Курсовая: Педагогика
Обуч.: обучить уч-ся комплексно оценивать свои возможности
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческого воображения
Восп.: воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Основная часть урока проходит в форме деловой игры. Класс разбивается на 4-5
групп. Каждая группа получает по карточке-указателю для поиска возможной
проблемы «Дом», «Школа», «Магазин», «Завод», «Детская площадка» и т.д. Далее
каждая группа выдвигает возможные проблемы по своему направлению и предлагает
варианты их решения. Затем проводится групповой анализ выдвинутых проблем и
способов их разрешения. Оценивается оригинальность идей.
Выбирается несколько самых интересных проблем.
После этого им следует дать задание: продумать все аспекты, необходимые для
разрешения сложившейся проблемы и оформить в виде звездочки-обдумывания. Урок
завершается подведением итогов и выдачей домашнего задания.
В конце урока необходимо распределить 3-4 доклада по дизайну к следующему
уроку («Дизайн - а что это такое?», «Дизайн и интерьер», «На чем стоит
дизайн?») .
Урок №3
«Пути поиска информации. Моделирование и дизайн»
Обуч.: научить учащихся работать с картотекой книг, искать требуемую
литературу, ознакомить с понятием «дизайн»
Разв.: способствовать развитию творческой инициативы, творческого воображения
Восп.: воспитывать любовь к красивому и прекрасному
На уроке проводится экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь должен рассказать учащимся о способах поиска информации (включая
Internet), о правилах пользования библиотекой, поиске книг по каталогу,
показать книги по проектной деятельности. На этом этапе учащиеся должны сами
попытаться найти по каталогу книги для своего проекта.
Далее урок проходит в читальном зале, где учащиеся зачитывают доклады по теме
«Дизайн», смотрят книги по своему проекту, и решают задачу на моделирование.
Она должна быть на развитие творческого воображения, т.е. иметь совершенно
не стандартные, оригинальные решения.
В конце урока учитель должен показать все придуманные варианты решений и
выбрать вместе с учениками самое интересное и не обычное.
Урок №4
«Критерии выбора модели проекта»
Обуч.: познакомить уч-ся с экологическими, экономическими и эстетическими
требованиями
Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческой инициативы
Восп.: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, материальным и
финансовым ресурсам.
В начале урока необходимо обязательно проверить домашнее задание. После чего
учащиеся разбиваются на 4 группы, каждой из которых дается задание:
разработать требования к изделиям по определенному направлению (экология,
экономика, эстетика, эргономика., Направление выбирается по жеребьевке),
используя научную литературу, о которой заранее должен позаботится учитель.
Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, и таким образом все
команды знают требования и экологии, и экономики, и эргономики .
После этого учитель задает различные вопросы по всем темам. Оценивается
быстрота и правильность ответов.
В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы и выдает домашнее
задание.
Урок №5
«Планирование технологического процесса. Разработка тех. документации»
Обуч.: обучить правилам составления тех. документов на примере
технологической карты
Разв.: способствовать развитию технического и логического мышления
Восп.: воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность
В начале изложения новой темы необходимо указать на значимость планирования
трудового процесса. Далее учитель должен рассказать о видах технических
документов, объяснить правила составление технологических карт и возможные
ошибки, разобрать вместе с классом одну технологическую карту и одну
инструкционную карту.
На чтение технологических документов выполняется самостоятельная работа. Во
время ее проведения учитель проверяет домашнее задание индивидуально у
каждого ученика.
После самостоятельной работы учащиеся начинают составлять технологическую
карту своего изделия. В это время на партах могут лежать образцы технолог.
карт как ориентировочная основа действий. Данную работу учащиеся завершают
дома.
Урок №6
«Изготовление изделия»
Обуч.: обучить уч-ся правильно организовывать свое рабочее место
Разв.: развивать практические навыки работы
Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к труду
Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить выполнение
домашнего задания, проверить готовность к началу работы, наличие материалов,
инструментов, приспособлений, технологической карты (у каждого ученика своя).
Так же необходимо вспомнить и повторить правила техники безопасности и
санитарно гигиенические правила. Во время выполнения работы учитель наблюдает
за учениками, при необходимости учитель оказывает помощь индивидуально
каждому ученику, так как у каждого свой проект. Если же в классе несколько
учеников выполняет одинаковый проект, то индивидуальная помощь так же
необходима, так как ученики могут быть на разных этапах выполнения задания.
Учитель контролирует насколько хорошо ученик ориентируется в технологической
карте.
В конце урока подводятся итоги проделанной работы. Дома ученик заканчивает
выполнение своего проекта.
Урок №7
«Знакомство с рекламой. Расчет себестоимости изделия»
Обуч.: познакомить уч-ся с видами рекламы, дать расчет себестоимости изделия
Разв.: способствовать развитию творческой инициативы
Восп.: на примере расчета себестоимости показать важность экономии ресурсов
Начать занятие надо с повторения экономических требований к изделию. После
этого учитель объясняет как правильно рассчитать себестоимость проекта. Далее
учащиеся ищут возможные пути ее снижения, выполняют расчет себестоимости
своего изделия.
На следующем этапе урока проводится дискуссия о рекламе, ее необходимости и
важности в современной жизни, а также и о том как она работает. Для
активизации познавательного интереса необходимо показать примеры рекламных
проспектов, вспомнить телевизионную, радио рекламу, провести аналогию.
Поскольку урок последний перед защитой, то следует проверить степень
выполнения проектного задания. Дать последние консультации (кому это
необходимо) по выполнению проекта.
Дома учащиеся готовятся к защите и выполняют рекламный проспект.
Урок №8
«Защита проекта, подведение итогов»
Обуч.: познакомить уч-ся с русскими народными традициями
Разв.: развивать коммуникативные умения
Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к истории родного края
Урок начинается с вступительной речи учителя, в которой он рассказывает о
русских народных традициях, обычаях, показывает народные костюмы, иллюстрации
в литературе о русской ярмарке. Потом начинается сама игра.
Весь класс делится на бояр и ремесленников. Бояре оценивают «товар»,
ремесленники - предлагают. Предложение товара идет по следующей схеме:
1. На каком основании был сделан выбор
2. Какие материалы, инструменты и другие средства труда необходимы для
реализации проекта
3. Обоснование дизайнерского решения
4. Доказывает функциональность и значимость проекта.
Бояре вместе с царем (учитель) оценивают проекты и выставляют отметки. Потом
роли меняются – ремесленники становятся боярами, бояре – ремесленниками.
В конце урока учитель подводит итого всей выполненной работы, высказывает
свои замечания и пожелания на будущее.
2.2 Разработка системы дидактических средств обучения.
Использование средств наглядности на уроке имеет огромное значение для
повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащегося
и расширения педагогических возможностей учителя. Наглядность способствует
приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и
практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи
конкретного и абстрактного. Формирует познавательный интерес и активность
учащихся.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем,
в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и
формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при
других видах деятельности и учителя, и учащихся.
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на
уроке может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет
необходимость разработки научных основ отбора средств наглядности на уроке и
оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.
Первой основой для такой разработки должна классификация средств наглядности.
Однако, в общепринятой классификации, приводящей основные виды средств
наглядности в систему, отвечающей требованиям, предъявляемым к учителю,
работающему с ней, пока нет. Целесообразно из существующих классификаций
использовать в дальнейшем классификацию средств наглядности по степени их
абстракции, т.е. по соотношению количества реальных компонентов натурального
технического объекта, отображенного данным средствам наглядности к количеству
символов заменяющих реальные компоненты объекта.
Главная классификация позволяет учитывать при отборе средств наглядности
уровень развития пространственного мышления учащихся и путем постепенного
перехода от применения реальных объектов к условным изображениям формировать
их пространственное мышление.
Однако не только степенью абстракции характеризуются отдельные виды
наглядности. У каждого из них существует ряд других дидактических признаков,
определяющих рациональную область использования средств наглядности в учебном
процессе. Например, такое свойство натуральных объектов, как их реальность,
способствует формированию у учащихся правильного представления о форме, цвете
и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность
перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В
преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов
часто единственный путь передачи сведений о них учащимся.
Преподаватель предъявляет средства наглядности учащимися на уроке различными
способами. Среди них наиболее часто используются такие:
1. демонстрация натуральных и искусственных объектов;
2. зарисовки на доске;
3. вывешивание плакатов;
4. применение технических средств обучения;
5. представление информации на графических дисплеях;
6. выдача раздаточного материала и т.д.
Возможность использовать различные средства для предъявления учащимися
информации указывает на то, что учителю необходимо знать преимущества каждого
из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше
времени на изложение материала, чем это необходимо для предъявления этой же
информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов
более гибок, чем демонстрация диафильмов, поскольку позволяет учителю давать
материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться
к предыдущим кадрам.
Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со
способами предъявления информации на уроке еще не решают задачи повышения
качества обучения. Эффективность их использования зависит от соблюдения ряда
выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований. К ним
относятся требования соответствия средств наглядности:
1. целям и задачам обучения;
2. этапам урока, на которых планируется использовать средства наглядности;
3. объему содержания и дидактическим характеристикам, предъявляемой
учащимся информации;
4. уровню развития пространственного мышления учащихся, другим методам и
средствам обучения используемым на уроке.
Установить строгое соответствие, отбираемых учителем средств наглядности,
указанным требованиям – трудно. В то же время, можно подобрать различные
сочетания средств наглядности на уроке, чтобы предать структуре урока и
методам обучения гибкость, сделать средства наглядности, отвечающим
конкретным условиям обучения и методическим наклонностям учителя.
Эффективность применения выбранного средства во многом определяется методикой
и техникой его использования на уроке. Здесь важно и значимо:
1. место расположения на уроке;
2. освещенность средства наглядности в кабинете;
3. его видимость со всех точек кабинета;
4. умелое сочетание учителя слова и демонстрации;
5. степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности;
6. время демонстрации;
7. педагогическая квалификация учителя.
2.3. Материально-техническая база проектной деятельности.
Изучение технологии осуществляется на имеющейся в школах материально-
технической базе. Однако, поскольку содержание новой общеобразовательной
области шире, чем трудового обучения, возникает необходимость значительно
более активного использования кабинетов физики, черчения, компьютерного
класса, а также пополнения и обновления учебного оборудования, дидактических
средств. В то же время, учитывая, что большая часть учебного материала по
технологии изучается в школьных мастерских.
В учебной мастерской должна быть создана здоровая и благоприятная среда для
занятий. Для этого необходимы наличие и рациональное размещение оборудования,
оптимальная организация рабочих мест учителя и учащихся, соблюдение
требований безопасного труда, санитарно-гигиенических нормативов.
Оснащение школьной мастерской включает типовое и самодельное
оборудование, дидактические материалы, образцы изделий, проектов и т.д. На
передней стене мастерской (она выбирается так, чтобы свет из окон падал на
рабочие места учащихся с левой стороны) обычно устанавливается раздвижная
учебная доска, которая с одной стороны разлиновывается в клетку, а с другой
имеет металлическое покрытие (магнитная часть). Над ней располагают софит для
подсветки и экран. Под доской помещают набор чертежных инструментов и ящики для
хранения таблиц. На передней стене также размещают телевизор, стенд с набором
инструментов с этикетками; тематические плакаты, демонстрирующие красоту труда
и профессии; аптечку с адресом ближайшего медицинского учреждения.
Вдоль задней стены обычно располагают секционные шкалы, кинопроектор, тележки
с укладками инструментов, стенды творческих работ учащихся, диапроектор для
показа диафильмов и диапозитивов. Диафильмы следует хранить в фильмостатах,
отводя для каждого из них отдельную ячейку. Диапозитивы, дидактические
карточки, транспаранты хранят в ящиках в удобном для пользования порядке. К
ящикам прикрепляют этикетки с названиями хранящихся в них средств обучения.
Вдоль стены с окнами обычно размещают столы.
Оформление мастерской. К экспозиции относится разнообразные наглядные
пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает
предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала.
Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления,
актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа.
Следует отказаться от бездумного украшательства помещения, загромождения его
многочисленными стендами, витринами, таблицами и т.п., которые лишь
рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность.
Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем к
ней коридоре, холле. В ней можно выделить две части: постоянную и временную.
Постоянная экспозиция включает материалы длительного пользования (правила
поведения в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и
личной гигиены, рекомендации по научной организации труда учащихся).
Во временную экспозицию входят материалы, которые необходимы лишь при
изучении той или иной темы программы. Это могут быть таблицы, некоторые
инструктивные материалы, технологические карты изготовления изделий, стенд с
образцами, планшеты с вырезками из периодических изданий об изобретениях,
внедрении новой техники и технологии и т.п. Стенды и планшеты необходимо
располагать не ниже 0,9 от пола и не выше 2,2м. На стене помещают 5-6
планшетов.
Поверхности, на которых размещены наглядные пособия, должны быть без бликов,
окрашены в неяркие тона; это нужно, чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на
котором он размещен. Планшеты размещают на рейках, щитах, плитах из
искусственных материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение
образа и слова. Иллюстрации и текст дополняют друг друга, образа снимает
нагрузку с текста, облегчая его восприятие и усвоение. Текст должен быть
ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса
слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы
текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1м. в условиях
достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать 150-180 знаков.
Рабочий стенд дает возможность:
1. углубить и расширить знания учащихся (цифровая, текстовая,
иллюстрированная информация);
2. развивать их познавательную и творческую деятельность;
3. осуществлять дифференцированное обучение посредством заданий для
самостоятельной работы;
4. совершенствовать навыки и умения (работа по отбору материалов, их
анализ, оформление и т.д.);
5. внести в работу элементы научной организации труда.
Материалы стендов по окончании изучения темы или раздела снимаются и хранятся
на складе мастерской.
Любая экспозиция – постоянная или временная – должна отвечать требованиям
эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться чистке. Лучше, если тексты,
схемы, таблицы и другие компоненты экспозиции будут помещаться под стеклом
или прозрачной пленкой.
Рабочее место учителя складывается из места в мастерской и препараторской
(инструментальной). В мастерской оно располагается на возвышении и включает
стол, стул, классную доску с комплектом чертежных инструментов, экран для
проекций, пульт управления техническими средствами обучения, освещением,
силовой электропроводкой, подсветом доски, шторами. В зоне рабочего места
учителя размещаются шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий,
дидактического и раздаточного материала, инструментов. В препараторской
(инструментальной) устанавливаются стол и стул, шкафы с приспособлениями,
инструментами, материалами, литературой и т.д.
Правильная организация рабочего места учителя во многом зависит от его
инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и
организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-
воспитательного процесса.
При организации рабочего места учителя должны быть учтены следующие общие
требования:
1. расположение должно обеспечивать хорошую видимость с него всей
мастерской;
2. перед ним должна быть свободная зона для размещения учащихся во время
инструктажа;
3. оснащение и размещение оборудования, инструментов, приспособлений,
технических средств обучения, учебно-наглядных пособий должно осуществляться
с учетом максимальных удобств и в работе с минимальным использованием
площади;
4. мебель, оборудование, оформление должны соответствовать эстетическим
требованиям.
Каждое рабочее место в мастерской должно быть хорошо спланировано, нормально
освещено всем необходимым для выполнения учебно-трудовых задач с максимальной
отдачей.
За состояние и эффективное использование мастерской отвечает прежде всего
учитель, на которого приказом по школе возложено заведование ею. В его
обязанности входят:
1. обеспечение мастерской материалами, заготовками, полуфабрикатами,
оборудованием, инструментами;
2. планирование ее работы и перспективы развития;
3. обеспечение наладки и ремонта оборудования, инструментов, приспособлений;
4. осуществление контроля за общим состоянием мастерской;
5. инструктаж учащихся о соблюдении техники безопасности по каждому виду
проводимого труда, заполнение соответствующего журнала;
6. ответственность за выполнение учениками правил безопасного труда,
производственной санитарии, за охрану их жизни и здоровья во время занятий;
7. учет изготавливаемой учащимися продукции и заработанных средств;
8. развитие их предпринимательской деятельности;
9. ежегодная инвентаризация материальных ценностей и списание негодного
оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к мастерским.
1. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должны
стоять около окна.
2. Свет на стол должен падать на работу с левой стороны или освещен
искусственным светом.
3. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего.
3.5 Планирование организации выполнения проекта с учетом требований
дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.
Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании
изделия
Потребность человека в прекрасном родственна его потребности в жизненно
необходимом. Поэтому стремление к удовлетворению эстетических запросов
всегда было свойственно людям.
В настоящее время техническое и художественное конструирование — это единый
процесс рационального проектирования изделий. Техническое конструирование
создает предмет в его материальной и функциональной основе; художественное —
наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.
Дизайн - в переводе с английского означает «остроумный, красивый проект»,
оригинальное, необычное предложение. Согласно определению, принятому на
международном семинаре в Бельгии (1964), дизайн - это творческая деятельность,
целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий;
эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом - структурные
и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с
точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
Теория дизайна получила наименование «технической эстетики», она охватывает
широкий круг проблем, связанных с социальными; экономическими,
эргономическими вопросами развития производства и потребления,
закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами
творческой работы художников-конструкторов.
Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как
результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы:
упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и
цветовых элементов и т. д.
Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и
декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер
поверхностей, конфигурация сопряжении, фактура, цвет, способ крепления — все
должно подчеркивать достоинства изделия. Соответствие формы изделия его
содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция
является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи
элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов,
частей изделия в определенной системе и последовательности.
Важнейшим средством объединения элементов в композицию является ритм —
равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий,
объемов, плоскостей. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями
психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно
получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как
бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.
Изделие должно быть не только физически, но и зрительно устойчивым, т. е.
уравновешенным. Зрительное равновесие зависит от распределения масс
композиции относительно ее центра. Равновесие зрительно вызывает чувство
покоя, уверенности и устойчивости.
Художественная выразительность композиции во многом зависит от симметрии и
асимметрии. Симметрия с давних времен считалась одним из важных условии
красоты. С помощью ее организуется форма предмета. Симметрия может быть
зеркальной, осевой или винтовой. Асимметрия тоже является важным условием
достижения зрительной уравновешенности композиции. Если симметричная форма
воспринимается легко и сразу, то асимметричная — читается постепенно.
Восприятие реальной величины предметов возникает только в их сравнении.
Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их
конкретной величине. Все изделия, которыми пользуется человек, должны быть
соизмеримы с его размерами; размеры изделий должны отвечать их назначению и
быть увязанными с окружающей средой.
Одним из важнейших условий красоты изделия является пропорциональность
всех его частей. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении
к какой-либо величине. Важным средством композиции является контраст.
Используя контраст, можно усилить выразительность изделия. Контраст достигается
соблюдением масштабности, использованием различных материалов и способов их
обработки.
Для создания контраста особенно часто используют цвет.
Разновидностью контраста является нюанс. Он представляет собой как бы
градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета,
фактур и т. п. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить
отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во
избежание монотонности.
3.6. Оценка качества выполненной работы, защита проекта.
Сложность изделия. Сама техника выполнения коврика довольно проста, но
некоторые элементы требуют высокого уровня мастерства, т.к. очень трудно точно
совместить все элементы изделия в рисунок, аккуратно и ровно соединить части в
единое целое, четко подобрать красивую цветовую гамму. Поэтому работа очень
трудоемкая и требует повышенного внимания при выполнении изделия.
Качество выполнения. Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с
задуманным эскизом, все строчки прямые и за счет этого формируется четкий и
ровный рисунок.
Реклама – это открытое оповещение фирмой или частным предпринимателем
потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве,
достоинстве, преимуществе, а также о заслугах деятельности самой фирмы или
частного предпринимателя.
В настоящее время реклама стала одним из методов активизации спроса товаров,
которая направлена на наращивание, поддерживание и создание наилучшего образа
компании в глазах потребителей. С развитием маркетинга рекламное дело
превратилось в прикладную науку, базирующуюся на знании основных
закономерностей психологии покупателя.
4. Активизация познавательной и трудовой деятельности учащихся
в работе над проектом.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие
познавательной активности учащегося и ее поддержание в течение всего периода
занятий по технологии.
Для активизации деятельности школьников в процессе обучения следует
ограничить до оправданных размеров использование репродуктивных методов, с
помощью которых им передаются готовые знания в пользу эвристических,
исследовательских. Именно эти последние, заключаются главным образом при
общении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с
проверкой полученных решений способствует закреплению знаний и умений,
развивает самостоятельность мышления и деятельности, формирует интерес к
учебе.
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре
учения стоит его личность, его сознание, его отношение к познавательному миру
и самому процессу познания, а также к соучастникам познавательной
деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его
учениям.
Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника
является характер ее протекания. Так как цель, содержания, и способы
познавательной деятельности школьника заложены в программу, в процесс учения,
в который включается ученик может протекать по-разному, с различным
приложением сил, активности, самостоятельности школьника. В одних случаях
этот процесс носит характер подражательный - репродуктивный, в других –
поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса
деятельности и влияет на конечный ее результат, – на характер приобретенных
знаний, умений, навыков.
Репродуктивный характер протекания деятельности не производит координальных
изменений, перестройки в сознании школьника, в его отношении к познанию.
Деятельность в данном случае основана на заучивании того, что он услышит от
учителя, либо прочел в книге.
Иной характер, деятельность носит в условиях самостоятельного поиска, либо
при выполнении творческой деятельности. Здесь приводятся в движение множество
процессов: догадка, озарение, додумывание, привнесение прошлого опыта, мысли,
взглядов, переживаний. В этих условиях иными становятся знания, умения,
прошедшие через мысль, волю, участие самой личности.
Результат учения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера
ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося. Для успешности
обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к
овладению деятельности в виде желания учиться, интересы к профессии.
Положительная мотивация деятельности является таким психологическим условием
который дает вообще возможным послушное следование ученика рекомендациям и
требованиям методики, то есть если у человека не будет желания учиться то
никакие ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть деятельностью,
ибо он просто не будет ими пользоваться.
Мотивация – общий психологический настрой на освоение нового, более выгодного
объекта приложение своих сил может натолкнуться на конкретные трудности,
связанные с тем, что не легко найти место и время для быстрого и добротного,
но наименее накладного обучения облюбованному делу.
Перед обучением конкретной (трудовой) деятельности необходимо сформировать у
обучающихся более полное и детальное представление о ней: каковы основные
достоинства деятельности, что она дает человеку в материальном и моральном
плане, каково его место в ряду другой деятельности, какой вклад вносят
представители этой деятельности в экономику страны, отрасли, региона,
предприятия.
Главная функция учителя состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению,
приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для него стало желанным,
потребностью без удовлетворения которой немыслимо его благополучное
формирование.
В обучении фигурирует особый вид интереса – познавательный интерес. Его
область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит
овладение содержания учебных предметов и необходимыми способами или умениями,
навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый,
непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые
фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем
является интерес к познанию существующих свойств предметов или явлений,
составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот
уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями,
приобретенными способами. Еще более высокий уровень познавательного интереса
составляет интерес школьникам к причинно-следственным связям, к выявлению
закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в разных
условиях. Этот уровень сопряжен с элементарными исследованиями творческой
деятельности, с приобретением новых способов учения. Здесь ощутимо движение
ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных
существенных сторон изучаемого, который способен увидеть диалектику явлений,
обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.
Среди многих форм активизации учащихся рассмотрим такие как: проблемное
обучение, коллективные формы работы, дидактические игры. Элементы проблемного
обучения (Урок №1), возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.
Проблемное обучение называют потому, что весь учебный материал учащиеся
усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и
объяснение учителя, и решения задач, и выполнение упражнений. Уровень
проблемности для каждого возраста свои, и во многом достижение того или иного
зависит от совместной работы учителя и учеников, имеющая систематический
характер. Иными словами, работа в заданном направлении должна представлять
целенаправленную программу. Нецелесообразно использовать проблемность в
процессе формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований
приобретенных ранее. Если нужно привить умение выполнять сложное действие, то
сначала следует продемонстрировать его, а затем разъяснять в процессе
упражнений, следя за тем, чтобы правильно выполнялись все его элементы.
Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем
подготовленности учащихся. Восприятие и решение учебных проблем требует
умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Степень
участия школьников в решении учебных проблем должно быть возрастающим и
динамичным. Выделяют четыре уровня проблемного обучения.
Первый уровень – учитель формулирует проблему, вводит учащихся в проблему,
создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты.
Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы
умственной деятельности. Как показывает практика, в условиях трудового
обучения наиболее эффективно является диалогическое преподавание. Это
обусловлено тем, что большинство учеников имеет некоторые начальные сведения
из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных
проблем.
Второй уровень – учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками
формулирует проблему и при их участии решает ее.
Третий уровень – учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить
ее. Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать
ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы. Максимальной
самостоятельности учащихся можно достигнуть, поставив их в безвыходное
положение. Четвертый уровень – творческая активность. Ученики
самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к
опосредованному руководству. В трудовом обучении есть все условия для
организации индивидуальной работы с учениками. Учитель, осуществляя
индивидуальный подход может определить, на каком уровне проблемности способен
работать ученик, какие компоненты творческой деятельности им усвоено
недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему
соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению
выявленных недостатков. Так, на уроках конструирования опытный учитель
практически каждому ученику формулирует проблемное задание по изготовлению
необходимого изделия. Например: Учитель предлагает сконструировать
какое-либо изделие, но это задание оказывается непосильно для ученикам, так как
он не мог мысленно расчленить процесс изготовления изделия. Для решения этой
проблемы учитель конкретизирует задание, тем самым снизил уровень проблемности,
задание стало соответствовать возможностям ученика. Во время
изготовления изделий следует соединять фронтально-групповую и индивидуальную
работу учащихся. Конструирование отдельных изделий и составление технологий их
изготовления учитель организовывает групповым методом, а изготавливают их
учащиеся индивидуально. В процессе решения конструкторско-технологических
учебных проблем они помогают друг другу, критически оценивают выдвинутые
суждения, контролируют действия товарищей. Коллективные методы ( Урок
№4) поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрять на занятиях по
технологии, известны давно и достаточно эффективны. Их применение оправданы тем
обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе и
умение прорабатывать совместно задачи, требующих решений важно для его
будущего. Суть коллективного способа обучения (КСО) можно
сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Не редко учителя
считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный
материал, но во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, ели им
будет обеспечена необходимая помощь учителю. Следовательно, суть КСО можно
трактовать и так: учить не только учитель, но и ученики друг друга.
Учитель заранее делит класс на группы по 5-6 учеников в каждой и определяет
лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету
и хорошо по нему успевающие. Лидеры – будущие помощники учителя, который вместе
с ними заранее подготавливают все необходимое к уроку: карточки с вопросами и
заданиями для каждой группы, образцы и модели изделий, трафареты,
технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование и
инструменты. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют
выполнять задание, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучали
технологическую карту и отработали определенную операцию. Члены
каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся
к устному ответу, делают записи в тетради. Лидер первой группы предлагает
задавать вопросы друг другу, а так же продумать вопросы для второй группы, та
готовит вопрос для третьей группы. Если у отвечающих возникает затруднение, то
дают объяснение задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или
задавать вопрос. Применение КСО возможно на обобщающих уроках. В этом
случае ученики, давая ответ, проговаривая известные им сведения, у них
развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.
КСО можно применять и на уроках контроля и знаний. Каждый учащиеся сдает готовую
работу в начале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает
соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия,
соблюдения техники безопасности при работе, частота и порядок на рабочем месте.
Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительный вопрос.
Существует несколько способов деления класса на группы. Например: Разделить его
на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников. Здесь
учитель может ставить одну проблему на всех, давать одинаковые сложности,
практические задания и будет уверен, что все группы справятся. В другом случае,
можно создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних – успевающих, в
других – неуспевающих учащихся. В этом случае инициатива слабых и робких
учеников не подавляется сильными учениками. Оставшись наедине со своими
задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить
посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход
необходим и к сильный ученикам – им надо предлагать задания творческого,
исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по
подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку, подготовительная работа с
лидерами, подготовка раздаточного материала. Некоторые учителя труда
используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют
друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал
соседней парте. Применение КСО на уроках трудового обучения помогает
учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную
атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их
утомляемости, повышает работу способность, воспитывает такие качества как
взаимоконтроль, самоконтроль, готовят к практической трудовой деятельности.
Игровое обучение
В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она
используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы.
Привлекательность игрового метода обучения объясняется, в первую очередь, его
возможностями в плане обучения учащихся поисковым и исследовательским
процедурам, формирования культуры рефлексивного мышления. Другим важным
достоинством обучающих игр является радикальное сокращение времени
накопления опыта, его прочность и «личностная прочувствованность».
Дидактические возможности игр
1) Учебные игры предоставляют возможность обучаться на собственном опыте,
самостоятельно решать трудные проблемы, а не просто выслушивать рассказ
учителя или наблюдать за его действиями.
2) Учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они
получили бы в действительности.
3) Игры создают потенциально высокую возможность переноса знаний и опыта
деятельности из учебной ситуации в реальную.
4) Учебные игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций).
5) Игра обеспечивает глубокое вовлечение в выполнение задания, высокую
мотивацию достижения.
6) Игровая модель позволяет «сжимать» время.
7) Игры психологически привлекательны для учащихся.
8) Игровая модель обучения эффективна для закрепления знаний, творческого
осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном
жизненном контексте, формирования ценностных ориентации.
Ограничения учебных игр
1) Полноценное применение игр в учебном процессе требует значительного
личностно-профессионального потенциала учителя, наличия специальной
методической подготовки.
2) Учебные игры требуют больших временных затрат на подготовку, чем
традиционная учебная деятельность.
3) Материалы учебных игр сравнительно менее доступны, чем традиционные
учебные материалы, они также могут быть достаточно дорогими.
4) Во время проведения игр возможны значительное оживление, высокая
подвижность участников, что не всегда нравится администрации и учителям.
5) В некоторых играх число участников ограничено.
Различают следующие виды игр:
1. Ролевые игры
2. Имитационно-моделирующие игры
3. Игры-состязания
4. Игры – направляемые и творческие дискуссии
Самые распространенные игры – это ролевые игры и ИМИ
Ролевые игры
Ролевые игры (игры-драматизации) были самыми первыми среди всех типов учебных
игр. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и
эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Поэтому ролевые игры,
ролевой компонент, сохраняют ведущее значение и в современных дидактических
разработках.
Дидактическая ориентированность. Этот тип игр целесообразно использовать
на этапе освоения и закрепления материала. Различная степень сложности
исполняемых ролей позволяет организовывать ролевые игры в группах детей с
различным уровнем подготовленности.
Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что они создают
условия для познания через прочувствование, эмоциональное «проживание», через
активную деятельность. Знания, связанные с чувствами, не только являются
наиболее прочными, как это известно из любого учебника психологии, но самыми
полными, дающими целостное представление об изучаемом материале и его месте в
реальной жизни.
Имитационно-моделирующие игры (Урок №8)
Дидактическая ориентированность. Этот тип игр наиболее соответствует
таким задачам урока, как закрепление материала или обучение учащихся применению
на практике уже имеющихся знаний.
Педагогическая ценность. В социально-психологическом плане
имитационно-моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной
позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения.
Предметная ориентированность. В играх могут моделироваться ситуации,
затрагивающие предметные сферы самых разных дисциплин: истории, географии,
экономики, обществоведения и т.д. Предметное содержание игры обычно является
интегрированным.
Имитационно-моделирующие игры могут быть представлены в двух вариантах:
индивидуальном и групповом. Индивидуальный вариант является более простым и
носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся
знаний на практике). В 80-90 г.г. на зарубежном образовательном рынке
появилось немало таких игр в компьютерном исполнении.
Групповой вариант характеризуется более глубоким и сложным построением
учебного процесса, требует умелого распределения ролей и организации
сотрудничества внутри группы. Проведение ролевых имитационных игр обычно не
нуждается в сложном техническом оснащении.
Деловые игры (Урок №2)
Это один из интереснейших способов развития нестандартного мышления,
особенно в педагогике. И сотрудники учебных заведений, и учащиеся (студенты)
с интересом имитируют обстановку, производственные и личностные отношения,
ищут выход из затруднительных ситуаций. Поиск решения приучает играющих
брать ответственность на себя, помогает исполнителю «войти в шкуру»
руководителя и наоборот. Такие игры смягчают микроклимат в коллективе и
предупреждают возможные непредвиденные осложнения.
Существует достаточно модификаций деловых игр, но в любой из них должны
соблюдаться следующие условия:
1) проигрывать рекомендуется реальные события;
2) приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
3) ситуации должны быть проблемными;
4) главная цель игры — приобретение умений и навыков, выработка стиля
поведения.
Подготовка к игре должна начинаться с разработки сценария (определение цели,
регламента, проблемы, количества участников, распределение ролей). За основу
берутся наиболее часто возникающие в коллективе внутренние конфликты, когда
почти каждый сотрудник в душе уверен: «Если бы директором был я...», а каждый
подросток: «Если бы я был мастером группы (учителем, классным
руководителем)...». Вот по этим ситуациям и желательно проводить игры,
причем организатор должен находиться «за кадром», не подавляя интерес у
участников. Его задача — увидеть себя другими глазами, как бы со стороны.
Подведением итогов должна заниматься объективная экспертная комиссия из
профессионалов.
Мозговой штурм (Урок №4)
Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации
перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы.
Упрощенный мозговой штурм применялся не одно столетие. Известно, что у
мореплавателей-европейцев, попадавших в сложные условия, применялся метод
опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу.
В 1936 году появился современный вариант мозгового штурма, который
сформулировал американский психолог Алекс Осборн. Однако еще в течение пяти
лет метод оставался невостребованным, пока им не воспользовались в Англии,
решая проблему борьбы с фашистскими подводными лодками.
В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских
странах при решении всяческих несложных (в большинстве нетехнических)
проблем. Увы, у нас он используется ограниченно — чаще всего как форма
досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие
другие, являются типичным примером применения различных модификаций
мозгового штурма (брейнсторминга).
В основе мозгового штурма лежит разделение процессов генерирования идей и их
оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и
группы. Дело в том, что в группе люди по-иному реагируют на проблемы, чем
человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются
определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на
гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тщательно
спрятанную подсказку к решению задачи.
Существуют следующие основные модификации метода:
1) групповой прямой (группа участников ищет все возможные решения
поставленной задачи);
2) групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме);
3) групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем варианты
решений, затем варианты реализации, варианты внедрения и т.д.);
4) индивидуальный (каждый участник должен за короткое время подать не менее
одного оригинального предложения).
Не исключено и привнесение в метод добавочных условий, но общий принцип
неизменен.
Как же еще можно заинтересовать школьников проектированием?
В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации
проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для
каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к
воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного
успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных»
объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться
оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение
процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и
им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.
Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к
проектным заданиям, процессу проектирования, например следующие:
Объяснение сути проектного метода - введение расширительного понятия «проект»
на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его
видов, а также представление его как способа улучшения техническо-
экономических, социальных, эргономических и экологических показателей
производства товаров, изделий и услуг.
Представление вариантов выполненных проектов - знакомство с содержанием и
объемом проекта, требованиями к его оформлению; акцентирование внимания на
элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов,
формирование банка идей); выявление сильных и слабых сторон представляемых
проектов; сообщение критериев оценивания выполненных работ; различение
проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость
выполнения и др.).
Аннотирование перечня возможных тем проектов - представление перечня (не
менее 10-12 тем); комментирование возможных результатов; ожидаемые проектные
решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала,
совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение
технологии изготовления и др.), проведение мысленного эксперимента под
девизом: «А я бы сделал так..,»
Ознакомление с процедурой выполнения проектов — этапы, работа в классе и
дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов малыми
группами, материальное воплощение проекта; информационное обеспечение
проектирования (учебные занятия, тренинга, книги — учебные и специальные,
компьютерная поддержка др.); роль учителя.
Ознакомление с процедурой оценивания проектов - публичная защита; оценивание
проекта и его защиты; критерии оценивания.
Урок №4 В начале урока учитель делит класс на группы по жеребьевке
и раздает им сферы деятельности. Каждой группе дается проблемное задание:
используя предложенную литературу самостоятельно найти требования предъявляемые
к изделию.
Далее каждая группа по очереди обучает другую группу, которая стремиться
узнать как можно больше (КСО).
После того как все группы получат сведения о всех требованиях, предъявляемых
к изделиям, учитель проводит мозговую атаку ( в форме Брейн-ринга). Вопросы
носят проблемный характер и задаются только по тем требованиям, которые
ребята только что узнали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе
«Технология», создается ясное преставление о включении школьников в
моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение
системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и
проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели
– задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
В данной работе было предложено примерное планирование учителем процесса
проектной деятельности учащихся, а так же методические указания к проведению
уроков по «Технологии».
В ходе проделанной работы, разработана система дидактических средств
обучения, позволяющие освоить предложенный материал.
По мимо этого работа содержит разработку проектной деятельности самих
учащихся, где ученик, зная о этапах выполнения проекта реализует свою идею.
И наконец, в работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и
трудовой деятельности учащихся в работе над проектом.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики,
физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя
осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по
выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками
творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также
реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при
разработке проекта.
Страницы: 1, 2
|