Рефераты

Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка (Word'97)

МБ, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» МП

предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными

словами, выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и

практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе

с ними разоряясь.

Все перечисленные выше группы проблем, естественно, резко обостряются:

1) в период учреждения МП и их выхода на рынок; 2) в условиях макро

финансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях МП особенно

нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных

институтов, а также со стороны кредитных организаций.

Касаясь вопроса такой поддержки, можно утверждать, что в практическом

плане она незначительна, недопустимо мала. Это фиксируют данные рисунка

(приложение), свидетельствующие, в частности, о пассивности тех

организаций, в прямую обязанность которых входит оказание МП разнообразных

форм поддержки. К числу последних относятся: льготное кредитование,

информационное обеспечение, предоставление льгот по аренде помещения,

оказание содействия в приобретении сырья и сбыта продукции (См.рисунок,

приложение). Но все же, как-то эта проблема решается. Например, во многих

регионах (в Воронежской, Самарской, Кировской, Тверской, Белгородской,

Владимирской, Оренбургской и других областях) созданы и функционируют

соответствующие общественные организации, в том числе советы по поддержке

МП при главах администраций. Активизировалось международное сотрудничество

регионов в сфере МБ – со странами ЕС, с США, Франции, Южной Кореей,

Японией, Германией, Израилем и другими.

Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже

скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных реформ. Речь

идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что

значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя,

но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки МП,

которые нынче практически не действуют. Типичным примером является

Федеральный фонд поддержки МП, основные средства которого с августа 1998

года заморожены в коммерческом банке «СБС-АГРО». А ведь мероприятия

федеральных программ в существенной степени финансировались именно из

средств этого фонда. Небольшая финансовая помощь ему позволила бы

мультипликативным образом оживить его деятельность, увеличив инвестиционные

потоки в сферу МБ.

В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой

финансовой базы государственного регулирования и программирования МП по

внебюджетным направлениям, к числу которых относится в первую очередь

система гарантирования банковских кредитов. Известно, что получить кредиты

в банках МП трудно, поэтому такая система, включающая в себя тщательный

отбор проектов и отслеживания, жизненно необходима. О важности решения

данной проблемы говорится на разных уровнях уже почти десять лет. Время от

времени составляются докладные записки, предложения и «прожекты» по этому

вопросу. Немало заявлений было сделано на сей счет и со стороны

Федерального фонда поддержки. Но в целом положение остается прежним. До сих

пор не разработана концепция финансирования и кредитования МП; не приняты

жизненно необходимые для их развития законы в отношении налогов и

имущественной защиты инвестиций; не решен вопрос о предоставлении

государственных гарантий зарубежным финансовым организациям, кредитующим

российские МП; сокращающийся жесткий налоговый прессинг по-прежнему

остается одной из причин свертывания МБ или его ухода «в тень»; и т.д.

По мнению руководителей МП, главный камень преткновения для работы этого

сектора – чрезмерно высокие налоги.

К сожалению, пока положение общественных институтов российского МБ

достаточно бесправное. Однако можно надеяться, что нынешний кризис заставит

МП усилить взаимное сотрудничество, в том числе и в непосредственно

экономических формах. Причем с помощью подобного взаимного сотрудничества

возможно не только решение отдельных производственных, снабженческо-

сбытовых, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное

очищение среды МП от жульнических элементов, а также реальное

противодействие криминальным и бюрократическим структурам. Самоорганизация

МБ не требует от бюджетов всех уровней больших прямых затрат, но все же

органы государственной поддержки должны взять на себя координацию, а также

методологическое обеспечение деятельности подобных объединений МП,

оказывать им помощь в укреплении их экономической базы.

Следует также законодательно обеспечить работу объединений МП. Все еще не

принят закон об общественных объединениях МП, о котором писалось еще в

самой первой федеральной программе государственной поддержки МБ, точно так

же, как и упомянутый в федеральном законе о государственной поддержке МП

закон об обществах взаимного кредитования. Его утверждение до последнего

времени блокировали наши банковские олигархи. Но сейчас складывается

благоприятная ситуация, когда возможное противодействие банков явно

ослаблено, и этот столь необходимый для МБ закон нужно безотлагательно

принять.

Мэр Москвы Ю. Лужков, выступил с резкой критикой действий тех чиновников,

которые стремятся задушить отечественное предпринимательство. По его

словам, спасти наше государство от полного экономического развала может

только малый и средний бизнес, что и подтверждает опыт Москвы, где реально

функционируют 240 тыс. МП, в которых занято около 1,7 млн. человек, и

которые обеспечивают 40% налоговых поступлений в городскую казну. А

губернатор Нижегородской области И. Скляров акцентировал свое внимание на

необходимости особой поддержки женского предпринимательства, стимулирования

прихода женщин в МБ.

3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и

проблемы развития акционерной формы хозяйствования.

В постприватизационный период перед акционерными обществами возникает

ряд новых проблем. Эти проблемы вытекают из особенностей, специфики

акционерного общества, они связаны с практической деятельностью этих

обществ и естественной необходимостью совершенствования управления

действующим акционерным обществом.

Эти проблемы, на наш взгляд, включают следующие вопросы:

• замену типовых учредительных документов, в первую очередь устава

акционерного общества, в соответствии со специфическими устремлениями

акционеров;

• регламентацию трудовых отношений на основе принятия комплекта трудовых

контрактов с руководителем, специалистами, другими работниками акционерного

общества;

• движение акций в акционерном обществе, порядок ведения реестра

акционеров;

• выплату доходов по акциям, положение о дивидендах;

• имущественные споры в акционерном обществе, права акционеров и общества

по распоряжению акциями;

• бухгалтерский учет в акционерных обществах, вопросы налогообложения;

• создание дочерних предприятий и холдингов. Один из наиболее актуальных

вопросов постприватизационного периода — адаптация типового устава

акционерного общества к индивидуальным особенностям предприятия,

устремлениям акционеров и органов управления общества. Типовой устав

акционерного общества утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1

июля 1992 г. № 721 с последующими изменениями и дополнениями (утверждены

Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392). Типовой устав позволил

осуществить массовую приватизацию государственных предприятий, результаты

которой очевидны.

Однако последующее развитие каждого отдельно взятого акционерного

общества, имеющего свою правовую, имущественную, структурную, отраслевую,

территориальную и прочую специфику, выдвигает объективную необходимость

переработки устава. Так, в типовом уставе отсутствует регламент последствий

неисполнения обязательства по выкупу акций и порядок распределения прибыли.

В уставе предприятия должны быть указаны созданные им филиалы и

представительства, а также дочерние предприятия. Устав необходимо дополнить

регламентом формирования резервного фонда общества.

Изменение ряда пунктов типового устава связано с развитием

законодательной базы, регламентирующей деятельность акционерных обществ, в

частности предъявляются новые требования к перечню данных, включаемых в

реестр акционеров; акционерные общества открытого типа с числом акционеров

более 1000 лишаются прав вести реестр самостоятельно. В акционерных

обществах гражданин может иметь различный правовой статус. Статус акционера

дает ему право на участие в управлении делами общества (в соответствии с

видом и количеством имеющихся у него акций), право на участие в

распределении прибыли, на ликвидационную квоту. Статус наемного работника,

заключившего трудовой договор (контракт) и взявшего на себя при этом

определенные обязанности, предполагает включение гражданина в трудовой

коллектив, занятие им определенной должности согласно штатному расписанию,

подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ личным

трудом. Соответственно в сфере труда на такого работающего акционера будут

распространяться все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере

не влияет на изменение статуса акционера. Гражданин остается владельцем

законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные

права акционера.

Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О

предприятиях и предпринимательской деятельности" и сама идея ее введения

для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно

использовать для привлечения способных, компетентных, мыслящих и лично

заинтересованных руководителей. Система вознаграждения, социального

страхования и различных льгот, зафиксированная в контрактах, дает

возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления.

Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях

различных организационно-правовых форм и различных отраслей народного

хозяйства.

Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые

договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента

Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел,

посвященный защите интересов работников приватизируемых предприятий. С

момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на

приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо

до момента продажи более 75% акций приватизируемого предприятия запрещается

без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета

мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осуществлять

реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять

штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без

решения трудового коллектива либо уполномоченного им органа и переводить на

другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами

рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по

собственному желанию.

Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников,

которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе

приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия

(акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба

работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для

установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая

форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила,

установленные трудовым законодательством.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, имеющих

одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой

— у работника. Контракт является основанием для возникновения трудовых

отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в

контракте. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на

основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку.

Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный

срок контракта и его содержание определяются соглашением сторон. С

истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного

согласия сторон после окончания срока данного контракта они могут заключить

новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за определенное

время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока

контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не

потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на

неопределенный срок.

Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке —

здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.

При заключении трудового договора (контракта) рекомендуется указывать

обязательные условия:

. место работы — наименование предприятия, куда принимается работник;

. трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной

профессии (должности), которую должен выполнять работник;

. дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой

договор;

. обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на

предприятии.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие

обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу

дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока,

о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и

совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалификации,

продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и

времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и

способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может

быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотренных

законодательством. Если работник принимается с испытательным сроком, то в

контракте фиксируется конкретный срок испытания.

Поскольку представителем работодателя в трудовых отношениях является

администрация (включая руководителя), некоторые обязанности по контракту

возлагаются на администрацию. К их числу относятся: обязанности эффективно

организовать труд работников, создавать условия для безопасного и

высокопроизводительного труда, оборудовать рабочие места в соответствии с

правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать

работникам обусловленную договором заработную плату. В контракт могут быть

внесены обязательства работника по повышению квалификации, уровня

профессионализма и компетентности, а при необходимости и переобучению под

будущее развитие производства, а также обязательства работодателя по

отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении широких возможностей

для получения знаний и навыков, созданию соответствующих условий для их

приобретения. Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются

непосредственно на предприятии. Их регулирование, как правило,

осуществляется в коллективном договоре либо ином нормативном акте.

Установленные на предприятии тарифные ставки (склады), формы и системы

оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от

достигнутых производственно-хозяйственных результатов и финансового

положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государством

минимума.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников,

занятых в органах представительной и исполнительной власти, осуществляется

централизованно на основе единой тарифной сетки.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового

распорядка и распространяется на всех работников. Однако в отдельных

случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего

времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике

работы и т.д. В этом случае в контракте производится соответствующая

запись. В контракте целесообразно указать продолжительность ежегодного

отпуска работника. При предоставлении работнику дополнительного отпуска в

связи с особыми условиями труда профессиональной спецификой в договоре

(контракте) может указываться продолжительность основного и дополнительного

отпусков.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. № 1769

установлены общие правила ведения реестра акционеров акционерного общества.

Внесению в реестр подлежат данные об этом обществе, включая размер

установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о

выплате дивидендов, о документах, подтверждающих совершение сделки с

акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества

осуществляется непосредственно акционерным обществом либо по его поручению

банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а также специализированным

регистратором, деятельностью которого является исключительно ведение на

коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные

общества с числом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра

акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитариям или

специализированным регистраторам. Регистрация акционеров осуществляется на

бумажных носителях или в виде электронной записи с обязательным

дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется

двумя подписями должностных лиц и печатью держателя акции (табл.).

Таблица. Данные, вносимые в реестр

|Сведения об |Сведения о каждом |

|акционерном обществе |акционере |

|Юридический адрес |Полное имя Адрес |

|Данные о |Количество и тип акций |

|государственной | |

|регистрации | |

|Размер уставного | |

|капитала | |

Первый этап акционирования завершен: акционерная компания создана и

начала жить. Но появляются новые проблемы, складываются новые ситуации. В

частности, работники предприятия — владельцы акций начинают увольняться

или, оставаясь работником предприятия, расстаются с его акциями.

Каковы права акционеров и общества в этой ситуации, как они могут

распорядиться акциями, рассматриваются далее.

Например, акционер — работник предприятия прекратил трудовые отношения

с предприятием (уволился по собственному желанию, ушел на пенсию, уволен за

нарушения и т.д.). Может ли общество в этом случае принудительно выкупить

принадлежащие ему акции, разъясняется далее. Акционер, приобретший акцию на

законных основаниях, обладает ею на основе права собственности. Никакой

обязательной связи между правом собственности на акции и необходимостью

работы на данном предприятии не существует. Есть только обязательства —

своевременно оплатить эту акцию. Можно быть владельцем акций десятков и

сотен компаний и, естественно, не работать на всех этих предприятиях.

Очевидно, что невозможно лишить акционера права собственности на акцию (в

том числе принудительно ее выкупить) в силу расторжения его трудовых

отношений с предприятием. При этом не имеет никакого значения причина, по

которой были расторгнуты трудовые отношения. К сожалению, уставы или иные

документы многих акционерных обществ часто содержат положения о

принудительном выкупе акций, принадлежащих уволенным работникам. Эти

положения учредительных документов противоречат требованиям закона, и

действия, основанные на них, являются неправомерными. Лишить собственника

права собственности, в том числе и на ценные бумаги, можно только по

решению суда, арбитража или другого правомочного государственного органа.

Это относится к акционерным обществам как открытого, так и закрытого

типа. Дело не меняется от того, эмитирована акция в форме особого документа

или существует в форме записи на счетах.

Размер дивидендов может различаться по акциям различных видов (категорий),

например, обыкновенным и привилегированным, но он не может

дифференцироваться в зависимости от статуса собственников акций.

Работнику, уволившемуся с предприятия, нельзя принудительно, без его

согласия, заменить акцию одной категории акцией другой категории. Если

общество в такой замене заинтересовано, оно может стимулировать процесс

конвертации: ввести премию за конвертацию, установить ежеквартальный

порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, при ежегодном — по

обыкновенным и т.п.

Одной из основ успешной деятельности акционерного общества (далее АО)

является широкое информирование контрагентов, включая акционеров, об этой

деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых

результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским учетом

и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны

разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является

годовой отчет общества.

|Количество, номинальная стоимость, |Дата внесения последнего платежа |

|категория (тип) акций, их дробление |за акции |

|и консолидация |Дата, когда данное лицо перестало|

|Сведения о выплате дивидендов |быть акционером |

|Количество, категории акций, |Основания для внесения записи |

|выкупленных АО |Документы, подтверждающие оплату |

|Номинальные держатели акций (при их |акций учредителями |

|наличии) |Документы, подтверждающие сделки |

|Фонд имущества Банк |с акциями, и иные основания |

|Инвестиционный институт (кроме |приобретения права собственности |

|консультантов) |на акции |

|Внесение записей о новом |Факты обременения акций |

|собственнике акции осуществляется по|обязательствами |

|его требованию не позднее трех дней |Письменное поручение акционера |

|с момента представления документов |или АО |

|Держатель |реестра |

|При числе акционеров до 1000 Само |При числе акционеров свыше 1000 |

|акционерное общество |Специальный институт по поручению|

|Держатель обязан: |акционерного общества |

|Вносить в реестр записи о каждом |Банк |

|акционере и данные о номинальных |Инвестиционный институт (кроме |

|держателях акций |консультантов) |

|Выдавать выписки из реестра по |Депозитарный регистр |

|требованию акционеров |Специализированный регистр |

Значение годового отчета АО можно рассматривать в нескольких

аспектах. Во-первых, он обеспечивает отчетность администрации перед

акционерами об эффективном использовании и сохранности вверенного обществу

имущества. Во-вторых, годовой отчет является информационным источником

разного рода аналитических исследований и расчетов: анализа результатов

работы за несколько лет, выявления положения общества среди предприятий

отрасли, сравнительных исследований по конкретным проблемам, статистических

данных и др. В-третьих, он может способствовать укреплению и поддержанию

соответствующей репутации АО на фондовом рынке, поскольку включенная в

отчет информация позволяет определиться потенциальным инвесторам при выборе

направлений вложения средств. Сведения, почерпнутые из отчета, могут

подтолкнуть контрагентов общества к принятию определенных управленческих

решений. Наконец, годовой отчет — своеобразный способ рекламы деятельности

общества и его продукции.

Обычно годовой отчет АО состоит из пяти частей: отчета администрации

(дирекции), бухгалтерского отчета, аудиторского отчета, статистических

данных, справочной информации. В совокупности все они позволяют внешнему

пользователю составить достаточно полное представление об имущественном и

финансовом положении общества, перспективах и проблемах его развития.

Основным принципом формирования годового отчета следует считать то,

насколько информация, включенная в него, способствует благоприятным

решениям и действиям в отношении к обществу со стороны юридических

инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей, а также общественности в

целом.

10 января 1992 г. Министерство экономики и финансов РФ утвердило

Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям.

Положением определено, что дивидендом является часть чистой прибыли

акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров,

приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Дивиденд может

выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. В расчете на одну

простую акцию по итогам истекшего квартала или полугодия так называемый

промежуточный дивиденд объявляется Советом директоров акционерного

общества. Размер окончательного дивиденда, приходящегося на одну простую

акцию, объявляется общим собранием акционеров по результатам года на основе

предложения Совета директоров общества. При этом размер окончательного

дивиденда не может быть больше рекомендованного Советом директоров, но

может быть уменьшен общим собранием акционеров.

Несколько иной порядок выплаты дивидендов установлен для

привилегированных акций. Здесь фиксированный дивиденд (либо его минимальная

величина) устанавливается акционерным обществом при выпуске этих акций.

Очередность выплаты дивидендов установлена следующая: в первую очередь

выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, затем — дивиденды по

простым акциям. В случае недостаточности прибыли или убыточности общества

дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются за счет и в пределах

специальных фондов общества, созданных для этой цели. Выплата же дивидендов

по простым акциям не является конкретным обязательством общества перед

акционерами. Общее собрание акционеров и Совет директоров общества вправе

принимать решения о нецелесообразности выплаты дивидендов по простым акциям

по итогам того или иного периода и года в целом. Более того, если в годовом

балансе общества имеются убытки, то Совет директоров или общее собрание

акционеров не вправе объявлять и выплачивать дивиденды по акциям до тех

пор, пока не будут покрыты убытки или не будет уменьшен уставный капитал

(фонд) общества. Надо отметить, что по решению Совета директоров или общего

собрания акционеров дивиденд может оплачиваться акциями (капитализация

прибыли), облигациями и товарами.

При выборе той или иной формы предпринимательской деятельности в

первую очередь необходимо отдать предпочтение определенному режиму

налогообложения, сопутствующему этой форме предпринимательской

деятельности. Несмотря на то, что действующее законодательство еще не

отказалось от абстрактного понятия — предприятие, каждой организационно-

правовой форме предприятия соответствует определенный режим

налогообложения. Так, пунктом 9 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль

предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении облагаемой

прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или

другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с

законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких

фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного

фонда. Создание резервного фонда предусмотрено законодательством для

акционерных обществ и кооперативов. Право создавать резервный фонд в какой-

то степени относится и к товариществам с ограниченной ответственностью. Что

касается остальных организационно-правовых форм, то право создавать

резервные фонды законодательство для них не предусмотрело.

Эти обстоятельства, помимо всех прочих, следует учитывать при выборе

той или иной организационно-правовой формы предприятий. Если предприятие

ставит перед собой цель — создание нового коммерческого юридического лица

либо сети юридических лиц и получение части прибыли от деятельности этих

предприятий, то более благоприятный налоговый режим при достижении этой

цели будет в том случае, когда учредителем (участником) вновь созданного

предприятия будут физические лица. Это объясняется тем, что Закон РФ "О

налоге на прибыль предприятий и организаций" не относит физических лиц к

плательщикам налога на прибыль и налога на отдельные виды доходов

предприятий (ст. 10 Закона), в том числе такие, как доходы от дивидендов и

от долевого участия в других предприятиях. Поэтому, несмотря на то, что

налог на указанные виды отдельных доходов взимается у источника выплат,

предприятия, являющиеся этим источником, не начисляют этот налог (ставка

15%) при выплате дохода физическим лицам. В итоге, с точки зрения

собственника, наиболее привлекательными организационно-правовыми формами

являются акционерные общества и товарищества с ограниченной

ответственностью, учредителями и участниками которых являются физические

лица. По статистике именно этим формам предприятий принадлежит лидирующее

место в российском бизнесе.

Особое место среди организационно-правовых форм занимает полное

товарищество. Полная неопределенность его статуса в законодательстве

предоставляет возможность использовать эту форму и для минимизации

налоговых выплат. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и

организаций" полное товарищество не представлено в качестве плательщика

этого налога. Полное товарищество является плательщиком НДС, но в связи с

тем, что реализация товаров (работ, услуг) производится от имени одного из

членов товарищества, никто не имеет никакого представления о том, как его

исчислять.

Используя все преимущества, данные предприятиям, и избегая

отрицательных сторон статуса юридического лица, форма полного товарищества

с успехом может быть использована в российском бизнесе.

Одной из форм предприятий могут быть полные товарищества, которые не

являются юридическими лицами, но имеют свое наименование (печать) и

подлежат регистрации в установленном порядке. Пункт 3 ст. 2 и ст. 26 этого

Закона предусматривают право предприятий привлекать наемный труд.

Следовательно, данная категория предприятий вправе выплачивать своим

работникам заработную плату в иностранной валюте.

После выхода в свет Указа Президента от 22.12.93 г. № 2270 и без того

привлекательная форма предпринимательской деятельности — индивидуальная

трудовая деятельность (ИТД) — оказалась просто в налоговом раю. Видимо, из-

за того, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим

обязательствам всем своим имуществом, эта форма не привлекла

предпринимателей первой волны. Большинство из них были очень рискованные.

Другой же части предпринимателей просто необходимо было спрятаться за

статус юридического лица. Несмотря на то, что такая форма

предпринимательской деятельности, как ИТД, возникла раньше других

организационно-правовых форм предприятий, основанных на праве частной

собственности, для многих статус гражданина-предпринимателя остается

неопределенным. Объясняется эта неопределенность тем, что государство, в

котором живет и работает гражданин-предприниматель, все еще бюрократическое

и до правового ему еще далеко.

Основные постулаты бюрократического государства живы и поныне:

запрещено все, что не предусмотрено нормативным актом; основное право

гражданина — иметь обязанности. Законодательство развитых зарубежных стран

не предусматривало и не предусматривает какой-либо специальной регистрации

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью от своего

имени. Российское законодательство о предпринимательской деятельности

обязывает физических лиц — предпринимателей зарегистрироваться в местных

органах власти. С момента регистрации гражданин обретает особый статус

предпринимателя, позволяющий ему на равных правах с предприятиями,

учреждениями и организациями участвовать в хозяйственной деятельности.

Важным аспектом деятельности акционерных предприятий является создание

дочерних предприятий и холдингов.

Понятие "дочерняя организация" отражает фактическую подчиненность,

подконтрольность одного хозяйствующего субъекта другому (материнской

организации). Дочерняя организация, как правило, действует в интересах

материнской, поскольку последняя имеет возможность направлять и

контролировать ее деятельность. Однако в отношениях с другими

хозяйствующими субъектами дочерняя организация выступает формально

самостоятельно. Законодательство закрепляет два различных вида дочерних

организаций — "дочернее предприятие" и "дочернее общество". Термин

"предприятие" в данном случае используется в значении самостоятельной

организационно-правовой формы — унитарного предприятия, т.е. предприятия-

несобственника, имущество которого не делится на вклады (доли, паи)

участников и принадлежит предприятию на особом ограниченном вещном праве

(по терминологии действующего законодательства — праве полного

хозяйственного ведения). Чаще всего в этом качестве выступают

государственные муниципальные предприятия общественных организаций

(объединений) и индивидуальные частные предприятия.

Дочерним предприятием признается то, которое создано другим

предприятием-несобственником путем передачи ему своего имущества в полное

хозяйственное ведение. Иначе говоря, в этом случае одно предприятие-

несобственник создает другое предприятие-несобственника, передавая ему

часть своего имущества.

Иное дело — правовое положение дочернего общества. По действующему

российскому законодательству в этом качестве выступает только такое

акционерное общество, в котором другое акционерное общество имеет 50% плюс

одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет (п. 149, 150 "Положения об

акционерных обществах"). В качестве дочернего может выступать и акционерное

общество закрытого типа, и товарищество (общество) с ограниченной

ответственностью. Поэтому-то и следует говорить о дочерних обществах

вообще, а не только о дочерних акционерных обществах. К сожалению, даже из

такого далеко не безупречного определения дочернего общества действующее

российское законодательство не делает никаких выводов, признавая дочернее

общество абсолютно самостоятельной коммерческой организацией (п. 151

Положения). Тем самым понятие дочернего общества лишается какого-либо

юридического смысла. Хуже того, для материнского общества сохраняются все

давно известные предпринимательской практике возможности злоупотребления

своим господствующим положением.

Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за

рубежом. При этом, однако, следует учесть, что категория "дочернее

предприятие" в отечественном понимании неизвестна зарубежному

законодательству. Это неизбежное порождение особого развития и организации

российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего

общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.

16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации

промышленной политики при приватизации государственных предприятий" было

утверждено "Временное положение о холдинговых компаниях", создаваемых при

преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В

соответствии с этим Положением "холдинговой компанией признается

предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав

активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий".

Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут

быть созданы:

- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава

подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

- при учреждении новых акционерных обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются

в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании

предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе

покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные

комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой

компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдинговой компании —

содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими

согласованной инвестиционной политики.

Холдинговые компании — весьма эффективные системы управления в условиях

рыночной экономики. Они способны объединять разнопрофильные предприятия в

единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает

мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги

способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово-

трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран

специального "холдингового законодательства", регулирующего создание

холдинговых компаний, не существует, и деятельность холдингов и трастов

регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных

обществах".

В России создание холдингов идет своеобразным путем: недоверие или

неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического

законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата,

обусловленного тем, что наряду с "министерскими" холдингами (бывшее

отраслевое министерство, объединившее подчиненные ему предприятия)

существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих

себя холдинговыми, но по организационным принципам не являющимися таковыми

(этот статус получен из-за амбиций создателей компаний). В концепции

управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на

создание государственных холдингов и крупных государственных финансово-

хозяйственных групп, которые будут находиться под жестким административным

контролем. Речь идет о возрождении государственного контроля над

собственностью — промышленными предприятиями — и формировании в структуре

национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная

структура управления собственностью склоняется к итальянской схеме. В

рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в

холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями

контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подобному разрешению

проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания

холдинговых копаний и финансово-промышленных групп государством в сочетании

с корректировкой процесса приватизации.

При всех преимуществах и положительных чертах переход на акционерные

формы хозяйствования порождает ряд проблем, выдвигает ряд условий успешной

их деятельности. Главное — это квалифицированно, компетентно подготовить и

вести дела. Необходимо грамотно, заинтересованно провести широкую

разъяснительную работу в коллективе, дойти до каждого работника, каждого

потенциального акционера с тем, чтобы вовлечь в общество как можно больше

работников предприятия. Распространять акции надо при максимально возможном

соблюдении принципов социальной справедливости. После создания акционерного

общества следует постоянно информировать пайщиков о состоянии дел,

тщательно контролировать расходование акционерного капитала.

Для осуществления всего перечисленного нужны грамотные специалисты,

которые, обладая в достаточной степени необходимой подготовкой, могли бы

возглавить и организовать работу всех подразделений акционерного общества —

как производственных, так и функциональных. Прежде всего, это бухгалтеры,

экономисты, финансисты, юристы, организаторы производства. Каждый из них

должен обладать предпринимательскими навыками. Подготовить всех таких

специалистов, организовать их стажировку не только на предприятиях нашей

страны, идущих в авангарде внедрения новых форм хозяйствования, но и за

рубежом — главная задача успешного овладения основами предпринимательства,

маркетинга и менеджмента, юриспруденции и другими науками, столь

необходимыми в условиях перехода к рыночным отношениям.

Другой проблемой и важнейшим условием успешного овладения акционерной

формой хозяйствования является перестройка психологии людей, участвующих в

этом процессе. Необходимо создать условия для широкой демократизации

процесса управления производством и реализацией продукции, преодолеть

консервативную инерцию коллективов. Каждый работник должен усвоить, что он

может реально оказывать влияние на деятельность акционерного предприятия и

несет ответственность за результаты этой деятельности.

Следует обратить внимание на неправильное представление об акционерной

форме хозяйствования как наиболее важном источнике финансирования текущей и

перспективной деятельности предприятия. Во-первых, не только этот аспект

служит преимуществом акционерной формы хозяйствования. Во-вторых, даже в

условиях акционерной формы нельзя рассчитывать только на привлечение

источников финансирования со стороны. Амортизационные отчисления,

нераспределенную часть прибыли и в условиях акционерной формы следует

широко использовать в качестве инвестиций для обновления и расширения

производственного аппарата.

Следует воздержаться от массового акционирования государственных

предприятий. Практика и зарубежный опыт учат, что единого правила, единого

подхода здесь нет и быть не может. В каждом отдельном случае необходимо

продумать форму приватизации, учесть специфику предприятия, выпускаемой им

продукции, характеристику региона, в котором оно функционирует, состав

работников, их реальные финансовые возможности и другие факторы.

Применяемые на многих акционированных предприятиях акции в полном

смысле этого слова акциями не являются. Отсутствие развитой инфраструктуры

акционерного дела не позволяет свободно оперировать ценными бумагами, в том

числе и акциями. Необходимо широкое развитие банковской системы, фондовых

бирж и других финансовых составляющих акционерного дела. Широкое участие

банков позволит гарантировать соблюдение важного принципа функционирования

акционерных обществ — публичной отчетности об операциях и доходах. С

помощью банков можно будет наладить эффективный финансовый контроль за

процессом учреждения, избежать создания "липовых" акционерных фирм. Когда

масса ценных бумаг, их оборот достигнут достаточно широких масштабов,

возникнет необходимость создания фондовых бирж, которые явятся органическим

завершением, итогом развития акционерного дела. Не следует преувеличивать

или, наоборот, упрощать значение роли акционеров в управлении предприятием.

Бесспорно то, что юридическое лицо или отдельный гражданин, купивший

значительное число акций, сможет определенным образом влиять на решение

важнейших вопросов функционирования акционерного предприятия. Вместе с тем,

как показывает опыт западных стран, крупные акционеры в отличие от

владельцев частных предприятий тщательно контролируются с помощью норм

гласности и государственного надзора. В результате контроль акционеров над

производством уравновешивается контролем общества над акционерами.

Очень остро стоит проблема взаимосвязи между развитием акционирования

и антимонопольной политики. Важную роль акционерные формы хозяйствования

должны сыграть и в преодолении монополизма, широком развитии конкуренции.

Оптимальной формой реорганизации государственной промышленности в условиях

перехода к рыночной экономике могут явиться концерны, ассоциации,

основанные на акционерной форме организации производства. Широкий обмен

акциями между предприятиями внутри концерна, ассоциации, переплетение

акционерной собственности позволит заинтересовать в эффективном развитии

производства продукции все предприятия, вошедшие в их состав. Таким

образом, предприятия — участники такого объединения, оставаясь юридически

свободными в выборе партнеров по хозяйственной деятельности, будут

осуществлять координацию этой деятельности внутри объединения, а также

координировать инвестиционно-техническую и маркетинговую стратегию. Важную

роль в развитии конкуренции сыграет также политика всемерной поддержки

малого бизнеса.

Конечно, переход государственных предприятий на акционерную форму

хозяйствования не является панацеей от всех бед нашей экономики.

Акционерная форма принесет наибольший эффект лишь в том случае, если

параллельно совершенствуются общая и производственная структуры

предприятия, ликвидируются излишние звенья, улучшается организация

производства и труда, перепрофилируется производство, проводится правильная

инвестиционная политика, улучшаются социальные условия коллектива.

Важную роль в развитии акционерных форм хозяйствования в России должен

сыграть Союз акционерных обществ. В соответствии с Уставом Союза — это

независимая самоуправляемая общественная (неправительственная) организация,

в которую на добровольных началах входят предприятия, организации,

различного рода союзы и ассоциации, отдельные граждане. Цели Союза —

содействие становлению и развитию в стране акционерных форм хозяйствования,

оказание организационной, правовой, финансовой и других видов помощи членам

Союза. Большое внимание Союз намерен уделять вопросам преобразования в

акционерные общества государственных предприятий. Представляется, что это

наиболее сложный вопрос в развитии акционерных форм хозяйствования в

стране. Союз должен защищать права и законные интересы акционеров,

способствовать росту эффективности производственно-хозяйственной и

коммерческой деятельности акционерных предприятий внутри страны и за

рубежом, координации их взаимодействия с органами власти в решении вопросов

социального развития коллективов акционеров. Важными аспектами работы

должны стать подготовка и повышение квалификации руководителей и

специалистов акционерных предприятий, систематический обмен опытом

акционерного предпринимательства, подготовка и внесение в государственные

органы предложений по совершенствованию действующего законодательства в

области акционерной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономике большинства постсоциалистических стран до реформы

доминировала государственная собственность. В современных условиях

оптимальной является та система, где существует многообразие форм

собственности. Отсюда логично, что в проводящих экономические реформы

странах взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную

и смешанную формы собственности.

Трансформация собственности – процесс сложный и социально острый. На

нынешнем этапе экономической реформы в России первоочередной задачей

является приватизация объектов собственности. Особое значение приобрело

использование форм приватизации, в наибольшей степени способствующих

повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Центральной проблемой совершенствования системы собственности является

формирование таких форм реализации прав собственности, которые бы отвечали

принципам социальной справедливости и в то же время максимально

способствовали развитию экономики.

Приватизация в России, пройдя ваучерный этап, перешла к денежному

этапу. В результате приватизации на частных и смешанных предприятиях

работает около 2/3 от общей численности занятого населения в стране.

Подводя итоги проделанной работы, следует подчеркнуть, что наиболее

предпочтительной формой хозяйствования в условиях рыночных отношений

является акционерная.

Её преимущества: централизация капитала акционеров, слияние личных и

коллективных интересов трудящихся, участие каждого работника в управлении

делами предприятия, возможность получения акционерами дополнительных

материальных стимулов, и др.

В постприватизационный период перед функционирующими акционерными

обществами стоит ряд проблем. В их числе: замена типовых учредительных

документов в соответствии со специфическими устремлениями акционеров;

регламентация трудовых отношений на основе принятия комплекса трудовых

контрактов с работниками; порядок движения акций в акционерном обществе;

выплата доходов по акциям; права акционеров по распоряжению акциями;

бухгалтерский учёт в акционерных обществах; создание дочерних предприятий и

холдингов.

Основные условия успешной деятельности акционерных форм:

квалифицированно, компетентно готовить и вести дела, вовлечение в активную

деятельность каждого работника предприятия, соблюдение принципа социальной

справедливости при распространении акций, своевременное и достаточное

информирование пайщиков о состоянии дел.

Не следует умалять и роль малого предпринимательства. Как неустойчивая

предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, малые

предприятия нуждаются в разносторонней поддержке. Малые предприятия создают

благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная

сфера, идёт насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные

рабочие места.

Государство регулирует функционирование организационно-правовых форм с

помощью финансовых стимулов и государственных капиталовложений, проведении

антимонопольной политики, притормаживая чрезмерную концентрацию

производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1) Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению

/под ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994

2) Указ правительства Р.Ф. «Об организационных мерах по преобразованию

Государственных предприятий, добровольных объединений Государственных

предприятий в государственные общества» от 1/07/1992 №721

3) «Положение о порядке государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности».//«Финансовая газета», /1994.-29

4) Финансы предприятий: Учеб. пособие / колл. авт. под рук. Е.И. Бородиной.

– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

5) Экономика и бизнес / Под.ред. В.В.Кашаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 1993

6) Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . М., Финансы и статистика

- 1996.

7) Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли

промышленности М.,1998

8) Виленский А. А. Финансовая поддержка малых предприятий //Экономист /1991

- №9

9) Ворст И., Ревентлод П. Экономика фирмы: Учебник – М.: Высшая школа, 1994

10) Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс предпринимательства

–М., 1997

11) Горфинкель В.Я. Экономика предприятия, М.: Банки и биржи Юнити. -

1996.

12) Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 – М., 1995

13) Гражданский кодекс Р.Ф.

14) Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства – М.: СОФИТ,

1994

15) Кохно П.А., Микрюков П.А. «Менеджмент». М.: «Финансы и статистика»,

1993(+)

16) Крейнина М.П. «Анализ финансового состояния и инвестиционной

привлекательности А.О. в промышленности, строительстве и торговле.-М.:

А.О. «ДИС», «МВ-ЦЕНТР», 1994

17) Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции – М.:

Высшая школа, 1993

18) Кэмпбелл Р., Макконелл, Стэнли Л. Брю, “Экономикс”, т.1,2., М.-1992.

19) Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., «Малое предпринимательство», Москва:

ИНФРА – М, 1997

20) Макконнелл К.Р, Брю С.Л. «Экономика: принципы, проблемы и политика: пер

с англ. т. 1,2.» - М.: Республика 1992

21) Маркетинг: учебник/Колл. авт. под ред. А.Н. Романова – М.: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1995

22) Организационно-экономические проблемы приватизации/Колл. авт. под ред.

В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара – М.: экономическое образование, 1993

23) Остапенко В.В. «Акционерное дело и ценные бумаги». Справочное пособие.

– М.:Экономика, 1992 (+)

24) Подвинская Е.С., Жиляева Н.И. «Всё об акционерных обществах» М.:

Машиностроение, 1993

25) Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сборник/Госкомстат

России. – М., 1994

26) Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. «Курс рыночной экономики». – М.: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1995

27) Самуэльсон П. «Экономика» Т.1,2, М.-1992

28) Сергеев В.И. М., «Финансы и статистика» , 1998

29) Суханов Е.С. «Гражданский кодекс о коммерческих организациях» –

“Экономика и жизнь”, №45,46 1994

30) Тимашина Т.М. «Экономическая история России» Уч. Пособие под ред.

Чепурина М.Н., М., «Филинъ» 1999.

31) Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах»

32) Холт Роберт Н. «Основы финансового менеджмента»/ Пер. с англ. – М.: Изд-

во «Дело», 1993

Выполнил: Киринович А.М.

____________

-----------------------

Отношения присвоения

Отношения хозяйственного использования имущества

Отношения экономической реализации собственности

Система отношения собственности

Право собственности

Владение

Пользование

Распоряжение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ