Рефераты

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны, то выбор

дидактического процесса - это действительно творческая оптимизационная задача

для педагога .Ее решение показано ниже. В программе обязательно предлагаются

некоторые варианты известных в дидактике эффективных ( для данных целей)

процессов. однако преподаватель может создать и применить и более эффективный

дидактический процесс, что обогатит учебно-методический комплекс данной

дисциплины.

Наконец. последним этапом создания программы является обоснование наиболее

приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех учебных условий, в

которых должен быть осуществлен дидактический процесс . Организационные формы

обучения так же вариативны , как и дидактический процесс. Рекомендации

программы в этом случае не ограничивают творчества преподавателя, но задают ему

определенные возможности для выбора.

1.5 Отображение в программе точно поставленной

цели

Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах

профессионального обучения . часто содержится обобщенное описание в виде

квалификационной характеристики того опыта, которым должен овладеть в ходе

обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен

знать” и что “должен уметь” в итоге обучения . На это описание,

предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный предмет. чтобы вместе

с другими формировать знания и умения учащегося. Наличие квалификационной

характеристики в программе или сборнике программ по определений специальности

является положительным моментом на этапе эмпирмического создания УМК , так

как ею в определенной мере задается цель подготовки специалиста. Однако лишь

”в определенной мере” и, как показано выше. далеко не в полной мере.

Одно из важных требований к описанию цели- это полнота и в то же время

неизбыточность требований . точная ориентировка на потребность учащегося в

определенных знаниях на ближайшую перспективу в 3-5 лет его будущей учебной и

производственной деятельности. В учебных заведениях не заканчивается

формирование личности специалиста. он продолжается всю жизнь в ходе

практической деятельности и различных форм непрерывного повышения его

квалификации . Учебное заведение может проектировать свое воздействие лишь на

ближайшую перспективу заданной профессиональной деятельности специалиста, и

это должно быть хорошо известно и понятно не только преподавателям но и

выпускникам учебного заведения для того. чтобы предостеречь их от

консерватизма и застоя в будущем.

Стремление к точному описанию цели обучения и воспитания характерно для

теоретического этапа построения УМК. При ясности цели становится возможным

вполне определенно построить и все другие элементы программы и УМК в целом,

и, следовательно. модель будущего учебно-воспитательного процесса,

гарантирующего достижение заданных целей. Цель обучения и воспитания

специалиста является системообразующим элементом педагогической системы.

Чтобы считать. что цель описана точно. ясно и определенно. необходимо чтобы

все ее параметры были заданы диагностично.

Под “ диагностичностью “ понимают воспроизводимое измерение и оценку

определенного качества или свойства.

К сожалению многие личностные свойства трудно поддаются диагностичному

определению, поскольку, с одной стороны, они плохо изучены с другой- их

изучение затруднено. так как они не константны и нестабильны. Их нельзя

измерять так же однозначно . как вес или рост Они могут изменяться и

притом существенно уже в процессе самого измерения ( например. знания или

умения) . Для разработки диагностичной процедуры для таких свойств необходимо

вводить обоснованные абстракции и ограничения. позволяющие определить

диагностируемый признак

как в статике. так и в динамике.

Для получения диагностичного описания цели и точного определения степени

достижения ( оценки ) необходимо оцениваемый признак, характеризующий

качество подготовки специалиста. изучить настолько. чтобы по отношению к нему

были возможны следующие операции:

описание свойств и отличительных черт данного признака. позволяющие

однозначно выделять его из множества ему подобных признаков ( операция ОП ).

Например, описание признаков. характеризующих глубину. научный уровень или

основательность ( прочность) усвоения знаний;

создание надежного инструмента. позволяющего выявлять признак в любой его

форме и при любой интенсивности его проявления ( операция В ). Например.

каким “ инструментом” проверять факт усвоения? На традиционном экзамене

экзаменатор безоружен и все делает на глазок;

Измерение интенсивности проявления признака в диагностируемом объекте (

операция Из ). К примеру. как измерить степень усвоения: лучше- хуже и

насколько лучше или хуже? Четырехбальная шкала ничего не измеряет;

Разработка шкалы оценок качества определяемого признака (операция Из). Какую

шкалу, почему и как использовать? За что ставить двойку или пятерку?

Если обозначить процедуру диагностического определения цели буквой Д. то все

сказанное может быть записано в виде следующей символической формулы

диагностичности. определяющей точно заданную цель: Д=ОП+В=Из+Оц.

1.6 Методика

диагностичного задания цели и объективного контроля формирования опыта

(профессионального мастерства) специалиста.

Операция описания опыта (ОП). Параметр “ Число учебных элементов” (УЭ). При

определении качества знаний и умений , степени сформированности опыта

личности пользуются понятием степень мастерства в выполнении данной

деятельности”. Степень мастерства человека . как основная характеристика

результата обучения. проявляется в конкретной его деятельности. качество

которой зависит от качества усвоения исходной информации о правилах и

условиях этой деятельности. Степень мастерства может быть охарактеризована

через совершенство владения деятельностью, закодированной в информации и

внешне выявляемой с помощью специально построенных проб. Целесообразная

деятельность человека выполняется всегда лишь на основе усвоения

соответствующей информации. Таким образом, содержание обучения - это те

сведения, которые составляют ориентированную основу деятельности (ОДД), т.е.

основные сведения из того или иного предмета о правилах, методике и другие

данные, которые надо усвоить учащимися для уверенного и безошибочного

выполнения деятельности.

Содержание любого предмета - это всегда определенная информация об объектах.

явлениях ( процессах) или методах деятельности, характерных для данной

профессии. Учебные предметы различаются составом объектов, явлений и методов

деятельности. Например, экономика и правоведение или технология

машиностроения и техническая механика. Хотя иногда некоторые учебные

дисциплины могут иметь общие объекты или явления, а также методы

деятельности. Тогда между ними существуют межпредметные связи.

Информация об объективно существующих объектах, явлениях и методах

деятельности из определенной области окружающей нас действительности образуют

ту или иную отрасль науки. Объем этой информации растет лавинообразно и

никому не под силу полностью изучить все содержание какой-либо отрасли науки.

В то же время усвоить методы мышления и деятельности в данной научной области

- задача вполне посильная для любого человека. Надо лишь правильно отобрать

наиболее представительные объекты из науки , обеспечивающие полноценную и

разумную деятельность специалистов соответственно его профессиональным

обязанностям. Часто говорят о “ядре” научной дисциплины, фундаментальном и

неизменном, которое должно войти в состав учебного предмета. Однако никто еще

ни водной научной дисциплине не выделил “ядра” и, представляется не сможет

его выделить. Поэтому профессиональная направленность отбора учебного

материала из науки в учебный предмет является процедурой, более

инструментальной. чем поиски “ядра”.

Объекты, явления и методы деятельности, взятые из науки и внесенные в программу

учебного предмета для обучения- называют термином - учебные элементы (УЭ).

Из учебных элементов (УЭ) состоит любая учебная программа, и учебные предметы

отличаются составом содержащихся в них УЭ.

В сложившейся практике создания учебных программ дается более полное

словесное описание УЭ. Однако словесные описания обладают слишком большой

неопределенностью, что затрудняет анализ полноты программы, логической

непротиворечивости, объема материала, включенного в нее, и т. д.

Словесный (речевой ) способ создания учебных программ может нас удовлетворить на

первой , эмпирической, стадии разработки учебно-методического комплекса. Однако

построенные таким образом программы сложно анализировать и совершенствовать

из-за определенной “размытости” их содержания и структуры. привносимой в

программу известными недостатками естественного языка при их формулировании. Из

принятого словесного описания в программах обучения можно найти содержащиеся в

каждом фрагменте программы УЭ и даже подсчитать их число, хотя

сделать это непросто, так как учебные элементы не всегда очевидны в тексте

учебной программы, В то же время составитель программы должен четко обосновать,

используя задачи обучения, необходимость включения в программу каждого учебного

элемента, а для этого желательно, чтобы при составлении и анализе программы

содержащиеся в ней УЭ были бы хорошо обозримы, воспринимались бы в целом и во

взаимосвязи друг с другом. Этому требованию отвечает методика построения

логической структуры содержания обучения.

Представление учебной программы в логической структуры ее содержания является

переходом ко второй, теоретической стадии разработки этого центрального

документа учебно-методического комплекса.

Логическая структура представляет собой древовидную графическую

классификационную схему, в которой имеются узлы (кружки) и дуги, соединяющие

эти узлы. В узлах логической структуры находятся УЭ, а дуги показывают

иерархические связи УЭ. В корне- вершине- графического дерева расположен

исходный УЭ. От него расходятся лучи к производным УЭ ,

расположенным на нескольких градациях логической структуры. Каждая

градация образована логическим основанием, в котором отражается одна из

целей ( задач, сторон) изучения исходного УЭ и по которому классифицированы

производные элементы на данной градации.

Таким образом, исходный УЭ в процессе логического анализа дифференцируется

на некоторое число производных УЭ, в которых отображаются диктуемые целями

обучения определенные свойства исходного УЭ или его частные случаи.

Логические структуры содержания обучения ограничены по числу градаций и

производных УЭ в зависимости от профессиональных целей и задач подготовки

учащихся.

Основная трудность при этом состоит в достаточно точном описании задач

подготовки и их сопоставлении с логической структурой учебного предмета.

Сопоставляя данные о задачах, решаемых специалистом в его профессиональной

деятельности, с набором УЭ в логической структуре, рассматривают вопрос о

сокращении или добавлении учебных элементов на отдельных градациях структуры,

пока не будет достигнуто полное соответствие обозначенных задач, знаний и

умений) и учебных элементов в структуре учебного предмета..

Заключительным этапом разработки содержания учебной программы является

назначение цели изучения каждого учебного элемента, т.е. необходимого уровня

его усвоения(а). На этом этапе создания учебной программы осуществляется

необходимая “стыковка” двух элементов педагогической системы: целей

подготовки и содержания обучения и воспитания.

На примере темы : “ Издержки производства и себестоимость продукции

сельхозпредприятий “ нами разработан фрагмент логической структуры содержания

обучения ( рис. 1 ) в виде графа , где взаимосвязь учебных элементов

определяются направлением стрелок.

2.0 Методика проведения занятий по теме : “ Издержки производства и

себестоимость продукции сельхозпредприятий “

Н а основании логической структуры содержания обучения по теме: “Издержки

производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “ ( рис. 1 ) нами

разработан перечень учебных элементов ( табл 1 ) . В перечне учебных

элементов , на основе поэтапного формирования умственных действий и умений

определяется начальный и конечный уровни усвоения знаний , определяются

межпредметные и внутрипредметные связи по дисциплине “ Экономика АПК “ , того

учитывается специальность и курс для которого читается эта дисциплина.

На основе перечня учебных элементов по теме : “ Издержки производства и

себестоимость продукции сельхозпредприятия “ разработана спецификация знаний

умений и навыков.

На практических и теоретических занитиях необходимо дать по теме : “ Издержки

производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “ 17 знаний , 11

умений и 3 навыка табл.2.

При разработке методики проведения теоретического урока по теме : “ Издержки

производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “ вышеприведенные

показатели из спецификации ( табл 2 ) учитываются в обязательном порядке. Это

конкретизирует постановку дидактических целей обучения по теме , в

соответствии с которыми разработан автоматизированный контроль знаний.

Назначение этого контроля постоянное и оперативное слежение за достижением

целей обучения и организации степени усвоения знаний, умений и навыков по

теме : “ Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий

“.

Количественным измерителем такого контроля является коэффициент усвоения

знаний. Это нормативный коэффициент при котором коэффициент усвоения больше

или равен 0,7 позволяет надеяться, что минимум знаний получены и усвоены.

Коэффициент варьируется в пределах от 0 до1 . Чем выше коэффициент, тем более

прочные знания и умения получены в процессе обучения. Коэффициент формируется

в ЭВМ при проведении тестирования по проблемному материалу темы.

Перечень учебных элементов по теме “Издержки производства”

НазваниеУровень усвоения знаний
учебных элементовначальныйконечный
1. Издержки производства01
2. Постоянные01
3. Переменные01
4. Временные01
5. Сырье и материалы01
6. Вспомогательные материалы01
7. Топливо01
8. Электроэнергия01
9. Транспортные расходы01
10. Заработная плата основная12
11. Заработная плата дополнительная01
12. Отчисления на соц.страх01
13. Цеховые расходы01
14. Общезаводские расходы01
15. Общехозяйственные расходы01
16. Арендная плата01
17. % банка01
18. Внепроизводственные расходы01
19. Прочие расходы01
20. Заработная плата ИТР12
21. Заработная плата мастеров12
22. Заработная плата вспомогательных р.12
23. Заработная плата технического персонала12

Спецификация знаний умений и навыков по теме : “ Издержки производства и

себестоимость продукции “

ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИ
1. Запомнить формулировку издержек производства
2. Узнать , что такое постоянные издержки производства
3. Узнать, что такое переменные издержки произв-ва
4. Узнать , что такое общие издержки производстваУметь отличать постоянные и переменные издержки производства
5. Запомнить , что такое сырье и материалыУметь выбирать колличество сырья по нормам расхода
6. Запомнить , что такое вспомогательные материалы
7. Запомнить , что относится к транспортным расходамУметь расчитывать транспортные расходы
8. Запомнить , что такое топливо
9. Запомнить , что такое электроэнергия
10. Знать , что такое зарплата основная и дополнительнаяУметь произвести расчет зарплатыВ совершенстве владеть методикой расчета зарплаты
11. Запомнить , что относится к цеховым расходамУметь отличать цеховые расходы от других видов расходов
12. Запомнить , что относится к общехозяйственным расходамУметь отличать их от других видов расходов
13. Знать , что такое износ и амортизацияУметь произвести расчет амортизацииВ совершенстве владеть методикой расчета амортизации
14. Знать , такое банковский %Уметь расчитать % банкаВ совершенстве владеть расчетом
15. Знать откуда берутся данные о затратах электроэнергииуметь произвести расчет затрат электроэнергии
16. Знать как расчитываются затраты по топливуУметь произвести расчет
17. Знать ,что такое отчисление на соцстрахУметь отличать различные отчисления

2.1 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании

Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для

составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана

преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и

последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является

важнейшим методическим моментом подготовки преподавателя к занятиям.

Планировать учебную работу должен каждый преподаватель.

Принцип системности и последовательности является одним из важнейших

дидактических принципов в обучении. Это значит, что все дисциплины учебного

плана рассматриваются как единая система знаний. Изучение курса “ Экономика

АПК” базируется на основе знаний предыдущих дисциплин и является базой для

изучения последующих курсов.

Учет и использование межпредметных связей позволяет устранить излишнее

дублирование учебного материала, экономить учебное время, способствует

обобщению и углублению знаний.

Межпредметные связи - это объективно существующие связи между информацией из

разных областей науки и практики входящей в содержание обучения. Эти связи

отражают системность информации. Отражение в сознании учащихся этих связей

делает знание более прочным , структурируемым, гибким.

В зависимости от последовательного изучения предметов различают

предшествующие , параллельные и последующие связи. Основные межпредметные

связи темы “ Издержки производства и себестоимость продукции “ рассмотрена на

основе учебного плана подготовки бухгалтеров-экономистов

сельскохозяйственного производства.

Первоначально с понятием издержки производства и себестоимость учащиеся

знакомятся в курсе “ Основы общественных наук “ по теме “ Издержки

предприятия “. Статистика изучает организационно - методические основы

вычислений статистических показателей используемых при изучении темы “

Статистика себестоимости продукции “. Все прочие межпредметные связи являются

последующими.

В курсе “ Организация и планирование сельскохозяйственного производства “

полученные знания по данной теме при изучении тем :” Организация средств

производства “ и “ Организация внутрихозяйственного расчета “. В курсе “

Анализ хозяйственной деятельности сельхоз предприятий “ тема “ Анализ

себестоимости продукции “ в основном базируется на знаниях о классификации и

структуре затрат. В курсе финансирование и кредитование сельскохозяйственных

предприятий” при изучении организации расчетов, денежных средств, накоплений

и их распределение. В курсе “ Бухгалтерский учет на сельскохозяйственном

предприятии” эта связь проявляется в темах : “ Учет расходов по обслуживанию

производства и управления “, “ Учет затрат и исчисление себестоимости

продукции растениеводства и животноводства“. В курсе “Автоматизация“ в

теме : “Обработка учета затрат на производство и исчисление себестоимости“

вырабатываются практические приемы работы на вычислительной технике на основе

полученных теоретических знаний. В курсе “Коммерческая деятельность” связь

проявляется при составлении бизнес-планов.

На рис.2 приведены межпредметные связи по изучению дисциплины “Экономика АПК”.

Из курса общественных наук учащиеся узнают как брать проценты и другие

математические расчеты. В курсе статистика учащиеся знакомятся с деятельность

акционерных обществ , их характеристикой и видами деятельности.

Курс организация и планирование сельхозпроизводства знакомит учащихся со

всеми технико-экономическими показателями работы акционерных обществ.

Анализ хозяйственной деятельности необходим для проверки и анализа

результатов хозяйственно финансовой деятельности предприятия.

Курс финансы и кредит знакомит учащихся с денежными средствами , откуда они

берутся и в какую область их можно направить.

Бухгалтерский учет знакомит учащихся со всеми проводками , которыми

пользуются бухгалтера предприятий , что дает хорошие знания умения и навыки

будущим специалистам.

Схема межпредметных связей темы : “ Издержки производства и себестоимость

продукции “

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Основы общественных Статистика

наук сельского

хозяйства

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Издержки производства

и себестоимость продукции С/Х

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства
: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Организация и Анализ хоз. Финансы и Бухгалтеркий

планирование деятельности кредиты учет

сельхоз пр-ва сельхоз предпр. сельск.хоз. сельск.хоз.

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Основы Организация

биржевой Автоматизация коммерческой

деятельности деятельности

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Маркетинг Менеджмент

Внутрипредметные связи

Перед тем как непосредственно перейти к изучению темы “ Издержки

производства и себестоимость продукции сельского хозяйства “ учащиеся

знакомятся и изучают ряд тем, из которых они могут определить необходимые

затраты на производство , обоснование их с целью получения максимальной

отдачи при минимуме затрат, что в конечном счете скажется на финансовом

состоянии предприятия и материальном благополучии работников.

Все ранее изученное должно вызвать интерес к изучению темы “Издержки

производства и себестоимость продукции сельского хозяйства “. Приступая к

изучению темы учащиеся из квалификационных характеристик знают какие “ умения

“, и “ навыки “ они должны приобрести по данной теме, знают механизм

влияния производственных затрат на цену реализации при движении товара к

потребителю, подготовлены к восприятию классификационных затрат, включаемых

в себестоимость продукции и знают что издержки производства и

себестоимость продукции являются важными экономическими показателями

влияющими на рациональное размещение, кооперирование и специализацию

сельхоз. предприятии.

Знакомство с методикой расчета себестоимости, факторами влияющими на уровень

затрат производства подготавливает учащихся к восприятию последующих тем

курса “ Экономика АПК “.

На рис.3 приведены внутрипредметные связи по дисциплине “ Экономика АПК “ .

Для изучения темы необходимы знания из предшествующих тем , приведенных на

рис. 3нания и умения сформированные после изучения темы : “ Издержки

производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “ необходимы для

тем , указанных на рис .3 стрелками вниз в последнем и предпоследнем рядах.

Схема внутрипредметных связей темы “Издержки производства и себестоимость

продукции сельского хозяйства “

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Сельское хоз-во Земельные Основные и Инвесции

в системе АПК ресурсы с\х оборотные ср-в кап.влож

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Трудовые Научно Размещение

ресурсы и техн.прогр. специализация

произ.труда в с\х. концентрация

Издержки производства и себестоимости продукции в сельском хозяйстве

: Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства : Моделирование учебного процесса на примере темы Издержки производства

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ