Рефераты

Сочинение: Методы воспитания и перевоспитания

лавиной чувств, в которой переплетаются гнев, возмущение, пре­зрение,

потрясение. И которая обрушивается на психику трудного подростка, выводит его

из равновесия, делает беззащитным, растерянным, уязвимым, сметает самоза­щиту

отрицательного.

При «взрыве» подросток пережи­вает «катастрофу внутри себя», говорил А. С.

Макарен­ко, ему некогда раздумывать, взвешивать, рассчитывать, хитрить,

пытаться сохранить свое негативное «я». Оше­ломленный бурей чувств, он

впадает в стрессовое со­стояние, разрушается отрицательный стереотип,

уничто­жаются связи между отдельными элементами трудновоспитуемости. Тогда-то

и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других

ме­тодов перевоспитания.

А. С. Макаренко писал: «Этот метод продолжается и развертывается дальше во

всей моей системе».

Метод «взрыва» необычайно эффективен в том слу­чае, когда он происходит в

сильном детском коллективе, в благоприятных воспитательных условиях при

умелом педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько

порочно, что в нем отрицательное явно преобладает.

«Взрыв» лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям,

предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания»

характера строить новый, конечно же, с исполь­зованием добротного и очисткой

от негодного «строи­тельного материала».

Однако следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно

там, где у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без

крайностей. При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы

воздействия на трудных детей:

· нагнетание отрицательных переживаний до предела

(на этой основе возникает недовольство собой, своей жизнью);

· доведение до абсурда отрицательной линии поведе­ния подростка,

когда собственные недостатки доставляют ему самому большие неприятности;

· столкновение идеала трудного с идеалом настоящего человека, чтобы

воспитанник убедился в ошибочности своих взглядов;

· создание таких условий, при которых происходит столкновение

положительных и отрицательных качеств воспитанника, начинается непримиримая

внутренняя его борьба.

Выбор приемов и их сочетание определяются тремя факторами: уровнем

воспитанности ребенка, уровнем развития первичного детского коллектива и его

воспи­тательными возможностями.

Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщатель­но изучил психологию и

особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его

каче­ства, на которых впоследствии будет строиться новый характер

воспитанника.

Большую роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных

сил, участвующих во «взрыве», предварительное продумыва­ние его техники и

тактики, чтобы исключить возможность срыва нервной системы.

Важно также максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы

вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное

желание стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспи­тательный процесс должен

обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему,

овладевать положительным опытом поведения. Необхо­димо поощрять каждый его

шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу

пове­дения.

Несоблюдение этого правила является наиболее распространенной ошибкой

педагогов при осуществлении данного метода.

Разрушенный стереотип имеет тенден­цию вновь складываться, воссоздаваться в

прежнем виде, если условия жизни и содержание деятельности остаются прежними.

В практике же нередко ограничи­ваются «проработкой» на педсовете, выговором,

сниже­нием оценки по поведению, тогда как подобные действия способствуют

только первой части метода «взрыва» — разрушению старого типа поведения.

Если вслед за этим подросток не вовлекается в деятельность, помогающую ему

стать лучше, неизбежен возврат к прежнему образу жизни.

Есть еще требование к методу «взрыва» — его опти­мистическая сущность. Нельзя

понимать под «взрывом» лишь нагнетание до предела отрицательных переживаний.

А. С. Макаренко прямо указывал, что метод «взры­ва» он мог бы иначе назвать

методом удивления. Суть его не в силе, не в интенсивности педагогических

воз­действий, а в сочетании их с неожиданностью, необычностью, может быть

даже романтичностью воспитательного процесса.

В одной из последних статей «О «взрыве» великий педагог

А. С. Макаренко писал: «В эволюци­онном порядке собираются, подготовляются

какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все

равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы,

потрясения».

Метод «взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи

с другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время

начинает новый этап в формировании характера. Внут­ренний мир личности

попадает в такую педагогически организованную среду в которой воспитываются

неприме­нимыми отрицательные качества, а при каждой попытке проявить их

воспитанник встречает решительный отпор со стороны окружающих.

В результате возникает недовольство собой, которое сохраняется до тех пор,

пока подросток не избавится от отрицательных привычек и качеств. Удачи в

деятельности, формирующие тягу к новому образу жизни, он переживает

необычайно ярко, открывает для себя новые чувства и новое понимание счастья.

На этом и основывается активная позиция борца с собственными недостатками и

отрицательными ка­чествами.

Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспи­танием. Если же он

осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то его

следует про­должать другими методами воспитания и перевоспитания.

Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания:

разрушает связи между отри­цательными качествами, разрыхляет структуру

трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.

Поэтому за методом «взрыва» должны следовать пере­убеждение, переучивание и

воспитание положительных качеств.

«Реконструкция» характера.

В перевоспитании далеко не всегда необходимо це­лостное изменение личности.

Важно исправить отдельные отрицательные элементы характера, сохранив его

здо­ровую основу. Этот метод можно назвать «реконструк­цией».

Он характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности

сохраняется фонд ее поло­жительных качеств, из него вычленяются те главные

элементы, которые следует в первую очередь развивать, совершенствовать

дальше; качества, которые личность ложно понимает как

по­ложительные, видоизменяются таким образом, чтобы в них появилось и

развивалось здоровое начало (напри­мер, вместо болезненного самолюбия

формируется здоровое, вместо самоуверенности — уверенность в себе, вместо

критиканства — критичность и самокритичность).

Отрицательные качества, которые необходимо устра­нить, становятся объектом

критики товарищей, автори­тетных взрослых. С их помощью осуществляется

пере­убеждение, формируется у трудного нетерпимое отноше­ние к своим

недостаткам.

Во всем образе жизни воспитанника максимально полно проявляются и применяются

его положительные качества и в то же время создаются условия, при которых

недостатки и отрицательные качества становятся непри­менимыми.

В методе «реконструкции» характера главным на­правлением является

интенсификация развития ведущего положительного качества, например любовь к

матери, уважение к взрослым, верность в дружбе, устойчивый интерес к какому-

либо делу, занятию, спорту, искусству.

«Реконструкция» начинается с изучения воспитан­ника и четкого определения

перспектив его положитель­ного развития. При этом необходимо предусмотреть,

какое качество сделать ведущим и интенсивно развивать, чтобы обеспечить

целостное формирование положитель­ных качеств, связь их между собой.

Затем актуализиру­ются положительные качества, которые длительное время не

упражнялись из-за неблагоприятных условий. Они восстанавливаются и

связываются с ведущим положи­тельным качеством.

Далее намечается программа воспитания тех качеств, которые легко и быстро

присо­единяются к ведущему.

Следующий этап «реконструкции» характера — на­копление социально ценного

жизненного опыта, который способствует быстрому развитию положительных

ка­честв. Такой образ жизни воспитанника обеспечивается при следующих

условиях: постоянное участие школьника в социально полезной деятельности;

осуждение всяких проявлений отрицательного со стороны воспитателей и

сверстников; самовоспитание учащегося; наличие положительных постоянных

примеров.

На каждом этапе «реконструкции» характера педагог при активном содействии

общественного мнения побу­ждает воспитуемого к самоанализу своих успехов,

поста­новке очередных задач в развитии своих сил и способ­ностей.

В целом метод «реконструкции» характера более сложен и длителен, чем

переубеждение или «взрыв». Как правило, он сочетается с методами

перевоспитания и воспитания. «Реконструкция» осуществляется частично на базе

метода «взрыва» и приучения.

Характер видоиз­меняется на стыке переубеждения и интересной деятельности.

Самоисправление происходит на основе перспективных линий и здорового образа

жизни в коллективе. При методе «реконструкции» характера необходимо

обеспечить следующие условия: единство педагогических требований, здоровый

образ жизни, оптимистичную атмосферу в коллективе, возникающую как следствие

успехов воспитанника, постоянных достижений, прогрес­са в деятельности, в

отношениях, в поведении.

В осуществлении метода «реконструкции» характера также необходимо выполнение

ряда общепедагогических требований:

1. На основе всестороннего изучения личности и об­стоятельств ее жизни

определить цель и ведущее направ­ление перевоспитания, обратив внимание на

следующее: какое положительное качество является ведущим, какой основной

недостаток, какие вредные влияния поддержи­вают отрицательное в духовном мире

воспитанника, какие положительные влияния действуют с большей эффективностью,

какой первичный коллектив должен стать главным фактором перестройки духовного

мира воспитанника (семья, класс, спортивная секция и др.), в каком порядке

целесообразно организовать укрепление, обогащение положительного фонда

лич­ности.

2. Обеспечить здоровый образ жизни воспитанника в зоне ближайшего социального

окружения. Для этого проводится система воспитательных мер общего поряд­ка:

установление контроля за его свободным временем, переключение внимания на

полезные дела и занятия, борьба с отрицательными внешними влияниями,

вклю­чение подростка в различные общественно полезные де­ла, организация

четкого режима, требующего регулярных усилий, самоорганизации, самоконтроля и

самодисцип­лины.

3. Мобилизовать для борьбы с отрицательными каче­ствами все внутренние силы и

резервы воспитанника. Положительными силами могут выступать не только

имеющиеся положительные качества, здоровые потреб­ности и полезные привычки,

но и определенные возраст­ные особенности. Так, для преодоления всех

недостатков полезно использовать чувство взрослости, стремление к

самостоятельности, потребность в самоутверждении, рост физических сил и

развитие умственных способно­стей. Для преодоления лени в первую очередь

необходи­мо использовать бурное физическое развитие, для преодоления

эгоистичности — бурное развитие самосо­знания, на основе которого формируется

адекватная самооценка. Воспитательная работа призвана обострить конфликт

между положительными качествами, естествен­ными прогрессивными тенденциями

психического разви­тия и отрицательными явлениями в духовном мире подростка.

4. Разработать специальные меры, определить педа­гогическую тактику для

преодоления сопротивления учащегося воспитательным влияниям.

5. Выбрать оптимальный вариант «реконструкции» характера, учитывающий пробелы

в воспитании под­ростка, условия его жизни.

Первый вариант метода «реконструкции» построен на серии «микро взрывов»

отрицательного, когда один за другим разрушаются недостатки и отрицательные

каче­ства. При этом в образ жизни воспитанника обязательно вносятся какие-то

изменения, ограничивающие прояв­ления отрицательного, но сохраняющие общую

актив­ность личности.

Второй вариант предполагает восстановление утра­ченного положительного

опыта поведения, полезных привычек.

Третий — формирование объективной самооценки, связь изучения сущности

нравственных качеств с само­изучением. На этой основе формируется нетерпимое

отношение к отрицательному в себе, осуществляется переход воспитания в

самовоспитание. Самоперевоспи­тание — оптимальный путь реконструкции характера.

Четвертый вариант - основан на включении личности в систему ответственных

зависимостей в коллективе. Характер подростка «выпрямляется» на основе

положи­тельного примера товарищей, высокой требовательности учащихся друг к

другу, взаимного воспитания.

Возможны и сочетания различных вариантов, в каж­дом из которых заключены

специфические педагогиче­ские требования: при перевоспитании через коллектив

выполняются требования к воспитанию личности в кол­лективе, при

самоисправлении - требования к организа­ции самовоспитания.

Переключение.

Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного

подростка переводится в социально значимую сферу деятельности с

использова­нием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения

служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники,

в не­давнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными

бандитами, которые грабили про­езжих крестьян. Колонисты охраняли склады и

сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не

выдавать» трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не

жаловаться, а самим преодо­левать трудности. Ученическое самоуправление в

коло­нии тоже основывалось на авторитете лучших, опыте старших, хотя их

называли командирами, а не вожаками.

Чем же характеризуется метод переключения? В пер­вую очередь меняется

социальная мотивация деятель­ности: иногда к прежней добавляется новая,

иногда выдвигается совсем противоположная, исключающая прежнюю, система

мотивов.

Наиболее эффективна моти­вация по принципу контраста: в колонии имени

А. М. Горького бывшим ворам доверяли получать про­дукты и деньги. При этом

постоянно подчеркивалось уважение к личности колониста, его возросший статус

в коллективе, ответственность перед товарищами, его колонистский авторитет.

При такой мотивации происхо­дит коренная перестройка мотивов деятельности и

пове­дения.

Далее, важно частично использовать в новой деятельности воспитанника его

прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.

Так, например, иногда даже при несформированности социальных моти­вов

воспитанники А. С. Макаренко, тем не менее, актив­но участвовали в

колонистской жизни, потому что они могли применить там свою находчивость и

силу, неуем­ную энергию и спайку.

Нелегко давался колонистам тяжелый сельскохозяйственный труд, работа в саду и

в поле. Но какие мотивы ими двигали!

Собственными руками создать сказочную жизнь, воплотить мечты в реальность,

получить специальность, почув­ствовать вкус впервые выращенного ими хлеба.

Вот это использование имеющихся природных и приобретенных сил и способностей

в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и себя лично

деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А. С.

Макаренко.

Новая мотивация как бы цементировала, скрепляла весь положительный фонд

личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое

русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали

такую духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему

поведению.

В методе переключения особое значение имеют возрастные особенности.

В сущности, многим подросткам свойственны самостоятельность, общительность,

стрем­ление к лидерству, к самоутверждению, потребность в самовыражении.

Любая деятельность, в которой эти возрастные потребности и стремления

проявляются и удовлетворяются, может служить основным содержа­нием социально

деятельности, облегчающей перестройку мотивов поведения, изменяющей

конкретные действия и поступки.

Наконец, переключение возможно только в здоровом детском коллективе, который

способен поддерживать индивидуальные воздействия воспитателя на трудных

подростков, вовлечь группы детей с определенными нравственными пробелами в

социально ценную деятель­ность, в систему ответственных зависимостей.

Для успешного осуществления метода переключения необхо­димо выполнять

следующие требования:

1. Хорошо изучить подростка и наметить перспектив­ные линии развития на

основе социально ценной дея­тельности, включающей воспитанника в систему

ответ­ственной зависимости в коллективе.

2. Выяснить обстановку в детском коллективе, определить направленность

общественного мнения, скор­ректировать внимание ребят на интересное для всех

и социально полезное дело, увлечь работой, как это делал А. С. Макаренко,

вовлекая воспитанников в производи­тельный труд или готовя их к летнему

походу по стране, т. е. создавая коллективные перспективы.

3. Помочь каждому подростку найти дело по душе, дать ему возможность

проявить и развить свои силы и способности, умения и навыки в деятельности на

общую пользу.

4. Насытить радостью, положительными эмоциями ту социально ценную

деятельность, в которую включены воспитанники.

5. Осуществлять педагогический контроль, направ­лять внимание на то, чтобы

при переключении не воспроизводились, не копировались прежние действия и

поступки, иначе новая мотивация не сможет, укрепиться и неизбежными будут

рецидивы негативного поведения.

6. Тактически разработать весь ход переключения с учетом педаго- гической

обстановки, уровня развития детского и возможностей педагогического

коллективов, воспитанности учащихся.

Рационально подкреплять метод переключения мето­дом убеждения (при лживости,

озлобленности, жестоко­сти, черствости воспитанника). Методом приучения (при

лени, недисциплинированности). «Реконструкции» характера (при озорстве,

эгоистичности, самовлюблен­ности и т. д.).

В целом метод переключения, закрепляя положитель­ный фонд личности,

эффективно действует в процессе перевоспитания при исправлении отрицательных

обра­зований начального и среднего уровня. В зависимости от

индивидуальности подростка переключение следует направлять на разные сферы

деятельности и общения, хотя речь идет подчас об одном и том же проявлении

отрицательного.

Творческий подход педагога нужен и при выборе приема переориентировки с

отрицательного примера на положительный.

Замечено, что у трудных критерии положительного поведения часто не

соответствуют общепринятым. И не­редко явно отрицательное кажется им

правильным. Это происходит потому, что на подростков влияет не столько

содержание примера, сколько его яркость, оригиналь­ность.

Не случайно многие из них подражают тем, кто бравирует своей независимостью

взрослого. Важными мотивами следования отрицательному примеру является

стремление выглядеть «не хуже других», а также чувство солидарности или,

наоборот, соперничества (делать как все, чтобы не выглядеть «белой во­роной»,

сделать не так, как все, чтобы удивить свер­стников).

Надо отметить, что требования учителей и пропаган­да ими хорошего примера

слабо действуют на трудных подростков. Следование хорошему и плохому примеру

построено не только на подражании, но и на сопереживании, на базе общих

увлечений и интересов.

При изучении причин негативного поведения под­ростков обнаружилось, что чаще

всего плохому примеру следуют дети, которые или имеют определен­ные моральные

и физические недостатки, или находятся в остром стрессовом состоянии.

Страх перед сильным товарищем побуждает следо­вать отрицательному примеру

около 70 % опрошенных подростков, боязнь прослыть трусом — 24%,

слабо­характерность, безволие — почти всех, нежелание ока­заться вне

коллектива — 15—17%, необдуманная подражательность («как все, так и я»)

проявляется у 85 %. При этом действуют две-три причины, обусловливающие

устойчивость следования отрицательному примеру.

Чаще всего плохому примеру товарища следуют школьники со слабой волей и

низким общим развитием.

Чтобы нейтрализовать действие отрицательного при­мера на учащегося, необходимо:

· в учебно-воспитательном процессе постоянно форми­ровать критерии

положительного и отрицательного в оценке поведения людей и самого школьника,

анализи­ровать конкретные действия и поступки с позиций этих критериев

(используя содержание своего учебного пред­мета, факты из школьной жизни);

· с помощью общественного мнения коллектива разъ­яснять ребятам,

почему нельзя следовать примеру того или иного человека; противопоставлять

отрицательному примеру положительный желательно из той же сферы жизни или

человеческих отношений;

· обеспечить многообразие примеров достойного пове­дения (и взрослых,

и сверстников), чтобы подростки могли удовлетворить свое стремление стать

лучше, за­воевать авторитет у товарищей, ориентируясь по выбору на доступные

им положительные образцы поведения;

· дать трудному возможность самоутвердиться в поло­жительном

отношении; хорошему подростки охотнее следуют после того, как сами подали

другим положитель­ный пример в какой-либо области или виде деятельности;

· «развенчивать» лжегероизм, ложное товарищество путем раскрытия

истинных мотивов высоконравственного поведения и одновременного разъяснения

того, что в действительности стоит за красивой позой или фразой. Кумиры

трудных подростков, как правило, меркнут в трудных испытаниях, теряются в

сложных ситуациях. Поэтому борьба с отрицательным примером лучше всего

осуществляется в интересной коллективной деятельности, при преодолении

настоящих трудностей.

Итак, основные направления переключения — это перенос умений и навыков из

сферы асоциальной в сферу общественно полезной деятельности, переключение с

отрицательного примера на положительный, привлече­ние подростков к выполнению

традиций коллектива, в котором их привычки и потребности оздоровляются,

социализируются.

Метод переключения требует регулярного правового воспитания как ведущего

условия его эффективности.

Многие подростки не представляют, с какого возраста, за какие преступления

они могут нести наказание; что запрещено законом; какие виды холодного оружия

суще­ствуют, ношение каких из них уже само по себе преступ­ление и т. п.

Поощрение и наказание.

Эти же функции выполняет и поощрение. Поощрение и наказание помогает

подростку понять, что хорошо, что плохо, что можно, они активизируют

положительные действия и запрещают, ограничивают неправильные.

К числу мер поощрения при перевоспитании надо отнести не только такие

общепринятые поощрения как благодарность, награждение похвальной грамотой,

ценным подарком и т. п. Для ребенка, который не знает ласки в семье, лучшим

поощрением может стать добрая улыбка, сердечное слово, радость за его успехи.

К числу педагогических требований к поощрениям в перевоспитании надо отнести

следующие:

- Поощрение должно быть индивидуализированным.

- Поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, который

пользуется авторитетом у данного подростка.

- Поощрять надо лишь те действия и поступки ученика, которые

действительно требовали от него воли и трудолюбия.

- Недопустимо за одни и те же достижения поощрять трудного ребенка

меньшими наградами, чем его сверстников.

- Поощрения должны помочь подростку понять свои положительные

качества, поверить в себя, возбудить желание стать лучше.

Самосовершенствование.

В школьной практике в перевоспитании успешно используется

самосовершенствование в виде недельных заданий: «Шаг вперед». Что я сделаю за

будущую неделю? Что приобрету? Какую трудность преодолею? С чем плохим в себе

буду бороться?

Одной из форм самосовершенствования являются задания самому себе. Они

становятся важной побудительной силой перевоспитания в том случае, если их

выполнение контролируется детским коллективом. Задания самому себе в любой

области должны обязательно связываться с нравственным самовоспитанием, с

формированием характера.

При использования самосовершенствования в перевоспитании педагог должен

обратить особое внимание на единство психологической и практической

подготовки в работе над собой, т. е. подросток должен хотеть и уметь бороться

с недостатками. Самосовершенствование импонирует подросткам в силу их желания

быть взрослыми, в связи с особенностями их возраста (стремление все делать

самому, развивать самосознание, самостоятельность, рост личной активности,

болезненное самолюбие и др.). Самосовершенствование нравится трудным

подросткам еще и потому, что оно соответствует их желанию показать себя,

восполняет отрицание педагогических воздействий за счет собственных усилий,

когда воспитателем для подростка становится он сам.

3.4. Основные направления перевоспитания.

Учитывая характер семьи, используя имеющиеся пути и средства воздействия на

нее, общество создает предпосылки для максимального использования семьи в

перевоспитании подростков. Но вся эта работа должна обязательно

координироваться школой. Ведь именно школа была и остается основной социально

воспитательной силой, организующей процесс воспитания трудных детей.

Первое важное направление перевоспитания подростков – усиление их умственного

развития. В этом плане должны решаться следующие основные задачи:

- выявление и ликвидация запущенности в знаниях по всем учебным

предметам;

- выявление и устранение недостатков в нравственном сознании и

формирование навыков поведения в обществе, в семье, в школе;

- преодоление дефектов в развитии внимания, наблюдательности, памяти,

мышления, речи;

- нормализация отношений с родителями, педагогами, сверстниками,

воспитание ответственности за поведение, труд и учение.

В связи с этим система перевоспитания подростка в школе должна включать

специальную работу по умственному развитию детей в процессе обучения.

Высокий уровень процесса обучения, обеспечивающий постоянное повышение

знаний, индивидуальный подход, ускорение темпов умственного развития трудных

детей – важное направление в перевоспитании.

В перевоспитании решающая роль принадлежит усилению общественных влияний.

Вот почему важно восстановить у трудных детей гражданское самосознание, помочь

преодолеть ощущение ущербности, угнетенности, враждебности, которые испытывает

обычно трудный подросток.

Школа должна представить подростку возможность самоутвердиться, найти себя,

применить свои силы и способности, заслужить уважение педагогов и

сверстников. Это конечно обеспечивается в первую очередь нормализацией

отношений школы и семьи, педагогов и детей.

Важную роль играет постоянный рост учебных успехов трудновоспитуемых,

изменение отношения детского коллектива к своему сверстнику.

Одно из главных правил перевоспитания – воодушевление слабых учеников.

Видами деятельности, которые способствуют самоутверждению трудного подростка

в коллективе сверстников, чаще всего являются спорт и труд,, моделирование и

творческие занятия (рисование, киносъемка, работа в кружке фотодела.).

Наконец перевоспитание должно включать организацию жизни и быта детей в

микрорайоне, контроль за свободным временем школьников, за группами, в

которых проводят свободное время дети.

Итак, система работы должна охватывать все области жизни и деятельности

детей, все сферы их общения, все виды их деятельности, с тем чтобы обеспечить

эффективность перевоспитания. Система перевоспитания требует взаимодействия

всех лиц и организаций, согласованности их воздействия на подростка.

3.5. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о трудных детях.

А. С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые

принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних

правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям

и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.

«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые

выйдут из наших педагогических рук. Успех нашей работы зависит от бесчисленного

количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества,

материала. Дети - наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».

«. Достойный нашей эпохи и нашей революции квалификационной задачей может

быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в тоже время

дает возможность каждой отдельной личности развивать свои индивидуальность –

эту задачу решил сам А.С. Макаренко, ибо общий и единый метод в педагогике

есть не что иное как правильная организация детского коллектива и правильная

организация влияния коллектива на личность. Воспитывая отдельную личность, мы

должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут

решаться только совместно и только в одном общем приеме ».

«Главной формой воспитания в советской школе может быть только коллектив.»

(А.С. Макаренко. Воспитание в советской школе.)

В.А. Сухомлинский уделял большое внимание трудным детям. Он много лет искал

причины появления таких детей, искал пути индивидуального подхода к ним,

выявлял характерные особенности их поведения.

«Трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это

цветок, расцветающий в атмосфере неправды, обмана, праздности, презрения к

людям, пренебрежение своим общественным долгом».

Следовательно, причины появления трудностей в воспитании и обучении детей в

большинстве своем коренятся в условиях жизни ребенка в семье, в порочном

воспитании, при котором не создаются условия для развития ума и чувств.

Рассматривая особенности детской души – чуткость, ранимость, впечатлительность,

Сухомлинский подчеркивает пагубное влияние на нежную детскую душу ребенка

грубости, равнодушия взрослых, резкости в обращении, вызывающей страх,

робость, инертность.

В семьях, где утрачено доверие к родителям, где существует враждебность в

отношениях к детям, где господствует крик, - появляются трудные дети.

Пути индивидуального подхода к таким детям Сухомлинский видит в

педагогической этике воспитательного процесса. Надо установить гуманные

отношения с учениками в семье и в школе, чутко руководить юным, не умудренным

опытом питомцем.

Индивидуальный подход в воспитании – это понимание ребенка, которое возможно

лишь при глубоком уважении к нему, предоставления ребенку максимума своих

усилий в самостоятельной деятельности - подчеркивал Сухомлинский.

Твердо убеждал в том, что дошкольный и младший школьный возраст в большей

мере предопределяет будущее человека, нисколько не отрицает возможностей

перевоспитания в более зрелые годы.

Силу перевоспитания блестяще доказал своим опытом советский педагог

Макаренко. Но он придавал исключительное значение как раз младшему школьному

возрасту.

Сухомлинский же говорил так: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы

исправлять допущенные ошибки в раннем возрасте, а в том, чтобы не допускать

этих ошибок, предупреждать необходимость перевоспитания. Длительный процесс

познания начинается в детстве – познание и умом и сердцем – тех нравственных

ценностей, которые лежат в основе морали общества».

Педагогическую мудрость воспитания Сухомлинский видел в том, чтобы каждый

подросток был борцом за торжество научной истины. Духовная борьба за

торжество научной истины составляет суть воспитания в годы отрочества.

Заключение.

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию

человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований,

совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и

непременным условием государства.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и

радикально меняются.

Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают

трудный период постижения объективной истины.

Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности

работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые различным

причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники

наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит

причиной совершения ими правонарушений.

Исходя из этого, предупреждение и преодоление педагогической запущенности

школьников является важным направлением в борьбе с антиподами нравственности

в сознании и поведении школьной молодежи.

Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности,

максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды,

детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с

отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и

перевоспитания.

Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально ценного

жизненного опыта путем включения трудного подростка социально ценную

деятельность, в систему ответственных зависимостей в коллективе сверстников,

других социально здоровых объединениях детей и взрослых.

Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира личности,

коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога. Лишь с учетом

этого оказывается действительный подход в работе с трудными детьми.

Воспитание трудных подростков обеспечивается все системой общественного

воспитания в нашей стране. Кроме того, в школе и семье предпринимаются те

общие профилактические меры, которые не должны допускать появления

трудновоспитуемых.

Но именно школа была и остается основной социальной воспитательной силой,

организующей процесс воспитания трудных детей.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.

2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.

- Киев: Рад. шк, 1986г.

3. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике

воспитания – М: “Педагогика”, 1989г.

4. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная асвета, 1981г.

5. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка – М: “Педагогика", 1972г.

6. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.

7. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: “Педагогика”, 1972г.

8. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г.

9. Макаренко А.С. \ Сочинения, т.4, стр.503-504.

10. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для

учителя – М: “Просвещение”, 1984г.

11. Педагогическая энциклопедия – т.3, стр.369.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

13. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской – М:

Прогресс, 1987г.

14. Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог.

Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 1991г.

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев:

“Лумина”, 1979г.

16. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.

- М: “Педагогика”, 1979г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ