Рефераты

Контрольная: Педагогическая практика

и особо тяжкие преступления (ст.53 Закона «Об образовании»). Закон также

требует, чтобы педагогические работники образовательных учреждений проходили

периодические бесплатные медицинские обследования. На педагогических

работников возлагается ответственность за создание необходимых условий для

учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что к педагогическим работникам применяются более

строгие основания для увольнения по инициативе администрации:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с

физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося,

воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или

токсического опьянения. Увольнение по настоящим основаниям может

осуществляться администрацией без согласия профсоюза (ст.56 Закона «Об

образовании»). Таким образом, Закон РФ «Об образовании» отграничивает

развивающуюся личность ребенка от возможного негативного влияния педагога.

Все вышеперечисленное имеет прямое отношение и к классному руководителю, но

ни один из рассмотренных мною законов не содержит конкретный перечень

должностных обязанностей. Перечень содержится в должностной инструкции

классного руководителя, которая утверждается директором образовательного

учреждения.

Среди должностные обязанностей классного руководителя можно выделить следующие:

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

1. Ведет журнал

2. Ведет «Личные дела» учащихся и следит за их состоянием

3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом,

организует коллективное творчество

4. Организует дежурство по классу, школе, столовой

5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета

6. Заботится о внешнем виде воспитанников

7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями о

предоставлении бесплатного питания некоторым детям, корректном отношении к

ним одноклассников

8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд

9. Осуществляет контроль за посещаемостью, совместно с родителями

контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, с

социальным педагогом посещает семьи «трудных детей»

10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе

12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу

успеваемости школьников

13. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения

кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины,

олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки

и т.д.)

14. Привлекает психолога к организации умственного труда школьников (цикл

бесед, индивидуальные рекомендации)

15. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует

межличностные отношения, корректирует и регулирует их

16. Организует творческие дела в классе, привлекая как можно больше учеников

17. Заботиться о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную

работу

18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций

19. Ищет интересные формы и содержание каждого организуемого дела, определяет

целесообразность своих встреч с классом (классный час, собрание, беседа,

откровенный разговор и т.д.), проводит один тематический классный час в месяц

20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками,

учитывая мнения учителей, работающих в классе и родителей

21. Работает с характеристиками учащихся

22. Помогает школьникам в выборе профессий, вместе с родителями определяет

судьбу класса после 9-ого класса, обращая при этом особое внимание на

неблагополучные семьи

23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения

родителей, если такие есть в классе. Активно сотрудничает с социальным

педагогом.

24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий

25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей

26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы

риска» и состоящих на учете

27. Проводит тематические родительские собрания раз в четверть

28. Изучает условия воспитания в семье

29. Работает с родителями индивидуально

30. Привлекает родителей к организации внеучебной деятельности класса

31. Влияет на общение ребят с родителями

Задание № 6.2. Документация по классному руководству (план воспитательной

работы классного руководителя, личные дела, журнал, дневник классного

руководителя, работа с родителями, протоколы родительских собраний)

План воспитательной работы классного руководителя.

План воспитательной работы классного руководителя базируется на общешкольном

плане, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Он должен

включать в себя перечень планируемых мероприятий с учениками, учителями,

родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

Личные дела.

Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических,

медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и

материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и

обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

Журнал.

В нем содержатся сведения об успеваемости на изучаемых предметах, в течение

четверти, итоговые оценки по ее окончании, итоговые годовые оценки.

Фиксируются темы уроков. Сведения о посещаемости, а так же даты рождения

учеников, сведения о составе семьи, месте жительства, месте работы родителей.

Сведения о посещении учащимися различных спортивных секций, кружков,

факультативов и другие анкетные данные.

Дневник классного руководителя.

В дневнике ведется планирование, корректировка, постановка воспитательных

задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

Организация, проведение различных видов деятельности в соответствии с

поставленными задачами и намеченным планом. В дневнике учитель делает

необходимые для себя пометки, которые он реализует в дальнейшей деятельности.

Работа с родителями, протоколы родительских собраний.

Работа с родительской общественностью по вопросам улучшения процесса обучения

и воспитания. Связь с родительским комитетом, попечительским советом и

отдельными родителями в качестве спонсоров и т. д. Проведение родительских

собраний, протоколирование основных вопросов, поставленных на собрании,

подведение итогов. Фиксируются сведения о выполнении или невыполнении задач,

поставленных на предыдущем собрании.

Задание №7 КТД (теория + разработка и анализ проведения). (Анализ КТД в

задании №9)

Коллективно творческое дело

(КТД)

Теория

Методику КТД разработал Игорь Петрович Иванов (1923 - 1991). В своей

деятельности он разработал и доказал идею организации жизни коллектива на

основе коллективной творческой деятельности. Раньше по этой методике работали

коммунарские отряды.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики,

которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика

социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые

становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела

– это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого,

рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор

и дух свободы.

КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах,

а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела

не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят,

вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая

забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка

И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная

жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их

общая забота об улучшении окружающей жизни». КТД могут быть трудовыми,

спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими

способности детей.

У Иванова выделяются 4 этапа КТД:

I. В зависимости от потребностей отряда придумывается КТД

по группам. Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие

проекты.

II. На общем сборе выбирается один вариант или создается

сводный проект; выбирается совет дела - из представителей каждого первичного

коллектива.

III. "Совет дела" разрабатывает избранный вариант в деталях,

распределяет поручения между первичными коллективами. Руководит проведением

дела.

IV. Проведенное дело обсуждается на общем сборе (удачи,

недостатки, предложения на будущее).

Коллективный анализ любого проведенного дела (этап IV) является непременным

этапом методики организации КТД, которое задумали и спланировали сами дети

(этап I), подготовили (этап II), осуществили (этап III). Коллективный анализ

работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных

коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и

взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого

процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно

дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим. Каждый из этапов

организации КТД (этих четырех «сами») оснащен своими методическими приемами.

«Финишная» рефлексия (этап IV) – коллективный анализ свершенного – также

имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову, на общем сборе

обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошо, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их

последовательность.

В заключении отмечу, что КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный

час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку

практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое.

Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к

жизни.

Самое главное достоинство КТД в том, что оно – это сама жизнь или игра в

жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это

проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование

– вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей.

Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс-

конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр,

газеты, журналы, конкурсы. Здесь то ли играют, то ли живут этим. Здесь все

вместе/

Коллективно творческое дело

(КТД)

Разработка

К – активную позицию занимают все члены коллектива, не допускаются

выпадающие дети

Т – в результате дела должен появиться неповторимый уникальный продукт,

то есть точного соответствия со сценарием не должно быть

Д – в результате взаимодействия ребенок – педагог, ребенок – ребенок

обязательно должен быть осязаемый результат или «сухой остаток»

Технология проведения. Этапы.

1. Предварительная работа педагога. Постановка педагогических целей

1.1. Предварительная работа педагога.

а). Внутриколлективные отношения в классе скорее всего деловые, нежели

личностные. Близкие личностные доверительные отношения наблюдаются только в

микрогруппах. Это связано в большей мере с тем, что коллектив класса создан

недавно (в школе предусмотрено профильное обучение, классы были

расформированы). Что касается эмоционального настроя, то в основном все

положительные эмоции детей направлены на ожидание предстоящих праздников,

каникул, они с большим оживлением строят планы: говорят о том, как собираются

справлять праздники, о фильмах, которые собираются посмотреть, о том, куда

поедут и пр. Детей также волнуют итоговые оценки за 3-ю четверть. Стиль

руководства классного руководителя либеральный.

б). В плане воспитательной работы КТД являются одним из основных направлений.

Предусмотрены такие развлекательные КТД, как: «День знаний», «Золотая осень»,

«День учителя», «День матери», «День лицеиста», «Новогодние праздники»,

«Томские Афины», «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Дороги мужества

и славы», «А, ну-ка, девочки!», «Мы поздравляем женщин всей планеты»,

«Счастливый случай», «День юмора и смеха», Мероприятия, посвященные Дню

Победы, Последний звонок. Спортивные КТД предусмотрены направлением

«Здоровье». Познавательные КТД предполагаются как направлением

«Патриотическое воспитание», так и направлением «Здоровье». Таким образом,

можно сделать вывод, что в системе воспитательных мероприятий КТД занимают

значительное место и являются основой воспитательной работы. Участником КТД

будет классный коллектив. Теоретически, самый лучший вариант, когда

инициаторами КТД выступают сами дети, либо инициативная группа. Практически

же, КТД является одним из заданий практики, поэтому, предстоит задача

направлять действия детей. Проводить КТД нам бы хотелось в школе, но

окончательное решение зависит от детей.

1.2. Постановка педагогических целей

Цели игры:

- воспитать гражданскую ответственность, политическую этику

- формирование, развитие патриотизма, любви к Родине

- повышение уровня личностных взаимосвязей учащихся

- эмоциональная разгрузка, отдых

Задачи:

- воспитать позитивное отношение к армии

- подвести учащихся к пониманию того, что организованная власть в

лице вооруженных сил является необходимым условием жизнедеятельности любого

общества

- способствовать развитию навыков, осмысленных действий в системе

политических отношений, политических институтов общества

- привить чувство возможности сотрудничества с властью,

ответственного отношения к такому сотрудничеству

- умения работать в группе, вести групповое обсуждение проблем

- повышение уровня личностных взаимосвязей учащихся

- помочь учащимся преодолеть барьер в общении мальчики-девочки

– научить их уважать армию и свою страну

2. Коллективное планирование. Выборы Совета дела

Выбор КТД мы обсудили сначала с преподавателем права. Предложили сводить

класс в колонию для несовершеннолетних, либо в музей репрессированных

граждан, как нам казалось – это очень поучительно. Сергей Александрович

сказал, что как-то мрачновато и предложил нам (трем студенткам, проходящим

практику) сводить детей в Педагогический университет, рассказать об

университете, проблемах поступления и т.д. Но детям эта идея не очень

понравилась (может быть потому, что перед ними пока еще не стоит проблема

выбора дальнейшего пути образования). Дети предложили сходить в суд.

Действительно, это было бы очень познавательно, интересно, но класс слишком

большой, нам отказали. Тогда Наташа сказала: «Может быть, придумать, как

поздравить мальчиков?» Все были очень заинтересованы, мы с девочками

договорились встретится, и все обговорить подробнее.

Образовали Совет дела, в который вошли: Павленко Алена, Кривовяз Наташа,

Вильне Яна и Ермаченко Саша. Они должны были обговорить идею с классом

подробнее.

3. Подготовка дела

С девчонками мы разработали план КТД. Зачитали план всему классу. Затем

подкорректировали его, разделили обязанности. Больше всего девочкам

понравилось то, что они будут дарить мальчикам свои сердечки. Мальчишкам же

понравилась идея военных учений.

4. Проведение дела

Название КТД: «Ко дню защитника отечества»

Обоснование темы: Прежде всего, мы исходили из интересов детей. Как ранее

отмечалось, настрой у детей праздничный, поэтому тема КТД предстоящий

праздник сильной половины класса.

Возраст: 15 лет

Количество: 18 человек

Место проведения: кабинет истории и права

Время проведения: 1-ый урок

План КТД:

1. Вступительное слово

2. Представление команд

3. «Военные учения»:

- «Пройди по болоту»

- «Зашифрованное послание»

- «Вычисли шпиона»

- «Заслужи награду»

4. Итоги и поздравления одноклассниц

- анализ КТД

- поздравления

Реализация: Во время проведения КТД план немного изменился. То есть дети

отошли от плана. Они полностью взяли инициативу в свои руки. Подведение

итогов немного затянулось, пришлось задержать класс на перемене. Дети очень

увлеклись, разыгрались, все хотели участвовать, даже девочки, хотя сами

предлагали, чтобы в конкурсах соревновались только мальчики. Очень

понравилось, что они аплодировали всем участникам, в каждом конкурсе.

Здорово.

5. Коллективный педагогический анализ (подробнее ниже)

Результаты подготовки:

«+» - у детей был интерес, старательно все подготовили

«–» - требовалось немного больше контроля с нашей стороны, не все смогли

включиться в подготовку КТД

Результаты проведения:

«+» - всем понравилось, были довольны

«–» - дети привыкли к руководству, иногда мы сами хотели вмешаться, не

хватило времени

6. Последствие: По-моему, класс стал немного дружнее. Они были довольны

тем, что сами все сделали, хотя боялись инициативы. У них появилось много общих

тем для разговоров. Обострения негативных отношений между некоторыми учениками

класса не произошло, а вот улучшения уже можно наблюдать.

План игры "Права несовершеннолетних"

Цели игры:

– повышение уровня правовой культуры учащихся

– формирование мотивов к активному изучению права

– профессиональное самоопределение

Задачи игры:

– помочь учащимся разобраться во всем многообразии отношений, урегулированных

нормами права

– научить их уважать законы и отстаивать свои права

Содержание игры:

Каждый ряд класса представляет собой единую команду, которая должна пройти

следующие этапы игры:

1. Представление команды

2. Разминка

3. Конкурс капитанов

4. Юридическая консультация

5. Подведение итогов игры

1. Представление команды

На данном этапе каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название и

объясняет смысловое содержание названия. Например: команда "ВЕРА" –

обозначает веру в то, что права ребенка будут так же уважаемы, как и права

взрослых, или команда "НАДЕЖДА" – означает надежду на то, что права ребенка

будут не только декларироваться, но и исполняться. После того как каждая

команда представится и будут выставлены оценки, команды переходят ко второму

этапу игры.

2. Разминка

Задача – ввести учащихся в круг понятий, которые будут использоваться в ходе

игры, напомнить и повторить понятия. Команде зачитывается определение. После

чего команда должна назвать понятие, к которому оно относится. Если команда

не знает ответ, либо дает неправильный ответ, то право ответа переходит к

следующей команде. Правильные ответы оцениваются по 1 баллу команде в целом.

Каждой команде – по 5 вопросов.

Определения для Разминки

Для команды 1-ого ряда:

– общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое

государством правило поведения людей (норма права);

– применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер

принуждения (юридическая ответственность);

– человек, не достигший 18-летнего возраста (несовершеннолетний);

– гарантированные государством возможности человека в экономической,

социальной, политической и культурной сферах (права человека);

– одна из правовых форм защиты прав и интересов граждан, устанавливается над

несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родительского

попечения (попечительство);

Для команды 2-ого ряда:

– предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное

деяние физического лица (преступление);

– главные защитники прав ребенка (родители);

– способность лица иметь права и обязанности (правоспособность).

– объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего

16 лет, полностью дееспособным (эмансипация);

– правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок

(административный проступок);

Для команды 3-его ряда:

– способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и

исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность);

– человек, не достигший 14-летнего возраста (малолетний);

– выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению

любых лиц (обязанности);

– мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу,

признанному виновным в совершении преступления (наказание);

– одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается

над детьми, не достигшими 14 лет (опека);

3. Конкурс капитанов

Это задание поможет определить уровень теоретической подготовки учащихся и

знание правовых норм по правам несовершеннолетних. Капитан каждой команды

должен выбрать номер вопроса (любой с 1-ого по 14-ый) и ответить на него.

Каждому всего по три вопроса, отвечают по очереди. При неправильном ответе

капитан дает возможность ответить любому участнику своей команды. Правильный

ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику, давшему правильный

ответ, так и команде.

Вопросы к Конкурсу капитанов

1. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности

(УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14 лет).

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток,

вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст.20, 163, да).

3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся

взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? (УК ст.20,

207, преступление).

4. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или

административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет).

5. Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего? (СК

ст.60, доходы, дар, наследование, приобретение на средства ребенка).

6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или

мать? (СК ст.62, равенство прав родителей).

7. На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в

отношении детей – на отце или на матери? (СК ст.62, равенство прав и

обязанностей).

8. У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять родительские

права? (СК ст.62, до 16 лет совместно с опекуном).

9. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае

лишения их родительских прав? (СК ст.72, не освобождаются).

10. Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в

возрасте от 14 до 18 лет? (ГК ст.26, с письменного согласия родителей

продавать, дарить и т.д. Самостоятельно совершать мелкие сделки).

11. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого

достоинства? (Конституция РФ, ст.17, с рождения).

12. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защита прав и

интересов ребенка? (СК ст.56, родителями, органами опеки, прокурором, судом).

13. Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все

наперекор родителям и не уважает их? (Конституция РФ ст.21, обязаны).

14. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в

Конвенции о правах ребенка? (охранять и защищать права детей).

4. Юридическая консультация

Этим этапом проверяются знания нормативных документов, форм и методов защиты

прав несовершеннолетних. Каждая команда выполняет роль юридической

консультации. По заранее заготовленным ситуациям команда 1-ого ряда

консультируется у команды 2-ого, команда второго у 3-его ряда, команда

третьего у команды 1-ого ряда. Команда выбирает адвоката, который и должен

разъяснить ситуацию, дать ей правовую оценку. Желательно, чтобы ситуация

излагалась от первого лица, например: "В Конституции записано, что каждый

имеет право на образование. Это значит, что человек сам решает –

воспользоваться ему этим правом или нет. “Я учиться не хочу, а родители

заставляют, и от этого у меня одни неприятности. Как мне защитить это мое

право?”. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику,

давшему правильный ответ, так и команде.

5. Подведение итогов

Подсчитываются баллы и объявляется команда победительница, а также лучшие

участники команд.

План классного часа «Ко дню защитника отечества»

Содержание:

5. Вступительное слово

6. Представление команд

7. «Военные учения»:

- «Пройди по болоту»

- «Зашифрованное послание»

- «Вычисли шпиона»

- «Заслужи награду»

8. Итоги и поздравления одноклассниц

1. Вступительное слово

Скоро у всех мужчин большой праздник – День Защитника Отечества. Поэтому мы

обращаемся с добрыми пожеланиями и приветствиями к защитникам нашего

отечества и домашнего очага. Поздравляем самую сильную, самую благородную,

ловкую и смелую половину нашего класса. Мальчишки, представьте, что все вы

хотите стать самоотверженными бойцами Российской Армии, для этого вам

предстоит пройти сложные военные учения и доказать свою силу, ловкость и

смелость.

2. Представление команд

Мальчикам предлагается разделиться на две команды и, назвав свою команду,

рассказать о самых положительных сторонах службы в армии. После представления

- каждой команде отдельные аплодисменты девчонок.

3. «Военные учения»

Состоят из четырех этапов. К первому этапу команды приступают в звании

«Рядовых». После прохождения каждого этапа под аплодисменты девчонок команды

повышаются в званиях. 1-ый этап они заканчивают «Сержантами», 2-ой –

«Лейтенантами», 3-ий - «Полковниками», а четвертый уже «Генералами».

1-ый этап «Пройди по болоту»

Мальчикам разъясняется, что все они направляются в разведку. Предстоит

сложный путь по болоту, пройти которое можно наступая только на кочки. Кочки

(картонки, либо бумажные листы) должны заранее заготовить девочки. Дойдя до

пункта назначения (черты), они должны вернуться назад в часть, если только не

утонут в болоте. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании.

2-ой этап «Зашифрованное послание»

Каждая команда получает секретное зашифрованное послание от своего

командования, отдельные слова из которых надо составить две пословицы.

Пословицы:

- Жить – Родине служить

- Герой – за Родину горой

Этап завершается аплодисментами и повышением в звании.

3-ий этап «Вычисли шпиона»

Из каждой команды выбирается по одному участнику. Его усаживают на стул и

завязывают глаза. Затем в течении 5-ти секунд ему дают подержать руку

настоящего шпиона (шпионом может быть как мальчик так и девочка). После этого

все, кто желают, протягивают участнику свою руку, в том числе и шпион. Задача

– вычислить шпиона. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании.

4-ый этап «Заслужи награду»

По одному участнику от команды берут заранее заготовленные палочки с

веревкой. По середине веревки висит большая нарисованная медаль. Кто быстрее

намотает веревку на палочку и достигнет медали, тот ее и заслужил. Этап

завершается аплодисментами и повышением в звании.

4. Итоги и поздравления одноклассниц

Команда-победительница определяется количеством отданных за нее «женских

сердец». Каждая девочка должна заранее нарисовать свое сердечко, которое она

и отдаст понравившейся команде. А поздравления и подарки от одноклассниц

получают все мальчики класса. Лучше это сделать в следующей форме: даря

подарок мальчику, девочка называет самые его лучшие качества (например,

почему именно ему дарит: самый внимательный к девочкам, хорошо учится и

т.д.).

Задание № 8. Проект плана воспитательной работы классного руководителя.

Основные направления на год.

Ниже перечисленные данные базируются на основе исследования плана

воспитательной работы классного руководителя на год, дневника классного

руководителя и их анализа направления воспитательной работы в классе на год:

- Организационно-педагогические мероприятия

- Воспитание положительного отношения школьников к учению

- Политический кругозор учащихся

- Воспитание нравственных ценностей у школьников

- Подготовка учащихся к труду и выбору профессии

- Дисциплина и культура поведения учащихся

- Физическая культура и здоровье учащихся

- Экологическое воспитание

- Свободное время учащихся

- Работа с родителями и общественностью

По каждому направлению подбираются разнообразные формы и методы работы.

Календарный план на четверть.

Учебные недели

Коллективные дела учащихся

Оперативная работа классного руководителя

С 9-15 февраляДень святого ВалентинаКлассный час «Здоровые привычки».
С 16-22 февраляКо дню защитника отечества

Родительское собрание «Военная служба, отсрочка, альтернативная служба»

Классный час «Дороги мужества и славы».

С 23-7 мартаА ну-ка девочкиКлассный час «Мы поздравляем женщин всей планеты».
8-14 марта

Встречи с руководителями спортивных секций, кружков.

Классный час «Безопасность пути из дома и обратно».

15-21 марта«Чистый дом» весенняя уборка территории школы.Классный час-чаепитие «Весенние каникулы».

Задание № 8. Предложения по улучшению организации и содержанию практики.

В целом практика организована не плохо.

- Хотелось бы предложить, чтобы перед ее началом руководители

практики назначали хотя бы общие собрания для потока и давали консультации по

каждому пункту

- Необходимо, чтобы у ТГПУ и школ была более тесная связь, и не было

такого разногласия, когда мы приходим на урок к учителю, а он в

демонстративной форме заявляет, что ему не нужны посторонние, а тем более

студенты на уроке.

- Важно чтобы была согласованность в работе руководителей практики и

школьных учителей, ведь бывают ситуации, когда руководитель говорит, что

необходимо провести 15 уроков, а учитель, что достаточно 5-ти.

- Так же было бы замечательно уменьшить объем работы или увеличить

сроки для сдачи отчетной документации, это продиктовано тем, что студенты

сдают практику перед сессией и во время, лично для меня, как и большинства

студентов, это очень тяжело, хочется, чтобы все выглядело красиво, точно,

соответствовало содержанию задания, но это практически, не возможно сделать в

таком режиме работы.

- И, наконец, хочу сказать, что нам бы очень помогло присутствие

руководителя практики один раз в неделю, в самой школе, для консультаций и

решения текущих проблем.

Задание № 9. Тематическое задание. Педмастерство учителя.

1. Внешний вид педагога.

Первая встреча с Лихачевым Сергеем Александровичем оставила очень приятное

впечатление о нем как об интеллигентном, воспитанном человеке. Сергей

Александрович не высокого роста, открытое лицо, прямой нос, доброе выражение

глаз: все это располагает к общению с человеком. Сразу же бросился в глаза

внешний вид учителя: клетчатый пиджак коричневого цвета, темные штаны, туфли

с закругленными носками, что скорее говорит о романтичном, покладистом

характере, даже несколько беззаботном, чем о строгом человеке (каким, может

быть, хотел показаться Сергей Александрович). В течении последующих наших

встреч с ним, всегда проявлял доброжелательность, улыбчивость,

заинтересованность. Внешний всегда опрятный, хотя и несколько беззаботный.

2. Речь, слово педагога как инструмент педагогического воздействия.

На уроках Сергей Александрович всегда корректен и точен в построении своих

фраз. Предложения строит в четкой логической последовательности, что очень

сильно облегчает понимание даже сложной темы. Богатый словарный запас,

простота построения предложений, обладание искусством риторики, нормальный

темп речи, вежливый тон, четкая дикция: все это позволяет учителю вызывать

интерес у аудитории, «держать» внимание класса.

- Эмоциональная насыщенность: на уроках эмоционально сдержан, хотя бывают

моменты, когда и сам может пошутить, и с удовольствием посмеется над шутками

детей. Лично у меня сложилось впечатление, что дети видят в нем одновременно

и доброго друга, и строгого преподавателя

- голос не громкий, но убедительный, требующий внимания со стороны учеников,

ударения в словах правильные, темп речи позволяет ученикам усваивать

материал, конспектировать, дикция четкая, слова звучат членораздельно.

- при общении с учениками речь в основном звучит в форме монолога, но во

время объяснения материала делаются паузы для того, чтобы ученики задавали

вопросы, высказывали свое мнение.

3.Двигательная активность педагога.

Во время изложения материала не сидит за учительским столом, чаще всего стоит

возле доски когда объясняет детям материал, ходит когда дает текст под

диктовку. В ходе урока обращается ко всему классу, распределяя свое внимание

на него. По рядам не ходит, не стоит за спинами учеников, рассказывая что-

либо, всегда поворачивается лицом к классу. Ходит и стоит прямо, не

ссутулившись, иногда опирается на стул или учительский стол. Походка ровная.

Жесты производятся чаще всего правой рукой. Мимика выразительно проявляется в

случае эмоционального рассказа.

4. Проявление эмоционально-волевых чувств педагога.

Внешне спокоен, разговоры учеников пресекает критическим замечанием чаще

всего в спокойной форме, в крайнем случае, может повысить голос или постучать

ручкой по столу. Сдержан, в общении с учениками естественен и уравновешен, в

адрес учеников не позволяет едких и колких замечаний. Владеет техникой

саморегуляции.

5. Особенность общения с учениками.

Стиль общения, на мой взгляд, либерально-демократический. Занятия проходят в

форме монолога, но, тем не менее, проявляется демократический стиль, а

именно: мягкость, умение прощать, доверие к личности ученика и т. д.

Использует такие фразы как: «Давайте, посмотрим на доску», «Давайте откроем

текст Конституции» и т. п. В общении с учениками обращается к ним на «ты». Но

в большинстве случаев выбор стиля зависит от класса. С одними он может быть

либеральный, с другими либерально-демократический, с третьими вообще

проявляются элементы авторитарного стиля. Предпочтение отдает интересным,

доброжелательным, любознательным ученикам.

6. Результативность общения с учениками.

Как я уже отмечала, дети относятся к Сергею Александровичу двояко: с одной

стороны для них это человек, которому можно доверять, с другой – он обладает

авторитетом требовательного преподавателя. Большинство учеников по

результатам наблюдения и опроса признают авторитет педагога и относятся к

нему с уважением.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ