Рефераты

Сочинение: Методы воспитания и перевоспитания

сила – воспитание, построенная на таких же строго научных основах, как и

лечение больного.

2.3. Особенности личности трудновоспитуемого.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения

трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному

подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные

особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее,

присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для

трудных подростков.

Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих

принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей

трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа

особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных

детей есть прежде всего своеобразное отражение неблагоприятных внешних

влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных

ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное

внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с

изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы

трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и

особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие

антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек

и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков,

неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток

как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе

он не мог поступить.

Мотивационная среда трудных подростков включает:

- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;

- житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном

взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его

ситуативное поведение.

Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам

или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового

проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие

различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует

на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания

можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого

конкретного подростка.

Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких впечатлениях,

эмоциональных переживаниях.

Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу

подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные

дела.

Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое, которое

является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих

трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в

виде потребительских наклонностей и личных установок.

Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети.

Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.

Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого

подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе,

создание твердых правил, четкого режима, традиций.

Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к

жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной

системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К

примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует

против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление

своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи жизни”, но тяжело переживает

конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.

Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются

крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или

наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни

и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний,

чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть

первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать

педагог, организуя перевоспитание.

Вторая особенность поведения трудных детей - конфликтные длительные

отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило,

помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная

среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с

большинством взрослых и сверстников.

Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспи- туемых,

является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения

того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит

требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми

(вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным

стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.

Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений,

перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).

Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие

воспитательным воздействиям.

Особенности развития трудного ребенка:

- основные отклонения в развитии психики, которые породили

неправильное поведение;

- систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;

главные отношения трудного подростка с окружающим миром.

Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов,

т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное

достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия

воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности

трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.

2.4. Диагностика трудновоспитуемости.

I. Передовой педагогический опыт показывает, что важным условием,

предупреждающим трудновоспитуемость является ликвидация

второгодничества.

Для этого следует:

1. Усилить формирование положительных мотивов и стимулов учения, воспитание

интереса к знаниям, уважение к науке, любви к школе. Работа в этом

направлении многообразна: постоянная связь обучения с трудом, применение

знаний на практике, убеждение в необходимости изучать тот или иной предмет

(материал), показ значимости знаний в ведущих профессиях наших дней, встречи

с представителями популярных профессий и т.д. Конечно, формирование

положительных мотивов нельзя ограничивать лишь удовлетворением познавательных

интересов трудных подростков. Надо обратить особое внимание на достижение

успехов в учении, в какой- то мере удовлетворить тщеславие подростка.

Существует общее правило: без постоянных успехов в учении интереса к знаниям

не воспитывать.

2. Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях. Нужна

постоянная диагностика учебной деятельности всех подростков.

3. Осуществлять индивидуальную работу со слабоуспевающими на уроке.

Оправдывает себя опыт индивидуальных самостоятельных знаний для трудных

детей. Умело надо осуществлять индивидуальный подход. Тактичность, внимание,

бережное отношение к любой самостоятельной мысли отстающих подростков,

поощрение каждого, хотя и небольшого, успеха – важное условие

профилактической работы со слабоуспевающими учениками.

4. Проводить регулярную внеурочную работу со слабоуспевающими и

второгодниками. Важное место принадлежит индивидуальным консультациям (по

графику), групповым занятиям .

5. Осуществляя предупреждение второгодничества, не следует забывать

специальную работу не посредственно с второгодниками. Работа с второгодниками

и предупреждение второгодничества, как показывает массовый опыт, резко

снижает количество трудных детей в школе, нормализует психическое развитие

подростков.

II. Недостаток надзора - проблема общешкольная и общественная. Нужна

система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять под

контроль стихийное воздействия. Для этого необходимо:

1. подготовить к работе воспитательный актив общественности в микрорайоне

школы (штат общественных воспитателей, шефов, инструкторов по спорту или

туризм и т.д.)

2. определить структуру, функции и программу различных типов учреждений

общественного воспитания (общественные детские библиотеки, спортивные

комплексы, секции подростков при клубах ДСО и т. д.);

3. согласовать воспитательную работу в школе и по месту жительства с

деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми.

4. направить усилия педагогического коллектива на изучение воспитательных

возможностей окружающей социальной сферы, на диагностику воздействия

«улицы»., групп подростков, усилить одновременно управление свободным

временем подростков.

III. Семья.

Исследуя факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье, ученые

установили, что наиболее опасными являются: испорченные семейные

взаимоотношения, ведущие к раздору семьи, и неправильные педагогические

установки родителей, противоречащие требованиям школы. Педагогу в борьбе

против трудновоспитуемости надо знать и учитывать причины испорченности

семейных отношений. Без педагогических знаний, без постоянных связей со

школой даже хорошая во всех отношениях семья не может рассчитывать на успех в

воспитании ребенка.

Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:

· испорченности отношений в семье,

· неправильных воспитательных установок,

· не совершенности влияний и т.д.

Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя

устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться

вместе.

Как уже говорилось, трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу

несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество,

педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.

Глава 3. Перевоспитание личности.

3.1. Сущность перевоспитания.

« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет перевоспитание

как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку,

«перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на

исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и

требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все

сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция

– изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему

воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение

и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием

построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы

перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании

результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена

так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное

условие и решающий фактор перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова

ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового

опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой

элементов:

- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,

исследование его потребностей, отклонений в поведении.

- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с

последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением

положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в

положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и

способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в

школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки

подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь

требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

- Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в

новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные

качества.

- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется

устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не

будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками

подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации

всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного

фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные

элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в

нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет

строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные

функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и

стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения

памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У

трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы.

Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой

либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток

усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может

добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые

он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью

изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в

заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах

сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и

компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика

в той области, где проявляются его положительные качества, осудить

отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных.

Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее

освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления,

а стало быть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо

фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая

в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того,

что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.

3.2. Функции и задачи перевоспитания.

Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном мире

человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение жизни

общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными общественными

явлениями как важными компонентами перевоспитания.

Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи

воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения

отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей действительности

приводит к уничтожению отрицательных явлений, способствующих возникновению

нравственных пороков и недостатков. Социальное оздоровление – вот основа

перевоспитания личности.

Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является

определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих

закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных

особенностей.

Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей

воспитания. Каковы же они?

В поведении людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит

отражение в самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть

воплощение единства отношения к миру и себе.

Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности:

оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития, как

коллектива, так и личности.

Его функции следующие:

а) интенсификация положительного развития сил и способностей

воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления

внутренних предпосылок трудновоспитуемости;

б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;

в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок,

допущенных в формировании личности;

г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в

себе и окружающей действительности.

В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека к

жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать

воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в окружающем

мире и в себе самом.

Перевоспитание выполняет следующие задачи:

1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего

общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и других

нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих

трудновоспитуемость.

2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок

трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения трудных

детей понимаются медицинские, психологические и педагогические меры, которые

способствуют выявлению, предупреждению и преодолению психических искажений,

отклонений в поведении и деятельности трудновоспитуемых. При этом вся

лечебно-профилактическая работа должна быть направлена на обнаружение и

устранение пробелов и искажений в психическом развитии, которые способствуют

появлению трудновоспитуемости.

Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения, следует так

организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала в себя

пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный медицинский контроль

за здоровьем.

3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта

задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.

4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую

очередь следует ускорить умственное развитие трудного школьника,

сосредоточить внимание на его нравственных отклонениях.

Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического режима в

школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается перегрузка

учебной деятельности.

Третье направление совместной работы – тщательное медицинское обследование

ребенка и его лечение.

Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию,

руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная

самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и

самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции самого

подростка.

3.3. Методы перевоспитания.

Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера

педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,

воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения

воспитуемого, его образа жизни и окружения.

Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами

воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является

специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких

общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.

В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы, которые

оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.

Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является

приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из

направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние

годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

перевоспитания, осужда­ла практику «уединенного средства» (термин А. С.

Ма­каренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и

устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства

перевоспи­тания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся,

традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при

решение конкретных воспитательных задач; активизировать са­мого воспитанника на

борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками.

Каждый метод выполняет

определенную ведущую функцию.

Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов

неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных.

Переучивание предназначено для изменения жизнен­ного опыта, формирования

здоровых социально ценных потребностей и привычек.

«Взрыв» разрушает отрицательный стереотип пове­дения. (Под «взрывом»

А. С. Макаренко понимал мгновенное разру­шение

отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных

переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир

ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направлен­ности и переориентации

воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают

отрицательное.

Процесс перевоспитания представляет собой взаимо­связь общих методов

воспитания, специфически прелом­ленных (переубеждение, переучивание,

поощрение, на­казание и др.), и специальных, присущих только пере­воспитанию

(«взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во

взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно

при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других,

нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание

органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера

— с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности

специфических мето­дов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и

взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через

коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение

авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или

иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с

требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей,

поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога

перерастает в контроль коллектива. Такой подход увели­чивает силу воздействия

любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в

самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значитель­ной мере зависит от

восприятия и переработки подрост­ками тех воспитательных мер, которые

применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет

воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.

Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно

рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и

«взрыв» — разрушение отри­цательного.

Переубеждение выступает как самостоятельный ме­тод перевоспитания и

одновременно как условие дей­ственности других методов. Поэтому ему придается

осо­бое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания,

жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на

ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе.

Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать

причины эмо­циональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление

воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение

радости от нравственных поступков и недовольства от безнрав­ственных

способствуют формированию социально ценно­го жизненного опыта.

В

детской среде иногда устанавливается неправиль­ное отношение к нравственным

требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично

ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»).

Поэтому двойки умного и способного школьника не влияют на его положение в

коллективе; вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

Нормальный школьник должен иметь замечания от учи­телей, иначе его не будут

уважать;

Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть

товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной критики

учителей может, по мне­нию многих трудных подростков, только человек с

силь­ным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив

(спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются

несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех учащихся,

которые пытают­ся отстоять свои неверные убеждения. Классный руко­водитель,

учителя должны предупреж­дать отрицательные действия и поступки, отражающие

неправильные убеждения. Если этого удается достиг­нуть, они разрушаются под

влиянием здорового общест­венного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать безнравственно.

В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток

создает новые, сохраняя свои не­правильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положи­тельного результата, если они

не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными

поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания необходимо также

исключить противоречия между словами и действиями учителей (угрожают, но не

наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе).

Двойная мораль в ближай­шем социальном окружении лишь укрепляет неверные

установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.

Поэтому в процессе переубеж­дения неизбежны срывы и ошибки в поведении,

деятель­ности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим

усло­вием ее эффективности является создание в зоне бли­жайшего социального

окружения такой атмосферы, что­бы трудный почувствовал угрызения совести,

огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека,

авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные

взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать

неправильные убеждения, а затем оконча­тельно их перестроить.

Процесс расшатывания, требую­щий много времени и усилий педагога, включает

ряд приемов:

· Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с

интересным для него человеком, который руководствуется противоположными

взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его знакомый много читает,

изучает и работает на компьютере, не может сидеть без дела, получает

удо­вольствие от работы и т. д.);

· Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные

взгляды и установки (например, рас­сказать о человеке, который страдал теми

же недостат­ками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою жизнь,

потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);

· Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего

свои убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

· Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить

возможность высказать все аргумен­ты в защиту своих взглядов, а затем каждый

аргумент опровергнуть.

Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом

действий и поступков трудного, критики отрицательного поведения, вытекаю­щего

из неправильных убеждений. Покажем это на кон­кретном примере.

Опыт показывает, что каждое неправильное убежде­ние разрушается медленно и

преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

Перестройка убеждений завершается этапом их раз­рушения при одновременной

замене неправильных взгля­дов подлинно нравственными представлениями,

установ­ками и ценностями. Это наиболее важный этап пере­убеждения.

Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в

духовном мире подростка:

· Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для

этого надо выполнять режим дня, добро­совестно учиться;

· Можно записаться в авто или мото­кружок, но для этого надо не иметь

двоек;

· Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисцип-­

линированным, организованным, иметь примерное по­ведение.

Столкновение нравственных качеств педагога с непра­вильным поведением

ученика: в ответ на грубость учи­тель проявляет сдержанность и вежливость,

подчеркну­тое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов

путем оказания подростку до­верия, уважения даже тогда, когда он совершает

непра­вильный поступок.

Открытая борьба между неправильными убеждения­ми подростка и здоровым

общественным мнением клас­са, построенная на аргументированном, с опорой на

практический опыт детей опровержении каждого довода, из которого складывается

неправильное убеждение.

В результате рационального и эмоционального воздействия посредством

столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных для

него людей и одновременного противоборства взаимоисклю­чающих идей и

осуществляется переубеждение.

Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка не

просто опровергаются, а вскры­вается причина их появления (откуда они взялись,

по­чему именно, кто подобные взгляды распространяет).

Если удается найти аналогичные высказывания у отри­цательных героев

литературных произведений, то сравнение должно быть весьма де­ликатным:

«Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание,

указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некото­рых

наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные, но

ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты прав. Но ведь

отсюда следует вот что, а не то, что ты предла­гаешь». Признание частичной

правоты облегчает под­ростку отказ от неправильного в целом убеждения.

И еще одно требование к переубеждению: его связь с методами переучивания или

«взрыва» и закрепление в опыте положительного поведения. Новый социально

ценный опыт должен подтвердить те контраргументы, которые коллектив товарищей

или педагоги использова­ли в переубеждении.

Деятельность на основе правильных нравственных убеждений должна, приносить

удовлетворение и укреплять авторитет воспи­танника в глазах сверстников и

взрослых.

В этом слу­чае подросток становится активным борцом против тех неправильных

убеждений, которыми сам еще недавно руководствовался.

Переучивание.

Устранение отрицательных привычек, исправление нездоровых потребностей и,

отучение от неправильных действий, у подростков, совершается с помощью метода

пе­реучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвя­зи с переубеждением.

Переучивание состоит из двух частей — отучения и приучения. Применяя

данный метод, следует помнить, - что исправление личности всегда совершается

при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е.

взамен дурных привычек форми­руются здоровые, взамен неправильных действий —

рациональные, нравственные.

Первая

часть метода пе­реучивания — отучение, осуществляется приемами запрета,

контроля, и проверки выполнения предписаний и требует одновременных,

скоординированных педаго­гических действий:

· Категорического запрещения делать что-то и в то же время глубокой

мотивации такого запрета.

· Недопущения проявления дурных привычек, потреб­ностей, неправильного

поведения и одновременно созда­ния благоприятных условий для проявления

нравствен­ных привычек, здоровых потребностей и правильных дей­ствий,

поступков.

· Формирования в общественном мнении коллектива и у каждого воспитанника

нетерпимого отношения к отри­цательному поведению, нездоровым потребностям и

при­вычкам.

· Борьбы воспитателей и детского коллектива с прояв­лениями дурных привычек

и потребностей, а также устранения причин, обстоятельств, провоцирующих

не­правильные действия, поступки. Рецидив отрицатель­ного, всегда связан с

неблагоприятными обстоятельствами в зоне ближайшего социального окружения;

· Активизации усилий коллектива и самого воспитан­ника в процессе

преодоления отрицательного и на этой основе осуществления взаимосвязи

воспитания в коллективе и самовоспитания.

При переучивании важно избегать следующих оши­бок:

· навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;

· постоянно указывать на одни и те же недо­статки ребенка. Это

вызывает озлобление и может привести к обратному результату

— к нервному срыву.

Нельзя также тре­бовать мгновенного отказа от дурной привычки или по­рока:

возможен рецидив.

Отучение должно завершаться приучением. В целом переучивание опирается на

переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными,

ведущими, практически ими можно решить любую задачу перевоспитания.

Метод «Взрыва».

Специфическим методом перевоспитания, разрабо­танным А. С. Макаренко,

является «взрыв». Выдающий­ся педагог замечал, что перестройка духовно­го

мира личности эволюционным путем малоэффектив­на и чрезвычайно тяжела и для

воспитателя, и для вос­питанника. «Я много думал по этому вопросу,— писал

Антон Семенович,— потому что это один из центральных вопросов педагогики

перевоспитания».

Метод «взрыва» осуществляется в естественных усло­виях, в реальной

обстановке. Он сильно действует на са­мочувствие личности, обостряет

положительные и отри­цательные переживания, поэтому применяют его редко, в

крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в

«нервную горячку».

«Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с

обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта

личности с коллективом; при этом четко ставится альтер­натива: измениться,

чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать

объектом пре­зрения товарищей.

Метод «взрыва» характеризуется также обнаженно­стью истинных отношений

воспитанника. Своеобразной «детонацией» всех противоречий в коллективе,

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ