Рефераты

Малые предприятия

налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной

налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика

на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия,

исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и

суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов,

топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную

стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные

фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного

самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще

забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в

бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет

происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,

которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и

регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и

"раскачивающихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения

и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не

освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а

ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое

выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных

структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя

одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к

одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной.

(При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об

отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных

льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

41

А. Блинов

А дополнительные частные и государственные инвестиции в малый бизнес?

Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем

инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые

сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но

отрицательные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов -

неизбежны.

Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый

налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для

функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической

нестабильности в обществе.

Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе

процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно

длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они

будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным

часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым

предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом

приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с

благоприятным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их

рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных

фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

Одним из основных источников привлечения средств в государственные и

региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые

через облигационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно,

и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если

малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность

(ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать

банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка

данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником

информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание

новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых

производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о

транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого

предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом

приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности

участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в

федеральный фонд поддержки

42

_____________________________Малое предпринимательство и большая политика

малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фонды, которые

могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и

муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации

крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по

причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их

преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благоприятных

условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе

приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому

предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным

пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных территориях

межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-

центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть

обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,

таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо

обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В

частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,

которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

Производственная и инновационная инфраструктура малого

предпринимательства

Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного

завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП,

действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна

быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они

располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные

возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.

Развитию малого бизнеса может послужить и интеграция малых предприятий в

производственные сети более мощных экономических структур, причем особую

роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово-промышленные

группы. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг,

франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под

определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта

промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для

малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы

осуществляют прорыв на экспортные рынки.

Широкое распространение сети бизнес-инкубаторов и других инновационных

структур - другое условие успешного развития малого бизнеса в России. Идея

создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное

признание во всем мире. Их важная

43

А.

Блинов___________________________________________________________________

роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры

производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в

последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому

в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных

стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов,

регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной

программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и

отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ,

направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий,

а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в

проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в

производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным

предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-

исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые,

хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите

интеллектуальной собственности.

Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в

рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных

практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается

пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь

предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить,

нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных

структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических

ассоциаций.

Для развития производственной и инновационной инфраструктуры малого

бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы

отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с

применением современных тренинго-вых методов, использованием кооперативных

и командных форм организации бизнеса.

Важным инструментом поддержки малого предпринимательства могут стать

территориально-производственные зоны (ТПЗ). Они формируются на базе

предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их

площадях малых предприятий, для чего предлагаются незагруженные

производственные мощности.

Главным координатором работы в зоне является координационный совет ТПЗ,

действующий на общественных началах. Основными задачами координационного

совета является обеспечение условий для эффективного использования

незагруженных мощностей, сохранения рабочих мест путем координации и

контроля производственной деятельности российских и иностранных юридических

и физических лиц на предприятиях оборонного комплекса.

Небольшой опыт функционирования ТПЗ накоплен в Нижегородской области.

Однако распространение его и на другие предприятия оборонных отраслей

промышленности требует специального анализа.

44

_____________________________Малое предпринимательство и большая политика

Бизнес - власть: механизм взаимодействия

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами установились

партнерские отношения, необходима четкая схема их сотрудничества. На наш

взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании

лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в новую

экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "цивилизованному"

лоббированию через благоприятное для него изменение нормативных актов

органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять

свои функции в новых условиях, тем характернее для него стремление

лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для

его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер

руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия.

Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи

мелких предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо

действуют в основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо

отметить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются

отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством политических

действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах

предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле,

финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены усилия большинства деловых

людей "новой волны", что вполне закономерно, учитывая особо высокую

оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты

предостерегают, что по мере либерализации экономики у высших

государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные

интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уровней сегодня

хорошо описываются известной в биологии моделью "хищник - жертва". Если

опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность

прав и обязанностей предпринимателей и государства, то теперь около 80%

предпринимателей не получают никакой помощи ни от центральных, ни от

местных органов власти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с

тем, что сейчас невозможно решить большинство хозяйственных проблем без

взяток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема.

Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в

обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако

до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная

системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в

бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях

государства к малому бизнесу.

45

А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,

Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат технических наук, зам. директора

программы "Малый бизнес" АНХ

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(Толковыи словлрь жнваго великорусскАГО языка

ВлАДи:

Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями

Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, систематически и стратегически

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами

Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов

Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура,

консультационная структура

Продукт

Нет планирования, нет маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические

маркетинговые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения "босс-сотрудник" по принципу "большая семья", высокая

степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет СТК

Личные отношения "наниматель - коллектив сотрудников", некоторая степень

вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень

мотивации, усиление влияния профсоюзов, совет трудового коллектива

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие

вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные

профсоюзы, СТК

Финансы

Семья, банк, акции

Семья, банк

Семья, банк

Банк, акции

____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий,

услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики этапа развития

продукта используется "коэффициент специализации" ("specialisaion ratio),

равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство

и сбыт основного продукта.

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой

степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно"

присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система

менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации

производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются

сложность практического его применения, обусловленная, в частности,

трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда

характеристик, таких, например, как "система менеджмента", а также

достаточно широкий спектр самих критериев.

Чисто качественное определение малой фирмы можно сформулировать

посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и

развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую

фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию,

деятельность которой качественно отличается от крупных предприятиий

следующими специфичными чертами: высокой степенью неопределенности;

потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком

смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.

Комбинированный подход. Характерным примером комбинированного подхода

является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе

Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером

серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса^. В нем приведены

результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в

разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в

международном контексте.

Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский

комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое"

определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым

относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном

пространстве ее сферы деятельности;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями)

лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного

предприятия).

Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использовать для

выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. 55

А. Колесников, Л. Колесникова

национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную

деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений

соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения

сопоставлений на международном уровне.

Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различных определений

для разных отраслей и вариации одних и тех же "критериев малости" для

различных сфер деятельности.

Таблица 5

Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского

комитета

|Отрасли |Определение |

|Промышленность |Число занятых не более 200 |

|Строительство, добыча | |

|полезных ископаемых |Число занятых не более 25 |

|Розничная торговля, |Оборот не более 50 000 ф. ст.|

|услуги | |

|Продажа автомобилей |Оборот не более 100 000 ф. |

| |ст. |

|Оптовая торговля |Оборот не более 200 000 ф. |

| |ст. |

|Транспорт |В собственности фирмы не |

| |более |

| |5 транспортных средств |

|Общественное питание |Все самостоятельные |

| |предприятия, |

| |исключая чьи-либо отделения и|

| |предприятия, управляемые |

| |пивоваренными заводами |

Источник: Bolton Committee Report (1971).

В дальнейшем болтонское определение неоднократно подвергалось критике в

части как "экономической", так и "статистической" составляющих^.

Во-первых, отмечалось противоречие между "экономическим" определением,

предусматривающим, что управление в малой фирме осуществляется без

использования какой-бы то ни было формализованной управленческой структуры,

и "статистическим" определением, согласно которому малая фирма, например, в

промышленности, может насчитывать до 200 занятых. Хотя в болтонской

интерпретации далее признавалось, что некоторые малые предприятия могут

характеризоваться "одним или более уровнями промежуточных "контролеров"

("supervisors") или "бригадиров", проводящих в жизнь решения владельца

фирмы - предпринимателя", тем не менее подчеркивалось, что все ключевые

решения принимаются именно им. Однако и специальные исследования этого

вопроса, и просто объективный взгляд на практику функционирования малых

фирм показывают, что менеджеры малых фирм принимают серьезные

управленческие решения (в рамках делегированной им ответственности), а не

только вы-

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector.

_____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема

определения

полняют чисто контрольные функции начиная уже с того времени, когда фирма

насчитывает от 10-20 человек и более. При этом деятельность фирмы

характеризуется довольно четким разграничением сфер ответственности.

Другой спорный аспект болтонского экономического определения -

утверждение о невозможности для малой фирмы влиять на свой рыночный

сегмент, например, на цены посредством изменения количества выпускаемых ею

продуктов. Это утверждение, по сути, базируется на принятии того факта, что

малая фирма действует в контексте совершенной конкуренции. На практике,

однако, многие малые фирмы развиваются успешно, находя свои ниши.

Обеспечивая присутствие на рынке в высокой степени специализированных услуг

или продуктов, например, в достаточно изолированной в географическом плане

местности, они часто не испытывают особой конкуренции. В результате в

краткосрочном или даже среднесрочном времен-нбм интервале малые фирмы

оказываются в положении, позволяющем им удерживать достаточно высокие цены

и достигать при этом более высокой рентабельности, чем на крупных

предприятиях той же отрасли.

Статистическое определение Болтонского комитета также подвергалось

серьезной критике по различным аспектам. В качестве его недостатков

отмечались следующие:

- широкий спектр применяемых критериев "малости";

- наличие разных числовых параметров изменения критериев для разных

отраслей, затрудняющих использование такого определения;

- непосредственное использование денежных единиц, что неизбежно приводит к

трудностям учета изменений их стоимости во времени;

- применение критериев численности занятых при сопоставлении

деятельности малых и крупных фирм с течением времени также приводит к

определенным затруднениям в связи с неравномерным изменением количества

валового национального продукта на человека для различных отраслей;

- единое статистическое определение, несмотря на отдельные вариации его

составляющих для различных отраслей, подразумевает тем не менее

однородность сообщества малых фирм.

Исследователям, пытающимся делать какие-либо выводы на основании

статистики МСП разных стран, необходимо быть особенно внимательными, так

как существуют дополнительные "подводные камни", способные существенно

исказить "истинное" положение дел:

- различные подходы к формальному определению МСП в разных странах (в

докладе РАРМП^ приводится 18 вариантов определений МСП);

- даже в рамках общих подходов - различия традиционно сложившихся в

разных странах способов учета появившихся на рынке предприятий и уходящих с

рынка фирм;

'* Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад

РАРМП.

57

А. Колесников, Л. Колесникова

- даже при полном совпадении определений и числовых параметров

используемых критериев возможны неожиданности. Например, способы учета

численности как частично занятых на предприятии, так и самозанятых могут

различаться для разных стран;

- статистика малых предприятий в разных странах по-разному учитывает малые

фирмы, являющиеся отделениями других компаний. Таким образом,

статистические данные по МСП могут использоваться в различных дискуссиях в

спекулятивных целях. Избежать таких неприятных последствий текущей реальной

ситуации в этой области можно лишь посредством объединения усилий ученых,

исследователей, политиков и самих предпринимателей.

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения

МСП пока не закончены, а в России они еще только начинаются (например, наше

законодательство пока никак не определяет понятие среднего бизнеса). В

настоящее время в нашей стране при рассмотрении проблемы определения МСП

внимание специалистов и политиков концентрируется в основном на связанных с

ней вопросах налогообложения и государственной поддержки малого бизнеса.

Так, в федеральной программе государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. и в решениях 1-го Всероссийского

съезда представителей малых предприятий обращено особое внимание на

разработку и закрепление в российском законодательстве принятых в мировой

практике, в том числе в странах -членах ЕС, понятий "микрофирма" и "среднее

предприятие", а также распространение на эти сферы предпринимательства

действия федерального закона "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации". Здесь же нам хотелось сделать

акцент на значительно более широком спектре задач, обусловливающих

необходимость использования формальных или неформальных определений малого

бизнеса, а также на более широком видении возможных подходов к их решению.

При разработке отечественных вариантов полезно осмысление опыта стран, в

которых сектор МСП развивается уже около двух десятков лет. Особо надо

подчеркнуть, что вряд ли существует единственно верное для всех целей

определение малого и/или среднего предприятия. Мы попытались показать (см.

табл. 4) расплывчатость переходных границ между качественными определениями

"малый- средний - крупный бизнес". Для различных целей и задач вполне

правомерно использование разных подходов. Вместе с тем при решении задач

статистических наблюдений и анализе ситуаций как в отдельных регионах, так

и в России в целом не следует забывать и о проблеме определения МСП. И в

заключение мы хотели бы обратить внимание специалистов на употребление

некоторых новых "терминов" из арсенала российской деловой терминологии,

сомнительных, на наш взгляд, с точки зрения чистоты русского языка, ведь "в

начале было слово...".

В. РАДАЕВ, кандидат

экономических наук, заведующий отделом ИЭ РАН

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Ставить вопрос об этике деловых взаимоотношений, будем откровенны,

многим кажется преждевременным в условиях кризисного состояния экономики и

засилья финансовых проблем, на фоне массовых неплатежей, задержек

заработной платы, растущей безработицы. В самом деле, к чему эти

"воспитательные" разговоры? Снижайте налоги, дайте инвестиционные кредиты,

следите за исполнением законов - вот и все, что нужно. А этика вызреет сама

собой, постепенно, как продукт "нормальных" хозяйственных условий. Так

говорят те, кто обречен жить сегодняшним днем, и те, кто надеется, что

"нормальные" (идеальные) условия когда-нибудь наступят.

О постановке проблемы

О наличии в хозяйственной деятельности современной России

"ненормативных" явлений известно всем и каждому. Но насколько они

распространены? И если это действительно "норма жизни", то воспринимаются

ли они как нарушение этических норм самими субъектами хозяйствования? В

каких пределах возможно изменить данную ситуацию? И вправе ли мы надеяться

на появление иных норм - не в отдаленном "светлом будущем", а в

сегодняшних, далеко не идеальных условиях? Таков круг вопросов, которые мы

задавали себе, приступая к данной работе.

Есть как минимум одна важная причина, ограничивающая наши аналитические

возможности. Мы зачастую просто не знаем, чтб происходит, испытывая острую

нехватку надежной первичной информации о состоянии и динамике хозяйственной

среды (особенно это касается дел в регионах и за пределами крупных

городов). В этих условиях наши представления основываются на порой

обманчивых бытовых наблюдениях или являются плодами воздействия средств

массовой информации, тяготеющих к крайностям идеализации или, напротив,

тотального очернения (чего стбят, например, многократные указания на

сплошную криминогенность российского бизнеса).

Поэтому попробуем обратиться к эмпирическим данным. В феврале 1996 г. в

Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд представителей малых предприятий.

Социологическая служба съезда при непосредственном участии автора провела

стандартизованный опрос

______________________________________Малый бизнес и проблемы деловой этики

его участников'. Всего опрошено 1517 респондентов, из которых 887 (58,4%)

назвали себя представителями собственно малого бизнеса. Остальные

представляют крупные и средние предприятия (14,1%), федеральные и

региональные органы государственного управления (12,7°о) и общественные

организации, занятые поддержкой малого бизнеса (8,4%). В данной статье мы

оставим в стороне большую часть полученных результатов опроса, концентрируя

внимание на блоке проблем, посвященных деловой этике.

Прежде всего очень коротко об общем понятии деловой этики. Она

представляет собой важнейший элемент экономической культуры - совокупность

знаний и навыков, норм и ценностей, вырабатываемых, накапливаемых и

воспроизводимых в процессе хозяйственной деятельности. Деловую этику

образуют на основе идеального поведения и общезначимые правила,

ограничивающие предпринимателей в их хозяйственных действиях. Анализировать

деловую этику - значит пытаться прочертить и сопоставить как минимум две

границы. Первая граница проходит между хозяйственными практиками - обычными

(широко распространенными) и теми, которые не воспринимаются как обыденные

и привычные. Вторая же граница пролегает между этическими оценками этих

практик - между тем, чтб оценивается хозяйственниками как норма, достойное

поведение, и тем, что считается аномалией, непристойностью.

Теперь о методической стороне дела. Все вошедшие в интересующий нас

анкетный блок вопросы относятся к нормативному уровню деловой культуры. Они

нацелены на выяснение отдельных сторон формирования деловых отношений,

связанных с выходом за чисто экономические рамки и нарушением этических

норм. Речь идет о трех важных аспектах этих отношений, каждый из которых

образует сегодня одну из наиболее сложных и острых проблем на пути

формирования новой этики бизнеса:

- выполнение партнерами взаимных деловых обязательств;

- применение силовых методов в деловых отношениях;

' Среди представителей МП, о которых главным образом и пойдет далее

речь, традиционное большинство составляют мужчины (82,7%). ^/ имеют высшее

образование, в том числе каждый восьмой - ученую степень. Распределение по

возрасту статистически нормальное. Более ^/ находятся в активном среднем

возрасте - от 30 до 50 лет. Практически все участники опроса занимают

руководящие должности на своих предприятиях. Девять из десяти - не новички

в малом бизнесе, имеют опыт работы три года и более. Предприниматели

представляют все основные группы отраслей, среди которых выделяются:

производство - 41,2%; торговля и услуги -39,1; наука, информация и обучение

- 18,0; строительство - 14,3%. Очень широка география участников опроса.

Только 22,7% респондентов - москвичи, из С.-Петербурга - 10,7%. Остальные

достаточно равномерно представляют основные регионы России. Разумеется,

опрос участников съезда не может быть репрезентативен в строгом смысле

слова, но мы вправе говорить о том, что были рассмотрены мнения очень

широких предпринимательских слоев.

Мы благодарим за организацию опроса В.А.Губернаторова (Торгово-

промышленная палата), В.Н.Лащинского (социологическая служба "Кассандра)",

А.Ю.Челу ренко (Российский независимый институт социальных и национальных

проблем), а также за помощь в его проведении сотрудников сектора

экономической социологии Института экономики РАН.

73

В. Радаев________________________________________________________________

- взаимоотношения с властными структурами и проблема коррупции.

По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса. Первый

вопрос предполагает общую оценку реальной ситуации, второй переводит ту же

оценку в ценностно-нормативную плоскость, показывая пределы возможностей

изменения ситуации в реально сложившихся условиях с точки зрения самих

хозяйствующих агентов. Задача состоит в определении степени

распространенности указанных (негативных, "аномальных") явлений и того, в

какой мере эти явления воспринимаются сегодня в качестве нормы

хозяйственной жизни. (Выяснять идеальные представления респондентов в

данном конкретном случае нецелесообразно, поскольку ответ заранее известен:

все выскажутся за искоренение негативных явлений^.) Рассмотрим теперь

полученные данные.

О нарушении деловых обязательств

Много говорится об отсутствии деловой обязательности у новых российских

предпр.инимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий

заключенных договоров. Порой за ними скрывается хитрое мошенничество, порой

- элементарная неорганизованность. Сказываются, конечно, и обстоятельства,

независимые от воли нарушителей. Насколько распространенными эти явления

кажутся самим предпринимателям?

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ