Рефераты

Лизинг

затем в короткие сроки распространился в странах Западной Европы и Японии.

Причины "лизингового бума" за рубежом заключены в высокой эффективности и

чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента. Лизинг был

востребован экономикой ввиду резко возросших инвестиционных потребностей

хозяйства, в силу сложившихся темпов технического прогресса , которые уже

не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов

финансирования. В условиях обостряющейся конкуренции лизинг стал

дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной

продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и

завоевывать новые рынки сбыта. Одной из причин быстрого развития лизинга в

США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная

налоговая льгота (до 1092 стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы

налога).

После Второй мировой войны почти во всех промышленно развитых странах

была введена ускоренная амортизация (acceleration depreciation), при этом

появлялась возможность списать основную часть капиталовложений в

первые годы эксплуатации оборудования , что способствовало более быстрому

накоплению амортизационного фонда, а следовательно, и более быстрому

восстановлению, обновлению оборудования.

В 1981 г. в США была проведена налоговая реформа, основные положения

которой были отражены в Налоговом законе экономического восстановления

(Economic Recovery Tax Act) , принятом Конгрессом по предложению

администрации Р. Рейгана. Законом были введены самые значительные в истории

страны нормы амортизационного списания основного капитала

- легковые, грузовые машины, специальное оборудование _3 года,

- другие виды машин и оборудования, а также собственность,

принадлежащая властям штатов со сроком службы до 18 лет _5 лет, -

остальная собственность и часть недвижимости _10-15 лет.

Реформа предоставила право корпорациям более свободно распоряжаться своими

налоговыми льготами, используя при этом лизинг.

Использование при лизинге амортизационных и налоговых льгот оказалось

экономически выгодно для всех участников: арендодатель получал все

налоговые льготы, которые обычно не мог получить при покупке того же

оборудования; для арендатора с учетом полученных льгот, мог рассчитывать на

определенное понижение арендных ставок со стороны арендодателя, которые в

ряде случаев ) могли оказаться в полтора-два раза меньше размеров процентов

по обычному кредиту; наконец, фирма-продуцент получала возможность

обеспечить гарантированную реализацию своей продукции.

Распространенность лизинга объяснятся теми преимуществами, которые он

может предоставить его участникам.

Преимущества арендатора (лизингополучателя) состоят в том, что:

- возможно использование дорогостоящей, подчас новейшей техники без больших

стартовых вложений (как правило, арендатор финансируется на полную

стоимость арендуемого оборудования, тогда как кредиты покрывают обычно 80-

85% контракта на поставку, к тому же в большинстве случаев оплата

оборудования начинается после монтажа и ввода в эксплуатацию),

-освобождает арендатора от процедур и расходов, связанных с владением

имуществом (например, налоги на имущество), платежи по лизингу объектов

основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции и не

подлежат налогообложению (поскольку являются арендной платой);

- некоторые лизинговые компании ложе не требуют от лизингополучателя

никаких дополнительных гарантий, поскольку предполагается, что обеспечением

сделки служит сам предмет лизингам лизинг доступен малым и средним фирмам,

в то время как получение банковских кредитов на благоприятных условиях для

них проблематично, т.к. они не являются "первоклассными " заемщиками

- имущество по лизинговой сделке обычно не учитывается на балансе

арендатора, а его стоимость не включается в остаток кредитной задолженности

что улучшает финансовые показатели предприятия-арендатора и, следовательно

позволяет ему привлекать дополнительные кредитные ресурсы;

- дает возможность приобрести оборудование, которое нужно лишь в течение

какого-то срока, либо для сезонных работ, по окончании которых

необходимость в оборудовании отпадает, а содержать его не используя -

невыгодно;

- позволяет включать в себестоимость продукции услуг проценты за полученные

заемные средства;

- позволяет снижать налог на прибыль, т.к. лизинговые платежи у

лизингополучателя относятся на затраты - порядок осуществления данных

платежей более гибок, чем по Кредитным соглашениям (арендатор может

рассчитывать поступление своих доходов и совместно с арендодателем

выработать удобную схему платежей: (регулярность, постоянные или "плавающие

" ,.фактор сезонности порядок выплат платежей из выручки от реализации

продукции и др.);

- международный лизинг в ряде случаев позволяет арендатору воспользоваться

налоговыми льготами страны арендатора (снижение арендных ставок ;

ускоренная амортизация предметов лизинга позволяет существенно снизить

налогооблагаемую прибыль и срок лизингового соглашения и т.п.) ;

- оформляя договор лизинга, арендатор может рассчитывать на получение

дополнительных услуг (страхование оборудования, консультирование по

вопросам эксплуатации, информационные, юридические услуги, организация

рекламы, услуги по сбыту продукции со стороны лизинговых фирм);

- в интересах арендатора лизинговая фирма выполняет также такие работы, как

подборка и обработка информации о возможных поставщиках, изучение

рентабельности крупных проектов ,и оценка целесообразности их реализации,

запрос субсидий у банков, оформление таможенных документов, осуществление

координирующих функций по техническому обслуживанию и поставке запасных

частей;

- лизинг дает возможность пользователю в течение срока действия договора

ознакомиться с работой оборудования, испытать его в эксплуатации, а затем,

только если нужно, приобрести eго в собственность, причем покупка в этом

случае может осуществляться с учетом ранее уплаченных взносов, т.е. на

льготных для пользователя условиях;

- лизинг удобен для бухгалтерского учета, т.к. арендуемое оборудование не

берется на баланс арендатора, а начисление амортизации, выплату части

налогов н управление долгом осуществляет лизинговая компания.

Преимущества лизингодателя состоит в том, что:

- лизинг позволяет ускорить обновление оборудования; появляется возможность

замены техники, ориентируясь на ее использование, до наступления полного

износа, получения арендных платежей, стоимость оборудования погашается в

зависимости от условий договора в течение 4-7 лет, при этом срок

эксплуатации этого оборудования может составлять 10-12 лет

- общая сумма арендных платежей, как правило, на 30-40% превышает стоимость

арендного оборудования,;

- при лизинге нового оборудования в ряде. стран лизинговым компаниям

предоставляются налоговые льготы (особенно, если эти отрасли приоритетны с

точки зрения государства);

- лизингодатель застрахован от неплатежей своего арендатора, т.к. для

погашения обязательств может отобрать имущество, переданное в лизинг,

отдать в аренду другому пользователю либо продать ;

- лизингодатель за счет расширения круга выполняемых операций, имеет

возможность привлекать новых клиентов. Преимущества изготовителя

оборудования состоят в том, что:

- лизинг является средством активного маркетинга, средством расширения

рынка за счет увеличения количества потенциальных, но, зачастую, в

финансовом отношении не очень сильных покупателей на дорогостоящее

оборудование;

- использование лизинга в сбытовой программе увеличивает круг потребителей

за счет тех предприятий, которые: а) не нуждаются в оборудовании в

постоянное владение; б) не могут прибрести его в собственность по

финансовым соображениям) хотят опробовать оборудование на практике;

- появляется возможность налаживания канала обратной связи с лизинговой

компанией и пользователем (информационный аспект), что дает возможность

оперативно выявлять и устранять конструктивные и технологические недостатки

оборудования, тем самим повывшая его качество и конкурентоспособность;

- изготовитель, используя лизинг, немедленно получает платежи за

обслуживание от лизинговой компании, т.е. снижается риск потерь от

неплатежеспособности заказчика;

- изготовитель с помощью лизинга получает возможность ускоренного

обновления своей продукции продукции, сокращения жизненного цикла товара,

своевременной смены моделей ( фирма получает возможность практически

ежегодно выпускать на рынок новые образцы, сдавая старые в аренду).

Выгоды, получаемые отдельными фирмами при заключении лизинговых

сделок, суммируются в общий хозяйственный эффект, выражающийся в

концентрации в стране новых технологий, дополнительных объемах производства

товаров и услуг. Для государства поощрение лизинга служит средством

регулирования инвестиционной политики, позволяющей привлекать капитала

именно в те отрасли, которые в этом нуждаются.

Кроме этого лизинг создает дополнительные стимулы к накоплению,

ускоряет процесс трансформации капитала из ссудного в производственный,

является важным источником внешнего финансирования.

Россия относится к числу стран, не имеющих специального

законодательства по урегулированию лизинговых отношений. Несмотря на то,

что в области создания нормативно-правовой базы за последние два года в

области лизинга было принято 4 законодательных и около 10 нормативных

документов и преимущества лизинга сегодня очевидны, говорить о его развитии

в России пока не приходится. По оценкам специалистов, доля лизинга в 1996

г. составила лишь 1% суммарных инвестиций; на Запале с использованием

лизинга осуществляется 25-ЗО% всех инвестиций. Основными препятствиями для

развития лизинга в России являются:

1. Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России

банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и

долгосрочных, получение ссуди на три - четыре года (оптимальный срок

погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма

проблематично.

2. Высокий уровень налогов. Один из них - налог на лицензирование. Не

освобождены от уплата налога на прибыль; лизингодатели- по реализации

договоров финансового лизинга сроком не менее 3 лежанки * по

предоставленным кредитам для реализации операций финансово лизинга на срок

более 3 лет, Не освобождены лизингодатели от уплаты НДС при выполнении

лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты НДС при

приобретений имущества, являющегося объектом финансового лизинга, как было

предусмотрено Постановлением правительства № 633.

3. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании,

т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

4. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, который мог бы обеспечить

полное техническое обслуживание объектов лизинга.

5. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых

услуг.

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в

отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая

неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова,

в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа,

тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной

макроэкономической стабилизация и признаков устойчивого роста в экономике,

что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние

неуверенности в завтрашнем дне, Между тем основная идея лизинга состоит в

возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при

сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной

стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может

позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный

срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в значительной степени

сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад

деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать

с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег ". Однако,

как и на Запале лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта

произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

2.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

До принятия второй части Гражданского Кодекса, действующего с 1 марта

1996 г,, договор аренды (имущественного найма) регулировался нормами Основ

гражданского законодательства 1991 г., а также положениями Основ

законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде 1989 г, Довольно

активно развивалось специальное законодательство об аренде Это было вызвано

тем, что положения прежнего Гражданского кодекса о договоре имущественного

найма устарев и оказались недостаточными для регулирования арендных

отношений в условиях рыночной экономики, Так, в Основах законодательства

Союза ССР и союзных республик об аренде в большей мере были представлены

нормы, регламентирующие деятельность арендного предприятия как особого

юридического лица внутрихозяйственного арендного подряда, нежели нормы,

регулирующие порядок заключения, исполнения или прекращения договора

аренды.

В ныне действующем гражданском кодексе теме аренды отведена глава 34.

Общие положения о договоре аренды применяются к различным видам арендных

сделок. Весьма распространенной разновидностью арендных отношений является

аренда транспортных средств. Специфика правового регулирования аренды

транспортных средств заключается в том, что транспортными уставами и

кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных в ГК,

особенности аренды отдельных видов транспортных средств (статья 641,649).

Аренде транспортных средств в ГК посвящены статьи 632-649.

Как известно, договор аренды транспортных средств бывает двух видов: с

предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации средства ( с

экипажем) и без предоставления таких услуг (без экипажа).

Договор аренды транспортного средства с экипажем объединяет в себя два

вида обязательств арендатора по отношению к арендатору, а именно:

1) предоставить транспортное средство за плату во временное владение и

пользование:

2) оказать своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации

транспортного средства,

В отличие от вышеуказанного договора по договору аренды транспортного

средства без экипажа арендодатель только предоставляет арендатору

транспортное средство за плату во временное владение и пользование.

Для договоров аренды транспортных средств возможна только письменная

форма независимо от сроков их действия. Это касается как юридических, так и

физических лиц.

Объектами договора аренды транспортного средства являются прежде всего

морские, воздушные суда, автомобили, арендуемые, как правило, для перевозки

грузов и пассажиров. Возможно использование арендуемого транспортного

средства и в личных целях, что относится прежде всего к автомобильному

транспорту.

Обязанности сторон в договоре распределяются в зависимости от того,

арендуется ли транспортное средство с предоставлением услуг по управлению и

технической эксплуатации (с экипажем) или без предоставления таких услуг.

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендодателя

возлагается обязанности: поддерживать надлежащее состояние транспортного

средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и

предоставление необходимых для эксплуатации принадлежностей; страховать

транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который

может быть причинен им. Также арендодатель несет ответственность за вред,

причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством.

По договору аренды транспортного средства без экипажа все

вышеперечисленные обязанности несет арендатор, на него возлагается

ответственность за вред причиненный третьим лицам транспортным средством.

Различный подход к определению субъекта ответственности за вред,

причиненный третьим лицам транспортным средством, объяснятся тем, что

согласно ст. 1079 ГК, обязанность возмещения вреда, причиненного

деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возлагается

на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной

опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или

оперативного управления, либо на праве аренды и т.п. При заключении

договора аренды транспортного средства с экипажем арендодатель принимает на

себя обязанность по управлению транспортным средством, следовательно, он

продолжает оставаться владельцем источника повышенной опасности. В

соответствии с условиями договора аренды транспортного средства без экипажа

уже арендатор самостоятельно управляет транспортным средством и является

его владельцем в течение всего срока договора аренды,

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может

быть возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству.

В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства

арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний

докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор

отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть

возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству,

произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых

отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного

средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено

договором аренды.).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией

транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других

необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов,

несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,

Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без

экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и

осуществляет его техническую эксплуатацию,

Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его

нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в

договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут

быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное

обслуживание и т.д.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства

Гражданский кодекс (п.2.ст. 635) устанавливает, что состав экипажа и его

квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям

.договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то

требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного

вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и

подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической

эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства

распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются

работниками Арендодателя, то он несет расхода 'л по оплате услуг членов

экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором.

Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.

При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие-

арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров

работ, услуг в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 4 мая

1996 г. № ПВ-6-13/325 "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы,

связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что

арендованное имущество используется для целей производства или реализации

работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора

аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако,

если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например,

водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на

себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные

материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если

последнее предусмотрено договором аренды).

Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного

средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия

Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего

имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры , если они не

противоречат целям использования транспортного средства либо назначению

транспортного средства.

2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПРАКТИКЕ

ЗАПАДНЫХ ФИРМ.

Автомобильный транспорт и обслуживающие его отрасли занимают одно из

ведущих мест в экономике промышленно развитых стран и в известной мере

являются барометром ее развития, В США на них приходится более 20% ВНП и

примерно 15% всей рабочей силы страны. Грузооборот, выполняемый

автомобильным транспортом США составляет около 36% всего грузооборота, в

связи с этим заслуживает внимание опыт крупнейшей автотранспортной системы

США. Парк грузовых автомобилей и автобусов в США насчитывает более 45

млн.ед., из которых около 9,4 млн. ед. или 22.4% входит в автотранспортную

отрасль а остальные, так называемые нерегулируемые перевозки,

осуществляются на фермах или используется в качестве индивидуальных

автомобилей.

Автотранспортная отрасль насчитывает более 85 тис, АТП со средним

числом автотранспортных средств - 128 ед. ( см. Приложение 2). По виду

деятельности и обслуживаемой отрасли народного хозяйства АТП подразделяются

на предприятия общего пользования; обеспечивающие государственные штатные

организации, коммунальное хозяйство; предприятия, сдающие автомобили в

аренду и прокат и предприятия, обслуживающие конкретные отрасли народного

хозяйства (ведомственные).

Наибольший парк (2,7 млн. ед., или 29,3%) сосредоточено в АТП общего

пользования: в этом парке преобладают тягачи (22.3%) и полуприцепы (64.4%).

На долю одиночных грузовых автомобилей разных типов приходится только

11% парка. Средний размер AТП составляет 172 ед. На второе место по

численности парка вышли АТП, обслуживающие федеральные органы и органы

штатов (средний размер 189 ед.,15% парка). В них преобладают универсальные

грузовые автомобили(63.6%), а также внедорожные автомобили (19.9%).

На третьем месте по парку транспортных средств (0,975 млн ед., 10,6%

парка) находятся АТП, сдающие автомобили в аренду и прокат. Это наиболее

крупные предприятия со средним размером 326 ед., увеличившимся за последние

15 лет в 1,3 раза. Парк арендных АТП состоит в основном из полуприцепов -

43,1%, одиночных грузовых автомобилей - 36,7% и тягачей - 17.7%.

Ряд компаний специализируются на сдачу в аренду и прокате главным

образом полуприцепов ( например, Gelco Tip Trailer Leasing располагает 36

тыс. полуприцепов - 100% парка ). Другие крупнейшие частные компании имеют

смешанный состав парка ( Ryder Truck Rental имеет 241425 ед., автомобилей,

в т.ч. грузовых - 63129, тягачей и полуприцепов - 176087, легковых- 2209).

Автотранспортные компании используют регулирование размера и структуры

парков в качестве важнейшего инструмента приспособления -к конъюнктуре

рынка и повышения эффективности использования автомобилей. Так указанная

компания- Ryder Truck Rental успешно варьировала количеством и составом

подвижного состава в зависимости от спроса на услуги компании фирма, за 3

года (к 1990 г.) увеличила общий размер своего парка с 81,9 до 241,4 тыс.

ед., в т.ч, по грузовым автомобилям - с 42,4 до 63,1 тыс. ед. Другая

крупнейшая АТП - Bell South Carp решившая переориентироваться на другой

сегмент рынка, напротив, за те же 3 года сократила состав грузового парка с

21,7 до 5,4 тыс.ед., а легкового увеличила с 5,3 до 19,7 тыс. ед. Несмотря

на рост затрат на приобретение новых автомобилей, АТП, осуществляющие

интенсивную эксплуатацию подвижного состава, продолжают провопить линию на

регулирование и омоложение парка, наиболее интенсивное выбытие, т.е.

списание, для легковых автомобилей происходит между 7 и 12 годами (более

55% автомобилей), для грузовых автомобилей - мзду 9 и 14 годами (40%). Так

через 10 лет в среднем в хозяйствах продолжает эксплуатироваться 63.7%

грузовых автомобилей большой и 76.1% грузовых малой грузоподъемности и

51.4% легковых автомобилей, а к концу 20-го года соответственно 15, 8, 23.8

и 2.3% (1990г.). Для регулирования возрастной структуры применяется два

метода: установление рационального нормативного срока службы (пробега)

автомобилей данного класса (регулярный цикл замены) и определение

индивидуального момента замены на основе помашинного контроля за расходом

на ТО и Р, топлива, амортизацией, прибылью( нерегулярный цикл замены).

Стратегии рациональной работы предприятий автотранспорта ориентирует на

необходимость иметь на предприятиях обоснованные программы обновления парка

по классам и типам подвижного состава и его возраста. Исходя из этого

устанавливается норматив в годах с учетом конструкции и условий

эксплуатации, как правило, в пределах 4-10 лет.

Так, фирма Agway Inc (Нью-Йорк), насчитывающая 3150 тягачей, разных

классов, производит их замену через 10 лет.

Компания Saia Motor Freigth Line Inc заменяет международные тягачи

через 5 лет, а тягачи и полуприцепы, работающие в городских условиях -

через 10 лет.

Более интенсивное списание автомобилей и ускоренное омоложение парка

происходит во многом благодаря лучшему использованию подвижного состава в

процессе аренды. Как следует из табл. 3, наиболее эффективно персонал и

подвижной состав используют предприятия, арендующие технику.

Показатели работы парков в зависимости от принадлежности подвижного

состава.

Таблица 3.

|Показатели |Принадлежность транспортных средств |

| |Собственные|Арендуемые |Смешанные |

|Затраты на перевозки, центы/км |85.0 |81.3 |95.0 |

|В том числе: | | | |

|- административно-управленческие |6.3 |4.4 |6.9 |

|- водителя |38.1 |33.8 |41.9 |

|- подвижного состава и оборудования |40.6 |43.1 |46.2 |

|Среднегодовой пробег, тыс.км. |135.8 |175.4 |132.0 |

|Средняя длина рейса, км. |1121.6 |1659.2 |1201.6 |

Как видно из таблицы при аренде подвижного состава в целом

эксплуатационные затраты сокращаются на 5% главным образом за счет экономии

накладных и административных расходов (до 30%) и оплаты водителей (12%),

вызванных более интенсивным использованием арендуемого состав подвижного

состава.

Абсолютные годовые затраты на запасные части по арендуемым автомобилям

несколько увеличиваются, однако с учетом более интенсивного использования

этого по транспорта сокращаются по сравнению с собственными в среднем на

11%.

Большим разнообразием в США отличаются формы и методы аренды (лизинга)

автотракторной техники и сельскохозяйственного оборудования,

предназначенных для фермерских хозяйств. Предоставлением

сельскохозяйственного оборудования в аренду занимаются как лизинговые

компании, так и дилерские фирмы, осуществляющие одновременно и сбыт

оборудования. При этом разрабатываются более гибкие формы оплаты (например,

фермерам, специализирующимся на животноводстве, предлагаются условия с

помесячной оплатой, а занимающимся полеводством - условия с годовой

арендной платой).

Специфической формой проката автотракторной техники является так

называемый “Contract hire” , содержащий элементы как финансового, так и

оперативного лизинга. Эту форму лизинга предпочитают фермеры, интенсивно

эксплуатирующие машины. В этом случае расходы на ремонт н техническое

обслуживание обычно включаются в сумму контракта, арендная плата является

твердо установленной и все риски, связанные с эксплуатацией машины, несет

ее владелец. При аренде этого вида , как правило, не оговаривается

возможность покупки машины по окончании срока аренды.

Одна из форм аренды, предлагаемой специализированной лизинговой фирмой

“Lease America Corp” , является программа “ready lease”. Пo этой программе

фирма предоставляет клиенту возможность заключать с ней договоры об аренде

на определенную сумму на срок до 12 месяцев. Клиент может арендовать

несколько машин одновременно или по мере возникновения в них необходимости

в течение огородного срока, при этом он может использовать сумму,

установленную в соглашении об аренде, полностью или не полностью.

Широко известная фирма “John Deere” разработала и осуществляет

программу предоставления в аренду тракторов с привлечением лизинговой

компании. Фермеры арендуют тракторы на срок 2-3 месяца в сезон уборки

урожая, затем тракторы возвращаются компании-арендодателя), которая продает

их со скидкой (составляющей около 20%) от первоначальной цены, напри

сохранении гарантий фирмы-изготовителя “John Deere”, установленных для

новых тракторов, в том случае, если тракторы отработали манее 250 часов.

Тракторы бывшие в аренде, повторно в аренду не сдаются. В аренду

предоставляются только новые тракторы. Эта программа позволяет использовать

дополнительные машины в условиях сезонного пика объема работ. При

увеличении числа берущихся клиентом в аренду тракторов компания предлагает

скидки со ставок арендной платы. На приобретение тракторов, возвращенных

после аренды по данной программе существует очередь, особенно на небольшие

модели. Фермерам, взявшим тракторы в аренду, при последующем приобретении

этих машин предоставляется скидка в размере до 75% суммы, уплаченной за

аренду, т.е. в этом случае их арендная плата становится взносом наличными

при покупке трактора.

В Великобритании компания “Agrequip” , занимающаяся сбытом тракторов и

зерноуборочных комбайнов предлагает следующие условия предоставления их в

аренду. Фермеры могут получить в аренду необходимую им технику на два, три

или четыре года при понедельной арендной плате. Последняя включает

стоимость технического обслуживания (для тракторов - обслуживание, за

исключением смены масла и фильтра через 200 час. эксплуатации),

страхования, доставки. Гарантируется замена машины в случае серьезной

поломки. Шины передних колес заменяются после одного года эксплуатации, а

задних -после двух лет ( в случае необходимости замены шин до истечения

указанных сроков, связанные с этим расходы доплачивает фермер). Примерные

ставки арендной платы независимо от срока аренды трактора составляют (в

ф.ст. в неделю):53 - модель 44 л.с., 113 - 114 л.с. Арендаторам

предоставляется право приобрести машины в собственность по окончании срока

аренды. Арендаторам предоставляемся возможность пройти обучение для

операторов.

Некоторые фирмы предоставляют свое оборудование в краткосрочную

аренду, взимая 12 ц. за 1 л.с. мощности машин за 1 час эксплуатации ( по

счетчику). В контракте на аренду оговаривается стоимость ремонта и

технического обслуживания. Если к окончанию периода аренды затраты на эти

виды работ оказываются ниже, чем было предусмотрено, фермеру возвращается

половина сэкономленной суммы.

Широкое распространение в промышленно развитых странах получила аренда

(лизинг) и других средств производства, в частности, складской техники,

Например, в Великобритании около 30% всего парка погрузчиков используется

на условиях проката, во Франции в конце 80-х гг., на каждые 100 проданных

новых погрузчиков приходилось до 70 проданных погрузчиков, уже бывших в

употребления.

Разнообразные формы и методы арендных отношений давно и успешно

применяются в практике западных фирм, способа способствуют упрочению те

положения на рынке,: повышению конкурентоспособности их продукций,

использование накопленного западными компаниями за многие десятилетия

-позитивного опыта арендных отношений может быть полезным для

отечественных предприятий, делающих на это» поприще лишь первые шаги.

2.3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО

АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (САТП) ОАО "ЛИПЕЦКОБЛГАЗ".

Специализированное автотранспортное подразделение (САТП) ОАО

"Липецкоблгаз” как обособленная структура - действует на оснований

Положения о филиале открытого акционерного общества по газификации и

эксплуатации газового хозяйства Липецкой области.

CATП является подразделением, созданным для организации эффективной

работы ты и ремонта автотракторной техники всех филиалов ОАО "Липецкоблгаз"

и проведения единой учетной и технической политики, Схема организаций

управления ОАО "Липецкоблгаз" приведена в Приложении № 3.

На САТП как автотранспортное подразделение возложено решение

следующих задач:

- оказание транспортных и сервисных услуг;

- проведение единой технической политики и комплексного решения вопросов,

связанных с бесперебойным обеспечением сжиженным газом потребителей ОАО

"Липецкоблгаз";

-организация сервисного технического обслуживания, проведение а/м

капитального ремонта и обеспечение безаварийной эксплуатации автотракторной

техники;

- монтаж, ремонт и наладка электротехнического оборудования

- ремонт, наладка подъемно-транспортного оборудования

- монтаж, ремонт и обслуживание автомобильные газобалонных установок;

- организация поставок запчастей, оборудования, автотракторной техники;

- научно-техническая и инвестиционная деятельность;

- выполнение всех видов работ в области автоматизации управления

перевозками и автохозяйством;

- участие в проведении ярмарок, выставок, аукционной торговли;

- организация арендных(лизинговых) отношений;

- общение передового опыта, разработка и внедрение прогрессивных форм и

методов организации, управления и технологии технического обслуживания и

ремонта, проведение информационных семинаров и т.п.

Для выполнения вышеперечисленных задач САТП осуществляет следующие

функции :

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ