Финансы (Шпаргалка)
которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный
доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а). образование;
б). обеспечение внутренней безопасности;
в). здравоохранение;
г). социальное обеспечение.
Структура доходов местных органов власти:
во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль
направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный
налог);
в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон
скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству”
скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).
в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на
дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы
покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской
губернии).
Классификация налогов:
1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических
лиц). Бывают:
а). реальные;
б). личные. К ним относятся:
– подоходный налог с населения;
– налог на прибыль юридических лиц;
– налог на прирост капитала;
– налог на доходы от денежных капиталов;
– налог на сверхприбыль.
2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3
групп:
а). акцизы (надбавка к цене);
б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство
для пополнения казны);
в). таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);
– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для
государства или производителя внутри страны);
– транзитные.
3). Отчисления в фонды социального страхования:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Элементы налога.
Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить
данный налог.
Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.
Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник
может совпадать с объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:
– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);
– долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть
от прибыли) + %.
Ставки бывают:
а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения
независимо от его величины);
б). прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.
Системы расчета уплаты налогов.
I. Шедулярная система.
|1). |13 |12|1, 57|
|Зарплата |млн.|% |млн. |
|2). Доходы |100 |20|20 |
|от ценных |тыс.|% |тыс. |
|бумаг | | | |
|3). Доходы |1 |0 |0 |
|от с/х |млн.|% | |
|участка | | | |
|4). |200 |0 |0 |
|Банковский |тыс.|% | |
|депозит | | | |
Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов.
II. Глобальная система.
|1). Зарплата|12 млн. |
|2). Доходы |100 тыс. |
|от ценных | |
|бумаг | |
|3). Доходы |1 млн. |
|от с/х | |
|участка | |
|4). |200 тыс. |
|Банковский | |
|депозит | |
В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную
ставку 12 %, равной сумме налога.
3 вида налогов:
1. Федеральные;
2. Республиканские;
3. Местные.
Всего существует более 60 видов налогов.
Федеральные налоги:
– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями;
– НДС;
– спецналог (отменен).
К федеральным также относятся:
– налог на внешнеэкономическую деятельность;
– акцизы
Республиканские налоги:
– подоходный налог;
– налог на пользователей автотранспорта;
– транспортный налог;
– лесной сбор.
Местные налоги (самая многочисленная группа):
– сбор за парковку автотранспорта;
– сбор на содержание милиции и т.п.
Фонды:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Налоговое бремя:
|на |на |
|макроуровне |микроуровне |
|оно |определяется|
|определяется|как сумма |
|как доля |всех |
|налогов в |налогов, |
|ВНП |который |
| |платит |
| |отдельное |
| |предприятие |
| |к его |
| |прибыли |
Федеральные налоги:
[pic] Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли.
Максимальный размер налогового бремени.
Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых
поступлений.
В условиях административно - командной системы поступления налогов
[pic]
|В условиях |В условиях |
|администрати|рыночной |
|вно- |экономики |
|командной |50 % – |
|системы |предел |
|поступления |налогообложе|
|налогов – |ния |
|100 % |налог на |
| |прибыль–35% |
| |= 22 % + 13 |
| |% |
| |22 % – в |
| |местный |
| |бюджет; |
| |13 % – в |
| |федеральный |
| |бюджет |
|[pic] |[pic] |
Основные виды федеральных налогов (по значимости):
1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход).
2. НДС
W = C + V + M
V + M – добавленная стоимость.
3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз
4. Таможенные пошлины.
Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.
Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными
учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.
Пошлины взымаются следующими органами:
а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.).
б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями).
в). Нотариальными конторами.
г). Милицией (прописка и т.д.).
д). Загсом (регистрация брака).
е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и
т.п.).
ж). Мерией (за различные справки).
з). Другие.
В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на
использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов
все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов,
которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать
производство.
ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства,
представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой
форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти.
Расходы государственного бюджета:
1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых
следующие:
– дотации на продтовары;
– дотации на уголь;
– дотации на продукцию животноводства;
– дотации ЖКХ;
– дотации метрополитену;
– дотации на конверсию ВПК и т.п.
2. Расходы по внешнеэкономической деятельности:
– предоставление кредитов другим государствам;
– выплата процентов за взятые кредиты;
– оказание безвозмездной помощи другим государствам;
– уплата взносов в международные органы;
– покупка валютных резервов и т.п.
203. Народное образование, национальная подготовка кадров:
– детские дошкольные учреждения;
– спецшколы (для умственно отсталых);
– школы - интернаты;
– ПТУ;
– вечерние школы;
– военные училища и т.п.
204. Культура, искусство, средства массовой информации:
– библиотеки;
– музеи и выставки;
– дворцы, дома культуры, клубы;
– творческие союзы;
– телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п.
205. Наука:
– высшая школа;
– НИОКР;
– содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского
состава;
– содержание архивных учреждений и т.п.
206. Здравоохранение:
– больницы;
– поликлиники, амбулатории;
– медпункты, станции скорой помощи и переливания крови;
– дома ребенка и т.п.
207. Социальное обеспечение:
– средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения;
– обучение и трудоустройство инвалидов;
– врачебно - трудовые экспертные комиссии;
– доплаты и надбавки к пенсиям и т.п.
208. Расходы на оборону:
– на содержание армии и флота;
– закупка вооружения и военной техники;
– расходы на военный НИОКР;
– пенсии и пособия военнослужащим и т.п.
209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры:
– органов безопасности;
– народных судов;
– пограничные войска и т.п.
210. Расходы по содержанию органов государственной власти:
– Парламент, Дума, Совет Федерации;
– Контрольная бюджетная палата и т.п.
214. Расходы по содержанию государственного управления:
– все министерства
216. Резервные фонды:
– Федерального собрания;
– Президента РФ;
– субъектов Федерации и т.п.
230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного
хозяйства.
231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской
области.
Также указываются:
а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд
драгоценных металлов;
б). расчеты государства с коммерческими организациями:
– Центробанком;
– Коммерческими банками;
– Страховыми организациями.
160. Бюджетные ссуды.
238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их
проведение.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн.
руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга.
255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения
цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца).
Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов.
Доходы государственного бюджета:
Раздел I. Налог на прибыль (доходы предприятий и организаций).
1. Налог на прибыль всех предприятий (кроме иностранных).
2. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями.
3. Налог на прибыль казино, игорных домов, видеосалонов, видеопрокатов и
пр.
4. Налог на доходы банков, страховых организаций и биржевую деятельность.
Раздел II. Налог на операции с ценными бумагами.
Раздел III. Подоходный налог с физических лиц, который собирают:
параграф 1 – Предприятия и учреждения;
параграф 2 – Налоговые органы.
Раздел IV. Доходы от внешнеэкономической деятельности
параграф 1 – от импортных операций;
параграф 1 – от экспортных операций;
параграф 3 – поступления по государственным кредитам, предоставленных нами
другим государствам;
параграф 4 – поступления за обучение иностранных граждан в российских
Вузах (по правительственной линии);
параграф 5 – поступления по коммерческим кредитам коммерческих банков и
частных лиц.
КОД 11. Государственные пошлины.
– по делам, рассматриваемым в Арбитраже;
– по делам, рассматриваемым в народных судах.
КОД 12. Прочие налоги и поступления:
– сборы инспекций (включая ГАИ);
– от реализации прочего государственного имущества;
– за выдачу паспортов;
– налог на рекламу;
– сбор за право торговли и т.п.
КОД 21. НДС.
КОД 22. Акцизы:
– питьевой спирт;
– ликеро-водочные изделия;
– шоколад;
– икра, легковые автомобили;
– сигареты;
– меховые изделия и т.п.
КОД 23. Чистый доход от приватизации.
– от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
– от продажи земли.
КОД 24. Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными
напитками. Облагаются все юридические и физические лица.
КОД 31. Поступления от денежно - вещевых лотерей.
Поступления от реализации государственных займов и других ценных бумаг.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается
превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо =
0)).
II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)).
III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит).
Качество самого дефицита может быть различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает
не кризисное течение общественных процессов, а государственное
регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М.
Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных
расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны,
крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,
неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он –
явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических
мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.),
но и соответствующих политических решений.
Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с
устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный
дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен.
Последнее время дефицит стал носить хронический характер.
Методы снижения бюджетного дефицита:
1. расходы = const, доходы растут;
2. доходы = const, расходы падают;
3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).
Как профинансировать остаток дефицита? Финансирование дефицита – где взять
дополнительные деньги для покрытия бюджетного дефицита.
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают
отрицательные социально - экономические последствия.
2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют
компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные
средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.
3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ.
4) Использование национального богатства.
Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного
дефицита, а способом его сокращения.
Бюджетные доходы, расходы и дефицит за 1994 – 96 гг.
|1994 |доходы – 124, 5 |
|год |трлн. руб. |
| |расходы – 194, 5 |
| |трлн. руб. |
| |дефицит = 70, 0 |
| |трлн. руб. |
|1995 |доходы – 175, 166 |
|год |трлн. руб. |
| |расходы – 248, |
| |344 трлн. руб. |
| |дефицит = 73, 18 |
| |трлн. руб. |
|1996 |доходы – 347, 2 |
|год |трлн. руб. |
| |расходы – 435, 75|
| |трлн. руб. |
| |дефицит = 88, 55 |
| |трлн. руб. |
Доходы от приватизации государственного имущества примерно равна 12 трлн.
руб. (планировалось на 1995 год), а получили только 4 трлн. руб.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА.
1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете
сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой
бюджетной классификации и по единым документам).
2. Полноты (т.е. каждая статья составляется по доходам и расходам).
3. Реальности (правдивое отражение в бюджете финансовых операций,
соответствие бюджетных сумм их исполнению).
4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет. Этот принцип
позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются
в хозяйственной политике).
Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от
принципа единства бюджета, так как появляется большое количество
специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип
реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство
стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по
назначению.
Расходная часть Государственного бюджета России на 1996 год.
1. Государственное управление — 6 трлн. руб.
2. Международное сотрудничество — 28 трлн. руб. (ВЭД).
3. Культурные, научные и информационные связи
4. Военные расходы — 80, 2 трлн. руб.
а). строительство и содержание;
б). военные программы;
г). поддержание и мобилизация мощностей.
5. Правоохранительная деятельность- 35 трлн. руб.
а). внутренние войска;
б). уголовно - исполнительная система;
в). органы налоговой полиции, ФСБ, пограничные войска;
г). таможенная служба;
д). прокуратура;
е). федеральная судейская система — 2 трлн. руб.
6. Фундаментальные исследования и содействие НТП — 11, 5 трлн. руб.
7. Образование — 15, 2 трлн. руб.
8. Промышленность, энергетика, строительство — 49, 5 трлн. руб.
9. Сельское хозяйство — 14, 5 трлн. руб.
– как таковое сельское хозяйство — 12 трлн. руб.;
– остальное — (рыболовство, мелиорация и т.п.)
10. Молодежная политика
11. Средства массовой информации — 2, 4 трлн. руб.
– теле- и радиовещание;
– издательства;
– периодическая печать.
12. Здравоохранение и медицина — 7, 5 трлн. руб.
13. Охрана окружающей Среды — 2, 1 трлн. руб.
14. Обслуживание государственного долга — 58, 2 трлн. руб.
а). внутренний — 14 трлн. руб.
б). на погашение — 14 трлн. руб.
в). внешний — 28 трлн. руб.
15. Культура и искусство — 2, 7 трлн. руб.
16. Имеются расходы целевых бюджетных фондов:
· федеральный дорожный фонд;
· федеральный экологический фонд;
· централизованный фонд;
· фонд развития таможенной системы России;
· государственный фонд борьбы с преступностью.
В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи
могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.
Защищенные статьи – статьи, которые не могут быть отменены.
В Федеральном бюджете числится Финансовая академия, у которой существуют
различные расходы, которые бюджет может “отложить”, кроме расходов по
заработной плате (защищенная статья). На 1996 год в бюджете города Москвы
на защищенных статьях, как оплата водоканалу, за уборку снега,
электроэнергии и т.п., находится порядка 47 трлн. руб. Защищенные статьи
могут возникать и исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые
могут быть не нужны вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи,
которые ни в коем случае не могут быть ликвидированы.
Расходные статьи бюджета могут подвергаться секвестрованию, которое
заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом
или процентном соотношении.
Например, потребительская корзина равна 296 тыс. руб., следовательно,
грузчик – 800 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 300 тыс.
водитель–1 500 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 500 тыс.
уборщица – 300 тыс. руб. (не сокращаем) = 300 тыс.
Заработная плата и пенсии, по утверждению преподавателя Жемчужникова, были
выплачены за счет сворачивания инвестиционных программ и прекращения
финансирования Чечни (в смысле не были построены больницы, дома и пр.
сооружения).
К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии,
как железная дорога, метрополитен.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов
страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций,
ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые
формы, бороться с которыми гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не
следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на
отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой
страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не
должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3%
валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно
допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к
его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные
формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа
печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями
товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы
денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться
только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке
государственных ценных бумаг;
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой
экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой
эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы
прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом. Перечисленные
принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной
программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита
следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с
одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд
страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли
народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от
каждого бюджетного рубля;
– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее
учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост
общественного производства;
– более широкое сокращение сферы государственной экономики и
государственного финансирования; продажа на мировом рынке части
задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение
правительственной помощи иностранным государствам;
– снижение военных расходов;
– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий
на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного
финансирования;
– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты
правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления
задолженности государственными ценными бумагами.
С помощью иностранного капитала решается сразу несколько задач, причем не
только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные
расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит,
уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для
производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик
(следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается
состояние платежного баланса.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов бюджета и сокращение его расходов , регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими
экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое
положение, способствует ее возвращению на путь социально - экономического
развития и процветания.
ИСТОРИЯ О ДЕФИЦИТЕ БЮДЖЕТА. Дж. Кейнс впервые обосновал дефицит бюджета.
Кейнса называли “буржуазным Марксом”. Сочувствие к трудовому человеку
родилось не в 1917 году, а намного раньше. Первым “повернулся лицом к
человеку” К. Маркс, вторым – Дж. Кейнс. Маркс видел выход к занятости, к
продукту и отсутствию безработицы через общественную собственность (к
сожалению, неэффективно). Дж. Кейнс видел выход через частную
собственность, государство не может не вмешиваться в экономику. Но, когда
государство смешивается в экономику, оно вмешивается в экономическую и
финансовую жизни общества. Кейнс говорил, что можно расходовать денег
больше, чем доходы, но на оправданную цель (в России, например,
производство водки). Мультипликатор – означает, во сколько раз повыситься
национальный доход, если вложить 1 рубль (доллар). Вкладывать, здесь
имеется в виду не в казино, а в строительство, промышленность (например,
как в США в автомобильную промышленность).
Задачи бюджета на 1996 год:
1) ограничение уровня инфляции без денежной эмиссии;
2) достижение реальности между бюджетными обещаниями и бюджетным
финансированием; расходы рассчитываются из доходов;
3) действие в рамках общей макроэкономической программы;
ФАКТОРЫ:
а). создана государственная налоговая система;
б). использование новой бюджетной классификации;
в). отражение в составе доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов.
Значение бюджета 1996 года:
– политическая направленность;
– экономическая направленность (составлен бюджет с учетом налогов,
действовавших в 1996 году, составлен бюджет + реально известны доходы,
расходы и объекты финансирования).
Дефицит будет покрываться за счет внешних (56 трлн. руб.) и внутренних
источников (32 трлн. руб., но без денежной эмиссии Центробанка РФ).
|БЮДЖЕТ 1995 |БЮДЖЕТ 1996 |
| доходы – |доходы – |
|160, 3 трлн.|347, 2 трлн.|
|руб. |руб. |
|расходы – |расходы – |
|213, 9 трлн.|435, 75 |
|руб. |трлн. руб. |
|дефицит – |дефицит – |
|71, 6 трлн. |88, 55 трлн.|
|руб. |руб. |
|Доходы: |Доходы: |
|– рынок |– налоги |
|ценных бумаг|(должен быть|
|(расширение |принят |
|привлеченных|Налоговый |
|средств); |кодекс) |
|– внешние |– |
|заимствовани|приватизация|
|я (12 млрд. |; |
|долларов); |– рост ВВП; |
|– |Расходы: |
|приватизация|– |
|(8, 73 трлн.|финансирован|
|руб.); |ие |
|– повышение |социальной |
|таможенных |сферы; |
|пошлин. |– инвестиции|
|Расходы: |в экономику;|
|– на | |
|повышение |Остальные |
|финансирован|расходы |
|ия |должен быть |
|правоохранит|осуществлены|
|ельных |по принципу |
|органов и |“разумной |
|органов |достаточност|
|госбезопасно|и”: |
|сти. |– развитие |
|– на |инвестиционн|
|снижение |ых программ |
|государствен|(2 трлн. |
|ного долга; |руб.); |
|– |– |
|государствен|поддержание |
|ные |конкуренции |
|инвестиционн|(3 трлн. |
|ые |руб.); |
|программы. |– |
| |строительств|
| |о (1, 56 % |
| |от ВВП); |
| |– |
| |образование |
| |(0, 6 % от |
| |ВВП). |
ТЕМА 10
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В Российской Федерации.
1. Бюджетная система, ее структура и назначение.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой
установленные законом взаимоотношения.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех
уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных
источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное
перераспределение. Это единство реализуется через единую социально -
экономическую, включая налоговую, политику.
Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в
построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида
государств:
а). Унитарное;
б). Федеративное.
Унитарное государство имеет 2 уровня:
1). Общий;
2). Местный.
Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.
Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное
устройство страны.
I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).
II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва,
Санкт - Петербург).
III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного
пункта и т.п.).
Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве принимается ежегодно
Закон о бюджете на текущий год.
2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств,
состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в
целях сбалансированности.
К механизму регулирования относятся:
– субсидии;
– субвенции;
– регулирующие доходные источники.
СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые
поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим
бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными
звеньями федеральной системы).
Субсидии бывают:
а). целевыми (определяется цель);
б). универсальными (без указаний).
Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова
“срок”) характер.
СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые
выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.
Регулирующие доходные источники.
Доходы делятся на:
1). закрепленные (заранее закреплены);
2) регулирующие (прийдут позже).
Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично
передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется
в местные органы власти).
Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления
нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными
налоговыми законодательствами и кодексами.
БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ.
Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем
поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом
достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность
– общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и
территорий на соответствующих уровнях власти.
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей
сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II
этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью
трансфертов.
Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где
доход на одного человека ниже среднего по РФ.
Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.
[pic], где
Т – сумма трансферта по региону.
СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.
ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону.
НР – численность населения региона.
К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:
[pic]
Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из
вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого
выравнивания неоднозначны:
а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан,
Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество
нуждающихся возрастает);
б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов
(финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);
в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.
ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:
проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых
полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов
проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов.
проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике.
Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение
Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не
проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие
расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание
транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах,
доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы
территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству
за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор.
Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ,
дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание
объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых
регионах. Этот процесс носит хаотический характер.
Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с
высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры
отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин,
для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года
подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а
в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В
1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.
В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что
свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и
зависимости местных органов от вышестоящих.
Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных
критериев предоставления финансовой помощи территориям.
По данным исследования:
– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими
показателями выпуска продукции на душу населения;
– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|