Рефераты

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий в отраслевом разрезе. Пути её повышения

К сожалению, в нашей стране еще не полностью осознается принципиальное

различие в управлении торговым и промышленным капиталом, которое требует

от коммерсанта и промышленного инвестора разных деловых качеств. На

сегодняшний день в России мало профессиональных менеджеров по управлению

промышленным капиталом, а коммерсант вкладывает средства в промышленность

только в том случае, если он обладает универсальным набором личных качеств,

а также приёмов и методов управления, что может встречаться в порядке

исключения.

Нельзя также забывать о третьей стороне участвующей в инвестиционном

процессе – это коммерческие банки. Возможным путём стимулирования

инвестиционной активности банков является использование весьма жёсткой

конкуренции между банками, в частности, между крупными банками, имеющими

филиалы в регионах, и местными самостоятельными, относительно небольшими

банками. Сильной стороной первых является возможность использовать при

необходимости, аккумулированные по всей стране средства для реализации

крупных проектов, а также способность привлечь нужных специалистов для

оценки этих проектов; слабой стороной является вполне закономерное опасение

местных властей и предприятий, что средства, аккумулированные региональными

филиалами, в основном «откачиваются» из региона в центр; кроме того,

собственно банковский персонал филиалов, как правило, ещё малоопытен и не

имеет необходимой квалификации. Сильной стороной местных банков является

наличие опытных работников, прошедших школу Госбанка СССР; наличие прочных

связей с местной властью и руководителями государственных и

приватизированных предприятий, а также реальное предназначение

аккумулированных средств в основном на внутри региональные цели.

Поддерживая такую конкуренцию, органы власти и Центробанка могли бы

стимулировать направление средств на промышленные инвестиции, т.к. исход

конкурентной борьбы во многом зависит от позиции государственных органов.

Особняком стоит проблема государственной инвестиционной политики в

депрессивных регионах. Она должна проводиться в комплексе с другими

антикризисными мероприятиями общеэкономического значения (общее

оздоровление экономической ситуации на их территории, создание устойчивых

предпосылок для эффективного функционирования рыночного механизма,

обеспечение условий для формирования прогрессивных территориально-

отраслевых пропорций). Это позволит создать предпосылки для нормального

функционирования их экономики в будущем.

С точки зрения организационных мероприятий то тут государственным органам

управления нужно:

Во-первых, установление особого режима инвестирования для депрессивных

регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономики и

создания благоприятного инвестиционного климата, но непременно должно

базироваться на принятой концепции рыночных преобразований в целом по

России и иметь целью не только реабилитацию подобных регионов, но и

устранение глубинных кризисных явлений в их экономике.

Во-вторых, при остром дефиците средств бюджетов различных уровней,

платёжном кризисе, инфляции и социальной напряжённости в обществе выделение

депрессивным регионам централизованных капитальных вложений не может

ориентироваться на достижение исключительно коммерческого эффекта.

Необходимо их авансирование по принципу точечного финансирования при

существенном ограничении излишних пере распределительных финансовых

процессов, строгом соблюдении заранее определённых регионально-отраслевых

приоритетов, учитывающих наряду с прочим, степень депрессивности регионов,

уровень их готовности к проведению комплексных мероприятий по

совершенствованию воспроизводственных процессов основных фондов.

В-третьих, меры государственного регулирования инвестиционной

деятельности в депрессивных регионах должны не только быть направлены на

стимулирование притока сюда капиталов, но и при необходимости ограничивать

этот процесс, что в первую очередь предполагает коренное совершенствование

бюджетного механизма.

В-четвёртых, следует активно поддерживать и стимулировать на

государственном уровне путём предоставления льгот и преференций,

использование альтернативных источников финансирования капитальных

вложений. Эти меры должны строго контролироваться федеральными и, особенно,

региональными органами управления.

В-пятых, оживление инвестиционной деятельности в депрессивных регионах

непосредственно зависит от институтов рыночной инфраструктуры.

Стимулирование их развития в таких регионах, воздействие государства на

определённые сферы их интересов позволят повысить результативность

регулирования инвестиционной деятельности, явятся дополнительным фактором

формирования источников финансирования капитальных вложений, важным

условием становления качественно новой системы управления

воспроизводственными процессами на региональном уровне.

При построении регионального механизма государственного регулирования

инвестиционных процессов всегда нужно учитывать следующие аспекты: меры

непосредственного воздействия (финансового, административного и т.д.);

гарантии инвестиций; информационное обеспечение.

Как это ни парадоксально, основное значение в настоящее время имеет

второй аспект деятельности. При несовершенных налоговой и общефинансовой

системах физические лица и иностранные инвесторы готовы вкладывать свои

средства в инвестиционные проекты, если есть государственные гарантии, в

том числе и местных государственных органов. Причём процентные ставки под

вкладываемые средства в этом случае резко уменьшаются. С учётом

государственных гарантий действуют и международные кредитные системы,

крупнейшие международные банки. Система государственных гарантий способна

обеспечить реализацию проектов самого различного масштаба, но, прежде

всего, разумеется, крупных. Для предоставления таких гарантий требуются в

первую очередь два условия – наличие полной информации об альтернативных

проектах и резервного (залогового) фонда, обеспечивающего эти гарантии.

Получить такую информацию в настоящее время очень трудно. Существовавшие

ранее развитые системы государственных плановых органов, ЦНТИ и т.д.

практически разрушены, а новые не созданы. Поэтому необходимы формирование

региональных информационных центров и стыковка их с общероссийскими

центрами.

На основе функционирования соответствующего информационного центра можно

составлять инвестиционную карту региона и соответствующие региональные

программы инвестиций. Такие программы и механизм их реализации должны

разрабатываться региональными комитетами по инвестициям, которые уже

созданы в ряде областей. Причём важно, чтобы этот механизм включал не

только местную налоговую политику, государственные гарантии, лицензирование

и т.д., но и методы прямого контроля на начальном этапе реализации особо

важных социальных и экономических программ.

Местным органам государственной власти необходимо выработать собственную

методологию контроля за деятельностью крупных коммерческих организаций на

основе прямого вхождения в органы управления на правах учредителя. Прежде

всего, это касается таких крупнейших образований как ФПГ. Из их числа особо

выделяются группы, осуществляющие жилищное строительство.

Постоянное взаимодействие местной администрации с предприятиями региона

по вопросу регулирования их инвестиционной деятельности предполагает и

использование фондового рынка, прежде всего вторичного рынка ценных бумаг,

где происходит перелив капитала в результате структурных изменений. Такой

вид деятельности государства сравнительно нов в мировой экономике, поэтому

его конкретные формы должны апробироваться. Но очевидно, что интересы

государства на местном уровне могут представлять различные государственные

инвестиционные компании, так же как представляют эти интересы на рынке

государственных бумаг Центробанк и его региональные управления.

Естественно, что на уровне региона достаточно одной такой инвестиционной

компании. Однако при этом придётся категорически отказаться от предлагаемой

и реализуемой в части регионов страны идеи создания параллельной единой

государственной депозитарной системы. В этом случае государство

одновременно выполняет функции и депозитария и инвестора. Такое совмещение

нецелесообразно из-за возможности использования в коммерческих целях

конфиденциальной (неравнодоступной) информации. Наличие нескольких

депозитариев в регионе создаст между ними реальную конкуренцию, что будет

способствовать повышению качества соответствующих депозитарных услуг.

Одним из многочисленных факторов, влияющих на инвестиционную активность в

регионе является наличие в нём специальных экономических зон. Классификацию

СЭЗ (специальная экономическая зона) можно осуществить по четырём основным

критериям;

1. по характеру деятельности или функциональному назначению;

2. по степени интегрирования в мировую и национальную экономику;

3. по отраслевому признаку;

4. по характеру собственности.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить

четыре основных типа: зоны свободной торговли; экспортно-производственные

зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры.

В России свободные экономические зоны, к сожалению, пока не выполняют

своей основной роли – очагов динамичного экономического роста, дающих

импульс для развития других территорий. Россия объявила свободными

экономическими зонами 11 регионов общей площадью свыше 1 млн. кв. км., что

составило 7% от общей площади РФ и превысило территории 300 СЭЗ,

функционирующих во всём мире.

Иностранный капитал не стал катализатором роста даже в тех СЭЗ, регионах

и областей России, где его концентрация особенно велика. В настоящее время

более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала,

а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд

факторов, в совокупности формирующих инвестиционный климат в стране.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильности,

учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность

иностранного и отечественного капитала.

Тревогу, как у российских, так и у иностранных инвесторов вызывает рост

социальной напряжённости, поскольку социальная стабильность является важным

фактором инвестиционного климата.

На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает

неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций,

транспорт и гостиничное хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных

для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все отрицательные последствия

региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским

настроениям. Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат,

является коррупция, которая поразила многие звенья внешнеэкономических

связей России.

В целом, оценивая инвестиционный климат в России по международным

стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная

стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации

внешнеэкономической деятельности, наличие развитой промышленной

инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличия

рынка относительно дешёвой квалифицированной рабочей силы и др., можно

констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает

сегодня большинству стран мира.

Кардинальное изменение инвестиционного климата в целом по России в

ближайшее время представляется весьма проблематичным. Но для ограниченных

территорий внутри страны эта задача выглядит выполнимой. Такими

территориями вполне могли бы стать СЭЗ. Именно они могут стать

своеобразными «точками роста». Однако в России фактически отсутствует

комплексная научная концепция создания и развития СЭЗ.

На нынешнем этапе для России наиболее оптимальной формой СЭЗ могли бы

стать промышленные зоны, в которых целесообразно развивать

импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти

зоны будут перепрофилироваться на выпуск продукции, ориентированной на

мировой рынок.

Для России, с её ограниченным научно-техническим потенциалом, одной из

приоритетных форм развития СЭЗ должны стать научно-промышленные парки.

Ежегодно в России регистрируются десятки открытий и десятки тысяч

изобретений, которые не могут найти практическое применение.

Несмотря на ряд серьёзных экологических проблем, Россия по мировым

стандартам остаётся наименее загрязнённой территорией. Такое положение даёт

России реальный шанс стать мировым лидером в развитии эколого-экономических

регионов, базирующихся на принципах устойчивости, сочетающей разумное

отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

3. Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности.

Анализ мировой практики показывает, что прямая поддержка государством

уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике,

рассматриваемых как решающее условие её структурной перестройки, приносит

конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов

экономического роста.

Наиболее наглядно это видно на примере стран Юго-Восточной Азии,

особенно тех из них, которые сегодня занимают лидирующие позиции в мировой

экономике. В целом для отдельных стран региона характерны различные подходы

к выборе политики в области прямого кредитования национальной экономики.

Прямая кредитная поддержка отраслей и сфер экономики, структурная

перестройка которых была признана в качестве национальных приоритетов, на

первых стадиях реформирования была характерна для многих стран.

При этом среди этих стран были те, экономика которых развивалась

быстрыми темпами (Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд), а также

те, которые достигли меньшего прогресса в этой области (Филиппины, Индия,

Пакистан).

Так, в Малайзии в1980 г. прямые кредиты составляли около 30%

банковских инвестиций. В Республике Корея была разработана 221 программа

прямой кредитной поддержки отдельных субъектов экономических отношений. На

Филиппинах 49 таких программ были разработаны для сельского хозяйства и 12

– для промышленности. В Пакистане 70% кредитов, выдаваемых национальными

банками, носили целевой характер.

При этом, как показывает опыт стран данного региона, политика,

направленная на сокращение прямой кредитной поддержки со стороны

центральных банков, далеко не всегда является фактором ускорения

экономического развития страны.

Япония и Корея на первых стадиях своего развития, а также Китай в

последние годы активно использовали программы прямой кредитной поддержки

отдельных отраслей и сфер экономики. В настоящее время они достигли

наиболее высоких темпов экономического роста. Для сравнения следует

отметить, что на Филиппинах, где финансовая система существенно

либерализованна и сфера прямой государственной поддержки финансовыми

ресурсами крайне ограничена, процесс развития экономики менее успешен.

В этом контексте обращают на себя внимание и меры, принимаемые в

настоящее время правительством Японии по поддержки развития национальной

экономики.

В период с 1992-го по 1994-го г.г. в Японии были разработаны и в

значительной степени реализованы шесть крупных проектов стимулирования

ускорения развития экономики, прежде всего за счёт увеличения деловой

активности в её общественном секторе. Основой практической реализации этих

проектов явились денежные средства, выделяемые на государственные и

муниципальные капвложения, а также правительственные кредиты, которые не

могли не сказаться на увеличении дефицита бюджета. Тем более что принятое в

сентябре 1995 г. очередное решение Правительства о выделении на

стимулирование экономики средств в размере 14,22 трлн. иен, или около 135

млрд. $, является не только беспрецедентным по своим масштабам, но и

сопровождается такими мерами, как сокращение учётной ставки, предоставление

различных льгот и других форм финансовой поддержки инвестиционным проектам.

При этом критериями такой централизованной и прямой поддержки являются

ориентация проектов на стимулирование расширения внутреннего спроса,

содействие структурным реформам в национальной экономике, стимулирование

целевого импорта и иностранных инвестиций в японскую экономику, а также

развития перспективных технологий производств, вложение средств, в которые

на первом этапе несут высокую степень риска для финансовых институтов.

По оценкам западных экспертов, реализация указанного пакета мер

приведёт к росту внутреннего спроса на 6,9 трлн. иен, что в свою очередь

количественно выразится в увеличении на 1,3% объёма ВВП.

Характерной тенденцией в странах запада в последние два десятилетия

стало повышение роли и ответственности регионов в принятии и реализации

инвестиционных решений.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех реализации

инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибких соотношений

участия в них частных, смешанных и общественных организаций. Во многом

успеху содействует система так называемого координационного управления,

предусматривающая согласованность действий всех участников проекта.

Так в функции государства входит содействие координации управления

региональной программой и созданию эффективного механизма её реализации.

Это включает:

1. обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с

муниципальными и региональными организациями по делегированию им

ответственности, в том числе в области зонального планирования;

2. создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов,

установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование

и др.);

3. определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и

возможные негативные последствия (нарушение экологической среды,

зонального земельного планирования и др.);

4. обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации

для широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения

общественных организаций и населения к участию в принятии решения о

целесообразности его реализации.

Правительства многих стран проводят активную региональную инвестиционную

политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных регионов,

однако центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных органов

власти.

Роль регионов в инвестиционной политике развития городских и сельских

территорий особенно усилилась в 70-80-е годы благодаря законодательному

наделению их широкими полномочиями. Цель региональной инвестиционной

политики – с помощью различных льгот привлечь внимание крупных корпораций и

других частных предпринимателей к данной территории.

Правительство оказывает содействие фирмам, ведущим строительство в

регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных

тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое

бюджетное финансирование проекта. Как правило, государство инвестирует

большие суммы на социальную и производственную инфраструктуру, создание

которой предшествует реализации крупного регионального проекта.

Впервые в США тенденция опережающего развития инфраструктуры проявилась

при освоении Аляски, сейчас это стало и во многих других странах обычной

практикой при реализации крупных региональных проектов и реконструкции

городских и сельских районов.

В Великобритании в 80-е годы были созданы три подобные государственные

корпорации, подчинённые министерству торговли и промышленности. Они имеют

сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами –

участниками регионального проекта земельные участки, занимаются подготовкой

территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций.

Одним из важных источников финансирования строительства на региональном

уровне является выпуск муниципальных облигаций.

В США, например, такие облигации, выпускают правительства штатов, местные

(городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты.

Привлекательность муниципальных облигаций для инвесторов состоит в том,

что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом. Более

того, для резидентов (жителей штата) облигации, выпущенные властями штата

или муниципалитетами внутри них, освобождаются от штатных и местных

налогов.

В целом законодательные и финансово-экономические стимулы в региональной

инвестиционной политике стран Запада способствовали подъёму депрессивных

регионов, многофункциональному развитию городских и сельских территорий,

реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-

экономических и экологических проблем. Зарубежный опыт стимулирования и

регулирования капиталовложений на региональном уровне может быть полезен

для России сейчас.

Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна в связи с тем,

что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации имеются

существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих

экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное

закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных

властей, создание соответствующих механизмов стимулирования

капиталовложений являются необходимыми условиями саморазвития территорий.

Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых с

инвестициями (а именно с большими капиталовложениями в начальный период),

являются структурные преобразования промышленности. Но структурной

перестройке промышленности в развитых капиталистических странах

предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись

подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую

очередь. Они классифицировались как структурно-депрессивные. В частности,

особое внимание уделялось свёртыванию экологически вредных, трудоёмких,

ресурсоёмких производств. Длительность подготовительного периода зависит от

масштабов промышленного потенциала страны, его текущего состояния и глубины

структурного кризиса. Также важны традиции структурных преобразований

промышленности в той или иной стране. Например, в США и Японии эти процессы

проходили значительно быстрее, чем в Западной Европе.

Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии, Великобритании

и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших неперспективных

предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в автомобильной

промышленности, чёрной металлургии и текстильной промышленности были

закрыта на переоборудование или ликвидированы десятки предприятий. Так,

только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных предприятий. В

сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было ликвидировано 700

заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный парк в

металлообрабатывающих отраслях.

Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не

соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса,

государством были определены конкретные ориентиры для свертывания при

производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным

государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных

законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей

(«Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и

«Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация

устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных

масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3

стоимости всего оборудования.

В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие

упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию

новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение

модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды.

В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись через

деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались

устаревшие производства в целых территориальных округах.

В целом государственная политика капиталовложений в развитых странах в

течение последних 20 лет направлена на структурную перестройку экономики на

основе ресурсосберегающих и новейших технологий, широкой компьютеризации, а

также новых систем управления, включающих повышение роли и ответственности

региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном

планировании и зонировании территорий, экологической политике и управлении

инвестиционными программами. Именно они определяют социальный аспект

территориальных программ, составляют (с помощью научных учреждений),

демографические прогнозы регионов, разрабатывают планы создания рабочих

мест и необходимых объектов социальной и производственной инфраструктуры, а

также занимаются вопросами привлечения подрядчиков, проектировщиков,

инвесторов и деловых партнёров (спонсоров).

Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в

промышленном комплексе.

1. Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию.

Реальный инвестиционный климат представляет собой систему социально –

экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга

взаимосвязанных процессов на макро-, микро - и собственно территориальных

уровнях управления в промышленном комплексе, создающих предпосылки для

появления устойчивых инвестиционных мотиваций.

Следует выбрать такой круг показателей, которые будут классифицировать

факторы, определяющие инвестиционную ситуацию и в силу своей специфики

будут отличаться либо достаточным постоянством, либо постоянной тенденцией

к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой

стабильности общеэкономического положения как по стране в целом, так и на

уровне отдельных территорий региона. В условиях же продолжающегося

экономического кризиса, крайней неустойчивости, а главное –

непредсказуемости макроэкономической ситуации, когда большинство

качественных характеристик социально – экономического развития на

региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и

испытывает воздействие разнонаправленных тенденций, оценка перспектив

формирования инвестиционного климата на базе анализа и обобщении одинаковых

по каждой территории региона показателей затрудняется и искажается до такой

степени, что становится практически бесполезной. К тому же ни один из

инвестиционных показателей и даже их совокупность не дают оснований для

окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в целом по

региону, так как они складываются в значительной степени под влиянием

особенностей развития отдельных отраслей и поэтому отражают закономерности

развития именно их динамики и, следовательно, формирование отраслевого, а

не территориального климата.

Итак, методический аспект классификации факторов, определяющих

инвестиционную ситуацию в промышленном комплексе, заключается в обосновании

таких подходов, которые обеспечат учёт как чисто отраслевых и

территориальных изменений, так и их взаимовлияние. При этом необходимо

иметь в виду и традиционные факторы, определяющие ход инвестиционного

процесса, и собственно последствия рыночного реформирования всей системы

экономических отношений в целом по региону, а не только в инвестиционной

сфере.

В литературе экономическое состояние объекта обычно описывается с

помощью системы индикаторов. Отклонение от нормального состояния

определяется измерением значений индикаторов и определением их отклонений

от некоторых нормативов или эталонов. Поэтому задача оценки инвестиционного

потенциала региона состоит, по сути, в определении целесообразного набора

индикаторов и установлению эталонных значений.

Формирование набора индикаторов зависит:

1. от объектов сравнения. Состояние отраслей сферы материального и

нематериального производства описывается различными группами индикаторов,

поскольку целевые установки такого анализа различны. Диагностика

состояния базовых отраслевых комплексов в настоящее время на первое место

выдвигает проблему привлечения инвестиций в промышленность. Для отраслей

потребительского комплекса (лёгкой, пищевой, инфраструктурных), наряду с

инвестициями, не менее важны проблемы конкурентоспособности их продукции

на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг.

2. от критерия нормы. Понятие нормы может быть охарактеризовано

индикатором, описанным:

1. средним арифметическим для совокупности объектов анализа;

2. значением, наиболее часто встречающимся в данной совокупности

(модой);

3. срединным значением данного индикатора на всех объектах анализа

(медианой);

4. максимальным значением индикатора из исследуемой совокупности

объектов анализа.

3. от уникальности объекта анализа. Например, промышленные отрасли

хозяйственного комплекса Урала, связанные с переработкой уникальных по

составу минерально-сырьевых ресурсов, могут претендовать на нетипичную

парадигму экономического поведения, что также влияет на выбор системы

индикаторов.

Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, состояние

отраслевых комплексов может быть описано несколькими десятками (а может

быть и более) групп индикаторов, учитывающих влияние как внутренних

(внутриотраслевых), так и внешних (экономико-правовой среды) факторов

экономического роста.

В мировой литературе для определения инвестиционной привлекательности

территорий в качестве основных параметров используется ряд индикаторов:

уровень сбалансированности промышленного комплекса, интенсивность

выполнения базовых функций, региональный мультипликатор и др. Источниками

информации для расчёта этих показателей служат информационно-аналоговые

базы. Например, для сравнения конкурентных преимуществ территорий в

основном используется «Ежегодная статистическая карта США».

В последнее время в отечественной экономической литературе стали

появляться материалы, посвященные интегральным качественным показателям

оценивающие изучаемые объекты. Например, «рыночная реакция» территории на

проводимые реформы. Принципиальная особенность данного понятия заключается

в том, что с его помощью можно охарактеризовать степень адаптации экономики

территории к новым условиям, в том числе и с точки зрения воспроизводства

капитала.

В настоящее время рыночную реакцию практически невозможно описать

количественно, но вполне реально на основе экспертных подходов оценить её с

качественных позиций и использовать как основополагающий критерий при

ранжировании регионов. В результате удастся избежать привлечения множества

не всегда достоверных показателей и максимально ограничить число

формируемых групп регионов.

Рыночную реакцию можно определить по наличию ряда элементов. Для удобства

использования при ранжировании регионов их можно сгруппировать следующим

образом:

1. Стартовые условия вхождения регионов в рынок характеризуют сложившиеся к

началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки,

способствующие или препятствующие трансформационным процессам. К таким

условиям относятся:

1. наличие экспортного потенциала (ресурсов, котирующихся на мировом

рынке);

2. территориальная удалённость и транспортная освоенность

3. интеллектуальный и инновационный потенциал (в том числе и

невостребованный) и его соответствие целям развития региона;

4. уровень развития социальной сферы и потенциальные возможности региона

в области её совершенствования с целью обеспечения нормального

воспроизводства трудовых ресурсов;

5. состояние производственного потенциала и сложившийся уровень

инвестиционной активности (объёмы инвестиций и качественные

характеристики инвестиционной деятельности);

2. Оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне с

выделением направлений специальной федеральной поддержки отдельных

регионов невозможна без изучения следующих важнейших параметров:

1. особенностей реформирования экономики региона;

2. динамики рыночных преобразований, в том числе складывающихся под

воздействием как стартовых условий вхождения в рынок, так и создание

среды для благоприятного проведения реформ;

3. практики централизованной инвестиционной помощи и системы

государственных инвестиционных приоритетов как основы рыночной

поддержки регионов со стороны центра, ускорения (замедления) темпов

рыночных преобразований;

4. политико-экономической ситуации в регионах и её влияние на ход

реализации стратегии реформ;

3. От результативности реформ и степени адаптации регионов к рыночным

отношениям зависят их место в рыночном пространстве, уровень готовности к

рыночным преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата.

При этом необходимо учитывать следующие факторы: преобразование форм

собственности и их влияние на инвестиционный климат; тенденции

формирования и развития бюджетной системы, финансов хозяйствующих

субъектов, а также финансовых рынков; склонность производителей к

обновлению основного капитала, степень и результативность регулирования

обуславливающих её факторов на федеральном и региональном уровнях;

привлекательность региона для независимых, в том числе зарубежных

инвесторов; влияние процесса реформирования федеральных отношений на ход

социально-экономических преобразований в регионах с выделением собственно

инвестиционной сферы.

Другая точка зрения это рассматривание типа территориального

воспроизводства как некий обобщающий критерий инвестиционного климата, при

этом как считают авторы этой концепции, они получают конструктивную базу

для выявления основных факторов инвестиционного климата и механизмов

управления ими, требующихся для разработки инвестиционной государственной

политики.

Наиболее характерны следующие типы воспроизводства на уровне территории:

1. Расширенный тип воспроизводства, естественно, всегда свидетельствует о

благоприятном инвестиционном климате;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ