного замысла: путем моделирования
формы, выбора материалов для отделки, ритма композиции и пр.
Дети создают творческие работы новогоднего настроения, ищут средства
выражения праздничного стиля через конструкцию и декор. Но изготовление
новогодних поделок отнюдь не является самоцелью. Напротив, именно хорошо
выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и предметов
оформления используется для включения в учебный процесс некоторых
дизайнерских идей, прежде всего той, что вещи имеют характер и настроение.
Это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью
специфических материалов и способов работы.
В пропедевтическом плане (на уровне представлений) дети постигают основное
правило дизайна, не называя его: красивая вещь- та, которая подходит к
обстановке, т.е. целесообразно функциональная, эстетичная(гармоничная,
полезная, удобная).На уроках дети узнавали, что прекрасное создается в любой
области человеческой деятельности: в строительстве, в мире науки и техники, в
искусстве. Они убеждались, что особенную ценность представляют те результаты,
в которых есть что-то новое, оригинальное, в которых проявилось творческое
отношение автора к создаваемому, ибо творчество-показатель активного
эстетического отношения человека к окружающему.
Знания правил композиции, цветоведения помогали учащимся овладевать
первоначальными сведениями о гармонии-основном законе красоты. Постепенно
учащиеся усваивали, что красота предмета не создается за счет каких-то
дополнительных элементов, вводимых специально. Красота в органическом
построении предмета, в его логичности и целесообразности, в его пропорциях, в
гармоничном сочетании частей и целого.
Для того чтобы ребенок мог вообразить форму и цвет, а потом воспроизвести их
в различных комбинациях в своих изделиях, можно организовать специальные
формы деятельности: наблюдение, воспроизведение явлений действительности.
Обучение детей анализу явлений окружающей действительности с позиций
художественного конструирования создает большие возможности для ознакомления
с технико-эстетическими (дизайнерскими) качествами предметов. Учащиеся
постоянно должны наблюдать прекрасные предметы и явления. Объекты восприятия
могут быть самыми разными. Это и предметы быта, и здания, и транспорт, и
витрины магазинов, а также природа.
С учетом этих положений были сформулированы следующие задачи обучения.
-Задачи:
-знакомство с профессией дизайнера,
-знакомство с окружающим предметным и природным миром как источником
выразительных средств, идей.
-знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения.
-формирование элементов продуктивного дизайнерского мышления и умения
выразить свою идею, мысль с помощью эскиза, рисунка, проекта.
-приобретение навыков работы с различными материалами.
-развивать художественный вкус.
В процесс занятий органично вливаются беседы по истории искусства и дизайна.
Занятия эмоционально обогащаются музыкальными произведениями
П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Римского-Корсакого, Шаинского и др.,
экскурсиями на природу, на улицу, на площадку для зрительного изучения форм и
основных элементов конструкции объектов, просмотр кинофильмов, диапозитивов и
репродукций.
В доступной форме детям сообщаются следующие сведения:
-угловатость формы снижается нюансным сочетанием цветов, повышается контрастным.
-пластичность формы усиливается нюансным сочетанием цветов, понижается
контрастным.
-легкость формы усиливается нюансным сочетанием светлых тонов цвета,
снижается от контрастного сочетания цветов.
-массивность формы усиливается от сочетания контрастных цветов и с помощью
темных тонов цветовой гаммы, снижается нюансными цветами, светлой цветовой
гаммой.
сочетание пластичной и угловатой форм снижает угловатость всего предмета в
целом.
-сочетание легкой и массивной форм делает вещь визуально изящнее.
Параллельно с усвоением необходимых теоретических знаний школьникам
предлагалась определенная система упражнений, способствующих формированию
элементов дизайнерского мышления.
Так, ориентировочную основу упражнений составляют следующие сведения:
1.Любую форму можно условно расчленить на геометрические фигуры;
2.Все предметы окружающего мира выполнены из материала. Выбор формы зависит
от материала и наоборот.
3.Каждый предмет имеет цвет. Назначение цвета.
К самому началу обучения мы отнесли анализ формы предмета: это всевозможные
упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации предмета на
элементарные геометрические фигуры, упражнения на составление сложных форм из
более простых, а также работа, направленная на развитие цветовидения.
Знания детей формируются через беседы, сообщения, постановку проблемных
задач, закрепляются в процессе выполнения практических творческих заданий.
При этом вопросы и задания первоначально носят преимущественно частный и
репродуктивный характер, а в дальнейшем включает в себя творческий поиск,
решение определенных дизайнерских проблем.
Так, при введении понятия целесообразности учащимся предлагается рассмотреть
различную зимнюю одежду и вместе с ней купальник и соломенную шляпку. Дети
выводят их из ряда, мотивируя свои действия, формированию понятия
целесообразности будут способствовать вопросы и задания
типа:
-Почему нож, топор имеют такую форму?
-Чем продиктована форма иголки?
-Зачем мы носим перчатки?
Исключи лишний предмет, объясни свое решение (демонстрируются комплекты:
выходной костюм, галстук и кеды; спортивный костюм, кеды и галстук "бабочка")
-Убери из комнаты лишнюю мебель.
-Почему конная телега имеет прямоугольную форму? Нужна ли ей обтекаемая форма
и легко ли такую форму делать из дерева?
Особое внимание на фоне всех полученных знаний мы уделили развитию у детей
стилевого чутья и формированию способности художественного проектирования.
Учащимся сообщались следующие сведения: набор предметов выглядит красивее,
если они имеют похожие формы, одинаковую окраску, общий или похожий рисунок.
Теоретические положения вводились через наблюдения за общностью групп
предметов, связанных ансамблем. Учащимся предлагалось определить
принадлежность предмета к одному из двух сервизов, нужно было не просто
сказать к какому сервизу относится эта чашка и блюдце, но и объяснить свою
точку зрения через рассуждение. (Почему ты так считаешь?)
Работа по формированию у учащихся способности к проектированию была
направлена на развитие следующих умений:
-видеть саму будущую конструкцию (изделие);
-изобразить ее для прочтения другими (чертеж,рисунок);
-сделать макет изделия для большей степени наглядности;
Так, само понятие проекта определялось как изображение будущего, пока еще не
существующего предмета. Например, проект дома-это придуманный и нарисованный
дом, его пока еще нет на самом деле. Прежде чем построить дом, его надо
придумать, спроектировать.
С учетом возраста детей введение теоретических сведений о проектировании
производится в специально организованной и управляемой игре (или ее
элементов). Например:
-Прочти проект домика Мальвины. Сделай проект домика.
-Прочти предложенный план-проект клумбы.
-Сравни чертеж дома и недостроенный дом.
-Что еще нужно достроить?
-Нарисуй несколько эскизов для дома Буратино (Алисы, Кота Базилио и др.)
Также предлагаются упражнения на развитие стилевого чутья.:
-Подбери башмачок для куклы.
-Укрась туфельки(бантиком, пуговкой, цветочком)
-Подбери галстук для костюма мальчика.
-Убери лишние предметы из костюма.
-Подбери узор для круглого, овального, квадратного блюда для детского сада.
-Распиши поделочную доску "Маме" и выполни упаковку к ней.
Развивать умение выбрать цвет и сочетание цветов для работы помогают задания,
связанные с изучением элементов цветоведения, свойств красок и различных
материалов, применяемых на уроках труда. Ниже приводятся некоторые варианты
учебных заданий, связанных с элементами цветоведения.
1.Определение и воспроизведение цвета.
На уроках труда по предложению учителя дети из полного комплекта цветной
бумаги выбирают бумагу названного цвета. Из них дети вырезают геометрические
и растительные элементы для составления узора. Способом аппликации эти
элементы учащиеся располагали в полосе, круге, чередуя их по форме и цвету.
2.Основные и составные цвета.
С помощью специальной таблицы детям показали синий, красный, желтый цвета,
которые принято называть основными, т.к. их нельзя получить ни из каких
других красок. Дети узнали, что при смешивании основных цветов можно получить
новые цвета -составные.
Дети на уроках убедились как получаются составные цвета путем смешивания.
3.Светлота цвета.
В процессе целенаправленных наблюдений за цветом окружающих объектов живой
природы и при рассматривании красочных картинок дети заметили, что каждый
цвет имеет светлые и темные оттенки. На уроке дети выполняли коллекцию из
цветной ткани, подбирая цвет по принципу светового изменения определенного
цвета (красного, синего, желтого). Затем дети составляли коллаж из ткани с
учетом оттенков.
4.Теплые и холодные цвета и оттенки.
На уроке дети выполняли аппликацию "Осенний ковер из листьев", используя для
этого теплую гамму цветов, и аппликацию "Снеговик", используя холодную гамму
цветов.
5.Цветовой круг. Дополнительные цвета.
Учитель знакомит детей с упрощенной схемой цветового круга, в котором цвета в
виде спектров располагались в определенной последовательности (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Дети называли
известные им основные и составные цвета красок, теплые и холодные. Затем
внимание было обращено на цвет спектров, лежащих в круге друг против
друга(красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый) цвета,
которые принято называть дополнительными.
Дети заметили, что при соседстве друг с другом дополнительные цвета дают
контрастные яркие сочетания красок и это часто используется в декоративной
работе.
Иногда задания были построены так, что работа начиналась на уроке
изобразительного искусства, а заканчивалась на уроке трудового обучения.
Это создавало благоприятные условия для развития элементов продуктивного
дизайнерского мышления.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ.
Задания и упражнения были составлены с учетом следующих требований:
-соответствие целям и задачам трудового обучения, его программному содержанию;
-постепенное усложнение заданий и упражнений;
-характер заданий заставляет обратить внимание на композиционную целостность,
функциональность(степень соответствия формы, цвета, материала, декора
основным функциям изделия) технологичность( лаконичность конструкции,
адекватность способов работы),единство предмета и среды(стиль) ;
-разнообразие форм и методов организации обучения.
Мы предлагаем следующую систему упражнений во втором классе:
1.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.
2.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая ритмично.
3.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая
ритмично.
4.Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.
5.Использование знаний о контрастном сочетании цветов при изготовлении изделий.
6.Закрепление понятия "симметричность" и "асимметричность" при изготовлении
аппликации.
7.Создание вещей определенного настроения (новогоднего) 8.Упражнения на
формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на элементарные
геометрические фигуры.
9.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление функции
предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.
10.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не
существующих предметов.
11.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по художественным
особенностям деталей к ансамблю предметов.
12.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах (комплексная
самостоятельная работа).
Одним из аспектов формирующего эксперимента является последовательная
организация эстетико-педагогических условий, способствующих развитию
творческого мышления.
Организация эстетико-педагогических условий началась с учебно-дизайнерских
условий, создающих объективную среду, способствующую развитию творческого
мышления. С педагогической точки зрения, утилитарная организация школьного
пространства предполагает создание окружающей учебной среды, удовлетворяющей
психо-физиологическим потребностям детей в соответствии с эргономическими
требованиями. Участие детей в организации учебно-дизайнерских условий идет по
следующим направлениям:
-создание и оформление предметов классного интерьера;
-изготовление декораций и костюмов к празднику.
Социально-эмоциональные0 условия строятся на взаимоотношениях, которые
переносятся и на взаимоотношения детей между собой. Главным акцентом является
педагог, обладающий духовной гармоничностью (добротой, порядочностью, тактом,
честностью, эстетическим отношением к действительности, эстетическими
убеждениями, вкусом, высоким уровнем интеллекта, артистичностью, творческим
мышлением и т.д.)
Кроме этого, учитель устанавливает демократический стиль общения,
приближенного к взаимоотношениям матери и детей, строящегося на любви, ласке,
доверии, взаимопонимании.
Это способствует установлению тех показателей, которыми характеризуется
эмоциональная комфортность каждого ребенка, чувства защищенности, уверенности
в себе и поддержка других, творческая свобода. Социально-эмоциональные
условия обеспечивают отсутствие в детском коллективе серьезных конфликтных
ситуаций, враждебности, агрессивности и сохранение долгих дружеских отношений
в классе и с педагогом.
Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в
процессе организации эвристико-дидактических условий, заключающихся в
использовании творческих форм и методов педагогической деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ФОРМИРУЮЩЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ.
В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-педагогических
условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-
эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно способствовали
расширению диапазона деятельности различных процессов и видов творческого
мышления, т. е, его развитию
В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено:
если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой,
характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего
эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению
продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным
оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих
работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом
создавали, проектировали новые изделия.
Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь как
механизм для более глубокого вхлждения в суть задания. Она позволяет ребенку
воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.
В классе царила атмосфера сотрудничества в ходе выполнения коллективных и
совместных с родителями творческих работ. Дети понемногу приучаются работать
парами, группами, выполняют коллективные работы. Поскольку самостоятельное
распределение деятельности в коллективе-одна из самых больших трудностей,
учитель вводит детей в совместное творчество постепенно. В этом смысле даже
механическое соединение разрозненных композиций на этапе их итогового
просмотра имеет большое значение. Такой прием можно использовать, в
частности. соединяя в один большой ковер кусочки "отдельных ковров осенних
листьев"
В ходе исследования предусматривались задания. Связанные с обогащением
чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность творчества прямо
пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений. Их обогащение через
целенаправленное визуальное восприятие-один из главных компонентов нашей
программы.
Серию уроков проводили под девизом "Готовимся к встрече Нового года".Но
изготовление новогодних поделок отнюдь не является самоцелью, напротив,
именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер новогодних
сувениров и предметов оформления используются для включения некотрых
дизайнерских идей: прежде всего той,что вещи имеют характер и настроение; это
настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью
специфических материалов и способов работы.
Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о
накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем
основываются процессы творческого дизайнерского мышления.
Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому
можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не
только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной
из составных частей общей культуры человека.
Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть кратковременным
процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть разработана
многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения ребенка в
школе.
В нашем исследовании мы на практике использовали программу раздела для 2 класса.
Данная программа, разработанная и частично опробированная на практике
опирается на следующие принципы, обоснованные Н.М.Конышевой.
Программа по трудовому обучению.
(основы дизайнообразования).
Принципы построения программы:
1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная)
направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через
практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей
действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им
культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-
психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так
далее.
Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-
эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных
возможностей личности.
2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и от
частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы).
Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы
и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те
сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.
В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских
вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете
целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета
и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в
композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-
Человек-Предметная среда».
Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и
умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование
удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.
3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина;
большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть
одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим
наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизайнерского
мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе
выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого,
учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие
взаимосвязи с этим целым.
4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество
учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает
самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков,
региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество
уроков также может меняться.
Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего
исследования приведем примерный тематический план.
Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по классам.
1 класс
№ урока | Тема урока | Теоретические сведения | Практическая деятельность | 1. | Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги. | Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность. | -опыты по выявлению свойств бумаги; -изготовление коллекции бумаги. | 2. | Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок. | Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения. | -изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения. | 3. | Форма. Оригами. | Трансформация плоского листа в объемную фигуру. | -изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания. | 4. | Ритм. | Ритм. Орнамент. | -орнамент в полосе из геометрических элементов. | 5. | Ритм. Композиция из геометрических фигур. | Композиция, силуэт модели. | -изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования. | 6. | Симметрия. Картина из симметричных деталей. | Симметричность в природе. Композиция. | -изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна» | 7. | Асимметрия. Картина из вырезанных листьев. | Асимметричность в природе. Композиция. | -составление композиции из асимметричных деталей. «Панно». | 8. | Цвет как средство выразительности. Мозаика. | Ахроматические, хроматические цвета. | -изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов. | 9. | Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация. | Теплые и холодные оттенки одного цвета. | -аппликация в теплых тонах. «Осенний букет»; -аппликация в холодных тонах. «Снеговик». | 10. | Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы. | Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы. | -украшение для комнаты. Подвеска – спираль. | 11. | Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки». | Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции. | -изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги. | 12. | Гирлянды в виде игрушек, зверюшек. | Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов. | -изготовление сложного фонарика | 13. | Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик». | Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета. | -изготовление елочного фонарика. | 14. | Елочная игрушка «Дед Мороз». | Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс. | -изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз». |
2 класс.
№ урока | Тема урока | Теоретические сведения | Практическая деятельность | 1. | Начальные сведения о художественном коструировании (дизайне). Аппликация из симметричных деталей. | Понятие о художественном конструировании. Профессия дизайнера (планировании, проектировании, претворение замысла в изделии). Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах. | -наблюдение и анализ форм симметричных предметов в природе и анализ правильных геометрических форм. -изготовление из бумаги симметричных насекомых. -составление аппликации из симметричных деталей в круге (используются геометрические и природные формы). | 2. | Основные формообразования и композиции. Щелевые игрушки. | Контур, силуэт. Гармония и равновесие соотношения форм: пропорциональность пластичность, угловатость. | -изготовление контурных сувениров и игрушек с щелевым замком из картона. | 3. | Композиция по собственному замыслу. | Композиция. Повторение элементов, ритм, асимметричность, симметричность. | -составление композиции на свободную тему, используя различные формы. | 4. | Проектирование домиков для сказочных героев. | Проект, проектирование, эскиз, рисунок. Художественная выразительность изделия, интерьер. | -создание проектов будущих, пока еще не существенных предметов. | 5. | Цвет как средство выразительности в художественном конструировании. Коллаж из ткани. | Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовой фон. Гармоничное сочетание . Контрастное сочетание. | -упражнение по подбору гармоничных тонов, лоскутков ткани. -коллаж из ткани. | 6. | Аппликация «Витрины на улицах». | Витрина, назначение, оформление витрины, соответствие внешнему облику улицы и стилю здания. Симметрия, движение, ритм, композиция. | -разработка и оформление проекта витрины магазина. | 7. | Нюанс. Аппликация из нюансных тонов. | Нюансные сочетания цветов, движения, ритм, выражение сочетания с учетом цветовых сочетаний. | -аппликация «Ковер осенних листьев» (коллективная работа). | 8. | Комплект для кухни: прихватка, грелка на чайник. | Стиль, стилевое единство, настроение вещи, гармоничное сочетание цветов. | -изготовление комплекта из ткани в едином стиле. | 9. | Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. «Упаковка». | Зависимость формы предмета от его назначения и особенностей использования. Форма, пропорции, цвет как средство выразительности для создания образа. | -изготовление упаковочных коробок для сувениров в форме простых геометрических фигур (из самостоятельно сделанных разверток). | 10. | Макеты интерьеров. | Функциональные и эстетические свойства интерьера. Назначение интерьера. Компановка. | -изготовление макетов интерьеров с мебелью. -изготовление одежды для кухни. Эскизный проект (коллективная работа). | 11. | «Образы зимы» - открытки. | Оформление, украшение, сочетаемость фона и деталей по цвету. Фактура материала. Целесообразность вещи, настроение вещи. | -изготовление поздравительных открыток из деталей цветной бумаги. | 12. | Маски к новому году. | Эскиз, цветовое сочетание, характер вещи, средство выражения образа через детали. | -изготовление деталей масок к новогодним костюмам. | 13. | Детали новогодних костюмов. | Средства художественной выразительности – линия и цвет, детали. | -изготовление деталей костюма (совместное занятие). | 14. | Разработка и изготовление елочных украшений. | Гармоничность цветовых сочетаний, контраст, нюанс, ритм, равновесие. | -изготовление украшений для елки. Складной самоцвет на елку. |
3 класс.
№ | Тема урока | Теоретические сведения | Практическая деятельность | 1. | Основы формообразования и композиции. «Улицы города». | Композиция, форма – объемная, плоская. Масштабность, динамичность, легкость, фактура материала. Цветовой контраст, выразительность. Теплые и холодные цвета. | -изготовление композиции «улицы города» (ночью и днем) групповая работа в технике аппликации. | 2. | Интерьер квартиры. | Интерьер. Принципы и правила оформления интерьеров. Эстетические и санитарно – гигиенические требования к оформлению жилых и нежилых помещений. | -разработка проектирование оформления комнаты (по выбору) для сказочного героя. | 3. | Мебелировка квартиры. | Общие сведения о мебели. Виды мебели и ее функциональное назначение. Основные требования к выбору мебели для помещений. Особенности проектирования и расстановки мебели в разных комнатах. | -разработка проекта мебелировки комнаты для сказочного героя. | 4. | Цветовое оформление жилого дома. | Цветовой контраст, нюанс. Психологическое воздействие цвета на человека. Настроение, которое создает цвет, сочетание цветов. | -изготовление эскизов пола, стен, потолка. Помещения с помощью цветовой гармонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани. | 5. | Обложка к книге – сказке. | Композиция , компановка деталей. Цветовое решение как средство выражения содержания. | -разработка и оформление к книге-сказке «по щучьему велению» (или по выбору). | 6. | Пасхальные сувениры. | Роспись, оформление. Праздничное настроение вещи. Символика сувениров. Цветовое решение цветов. Народные традиции: праздник пасхи. | -изготовление и оформление пасхальных яиц в технике папье-маше. | 7. | Изготовление малых форм. | Назначение декоративно-художественного оформления игрушек. Пропорция, масштаб, ритм, нюанс, контраст, композиция, пластический объем. | -изготовление игрушек-сувениров в технике бумажной пластинки. | 8. | Изготовление малых форм. | Материал, свойства материалов. Единый ансамбль, сюжетная композиция. | -изготовление эскизов пола, стен, потолка помещения с учетом цветовой гамонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани. |
При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются
следующие рекомендации.
А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:
-исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни. Что их
признают плохой;
-поощрение самого необузданного ассоциирования;
-количество идей должно быть как можно больше.
Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления
детей (по книге "Одаренные дети"):
-повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению
эффективности усвоения;
-стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;
-повысить уверенность ребенка в своих силах;
-воспитать определенную независимость взглядов.
Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях
творческих способностей(по книге "Одаренные дети")
-не занимайтесь наставлениями,помогайте детям действовать независимо. Не
давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
-не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и
оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на
то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;
-не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать самостоятельно;
-научитесь не торопиться с вынесением суждения;
-научите детей прослеживать межпредметные связи;
-приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и
анализа ситуаций;
-используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область
приложения полученных навыков в решении задач;
-помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
-подходите ко всему творчески
Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития
творческого мышления опораются на возрастные особенности функционирования
различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в
экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают
их правомерность.(15,с.87)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем
целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся
элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением,
для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи
(целесообразность и эстетическая выразительность) , стилевое чутье,
эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в
соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого
мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-
педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных,
эвристико-дидактических. индивидуально-творческих, что подтверждает положения
теоретической части исследования.
Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных
знаний , раскытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей
через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным
наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации
творческого потенциала личности., и перехода от алгоритмических к
эвристическим способам решения задач..
Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим
школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения,
правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве.
Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от
пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в
новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.
Т. о, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтверить
выдвинутую в начале гипотезу.
Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по
формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного
возраста.
Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной
проблемы, можно назвать следующие:
-система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих
ступенях обучения;
-влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие
личности ребенка в целом;
-система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию
элементов дизайнерского мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие №1
Работа с бумагой.
Тема: Симметрия и асимметрия в композиции.
Цель: Научить создавать композиции у симметричных и асимметричных деталей.
Задачи:
-Познакомить с понятием «симметричность» и «асимметричность»;
-Научить вырезать симметричные и асимметричные изображения;
-Развивать умение выражать настроение детали через ее художественные детали;
-Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, наблюдательность.
Теоретические сведения: симметричные фигуры и асимметрия.
Способ передачи динамичности (движения) и статичность (неподвижность).
Ход:
1. Вводная беседа:
-что такое симметрия? Посмотри на изображение бабочки жука, каждое из них
состоит как бы из двух половинок, которые зеркально повернуты друг к другу.
Такие фигуры называются симметричными;
-поучимся вырезать симметричные фигуры;
-начнем с простых листочков (вырезание листочков разных форм из согнутой
цветной бумаги).
2. Составление плана:
-попробуем сочинить небольшую аппликацию, состоящую только из симметричных
предметов (образцы симметричных деталей: листочки, цветы, грибы и так далее);
-посмотри иллюстрации (образцы);
-какую из картин могла бы взять для своего замка Снежная Королева? Почему?
-а кто выберет и какую именно из оставшихся Фея ночи? Бармалей? Красная
шапочка? Золушка? А может быть кто-то другой?
-как ты объяснишь свой ответ?
-симметрично расположенные элементы создают более застывшее, неподвижное,
холодное изображение. Это, пожалуй, понравится аккуратному, строгому,
правильному герою, у которого все рассчитано и разложено «по полочкам».
-кому, например?
-небольшие отступления от симметрии (асимметрия) позволяют передать движения,
придают картинке больше жизни;
-попробуем вырезать несколько асимметричных деталей (практическая деятельность);
-а теперь придумаем картинку из вырезанных листьев для своего героя. Кто он?
-почему ты думаешь, что именно ему она придется по вкусу?
3. Самостоятельная творческая деятельность.
4. Анализ работ. Итоги. Выставка.
Занятие №2.
Тема: Работа с бумагой. «Домик сказочного героя№. Объемная композиция.
Цель: Научить конструировать домики для сказочных героев.
Задачи:
-познакомить с понятием «проектирование»;
-научить выражать характер вещи через его композиционное и цветовое решение;
-развивать цветовидение, умение гармонично сочетать цвета;
-воспитывать эстетический вкус.
Теоретические сведения: проект, проектирование, художественная
выразительность изделия, особенности проектирования цветового решения
помещения, таблица цветовых сочетаний.
Ход:
1. Вводная беседа.
-Как, по твоему должен выглядеть домик Мальвины? Опиши его.
-А как домик Дюймовочки?
-Почему Баба-Яга уютно себя чувствует в избушке на курьих ножках?
-А вот Илье Муромцу было бы там слишком тесно, а Мольвине грязно. Не так ли?
(показать фотографии домов разных стилей);
-В этом доме могла бы жить Василиса Прекрасная;
-А в таком Царевна-Лебедь;
-А вот хозяйку такого замка определить не трудно. Посмотри какие колючие
формы, какая холодная красота!
-Попробуем теперь сконструировать дом для любого сказочного героя;
Материалом нам послужат коробочки – спичечные, из под чая, одеколона, крема,
зубной пасты.
2.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.
Варианты:
-домики одной величины, с одним окном на стороне, но разного цвета(дети
выбирают цвет)
-домики разного цвета и разной высоты, (дети выбирают цвет и длину
прямоугольника)
-домики разной высоты и ширины (дети ориентируются на учет всех трех свойств)
3.Составление плана работы:
1) Подберем для работы подходящие коробочки (одну или несколько).
Представим как из них можно сделать домик нужной формы.
2) оклеим домик, чтобы получить стены домика
-бревенчатая стена – из гофрированного картона или бумажных трубочек;
-не бревенчатая – из цветной бумаги.
3) оклеенные коробки соединим (если их несколько). Добавим некоторые
необходимые детали: крышу, крылечко, башенку и так далее;
-мы можем использовать объемные и плоские детали. Только хорошо продумайте их
форму и цвет;
-Окна и двери могут быть открывающимися;
-Какие украшения уместны на стенах и крыше домика? Домик Мальвина, наверное,
Можно украсить цветочками, бантиками. Замок Кащея украсят другие детали.
-Какие?
-А для кого на окнах не плохо сделать разные наличники?
-А петушка на крыше?
Помните, что о характере героя должен рассказать домик.
Цветовое оформление: чтобы избежать ошибок, вначале необходимо придумать его
цветовую концепцию. Заранее составить схему цветового решения: с помощью
кусочков цветной бумаги нанести на модель цветовые сочетания, включая окраску
стен, занавесок на окне, крыши, цвет деталей.
Рекомендации: каждый ученик сам выберет хозяина домика, поэтому детали –
разные. Но есть общие приемы работы, способы изготовления форм. Их надо
показать: как изготовлять башню-конус, колонны, лестницу, как наклеить их и
так далее.
4. Практическая творческая работа.
5. Подведение итогов. Выставка - сказочный город.
Занятие №3.
Тема: Работа с бумагой. Поздравительная открытка.
Цель: Научить выражать настроение вещи через ее цветовое и комбинационное
решение.
Задачи:
-познакомить с основным правилом дизайна «польза + красота»;
ознакомить с новыми понятиями «дизайнер», «характер вещи»;
-развивать умение создать радостное настроение поделки;
-воспитать уважение к друзьям, близким, родным.
Теоретические сведения: целесообразность вещи, дизайнер, характер и
настроение вещи.
Ход:
1. Вводная беседа:
-мы будем делать не мало вещей для нашего дома. Все они разные, но создаются
по одному правилу. Кратко его можно записать так: польза + красота;
-как ты объяснишь, что означает это правило?
-попробуй об этом рассказать на примере одной вещи.
-это главное правило художника, который придумывает удобные и выразительные
вещи. Его называют дизайнером. Когда вещь сделана настоящим мастером, она
вызывает неизменное восхищение и приносит радость. Говорят, что такая вещь
имеет свой характер.
-Что же это такое? Попробуем присмотреться к вещам повнимательнее. Попробуем
и сами поработать над их содержанием.
-Какой характер у открытки? (разный).
-На ней можно написать вызов в школу и так далее.
-Ты собираешься идти в гости и хочешь свое поздравление принести с большим
удовольствием, если ты подкрепишь его красочной и веселой открыткой,
сделанной своими руками.
2. Инструктаж.
Открытки с окошком. Общее правило состоит в том, чтобы окошко не выглядело
случайной дыркой. Его нужно как-то остроумно обыграть, включить в общую
композицию (образец).
Например:
- В этой открытке бабочка наклеена с внутренней стороны, над будущим текстом.
Но когда мы смотрим на сложенную открытку, бабочка видна в круглом окошке –
как будто она летит к цветам.
-А здесь окошко имеет форму сердечка, усыпано цветами. С внутренней стороны
мы видим эти цветы на фоне веселого солнышка.
Итак:
1) Придумаем размеры. Из плотной бумаги приготовим прямоугольный лист
нужного размера.
2) Вырежем шаблон из картона. Круглое окошко начертим циркулем. Если
нужна более сложная геометрическая форма, то лучше сначала сделать выкройку
из бумаги, а по ней уже разметить шаблон.
3) На передней стенке открытки наметим окошко по шаблону. Внутри него
аккуратно проколем бумагу ножницами и вырежем по контуру.
4) Слегка продавим линию сгиба, согнем по ней обложку. Осторожно обведем
вырезанное окошко на внутренней стороне открытки. Именно эта часть будет
видна как снаружи, так и внутри.
5) Оформим открытку в соответствии с замыслом. В оформлении можно
использовать аппликацию, фигурки оригами.
Более мелкие детали лучше нарисовать фломастером.
3. Самостоятельная творческая деятельность (можно использовать фигурные
открытки – изготовление по шаблону, сгибание, аппликация.
4. Анализ работ
-Так в чем же, по твоему, необычность таких открыток, для чего они
предназначены?
Занятие №4.
Тема: Работа с бумагой. Аппликация. «Витрины на улицах».
Цель: Научить разрабатывать и оформлять проекты витрин.
Задачи:
-показать зависимость внешнего вида витрины от ее назначения, профиля
магазина, от внешнего облика здания;
-развивать творческие способности путем усвоения основных закономерностей
конструирования объемных изделий;
-воспитывать умение работать в группе.
Теоретические сведения: витрины, назначение, оформление витрин, соответствие
витрины внешнему облику улицы и стилю здания.
Ход:
1. Вводная беседа:
-витрины – необходимая деталь в облике современных улиц. Характер витрин, их
оформления связаны не только с торговым профилем магазина (ткани, детский
мир, спорттовары) и с обликом улицы, но и с уровнем культуры всего города.
-Витрина не только демонстрирует товары, она одновременно украшает улицу,
поэтому в оформление витрины такое важное значение имеют ее праздничность,
яркость, поэтичность, общий цветовой строй, композиция.
-Оформляются они художниками, ведь витрины не только должны говорить о
товарах магазина, но и соответствовать стилю здания, и в то же время быть
современным.
-Представьте себя в роли художника в этой области, попробуйте свои силы,
вложите свой труд в улучшение облика города.
Витрина (от французского) – застекленный ящик, шкаф или окно, приспособленный
для показа разных предметов, товаров. Витрина должна привлекать внимание
прохожих, объяснять назначение магазина и в то же время подробно рассказать
что там продается.
2. Инструктаж.
-Сегодня мы разработаем и представим проекты оформления витрин разных
магазинов (групповая работа). Заранее подготовьте белую и цветную бумагу,
клей, ножницы, лоскутки ткани, кружев, рифленый картон.
Принцип построения витрины – от большого пятна к мелким деталям, группировка
предметов, сочетание предметов разной величины (показать схему композиции).
-Важно задумать общее построение и искать выразительные средства (цвет,
ритм), а не скучное перечисление товара.
Начинаем работу:
1) Очертить прямоугольник витрины;
2) Сделать эскиз витрины. Надо чтобы по витрине сразу можно было узнать,
что представляется в магазине. Уделите внимание на гармоничное сочетание
цвета, чтобы не было пестроты. Можно ограничить число цветов до 3 или 2.
3) Вырезать;
4) Компоновка:
-Попробуйте вырезанные детали подвигать на листе, что-то увеличить или
уменьшить. И только решив общую композицию, можно все приклеить.
3. Самостоятельная творческая деятельность.
4. Анализ работ. Итоги.
Занятие №5.
Тема: Работа с бумагой. Аппликация. «Ковер осенних листьев». (Коллективная
работа).
Цель: Научить составлять композицию, учитывая композиционные и цветовые
особенности.
Задачи:
-познакомить с понятием ритм, движение;
-научить выражать состояние природы в композиции с учетом цветовых сочетаний,
ритме, движения;
-воспитать цветовидение, эстетический вкус;
Теоретические сведения: цветовой фон, нюанс, контраст, движение, ритм.
Ход:
1. Вводная беседа:
-Какие краски у осени?
-Какого цвета небо?
-Какого цвета трава?
-Какого цвета листья у деревьев?
-Попробуем изобразить листопад, наклеивая листочки на цветной фон (даются
шаблоны, а при желании дети изготавливают детали сами);
2. Составление плана работы:
-заготовим много листочков разного размера и цвета, как будто это листья с
разных деревьев;
-Вспомни, как опадают листья в спокойный, безветренный день;
-А как они кружатся в вихре? (внимание на ритм и движение. Словесное описание);
-Сначала разложи все листочки так как нравится, и только потом приклеивают их
по одному;
-Может быть тебе захочется изобразить яркие и контрастные листья, цвета, а
можно подобрать композицию в одном тоне, используя только оттенки, нюансы
одного цвета;
-Не забудьте подобрать подходящую бумагу для фона;
-Что она будет изображать: ясное или хмурое небо, а может землю?
-Дайте название своему творению.
3. Самостоятельная творческая деятельность.
4. Анализ работ. Итоги.
-составление коллективной композиции из всех работ класса (словесное
оценивание, описание).
Занятие №6
Тема: Работа с тканью и бумагой. Коллаж из ткани.
Цель: Научить создавать композиции из ткани из холодных и теплых цветов.
Задачи:
-познакомить с разновидностями тканей;
-показать закономерности создания гармоничных цветовых композиции;
-развивать цветовидение, умение передавать замысел композиции через ее
цветовое решение;
-воспитывать аккуратность, любовь к природе.
Теоретические сведения: коллаж, светлота, цвет тона, гармония цветов,
родственные цвета, контрастные цвета фактуре (гладкие, шероховатые).
Ход:
1. Вводная беседа (о ткани):
Ткань – интересный материал для коллажа. Взгляни на свои лоскутки. Среди них
есть блестящие и матовые, гладкие и шероховатые, плотные и совсем прозрачные.
А цвета! Обрати внимание на кусочки старенькой выцветшей ткани: какие у них
тонкие переходы цвета, какие оттенки. Этим материалом можно передать многое –
игру света и тени, цвета и линии, все то, чем мы любуемся в природе.
Такое изображение называется коллажем. Коллаж в отличии от аппликации хорошо
передает оттенки цвета.
2. Тренировочные упражнения:
1) Упражнения по подбору гармоничных тонов сочетаний лоскутков. Учитель
предлагает детям сложить в единое целое полотно все имеющиеся у них лоскутки
(вывод: полотно получилось пестрым, но невыразительным)
-Существуют определенные закономерности цветовых сочетаний, знание которых
поможет в дальнейшем создавать интересные коллажи;
-Составим коллаж из родственных теплых цветов (красный, малиновый, оранжевый);
-Из родственных холодных цветов (зеленый, синий, голубой, фиолетовый);
Теперь составьте цветовые композиции из 3-4 цветов различных по светлоте
лоскутков (темный, светлый и средний между ними).
Пусть они будут близкими по цвету (темно-синими, сиреневыми, светло-голубыми).
-Теперь к ним можно добавить яркий кусочек (малиновый, ярко-розовый).;
-А можно разнообразить коллаж путем введения в нее двух лоскутков из набивных
тканей, включающих уже взятые ранее цвета, но при этом один из лоскутков
должен быть с мелким, а другой – с кружной орнаментацией.
2) Упражнение на составление контрастных сочетаний:
-Создавая цветовую гамму из контрастных цветов (красный и зеленый) нужно
стараться, чтобы они были близкой или одинаковой светлоты. Чтобы смягчить
противопоставление двух основных цветов можно один из цветов (допустим,
зеленый) представить помимо ярко-зеленого, несколькими более сложными
оттенками – болотным, оливковым, цветом листьев розы и так далее.
-В цветовые композиции, построенные на контрастах хорошо добавить черный цвет
– Он усиливает звучание других цветов, делая композицию более выразительной.
-Особое внимание надо обратить на использование ярких цветов. Следует
помнить, что они приковывают внимание зрителя, служат акцентом композиции,
заставляя остальные цвета играть роль фона. Но их взаимодействие тем сильнее,
чем меньше занимаемая площадь. Пример: положить красный цвет на сине-
фиолетовый – «горит». В композиции, построенной на контрастах, нужно сразу
решить, какого цвета в целом будет коллаж. Если зеленого то этот цвет должен
доминировать по площади.
-При составлении композиции следует помнить, что один и тот же цвет по
разному выглядит в разном окружении:
Например: если положить серый лоскуток на красный фон, он кажется зеленым, то
есть примет цвет, контрастный цвету фона.
3. Выполнение творческой работы:
Советы: Коллаж наклеивают на картонную основу клеем ПВА.
-Продумать порядок приклеивания деталей. Сначала приклеивают то, что на
картинке находится дальше, что загораживается (это небо, земля, море или
общий фон).
-Затем на эти лоскутки наклеивают остальные элементы.
4. Анализ работ. Итоги.
Занятие №7
Тема: Работа с тканью. Комплект для кухни. Прихватка и грелка для чайника.
Цель: Научить создавать вещи в едином стиле.
Задачи:
-познакомить с понятием стиль, стилевое единство;
-Научить выражать настроение вещи;
-развивать умение применять основное правило дизайна «красота + польза» в
изделии;
-воспитывать хозяйственность, практичность, аккуратность.
Теоретические сведения: стиль, стилевое единство, припуск, настроение вещи.
Ход:
1. Вводная беседа:
-Обрати внимание в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от
других; вещи связаны общим настроением, как бы дополняют друг друга. В таких
случаях говорят, что они имеют единый стиль. Попробуем придать немного
своеобразия своему дому, начнем с кухни. Посмотри на комплект прихвата и
грелки (образцы). Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад –
ведь улыбка никогда не помешает. Выполнить такие вещи нам уже по силам, но
они потребуют не мало труда и терпения.
2. Составление плана «прихватка для горячей посуды»
-Тебе приходилось пользоваться прихваткой?
-Для чего она?
-Рассмотри образец и попытайся рассказать как устроена прихватка?
-Какой она должна быть толщины?
-Сколько в ней деталей?
-Какие лучше взять материалы?
Порядок работы:
1) Изготовление выкройки из бумаги:
-Подумай чем удобна такая простая форма прихватки? (прямоугольник);
-А размеры? (160*160);
-Почему, например, неподходящим будут 80*80 мм или 350*350 мм?
Занятие №8
Тема: Работа с тканью. Грелка на чайнике(продолжение).
Цель: научить создавать вещи в едином стиле.
Задачи:
-научить выражать настроение вещи через общие стилевые особенности;
-развивать умение определять конструкторский замысел вещи;
-воспитывать хозяйственность, практичность, аккуратность.
Теоретические сведения: стиль, стилевое единство, настроение вещи.
Ход:
1. Вводная беседа:
-если тебе удалось справиться с прихваткой, то грелку для чайника ты тоже
сумеешь сделать;
-эта работа не очень трудная, но более длительная. Так что наберись терпения,
и у тебя получится отличный комплект, который будет радовать всех, приходящих
в твой дом.
2. Анализ изделия. Составление плана работы:
1) рассматривание образцов, определение конструкции изделия:
-Грелка состоит из внешнего и внутреннего колпаков, только между ними еще
вставляется утепляющая прокладка, чтобы грелка дольше держала тепло.
-Какие нам понадобятся материалы?
2) Изготовление выкроек:
-Внешняя деталь:125*200
-Внутренняя деталь: 123*195
Выполни эту работу сам не по чертежам. Вероятно, ты сможешь ответить на
вопрос, почему выкройки внешней и внутренней деталей различаются по величине.
3) Разметка на ткани:
-Внешнюю и внутреннюю деталь размечают с припусками 10 мм;
-Прокладку размечают по выкройке внешней детали, но без припусков;
4) Вырежем детали в соответствии с разметкой;
5) Соберем изделие.
Порядок сборки:
-Сметаем и сошьем внешний колпак, а затем – внутренний;
-Какой припуск мы оставили? (10 мм).
-К обеим сторонам внутреннего колпака приложим детали прокладки и в
нескольких местах слегка прихватим их швом «через край»;
-Внешний колпак вывернем налицо и вставим в него внутренний вместе с
прокладкой, подвернем нижние края обоих колпаков внутрь и прометаем их
вместе;
6) Оформим грелку
-Если прихватка оформлена кружевом, то и грелку нужно оформить также.
-Если прихватка маленькая мышка, то грелка – кошка.
К грелке Лягушке-Царевне можно сделать прихватку лягушку.
Список используемой литературы
1.Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области
математики. М. : Мысль, 1970.
2.Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста (сб.
статей) .-Свердловск, 1983.
3.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.-Ярославль:
Академия развития, 1997.
4.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.-М.:Просвещение, 1992.
5.Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности
школьников (сб. научных трудов).-Свердловск, 1988.
6.Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент,1988.
7.Геронимус Т.М. Урок труда (комплект для начальной школы).-М.:Просвещение,
1997.
8.Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на
начальном этапе становления личности.// Школа.97.2.//
9.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.
- М. : Просвещение, 1974.
10.Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды.-М. : Просвещение,1974.
11.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.-
М.:Педагогика,1976.
12.Дьяченко О.М. Пути активизации дошкольников //Вопросы психологии.87.1//
13.Дочки-матери. Проза, стихи, публицистика.(сост. Никулина М.П.).Свердловск:
средне-уральское книжное издательство,1986.
14.Ефремова Л.М. И модно и красиво. //Эстетика поведения//.-М.:Искусство,1985.
15.Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого
мышления младших школьников (диссертация).-Екатеринбург,1998.
16.Зеленина Е.Л. Играем,познаем,рисуем.-М.:Просвещение,1996.
17.Иллюстрированная энциклопедия моды (пер. И.М. Ильинской и
Л.А. Лосевой).-Прага:Артия,1987.
18.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.-
М.:Просвещение,1985.
19.Изобразительное искусство и художественный труд(сост. Неменский Б.М.).-
М.:Просвещение,1991.
20.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-
М.:Педагогика,1981.
21.Казакевич В.М. Учебные комплекты "Хозяин дома" //Школа и производство.96.6//
22.Карнавал.(сост. Р.Гибсон).-М.:"Росшэн",1995.
23.Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).-М.:
политическая литература,1974.
24.Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления //Вопросы психологии.78.3//
25.Конышева Н.М. Секреты мастеров.-М.:LINKA-PRESS,1997.
26.Конышева Н.М. Наш рукотворный мир.-М.:LINKA-PRESS,1997.
27.Конышева Н.М. Чудесная мастерская.-М.:LINKA-PRESS,1997.
28.Конран Т. Современный дом:искусство дизайна.-М.:"Меджибок" и "Русские
словари"
29.Конышева Н.М. Художественный труд(программа дизайнообразования)
//Начальная школа.98.10//
30.Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда //Начальная
школа.89.9//
31.Казаринова Т.М. Красота,вкус,экономика.-М.:Экономика,1986.
32.Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Покупателю об одежды и моде.-М.:Экономика,1986.
33.Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы
одежды.-М.:Легкая промышленность,1984.
34.Кирнос Д.И. индивидуальность творческое мышление.-М.:Педагогика,1992.
35.Куликов П.В. Введение в психологическое исследование.-Санкт-Петербург,1994.
36.Лук А.Н. Мышление и творчество.-М.:Политиздат,1976.
37.Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать.-
Чебоксары.:Клио,1994.
38.Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках
изобразительного искусства в начальных классах.-М,1994(автореферат)
39.Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание.-М.:Знание,1985.
40.Макарова Е.В. Программа студии дизайна //Внешкольник.97.2//.-Ижевск,1997.
41.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под ред.
Сакулиной Н.П.).-М.:Просвещение,1979.
42.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гвардия,1994.
43.Покорить мужчину(книга для пока еще одиноких женщин).-Ростов-на-
Дону.:Феникс,1995.
44.Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.-М.:Просвещение,1985.
45.Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека
//Психологический журнал.91.1//
46.Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л. С.Выготского в детском
художественном творчестве//Вопросы психологии.97.1//
47.Пармон Ф.М. Композиция костюма.-М.:Легкпромбытиздат,1985.
48.Психология (словарь под ред. Петровского А.В.).-М.:Политическая
литература,1990.
49.Педагогический словарь (под ред. Каирова И.А.).-М.:Академия педагогических
наук,1985(т.1)
50.Педагогическая энциклопедия (под ред. Каирова И.А.).-М.:Советская
энциклопедия,1985(т.4)
51.Психология дошкольника(хрестоматия).Сост. Урунтаева Г.А.-М.:Академия,1997.
52.Проблема цвета в психологии.-М.:Наука,1993.
53.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.:Педагогика,1976.
54.Познавательные процессы и способности в обучении (под ред. Шадриковой
В.Д.).-М.:Просвещение,1990.
55.Пряникова В.М. Декоративное панно из лоскутков //Начальная
школа.91.2//
56.Пономарева Е.С. Цвет в интерьере.-Минск.:Высшая школа,1984.
57.Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды.-М.:Наука,1997.
58.Рисование.-М.:"У-Фактория",1996.
59.Развитие у школьников конструкторского творчества на уроках труда (метод.
рекомендации под ред. Качнева В.И.)
60.Самостоятельная работа студентов по педагогическим дисциплинам.-
Екатеринбург,1997.
61.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.-Ярославль,1996.
62.Соловьев С.А. Декоративное оформление.-М.:Просвещение,1987.
63.Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и
ручному труду.-М.:Просвещение "Владос",1994.
64.Темерин В.Г. Художественное оформление быта и воспитание вкуса.-
М.:Академия художеств,1962.
65.Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.).-
М.:Просвещение,1989.
66.Техническое творчество(программа).-М.:Просвещение,1995.
67.Трудовое воспитание младших школьников.-Свердловск,1964.
68.Техническая графика и основы дизайна(программа).-М.:Просвещение,1990.
69.Умственное воспитание детей дошкольного возраста (под ред. Поддъякова).-
М.:Просвещение,1988.
70.Философский словарь (под ред. Фролова И.Г.).-М,1991.
71.Хаханова Л.П. Цвет в интерьере жилого дома.//Школа и производство 97.3//
72.Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению.-М.:Просвещение,1983.
73.Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования.-
Киев,1978.
74.Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения
средствами художественного конструирования(сост. Калинина Г.П.).-
Свердловск,1984.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|