Рефераты

Курсовая: Педагогика

Курсовая: Педагогика

Введение

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому,

чтобы выявить основные черты образования, необхо­димо проанализировать

особенности культуры, в рамках которой оно развивается.

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и

общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую,

нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы

культуры. Фундаментальным компонен­том общей культуры является

технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития

преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности

достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий

ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе

гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры,

оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует

технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система

технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее

является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением

индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к

преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая

эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях

осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание

образования подрастающего поколения. В системе общего образования

осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является

формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной

деятельности с использованием научных знаний.

В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят

урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание практической

деятельности, направленная на преобразование предметной реальности.

Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует

интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся,

соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться

источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью,

что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию

логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной

реальности.

В последние десятилетия существенно изменились содержание и область

применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как

материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности,

тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область

знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и

применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах

человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих

преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие

личности, ее преобразующего мышления.

Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:

1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы

преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их

последствий для природы, общества и самого человека;

2. мыслить системно, комплексно;

3. самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении

деятельности;

4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов

и средств преобразовательной деятельности.

Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных

заданий.

Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый

учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности

учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной

деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».

Т. к. проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая

под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются

высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы будут следующие:

1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.

2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в

школьном курсе «Технология».

3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.

4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.

5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной

деятельности учащихся

Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход,

который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении

школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе

работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь

политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и

культурологических дисциплин.

1. Сущность проектной деятельности учащихся.

Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено

выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого

проекта. Именно творческая про­ектная деятельность школьников будет

способствовать техноло­гическому образованию, формированию технологической

куль­туры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть

на среду обитания, более рационально использо­вать имеющиеся ресурсы

Отечества, приумножать природные бо­гатства и человеческий потенциал.

Возрождающийся проектный метод обучения, при его уме­лом применении, по-

настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование

выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на

педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и

собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах

хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой

образовательной области «Технология», которое является естественным развитием

политехнизма в современных условиях.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую

помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть

целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать

культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и

интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей,

сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и

систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их

деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для

самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизи­рующее деятельность

учащихся, в результате которой ими созда­ется продукт, обладающий

субъективной, а иногда и объективной новизной.

Цели проектирования

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить

представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до

материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной

проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и

достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать

тактику действия при решения не детерминированных (часто репродуктивных), а

вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и

гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о

содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так

называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных,

отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность

приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных

решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними

условиями.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е.

расширения круга конструктивного и целенаправленного общения,

актуализированного однотипностью деятельности.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая

позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника.

Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о

формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует

считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность

педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса

оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной

группы и (или) у каждого учащегося:

1. информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус,

понимание);

2. функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений,

письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с

техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

3. технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные

трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать

заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной

безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);

4. интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать

трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и

практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по

размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой

информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального

планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);

5. волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные

учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации,

поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися,

желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное

отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания,

успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность

запрашивать и получать помощь и д.р.)

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и

отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения

цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются

запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира

растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения

этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях

и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к

труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда

ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом

процессе.

Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на

осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового

начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание

не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития

и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится

сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата

труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и

действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд —

с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и

конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических

и социальных последствий преобразования предметного мира.

Задачи проектирования.

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и

общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские

предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей,

инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий

учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь

разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных

особенностей). К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и

практических действий:

1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера

взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению

выполненной работы или ее частей;

2. планирования конечного результата и представления его в вербальной

форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим

развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с

ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом

времени, сил, средств;

4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования;

5. внесение коррективов в ранее принятые решения;

6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа

проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи

(советы, дополнительная информация, оснащение и др.);

7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических

рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

9. составления схемы необходимых расчетов (конструктивных,

технологических, экономических), представления их в вербальной форме;

10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и

качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

11. оценивания проектов, выполненных другими;

12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной

защиты проектов;

13. конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности,

индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию»

(«знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.

Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.

При определении содержания проектного обучения прин­ципиально важным и

сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов

проектирования. Сложность подбо­ра творческих проектов связана со многими

факторами: возрас­тные и индивидуальные особенности школьников, учебно-

материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики,

специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая,

профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с

произ­водственным трудом, формирование творческого отношения к труду,

научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьни­ков комплексного

многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу

выбора проектов учет органи­зационно-педагогических, технологических,

экономических, пси­холого-физиологических, эстетических и эргономических

требо­ваний. Характерными признаками творческих проектов являют­ся:

творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требую­щих своего решения.

В то же время творческий проект - это свое­образное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение

изученных вопросов и практических ра­бот на уроках технологии. При подборе

проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе

те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом

случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном

объекте (проекте).

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая

направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать

индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и

физиологиче­ские возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов яв­ляется их общественно

полезная или личностная значимость. Об­щественно полезная ценность объекта

проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов

школь­ника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов

школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и

интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе

комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия

работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятель­но или по рекомендации

учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность

реализации межпредметных связей, преемственно­сти в обучении. Проекты

выполня­ются как индивидуально, так и в составе группы - временного,

творческого коллектива.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических за­дач по разработке и изготовлению

учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных

мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств,

декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация технологии для из­готовления различных видов

объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых

про­дуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учеб­ных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства,

благоустройства усадьбы и жили­ща.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с

реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов

дея­тельности учащихся, проведением мероприятий эко­логического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно

предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший

интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении

имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена

для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой

темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е.

изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на

рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности

людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть

восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное,

интересен;

2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или

кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового

или единичного потребителя;

3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику

реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в

процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий

(или услуг) никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности

личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их

удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и

услуг.

Основными критериями выбора проектов являются:

- оригинальность, доступность, надежность;

- техническое совершенство;

- эстетические достоинства;

- безопасность;

- соответствие общественным потребностям;

- удобства эксплуатации;

- технологичность;

- материалоемкость;

- стоимость и т. д.

Сфера деятельностиПримерные направления творческих проектов
ШколаОформление классных уголков, изготовление инструментов и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов, изготовление действующих моделей и макетов
ИндустрияЗаказы предприятий, организаций, фирм.
ДосугИзготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров.
ДомИзготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспосаблений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспосаблений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка.

Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены,

декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения из

листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка,

гравировка, эмаль).

Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении

творческих проектов

Значительные изменения, происходящие в современном об­ществе, максимально

актуализируют роль и значение человече­ского фактора. В последнее десятилетие

в центре внимания пси­холого-педагогической науки находится изучение

особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия

на развитие его творческого потенциала. Понятие проектной дея­тельности

направлено на достижение единой цели образования - личностного развития

школьника.

Любая деятельность состоит из следующих элементов: по­требность - мотив -

цель - задача - действия - операции.

К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив,

а совокупность зачастую противоречи­вых мотивов, образующих мотивацию данной

деятельности.

Потребность есть состояние человека, отражающее его ну­жду в чем-либо или в

ком-либо. Всякие действия и поступки чело­века определяются какими-либо

потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и процесс

преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий деятельность по

удовлетворению этой потребности.

Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов,

необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи учения и труда, то есть

целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа

одной целостной деятельно­сти. На первом этапе происходит становление

деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны

выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием

звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В

связи с этим проектную дея­тельность с позиции характера деятельности

определим как учеб­но-трудовую.

Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса трудовой

деятельности.

Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в рамках

качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации учебной

деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой

деятельности.

Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и

содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту деятельность

и в соответствующих этим мо­тивам целях, задачах, действиях и операциях.

Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом

изменение самого субъекта.

Сравнение моделей учебной и трудовой деятельности, опре­деление содержания

структурных компонентов позволили опре­делить приоритетное направление

трудовой деятельности в процессе выполнения творческих проектов.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна

соответствовать общей структуре проектирова­ния. На этой основе выделили

основные этапы проектной дея­тельности: организационно-подготовительный,

технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед школь­никами ставится проблема

- осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом

этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить

проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная

задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель - получение в итоге

деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и

личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем

самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирова­ние технологии

изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор

инструментов и оборудования, определение последовательности технологических

операций, выбор оптималь­ной технологии изготовления изделия. Средствами

деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все

рабочие инструменты и приспо­собления, которыми пользуются учащиеся при

разработке проек­та. Результатами деятельности учащихся является

приобрете­ние новых знаний, умений и готовые графические документы. На

протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей

деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологи­ческие операции,

корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы.

Цель - качественное и пра­вильное выполнение трудовых операций. Предмет

деятельности - создаваемый материальный про­дукт, знания, умения и навыки.

Средства - инструменты и обору­дование, с которыми работает учащийся.

Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Закон­ченные

технологические операции являются промежуточным ре­зультатом деятельности

учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный кон­троль, корректирование и

испытание проекта. Учащиеся произ­водят экономические расчеты, мини-

маркетинговые исследова­ния, анализируют проделанную ими работу,

устанавливают дос­тигли ли они своей цели, каков результат их труда. В

завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед

одноклассниками.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания

позволяет сделать вывод о том, что проект­ная деятельность содержит в себе

большие возможности для раз­вития творческих способностей.

На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено, что

при соответствующей организации учебного процесса в школе развивается

познавательный интерес и творче­ские возможности школьников, расширяется

политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура.

Педагогический анализ специфики творческой деятельности требует осмысления

более широкого понятия "творчество". Об­щепринятая точка зрения - творчество

как вид человеческой дея­тельности - отличается новизной и оригинальностью.

В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что

творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно,

чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент

субъективной зна­чимости: творчество есть деятельность, способствующая

созда­нию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъек­та.

Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем,

творческих задач и заданий. Один из важней­ших ее признаков - появление в

результате ее осуществления пси­хических новообразований: знаний, умений,

творческих способ­ностей личности.

В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные

принципы творческой деятельности но­ваторов, рационализаторов и

изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество

школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому

процессу взрослых.

В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те

же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи

или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике.

Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности

является обнаружение школьниками тех­нического противоречия, возникновение

проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел технического

несоответст­вия, констатирует наличие задачи, проблемы, посредством

срав­нения сторон противоречия происходит локализация области по­иска -

школьник осознает смысл задачи.

Подростковая проектная деятельность - это такая дея­тельность, в основе

которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в

результате которой школьник про­изводит продукт, обладающий субъективной

(иногда объективной) новизной.

Большое значение для практики имеют такие сущест­венные психологические

закономерности творческого про­цесса, как отбрасывание второстепенных

подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий зада­чи. Это

дает возможность юному рационализатору скон­центрировать свое внимание на

главном объекте деятель­ности, отказаться от привычных представлений, схем,

ус­тановить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным.

В последние годы вопросы эффективности научно-тех­нического творчества

оказались в центре внимания иссле­дователей ввиду острой практической

необходимости. Ги­гантский рост роли науки в жизни общества, характерный для

последних десятилетий, привел к тому, что интеллек­туально-творческая

деятельность оказывает все большее влияние на развитие экономики. В связи с

этим встает комплекс спе­цифических задач: разумного отбора кадров,

организации творческих коллективов, создания необходимой мотивации

рационализаторской деятельности, поиска средств, стиму­лирующих успешное

протекание творческого процесса, рационального использования современных

возможностей ав­томатизации умственного труда.

2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной

деятельности учащихся.

2.1.Планирование учителями процесса проектной деятельности.

Для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и

воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных

занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю необходимо

правильно организовывать свою деятельность.

Для решения учебных задач учителем составляется перспективный план учебного

процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную, логическую

систему изучения учебного материала всей программы и отдельных ее тем.

Планирование начинается с изучения действующей программы.

Анализ программы.

Программа по школьному курсу «Технология» была подготовлена научным

коллективом, руководителями которого является Симоненко В.О. и Хотунцев Ю.А..

Программа была выпущена издательством «Просвещение» в 1996 году.

Вариант I (мальчики)

По этому варианту занимаются учащиеся, которые углублен­но изучают основы

техники.

Основная цель этого раздела—формирование знаний, уме­ний и навыков в области

социальной этики, воспитание уваже­ния к личности, заботы в первую очередь о

родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных

традиций.

На изучение этого разделка выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал

раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы.

Конечно, изучение куль­туры человеческих отношений не должно ограничиваться

этим разделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы

образовательной области «Технология» в старших классах.

Вариант II (девочки)

Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной

области «Технология».

Кроме общих задач предмета «Технология» при изучении этого раздела необходимо

решать следующие дополнительные задачи:

· совершенствование практических умений и навыков учащих­ся в

экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хране­нии продуктов, уходе

за жилищем;

· ознакомление с различными видами декоративно-прикладно­го искусства,

народного творчества и ремесел;

· развитие художественной инициативы;

· воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту и на производстве;

· воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

ПринципыРеализация
НаучностьСоответствует современному уровню развития науки и техники, раскрывает современные технологические процессы
Учет возрастных и познавательных возможностейПрограмма учитывает возрастные возможности и особенности учащихся и построена по принципу от простого – к сложному, от малого – к большому
Системность и последовательность изложенияЭффективное распределение объема учебного материала по классам. Комплексный подход к изучению всех блоков материала. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи
Воспитывающий характер содержанияВ программе заложены основы эстетики, нормы морали, этикета. Предполагается экологическое, экономическое воспитание
Четкость структурыБольшое число разнообразных по содержанию разделов программы. Весь материал разбит на логические блоки

Методические рекомендации к урокам (IV четверть):

Урок №1

«Творческая деятельность и творческий проект»

Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной.

Раскрыть этапы выполнения проекта

Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению

технического кругозора

Восп.: воспитывать целеустремленность, бережное отношение к вещам, уважение к

товарищам

Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды

деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно к

творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты и

просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают

различные виды профессий, жизненный цикл продукции.

На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной

деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся

самостоятельно составляют опорную схему проектной деятельности.

В конце урока целесообразно обсудить все составленные схемы, прийти к общему

решению. На этом этапе необходимо применение плаката «Проектная

деятельность», которая поможет обобщить новый материал.

В конце урока необходимо выдать домашнее задание.

Урок №2

«Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения»

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ