Рефераты

Доклад: Развитие внимания

формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и

накопления соответствующих навыков.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение

внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи

с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает

способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания

всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в

волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе

субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от

одного действия к другому.

Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности,

включение в новую деятельность, усталость.

Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том

случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще

полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:

- от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

- от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

- от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем

легче переключиться, и наоборот);

- от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы,

индивидуального опыта и др.);

- от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение - непроизвольное

перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения

для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно

если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без

особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении

и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

КОЛЕБАНИЯ

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые

оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости.

Изменение устойчивости характеризуется переодическим повышением и снижением

интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном

и устойчивом внимании. Переодичность колебания внимания отчетливо проявляется в

опытах с двойственным изображением.

Классическим примером является двойной квадрат, представляющий собой

одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей

вершиной; и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот

чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени

перед нами будет то усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот такая смена

объектов и есть пример колебания внимания.

Доклад: Развитие внимания

Колебание Внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных

центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе

соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в

восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого

в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание

переключается на посторонние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность

имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с

помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние,

мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если

необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо

слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное

движение облегчает восприятие.

Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных формах.

Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока

информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это ориентировочно -

исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне

подсознания. Избирательность протекает в значительной мере на уровне

подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности,

настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).

Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной

познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может

носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой

(произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги,

прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической

активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом,

этот психический процесс является условием успешного осуществления любой

деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное

выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный

рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек

выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное

значение.

Внимание имеет и внутренние проявления. К первым относят напряженную

позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например

учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и

применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация

включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом,

связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное

внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и

использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит

отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание

наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс

выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств:

концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация

определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем

устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество

отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или

деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек

выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает

стихотворение, перемещаясь по комнате.

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и

физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному

отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными

потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на

одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательность

процессов. Внимание определяется точность и детализация восприятия, прочность

и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной

деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социальное

обусловленное внимание, непосредственное внимание, непроизвольное и

произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной

способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние

стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социальное обусловленное внимание складывается прижизненно в результате

обучения и воспитания.

Непосредственное внимание не управление ничем, кроме того объекта, на

который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и

потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств,

например жестов, слов и т.д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное

обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует

усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени

сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими

качествами.

Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание

. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной органов чувств,

а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых

интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности.

Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны

действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что

«культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого

ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он

дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это

улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими

стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С

первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается

направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются

появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака

непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно

– исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного

внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением

зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет

взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается

первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между

двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически

недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять

внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного

внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной

деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных

действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется

внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие

изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития

ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое

количество предметов или явлений.

О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного

возраста говорят и данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей

дошкольного возраста несложную по содержанию картинку, она фиксировала время

ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени между

моментом, когда взор ребенка впервые обращался к картинке, и моментом, когда

ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое детьми разного

возраста на свободное рассматривание картинки ,показывает, что устойчивость

внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от младшего к старшему

дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды).

Исследования, проведенные Т.В. Петуховой, показывают, что старшие дошкольники

не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (по

заданию взрослого), но гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты, чем

младшие дошкольники. Сравнительные данные по возрастам представлены в

таблице.

Возраст детей, годыСредняя продолжительность, мин
деятельностиотвлечений
2,5-3,517,57,8
3,5-4,537,47,5
4,5-5,551,46,4
5,5-6,562,81,6

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только

устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в

формировании у ребенка произвольного действия.

Так, Н.Н. Поддъковым, изучавшим особенности автоматизации действия у детей

дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении

эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал ребенку гасить

разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной

последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на

сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки). В отличие от младших

дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение

лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5

лет находили их одними-двумя движениями головы. К концу дошкольного возраста

постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более или менее

самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные

предметы, явления, удерживаться на них.

На протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности детей

и их общим умственным развитием деятельности детей и их общим умственным

развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут,

то 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов. Это объясняется

тем, что игра постепенно усложняется и интерес к ней поддерживается

постоянным введением новых ситуаций.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте

произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в

регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного

возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется

произвольное внимание.

Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер.

Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,

Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с

возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф.

Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие

непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как

расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому

кругу предметов и явления.

Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в

случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может

происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей

умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит

взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у

детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям,

которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный

рефлекс. Данная форма внимания преобладает у дошкольников и встречается у

младших школьников в начале обучения. Реакция на все новое и яркое достаточно

сильна в данном возрасте. Ребенок на все новое и яркое достаточно сильна в

данном возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто

оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника

тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на

неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими

делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным,

но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного,

существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный

характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое

внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в

сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание,

которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если

суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то

младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием

мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными

сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо

научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются

дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного

детства предполагает формирование трех инструкций :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е.

способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты

своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание

внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при

самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом.

Организация материалов в коррекционно - развивающем занятии позволяет:

1) планировать действия контроля;

2) действовать в соответствии с намеченным планом;

3) постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность

каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности.

Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает,

что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует

возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что

взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных

средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка,

взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии

начинает и сам управлять своим вниманием.

Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально

взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В

дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на

которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере

развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее

организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать

словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации

собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя

задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста

проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в

связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.

Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное

внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.

Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них

деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально

окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться

вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно –

развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного

напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры,

продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют

поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой

деятельности;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в

постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие

принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго

структурирован, то это создает установку и условия для развития и

концентрации произвольного внимания;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не

вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый

интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности , т.е. исключение

отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка,

резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки

не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений)

для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие

произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять

указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно

высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного

внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так

как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания

(целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять

ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх

надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить

цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых –

сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и

осознать происшедшие изменения.

Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной

готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от

основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их

невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая

продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются:

недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и

умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать

особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых

объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых

условий для работы и т.д.);

- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться

ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется

зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная

поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и

очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника

достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему

возможность обучения в школе.

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если

ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за

своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во

время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме,

рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания

слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены

карандаш и бумага, а также к соей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить

немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и

чтении.

ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского

сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д.

Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья,

иначе оно не попадет в душу ребенка».

Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо

объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета.

Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках,

оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации силы

голоса.

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при

усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается

от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем

не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это

наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к

самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие

послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила

ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания.

Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем,

что предполагает сознательное усвоение.

Значение послепроизвольного внимания важно для педагогического процесса, так

как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.

К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация) и

устойчивость.

Руководствуясь этим, мы проследили условия сохранения устойчивости внимания у

старших дошкольников во время занятий.

Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но сохранить его

нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы.

Формирование внимания всегда было важным звеном процесса обучения. «Однако, -

пишет А.П. Усова, - воспитание внимания неправомерно начало выделяться в

самостоятельную задачу, решаться изолированно от усвоения знаний и умений».

Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от

деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того,

как направляется эта деятельность.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит

спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть

время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к

«рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение

детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент

затягивается до четырех и более минут.

По нашим наблюдениям, длительность организационного момента не должна

превышать минуты.

Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели

занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей

живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам

воспитателя. Одно из занятий по конструированию воспитательница начала

следующим образом: «Дети, скоро Новый год. Мы в группах будем украшать елки,

для этого нужно сделать игрушки. Малыши не умеют делать красивые игрушки,

поэтому договоримся, что самые лучшие отберем для малышей».

Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать,

что предстоящее занятие по подклейке книг трудное, его могут выполнить только

дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Настроенность на занятие создается и с помощью загадок, предложением

вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей, развивает у

них речь, сообразительность.

Внимание детей необходимо поддерживать в течение последующих этапов занятия.

Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут,

иначе наступает ослабление внимания. На занятии по декоративному рисованию,

наблюдаемом нами, воспитательница затратила на объяснение 8 минут. В

результате 10 детей отвлеклись, не смогли сразу начать работу, как длительное

ожидание начала деятельности привело к ослаблению внимания.

Какие методические приемы, используемые воспитателем, способствуют

поддержанию активного внимания ?

Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное.

Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно

использовать метод поэтапной инструкции, разработанный А.П. Усовой. В одном

из детских садов мы наблюдали занятия по рисованию с применением данного

метода. На первом занятии воспитательница объяснила и показала, как рисовать

фигуру человека. На втором – предложила ребенку нарисовать на доске фигурку

лыжника. Третье занятие было на тему «Лыжники в лесу», где дети выполняли

работу самостоятельно. Поэтапное объяснение послужило опорой для поддержания

внимания во время выполнения задания.

Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях

дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не

все могут ответить.

Во время объяснения и в течении занятия необходима известная эмоциональная

разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя

иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным

детям, что спросит их.

Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в

практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или

вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в

середине, конце.

Но вот дети приступили к выполнению задания. Как же сохранить их внимание на

этом этапе занятия?

Проанализируем особенности поведения детей в зависимости от вида деятельности

и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут

себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20 минут. В это время

число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается (9-10).

На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при

конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей

увеличивается до 6-7 человек.

Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе занятия ?

Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по родному

языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно

сказать по –другому, что интересного в ответе товарища, воспитатель тем самым

активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей

обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют

задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.

При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например,

воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й

минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский говорил, что

губительно действует на ребенка всякая слишком долгая однообразная

деятельность.

Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых воспитателем. На

вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий характер, типа: «Какая

была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок не может ответить

правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель.

Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.

К концу занятия утомление нарастает.

У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается

вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае

внимание детей снижается.

В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому

целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов:

анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма

анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или

нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и

инертность.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности,

избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии

утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания,

когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число

объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и

наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно

считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные

отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно

представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся :

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до

конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто

переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать

самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность,

инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении

концентрации внимания).

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания

с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних

раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость

возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание

становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием

переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и

гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным

торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

- неполная нагрузка;

- недостаточная сформированность волевых качеств;

- привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с

отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ