Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ
маркетинга, менеджмента, рекламы, социально-трудовых отношений не
лицензируются.
В настоящее время эксперты не поддерживают нормативного расширения сферы
лицензируемого консалтинга или ужесточени самой процедуры лицензирования,
т.к. это далеко не всегда (особенно в российских условий) является твердой
гарантией качества услуг. Напротив, выдвигается идея профессионально-
общественной аккредитации услуг консультантов как формы утверждения и
контроля определенного имиджа фирмы-консультанта на рынке деловых услуг.
Поскольку в законах субъектов РФ по вопросам развития и поддержки МП
проблемы регулирования консалтинговых услуг для МП отражены
неудовлетворительно, основная тяжесть по нормативному урегулированию
данного элемента внешней среды российского МП по названным выше вопросам
ложится на федеральное законодательство и нормативные документы российского
Правительства.
II.2. Нормативно-правовое обеспечение в области информационных услуг
Развитие систем информационного обеспечения российского малого
предпринимательства
Нормативно-правовое обеспечение информационных услуг как составляющей
внешней среды развития российского малого предпринимательства и практики
его государственной поддержки следует считать чрезвычайно объемным и
многогранным в связи с наличием значительного числа организационно-
технических форм передачи (предоставления) такой информации ее
потенциальным потребителям, включая и малые предприятия (разнообразные
печатные издания, радио и телевидение, прочие системы и сети проводной и
беспроводной связи, распространение информации на магнитных и иных
носителях, предоставление услуг Интернет и пр.). Видимо, это многообразие
технических средств и возможностей передачи информации и является причиной
того, что в имеющихся публикациях отсутствуют данные как об объеме рынка
информационных услуг предпринимательству (не говоря уже отдельно о сфере
малого предпринимательства), так и структуре этого рынка (например, по
видам информационных носителей).
Серьезные проблемы связаны и с институциональным обеспечением
информационной поддержки малого бизнеса. Начиная с 1994-1995гг. был
предпринят ряд попыток создания системы информационного обеспечения малого
предпринимательства (СИОМП), прежде всего, на многосторонней
(государственно-частной) основе в виде акционерного общества “Российские
информационные центры” (АО “РИЦ”) во главе с Московским Инфоцентром. АО РИЦ
должен быть объединить в единую сеть региональные центры информации - как
самостоятельные, так и действующие на местах при бюджетной поддержке. На
первом этапе деятельности СИОМП предполагалось объединить таким образом 36
региональных информационно-аналитических центра.
Перед АО “РИЦ” были поставлены определенные задачи в области
информационного обеспечения как самого малого предпринимательства, так и
всех звеньев (федеральных, региональных, местных)в области государственной
политики развития и поддержки МП. Эти задачи, в основном сохраняющие свою
актуальность и в настоящее время, таковы:
создание, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования системы
информационного обеспечени предпринимательства на основе сети региональных
и местных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных
информационных баз и банков данных с использованием унифицированных
программных и технических средств и развитых сетей передачи данных;
информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области развития и государственной поддержки
предпринимательства в Российской Федерации;
информационное обеспечение российских и иностранных субъектов
хозяйствования по всем направлениям развити предпринимательской
деятельности в Российской Федерации;
содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, в
том числе на региональном и местном уровнях, путем создания его
информационной инфраструктуры.
Однако сложные проблемы бюджетного финансирования, а также последующее
упразднение Государственного Комитета РФ по промышленной политике, который
нес основную долю ответственности за развертывание систем информационного
обеспечени предпринимательства, привели к тому, что поставленные задачи по
созданию СИОМП-РИЦ не был в полной мере реализованы даже в рамках базисного
становления систем информационного обеспечения МП. Инфоцентры -
региональные опорные точки СИОМП на местах - были вынуждены по преимуществу
отказаться от специализированной ориентации на информационные нужды МП,
т.к. это не позволяло им обеспечить себе “выживания” при сокращении
бюджетного финансирования и переходе на принципы рыночной самоокупаемости.
Это дает экспертам основание констатировать, что в настоящее время в России
особого рынка информационного обслуживания МП, тем более - рынка
федерального уровня, - не существует.
Между тем, проблемы рынка информационного обеспечения МП складываются не
только со стороны “предложения”, но и со стороны “спроса”. Выявляемая
многими обследованиями относительная пассивность российских МП в отношении
проблем их информационного обеспечения говорит о необходимости “агрессивно”
демонстрировать возможности и преимущества высокой информационной
обеспеченности МП, доказывать целесообразность затрат предпринимателей на
приобщение к современным информационным системам (например, через
компьютерную технику) и найма/подготовки кадров информационного обслуживани
соответствующей квалификации. По оценке экспертов “Российской
информационной сети делового сотрудничества”, затраты на информационное
обеспечение предпринимательской деятельности дают 10-кратный эффект
окупаемости.
Наиболее перспективны следующие направления информационного обслуживания
МП:
возможности участия МП в системе выполнения поставок товаров и услуг дл
государственных и муниципальных нужд;
возможности расширения и углублени кооперационных связей крупного и малого
бизнеса на контрактной и субконтрактной основе;
привлечение инвестиционных ресурсов для МП;
лизинговая информация, в том числе по “категории срочный лизинг”, льготные
платежи по которому делают его наиболее доступным дл стартовых МП;
включение МП в систему франчайзинга и иных форм фирменных поставок,
фирменного обслуживания и иного сервиса от лица лидеров российского
бизнеса.
Как показывает практика становлени систем информационного обеспечения
российского малого бизнеса, эти системы эффективно формируются лишь при
движении снизу вверх, т.е. не через создание, часто на пустом месте
филиальных отделений неких межрегиональных или общефедеральных
информационных систем, а путем интеграции в единое информационное поле уже
вставших на ноги региональных информационных систем, уже нашедших свое
место в общем русле развития малого бизнеса, а также функционирования
систем его государственной и общественной поддержки.
Нынешняя же ситуация в области информационного обслуживания МП
характеризуется экспертами как параллельное развертывание нескольких разных
по объему и возможностям федеральных (точнее - межрегиональных) и еще
большего числа региональных систем обеспечения информационных потребностей
российского предпринимательства, в том числе, и сферы малого бизнеса. По
данным обследования 1996 г., на информационном рынке России действовало
около 500 организаций - провайдеров информации разного масштаба и
направленности деятельности. В большинстве случаев информация
предоставляется на бумажных носителях (публикации) или на электронных
носителях. К числу важнейших провайдеров последнего из названных видов
информационной продукции в юридической сфере относятся такие известные
системы как “Гарант” и “Консультант-плюс”,в общекоммерческой сфере -
“Мобиле”, “Полинон” и Агентство деловой информации.
Среди печатной информационной продукции следует выделить проекты
информационных публикаций Агентства международного развития США (1995-1996
гг.), а также программу “Справочные публикации”, реализуемую ИСАРП при
поддержке Мирового банка. Основными источниками информации о возможностях
бизнес - образования в России являются издания ИСАРП и АНХ при
Правительстве России.
Особой формой информационных услуг для МП является прямое предоставление
таковых через базы данных, а также непосредственно через экспертов-
консультантов различных институтов и центров поддержки МП. Так, МАРП
предлагает представителям малого бизнеса информацию по законодательству в
России и за рубежом, по производителям товаров и услуг в России и странах
СНГ, адресную информацию по компаниям и фирмам ЕС, статистические данные по
России и ЕС по коммерческим предложениям российских и зарубежных фирм, по
товарным рынкам и ценам. Предлагается также такой вид “активных”
информационных услуг, как размещение коммерческих предложений МП в
международной сети малых и средних предприятий ЕС.
МАРП предлагает доступ к следующим информационным системам:
“KOMPASS” -информация о 400 тыс. компаний 13 европейских стран.
“Dun & Bradstreet”- Central Europe - информация о 8 тыс. компаний стран
Центральной Европы.
“Euro Cooperation Databank” - 17 тыс. предложений о международном
сотрудничестве ,собранных Евроинфоцентрами.
“Teleselect-Austria” - информация о 9 тыс. компаний Австрии.
“Export Directory of Denmark” - информация о 6 тыс. компаний Дании.
“"Европартенариат"” - информаци по более чем 2 тыс. компаний-участниц этой
программы за 1994-1997гг.
В настоящее время работу по созданию Российской (информационной) сети
делового сотрудничества ведет также Российска Торгово-Промышленная Палата
(ТПП). Эта система именуется как “Российская информационная сеть делового
сотрудничества” (“Russian Business Cooperation Network”). Сеть -
коммерческое предприятие - корпорация, 51% капитала которой принадлежит
Российской ТПП, среди учредителей также представлен и Федеральный Фонд
поддержки малого предпринимательства. Решением Попечительского Совета
Федерального фонда корпорация была утверждена генеральным подрядчиком по
реализации ряда мероприятий Федеральной программы поддержки МП на 1996-1997
г.г. В рамках этой работы корпорацией проведено накопление больших объемов
информации (в том числе по развитию предпринимательства, состоянию
региональных систем его информационного обеспечения), проведены
аналитические исследования (в частности, по анализу региональной нормативно-
правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства).
Осуществлено 6 пилотных проектов по регионам России по накоплению детальной
информационной базы и по всем 89 регионам - информационных блоков более
ограниченного объема. Однако поскольку заказчиком данная работа не оплачена
(или оплачена не в полной мере) данные информационные ресурсы “заморожены”
и не могут быть практически использованы, в т.ч. и представителями
предпринимательских кругов.
К участию в накоплении информационных ресурсов данной корпорации привлечено
значительное число российских и зарубежных информационных агентств,
региональных администраций, более 100 региональных отделений ТПП и пр. В
настоящее время в режиме “on-line” сеть предлагает более 400 видов
информационных ресурсов, включая “Деловые предложения”, “Лизинг”, “Деловое
образование”, “Недвижимость”, “Безопасность предпринимательства” и пр. Сеть
имеет особый блок, нацеленный на обеспечение информационных потребностей
малого бизнеса, однако практическая “насыщенность” данной сети конкретными
коммерческими и иными предложениями для МП пока недостаточно велика и
нуждается в значительном расширении. Задача могла быть решена в сжатые
сроки при ограниченном дополнительном финансировании в рамках новой
Федеральной программы поддержки МП.
Еще одной попыткой построить в интересах МП информационную систему
общегосударственного уровня следует считать проект “Информационная система
Российской сети агентств поддержки малого и среднего бизнеса” (SIORAnet).
Главными задачами этой системы являютс следующие:
интеграция российского малого и среднего бизнеса в мировое информационное
пространство;
создание корпоративных информационных ресурсов для участников системы
SIORAnet;
обеспечение доступа малым и средним предприятиям, другим клиентам и
партнерам системы к широкому спектру как ее собственных, так и других
российских и зарубежных информационных ресурсов;
обеспечение оперативного информационного взаимодействия между участниками
системы;
формирование и предоставление новых услуг для МП с использованием
современных информационных технологий;
реклама и продвижение услуг системы в России и за рубежом;
обеспечение органов государственного управления информацией по развитию МП.
Для реализации целей названной системы предполагается создание в 1998-1999
гг. Центрального узла сети на базе РАПМСБ в Москве и 5-6 региональных узлов
системы.
На региональном уровне в настоящее время активизируют свою работу
региональные Центры научно-технической информации (НТИ), созданные еще в
советское время в рамках единой Государственной системы НТИ. В условиях
изменившегося спроса на информацию региональные центры НТИ начали осваивать
новые рыночные ниши. Например, Московский областной Центр НТИ создал базу
данных “Рынок промышленной продукции России”, которая на начало 1998 года
содержала около 60 тыс. позиций. Волгоградский Центр НТИ создал базу данных
по научно-техническим организациям регионов России. Обе базы данных
представляют интерес для малого бизнеса не только на региональном, но на
общероссийском уровне.
В ближайшей перспективе, несомненно, возрастет актуальность вопросов
регулировани информационного обеспечения МП, так или иначе задействованного
на электронные носители информации (и, соответственно, правового
регулирования). Развитие этого направлени информационной поддержки
предпринимательства будет приобретать в организационном плане все более
масштабный характер. Примером столь широкомасштабной акции может служить
кампани развития информационного обеспечения МП “32”, поддержанная ГКРП
России, представительством компании “Microsoft”, рядом ведущих компьютерных
фирм, а также фирмой “Гарант” - крупнейшим в России провайдером правовой
информации. Программа “32” включала в себя не только льготы для МП на
традиционные формы распространени правовой информации на электронных
носителях, но и использование механизма обратной связи “Гаранта” с
пользователями его правовой информации (по сути, это уже элемент правового
консалтинга), данные по систематизации и анализу более 30 000 ситуаций,
встречающихся в практике хозяйствования в сфере малого бизнеса.
Резюмируя можно подчеркнуть, что в отличие от планов, существовавших 2-3
года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения
МП на федеральном и региональном уровне все в большей мере будет опираться
не на государственные структуры, а на систему независимых, в т.ч. и частных
информационных систем. Как и в случае с другими видами содействия МП,
привлечение дл нужд МП независимых информационных систем потребует четкого
выделения и закреплени здесь самого компонента “государственной поддержки”
в отношении малого бизнеса, а также источников и механизмов ее
финансирования. Эта задача должна решаться как на федеральном, так и
особенно на региональном уровне информационного обеспечения МП.
Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского
малого предпринимательства
Особенность нормативно-правового регулирования данного элемента внешней
среды развития российского малого предпринимательства состоит в том, что
каждый из видов информационной деятельности имеет свой достаточно объемный
пакет регулирующих нормативных документов, в том числе, и с чисто
технической стороны. Мы остановимся лишь на важнейших документах в этой
сфере юрисдикции, регулирующих вопросы доступности и эффективности
информационного обеспечения МП как части всей предпринимательской среды в
целом.
Основополагающее значение здесь имеет Федеральный закон “Об информации,
информатизации и защите информации” ;№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. Данный
закон:
вводит такое понятие, как информатизация, определяя ее как организационный,
социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений на основе формирования и
использования всех видов информационных ресурсов;
устанавливает, что государственна политика в сфере формирования
информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для
эффективного и качественного информационного обеспечени решения
стратегических и оперативных задач социального и экономического развити
Российской Федерации;
предусматривает, что все виды информационных систем и сетей, технологий и
средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической
деятельности, развитие которой определяется государственной научно-
технической и промышленной политикой информатизации.
Важное значение имеет и положение Закона о том, что деятельность в сфере
предоставления информационных услуг являетс лицензируемой, а информационные
системы, базы и банки данных, предназначенные дл информационного
обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке,
установленном Законом Российской Федерации “О сертификации продукции и
услуг”. К сожалению, данный закон не содержит в себе даже основ
информационной политики государства в отношении субъектов малого
предпринимательства, а также тех условий, при которых они могут быть
охвачены государственной научно-технической и промышленной политикой
информатизации.
Эти проблемы формально включены в Федеральный закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14
июня 1995 г., который относит создание льготных условий использовани
субъектами малого предпринимательства государственных и иных информационных
ресурсов к числу важнейших направлений политики поддержки и развития малого
предпринимательства в стране. Однако и здесь преобладает чисто заявительная
постановка вопроса, не включающа конкретные механизмы реализации этого
направления государственной политики в отношении малого бизнеса;
отсутствуют конкретные обязательства конкретных институтов
В отдельных случаях вопросы информационного обеспечения МП (прежде всего, в
контексте осуществления мер его поддержки) рассматриваются в рамках
регионального законодательства. Так, например, закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства” Республики Коми как на одно из
направлений государственной поддержки МП в республике указывает (опять-
таки, в чисто заявительном плане) на “создание соответствующей
информационной инфраструктуры в целях получения субъектами МП
экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и
иной информации, необходимой для их эффективного развития”.
Таким образом, в целом политика информационного обеспечения (информационных
услуг) как взаимосвязанный элемент развития и государственной поддержки МП
не получила необходимого нормативно-правового закрепления ни на федеральном
уровне, ни (в абсолютном большинстве случаев) на региональном уровне.
Другими словами, на сегодняшний день не существует какого-либо нормативно-
правового документа федерального уровня, который четко и однозначно
прописывал механизмы льготного или иного гарантированного доступа субъектов
малого предпринимательства к различным категориям информационных источников
- включая как государственные (федеральные и региональные) информационные
массивы, так и информационные ресурсы независимых (частных) информационных
систем.
На федеральном уровне единственным целевым нормативно-правовым документом,
прямо ориентированным на информационные интересы предпринимательской среды,
следует считать Постановление Правительства РФ “Об информационном
обеспечении предпринимательства в Российской Федерации” № 1319 от 1 декабря
1994 г. Центральным моментом этого Постановления, направленного на
формирование специализированной Системы информационного обеспечения малого
предпринимательства (СИОМП), было создание названного выше акционерного
общества “Российские информационные центры”.
Однако сложные проблемы бюджетного финансирования и перестройки
институционального характера привели к тому, что СИОМП в первоначально
задуманном виде так создана и не была, а единой системы информационного
обеспечения российского малого предпринимательства на федеральном уровне не
существует.
Проблема информационного обеспечени предпринимательства, включая малый
бизнес, решается фрагментарно. Так, названное выше участие Российской ТПП и
региональных торгово-промышленных палат в информационном обеспечении
предпринимательской деятельности закреплено в действующем правовом
регулировании торгово-промышленных палат как особого института рыночной
инфраструктуры. Таковое регулирование осуществляется на основе Закона
Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации”. В данном законе указывается, что ТПП “оказывают
предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные
услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного
обслуживания предпринимательства”. Однако информационные услуги ТПП
(которые она оказывает через созданные при ее участии специализированные
коммерческие структуры, в т.ч. названную выше корпорацию “Российска
информационная сеть...”) строятся на принципе самоокупаемости, достаточно
дорогостоящи и не всегда доступны для малого бизнеса, особенно его
начинающих представителей.
Анализ практической деятельности в этой области показывает, что с точки
зрени правового регулирования ключевым являетс вопрос о лицензировании.
Получение лицензии крайне осложнено (требуется около 30 согласований),
притом, что фактически многие субъекты информационного рынка работают, как
полагают эксперты, без всяких лицензий и контроля. Наряду с этим, даже
наличие лицензии не является достаточной гарантией по качеству
предоставляемых информационных услуг. Во многих случаях для комплексного
информационного обслуживания МП одной лицензии мало. Это ставит вопрос о
разработке процедуры единого лицензирования провайдеров для комплексного
информационного обслуживания субъектов МП.
Формирование региональной нормативно-правовой базы по информационному
обеспечению
В отсутствие единой и доступной МП общефедеральной информационной сети,
основна тяжесть решения проблемы информационного обеспечения представителей
российского малого бизнеса, как было отмечено выше, пока ложитс на
региональный уровень информационного обеспечения предпринимательских нужд.
Это ставит вопрос о развитии регионального среза законодательно-правового
регулирования всей деятельности в области информации, включа удовлетворение
информационных запросов предпринимательской среды и малого бизнеса, в
частности. Анализ нормативных материалов регионального уровня, между тем,
не говорит о наличии устойчивого внимания органов власти и управления
регионального уровня к вопросам информационного обеспечения МП.
Позитивным примером регулировани вопросов информационного обеспечения МП на
региональном уровне является статья 16 “Информационное обеспечение
субъектов малого предпринимательства” Закона г. Москвы № 14 от 28 июня 1995
г. “Об основах малого предпринимательства в Москве”. Данный закон
фиксирует, что органы власти города Москвы принимают меры:
по созданию инфраструктуры дл получения и обмена необходимой для субъектов
МП информации, в том числе банков данных, обучающих и консультационных
экспертных систем с предоставлением прав пользования ими субъектам малого
предпринимательства;
по созданию Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы,
включающего основные статистические данные, характеризующие их деятельность
и дающего возможность непосредственного или абонентного доступа к ним для
субъектов малого предпринимательства, отраслевых и территориальных органов
управлени города Москвы.
Закон устанавливает, что Правительство Москвы оказывает МП следующие виды
содействия в информационной сфере:
по организации и поддержке периодических изданий, специализирующихся на
освещении проблем малого предпринимательства, публикации законодательных и
нормативных актов города Москвы, инструктивных и справочных материалов о
порядке их применения на территории города, выражающих и обобщающих мнение
предпринимательских кругов путем проведени регулярных социологических
опросов субъектов МП, в том числе по вопросам совершенствовани
законодательных и нормативных актов города Москвы и Российской Федерации,
определяющих развитие МП, включая их предварительное обсуждение на стадии
проектов;
по организации выставок и проведении иных мероприятий, направленных на
повышение информированности субъектов малого предпринимательства о
возможности и условиях расширения предпринимательской деятельности,
повышения ее эффективности в интересах социально-экономического развития
Москвы.
Имеющиеся нормативные документы показывают, что Правительство города Москвы
позитивно оценивает роль информации, информационной поддержки для развития
МП как и всей предпринимательской среды города. Эти вопросы затронуты, в
частности, в Распоряжении Мэра Москвы “О создании рыночной основы развития
предпринимательства в г. Москве” № 352-РМ от 26 июля 1995 г. Указанным
нормативным документом Департаменту по делам печати и информации
Правительства Москвы совместно с Департаментом развития и поддержки малого
предпринимательства предписывается регулярно издавать методические и
информационно-правовые материалы по вопросам лицензирования, регистрации,
налогообложения с целью информационного обеспечения субъектов малого
предпринимательства на территории г. Москвы. Распоряжение Мэра обязывает
издать разработанные Департаментом развития и поддержки малого
предпринимательства на базе действующих нормативно-правовых документов
методические материалы по вопросам приобретени прав аренды нежилых
помещений, земельных участков и объектов незавершенного строительства
субъектами малого предпринимательства через конкурсы и аукционы.
Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства дано указание
обеспечить финансирование этой работы. В настоящее врем Правительство
Москвы рассматривает меры по дальнейшему “приближению” непосредственно к
субъектам малого бизнеса в общем контексте передачи ряда функций поддержки
МП, включа элементы информационной поддержки, с городского уровня на
муниципальный.
Практическую работу в городе по налаживанию системы информационного
обслуживания МП выполняет ЗАО “Московский центр деловой информации”
“БИНЕК”. “БИНЕК” создан в декабре 1996г. Центр являетс разработчиком и
оператором информационной сети “Малый бизнес Москвы” и предоставляет своим
клиентам следующие виды информационных услуг:
подключение к коммутируемым и выделенным каналам связи, в том числе и
цифрового радиодоступа;
выход в глобальную сеть Интернет и электронную почту;
информацию из различных баз данных как на платной, так и не бесплатной
основе;
бесплатный доступ к справочной информации по МП и к электронным версиям
специализированных печатных изданий в области малого бизнеса.
“БИНЕК” имеет статус (лицензию) компьютерного средства массовой информации
и лицензию по оказанию информационных услуг. Благодаря тому, что часть
расходов по формированию и функционированию “БИНЕК” финансируется
Правительством Москвы, даже платные услуги предоставляются по ценам ниже
рыночных или (если “БИНЕК” делает доступными своим пользователям “чужие”
базы данных, например, “Гаранта”) - по минимальной цене исходного
провайдера. В настоящее время даже в Москве выход на “БИНЕК” возможен
только через “Интернет”, однако предполагается, что с осени 1998г. станет
возможным (в Москве) прямой выход через обычную телефонно-модемную связь.
Дл обеспечения доступа в системы со стороны МП, многие из которых не имеют
возможности приобретения необходимого оборудования и пр., “БИНЕК”
предполагает открытие в городе (в сотрудничестве с территориальными
филиалами МАРП) сети так называемых “Интернет-кафе” или “Интернет-клубов”
для представителей малого бизнеса.
Однако далеко не во всех регионах России, даже имеющих собственное
законодательство по развитию и государственной поддержке МП, таковое
включает в себя хотя бы общие моменты правового регулировани информационных
услуг для МП. Так, положение закона Республики Коми об информационном
обеспечении МП в рамках единой системы его государственной поддержки не
“подкреплено” конкретными нормативными документами (решениями) и
практически не реализуется. Как и на федеральном уровне, в республике
предпринимаются попытки создания системы информационной поддержки
предпринимательства (включая МП) на базе возможностей Республиканской ТПП,
однако для такой работы характерна пока лишь самая начальная стадия.
Примером подобной правовой необеспеченности может служить и Закон
Московской области “О поддержке малого предпринимательства в Московской
области” № 14/88 от 29 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 15 мая
1996 г. и 5 марта 1997 г.), в котором вообще нет целостного указания на
конкретные функции, ответственность органов власти и управлени Московской
области как субъекта РФ за формирование и регулирование систем
информационного обеспечения МП.
Примерно в том же плане решаетс данный вопрос и в законодательных актах
других субъектов РФ. Так, в статье 15 Закона Республики Бурятия “О
государственной поддержке малого предпринимательства” говорится, что
республиканские органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления, фонды поддержки малого предпринимательства разрабатывают и
осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры
в целях получени субъектами малого предпринимательства экономической,
правовой, статистической, производственно-технической и иной информации
необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними
указанной информацией.
В законе Хабаровского края “О малом предпринимательстве” (статья
16)говорится, что Администрация Хабаровского края, органы местного
самоуправления и краевой фонд поддержки создают краевую систему
информационного обеспечения малого предпринимательства (далее - КСИОМП) с
целью получения субъектами малого предпринимательства экономической,
правовой, статистической, производственно - технологической и иной
информации, необходимой для их эффективного развития. КСИОМП включает в
себя краевой информационно - аналитический центр и сеть информационно -
консультационных пунктов в городах и районах края.
В документе подчеркивается, что информационное обслуживание субъектов
малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях,
предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и
Хабаровского края. Компенсация предприятиям и организациям, предоставляющим
информационные услуги, полностью или частично недополученных ими доходов
при информационном обслуживании субъектов малого предпринимательства на
льготных условиях осуществляется за счет фонда поддержки.
Администрация Хабаровского края также оказывает содействие субъектам МП в
организации выставок и проведении иных мероприятий, направленных на
повышение информированности субъектов малого предпринимательства о
возможности и условиях расширени предпринимательской деятельности,
повышении ее эффективности в интересах социально - экономического развития
Хабаровского края.
В законе Ярославской области “О малом предпринимательстве” (статья 15-17)
вопрос об ответственности за решение задач информационного обеспечения
субъектов МП решается более конкретно. Здесь говорится, что Губернатор
Ярославской области и Правительство Ярославской области разрабатывают и
осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры
в целях получени субъектами малого предпринимательства экономической,
правовой, статистической, производственно-технологической и иной
информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена
между ними указанной информацией. Органы государственной власти и органы
местного самоуправления Ярославской области обеспечивают доступ субъектов
малого предпринимательства к текстам нормативно-правовых актов,
регулирующих хозяйственную деятельность на территории области. Органы
государственной власти Ярославской области публикуют в открытой печати
проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих осуществление деятельности
субъектами МП, а также иные интересы указанных субъектов не менее, чем за
один месяц до приняти соответствующих нормативно-правовых актов.
Из числа принятых в последнее врем наиболее проработанным представляется
Закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого
предпринимательства в Воронежской области". Здесь вопрос об ответственности
за информационное обеспечение субъектов МП решается наиболее конкретно.
Согласно закону в области создается Комитет по инвестициям, малому,
среднему бизнесу и предпринимательству, который являетс самостоятельным
структурным подразделением администрации Воронежской области с правами
юридического лица. Комитет разрабатывает и организует осуществление мер по
созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения и
обмена экономической, правовой, статистической, производственно-
технологической и иной информации для развития инвестиционной деятельности,
малого, среднего бизнеса и предпринимательства.
II.4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и
подготовки кадров для малого предпринимательства
Текущее состояние систем обучения и подготовки кадров для малого
предпринимательства
Развертывание деятельности по обучению и подготовке кадров для малого
предпринимательства (далее - “бизнес-обучение”) началось еще в конце 1980-х
Страницы: 1, 2, 3, 4
|