Рефераты

Мотивация и её влияние на производительность труда

Мотивация и её влияние на производительность труда

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………….2.

1.Развитие системы мотивации

1.1 Понятие мотива, мотивационной структуры, стимулов. Принципиальное

отличие мотивирования и стимулирования…………………………………………………………....3.

1.2 Первоначальные теории мотивирования…………………………………………………..4.

2.Современные теории мотивации…………………………………………………..5.

2.1 Содержательные теории мотивации………………………………………………………..5.

2.2 Процессуальные теории мотивации………………………………………………………..8.

3.Формы и методы экономического стимулированиятруда

на предприятиях Японии……...…………………………………………………...10.

4.1 Заработная плата и "бонусы"………………………………………………………………10.

4.2 Единовременные пособия………………………………………………………………….12.

4.3 Выходные пособия………………………………………………………………………….12.

4.4 Участие в прибылях………………………………………………………………………...13.

4.Теория мотивации труда на Западе……………………………………………….13.

5.Анализ экономической деятельности гостиницы Метрополь…………………..15.

1 6.Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала в

гостинице Метрополь………………………………………………………………...19.

2 7. Предложения по совершенствованию системы повышения мотивации

3 персонала и их эффективность……………………………………………………...21.

8.Экономическая и социальная эффективность мотивации……………………….24.

Приложения………………………………………………………………………...27.

Заключение…………………………………………………………………………28.

Список литературы…………………………………………………………………..28.

Введение.

Современный этап перехода от командно-административной к рыночной

экономике требует изменений во всех сферах экономической деятельности,

перехода преимущественно к новым, более эффективным методам управления.

Это, естественно, по особому ставит проблему организации производства,

предъявляет качественно новые требования к процессу управления персоналом.

Очевидно, задачей менеджера на всех уровнях управления является

достижение целей организации. Для того, чтобы подключить человека к решению

той или иной задачи, надо хорошо знать и понимать, что движет человеком,

что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную

работу.

Все люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие

– к славе, третьи – к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и

многие другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности,

называются мотивами, а их применение – мотивацией.

Причины, которые заставляют человека отдавать работе максимум

усилий, трудно определить, они очень разнообразны и сложны. Различные

внутренние и внешние силы вызывают у разных людей далеко не одинаковую

реакцию. Одни люди выполняют легкую работу и остаются недовольны, а другие

делают трудную работу и получают удовлетворение. Что нужно делать для того,

чтобы люди работали качественнее и производительнее? Каким образом можно

сделать работу привлекательнее? Что вызывает у человека желание работать?

Эти и подобные вопросы всегда актуальны в любой сфере бизнеса. Руководство

организации может разработать прекрасные планы и стратегии, установить

самое современное оборудование, использовать самые лучшие технологии.

Однако все это может быть сведено на нет, если члены организации не будут

работать должным образом, если они не будут хорошо справляться со своими

обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом,

стремиться своим трудом способствовать достижения организацией своих целей.

Механическое принуждение к труду не может давать положительные результаты,

но из этого не следует, что человеком невозможно эффективно управлять. Если

хорошо понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к

чему он стремится, выполняя определенную работу, можно построить управление

человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свои

обязанности наилучшим образом и наиболее результативно.

Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются

его желание, возможности и квалификация, но особенно – мотивация

(побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы.

Потребности – это внутренние побуждения к действию. Процесс собственно

мотивации завершается выработкой мотива, определяющего готовность личности

реализовывать трудовой процесс с той или иной эффективностью. В рамках

собственно мотивации помимо потребностей участвуют также и ценностная

ориентация, убеждения, взгляды. Мотивация не является реально наблюдаемым

фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя

непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем. О ней может

быть сделано заключение только на основании поведения или высказываний

наблюдаемых людей.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его

мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к

деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться

разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого

необходимо знать, какие мотивы лежат в основе действий человека, как

возникают или вызываются те или иные мотивы, как мотивы могут быть

приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей, а в

заключении своей работы я отвечу как мотивация влияет на производительность

труда. Этим вопросам и посвящена данная работа.

1. Развитие системы мотивации.

1.1.Понятие мотива, мотивационной структуры, стимулов. Принципиальное

отличие мотивирования и стимулирования.

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей

человека к правильному использованию стимулов к труду.

Мотивы ("motif" - фр. Побудительная причина, повод к тому или иному

действию) - это совокупность психических движущих причин, обуславливающих

поведение, действие и деятельность людей. В основе мотивов лежат

потребности, интересы, склонности и убеждения. Мотив не только побуждает

человека к действию, но и определяет, как это действие будет

осуществлено. Понимание мотивов дает возможность менеджеру осознать

субъективные движущие причины, которыми руководствуется человек в своей

деятельности.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в

которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по

степени их воздействия на поведение человека. Состояние различных

мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную

структуру. У каждого человека она индивидуальна и обуславливается

множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом,

квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и т.д. Мотивационная

структура отдельного человека обладает определенной стабильностью. Однако

она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания

человека, его образования.

Менеджер зная то, какие мотивы лежат в основе действий его подчиненных,

может попытаться разработать эффективную систему форм и методов

управления человеком.

Мотивация составляет сердцевину и основу управления человеком.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения

его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных

мотивов.

Раздражение мотивов происходит под вниманием стимулов (stimulus - лат.

Заостренная палка, которой в Риме погоняли животных). Стимулы выполняют

роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие

определенных мотивов. В качестве стимулов выступает то, что человек желал

бы получить в результате определенных действий. Различают 4 основные вида

стимулов: принуждение, материальное, моральное поощрение и

самоутверждение.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей

называется стимулированием.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, но, как

правило, не все экономисты указывают на данное отличие. Суть этого

отличия состоит в том, что стимулирование является одним из методов

мотивации. Концепция стимулирования основывается на применении стимулов,

как внешних воздействий на человека для координации его деятельности

(например, применение наказания, поощрения, повышение в должности и

т.п.). Кроме стимулирования к мотивации относят такие усилия менеджера,

которые направлены на формирование определенной мотивационной структуры

работника. Менеджер развивает и усиливает положительные мотивы работников

и ослабляет нежелательные. С помощью воспитательной и общеобразовательной

работы он организует такую мотивационную структуру работников, которая в

дальнейшем не требует дополнительного стимулирования.

Таким образом, применение воспитания и обучения, как одного из методов

мотивирования людей, приводит к тому, что сами члены проявляют

заинтересованность в делах организации, не получая соответствующего

стимулирующего воздействия. При этом, чем выше уровень развития отношений

в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется

стимулирование.

1.2. Первоначальные теории мотивирования.

Теория мотивации стала активно разрабатываться в ХХ в., хотя многие

мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее

время существует несколько теорий мотивации:

. Первоначальные;

. Содержательные;

. Процессуальные.

Первоначальные теории мотивации складываются исходя из анализа

исторического отчета людей и применения простых стимулов принуждения,

материального и морального поощрения.

1.2.1. Наиболее известной и широко применяемой до сих пор является

политики "кнута и пряника". "Кнутом" раньше чаще всего был страх

смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя,

короля или князя, а "пряником" выступало богатство ("полцарства") или

родство с правителем ("принцесса").

Эта теория мотивации широко применялась в сказках и преданиях. Она

предпочтительна только в некоторых ситуациях, хотя некоторые ее элементы

пригодны и в управлении организаций.

Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые

проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который

считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и

неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но

А.Смит подразумевал прежде всего мотивацию предпринимателя, что же

касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она

А.Смита не интересовала совсем.

Этот пробел был восполнен американским теоретиком Ф.У.Тейлором. Он

утверждал: "Принудительная сила администратора - главный мотор

производства и главная мотивация к труду" . Каждый стремиться работать

поменьше, а получать побольше, на что предприниматель должен отвечать

политикой "платить поменьше, а требовать больше".

Хотя развитие общественного сознания и показало несостоятельность

данного метода, некоторые его положения нашли свое отражение в

мотивационной модели "X", "Y", "Z".

1.2.2. Теория "X" была первоначально разработана Ф.Тейлором, а затем

развита и дополнена Д.МакГрегором, который добавил к ней теорию "Y".

Теория "Z" была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи

(модель поведения и мотивации человека).

Каждая из теорий описывает определенные группы работников на

предприятии.

В теории "Х" описываются отсталые, плохие работники, имеющие нелюбовь к

работе. Поэтому естественным является применение в качестве главного

стимула принуждение, а вспомогательного - материального поощрения.

Модель по теории "У" отражает передовую, творчески активную часть

общества. Стимулы побуждения к труду отражаются в следующем порядке:

признание, моральное, материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что

удельный вес этих работников невелик.

Теория "Z" описывает хорошего работника, предпочитающего работать в

группе, и имеющего цели деятельности на долгую перспективу. Стимулы

побуждения к труду таких работников эффективны в такой

последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение,

признание, принуждение.

Таким образом, работники, описываемые теориями "X", "Y", "Z", образуют

различные группы людей, которые руководствуются различными мотивами

поведения. На предприятии представлены все типы людей, и применение той

или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников

конкретного типа в группе.

Первоначальные теории мотивации определили направление дальнейшего

развития теорий мотивации.

2. Современные теории мотивации.

Теории мотивации сегодня представлены в обширной гамме. Экономисты

разделяют их на 2 типа:

. Содержательные;

. Процессуальные теории мотивации.

Название теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются

взаимоисключающими. Для мотивации человека нет какого-то одного лучшего

способа. Применение той или иной концепции носит ситуационный характер. То

что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно

непригодным для других.

2.1. Содержательные теории мотивации.

Эти теории анализируют факторы оказывающие влияние на мотивацию. Они

описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные

потребности связаны с мотивацией человека. Наиболее известными теориями

мотивации этой группы являются: пирамида Маслоу, теория приобретенных

потребностей Мак-Клелланда, теория ERG Альдерфера, теория факторов

Герцберга.

2.1.1. В соответствии с теорией иерархии потребностей Маслоу люди

постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в

группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Данные группы

потребностей Маслоу представил в виде пирамиды (см. приложение рис. 1).

К первому уровню потребностей Малоу отнес физиологические, удовлетворение

которых обеспечивает человеку элементарное выживание - в пище, жилье,

отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и

сносные условия труда.

Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности и

уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы,

превышающий минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать

страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а так же через работу в

надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные

гарантии. без удовлетворения первого и второго уровня, которые можно

считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со

стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или

иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой

работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение

товарищей.

Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании со

стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции,

завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного

признания.

Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в

самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем

относительно независимо от вашего признания. Для удовлетворения таких

потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора

средств и методов решения стоящих перед ними задач.

В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал влияния,

которое оказывают по потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой

последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому

только в направлении снизу-вверх; считал, что удовлетворение потребностей

верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию.

В ряде случаев положения теории Маслоу оспариваются другими сторонниками

содержательного подхода, среди которых, Д. Мак-Келланд. Он выдвинул теорию,

где представлены внешние уровни потребностей Маслоу, причем уже без

иерархичности.

2.1.2. Теория приобретенных потребностей Мак-Келланда описывает

потребности, являющиеся приобретенными, являющиеся приобретенными,

развивающиеся на основе обучения и жизненного опыта и оказывающие заметное

воздействие на поведение человека. Автор выделил 3 вида потребностей:

достижения, соучастия и властвования.

Потребность в достижении проявляется, как стремление человека достигать

поставленных целей более эффективно, чем прежде. При чем люди будут

работать эффективно только в том случае, если цели реально достижимы и

гарантировано получение результата. Кроме того, менеджеру необходимо

учесть, что цели, поставленные работником самостоятельно, достигаются с

большей активностью.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским

отношениям с окружающими. Люди с высокой степенью данной потребности желают

получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как

о них думают другие. Для успешной организации работы таких членов

коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать

информацию о реакции окружающих на их действия и предоставлять им

возможность активного взаимодействия с широким кругом людей.

Потребность властвовать проявляется в стремлении контролировать ресурсы и

процессы. Лица с высоким уровнем данной потребности могут быть разделены на

2 группы. Первую группу составляют те, кто стремиться к власти ради самой

власти. Их привлекает возможность командовать другими, а интересы

организации для них часто отходят на второй план и теряют смысл. Ко второй

группе относят те лица, которые стремятся к власти ради решения

организационных задач и выполнения ответственной руководящей работы. В

данном случае, властвование - это средство достижения целей организации.

Мак-Келланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции

потребностей (достижение, соучастие и властвование) для успеха менеджера

наибольшее значение имеет потребность властвования второго типа. В целом,

наличие данной потребности у менеджера приведет к успеху всей организации.

Потребности достижения, соучастия, властвования, рассматриваемые Мак-

Келландом имеют различную степень влияния на мотивацию человека. В

зависимости от того в каком соотношении эти потребности находятся в

мотивационной структуре человека, менеджер выбирает ту или иную концепцию

мотивирования.

2.1.3. Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к

мотивации считается теория ERG Альдерфера. В отличии от иерархии

потребностей Маслоу автор выделяет 3 группы потребностей:

. Существование,

. Связи,

. Роста.

Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум

нижним группам потребностей пирамиды Маслоу.

Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов,

признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности,

охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени.

В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к

признанию и самоутверждению, в основном эквивалентны двум верхним ступеням

пирамиды Маслоу.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии,

однако в отличие от него считает возможным переход от одного их уровня к

другому в различных направлениях. В случае неудовлетворения потребности

верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого

уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Таким образом,

существует движение как сверху вниз, так и снизу-вверх.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет

процессом фрустации т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Теория Альдерфера является полезной для практики управления, так как она

открывает для менеджера перспективы поиска эффективных форм мотивирования,

соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности

создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

2.1.4. Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является

теория двух факторов Герцберга. Исходя из своей модели Герцберг предложил 2

"школы", где показывалось изменение состояния потребности:

1 школа - от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности;

2 школа - от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности.

Сами потребности Герцберг разбил на 2 группы:

1. мотивационные факторы (или факторы удовлетворения) - это достижение,

признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность

роста.

2. "гигиенические" факторы (или факторы условий труда) - это заработная

плата, безопасность на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим

работы, качество контроля со стороны руководства, отношение с коллегами и

подчиненными.

Согласно теории Герцберга, улучшение условий труда не будет мотивировать

работников. Герцберг объясняет, что если мы хотим действительно

стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с

признанием, достижениями и личным профессиональным ростом, потому что

предоставление только гигиенических факторов просто будет устранять

неудовлетворение и не делать ничего, чтобы стимулировать служащих в

положительном плане.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс "неудовлетворенность -

отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием гигиенических

фактором (см. приложение рис. 2а).

Для того чтобы добиться мотивации работников, руководитель должен

обеспечить наличие мотивирующих факторов. Процесс "неудовлетворенность -

отсутствие неудовлетворенности" находится в основном под влиянием этих

факторов. Таким образом, присутствие мотивационных факторов оказывает

стимулирующее воздействие на результативность труда. В тоже время

отсутствие этих факторов не становится демотивирующим моментом.

На основе вышеизложенной концепции я делаю вывод, о том что при наличии у

работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обратить внимание

на "гигиенические" факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать

все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. "После того, как

достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности мотивировать работников

с помощью факторов условий труда - практически бесполезное дело". Поэтому

для стимулирования деятельности работников менеджер должен сконцентрировать

внимание на приведение в действие мотивирующих факторов.

Как видно, не существует единого подхода к объяснению мотивации человека.

Хотя теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга рассматривают мотивацию с

различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу,

которая дает общее представление о содержании мотивации.

Основным недостатком всех теорий содержательной концепции является то,

что они уделяют внимание анализу факторов, объясняющих мотивацию, но не

рассматривают механизма ее деятельности. Этот недостаток преодолен

авторами процессного подхода.

2.2. Процессуальные теории мотивации.

Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных

мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека

называют теориями процесса мотивации. Эти теории позволяют узнать то, как

строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на

достижение желаемых результатов. Имеется три основные процессуальные теории

мотивации: В.Врума, Адамса и Э.Лока, а также объединяющая все концепции

модель Портера-Лоулера.

2.2.1. Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на

удовлетворение своих потребностей, и в соответствии с ожидаемым

результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий.

В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или

иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов

затратить усилий для достижения результата.

Представления людей о том, в какой мере их действия приведут к

определенным результатам получили название ожидания. Оно определяется

исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить

обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на

активность человека, и его стремление к достижению поставленной цели.

Поскольку ожидание является вероятной категорией, его числовая

характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1.

В.Врум выделяет ожидание 2-х типов:

а) ожидания человека, что планируемый уровень затрачиваемых усилий

приведет к достижению желаемого результата. Такие ожидания получили

название ожидания результатов. В данном случае Врум подчеркивает

взаимосвязь: затраты труда - результаты (3-Р) [см. формулу 1].

б) ожидание справедливого вознаграждения за достигнутый уровень

результатов. Здесь подчеркивается взаимосвязь: результаты - вознаграждение

(Р-13) [см. формулу 1].

Кроме того, для объяснения мотивации к труду теория ожидания вводит

понятие валентности. Валентность – это удовлетворенность или

неудовлетворенность вознаграждением, оценка ценности вознаграждения. Если

отношение к вознаграждению негативное, то валентность отрицательна; если

вознаграждение имеет ценность – положительна; если же безразличное –

нулевая.

В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию

человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, во-первых,

работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З

– Р)); во-вторых, что его успех будет замечен руководителем и должным

образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р – В)) и, в-

третьих, оценку возможного вознаграждения (валентность). В соответствии с

этим Егоршин выводит формулу:

Мотивация = (З – Р) * (Р – В) * валентность

Формула 1: модель мотивации по Вруму.

Оценивая теорию ожидания, Егоршин в своей книге “Управление персоналом”

подчеркивает, что “если значение любого из трех факторов для определения

мотивации будет мало, то мотивация будет слабой”.

На основании формулы 1, я делаю вывод, что степень мотивированности

человека, необходимая для решения организационных задач, будет создаваться

путем обеспечения достаточно высокого уровня ожиданий и неотрицательной

валентности, то есть подчиненные должны осознать, что от их усилий зависит

определенные результаты труда, за которым последует вознаграждение.

2.2.2. Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория

справедливости Дж.Адамса. автор утверждает, что на мотивацию человека в

значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности

и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое

главное с достижениями других людей.

Человек субъективно определяет отношение полученного результата или

вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с

вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. По мнению

Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:

Индивидуальные доходы Доходы других лиц

__________________________ = _____________________

Индивидуальные затраты Затраты других лиц

Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то

мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то

происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда

понижается и человек начинает, чтобы “восстановить справедливость” –

снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и

улучшения условий труда, продвижение по службе и т.д. В то же время, если

людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны.

Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для

практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть

справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли

работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.

2.2.3. К процессному подходу принадлежит также теория постановки целей

Э.Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени

воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее

достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого

работы. Причем ее результативность во многом определяется такими

характеристиками целей как приверженность к ним их приемлемость, сложность

и т.п.

Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается

человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть

средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и

определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. В то же

время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и

соответствующий результат. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет

следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия.

К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного

управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от

участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной

эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности. В рамках

партипативного управления работниками получают право самостоятельно

принимать решение, касающиеся средств и методов выполнения поставленных

перед ними задач, привлекаются к консультированию по специальным вопросам;

получают возможность самостоятельно контролировать свою работу.

2.2.4. Л.Портер и Э.Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию

мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. Теория

Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является

источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность

вознаграждения за работу, как элемента мотивации.

Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель Портера-

Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать

их к результативной работе; дают менеджерам ключ к построению действенной

системы мотивирования людей.

Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-

либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации

человека и чем она определяется.

Несмотря на принципиальное различие, все четыре теории имеют общее,

позволяющее сделать определенные выводы для создания эффективной системы

мотивации.

4.Формы и методы экономического стимулирования

труда на предприятиях Японии.

Одним из факторов успешного развития японской экономики является

эффективная система стимулирования труда. Она интегрирует хорошо

продуманные и неукоснительно используемые (особенно на крупных и крупнейших

предприятиях) формы и методы повышения трудовой активности персонала,

которые по своему характеру подразделяются на две тесно связанные между

собой группы экономических и психологических стимулов.

4.1 Заработная плата и "бонусы"

Главным экономическим стимулом повышения трудовой активности

работников является заработная плата. Задержка ее выплаты на японских

предприятиях исключена. До второй половины 80-х годов по среднему уровню

заработной платы Япония заметно отставала от ведущих стран Запада, но в

середине 90-х годов ситуация в корне изменилась и Япония по этому

показателю вышла в мировые лидеры (табл. 1).

Таблица 1

Почасовая заработная плата

в обрабатывающей промышленности

развитых стран

(в долл. США по официальному курсу)[i]

|Страна |1987 год |1997 год |

|Япония |10,41 |22,70 |

|США |9,91 |12,06 |

|Германия |9,75 |15,17 |

|Англия |6,93 |9,69 |

|Франция |6,82 |9,12 |

Такая картина характерна не только для обрабатывающей промышленности,

но и других отраслей хозяйства. Основная причина столь серьезного сдвига -

успешное развитие Японии и превращение ее во вторую экономическую державу

мира. Определенную роль сыграла и многолетняя борьба профсоюзов за

улучшение условий труда, которая в течение многих лет велась под лозунгом

"заработную плату - на уровень западноевропейских стран".

На фоне значительного общего повышения среднего уровня заработной

платы в последние годы особенно заметен ее рост на крупных предприятиях,

что связано с более высоким уровнем их прибылей и конкурентоспособности.

Традиционный принцип - чем крупнее предприятие, тем выше заработная плата -

продолжает действовать и сегодня (табл.2).

Таблица 2

Среднемесячная номинальная заработная плата в японской

промышленности в зависимости от размера предприятия (в тыс. иен)[ii]

|Годы |Предприятия с числом занятых, человек|

| |более 500 |100-449 |5-25 |

|1993 |462,1 |374,1 |271,0 |

|1994 |476,3 |381,5 |287,8 |

|1995 |482,8 |391,1 |294,6 |

|1996 |482,7 |398,2 |294,8 |

|1997 |488,8 |410,0 |298,7 |

К середине 90-х годов среднемесячная заработная плата на крупных

предприятиях достигла почти 500 тыс. иен. Чтобы представить реальное

значение этой суммы, приведем средние цены на некоторые продукты питания и

потребительские товары в Токио - одном из самых дорогих городов мира. Так,

в 1997 г. цена 1 кг высококачественного риса составляла 572 иены, белого

хлеба - 404, тунца - 4 850, говядины - 3 920, сливочного масла - 1 650,

картофеля - 280, яблок - 532 иены и т.д. Цены на предметы первой

необходимости тоже отличались относительной умеренностью. Мужской осенне-

зимний костюм, например, стоил порядка 42 тыс. иен, женский -26 тыс.,

мужские кожаные ботинки - 12 тыс., женские - 9 тыс. иен. Вполне доступны и

товары длительного пользования: холодильники -240 тыс. иен, стиральные

машины - около 40 тыс., кондиционеры - 160 тыс., цветные телевизоры - 60

тыс. иен. Помимо основной заработной платы работники дважды в год (летом и

зимой) получают денежные премии ("бонусы"), размер которых зависит от

результатов деятельности компании. Система "бонусов" широко практикуется не

только крупными фирмами, но многими средними и даже некоторыми мелкими

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ