Лизинг
- разработка нормативно-технической документации и норм расхода запасных
частей , материалов , автошин ;
- осуществление мероприятий по рациональному распределению подвижного
состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования;
- обеспечение сбора и хранения отработанных деталей с дальнейшим их
восстановительным ремонтом;
- расширение номенклатуры ремонтируемых составных частей подвижного
состава, а также перечня восстанавливаемых деталей в качестве товарной
продукции;
- организация работы службы безопасности движения и проведение обучения
водительского состава по перевозке опасных, негабаритных грузов, анализ и
разбирательство ДТП;
- организация и проведенное совместно с сотрудниками ГАИ годового
технического осмотрам;
- проведение мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижного
состава, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, повышению
производительности труда при осуществлении технического обслуживания и
ремонта на основе единой информационной политики по всем филиалами ;
- осуществление контроля за качеством выполнения технического обслуживания
и ремонта;
- подведение ежемесячных итогов деятельности CATП согласно отчету всех
Филиалов ОАО "Липецкоблгаз", определение эффективности использования
подвижного состава.
Согласно Положения о Филиале, САТП осуществляет два вида деятельности.
Основная деятельность связана с обслуживанием службы сетевого и
жидкого газа, региональных отделений ОАО "Липецкоблгаз" в соответствии с
договором аренды. К категории "прочая деятельность " относится деятельность
CATП , связанная с обслуживанием сторонних организаций (не входящих в
структуру ОАО "Липецкоблгаз" ) и населения.
К сожалению CATП не имеет возможности в полном объеме осуществлять
самостоятельно транспортные и сервисные ycлуги сторонним организациям из-за
ограниченного правового статуса подразделения. Не получили развития
арендные отношения с предприятиями области испытывающими потребность
арендовать транспорт, но находящимися в иной ведомственной подчиненности
(либо приватизированными предприятиями). Материальной основой для оказания
подобных услуг, является наличие у САТП весьма диверсифицированного и
крупного парка подвижного состава, часть которого не связана
непосредственно с обслуживанием газового хозяйства и зачастую просто
простаивает.
Весь подвижной состав (ПС), состоящий на балансе САТП включает 641 ед.
автотракторной техники: в состав автотракторного парка входят самые
разнообразные виды техники: легковые автомобили - 164 ед.(25,6%), автобусы
- 9 ед. (1,45), грузовые автомобили - 270 ед. ( 42,1%), тягачи - 50 ед.
(7,8%), специализированная техника (компрессорные установки, автокраны,
бурильная установка и др.) - 48 ед.( 7.5%), тракторная техника -
(экскаваторы, тракторы, бульдозеры и др.) -100 ед.(15.6%).
Большая часть подвижного состава (70%)задействована в процессе обслуживания
эксплуатации газового хозяйства (специализированная автотехника,
компрессорные установки, специализированные фургоны).
Остальная часта автотракторного парка ( большая часть бортовых
грузовые автомобилей, автофургонов, самосвалы, дорожная и строительная
техника используется нерегулярно от случая к случаю имея сравнительно
меньший среднегодовой пробег (оценочно - на 15-20%) и выполняя меньший
объем работ , что снижает интенсивность использования техники, удорожает ее
эксплуатацию. Между тем налаживание арендных отношений с потенциальными
пользователями этой техники, оказание транспортных и сервисных услуг
помогло бы задействовать часть подвижного состава САТП в различных секторах
экономики ( строительство, коммунальное хозяйство, сфера частных услуг и
др.) и приобрести дополнительную прибыль автохозяйству
Не отрегулированы взаимоотношения CATO с головной структурой ОАО
"Липецкоблгаз", что серьезно тормозит развитие арендных отношений в
деятельности автотракторного хозяйства. В настоящее время прорабатывается
вопрос об изменение организационно -правового статуса CATП, в частности
путем акционирования с участием ОАО "Дипецкоблгаз " и других акционеров,
включая потенциальных инвесторов. Без решения вопроса о целесообразной
юридической форме автотранспортного предприятия не могут решаться вопросы
организации нормальной хозяйственной, деятельности, в т. ч, налаживания
полноценных партнерских отношений с клиентами и поставщиками, банковскими
структурами, кредиторами и инвесторами.
В настоящее время САТП не Является юридическим лицом. Подразделение
имеет имущество, переданное ему ОАО «Липецкоблгаз» на праве оперативного
управления. Филиал (подразделение ) имеет право по согласованию с
Правлением ОАО приобретать имущество за счет прибыли, получаемой не от
основной деятельности и остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Руководство филиала осуществляет директор, назначенный на должность и
освобождаемый от занимаемой должности по контракту, заключенному с ОАО в
лице генерального директора. Директор непосредственно отвечает за
осуществление совместной деятельности филиала с рабочим аппаратом ОАО
«Липецкоблгаз» и другими филиалами в части обеспечения надежного и
безаварийного газоснабжения газифицированных объектов (города, района). В
соответствии с доверенностью, выданной ОАО, директор имеет право:
- заключать от своего имени хозяйственные договора;
- осуществлять расчеты с акционерным обществом, подрядчиками, поставщиками,
покупателями, бюджетом;
- иметь расчетно-кассовые отношения с учреждениями банков;
- представлять ОАО в регионе дислокации филиала при осуществлении
коммерческих сделок;
- предъявлять и рассматривать претензии, предъявлять иски и участвовать в
судебных и арбитражных процессах по спорам, возникающим при исполнении
хозяйственных договоров и по другим основаниям;
- заключать и расторгать трудовые договора с рабочими, служащими,
специалистами, кроме высших категорий ИТР и АУП, которые назначаются
генеральным директором ОАО.
В случае, если директор филиала имеет финансовую заинтересованность в
сделке, стороной которой является или намеревается быть АО или филиал и при
наличии несовпадения (противоречия) интересов АО и филиала по условиям
существующей или предполагаемой сделки, директор обязан сообщить о своей
заинтересованности Совету директоров или Правлению ОАО до момента принятия
речениям заключения сделки). В этом случае сделка должна быть одобрена
большинством членов Совета директоров или Правления ОАО.
Планы хозяйственной деятельности филиала составляются на основе
договоров с поставщиками и потребителями продукции, а также с учетом
интересов потребители газа. Предприятие реализует свою продукцию (услуги)
по договорным ценам. К сожалению, деятельность по обслуживанию службы
сетевого и жидкого газа, т.е. газового хозяйства региона в основном
является убыточной. Сокращение убытков в результате совершенствования
методики расчетов , тарифной политики, организации перевозок » формирования
рациональных режимов движения и схем грузопотоков, а также рационального
распре. деления подвижного состава между маршрутами является предметом
забот руководства CATП. Организация рациональной работы транспорта и
автохозяйства в целом во многом способна минимизировать неблагоприятные
результаты финансово-хозяйственной деятельности по этому направлению работы
(сегменту потребителей) CATП. В совершенствовании нуждается и система
документооборота CATП. Большая систематизация отчетного материала, переход
на обеспечение " прозрачности " информации о текущем состоянии
подразделения являются особенно необходимыми в условиях освоения новых
арендных отношений, расчета эффективности арендных услуг.
К проблемам, затрудняющим деятельность CATП в условиях рынка,
относится недостаточное знание рыночного спроса на транспортные и арендные
услуги, со стороны потенциальных "коммерческих" потребителей в регионе -
предприятий различных форм собственности и населения. В подразделении
отсутствует маркетинговая служба, могущая отслеживать и выявлять
привлекательные сегменты рынка (потребителей услуг транспортной компании) ,
которые бы предъявляли спрос на ее услуги, отсутствует рекламная
деятельность, которая могла бы сформировать такой спрос. Данное положение
вызвано опять-таки "скованностью маневра " CATO даже в отношении временно
свободного подвижного состава из-за Особенности его правового - статуса.
Между тем взаимодействие с коммерчески состоятельными клиентами,
обладающими "живыми " деньгами могло бы существенно расширить каналы
получения прибыли CATП (до сих пор прибыль в САТП формируется в основном за
счет "прочей деятельности ").
Расчет планируемых годовых затрат на запасные части и материалы в САТП
осуществляется согласно "Положения о техническом обслуживании и ремонте
подвижного состава автомобильного транспорта " на каждый год по маркам
автомобилей в разрезе филиалов ОАО "Липецкоблгаз".
Затраты на материалы включают затраты на ремонтные материала,
смазочные материалы и воду, идущую на технологические нужды и мойку
автомобилей.
В нормы затрат на запасные части не входит стоимость автомобильных шин
и камер, а также капитально отремонтированных оборотных агрегатов, узлов,
приборов и механизмов.
Нормы затрат установлены в стоимостном выражении для предприятий,
расположенных в центральной зоне и эксплуатирующих 150-300 единиц
подвижного состава при пробеге, составляющем 0,75-1.00 от нормы пробега до
первого капитального ремонта, для третьей категории условий эксплуатации -в
зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации. При этом:
1. Корректирование норм материальных затрат на местные условия работы
осуществляется в соответствии с коэффициентами, предусмотренными
"Положением о ТО и ТР
подвижного состава автомобильного транспорта ''.
2. Затраты на ГСМ рассчитываются по "Нормам расхода топлива и смазочных
материалов на автомобильном транспорте " , утвержденным Департаментом
автомобильного транспорта Минтранса РФ от 26.08.93 г. и введенным в
действие с 1.10.93 по 1.10.98 г.
3. Годовой пробег по подвижному составу на 1998 г. установлен на основе
анализа пробегов за 1997 г.
4. Затраты на автомашины устанавливаются согласно норм пробега.
5. Годовые затраты на техническое обслуживание, текущий ремонт и запасные
части установлены в стоимостном выражении без учета налога на добавленную
стоимость (НДС).
CATП в своей повседневной деятельности сталкивается еще с одной проблемой -
во взаимоотношениям с поставщиками. Распад слагавшихся хозяйственных связей
в первые годы реформ привело к тому, что автохозяйство часть необходимых
запчастей приобретает у посредников или по бартеру. В то же время
значительная часть парка подвижного состава имеет большой срок службы.
Между тем наработка автомобиля с начала эксплуатации (пробег, срок службы)
оказывает существенное влияние на эффективность его использования,
производительность, трудовые и материальное затраты по обеспечению
работоспособности эксплуатационные расходы возрастают прямо пропорционально
сроку службы автомобиля.
В этих условиях установление надежных долгосрочных отношений с фирмами-
производителями автомобильной техники будет способствовать поддержанию
высоких эксплуатационных качеств используемой техники и своевременному
обновлению парка машин. Особенно ценно установление таких партнерских
отношений с фирмой-продуцентом машин и оборудования в контексте перехода от
аренды к долгосрочным лизинговым отношениям.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САТП ОАО "ЛИПЕЦКОБЛГАЗ ".
3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯ НА ОСНОВЕ
АРЕНДЫ.
Решение проблем, стоящих перед САТП должно носить комплексный
характер, Необходимо принятие пакета скоординированных мер, действие
которых в совокупности способно дать эффект: улучшить результаты финансово-
хозяйтвенной деятельности, переориентировать САТП от решения исключительно
текущих проблем к вопросам долговременной стратегии развития , улучшить
положение в социальной сфере предприятия.
Совершенствование деятельности САТП должно идти по следующим основным
направлениям;
- переход на полновесные арендные отношения с предприятиями газового
хозяйства, входящими в состав ОАО "Липецкоблгаз", а также заключение
договоров аренды со сторонними юридическими лицами и населением ( в части
не используемой в процессе эксплуатации газового хозяйства техники);
- использование инструментария маркетинга с целью изучения рынка
транспортных услуг, определения и оценки спроса на ТУ подразделения по
основным видам техники, изучения рыночных позиций конкурентов и выработки
элективных приемов рекламной деятельности ( продвижения услуг);
- формирование рациональной тарифной политики на основе анализа
(критической оценки) складывающихся издержек, выбора методов
ценообразавания на ТУ исходя из задач по завоеванию определенной доли рынка
для каждого сегмента потребителей;
- формирование рациональных режимов движения транспорта и схем грузопотоков
с использованием логистических методов: координация оперативного управления
-перевозками; маршрутизация перевозок и др.
- совершенствование системы и способов накопления, обработки и
использования оперативно-производственной и финансово-хозяйственной
информации на основе компьютеризации с использованием современного
программного обеспечения;
- расширение перечня и повышение качества дополнительно предоставляемых
услуг потребителям (пользователям) с целью расширения контингента последних
и формирования положительного имиджа предприятия.
Одним из главных направлений в работе CATП должно стать развитие
арендных отношений, устраиваемых на основе рыночных равноправных
(возмездных) деловых контактов с партнерами (клиентами). В настоящее время
изучается вопрос о возможности изменения организационно-правового статуса
автотракторного подразделения. Безусловно придание статуса самостоятельного
предприятия даст ему весь спектр экономических свобод, однако эта проблема
нуждается в тщательной экономической и юридической проработке.
Заслуживает интерес идея создания на базе укрупненного автотракторного
хозяйства при поддержке ОАО Липецкоблгаз и участия филиалов столичных и
местных ( региональных) банков сервисной лизинговой компании ,
обслуживающей сеть "профильных '', а также иных категорий потребителе. Срок
лизинговых контрактов мог бы составить несколько лет. Принципиальная схема
лизинговой сделки отражена в Приложении № 1.
Развитие арендных отношений, как уже отмечалось, будет способствовать
упрочению финансового положения САТП, лучшему использованию подвижного
состава, наработке позитивного опыта конструктивного взаимодействия
партнеров (сторон) по договору аренда в условиях рыночной экономики,
CATП разработан типовой договор на аренду автотракторной и землеройной
техники , который является договором аренды транспортных средств с
предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации,
предусматривающим права и обязанности сторон согласно гл. 34 га (ст. 632-
641). В соответствии с Договором арендодатель имеет следующие обязанности:
- организация и проведение капитального ремонта отлельных узлов, агрегатов
и автомобилей, согласно норм межремонтных пробегов;
- обеспечение и распределение авторезины и аккумуляторных батарей согласно
установленных норм на транспорт ( при условии возврата пришедших в
негодность);
- распределение запасных частей для текущего ремонта;
- организация и проведение технического осмотра транспорта в органах ГАИ и
Гостехнадзоре;
- оплата получаемых арендатором лицензии на транспорт после предоставления
Арендодателю полных сведений по лицензированию транспорта ;
- обеспечение своевременного списания, перераспределения и продажи техники,
относящейся к основным средствами арендатор принимает на себя следующие
обязанности:
- использование транспортных средств строго в соответствии о условиями
договора и их назначения согласно правил эксплуатации и правил РД-20.04.
РСФСР 348;
- разрабатывает графики постановки автотракторной техники на ТО-1 и ТО-2 и
выполняет техническое обслуживание согласно графика;
- ежёмесячное представление отчета о работе транспорта в ПТО филиала САТП
по установленной форме;
- согласование с арендодателем самостоятельного приобретения запасных
частей, узлов и агрегатов на автотракторную технику, станочного и гаражного
оборудования;
- предоставление всей требуемой документации (путевой, бухгалтерской,
экономической и др.) представителю арендодателя, а также права проводить
инвентаризацию наличия запасных частей, узлов и агрегатов на складах;
- соблюдение доводимых арендодателем норм расхода топлива, горючесмазочных
материалов, запасных частей;
- направление в капитальный ремонт автомобилей и агрегатов полностью
укомплектованными, согласно техническим требованиям;
- предоставление арендодателю обоснования всех недопробегов узлов,
агрегатов, авторезины, аккумуляторных батарей до нормативных значений.
Арендная плата по грузовым автомобилям устанавливается с учетом марки
транспортного средства и его пробега к моменту передачи в аренду , а на
пассажирских перевозках она определяется в абсолютном размере независимо от
пробега автомобиля или по ставке на 1 км общего пробега транспортного
средства. Применяется и смешанные формы расчета арендной платы -
фиксированная величина до установленного предела в абсолютной сумме за
общий пробег, a свepx того - дополнительно за каждый километр пробега.
В последнее время получает развитие аренда автопарка самими
водителями. В этом случае водитель вносит арендную плату в кассу
предприятия. В нее включается амортизация на полное восстановление и
капитальный ремонт арендованного автомобиля, а также отчисления в общие
платежи и расходы предприятия : на строительство дорог, общехозяйственные
(накладные) расходы, на уплату процентов за кредит, взносы вышестоящей
организации и в бюджет. Вместе с тем из полученной водителем выручки от
реализации услуг водитель оплачивает стоимость израсходованного топлива,
запасных частей, горючего, смазочных и других материалов. Кроме того,
оплачиваются услуги, оказанные по техническому обслуживанию и ремонту
арендованного автомобиля, если эти работы выполнялись собственными силами.
Водители пассажирского транспорта оплачивают материалы как по оптовым,
тик и по розничным ценам - в зависимости от места их приобретения - на
предприятии или в розничной торговле, на станциях техобслуживания.
На грузовом транспорте из оставшейся выручки водитель уплачивает
штрафы за несоблюдение и нарушение договорных условий, например, за
невыполнение предусмотренного договором объема работ, несвоевременную
подачу автомобиля на плановое техобслуживание и др.
Экономические санкции могут применяться и по отношению к предприятию,
если оно не выполняет свои договорные обязательства перед водителями. Так,
при необеспеченности топливам, шинами, запасными частями, узлами и
агрегатами, ремонтными и эксплуатационными материалами водителям
возмещаются убытки в размере тарифной ставки или определенной части ее за
каждый день вынужденного простоя по вине автопредприятия.
После всех вычетов и возмещения потерь у водителя остается часть
выручки которая расходуется на оплату труда, отчисления на социальное
страхование и уплату подоходного налога, на заработную плату; 1/12 часть
фонда оплаты труда используется на отпуск.
Водители, арендующие легковой транспорт, самостоятельно устанавливают
режим работы, сами решают вопрос о месте хранения автомобиля, возможно и в
личном гараже. Водитель арендованного автомобиля более заинтересован в
бережном его использовании, так как после достижения установленного для
автомобилей амортизационного срока машина продается ему на льготных
условиях.
Опыт применения такой аренды говорит об ее эффективности. Однако в
современных условиях возможны и другие формы аренды транспортных средств
автохозяйства его работниками. ( см. Приложение № 4). В некоторых случаях
все арендаторы могут быть зарегистрированы в налоговой инспекций как
предприниматели без образования юридического лица. Каждому открывается
расчетный счет в банке, куда перечисляются клиентом оплата за выполненные
транспортные услуги.
Арендная плата перечисляется предприниматёлем на расчетный счет пред
приятия или же вносится в кассу предприятия наличными средствами, в этом
случае сумма арендной платы снижается на 15%.
Арендная плата включает в себя амортизационные отчисления на автомобиль,
п/прицеп(прицеп), т.к. предприятие обязуется производить ремонт и
техническое обслуживание арендованных транспортных средств, заработную
плату ремонтных рабочих с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды;
накладные расходы и нормативную рентабельность в размере 10%.
3.2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ.
Для развития лизинговых операций в России необходимо прежде всего
совершенствование законодательной базы и предоставление налоговых льгот
участникам лизинга. Меры государственной поддержки развития лизинга должны
включатъ:
1. Предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых
проектов.
2. Предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно
определять сроки амортизация оборудования с возможностью направления
накопленных амортизационных отчислений на их деятельность
3. Предоставление инвестиционных кредитов для реализиции лизинговых
проектов.
4. Освобождение от налогов на лизинговые платежи в ряд случаев.
5. Освобождение хозяйственных субъектов-лизингодателей от уплаты налогов на
прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком
договора не менее З-х лет.
6. Освобождение хозяйственных субъектов-лизингодателей от уплаты НДС при
выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты НДС
при приобретении имущества, являющегося объектом лизингам .
7. Освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на
прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок более З-х лет
для операций финансового лизингам см. Постановление правительства № 633 "0
развитии лизинга в инвестиционной деятельности ").
Несмотря на все трудности, обусловленные переходным состоянием
экономики России, рынок лизинговых услуг успешно развивается.
Так, объем лизинговых контрактов, составляющий в 1994 г. 9,2 млрд.
Руб. (по Рослизингу), уже в 1995 г. увеличился до 107,6 млрд., а в 1996 г.
он достиг уровня в 670,6 млрд. при этом 641,2 млрд. приходилось на лизинг
оборудования и 29,4 - на лизинг недвижимости.
Наиболее привлекательным видом оберудэвания для лизинга в 1996 г. было
машиностроительное и технологическое оборудование, на долю которого
приходилось 75,5% от общего объема лизинговых операций. Далее следует
лизинг грузовых автомобилей и дорожной техники - 8,7%, компьютеров и
оргтехники - 4,8%, легковых автомобилей - 2,0%. Для сравнения, в Европе
наибольший объем лизинговых операций приходится на лизинг легковых,
грузовых автомобилей и дорожной техники.
Лизинговая сделка имеет весьма сложную структуру, включающую как
минимум пять составляющих компонентов (по Е.Кабатовой):
- юридического, предполагающего досконального знания законодательства по
лизингу, в особенности налоговые нюансы;
- коммерческого, в рамках которого требуется знание рынка текущей
конъюнктуры рынка и уверенность в том, что данная продукция на нем "пойдет"
а также понимание механизма ценообразования на имущество, выступающее в
качестве объекта лизингам;
- финансового, в пределах которого необходимо знание основных условий
финансирования, умения распределять риски и рассчитывать стоимость
инвестиций с учетом разновременности затрат и коэффициентов
дисконтирования;
- бухгалтерского, предполагающего знание бухгалтерского учета и отчет Насти
по лизинговым операциях;
- технического, в пределах которого надо знать, каких специалистов следует
привлекать для технической экспертизы лизингового проекта, проведения
переговоров с изготовителей оборудования(автотехники), получения от него
соответствующих гарантий по техническому обслуживанию оборудования и др.
Проведению лизинговых операций всегда предшествует большая
организационная работа. Для успешной деятельности лизингодатель должен
обладать возможностями широкой рекламы лизинговых операций и их преимуществ
для потенциальных лизингополучателей. Важную роль играет изучение
лизингового рынка, его основных тенденций, выявления спроса и предложения
на те или иные виды автотехники и оборудования. При этом во внимание
принимаются различные факторы: колебания рыночных цен на разные виды(марки)
машин, в зависимости от того, пользуются они спросом или нет, цены и тарифы
на другие, coпутствующие лизингу услуги (ремонт, ТО), транспортные тарифы,
тарифы за электроэнергию и др. Общей целью предварительной работы является
поиск лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге,
В ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем
финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования
интересов сторон и привлечения к реализации проекта в качестве гарантов 4-5
участников.
Возможен, например, следующий состав гарантов под лизинговую сделку:
лизингополучатель, изготовитель оборудования, лизингодатель, банк-гарант,
банк-кредитор, страховая компания, региональный фонд поддержки лизинга.
Каждый участник лизинговой сделки принимает на себя обоснованные риски в
размере от 5 до 25 процентов , соответствующим образом распределяются
доходы. Для осуществления лизинговых операций возможно объединение на
акционерной основе небольшой группы неконкурирующих производителей техники,
кредитных учреждений, сервисной лизинговой компании Участником лизинговых
отношений
может быть ФПГ, в которой аккумулируется потенциал и производителей и
банковского капитала, и страховщиков.
Под лизингом, как известно, понимают имущественный отношения, при
которых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговая
компания) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во
временное пользование. При этом последовательность шагов мажет выглядеть
следующим образом:
1) пользователь сообщает лизинговой компании, какое имущество (станки,
автотехника, оргтехника) ему необходимо;
2) лизинговая компания покупает это имущество у фирмы-изготовителя или
оптовой фирмы,
3) лизинговая компания, став собственником имущества, передает его во
временное пользование на основании отдельного контракта. ( В некоторых
случаях фирма, заинтересованная в получении оборудования, может сама
"выходить " на нужного ей производителя, привлекая в дальнейшем
лизингодателя. В российских условиях по-видимому больше активности следует
проявлять самому потенциальному лизингодателю, выстраивая многосторонние
отношения, проявляя определенную инициативу, т.к. ни предприятие-
изготовитель техники, ни потенциальный пользователь, могут быть
неосведомлены- о преимуществах лизинга, тем более в условиях нарушенной
экономической координации предприятие не всегда точно знает фирму-
производителя того оборудования, которое ему нужно.
4) Дополнительно между лизингополучателем и сервисной лизинговой компанией
заключается соглашение о поставке запасных частей и проведения
техобслуживания( в этом случае стоимость обслуживания включается в
лизинговые платежи). (см. Приложение № 5).
В рамках комплекса лизинговых отношений при наличии равноправия сторон
предприятия газового хозяйства "Липецкоблгаза" могли бы стать
"гарантированными " лизингополучателями - пользователями автомобильной
техники , сконцентрированной на базе крупного автотранспортного предприятия
региона.
В этом случае пользователями лизинговых услуг могут оказаться и другие
предприятия области, заинтересованные в получении такого рода услуг. На
базе САТП можно было бы в перспективе ( по мере привлечения
заинтересованных сторон и координации их усилий) создать сервисную
лизинговую компанию, берущую на себя все ( или большую часть) обязанностей,
связанных с обслуживанием, ремонтом, подвижного состава и спецоборудования,
консультацией пользователе в отношении его эксплуатации, ведением
бухгалтерских книг и т.д.
При этом в состав лизингового платежа включается:
1) амортизация оборудования, 2) плата за финансовые ресурсы, 3)лизинговая
маржа лизингодателя, 4)рисковая премия, 5)плата за оказываемые
лизингополучателю дополнительные услуги, 6)плата за страхование лизингового
имущества, 7)сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем за сдаваемое в
лизинг имущество ( Методика Е.Чекмаревой). На основе этой методики расчет
общей суммы лизинговых платежей согласно Методическим рекомендациям
Минэкономики РФ (1996г) осуществляется но формуле:
Л П = А О + П К + К В + Д У + НДС
где :
Л П - общая сумма лизинговых платежей,
А О - величина амортизационных отчислений в текущем году,
П К - плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы,
К В - комиссинное вознаграждение лизингодателю,
Д У - плата лизингодателю за дополнительные услуги.
В соответствии со вторым методическим подходом, предложенным в
частности Московской лизинговой компанией в 1995 г., для расчетов размера
лизингового платежа используется формула аннуитетов (ежегодных платежей по
займу), которая отражает взаимосвязанное воздействие на их величину таких
условий лизингового соглашения, как уровень лизингового процента,
периодичности платежей, срока контракта. Здесь процент за кредит
начисляется на сумму долга. При этом амортизация возрастает в
геометрической прогрессии, а процент убывает. В этом случае формула расчета
лизинговых платежей имеет следующий вид:
И : Т
Р = А -----------
I - I : ( I + И : Т )
где:
Р - сумма лизинговых платежей,
А - стоимость лизингового имущества,
П - срок договора,
И - ставка лизингового процента,
Т - периодичность лизинговых платежей.
При этом к числу принимаемых в расчет основных показателей для оценки
экономической эффективности конкретной лизинговой сделки относятся -
сопоставление стоимости имущества при продаже в кредит по сравнению с его
стоимостью на условиях лизингового соглашения,
- расчет вариантов ставок финансирования сделки,
- сопоставление поступления выручки от эксплуатации объема лизинга у
собственника данного имущества с поступлениями от использования его на
условиях лизинга.
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е
Новый этап рыночных преобразований выдвигает повышенные требования к
экономическому поведению непосредственных участников рынка - предприятиям.
Овладение новыми экономическими взаимоотношениями, использование принципов
маркетинга, менеджмента, логистики в повседневной хозяйственной практике
становится велением времени, условием долгосрочного роста и развития,
залогом превращения малосведущих в рыночных законах хозрасчетных
производственных единиц в современные динамичные фирмы, способные
противостоять конкуренции и осваивать новые формы бизнеса.
Использование аренды во всех многообразии ее форм и методов позволяет
российским предприятиям подключиться к ценнейшему опыту, накопленному
десятилетия практикой западных фирм. Развитие арендных отношений в
российской экономике способно оживить экономическую конъюнктуру, дать
инвестиционный толчок начинающемуся росту, расширить платежеспособный
спрос, создать заинтересованность у хозяйствующих субъектов в подъеме
деловой активности. Технико-экономические особенности автомобильного
транспорта обеспечивают его широкое применение во всех секторах народного
хозяйства. "Приход " в автотранспортную отрасль арендных отношений не
только скажется на финансовом состоянии самих автотранспортных предприятий
через лучшее использование подвижного состава и создание возможностей для
ускоренного обновления часто устаревшего парка машин и ремонтного
оборудования, но и будет способствовать оздоровлению экономического
положения во многих отраслях экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акиндинов А. "Лизинг в России - в самом начале своего становления"//
Независимая газета, 1996,23 марта.
2.Газман В. "Лизинг Теория.Практика.Комментарий " М:Фонд "Правовая культура
",1997
3. Голощапов В. "Лизинг обречен на успех, но мешают налоговые проблемы,
Экономика и жизнь, 1996,№8,с.3.
4. Кабатова Е. "Лизинг: правовое регулирование, практика ",М:ИНФРА-М, 1997
г.
5. Калачева С. "Арендные сделки ",, М: ПРИОР, 1997 г.
6. Прилуцкий Ж. "Лизинг-Правовые основы лизинговой деятельности в
Российской Федерации, М: "Ось-89 ",1996 г.
7. Кузнецов Е. "Техническая эксплуатация автомобилей в США ", М:Транспорт
1992 г.
8. Смирнов А. "Лизинговые операции ",М:АО "Консалт-банкир",1995г.
9. Талье И., Абашина А. и др. "Аренда и лизинг ",М:ИИД "Филинъ", 1997 г.
10. Ходош М. "Грузовые автомобильные перевозки ",М:Транспорт, 1992 г.
11. Чекмарева Е. "лизинговый бизнес", М: Экономика, 1933 г. 12. Жмаро А.,
Aгеев С. и др. "Бедная лизинг " // Эксперт, 1996, № 10
Страницы: 1, 2, 3
|