Рефераты

Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

1989 г. экспорт лицензий составил 25163 млн. долл., причём доля 17 ведущих

капиталистических стран (США, Швейцария, Великобритания, Италия, Франция,

ФРГ, Япония, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Испания, Норвегия,

Португалия, Финляндия, Австрия, Австралия) составила 98,4%.

В то же время среди промышленно развитых стран выделяется группа

государств, занимающих ведущие позиции на мировом капиталистическом рынке

лицензий. На долю первых семи из указанных стран приходится около 90%

лицензионных поступлений в капиталистическом мире.

Развивающиеся страны (Мексика, Аргентина, Колумбия, Марокко, Бразилия,

Южная Корея и некоторые другие) лишь в середине 60-х годов начали

практиковать продажу передовой технологии в другие страны. Её покупателями

были преимущественно соседние развивающиеся страны, а значительную долю в

этих продажах составляли сублицензии на технологии и ноу-хау, которые

экономически более сильные развивающиеся государства ранее приобрели у

ведущих капиталистических стран. В 1989 г. поступления от продажи лицензий

развивающимися странами составили в текущих ценах лишь 350 млн. руб. или

около 1,4% всего экспорта лицензий в капиталистическом мире.

На мировом рынке лицензий присутствует значительно большее число

стран, импортирующих лицензии. Анализ статистики по импорту

капиталистических стран показывает, что в 1989 г. более 91% платежей за

лицензии приходилось на 17 указанных промышленно развитых капиталистических

стран, в то время как доля всех развивающихся стран составился около 9%. В

импорте лицензий прослеживается чёткая тенденция роста объёмов закупок

лицензий промышленно развитыми странами и сокращение закупок лицензий

развивающимися странами, доля которых на мировом рынке лицензий с 1960 по

1989 год сократилась с 45,8% до 9%.

Исследование динамики платежей и поступлений по международным

лицензионным соглашениям за указанный период говорит о том, что торговля

лицензиями в промышленно развитых странах развивается быстрее, чем в

остальных странах капиталистического мира. Так, платежи 17 промышленно

развитых стран в 1960-1989 гг. увеличились с 643 до 22904 млн. долл., или в

35,6 раза, в то время как платежи остальных стран возросли с 509 до 2259

млн. долл., или в 4,2 раза. Среднегодовые темпы прироста взаимной торговли

лицензиями в указанных 17 странах составляли 13,5%, в остальных лишь 2,0%.

Это привело к увеличению удельного веса взаимной торговли лицензиями

ведущих капиталистических стран с 54,4 в 1960 г. до 91,0% в 1989 г.

Коммерческая реализация развитыми странами Запада собственных научно-

технических разработок в других странах дает им большие прибыли. Например,

если в 1987 году общий объем международной торговли лицензиями оценивался в

38,5 млрд. долларов США, то в 1990 году он уже достиг 60,3 млрд. долларов

США и продолжает расти до настоящего времени. Факт такого всплеска

коммерческой активности ряд специалистов связывает с миграцией умов из

распавшегося Советского Союза.

III.2. География мировой торговли лицензиями

Представленные в таблице 2 данные характеризуют географическую

структуру международной торговли лицензиями, её главные центры и

происшедшие в них изменения в 1960-1989 гг. Они дают возможность не только

оценить расстановку сил в сфере международной лицензионной торговли, но и

проследить изменения по важнейшим экономическим районам мира на протяжение

последних 30 лет. Очевидно, что динамика международной торговли лицензиями

в этих регионах отражает не только изменение роли и места отдельных

государств в мировом капиталистическом хозяйстве, она свидетельствует о

растущей роли лицензионной торговли во внешнеэкономической деятельности.

На протяжении многих десятилетий США занимают ведущее место среди

стран капиталистического мира по обороту лицензионной торговли, однако с

1960 по 1989 год их доля снизилась с 38,6 до 27,9%. Это произошло главным

образом за счёт уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий с 70,8 до

47,0%. В указанные годы наиболее высокими темпами росли экспорт и импорт

лицензий в странах Западной Европы, что обеспечило им первенство в обороте,

импорте, а с 1989 г. и в экспорте лицензий среди других центров

международной торговли лицензиями. Вместе с тем американские фирмы прочно

удерживают передовые позиции в экспорте лицензий по сравнению с фирмами

других стран капиталистического мира. Ведущая роль Соединённых Штатов в

экспорте лицензий определяется не только огромным научно-техническим

потенциалом страны, но и проводимой американскими транснациональными

корпорациями активной политикой экономической экспансии на основе

совместного вывоза капитала и продажи лицензий. Анализ направлений этой

политики показывает, что несколько ослабляя свою деятельность в торговле

лицензиями с независимыми фирмами, американские корпорации одновременно

усиливают позиции в лицензионной торговле между расположенными в США

материнскими фирмами и их многочисленными филиалами и дочерними компаниями

за рубежом. Это обеспечивает монополиям значительно более высокие прибыли и

прочное положение на зарубежных рынках.

В импорте лицензий за рассматриваемый период удельный весь США

значительно увеличился. Это свидетельствует о том, что США заметно изменили

свою политику в отношении закупок зарубежной технологии и резко расширили

их объёмы в конце 80-х годов. По этому показателю в 1989 г. США вошли в

число ведущих стран-импортёров лицензий, значительно отставая лишь от

Японии.

В 1960-1989 гг. наиболее динамичным центром мировой капиталистической

торговли лицензиями оставались промышленно развитые страны Западной Европы.

В 1989 г. по обороту лицензионной торговли последующие места после США

(14060 млн. долл.) и Японии (7340 млн. долл.) заняли (млн. долл.):

Великобритания – 4333, Италия – 4134, ФРГ – 4050, Франция – 3021,

Нидерланды – 2390, Бельгия и Люксембург – 1869, Швеция – 1041.

Значительный рост государственных средств и расходов частных фирм на

НИОКР и увеличение инвестиций капитала за рубежом позволили ведущим

западноевропейским странам добиться высокой эффективности в использовании

за рубежом научно-технического потенциала путём продажи лицензий. Развитие

процессов специализации в проведении научных исследований и кооперации в

промышленном использовании их результатов содействовало росту лицензионной

торговли преимущественно между странами региона, а также с США и Японией.

Вслед за США западноевропейские страны занимают ведущие места по размерам

поступлений от продажи лицензий. В 1989 г. эти поступления составляли (млн.

долл.): Великобритания – 2205 (8,8%), Италия – 1619 (6,4%), ФРГ – 1360

(5,4%), Франция – 1146 (4,6%), Нидерланды – 773 (3,1%), Бельгия и

Люксембург – 705 (2,8%).

Ещё более прочные позиции занимают западноевропейские страны в импорте

лицензий. По объёмам закупок лицензий они входят в первую десятку

промышленно развитых стран. В 1989 г. платежи за лицензии ведущих стран

Западной Европы составляли (млн. долл.): ФРГ – 2690 (10,7%), Италия – 2518

(10,0%), Великобритания – 2128 (8,5%), Франция – 1875 (7,5%), Нидерланды –

1617 (6,4%), Бельгия и Люксембург – 1164 (6,4%).

Благодаря высоким темпам развития лицензионной торговли в странах

Западной Европы за 30-летний период значительно возросла их доля в мировом

лицензионном обмене: по обороту с 34,4 до 49%, экспорту с 28,6 до 42,3%,

импорту с 40 до 55,6%. По обороту, экспорту и импорту лицензий этот регион

занимает первое место на капиталистическом рынке лицензий.

Одним из важных центров капиталистической лицензионной торговли

является Япония. Наряду с ФРГ эта страна в течение всего послевоенного

периода занимала ведущие позиции в капиталистическом мире по импорту

лицензий. В 1960-1989 гг. Япония увеличила закупки лицензий более чем в 56

раз. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для

перевооружения ведущих отраслей своей экономики, но и как потенциал для

развития собственных научно-технических исследований. Увеличение расходов

на НИОКР и доработку приобретенных по лицензиям разработок позволило Японии

к началу 80-х гг. значительно активизировать экспорт лицензий. Значительно

отстававшая в 70-е гг. от США и ведущих стран Западной Европы по объёмам

продаж лицензий Япония в 1989 г. вышла на третье место по этому показателю.

Заметное место в лицензионной торговле капиталистических стран

занимают Австралия и Новая Зеландия. Географическая отдалённость этих стран

от промышленно развитых районов мира создаёт предпочтительные условия для

активной лицензионной торговли по сравнению с экспортом и импортом товарных

грузов. Сравнительно высокий научно-технический и производственный

потенциал этих стран позволяет постоянно расширять операции по закупке и

продаже лицензий. С 1970 по 1989 год экспорт и импорт лицензий в этих

странах соответственно возросли в 18,5 и 7,8 раза.

Наиболее многочисленную группу в капиталистическом секторе

лицензионной торговли составляют развивающиеся страны Азии, Африки и

Латинской Америки. Важным критерием для их объединения в сфере лицензионной

торговли являются не географические, а экономические признаки. Для этих

стран характерен сравнительно низкий уровень развития национального

экономического и научно-технического потенциала, существенно ограничивающий

не только продажу, но и покупку и возможности использования иностранных

лицензий. Удельный вес этих стран в экспорте лицензий в 1989 г. составил

1,4% и лишь в два раза увеличился по сравнению с 1970 г.

Развивающиеся страны занимают значительное место в импорте лицензий,

покупка которых осуществляется преимущественно в составе комплектных

предприятий, поставляемых в экономически более сильные развивающиеся страны

(Индию, Бразилию, Мексику, Аргентину, Иран и др.). Значительная часть

лицензий приобретается развивающимися странами через функционирующие здесь

филиалы и дочерние фирмы международных монополий. Несмотря на некоторый

рост закупок иностранных лицензий развивающимися странами, объём которых с

1960 по 1989 год возрос с 539 до 2259 млн. долл., удельный вес этих стран в

импорте за указанные годы сократился с 45,8 до 9,0%. Это объясняется более

высокими темпами роста взаимной торговли лицензиями промышленно развитых

капиталистических стран.

В международной статистике нет данных, свидетельствующих о размерах

производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за

исключением лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям

некоторых видов продукции.

Произведённые на основе статистических данных о выплатах за

использование лицензий оценочные расчёты показывают, что в 1989 г. в

капиталистическом мире по лицензиям была произведена продукция на сумму

более 500 млрд. долл.

Наибольшее количество продукции по лицензиям в 1989 г. было

произведено в следующих странах (млн. долл.): Япония – 106400, ФРГ – 53800,

Италия – 50360, США – 44800, Великобритания – 42560, Франция – 37500.

Больше всего продукции изготовлено по американским лицензиям – на сумму

235400 млн. долл., английским – 44100, японским – 40400, итальянским –

32380, немецким – 27200, французским – 22920. Очевидно, что динамика, темпы

роста и тенденции развития производства изготавливаемой по лицензиям

продукции в целом соответствовали объёмам и направлениям развития

международной торговли лицензиями.

Для характеристики мирового рынка лицензий несомненный интерес

представляет его отраслевая структура. Формирование отраслевых рынков

определяется тенденциями развития и структурными изменениями в мировой

экономике, специализацией производства и концентрацией НИОКР и

изобретательской деятельности в наукоёмких отраслях производства, где

производятся товары с высокими потребительскими свойствами. Взаимосвязь

объёмов и направлений вложений средств на НИОКР с состоянием и

направлениями развития отраслевых рынков лицензий нетрудно проследить путём

анализа имеющихся статистических данных, хотя воздействие НИОКР на

лицензионную торговлю проявляется, как правило, не сразу, а через период (3-

5 лет), необходимый для освоения и использования изобретений его

владельцами, выхода на рынок и внедрения новой технологии у покупателя

лицензий.

Для мирового рынка характерно преимущественное развитие лицензионной

торговли в электротехнической и электронной промышленности, общем

машиностроении, приборостроении, автомобильной, авиаракетной

промышленности, химии и нефтехимии, биотехнологии, в области

ресурсосберегающих технологий и др. В 70-80-е годы получил быстрое развитие

коммерческий обмен изобретениями в области окружающей среды. Активный

процесс насыщения научно-техническими достижениями прогрессивных отраслей

промышленности оказывает прямое воздействие на рынок лицензий, укрепляет

его материальную базу, значительно ускоряет темпы роста лицензионной

торговли и ведёт к интенсивному формированию международных отраслевых

рынков лицензий. В конце 80-х годов на долю отдельных отраслевых рынков

лицензий приходилось: электротехника и электроника – 19%, общее

машиностроение – 18,8%, химия и нефтехимия – 17,4%, транспортное

машиностроение – 10,2%, текстильная и пищевая промышленность – 6,2% всего

объёма коммерческих операций на мировом рынке лицензий. Замедленными

темпами происходит развитие международной торговли лицензиями в

металлургии, металлообработке, строительстве, сельскохозяйственном

производстве, судостроении и ряде других традиционных отраслей экономики.

Отраслевая специализация лицензионной торговли имела место и по

отдельным странам. Доминирующая роль на пяти основных отраслевых рынках

лицензий (химия и нефтехимия, общее машиностроение, электротехника и

электроника, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая

промышленность) принадлежит шести странам – США, Великобритания, ФРГ,

Франции и Японии. В конце 80-х годов их доля составила более 83% всей

торговли лицензиями в этих отраслях. Вместе с тем в последнее десятилетие

появилась тенденция к сокращению этой доли преимущественно за счёт

некоторого ослабления позиций США на этих рынках и роста объёмов торговли

лицензиями в других странах Западной Европы, Канаде, Австралии и ряде

других.

В настоящее время в капиталистическом производстве сложились новые

направления технического прогресса, которые оказывают непосредственное

воздействие на отраслевую структуру лицензионной торговли. К ним относится

расширяющееся производство средств автоматизации и прежде всего

вычислительной техники. Разработанные в последние десятилетия

микроэлектронные схемы с высоким уровнем интеграции позволили реализовать

новые решения в производстве станков с программным управлением,

высокоэффективных как в массовом, так и в мелкосерийном производстве. На

базе совместного применения многоцелевых станков с программным управлением,

промышленных роботов и гибких производственных систем предметами лицензий

становятся и комплексно-автоматизированные производства с использованием

единых транспортных систем и централизованного управления на базе ЭВМ.

Получают всё большее развитие производство бытовой техники с использованием

мини- и микрокомпьютеров, а также оснащение её программным управлением.

На развитие международной торговли лицензиями оказывает влияние

ускоренный в условиях энергетического кризиса процесс создания и внедрения

в производство менее энергоёмких материалов. Разработка и внедрение новых

видов пластмасс, полимеров, композитных материалов, специальных

синтетических тканей и расширение областей их использования будут и в

дальнейшем обеспечивать высокий удельный вес международной торговли

лицензиями в области химии и нефтехимии. Расширяются масштабы торговли

лицензиями в области охраны окружающей среды.

К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий

относятся концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями

между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами)

транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между

независимыми фирмами. В середине 80-х годов ТНК владели около 80% всех

патентов на новую технику и технологию, на их долю приходилось около 65%

валютных поступлений от продажи лицензий на мировом рынке, а на заграничных

предприятиях корпораций более 20% продукции производилось с использованием

лицензий материнских компаний. Ведущее место во внутрифирменной торговле

лицензиями занимают американские ТНК, на долю которых в 1989 г. приходилось

78% всего экспорта лицензий США.

Современное значение мирового рынка лицензий для разных стран мира

состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими

достижениями науки и техники между конкурирующими предпринимателями. Его

формирование обеспечивает качественные изменения в характере и путях

использования нововведений в мировом хозяйстве. С развитием НТР непрерывно

растёт динамизм, активность международного рынка лицензий. Ускоренный

процесс создания и замены научно-технических достижений в производстве

ведёт к интенсификации международного лицензионного обмена. Этому в немалой

степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном

механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством

создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе

ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной

собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что

особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении

нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым

всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с

другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения

нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на

базе собственных НИОКР.

В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой

страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке

лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком

лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.

III.3. Состояние нематериальных активов в Российской науке

Роль нематериальных активов возрастает по мере развития

законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения

торговли патентами и ноу-хау. По экспертным оценкам стоимость объектов

промышленной собственности нематериальных активов организаций и предприятий

РФ составляет около 1 трлн. долл. Однако большинство из них, в отличие от

зарубежных фирм, до сих пор не ведет соответствующей оценки и учета. Лишь

10% предприятий используют патентное право для охраны объектов промышленной

собственности, охраняется лишь 1-2% изобретений, полезных моделей и т.д.,

отсутствует оценка ноу-хау. Введение предлагаемой оценки в рамках

действующего законодательства резко увеличит ресурсы для финансирования

инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических

организаций, залоговую стоимость их имущества.

Таким образом, управление нематериальными активами вплотную примыкает

к управлению основными фондами. Значение этих активов особенно велико для

науки. Необходимо обобщить опыт новой специфической формы управления

активами инновационных центров (технопарковых структур). Разнообразие

технопарковых структур (инкубаторы, технологические парки, технополисы)

свидетельствует о различном уровне управления основными и нематериальными

активами как при входе ресурсов, так и при выходе инновационных услуг,

требует соответствующей оценки основных фондов и нематериальных активов. На

территориях технологических парков предприятия могут получать на льготных

условиях помещения для работы и опытного производства, научное

оборудование, управленческое консультирование, патентные и дизайнерские

услуги. Парки создают небольшие предприятия для первичного внедрения

достижений науки и техники, передают информацию и документацию о хорошо

зарекомендовавших себя нововведениях как в действующих, так и во вновь

создаваемых производствах. Они оказывают услуги в области маркетинга,

материально-технического снабжения и сбыта, налаживают научные и

производственные связи с зарубежными организациями.

Основной вклад высших учебных заведений, научных и

конструкторских учреждений в создание технопарков - это научные идеи,

фундаментальные знания, изобретения ученых, преподавателей, аспирантов и

докторантов, инженеров и изобретателей; научное консультирование;

предоставление в распоряжение технопарка прилегающей территории, помещений,

оборудования, библиотек и др. Вкладом предприятий в создание и развитие

технопарка являются финансовая и материально-техническая поддержка,

передача оборудования, предоставление производственных помещений

безвозмездно, в аренду, по лизингу.

Экономические проблемы России в последние годы неблагоприятно

отразились на сфере ее внешнеэкономических связей, сдерживая промышленный,

технологический и экспортный потенциал страны, а также насыщение

внутреннего рынка необходимыми товарами производственного и

потребительского назначения.

На сегодня структуру российского экспорта определяет сырьевая

направленность. Из России вывозятся ежегодно около 90 млн.тонн нефти и 40

млн.тонн нефтепродуктов. Экспорт нефти и нефтепродуктов расширяет

возможности по реконструкции машиностроительной базы, без которой не

представляется возможным решить проблемы агропромышленного комплекса и

обеспечить прирост экспорта в 1995 - 2000 гг.

Вместе с тем вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои

пределы, и основная цель проводимых Министерством мероприятий и намечаемых

программ состоит в увеличении стоимостного объема российского экспорта и,

прежде всего, за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких

товаров, технологий и услуг.

В условиях относительно узких рынков сбыта для разрозненной российской

машинотехнической продукции основным средством поддержки ее экспорта в

ближайшей перспективе остается диверсифицированный вывоз машин,

оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами,

лицензиями и "ноу-хау" в составе комплектных поставок для объектов

технического содействия.

IV. Государственное регулирование лицензионных операций

Государственное регулирование лицензионной торговли в

капиталистических странах имеет цели: 1) создать оптимальные условия для

прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных

фирм объектов промышленной собственности; 2) обеспечить доступ в страну

передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных

предпринимателей от зарубежных монополий.

Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования

лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются:

национальное правовое законодательство, финансирование и государственное

регулирование патентно-лицензионного обмена.

В сфере международных отношений регулятором выступает международное

право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом

международных конвенциях, договорах и соглашениях.

Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче

технологии законы, постановления, правила, административные решения,

которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать,

дополнять и изменять.

IV.1. Национальное правовое законодательство

Национальное правовое законодательство, регулирующее передачу

технологии в большинстве стран, как правило, включает законы о патентах,

товарных знаках и авторском праве, антитрестовское законодательство, законы

о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы,

предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии,

законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии,

лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и

сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование

технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных

актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему

законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко

используется судебная и административная практика в решении конкретных дел

в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые

судебные и административные решения становятся составной частью правовой

системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия

решений по аналогичным делам.

Национальные меры по регулированию потока технологии и последствия её

передачи включают следующие аспекты:

финансовые (валютное регулирование платежей и переводов в иностранной

валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим,

политика в области цен);

технические (спецификации и стандарты, использование местных и

импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии и

гигиены);

организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче

технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве

с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм

передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых

последствий, распространение информации и обмен опытом).

В большинстве капиталистических стран национальное правовое

регулирование базируется на положениях антитрестовского законодательства,

зародившегося в начале XX века в США. Процесс распространения

антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с конца 30-

х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все

капиталистические страны используют действующие в них антитрестовские или

картельные нормы в сфере лицензионной торговли. Профессор Токийского

университета М. Сайто утверждает, что если бы предприятие или государство

следовали политике монополизации технологии, это привело бы к общему застою

в технологическом развитии и препятствовало прогрессу соответствующей

отрасли и национальной экономики.

К наиболее характерным положениям антитрестовских норм относятся:

запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание

лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей

применения; установление количественных ограничений в производстве

запатентованной продукции или использование процесса; навязывание закупки

продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии; перекрёстное

лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;

сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями

лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора; запрет лицензиату

заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;

обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех

усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;

запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар

не владеет патентами в странах Общего рынка; предписание лицензиату в

отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;

уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию

товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.

Антитрестовское законодательство каждой отдельной капиталистической

страны в основном служит протекционистским целям национальных

предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих

стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства

других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в

применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных

договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в

антитрестовских законах.

В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых

стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения,

касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о

налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и

покупателей лицензии.

Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона

положение о государственном стимулировании создания и использования

объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны

какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам

и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии.

Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в

России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы

государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем

и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области

интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу

для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его

государственное регулирование и развитие.

Многие законодательные и нормативные акты, регулирующие важнейшие

направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя

такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство

которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных

договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и

двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих

странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но

и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих

поколений предпринимателей.

Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не

имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в

области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной

деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка

передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и

контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и

развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит

ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий

обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы

государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие

соответствующих нормативных актов.

IV.2. Финансирование при продаже лицензий

Важной формой государственного стимулирования продажи лицензий за

границу является финансирование (налоги, субсидии, страхование от различных

рисков и др.). По законодательству большинства капиталистических стран

налогообложению подлежат доходы, получаемые как в своей стране, так и за

рубежом. Следовательно, выплата налогов по лицензионному договору как в

стране лицензиара, так и стране лицензиата приводит к двойному

налогообложению одного и того же дохода.

Ниже приведены размеры налогов на лицензионные платежи в различных

странах:

|Страна |Размер налога, % |

|США |30,0 |

|Канада |15,0 |

|Великобритания |41,25 |

|Швеция |43,0 |

|ФРГ |а) 33,3 (если налог платит |

| |лицензиат) |

| |б) 27,5 (если налог платит |

| |лицензиар) |

|Италия |20,0 |

|Финляндия |60,0 + 1,0 (со стоимости |

| |патента) |

|Индия |50,0 |

|Бразилия |25,0 |

|Аргентина |20,0 |

|Япония |а) 10,0 – для Франции, ФРГ, США,|

| | |

| |Великобритании, Швеции |

| |б) 15,0 – для Канады, Дании, |

| |Норвегии |

| |в) 20,0 – для остальных стран |

Во многих странах применяется льготный режим налогообложения на доходы

от передачи технологии за границу. Например, при продаже лицензий во

Францию американские лицензиары уплачивают в бюджет страны не полный

налоговый сбор от лицензионных поступлений из-за границы, а лишь разницу

(10,8%) между уровнем этих налогов в США (30%) и Франции (19%), с учетом

того, что американским лицензиаром уплачен полный налог в казну Франции.

Целям налогового стимулирования лицензионной торговли в

капиталистических странах служат межгосударственные соглашения об отмене

двойного налогообложения. Они направлены на поощрение экспорта лицензий,

отмену или снижение налогообложения на приобретение нововведений в странах,

покупающих лицензии. Применение таких соглашений особенно выгодно для

американских экспортёров лицензий, на долю которых приходится основная

часть лицензионных поступлений в капиталистическом мире. Так, к концу 70-х

годов США заключили такого рода соглашения более чем с 40 странами, в том

числе практически со всеми промышленно развитыми капиталистическими

государствами. Вместе с тем ряд промышленно развитых стран, имеющих

несбалансированную лицензионную торговлю с США (Франция, Япония, Австралия,

Канада), оставили за собой право взимания налогов с платежей американским

фирмам за лицензии. Развивающиеся страны, как правило, либо не имеют

соглашений об отмене двойного налогообложения, либо предусматривают в них

своё право на получение налогов с иностранных лицензиаров.

Одно из важных направлений лицензионной политики в капиталистических

странах – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.

Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех

или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями,

контролируют их условия и соответствие экономическим интересам и научно-

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ