Рефераты

Малые предприятия

Сталкиваться с нарушением деловых обязательств, к сожалению, приходится

абсолютному большинству представителей малого бизнеса (более V,p), более

половины (52,0%) из которых считают это нередким явлением, а, по мнению

41,2% руководителей, такие нарушения совершаются часто (см. табл. 1).

Интересно, что представленные оценки с точностью до 1-2% совпадают с

результатами, полученными в нашем опросе руководителей негосударственных

хозяйственных структур в 1993 г. Ситуация, судя по всему, существенно не

меняется в лучшую сторону, а в худшую ей меняться особо некуда^.

' Предложенный вопросный блок слишком компактен, чтобы претендовать на

полную характеристику происходящих процессов. Прояснение картины нуждается

в более развернутом и детальном инструментарии, включающем прямые и

косвенные вопросы, индикативные и контрольные параметры, реальные и

модельные ситуации. Однако и в предложенном минимальном варианте можно

получить фрагменты концентрированного знания о состоянии дел в интересующей

нас области.

" В исследовании 1993 г. было также зафиксировано расхождение оценок,

вызванное "асимметрией приписывания" ненормативных поступков. Большинство

предпринимателей жалуются на необязательность деловых партнеров. Когда же

задается вопрос, как часто предприниматели сами нарушают (разумеется, под

давлением объективных обстоятельств) данные ими обязательства, картина

получается чуть ли не обратная - число нарушителей оказывается минимальным

(Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских

предпринимателей. - Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 4.

с. 35-36).

74

Малый бизнес и проблемы деловой этики

Таблица

Частота столкновений руководителей малых предприятий с

ненормативными хозяйственными действиями (в %)

| |Част|Нередк|Отсутству|

| |о |о |ют |

|Нарушения деловых |41,2|52,0 |6,8 |

|обязательств (N = 818) | | | |

|Силовые вымогательства и |26,2|57,1 |16,7 |

|угрозы (N = 760) | | | |

|Вымогательства чиновников (N |40,7|49,9 |9,4 |

|= 832) | | | |

Представители других сопряженных с малым бизнесом структур оценивают

ситуацию несколько более критично. Так, почти половина руководителей

средних и крупных предприятий (48,7%) считают нарушение деловых

обязательств частым явлением. А с точки зрения работников органов

государственного управления и общественных организаций (так или иначе

связанных с малым бизнесом), ситуация выглядит еще хуже.

Выявлено несколько слабых, но значимых связей с оценками экономической

ситуации и персональными данными предпринимателей (здесь и далее

упоминаются только статистически значимые связи, по Пирсону, р < 0,01).

Тяжесть финансового положения собственного предприятия и ожидание скорых

банкротств в сфере малого бизнеса напрямую увязываются руководителями малых

предприятий с частым несоблюдением деловых договоров, которое сплошь и

рядом резко подрывает финансовые позиции предприятий.

Обнаруживается связь с опытом малого предпринимательства (чем

продолжительнее этот опыт, тем он печальнее). В отраслевом разрезе более

часто на срывы договоров указывают руководители, занятые финансовой

деятельностью и консалтингом. В основных сферах деятельности

(промышленность и сельское хозяйство, строительство и транспорт, торговля)

оценки более умеренны, но для большинства опрошенных факты нарушения

обязательств отнюдь не редки.

Чем выше образовательно-квалификационный уровень руководителей малых

предприятий (наличие институтского диплома, ученой степени), тем чаще

появляются негативные оценки. Более образованные руководители болезненнее

воспринимают нарушения хозяйственных норм. Члены предпринимательских

объединений и ассоциаций сталкиваются с нарушениями обязательств чуть реже.

И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживающую

тенденцию. Быть может, в перспективе именно институциональные методы

помогут воспитать более ответственное отношение к деловым обязательствам.

Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обычным делом. Но

расценивается ли оно как норма? Быть может, руководители болезненно

реагируют на нарушения и пытаются изменить ситуацию? Или проблема

неразрешима и воспринимается хозяйственниками как неизбежное зло, "издержки

профессии"? Был поставлен вопрос: "Возможна ли сегодня успешная

хозяйственная деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случа-

В. Радаев

ях?^ Ответ таков. Только 11,0% руководителей считают, что нельзя избежать

таких срывов. Без малого ^/ц уверены, что это возможно (52,1%) или по

крайней мере "возможно с трудом" (36,9%) (см. табл. 2). Причем оценки

предпринимателей совпадают с мнениями руководителей более крупных

хозяйственных структур и более оптимистичны, нежели оценки представителей

управленческих органов и общественных объединений (около половины последних

склонны считать, что это возможно с трудом).

Таблица 2

Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних

российских условиях при принципиальном недопущении ненормативных

действий (в °/а)

|Возможность при любых |Невозможн|Возможно|Возможно|

|условиях: |о |с трудом| |

|Не нарушать деловых |11,0 |36,9 |52,1 |

|обязательств (N = 856) | | | |

|Не применять силовых |9,4 41,3 |38,3 |52,3 |

|методов и угроз (N- 817)| |42,1 |16,6 |

|Не давать взяток (N=845)| | | |

Многие, таким образом, оказываются в ситуации нормативного раздвоения и

вынуждены поступать не так, как можно было бы в принципе действовать даже в

нынешних, далеко не идеальных условиях. Что означает это расхождение

реального и возможного? Просто ли оптимизм в отношении будущего, выражение

надежды на лучший удел? Или в большей степени неприятие настоящего - отказ

принимать нарушения как норму, разлад между этическими представлениями и

практическими действиями. Судя по всей массе ответов, речь идет, скорее, о

степени оптимистичности общего настроя в отношении перспективы. Те, кто

считает возможным избежать срывов деловых обязательств, прогнозируют рост

производства, численности занятых и даже масштабов инвестиций в секторе

малого предпринимательства. Они также в целом лучше оценивают финансовое

положение своих предприятий и реже опасаются банкротств. "Нормативный"

оптимизм оказывается связан с экономическим оптимизмом, который отчасти

порождается более устойчивым финансовым положением предприятия.

Оптимистичнее также по поводу возможности избегать нарушений высказываются

молодые руководители, "старики" реже рассчитывают на серьезные изменения.

В целом необязательность в выполнении договоров является одной из

наиболее острых проблем в сегодняшних деловых отношениях. При этом принято

апеллировать к внешним объективным обстоятельствам (каковые всегда

найдутся), когда человек сам нарушает

* Указание на действие "в любых случаях" переводит вопрос в ценностно-

нормативную плоскость, снимая облегчающую ссылку на "объективные

обстоятельства".

______________________________________Малый бизнес и проблемы деловой этики

взятые обязательства. Другим же в подобных случаях часто приписываются

негативные деловые или моральные качества (неорганизованность,

нечистоплотность).

О вымогательствах и угрозах

Обратимся ко второй стороне "обычного ненормативного" поведения -

применению силовых действий, вымогательств и угроз в деловых

взаимоотношениях. Известно, что в опросах общественного мнения преступность

в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским

населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место

занимает рост цен). Для российского бизнеса организованное насилие также

превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 г. было убито 94 (!)

руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70%

коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам^

По нашим данным, свыше '/^ руководителей малых предприятий (26,2°о)

заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более

половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7°о опрошенных

говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют (см. табл. 1). В

1993 г. V^ руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом.

Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать

полученные результаты с устойчивостью ответов о нарушении деловых

обязательств). Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад

вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и

организованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых

хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но

произошло серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об

организованной охране. И малые, и крупные предприятия вынуждены искать

профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три

категории организаций: представители официальных правоохранительных органов

(на коммерческой основе); официально зарегистрированные частные охранные и

сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работниками

правоохранительных органов; криминальные группировки, занимающиеся

обеспечением так называемых "крыш". В результате бизнесмены систематически

оплачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк^. Как важная часть они включены

в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы

широко используются для выяснения

^ Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в

1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты. М, 1995, с. 48.

^0 видах вымогательств см., например: Клейменов М.А., Дмитриев О. В.

Рэкет в Сибири. - Социологические исследования, 1995, 3, с. 115-121.

77

В. Радаев ___ ________________

отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для

решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока.

Утверждается, что привлечение "братков" обходится в половину возвращаемой

суммы, официальные агентства берут от 15 до 40% ".

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами.

Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального

давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы в

советское время), своего рода "компенсация" за утерю административной

защиты. При отсутствии действенного законодательного и судебного

регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань

хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль слепа, зарвавшихся

возвращают в нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И

зона силовых методов, судя по всему, продолжает расширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и

торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом.

Действительно, опрошенные финансисты более других озабочены данной

проблемой. А вот существенных отличий в оценках занятых в торговле и сфере

услуг от общей массы предпринимателей зафиксировать не удалось.

Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными

руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий

для малого предпринимательства. Респонденты с более высоким образовательным

уровнем несколько чаще указывают на наличие вымогательств (вряд ли они чаще

с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем дело с более болезненной

реакцией).

По мнению государственных служащих и деятелей общественных объединений,

ситуация, как и при невыполнении обязательств, выглядит еще более тяжелой,

причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10

процентных пунктов.

Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в

идеальном, заоблачном мире, а в реальных сегодняшних условиях? Более

половины респондентов (52, У/о) уверены, что можно. Еще более трети

(38,3°о) считают, что это возможно с трудом. И только 9,4% поставили

категоричное "нет" (см. табл. 2). Причем руководители малых предприятий в

данном случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп -

более крупных предпринимателей, представителей государственного управления

и общественных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят

"экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных

хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых

банкротств. А вот с финансовым положением собственного предприятия связь

уже не наблюдается.

' Полянский А. Выше "крыши". - Эксперт, 1996, № 2, с. 20. 7»

________________Малый бизнес и проблемы деловой этики О

бюрократизме и взятках

Теперь обратимся к "силовым методам" иного рода, связанным с

вымогательством со стороны чиновников. Из области "горизонтальных"

хозяйственных отношений переходим в область "вертикальных". Проблемы

бюрократизма обычно характеризуются печально высоким рейтингом среди

наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители малых

предприятий (по результатам нашего опроса, бюрократизм и недостаточная

безопасность бизнеса делят 5-6-ю позиции из полутора десятков наиболее

острых проблем). Известно, что чиновники имеют немало возможностей для

создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок

регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь

не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации

(по сути, противозаконные) - со всем этим предприниматель вынужден

сталкиваться, еще не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его

регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и

прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции,

которые устраивают проверки по поводу и без повода^ Представители властей

не раз доказывали свою способность разрушить фактически любое предприятие,

причем в самые кратчайшие сроки.

Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства.

Поборы осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и

нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50

наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно,

увы, не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по

инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы

законодательных норм. Речь идет о "добровольно-обязательных" отчислениях на

разного рода муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий,

другие потребности коммунального хозяйства). Власти обладают достаточно

мощными рычагами, чтобы вынудить предпринимателя стать "благотворителем". И

действия их - по сути своей незаконные - в данном случае принимают вполне

законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие

непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде банальных взяток.

По мнению экспертов, коррупция является наиболее распространенным

незаконным хозяйственным действием^. Причем перестройка и последующие

реформы принесли серьезные административные послабления в этой области.

Произошло явное расширение масштабов данного вида "торговли внутри

государства". Зафиксированные

' Подробнее об этом см.: Малый бизнес России: проблемы и перспективы

(Аналитический доклад). М. Российская ассоциация развития малого

предпринимательства, 1996.

* Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов.

-Мир России, 1994, т. 3, №1, с. 44-46.

79

В.

Радаев____________________________________________________________________

факты коррупции по-прежнему единичны и разрознены. Но судя по всему, взятки

достигли таких размеров, какие не могли присниться советскому чиновнику

даже в самом фантастическом сне.

Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями

в адрес чиновничества и "обелять" предпринимателей. У сделки как минимум

есть две стороны. И корыстные наклонности власть имущих нередко

используются, и весьма цинично, для решения собственных проблем: взятка

помогает получить доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы,

освободиться от части легальных платежей и избежать "благотворительных"

сборов. Конечно, это не "рыночный торг равноправных сторон", ущемление

предпринимателя здесь очевидно, но представлять его только лишь в качестве

пострадавшей стороны было бы не совсем верно.

По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая -^/

руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств

со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают

40,7%. И лишь 9,4°о руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике

(см. табл. 1). Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же

частота бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на

их наличие указывали около 80°о руководителей).

Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами

респондентов. Оценки руководителей крупных и средних предприятий более

негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми

яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных

организаций, поддерживающих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают

практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной

власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика).

Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно

предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто утверждает, что коррупции

нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают

вымогательства частым явлением.

В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфере сейчас

наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере

науки и консалтинга, торговли и транспорта. Чуть реже, судя по ответам, это

касается сферы строительства.

Немногие объяснения фактически те же, что и в случае с силовыми

методами: прямое влияние образовательного уровня и общая оценка условий для

малого предпринимательства. Вообще связь, между двумя проявлениями силового

давления наиболее высока, они выглядят как две стороны одной медали (их так

и называют - "бюрократический и криминальный рэкет"). Складывается

впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире

относительного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще

предстоит выяснить исследователям.

. Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой

возможностей успешного хозяйствования при принципиальном отказе от дачи

взяток должностным лицам. В этом пункте

80

Малый бизнес и проблемы деловой этики

общий оптимизм предпринимателей сильно повыветрился. Только каждый шестой

(16,6%) надеется, что это возможно. 42,1°о руководителей считают, что этого

можно добиться с трудом. И почти столько же (41, У/о) не питают в данном

случае никаких надежд (см. табл. 2). Если ситуация с деловой

обязательностью неблагоприятна, но все же поправима, то на победу над

коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь витает дух

обреченности. Это относится и к другим опрошенным группам. За исключением

самих чиновников, видящих ситуацию в более радужном цвете, все относительно

единодушны (несколько пессимистичнее оценки руководителей крупных и средних

предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов лидируют занятые в

сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мнение производственников

отличается несильно.

Об оптимизме и кодексе чести

Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому

посчастливилось не наблюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса,

чтобы посмотреть, каковы ценностно-нормативные представления основной части

респондентов, указывающих на имеющиеся негативы. Назовем "оптимистами" или

"несогласными" тех, кто признает наличие этих явлений, но считает возможным

их устранение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем "пессимистами"

или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких явлений хотя

и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".

Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это

делается сегодня, оптимистов предостаточно (более половины опрошенных).

Почти половина руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться

от силовых действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А

вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит

лишь каждый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать

каждого девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45% руководителей

убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в

будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с

небольшими вариациями в каждом случае.

В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок

современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их

"профессиональная" черта, помогающая им заниматься своим делом.

Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого

бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более

пессимистичны. Возможно, управленцы и "общественники" лучше информированы

(в соответствии с поговоркой: пессимист в нашей стране - это хорошо

информированный оптимист?). Или оценки самих предпринимателей, исходящих из

своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию

6. "Вопросы экономики" Мв7.

о1

В. Радаев _______________________________________________________________

средств массовой информации и потому более умеренны? С уверенностью на этот

вопрос сейчас ответить трудно.

Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо

проявляются отраслевые различия. Отсутствуют также сколь-либо заметные

связи с географическим размахом хозяйственной деятельности. Одно дело, если

связи малого предприятия замкнуты в пределах собственного города, другое -

если имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если существуют

устойчивые контакты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не

наблюдается, всех ожидают общие трудности.

Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом

обсуждении, касающемся вопросов предпринимательства или проводимом с

участием предпринимателей. Но делаются ли какие-нибудь практические шаги по

улучшению ситуации?

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной

деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-

1991 гг., но особого резонанса они не имели. В последнее время в этой

области наблюдается прилив творческой активности. Только в 1995 г. были

приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского

общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров, Правила

добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников

фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности^. Крупное объединение

"Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса", основной идеей

которой является призыв к неприменению силы в деловых отношениях

(трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя "Круглого

стола" И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно

Торгово-промышленная палата России открывает новую программу "Деловая

культура". Конечно, неизвестно, будут ли подобные хартии и кодексы

исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного

скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание

важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в надеждах

на лучшую реальность.

'" Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в

1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты, с. 61.

82

Л. ВОРОХАЛИНА, старший преподаватель МГТУ имени Н.Э. Баумана

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной

экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.

Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые

ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть

прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег

у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше '/^ предпринимателей

в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в

апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса

должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании

-долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале

производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе

главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным

экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по

кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом

совместно с Межэконом-сбербанком и его банками-агентами на местах.

Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:

предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов

в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса

за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки

предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем

проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств

кредитной линии, открытой Межэконом-сбербанком. Размер маржи, взимаемой

банком-агентом, устанавлива-

Л.

Ворохалина_______________________________________________________________

ется в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать

5°о.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования,

которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В

частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме

финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более

70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других

источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в

финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный

срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных

проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных

ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата

кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом

кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления

операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой

валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные

договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства

предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в

месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о

целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется

региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию

Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее

громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-

рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых

предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,

заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит

государственного бюджета, единственным реальным внешним источником

финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.

Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с

предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо

залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг.

Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи

лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести

новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости

оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует

лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет

от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания

банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа.

При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они

переуступаются факторинговому отде-

84

________________Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

лу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы

требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка

просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной

экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев

платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий

предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение

должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для

расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На

основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна

деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие

показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент

финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность

предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;

коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в

расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;

коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия

к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и

привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость

предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств

к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления

значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей

баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их

рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться

среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим

банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования

мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования.

Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

- составление досье клиента;

- разработка плана финансирования;

- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если

ссудой покрывается 50-80% его расходов;

- определение класса кредитоспособности предприятия;

- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или

переменной);

- расчет срока окупаемости кредита;

- принятие решения о сроке кредитования;

- определение регулярности возмещения кредита;

- составление контракта (договора о возврате);

- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта -

совместные действия по исправлению ситуации.

85

Л.

Ворохалина_______________________________________________________________

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для

финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения

заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,

помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу

президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и

приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от

налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а

также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации

коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого

бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению

кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.

Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту

портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо

коммерческих банков, является частное или спон-сорское финансирование. На

Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,

заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,

венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,

технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,

опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости

акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро

достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции,

станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,

предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой

выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие

венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные

им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных

проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока

не получило широкого распространения в российской предпринимательской

практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность

участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий

различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых

предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ

банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в

капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей

стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо

разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых

между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной

предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как

привлечение капиталов с помощью выпуска и размеще-

86

________________финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов.

Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения

дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты

финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между

отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом

с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы

соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и

влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере

малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и

многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку

деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на

местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием

местных органов власти. Последние должны определить основные направления

поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых

мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их

реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ

18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых

предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда

поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении

Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого

предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня

1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их

распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию

целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах

могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,

выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -

объединение страховой организации и банка для финансирования малых

предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные

банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-

комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры

должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои

рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей

проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться

без залога.

87

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ