Доклад: Развитие внимания
явлениям);
- повышенная утомляемость;
- плохое самочувствие;
- наличие психотравмы;
- монотонная, неинтересная деятельность;
- неподходящий тип деятельности;
- наличие интенсивных посторонних раздражителей;
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить
интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо
определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает
поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это
невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное
сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При
сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом
мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная
индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага воображения
в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне.
Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой
сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В
состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго
направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения
сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в
жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.
К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности,
относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией.
Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или
размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое
сосредоточение неэффективно.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги,
когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и бесплодными
мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие
болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант
рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале
урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На
сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих
различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания, и, как
следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников - мечтателей
и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный
мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности - переживание
страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные
и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость
индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными
являются следующие:
- общее ослабление нервной системы (неврастения)
- ухудшение состояния здоровья;
- физическое и умственное переутомление;
- наличие тяжелых переживания, травм;
- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений
(положительных и отрицательных);
- недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий
слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к
постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не
формируется наблюдательность и концентрация внимания);
- нарушения режима труда и отдыха;
- нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть
аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит
неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно
влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его
внимания на объектах и вызывает рассеянность)
- чрезмерная подвижность;
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к
другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация
на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность
требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в
течение шести и более месяцев:
- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость
(ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении
его выполнения)
- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И СОСТАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их
разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства
психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на
принцип:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции;
- приоритетности коррекции причинного типа;
- деятельностный принцип коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексности методов психологического воздействия;
- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной
программе;
- опоры на разные уровни организации психических процессов;
- программированного обучения;
- возрастания сложности;
- учета объема и степени разнообразия материала;
- учета эмоциональной окрашенности материала;
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и
гетерохронность (неравномерность) их развития.
Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях
развития в отношении разных его аспектов - на уровне благополучия, что
соответствует норме развития, на уровне риска, что означает угрозу
возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных
трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях
от нормативного хода развития.
В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставание и
отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к
трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например,
неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой
вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального
интеллекта.
При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы нельзя
ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями
развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода
отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии
различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени
оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством
механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического
воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию
отклонений в развитии, на них предупреждение, но и на создание благоприятных
условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей
гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно - развивающей работы должны
быть сформулированы как система задач трех уровней:
1) коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение
трудностей развития, разрешение трудностей развития;
2) развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и
эффективность коррекционно - развивающей работы.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса
оказания психологической помощи.
Принцип реализуется в двух аспектах :
1) Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен
предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий
выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об
их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и
задачи коррекционно - развивающей программы.
Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе
тщательного психологического обследования. В то же время самые точные
диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной
системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
2) Реализация коррекционно - развивающей программы требует от психолога
постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,
эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль
позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства
психологического воздействия на ребенка, . . Иначе говоря, каждый шаг в
коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом конечных
целей программы.
Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою очередь,
требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа.
Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности:
симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптомотическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны
трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает устранение и
невилирование причин, причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно,
что только устранение этих причин может обеспечить наиболее полное разрешение
проблем.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца
разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателем в этом отношении
например с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии
дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов. Однако в тех
случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных
отношениях и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями
и глубинными эффективными переживаниями, изолированное применение метода
рисуночной терапии дает лишь нестойкий кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страхов темноты и нежелания оставаться одному в комнате,
через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка,
но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психо -
коррекционная работа с причинами, вызывающими страх и фобии (в данном случае
работа по оптимизации детско - родительских отношений), позволили избежать
воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной
целью проведения коррекционных мероприятий должен стать устранение причин
трудностей и отклонений развития ребенка.
Деятельностный принцип коррекции:
Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом
развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной
работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой
создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности.
коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной
деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно - психологических индивидуальных особенностей
согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка
возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной
личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность
сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах
возрастной нормы программу оптимизации для каждого конкретного ребенка.
Коррекционная программа не может быть устраненной, обезличенной или
унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для
индивидуализации и утверждения самости.
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает
необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из
арсенала практической психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в
коррекционной программе определяется важнейшей ролью, которую играет
ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных
отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления
составляют основной компонент социальной ситуации развития, определяют зону
ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных
отношений, неразрывно и в единстве с ним. То есть объект развития является не
изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов
определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и
использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и
перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов
недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для
формирования произвольности в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком
программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых -
сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию у него
необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание
должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность
материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Уровень
трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволит поддерживать
интерес к коррекционной работе и дает возможность испытать радость от
преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации
коррекционной программы необходимо переходить к новому материалу только после
относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и
увеличить его объем необходимо строго постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы
проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали
благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном
эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех
коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной,
комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная
работа должна быть направлен на качественное преобразование различных
функций, а также на развитие различных способностей ребенка.
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание реализации
определенных моделей коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ
ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Психодиагностика свойств внимания детей 6-7 летнего возраста должен быть
направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных
познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное
описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Одним из важных условий получения достоверных результатов является
установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и
ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в
знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не
будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с
незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры,
постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и
мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.
В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку
походить или сделать физические упражнения.
Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом
обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку
(нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание
ребенка от предложенных заданий).
Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют
росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на
улице не отвлекало его.
Работе психолога с ребенком никто не должен мешать.
Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
- предлагаемые задания и уровень их выполнения;
- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
- характер контакта со взрослыми;
- отношение к выполнению заданий;
- уровень активности при выполнении заданий;
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в
случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными
способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку
перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок работает
2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему
говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то
место, где даются соответствующие команды.
Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур (лист 1), часы с
секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые
карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе
картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я
скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать
названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу
«стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение
предмета, которое ты увидел последним.
Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай».
После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы.
Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение
задания завершится».
Фиксируемые параметры: t - время выполнения задания; N - количество
изображений предметов, просмотренных за все время работы, а также отдельно за
каждые 30-секундный интервал; n - количество допущенных ошибок (пропущенные
нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
Обработка результатов: вначале подсчитывается количество предметов на
рисунке, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также
отдельно за каждый 30-секундный интервал.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПСИХОГИМНАСТИКА
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание
положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также
умения подчиниться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним
в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте
себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на
плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это
другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей
точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она
топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные
в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы -
зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый.
Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со
временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на
пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры
могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к
игре).
Смотри на руки
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения
рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира,
который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом
тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по
кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир -
сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает
командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет
взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со
сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ
движений рук осуществляют дети.
Слушай команду
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с
командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение
спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и
точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать
по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки
прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я
шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны
выполнить эту команду. Будьте внимательны !»
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки
вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и
обхватить колени двумя руками и т.д.
ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ
Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,
наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых
два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;
требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов
(листы 9-10);
б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти
предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;
в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12); из
изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или
соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем
схожесть каждой пары.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных
предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.
Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти
пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и
объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки,
трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из
палочек (листы 13-14).
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек
(карточки);
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13
палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие
от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и
т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.). При
выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Найди отличия
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а)серия картинок (листы 16-17) по две картинки на каждой карточке; в каждой
картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок (листы 18-19), отличающихся друг от
друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две
картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо
быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки,
формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу (листы 20-21) выложить из
мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,
силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,
силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Нанизывание бусинок
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие
образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки;
для усложнения задания - крупный бисер.
Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я
дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом
бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения.
Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики
руки и как усложняющий элемент игры.
Смешанный лес
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев,
среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные
деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую
елочку). Начинай искать».
Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения
следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для
рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом
листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня
сложности:
1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур (лист 25);
2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур (лист 26).
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура,
состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе.
Будь внимателен !»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не
рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным
карандашом.
Найди тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.
Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех
его теней; рыцаря и трех его теней (листы 35-36).
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен
рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Примечание. Правильный ответ - вторая тень у рыцаря. Задание с
использованием листа 36 (фигурки белочки и дельфина) выполняются аналогично.
Что где лежит?
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим
эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования (лист 39).
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно
предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.
1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами
фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки
стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение
эталонов с предметами).
2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном
бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать
и объяснить свои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на
которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один
прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе
необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той
геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».
Строители
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а
три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими
элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и
образцом. Надо дорисовать недостающие элементы ,чтобы все три рисунка
соответствовали образцу (лист 40).
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из
них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали.
Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все
четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
Найди героев передачи
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюши,
Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш (лист 28).
Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого
карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы
фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши.
Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из
героев».
Найди дорожку
Цель: Развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по
ней пальцем либо обратным концом карандаша.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт.
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к
елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не
пропуская петель».
Найди двух одинаковых животных
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)
Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки
(петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».
Воспроизведение геометрических фигур
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру
образца (13х10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,
запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести
их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и
постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и
ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические
фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце» (лист 43).
Кто внимательнее?
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку с
нарисованными звездами (лист 44) и ответить (не считая), где самое большее
(меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды.
На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов?
Объясни свой выбор. Начинай играть».
Лото
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с
изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной
фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке.
Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает
ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все
клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол
кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены
знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из
мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов,
и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой
изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему
эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же
изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет
первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».
Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем
роль ведущего сможет занять ребенок.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей
последовательности:
1. Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;
2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры;
3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных
геометрических фигур;
Сколько здесь кружков, треугольников, квадратов ?
Опиши друга
Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и
по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался
точнее при описании друг друга.
Прикосновения
Ребенок закрывает глаза, а кто-то из присутствующих дотрагивается к рукам.
Малыш отгадывает и называет по имени.
Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около
метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По
сигналу: «Ловлю!» - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы
мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны
подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на
удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-
нибудь не поймает.
По новым местам !
Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит:
«На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню
или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие
разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места
последними проигрывают.
Найди мяч
Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга.
Водящий выходит на середину круга.
Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети
начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у
кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит:
«Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед.
Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ
Цель: развитие слухового снимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали.
Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый
внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его
я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного
времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков.
Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в
порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто
больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые
могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки,
металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания
звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и
т.д.
Слушай звуки !
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными
звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу),
высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги
прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики
пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки !» и узнаем, кто из
вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки
(прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так:
если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу
(плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей
ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете
принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу
«тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».
Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре
участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик»
придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир»
запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и
придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте
внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет)
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,
яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать
мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный
предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться
вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет
съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в
прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,
становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть
нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо
5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук,
книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец,
ножницы и т.д.
Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в
тишине.
ТЕМАТИКА БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ
1. Внимание и его роль в учебной деятельности.
2. Возрастные особенности внимания дошкольников.
3. Можно ли управлять вниманием дошкольника?
4. Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в
учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
5. Нарушение внимания в детском возрасте.
6. Психолого-педагогическая помощь детям - дошкольникам с нарушением
внимания.
7. Совместная работа педагогов и родителей по развитию произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Тема 1. Внимание и его роль в учебной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Преднамеренное внимание как одно из непременных условий успешного
обучения в школе.
2. Типичные проблемы школьного обучения, возникающие вследствие
несформированности произвольного внимания.
3. Своевременная помощь детям с нарушениями внимания.
Литература:
Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию
детей 6-7 лет в детском саду /Под ред. Т.Н. Дороновой М.,1997 г.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, 1997 г.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М, 1996 г.
Тема 2. Развитие внимания у дошкольника
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика нормально развивающегося внимания у детей 5-7 лет.
2. Пути и способы развития внимания через формирование познавательных
способностей ребенка: мышление, памяти, восприятия, воображения.
3. Характеристика игр и упражнений, направленных на развитие внимания и
возможности их использования в домашних занятиях с детьми.
Игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях:
1. Домино, лото, шашки, мозаика.
2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу.
3. Выкладывание из палочек, спичек фигур, предметов, узоров по образцу.
4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Будь
внимателен», «Слушай хлопки».
5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не стало?», «Что
изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей».
Литература:
Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорощца, Д.Б.
Эльконина. М., 1964 г.
Табарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, 1996 г.
Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под ред. М.И. Буянова. М., 1995 г.
См. также литературу к теме 1.
Тема 3. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного
возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Актуальность проблемы развития произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста.
2. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в
целом и развития внимания у детей дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гольперин, С.Л. Кабыльницкая,
Н.Ф. Добрынин и д.р.).
3. Важность своевременного развития основных свойств внимания -
устойчивости, концентарции, переключаемости, распределяемости,
объема - в старшем дошкольном возрасте.
4. Характеристика нормально развивающегося внимания у детей 5-7 лет.
5. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей 5-7 лет.
Летература:
1. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и
образованию детей 6-7 лет в детском саду.
2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей:
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
Ярославль, 1995 г.
4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей
5. Чистякова М.И. Психогимнастика.
СЧИТАЛКИ
Дождик, дождик, поливай - Бегал заяц по болоту,
Будет хлеба урожай. Он искал
себе работу,
Будут булки, будут сушки, Да работы не нашел,
Будут вкусные ватрушки. Сам заплакал и
пошел.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си ! Ежик-ежик, чудачок
Едит кошка на такси. Сшил колючий
пиджачок.
А котята прицепились Встал в кружок
и ну считать,
И бесплатно прокатились ! Нам водилку
выбирать !
Раз, два, три, четыре, пять. Жили-были я ли,
ты ли.
Вышел зайчик погулять. Между нами вышел
спор.
Вдруг охотник выбегает, Кто затеял, позабыли
Прямо в зайчика стреляет. И не дружим до
сих пор.
Пиф, паф ! Не попал. Вдруг игра на
этот раз
Серый зайчик убежал ! Помирить сумеет
нас?
Раз, два, три, четыре, пять. Крутим прыгалки
быстрей -
Мы собрались поиграть. Выбегаем веселее.
К нам сорока прилетала Ты прыжки свои
считай,
И тебе водить велела. Зацепился -
вылетай.
Раз, два, три, четыре, пять. Как за нашим за
двором
Будем снова мы считать. Стоит чашка с
творогом.
Зайка, зонтик, змей, корзина, Прилетели две тетери,
Ваза, воздух и резина, Поклевали -
улетели,
Зубы, козлик и тазы, Поклевали -
улетели,
Зоопарк, завод, возы. На лугу
зеленом сели !
Посчитай-ка, не ленись !
Да смотри не ошибись !
Тили-тили-тили бом, Шла кукушка
через сад,
Сбил сосну зайчишка лбом. Поклевала виноград.
Жалко мне зайчишку: Шла кукушка
мимо рынка,
Носит зайка шишку. Наступила на
корзинку
Поскорее сбегай в лес, И упала в
яму - бух !
Сделай заиньке компресс ! Раздавила сорок
мух !
Пчелы в поле полетели, Я могу считать
до ста -
Зажжужали, загудели, Времени не
жалко:
Сели пчелы на цветы. Раз-два-три-
четыре.
Мы играем - водишь ты. Сто - вот и вся
считалка.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СПЕЦИАЛЬНООРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ, А ТАК
ЖЕ В ИГРАХ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ЗАПЛАНИРОВАННЫХ НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ В
ДОУКОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Базой нашего исследования стал детский сад № 1 «Колосок» Любинского района
Омской области который расположен по улице Почтовая. Группа была разделена на
две подгруппы по 15 человек. ЦЕЛЬЮ констатирующего эксперимента было
выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного
возраста.
МЕТОДЫ ОЦЕНОК ВНИМАНИЯ
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики
которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период,
непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на
одном и том же достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени.
Распределение внимания понимается как такая его характеристика, которая
позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и
воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же характеристика внимания
относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или
значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания
рассматривается как такое его свойство, которое позволяет человеку переключать
внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться
на втором. Объем внимания - это количество объектов, которые могут
одновременно находиться в сфере внимания человека.
Методика № 1
Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного
возраста (Черемошкина Л.В. Популярное пособие для родителоей и педагогов.
Развития внимания детей. Ярославль 1998 г. с 21.).
Методика № 2
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы
(методика Бурдона). (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика
познавательной сферы ребенка. М.: Роспед агенство 1994 г. с.14-17).
Методика № 1
Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и
распределения произвольного внимания ребенка.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На
первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На
втором этапе зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по
указанию взрослого. На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованных
насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме
результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур; 2) образ
реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3) набор знакомых
геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом
листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец
работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол
для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я
нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же
знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с
образцом».
Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя
зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».
Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В
квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен
зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц».
Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
- отвлекался от работы или нет;
- как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
- часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
- пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество
допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры,
ошибочный значок, лишние значки.
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 5-7 лет
необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
t = (t1 + t2 + t3) : 3
где t - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
t1 - время заполнения карточки 4, и t2,3 соответственно карточек пять и шесть.
Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
h = (h1 + h2 + h3) : 3
где h - среднее арифметическое количество ошибок; h1, h2, h3 - количество
ошибок по результатам соответствующих этапов экспериментов.
Нормативы:
Уровень развития произвольного внимания | Время заполнения | Количество ошибок | Очень высокий | 1 мин. 15 сек. | - | Высокий | 1 мин. 45 сек. | 2 | Средний | 1 мин. 50 сек. | 3 | Ниже среднего | 2 мин. 10 сек. | 6 | Низкий | Более 2 мин. 10 сек. | Более 6 |
Примечание.
Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно
внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6
лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу - это говорит
о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается и вы
чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходима, это
безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми
двумя этапами: РО = n3 - (n1 + n2 ).
Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении
интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижение активного
внимания, другими словами, снижение степени концентрации внимания и
невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.
Вывод: В подгруппе № 1, 8 детей имеют среднее время заполнения карточки 2
мин. 10 сек. и более, что соответствует уровню ниже среднего и низкому.
Количество ошибок имеют 3 и более, остальные 7 детей при количестве 3-х ошибок
и менее, имеют среднее время от 1 мин. 50 сек до 2 мин. 10 сек. Все дети быстро
уставали и часто отвлекались посторонними делами (см. Приложение № 1).
Некоторые дети пытались вести беседу о любимых делах, родственниках, игрушках,
некоторые начинали рассматривать свои руки, бантики и т.п., что естественно
мешало работе и затрачивалось большее количество времени, а так же
способствовало появлению ошибок в работе.
В подгруппе № 2, 11 из 15 детей имеют 6 и более ошибок и среднее время 2 мин.
10 сек. и более. Часто отвлекались и быстро уставали (примерно на 4-5 раду на
первом же этапе). 4 человека имеют по 3 и более (до 6) ошибки со средним
временем 1 мин. 50 сек. - 2 мин. Дети часто обращались к образцу, часто
отвлекались от задания (обращали внимание на свою одежду, прическу и т.п.)
Методика № 2
Цель: выявить уровень распределения произвольного внимания.
Описание методики:
Ход выполнения задания.
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий,
следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. В первой серии опыта ребенок,
просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами
зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику
продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит
слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы
то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова
«черта», и продолжать работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие
элементы. (Графический материал, с. 7,8).
Обработка результатов:
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за
серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок.
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также
неправильное зачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графики
динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных
элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме
того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в
каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление
ребенка при выполнении задания.
Количество
Количество ошибок
просмотренных букв
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Время
Время
(мин)
(мин)
Кол-во просмотр. строк | Кол-во пропусков | Кол-во ошибок | | | |
Вывод:
В подгруппе № 1 из 15 человек 9 детей не справились с заданием, часто
спрашивали: «Здесь обводить?» или здесь ставить палочку? (См. Приложение № 2)
Обращались за помощью к педагогу, что мешало выполнению задания, допускали
большое количество ошибок и пропусков, что говорит о недостаточном
распределении внимания при выполнении работы, 6 детей имеют средний уровень,
допускают меньшее количество ошибок и пропусков в работе. Внешне наблюдалось
утомление у детей.
В подгруппе № 2 11 детей имеют низкий уровень распределения внимания, так как
допустили большое количество ошибок, в том числе и пропусков (См. Приложение
№ 2). 4 ребенка имеют средний уровень - допустили меньшее количество ошибок и
пропусков.
\
ЛИТЕРАТУРА
1. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и
педагогов.
Ярославль, Академия развития, 1997 г.
3. Вопросы психологии 1990 г. № 4 с. 161-167
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения
дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,
Академия развития,
Академия холдинг, 2000 г.
6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей
детского сада. М., 1974 г.
7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.
8. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников:
Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
9. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном
возрасте //
Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М.,
1973 г.
11. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр.
соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т.
3. С. 5-328.
12. Выготский Л.С. Мышлекние и речь // Там же. Т.2.
13. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-
педагогического контроля
готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе:
Информационное
методическое письмо. Волгоград, 1988 г.
14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С.
33-38.
15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование
внимания. М., 1974 г.
16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.
17. Грановская Р.М. Элементы практическорй психологии. Л., 1988 г.
18. Детский психолог. 1993 г. № 6.
19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.
20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.
Я.Л. Коломинского, Е.А.
Панько. Минск, 1997 г.
21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В.
Корниловой М.,1994 г.
22. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938 г.
№ 8.
23. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965 г.
24. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии.
1975 г. № 2. С. 68-80.
25. Домашенко И.А., Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986 г.
26. Дошкольное воспитание, 1690 г. № 12 с. 6-9.
27. Дошкольное воспитание, 1960 № 12 с. 46.
28. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию
психологической
картой дошкольника (Готовность к школе). Москва-Воронеж, 2002 г.
29. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.
Программа для детей
5-9 лет. М., 2001 г.
30. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65.
31. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова
В.Я. М., 1976 г. с. 184-219.
32. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.
Харьков, Ростов - на - Дону
«Феникс», 1997 г.
33. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических
учебных заведений. М.,
Академия, 1997 г. с. 86-90.
34. Уруктаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие М., Академия, 1997 г.
35. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста М., Академия, 1997 г.
Страницы: 1, 2, 3
|