Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ
лизинговых услуг;
предоставление инвестиционных кредитов при реализации лизинговых проектов;
предоставление льгот банкам и иным кредитным учреждениям, финансирующим
лизинговые сделки (прежде всего, долгосрочные).
Важно обратить внимание на то, что названные меры будут не только формой
содействи развитию сферы малого предпринимательства, но, главное, мощным
рычагом расширения самого рынка лизинговых услуг, объемов производимой и
передаваемой в лизинг продукции, особенно с учетом того, что финансово-
инвестиционные возможности многих крупных предприятий крайне ограничены, а
малый бизнес имеет накопления, которые он, при известной поддержке, готов
обратить на приращение производительного капитала в реальном секторе
российской экономики.
Наиболее существенными моментами в дальнейшем развитии правовой основы
лизинговых отношений в сфере российского малого предпринимательства будут
следующие:
доработка и принятие целевого Федерального закона, а также аналогичных
законодательных актов субъектов РФ;
разработка Концепции развити лизинговых отношений в сфере российского
малого бизнеса с целью более четкого, как в отраслевом, так и в
региональном разрезе, определения тех ниш, в которых система лизинга внесет
наибольший вклад в развитие материально-производственной базы малого
бизнеса, а также тех видов содействия, которые потребуются сейчас и в
перспективе - на федеральном и региональном уровне - для резкого усиления
позиций лизинга в этой сфере российской экономики.
разработка и нормативное закрепление (например, в форме Постановления
Правительства РФ) специальной системы мер, обеспечивающих льготные условия
выхода МП на рынок лизинговых услуг как единственно доступной сегодня формы
инвестиционной активности малого бизнеса, особенно оперирующего в реальном
секторе экономики.
Формирование региональной нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям
Наряду с федеральным уровнем регулирования лизинговых отношений, имеют
место попытки принятия аналогичных по сфере действи нормативных документов
регионального уровня. Целый ряд региональных законов по развитию и
поддержке малого предпринимательства, принятых в 1995-1997 г.г., содержат
формальные отсылки к лизингу как одной из возможных форм поддержки, при
этом часто отождествляя последний с арендой с правом выкупа арендуемого
имущества. Однако формальное и фрагментарное уточнение в законах не в
состоянии создать на местах адекватную нормативную базу развития лизинговых
услуг дл малого бизнеса, что и служит одной из причин неудовлетворительного
состояния этой составляющей внешней среды развития малого бизнеса.
В качестве позитивного примера можно указать на нормативное обеспечение
развити лизинговых операций в г. Москве. В городе с 1993 г. действует
Московская лизинговая компания (МЛК). На оборудовании, поставленном при
содействии МЛК как лизингодателя, работают ряд предприятий города, в
частности, минипекарни, линии по разливу напитков, магазины, кафе и прочее.
Сроки контрактов финансового лизинга составляют до 2-3 лет. МЛК приступила
к лизингу автомобилей АМО “ЗИЛ” и с 1996г. заключает договоры по лизингу
недвижимости. Для деятельности МЛК органами власти и управления города
Москвы подготовлена соответствующая нормативная база.
Так, было принято Распоряжение Премьера Правительства Москвы “Об
использовании промышленного потенциала города по обеспечению предприятий
малого бизнеса производственными площадями и оборудованием” (№ 504-РП от 28
марта 1994 г.), в котором был зафиксирован ряд моментов, важных для развити
организационно-правовых основ лизинговой деятельности в интересах малого
предпринимательства. В частности, МЛК было предоставлено право размещения
на договорной основе городского заказа по изготовлению оборудования для
малого бизнеса приоритетных направлений деятельности на предприятиях
города, имеющих долю государственной собственности г. Москвы в уставном
капитале не менее 30%. Такая форма регулирования делает лизинг формой
государственной поддержки не только малых, но и определенной группы крупных
предприятий-поставщиков оборудования, передаваемого по лизингу.
Распоряжение закрепляло возможность использования лизинговых отношений с
целью обеспечения малых предприятий производственными площадями и в целом -
более эффективного использования свободных производственных площадей,
находящихся в государственной собственности г. Москвы. Дл решения этой
задачи намечалось прежде всего создание банка данных о наличии свободных
площадей на государственных промышленных предприятиях и в организациях
государственной собственности г. Москвы для предоставления их на договорной
основе в аренду под развитие приоритетных направлений малого бизнеса с
согласия балансодержателей.
Важным в системе нормативных документов г. Москвы по развитию лизинговых
отношений является то, что здесь четко выделяется компонент “поддержки” в
отношении малых предприятий, в том числе с задействованием экономических
ресурсов города как в виде бюджетных средств, так и в виде собственности
Москвы как субъекта Федерации. В этом смысле показательно Распоряжение
Премьера Правительства Москвы “Об изменении порядка передачи в лизинг
оборудования (имущества), являющегося собственностью города Москвы” № 101-
РП от 6 февраля 1996 г. Документ наделяет Комитет по управлению имуществом
города Москвы исключительным правом представлять интересы Правительства
Москвы при передаче в лизинг оборудования (имущества) являющегос
собственностью г. Москвы. В частности, определяется порядок использования в
лизинговых отношениях (на основе конкурса лизингополучателей) имущества г.
Москвы, закупленного за счет средств валютного фонда города. Документ
допускает передачу объекта лизинга из государственной собственности города
в собственность лизингополучателя по возмещении им в бюджет города средств,
затраченные на приобретение данного оборудования (имущества). До перехода
права собственности лизинговое имущество может оставаться на балансе МЛК
или перейти на баланс лизингополучателя (в последнем случае он
освобождается от уплаты налога на имущество). Авансовый платеж при
заключении договора лизинга установлен в 6-10% от суммы сделки.
Используется право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу
(до 3-х кратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной
части основных фондов), что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3
годами, в течение которых происходит полное возмещение лизингового
имущества и переход права собственности к лизингополучателю. Имеют место
также региональные льготы, ориентированные на лизинг отдельных видов
имуществ.
В настоящее время МЛК при большой номенклатуре предлагаемого оборудовани
реализует лизинговые проекты стоимостью от двадцати-тридцати до нескольких
сот тысяч долл. США. Вместе с тем, МЛК сохраняет достаточно жесткие условия
доступа к лизинговым услугам, которые включают в себя не только экспертизу
лизингового проекта и финансовой отчетности предприятия, но также его
имущественного положения и, главное, предоставление гарантий. В качестве
таких могут выступать:
банковские гарантии (по перечню банков, согласованному с МЛК);
залог высоколиквидных ценных бумаг;
залог высоколиквидных объектов недвижимости;
поручительство юридических лиц, имеющих устойчивое финансовое состояние;
гарантия обратного выкупа оборудования поставщиком;
гарантии Московского фонда поддержки МП.
По данным МЛК, объем потребности малых предприятий Москвы в оборудовании
составляет в настоящее время примерно 2,5 млрд. долл. В течение 1994-1997
гг. в МЛК было зарегистрировано более 2 700 обращений, рассмотрено свыше 1
600 заявок от МП и проведена оценка 190 проектов. За счет кредитов
правительства Москвы были подготовлены и реализованы 54 проекта по передаче
оборудования в лизинг малым предприятиям на общую сумму более 300 млрд.
руб.
Анализ финансовой структуры затрат на реализацию лизинговых проектов
обнаруживает тенденцию к увеличению средней стоимости проекта: с 80 тыс.
долларов. в 1994 г. до 260 тыс. долларов в 1996 г., а также к увеличению
срока лизинга (в 1994 г. все проекты имели продолжительность до 1 года,
сейчас 46% из них рассчитаны на срок до 3 лет). Размер процентной ставки
МЛК в течение трех лет снижался в соответствии с изменением
общеэкономической ситуации в России. В 1996 г. она составила 10-30% в
рублях.
Защита лизинговой сделки обеспечивается совокупностью различных механизмов,
включая правовое регулирование, а также анализом финансовых,
управленческих, социальных и иных последствий принятия на себ обязательств
по той или иной сделке. Обычной практикой для МЛК являются анализ
развернутого бизнес-плана, изучение финансового состояния МП, инспекционные
посещения малых предприятий дл контроля за использованием оборудования. Дл
обеспечения арендных платежей в МЛК используют страховой залоговый платеж,
осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества,
в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи
позволяют контролировать динамику поступлений и воврем принимать
необходимые меры. Отслеживается также финансовое состояние
лизингополучателя по периодически предоставляемым им финансовым документам.
В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель
может вновь бесспорно вступить во владение имуществом (объектом лизинга)
при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение
определенного времени.
МЛК распространяет опыт лизинговой деятельности среди малых предприятий в
различных регионах страны путем предоставления имеющихся методических
материалов, организации и участия в проведении семинаров и конференций,
выпуска ежемесячного журнала “Лизинг-ревю”, создани информационно-
методических лизинговых центров, региональных лизинговых компаний. Опыт МЛК
свидетельствует о высокой эффективности лизинга как механизма поддержки МП.
Прибыльность малых предприятий и соответственно пряма экономическая отдача
от инвестиций лизинговой компании, выражаемая через рост налоговых
отчислений в бюджет, а также социальный эффект за счет создания новых
рабочих мест имеют большое значение для развития города. На оборудовании,
полученном в лизинг у МЛК, сегодня производят продукты питания,
строительные материалы, полиграфическую продукцию, оказывают медицинские,
стоматологические, фотографические и другие услуги. В результате было
создано около тысячи новых рабочих мест.
Рассмотренные выше нормативные документы Правительства г. Москвы также
легализовали предложения МЛК об организации лизинга малых предприятий “под
ключ” по приоритетным для города направлениям развити малого и среднего
предпринимательства в столице. Лизингом МП “под ключ” является сдача во
временное пользование или долгосрочную аренду созданного арендодателем (при
необходимости по согласованию с будущим арендатором) МП, всесторонне
подготовленного к началу самостоятельной хозяйственной деятельности. В
данном случае предметом лизинга (финансовой аренды) выступает целостный
хозяйственный комплекс (основной капитал - продукт строительных работ -
земля). Пока подобна форма лизинговых отношений но скорее, экспериментально-
пилотный характер (достоверно известен только один реализованный проект),
однако весьма перспективна для малых предприятий.
Состав имущественного комплекса малого предприятия, передаваемого в лизинг
“под ключ”, определяется договором с учетом специфики отрасли,
функциональными задачами, возможностями арендатора и т. д. При этом
минимальный набор имущественного комплекса включает в себя технологию и
оборудование, производственные помещения и (или) земельные участки. Набор
объектов лизинга в данной модели может быть дополнен также запасом сырья и
материалов, “ноу-хау”, а при необходимости - и заемными оборотными
средствами. Указанна модель выходит за рамки законодательного образца
финансового лизинга, по его объектам, в частности там, где это касается
относительно продукции строительства и земли, что требует соответствующего
развития нормативно-правовой базы лизинговых услуг. По окончании
лизингового соглашения арендатор вправе выкупить малое предприятие по его
остаточной стоимости. В данной модели в основу разработки проектных
предложений по развитию и государственной поддержке малого
предпринимательства должны быть положены следующие принципы:
совершенствование и углубление имущественной поддержки МП путем образовани
фонда нежилых помещений для размещения малых предприятий с оснащением
необходимым оборудованием для их профессиональной деятельности и подготовки
их к практическому использованию (передача малых предприятий “под ключ”);
создание предпосылок по привлечению инвестиционных кредитов для
реконструкции и строительства нежилых помещений на возвратной основе под
гарантии бюджета города в целях увеличения числа малых предприятий, рабочих
мест и эффективного использования (на принципах окупаемости) помещений.
Идеи развития практики лизинга малых предприятий “под ключ” получили
развитие в Постановлении Правительства Москвы № 683 от 16 сентября 1997 г.
“О проектных предложениях по развитию малого предпринимательства в
“спальных” районах города Москвы”. Документ устанавливает, что Московский
городской комитет по управлению имуществом и/или Фонд имущества г. Москвы
по согласованию с Департаментом поддержки и развития малого
предпринимательства Правительства Москвы формируют список нежилых помещений
и передают его МЛК. МЛК после получени списка нежилых помещений,
предназначенных дл использования в соответствии с условиями настоящего
Положения, опубликовывает в средствах массовой информации и/или в
специальных информационных бюллетенях: перечень нежилых помещений, перечень
необходимых документов и требования к ним, услови конкурсного отбора, сроки
представления заявок и проведения конкурса. Лизинговая компани проводит
экспертизу и предварительный отбор представленных заявок. Заявки,
получившие положительное заключение лизинговой компании, выносятся в
конкурсную комиссию для приняти окончательного решения.
В соответствии с решением конкурсной комиссии МЛК:
заключает договор с конечным пользователем и производит в соответствии с
представленным им бизнес-планом инвестирование средств для подготовки
нежилого помещения к производственному процессу, приобретает необходимые
оборудование и материалы, производит монтажно-установочные работы и
осуществляет передачу имущественного комплекса пользователю;
заключает договор купли-продажи с Фондом имущества г. Москвы с рассрочкой
платежей на каждое нежилое помещение, предназначенное дл конкретного
конечного пользователя, утвержденного конкурсной комиссией;
при необходимости также заключается договор долговременной аренды
соответствующего земельного участка.
В качестве еще одного примера, хоть и менее удачного, можно указать на
попытки развития лизинговых отношений для малого бизнеса в Республике Коми.
Здесь помимо регионального целевого закона (см.п.1 ст.11) действует еще ряд
нормативных актов в области регулирования лизинговых услуг, в частности,
“Положение о порядке проведения конкурсов на право получения в лизинг
техники и оборудовани с правом их последующего выкупа”, утвержденное Указом
Главы Республики Коми от 10 декабря 1997 г.№ 348.1.
Положение устанавливает, что к участию в конкурсе допускаются соискатели:
осуществляющие свою деятельность в приоритетных для республики
направлениях: производство товаров народного потребления, промышленной и
сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции;
транспортные перевозки, связанные с заготовкой и реализацией
сельхозпродукции; бытовые услуги населению; строительство и ремонт жилья;
транспортное обслуживание розничной торговли на селе;
имеющие стабильное финансовое положение, положительную структуру баланса;
не имеющие просроченных задолженностей по кредитам банков и обязательным
платежам в бюджет;
своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе и другие необходимые
документы и внесшие задаток. Победителями конкурса становятся соискатели,
предложившие наибольший размер предварительного платежа, но не менее 30
процентов стоимости объекта лизинга.
Вместе с тем, имеющаяся информаци позволяет заключить, что по причинам
финансовых и организационных затруднений компани “Комилизинг” сегодня не
ведет активной деятельности и не может рассматриваться как значимый фактор
ускорения развития малого предпринимательства в регионе.
Ряд регионов России в своих документах по развитию малого
предпринимательства также формулировали предложения по развитию лизинга в
интересах малого бизнеса. Так в Программе Государственной поддержки малого
предпринимательства в Пермской области на 1996-1997 г.г. есть следующие
пункты:
подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской
области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет
области, получаемую банками и другими кредитными учреждениями от
предоставления ими кредитов хозяйствующим субъектам (лизингодателям) для
приобретени имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской
области по снижению ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет
области, получаемую страховыми компаниями от операций страховани сделок
лизинга;
вывести из-под налогообложения часть прибыли специализированных лизинговых
компаний (лизингодателей), направляемую на формирование фондов
финансирования лизинговых операций, в части налога, зачисляемого в бюджет
области;
подготовка и внесение предложений в Законодательное Собрание Пермской
области по освобождению специализированных лизинговых компаний
(лизингодателей) от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет
области, направляемую ими на погашение кредитов, получаемых для
приобретения имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
предоставление специализированным лизинговым компаниям (лизингодателям)
целевых инвестиционных кредитов при осуществлении ими операций финансового
лизинга в целях реализации региональной инвестиционной политики;
в целях повышения коэффициента использования производственных мощностей и
переструктурирования производства, развити малого предпринимательства, в
соответствии с концепцией Программы информатизации Пермской области, во
взаимодействии с учрежденной фондом имущества Пермской области, комитетом
по управлению имуществом администрации области, областным управлением
статистики, заинтересованными предприятиями и организациями необходимо
создание банка данных по неиспользуемому оборудованию, простаивающим
производственным и складским помещениям;
в целях обеспечения малого предпринимательства производственно-
технологической базой, а также реализации Государственной программы
конверсии оборонной промышленности совместно с отделом координации
промышленности и конверсии администрации области, при участии других
заинтересованных органов власти, разработать концепцию использования
лизинговых операций на конверсионных предприятиях. Производство комплектов
машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой
конверсии. Конверсия и переструктурирование производства позволят
высвободить производственные площади и оборудования для их
перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать сеть субподрядных
малых предприятий;
совместно с Пермским территориальным агентством Федерального управления по
делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, в соответствие п.10
постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 421
“О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации
о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций” разработать
механизм использования лизинга при продаже имущества ликвидируемых
предприятий-должников дл поддержки субъектов малого предпринимательства.
Сказанное позволяет заключить:
действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг федерального
уровня не получает за единичным исключением необходимого развития и
конкретизации на уровне субъектов РФ. Последнее особенно ущербно для
интересов МП, т.к. только на региональном уровне нормотворчества возможно в
полной мере учесть и реализовать регионально-особенные предпосылки и
стимулы активного включения МП в сферу лизинговых отношений.
Последующие три раздела доклада, посвященные нормативно-правовому
регулированию информационных услуг, консалтинга и обучения в сфере МП,
несут в себе определенные отличия от регулирования лизинговых отношений и
ряда других аспектов деятельности МП и практики их государственной
поддержки. Это связано с тем, что:
во всех трех рассматриваемых ниже сферах объектом деятельности являетс
создание/движение особого “интеллектуального продукта”, правовое
регулирование которого всегда было более сложным, нежели производства и
потребления вещественных благ;
рассматриваемые ниже сферы деятельности в отношении МП тесно связаны и
часто объединены друг с другом или логически и неразрывно следуют друг за
другом (например, консалтинг и информационная поддержка - за обучением
предпринимателей).
Названные выше особенности трех элементов внешней среды развития малого
предпринимательства предопределяют тесную взаимосвязь их институциональной
и нормативно-правовой базы, включая ее практическое воздействие на сферу
МП. Свидетельством этому может служить опыт реализации ряда проектов
международной технической помощи российскому МП; проектов имевших
“комплексный” характер и особенно тесно интегрированных по линии “обучение
МП - консалтинг для МП”. Еще одним свидетельством сказанного может служить
и новая иде руководства ГКРП России о создании на местах Региональных
центров поддержки предпринимательства (РЦПП), интегрирующих, в частности,
процессы обучения, консалтинга и информационной поддержки малого
предпринимательства во всех регионах России.
II.3. Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг
Особенности консалтинговых услуг как элемента внешней среды малого
предпринимательства
В целях данного исследовани необходимо проведение понятийного разграничения
и, соответственно, разделени вопросов нормативно-правого регулирования
между такими сферами делового обслуживания малого предпринимательства, как
консалтинг (консультационные услуги), с одной стороны, и обучение, бизнес-
обучение (образовательные услуги) – с другой. Провести подобное
разграничение иногда бывает достаточно сложно, т.к. функции
консультирования часто логически продолжают функции обучения, причем как
показывает практика, часто в рамках одного обучающе-консультационного
Центра. Помимо естественного стремления многих предпринимателей получать
консультации там, где они прошли курс качественного бизнес-обучения,
названная выше интеграция стимулируетс факторами чисто экономического
плана: консультационная деятельность более рентабельна, чем предоставление
обучающих услуг, и позволяет “бизнес - школам” продолжать и расширять свою
деятельность.
В разграничении консультационных и образовательных услуг МП мы исходим из
того, что обучение (как контактное, так и дистанционное) носит программно-
системный характер в рамках достаточно долговременной подготовки как
общеэкономического, так и профессионального плана и, как форма содействия
МП и элемент его внешней среды, адресовано в первую очередь начинающим
представителям малого бизнеса. Что касается услуг консалтинга (или
консультирования), то они носят более дискретный, даже разовый, предметно
более частный, целенаправленный характер и могут быть востребованы малым
предприятием практически на любом этапе его деятельности - от открытия до
процедуры банкротства или закрытия.
Еще одно различие связано с тем, что бизнес-обучение в современных массовых
формах ориентировано прежде всего именно на потребности развития сферы
малого бизнеса, тогда как консалтинг (как показывает деятельность
большинства функционирующих в этой сфере фирм) адресуется
предпринимательству вообще и структурируется по несколько иным профилям
(см. ниже). Тем не менее, в практике институтов поддержки МП обучающие и
консалтинговые услуги постоянно тесно взаимодействуют.
По данным российских экспертов, в настоящее время в стране действует
примерно 1000 консалтинговых фирм и большое число индивидуальных частных
консультантов. Сформировалось несколько российских ассоциаций консультантов
и крупнейших общефедеральных провайдеров, лидирующее положение среди
которых занимает РИА “РосБизнесКонсалтинг”, а для сферы малого бизнеса -
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
По своему характеру консалтинговые услуги делятся классифицируются
следующем образом:
по предмету консалтинговых услуг - правовой консалтинг; консалтинг в
области бухгалтерского учета и аудита; консалтинг в области финансов,
кредита и инвестиций; инженерно-технический консалтинг; консалтинг в
области маркетинга; консалтинг по вопросам социально-трудовых отношений,
консалтинг по проблемам безопасности предпринимательства;
по источнику консалтинговых услуг – универсальные консалтинговые услуги по
различным предметам (как правило, предоставляемые от лица крупных
консалтинговых фирм) и специализированные консалтинговые услуги по
отдельным предметам (юридические, налоговые, маркетинговые, технико-
инновационные, таможенные и пр., предоставляемые от лица мелких фирм и
отдельных частных консультантов);
по ситуации потребител консалтинговых услуг – стандартизированный
(консалтинг, предоставляемый в обычных условиях жизнедеятельности
предпринимательских структур) и специальный (например, комплексный
консалтинг в случае очевидной угрозы банкротства предприятия, при
осуществлении “перенятия” малого бизнеса, то есть процедуры его перехода к
новому владельцу, при которой новый владелец пользуется теме же формами
поддержки, как и предприниматель, учреждающий новое МП, и пр.;
по доступу консультантов к деятельности предприятия – “внешний” консалтинг
или документальный консалтинг, когда консультанты лишь анализируют
первичную бухгалтерскую и иную информацию о деятельности данного
предприятия и “внутренний” консалтинг, когда консультанты наряду с анализом
первичной информации на некоторое врем непосредственно включаются в
управление данным предприятием в целом или практически занимаетс одной из
сторон его повседневной деятельности. Однако такая форма консалтинга пока
не получила широкого распространения в практике хозяйствования и управления
в России.
При рассмотрении вопросов формирования систем консалтинга и обучения дл
сферы российского малого предпринимательства следует также принять во
внимание, что в значительной мере эта сфера формировалась в рамках
реализации проектов международной технической помощи Российской Федерации
как на многосторонней, так и на двусторонней основе. В частности, в рамках
реализации программ международной помощи было создано Российское агентство
поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМиСБ), затем в рамках программы
TACIS было развернуто формирование сети региональных агентств поддержки МП.
С Российской стороны основным участником проекта было РАПМиСБ. Особенностью
этого проекта было то, что он был непосредственно подкреплен Постановлением
Правительства РФ “О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”,
№1434 от 29 декабря 1994 г. По данным за 1996 г., число региональных
агентств составляло около 25, хотя, как показали обследования, многие их
них, особенно после прекращения финансирования по линии TACIS, оказались в
сложном финансовом положении и вынуждены были резко ограничить свою
деятельность. Это говорит о необходимости принятия специальных мер по
сохранению и продолжению деятельности этих важнейших институтов
государственной и общественной поддержки МП, где накоплен ценный опыт
работы, сформировались профессиональные кадры консультантов и
преподавателей. Утрата этого потенциала была бы серьезным уроном дл
перспектив развития российского малого бизнеса. Сказанное касается в первую
очередь региональных агентств, функционирующих в регионах, которые по
уровню своего социально-экономического развития (включая и реальную картину
состояния МП) объективно не могут пока обеспечить функционирование
указанных агентств на принципах самоокупаемости.
Московское агентство развити предпринимательства (МАРП) было создано в 1994
году и в настоящее время имеет развитию филиальную сеть (10 агентств) в
городе. МАРП, как было отмечено выше, является по существу комплексным
информационно - консалтинговым и обучающим центром. В сфере
консультирования его основные услуги определяются как:
консультации по регистрации предприятий и выбору их организационно-
хозяйственной формы;
бизнес-планирование;
маркетинг;
финансовый анализ;
консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению (в т.ч. упрощенному)
и статистической отчетности МП;
консультации по экспортно-импортным операциям и созданию совместных
предприятий.
Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского
малого предпринимательства
Анализ нормативно-правового регулирования консалтинга как формы бизнес -
услуг предпринимательскому сектору затрудняется не только многообразным
характером этого вида услуг, но и тем, что само по себе понятие
“консалтинг” не является пока общепринятым обозначением той или иной сферы
профессиональной (хозяйственной) деятельности. Например, в такой известной
базе данных по правовым вопросам как “Гарант” понятие “Консалтинг”
отсутствует вообще. Это типично и для других баз данных по правовым
вопросам. Специфическая подотрасль “деловые услуги” или “бизнес-услуги”
(что, несомненно, шире поняти предпринимательского консультирования) не
представлена в “Общероссийском классификаторе видов экономической
деятельности, продукции и услуг” (ОКДП).
В сложившейся ситуации наиболее близкой сферой правового регулирования к
сфере предпринимательского консультирования являютс отрасли “Услуги” в их
традиционном понимании и структуризации. Значительное внимание правовому
регулированию деятельности сферы услуг уделено в ГК РФ. Эти вопросы
рассмотрены главным образом в Главе 39 ГК РФ - “Возмездное оказание услуг”,
хотя по мнению юристов, для правовой основы консалтинговой деятельности
могут быть также взяты и иные нормы, в частности, регулирующие выполнение
работ по договору и пр. При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя
характер договора возмездного оказания услуг, включает в сферу отношений,
покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных,
аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, по
туристическому обслуживанию и иных услуг. Это открывает возможность
формирования по каждой из названных подотраслей сферы услуг
самостоятельного блока нормативно-правового регулирования, хотя нет
оснований полагать, что без него эффективное функционирование данной сферы
услуг для предпринимательства в принципе невозможно. Следует также иметь в
виду, что сфера услуг и возникающие здесь правоотношения регулируются также
и Федеральным законом “О защите прав потребителей”.
Применительно к нормативно-правовому регулированию сферы услуг следует
выделить ряд юридических документов, которые можно рассматривать как на
наиболее приемлемую правовую базу для оказания консультационных услуг
предпринимательской среде.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на уже упоминавшийся закон “О
торгово-промышленных палатах...”, который не только позволяет последним
иметь собственные предприятия, но и прямо фиксирует в целях и задачах
деятельности ТПП многие вопросы, тяготеющие к сфере консалтинга как дл
российских, так и для иностранных предпринимателей.
Примером нормативно-правового регулирования отдельных сфер, условно
относимых к сфере предпринимательского консультирования, может служить
действующее регулирование оказания юридических услуг, которые действительно
занимают важное место в деятельности российских МП. Такое регулирование
осуществляется Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг” № 344 от
15 апреля 1995 г. Документ устанавливает практику лицензирования оказани
юридических услуг. Выдача лицензий осуществляется Министерством юстиции
Российской Федерации и органами юстиции субъектов Российской Федерации.
Лицензии на оказание платных юридических услуг выдаются физическим лицам,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица (индивидуальные предприниматели), и юридическим лицам
независимо от их организационно-правовой формы. Согласно Постановлению и
Положению, платные юридические услуги вправе оказывать физические лица,
имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем
юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее
трех лет. Лицо, имеющее диплом иностранного государства о высшем
юридическом образовании, вправе оказывать платные юридические услуги в виде
консультаций только по законодательству государства, выдавшего диплом.
Довольно жестко лицензируется также и право оказывать деловые
консультационные услуги в области бухгалтерского учета и аудита, операций с
ценными бумагами. В настоящее время решаетс вопрос о лицензировании
консультирования в области оценочной деятельности.
Таким образом, основное значение в правовом регулировании консалтинга имеет
вопрос о его лицензировании. Практика лицензирования имеет своей главной
целью защитить клиента от получения некачественных консультационных услуг.
По существу, сегодн консалтинговое обслуживание предпринимательской среды
(в том числе и МП) распалось на две составляющие: лицензируемый консалтинг
и нелицензируемый консалтинг. К первому, как уже было отмечено выше,
относятс консалтинговые услуги по широкому спектру вопросов юридического
характера, а также по вопросам бухгалтерского учета и аудита, операций с
ценными бумагами и пр. Напротив, консалтинговые услуги в области
Страницы: 1, 2, 3, 4
|