Рефераты

Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и

определены организации и ведомства, где можно получить разрешение на ту или

иную сделку (например, в США – Бюро внешней торговли министерства внешней

торговли и государственный департамент, во Франции – промышленные

министерства и Банк Франции, в Японии – министерства, Центральный банк).

Государство нередко выступает в качестве субъекта международных

соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, и это

стимулирует участие страны в мировой лицензионной торговле. Чаще это

происходит в тех случаях, когда проблема приобретает национальный характер,

выходит за круг интересов и возможностей отдельных фирм и для её решения

требуется участие государства в финансировании и координации усилий местных

и зарубежных фирм и организаций. К заключению таких соглашений

западноевропейские страны прибегали, например, при создании сверхзвукового

самолёта «Конкорд», космической ракеты «Ариан», строительстве тоннеля под

Ла-Маншем, разработке программы «Эврика» (см. статью об участии России в

этой программе в приложении 3). Практическая реализация таких объектов

осуществляется ведущими компаниями соответствующих стран на основе

правительственных заказов и специальных контрактов с государственными

организациями, финансирующими эти проекты. Такие заказы дают мощные

импульсы развитию лицензионной торговли между странами, поскольку их

реализация осуществляется с использованием имеющихся у сторон и

передаваемых на основе лицензионных сделок научно-технических разработок, а

также путём покупки лицензий в третьих странах.

В системе государственного регулирования лицензионной торговли важное

место занимает экспортный контроль над передачей технологии, являющейся

составной частью национального законодательства о контроле за экспортом.

В основе этого контроля – так называемая «критическая технология»,

передача которой иностранным государствам, по мнению контролирующих

органов, может привести к потере научно-технического приоритета и нанести

ущерб стратегическим целям страны. Регулирование экспортного контроля

осуществляется на национальном и международном уровне.

В 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по

контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ) со штаб-квартирой в

Париже. В него вошли страны НАТО (кроме Исландии) и Япония. Входящие в

КОКОМ страны составляют списки товаров и технологий, запрещённых к вывозу в

бывшие социалистические страны. В рамках этой организации действует жёсткий

контроль и санкции в отношении стран и компаний, нарушающих принятые КОКОМ

решения. В связи с распадом системы социалистических государств в

деятельности КОКОМ происходят серьёзные изменения, имеющие цель

либерализовать передачу технологии в эти страны.

IV.3. Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка

Сравнительно небольшие объёмы формирующегося российского рынка

лицензий не снижают остроты проблемы его управления государством. Несмотря

на многообразие подходов к регулированию лицензионной деятельности в

различных зарубежных странах функции государства в этой области сводятся в

основном к следующим:

создание условий для свободного обмена наукоёмкой технологией внутри

страны и на мировом рынке;

обеспечение охраны объектов промышленной собственности в своей стране

и за рубежом;

предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие

страны;

пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного

законодательства;

контроль за актуальностью, техническим уровнем, экономичностью и

валютными расходами при закупке зарубежной наукоёмкой технологии,

использованием иностранных инвестиций;

соблюдение международных соглашений по обмену наукоёмкой технологией

между странами-участницами, а также передача технологии в другие страны.

Очевидно, что эти функции, взятые за основу, вполне подойдут и для

России. Однако проведение реформы внешнеэкономической, патентно-

лицензионной деятельности и принятие соответствующих законодательно-

нормативных актов в данной области позволили в значительной мере решить

лишь первые две из этих задач. Невыполнение государством остальных

указанных функций не только сделало в России неэффективным такой прибыльный

вид коммерческой деятельности, как лицензионная торговля, но и привело к

потере значительной части отечественного научно-технического потенциала.

Сейчас в стране сложилась ситуация, парадокс которой заключается в том, что

государство осуществляет обязательную регистрацию и контроль всех

заключаемых внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке права

на патент, и вместе с тем не ведётся регистрация и контроль аналогичных

внешних коммерческих сделок с зарубежными фирмами.

Имеется немало фактов, свидетельствующих о передаче российскими

патентообладателями иностранным фирмам ценной наукоёмкой технологии за

очень незначительную плату. Так, газета «Нью-Йорк таймс» 8 августа 1993 г.

сообщила о создании в США большой сети брокерских фирм, ведущих в России

настоящую охоту за передовой, в том числе засекреченной, технологией.

Президент одной из таких фирм – «Сайнтифик дайменшенз» (“Scientific

Dimensions”) – прямо призывает использовать сложившуюся в России ситуацию

для получения наукоёмкой технологии, поскольку такой возможности в будущем

не предвидится. А пока американские брокеры и российские разработчики

широко используют так называемые «стандартные договоры» с распределением

прибыли от использования наших изобретений во соотношении 50:50. Такое

деление прибыли, конечно же, далеко не адекватно их вкладу. Отсутствие

контроля и регистрации внешних лицензионных договоров при недостатке у

российских предпринимателей необходимых знаний и опыта в сфере

международного лицензирования ведут не только к недополучению платежей за

лицензии, но и к бесконтрольному вывозу национальных научно-технических

достижений за рубеж.

V. Формы и методы обмена технологией. Роль и место лицензий в международном

технологическом обмене

Технологический обмен классифицируется по:

объектам обмена (патенты, ноу-хау, услуги, связанные с инженерно-

технической и управленческой деятельностью, техническая документация,

техническая помощь);

способам получения информации (выставки, симпозиумы, конференции,

обмен учёными и специалистами, технологические сведения, сопутствующие

приобретению или аренде оборудования и машин, научно-техническая и

промышленная кооперация);

характеру взаимосвязи (совместное производство, совместные научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместные предприятия;

каналам получения информации (коммерческие и некоммерческие,

межгосударственные соглашения, межфирменные связи, внутренние связи

многонациональных и транснациональных корпораций).

Наиболее распространённой формой передачи технологий является

лицензионная торговля. По лицензиям передаются объекты промышленной

собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные

знаки и знаки обслуживания), совершаются сделки об оказании технической

помощи, услуг типа инжиниринг, обучению, передачу ноу-хау, компьютерных

программ и программных продуктов.

V.1. Некоммерческие формы обмена

Некоммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу

общих сведений рекламно-технического характера, ознакомление с технологией,

производством и технико-экономическими данными в таком объёме, которого

недостаточно для практического применения. Они, как правило, не включают

таких обязательных при передаче технологии элементов, как право пользования

технологией, детальная техническая документация, техническая помощь,

производственный опыт. Научно-техническая информация даёт возможность

партнёрам ориентироваться в направлениях развития науки и техники и

получать общие сведения об имеющихся достижениях в различных отраслях

производства. Она обычно предшествует обмену конкретными технологиями.

Передача такой информации может осуществляться посредством научно-

технических публикаций, проведения выставок, ярмарок, симпозиумов, обмена

делегациями учёных и инженеров, миграции специалистов, технического

образования, сотрудничества в совместной разработке научно-технических

проблем и деятельности международных организаций в области науки и техники.

По мнению ряда экономистов, в эпоху научно-технической революции товарная

форма передачи научно-технической информации усложнила бы процесс

накопления и передачи знаний, застопорила технический прогресс и

образование. При некоммерческих формах передачи технологии не учитывается

её реальная ценность, которую может получить предприниматель при применении

полученных знаний в производстве.

V.2. Коммерческие формы обмена технологиями

Коммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу

научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке

производства и использовании различных товаров.

Наиболее распространёнными являются следующие коммерческие формы

передачи технологии.

1. Закупка образцов новой техники. Применяется с целью проведения

испытаний различных машин, приборов, изделий, материалов,

сопоставления их с отечественными аналогами и при необходимости

доработки последних до уровня передовых зарубежных образцов. Другой

целью покупки образцов может быть их копирование для создания

собственного производства. Следует, однако, учитывать, что

организация производства изделий на базе образцов требует больших

расходов на НИОКР, а скопированные изделия по своим техническим и

экономическим параметрам оказываются, как правило, хуже оригиналов.

2. Импорт новой техники в производственных целях широко распространён

во внешнеэкономических отношениях между странами. Такая форма

обмена позволяет быстро получать и использовать передовую

наукоёмкую технику. Однако её закупка связана со значительными

затратами средств, кроме того, достаточно сложно обеспечить

постоянное поддержание закупленной техники на современном уровне в

условиях её быстрого морального старения.

3. Торговля лицензиями обеспечивает передачу прав и необходимого

объёма научно-технических знаний для использования изобретений, ноу-

хау, полезных моделей, промышленных образцов и других научно-

технических достижений как на территории одной, так и нескольких

стран. При торговле «чистыми» лицензиями главная цель коммерческой

сделки — заключение самостоятельного лицензионного договора на

право пользования объектом промышленной собственности. При передаче

в лицензионной форме прав на использование изобретений, ноу-хау,

промышленных образцов и товарных знаков в составе других

внешнеэкономических сделок лицензии выступают как их составные

части и являются сопутствующими.

4. Инжиниринговые услуги. Выделение инжиниринга в самостоятельный вид

внешнеэкономической деятельности базировалось на необходимости

обобщения и привлечения достижений и мирового опыта в определённых

отраслях современной техники и технологии при выполнении

собственных НИОКР, особенно для решения комплексных проблем, в том

числе стоящих на стыке смежных отраслей.

Инжиниринговая деятельность подразделяется на проектно-

консультационную, подрядную и управленческую. Инжиниринговые компании

подразделяются на четыре основных вида: инженерно-консультационные,

инженерно-строительные, консультационные по вопросам организации и

управления и инженерно-исследовательские.

5. Строительство заводов «под ключ». При такой форме обмена

технологией передающая сторона берёт на себя обязанности

генерального подрядчика и ответственность за весь цикл

строительства объекта, включая предпроектные изыскания,

проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного

оборудования, монтаж и пусконаладочные работы, техническое

консультирование, вопросы организации и управления производством и

т.п. Строительство завода «под ключ» является высокоэффективной

формой передачи технологии с точки зрения внедрения технических

новшеств и ликвидации отставания в определённых отраслях техники.

Однако создание таких объектов связано со значительными

единовременными платежами.

6. Франчайзинг. По контракту на франчайзинг компания-владелец

технологии разрешает своему иностранному контрагенту использовать

своё широко известное фирменное наименование при условии, что он

будет под этим наименованием сбывать продукцию этой компании,

получая в качестве компенсации за это техническую и коммерческую

помощь, консультации и т.п.

7. Лизинг представляет собой передачу в долгосрочную аренду

дорогостоящих машин, оборудования, транспортных средств, приборов и

т.п. Арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны

арендодателя в виде обслуживания, консультаций и т.д. Благодаря

лизингу предприниматель, не имеющий значительных свободных средств,

получает возможность пользоваться современным оборудованием и

передовой технологией. Однако при длительной аренде общие затраты

по арендной плате могут превысить стоимость предмета аренды.

8. Проведение совместных НИОКР на коммерческой основе позволяет

партнёрам снизить затраты на решение тех или иных научно-

технических и производственных проблем. Указанная форма может

применяться: 1) для выполнения совместных НИОКР до стадии решения

технической проблемы и 2) для выполнения совместных НИОКР до стадии

промышленного внедрения результатов.

В первом случае стороны обмениваются конфиденциальной научно-

технической информацией, производственным ноу-хау, лицензиями на

изобретения, патентами и т.д. При положительных итогах сотрудничества

стороны получают возможность совместно или раздельно использовать

результаты НИОКР. Во втором случае стороны не ограничиваются решением

технической задачи, а предпринимают совместные меры по внедрению полученных

результатов в производство.

9. Промышленная кооперация. Сотрудничество партнёров осуществляется на

основе совместных исследований и разделения труда в производстве

отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими

взаимодополняющими поставками, совместным маркетингом и сбытом

продукции при сохранении юридической независимости партнёров.

10. Совместные предприятия. Они, как правило, являются ассоциацией

самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление,

собственность на капитал и распределение прибылей и рисков.

Совместные предприятия часто создаются для осуществления какой-либо

комплексной научно-технической и производственной программы. В

уставный фонд совместных предприятий в качестве своего вклада

стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-

технические разработки.

Анализ международной практики технологических обменов показывает, что

наиболее эффективными и быстро распространяющимися формами передачи

технологии являются те, которые ориентированы на установление постоянных и

устойчивых связей между партнёрами, обеспечивают целенаправленную передачу

передовой технологии и оптимальное решение актуальных технических и

производственных проблем.

V.3. «Жизненный цикл» технологий

Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться

без анализа и оценки уровня, научно-технической и коммерческой значимости

передаваемой технологии, а также и учёта стадии её развития. В этой связи

имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их

«жизненного цикла»: уникальная (I этап), прогрессивная (II этап),

традиционная (III этап) и морально устаревшая (IV этап).

К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно-

технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау,

делающие невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные

технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть

использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Пути

создания таких технологий — НИОКР и изобретательская деятельность

специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке

учитывается её способность создавать максимальную добавочную прибыль её

покупателю.

К прогрессивным технологиям относятся разработки, обладающие новизной

и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-

аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их

конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным

превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли,

преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер.

Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах

отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения.

Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными

ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества,

обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение

дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть

не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и

инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою

новизну и защиту от использования конкурентами.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки,

отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производителей

продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико-

экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается

ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может

рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации

обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно

невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в

производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило,

создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за

счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной

технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам,

компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим

получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не

обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-

экономических показателей производства, достигнутых у большинства

производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок

закрепляет технологическую отсталость её владельцев.

Говоря о месте мировой торговли лицензиями в международном

технологическом обмене, следует иметь в виду, что она имеет дело с

уникальной и прогрессивной технологиями, передаваемыми как в виде «чистых»,

так и сопутствующих лицензий. К «чистым» лицензиям следует относить продажу-

покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые

оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий

нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и

т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям

относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых

осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм

технологического обмена.

Из множества форм международного технологического обмена только

лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в

отдельный мировой рынок лицензий.

Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной

и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для

участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения

лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и

при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров,

подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.

VI. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с

зарубежными странами

Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим

радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно-

лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия

отечественных предприятий и организаций в международной торговле

лицензиями.

Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также

кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной

системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности,

возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию

нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на

рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной

торговли Российской Федерации с зарубежными странами.

Действовавший в рамках бывшего Советского Союза плановый, строго

регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм

государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов

оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные

управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и

организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой

области законодательные акты, оказалось нарушенным единое патентное

пространство на территории входивших в СССР республик. Уникальный опыт,

знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника»

оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз

отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах

разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.

Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации

оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную

деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально

изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы,

определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм

собственности в международной торговле лицензиями.

VI.1. Участие Российских предприятий в международной торговле лицензиями

Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по

охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в

10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС[1]:

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной

собственности;

Парижская конвенция по охране промышленной собственности;

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;

Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для

регистрации знаков;

Локарнское соглашение об учреждении международной классификации

промышленных образцов;

Договор о патентной кооперации;

Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;

Договор о регистрации товарных знаков;

Будапештский договор о международном признании депонирования

микроорганизмов для целей патентной процедуры;

Найробский договор об охране олимпийского символа.

На следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД

Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих

соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС,

являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли

пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.

В ноте заявлялось, что “членство Союза Советских Социалистических

Республик во Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех

её органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и других

международно-правовых документах, подписанных в рамках Всемирной

организации интеллектуальной собственности или под её эгидой, продолжается

Российской Федерацией”. Этой же нотой Россия приняла на себя полную

ответственность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.

В соответствии с Указом президента России «О либерализации

внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября

1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем

зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их

объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что

юридические лица, зарегистрированные в качестве участников

предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в

международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] России прекратило

выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической

деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.

Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности,

а следовательно, и получение права на участие в международной торговле

лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:

1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса

(помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и

заверение нотариусом.

2. Сдача документов в регистрационную палату района или города.

Получение временного свидетельства о регистрации.

3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.

4. Изготовление печати.

5. Открытие постоянного счёта в банке.

6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.

7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.

8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих

выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного

свидетельства о регистрации.

При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима

дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и

крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по

антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие

физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений

в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические

организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В

качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать

фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-

лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами

и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В

качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные

внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника»,

независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы

предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле

лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к

самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно

отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный

проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево-

магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.

Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций,

получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях

производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта,

квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне

решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней

торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при

незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться

посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и

патентно-лицензионных служб.

Существенные изменения произошли и в сфере государственного

регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации.

Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства

Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и

квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории

Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи

лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего

зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное

постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности

в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки

лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров,

исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось

получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет

Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному

постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений,

ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том

случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной

техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики

и финансов РФ.

Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-

хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и

выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках

проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на

основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок

продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы

занимавшиеся этими проблемами службы.

Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в

Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г.

Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках

обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий

интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда

законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую

базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому

законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.

Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной

деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского

свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной

собственности, передачу исключительного права на их использование из рук

государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы,

предприятия и организации различных форм собственности. В результате

патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации,

получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу

лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.

Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным

законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству

советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только

служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн.,

посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO

заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый

Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих

поколений.

В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней

торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что

любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать

изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом,

лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).

Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся

нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны

применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении

лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и

промышленных образцов распространяются на все деловые отношения

патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями

на территории России. Императивный характер этих норм означает, по

существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней

лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике,

свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого

обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов

рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной

защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров

внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими

предпринимателями.

Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает

необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной

собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных

лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел

IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных

договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными.

Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам

(Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу

прав на патент и права на использование изобретения или промышленного

образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9

марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации

лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во

всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя

(международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы

органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и

особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах,

национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового

рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для

лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших

право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами

других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли

в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий

обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во

внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и

принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный

российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами

опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть

использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с

зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на

внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в

значительной мере могут быть использованы применяемые в международной

практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения

цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт

подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать

особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы

отечественных продавцов и покупателей лицензий.

VI.2. Международное сотрудничество государственных научных центров России

Расширение международных связей является одной из самых характерных

тенденций в деятельности государственных научных центров (ГНЦ) России.

Зарубежные контакты в той или иной степени существенны для стабилизации

финансово-экономического положения организаций и их развития, и придание

организациям статуса ГНЦ России стимулировало расширение этих связей.

Вместе с тем, в нынешних условиях ряд ГНЦ России не имеет налаженных

зарубежных контактов, особенно в коммерческой сфере, либо из-за специфики

исследовательской деятельности, либо из-за закрытости тематики, либо из-за

нехватки финансовых ресурсов.

За истекший период деятельности ГНЦ России выявились наиболее

типичные способы реализации международных контактов. Несмотря на

сохраняющиеся риски (коммерческий, информационный, технологический),

правовые и административно-хозяйственные сложности, явно прослеживается

переход от заключения протоколов о намерениях к более действенным и

результативным формам сотрудничества: к научно-техническому сотрудничеству

на договорной основе, в том числе, к выполнению совместных НИР, к

заключению полноценных контрактов коммерческого характера, которые

предусматривают отчисления организациям- разработчикам в форме процентов от

продажи продукции.

Коммерческие контракты занимают сейчас около 40% всех видов

соглашений, договоры о сотрудничестве и совместной деятельности - около

30%, коллективные и индивидуальные гранты - 14%, протоколы о

сотрудничестве - около 3%.

Наиболее значимыми для большинства ГНЦ России формами сотрудничества

являются: передача готовой научно-технической продукции и ноу-хау,

проведение совместных прикладных исследований (в основном, в форме

исследовательских контрактов), совместная разработка фундаментальных

проблем (в том числе в форме коллективных, совместных грантов).

Создание совместных предприятий как форма сотрудничества ГНЦ России с

зарубежным контрагентом не получила широкого распространения. В настоящее

время успешно функционируют лишь единицы таких предприятий.

См. выдержки из доклада «Международное научно-техническое

сотрудничество РФ» на Брюссельском семинаре INTAS [10] по двустороннему

сотрудничеству в области технологий России с иностранными государствами в

приложении 4.

VI.3. Богатство видимое и невидимое

Сравнительно недавно известная международная аудиторская компания

оценила имущество знаменитой отечественной самолетостроительной фирмы.

Оказалось, что в общей стоимости имущества материальные активы составляют

только 30%. А остальные 70% — это активы нематериальные, главным образом

интеллектуальная собственность и деловая репутация. (Любопытно, что до

проведения такой оценки интеллектуальная собственность почти не была

отражена в балансе предприятия.) А для фирмы, конструирующей и производящей

автоматы Калашникова, этот процент еще выше — 80%.

Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с

возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования

новых технологий или продажи патентов и лицензий. Интеллектуальная

собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную

стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета.

Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько

здания и оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков,

авторских прав и других так называемых неосязаемых активов. К примеру,

рыночная стоимость компании Microsoft на 25.07.96 г. составляла 70,9 млрд.

долл., несмотря на то что по данным балансового отчета стоимость чистых

активов была 5,7 млрд. долл.

К сожалению, в России из-за плохо поставленного учета нематериальных

активов (НА) и интеллектуальной собственности (ИС) доля первых по

бухгалтерским документам составляет обычно менее 1%. Отсутствие надлежащего

учета ИС и НА - одна из причин кражи интеллектуальной собственности, от

которой Россия несет колоссальные убытки.

По некоторым оценкам, например, в 1996 году потери России от

нелицензированной передачи интеллектуальной собственности за рубеж

составили несколько миллиардов долларов, в том числе от передачи технологий

в США — 600—700 млн. долл. Что же касается потерь от пиратства в отношении

интеллектуальной собственности внутри страны, то, по данным МВД РФ, они

составляют около 1 млрд. долл. в год (половина этой суммы должна была

поступать в бюджет страны).

Руководители многих известных отечественных предприятий не

подозревают, что стоимость интеллектуальной собственности на их

предприятиях может превышать стоимость всех остальных активов и приносить

колоссальные доходы.

Да и что говорить о руководителях отдельных предприятий, если даже на

Всероссийской научной конференции (1997 г.), посвященной оценке и учету

национального богатства России, в приведенных цифрах о структуре валового

продукта страны не были учтены ни вновь созданная интеллектуальная

собственность, ни нематериальные активы вообще.

В современном мире значимость нематериальных активов и важнейшей их

составной части — интеллектуальной собственности непрерывно возрастает.

Многие исследователи считают это следствием того обстоятельства, что в

современной мировой экономике возрастает роль инноваций по сравнению с

ролью производства, а информация, воплощенная в интеллектуальной

собственности, становится важнейшим фактором производства — наряду с

землей, трудом и капиталом.

Если взять все виды собственности, права на которые на рынках наиболее

развитых стран являются предметом торговли, то доля интеллектуальной

собственности в них имеет тенденцию к ежегодному росту, темпы которого выше

темпов роста торговли другими видами собственности. И если, например, темпы

роста мирового промышленного производства не превышают 2,5—3%, то мировая

торговля лицензиями на право использования промышленной собственности и

технологии развивается гораздо более высокими темпами, достигающими 12% в

год.

В настоящее время интеллектуальная собственность должна

рассматриваться уже не как побочный продукт, получаемый в результате

разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной

борьбе.

Учитывая, что доходы от использования результатов НИР значительно

снижаются в случае незаконного их использования конкурентами,

интеллектуальная собственность стала использоваться не только как

оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе.

Примером успешного использования ИС в корпоративной стратегии за

рубежом можно привести фирму Texas Instruments (США). В 60-х годах эта

компания составляла свой «патентный портфель» исключительно как оборонное

орудие. Однако к середине 80-х годов фирма изменила тактику на

наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее

интеллектуальную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло

Texas Instruments получить значительные доходы. В 1991 г. поступления

составили 256 млн долл. Общий доход, полученный компанией от использования

ИС за 1986-1993 гг., составил 1,2 млрд долл. начале 90-х годов компания

Intel ежегодно вкладывала 1 млрд долл. на контроль за производством

микропроцессоров. Несмотря на такие огромные затраты, ставка доходности

компании по данным, которые она представила в налоговые органы, составила

25%.

В жесткой конкурентной борьбе сегодня победит то предприятие, которое

наиболее продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. В связи с этим

очень важное значение имеет выработка корпоративной стратегии компании.

Изобретения, товарные знаки, ноу-хау, торговые секреты, брэнд можно отнести

к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с

целью выявления скрытых резервов. Это связано с тем, что они не часто

появляются в бухгалтерских отчетах, доход от использования этих

«неосязаемых» активов трудно выделить из общего дохода, их правовая

сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Тем не менее данные

активы могут сыграть решающую роль в корпоративной стратегии предприятия.

Заключение

В заключение курсовой работы, хотелось бы подвести итоги. Итак, мы

рассмотрели одну из наиболее быстро развивающихся областей международной

торговли – торговлю нематериальными активами, т.е. технологиями и ноу-хау.

Акцент был сделан на торговлю лицензиями, т.к. это наиболее перспективный и

наиболее эффективный способ передачи технологии.

В настоящее время можно говорить об экспоненциальном развитии высоких

технологий, больших затратах на научно-исследовательскую работу в целом в

мире и постоянно увеличивающемся обороте нематериальных активов

предприятий, т.е. знаний и ноу-хау, права на которые закрепляются патентами

и распространяться при помощи торговли лицензиями. В настоящий момент в

каждой экономически развитой стране оборот торговли лицензиями

увеличивается, т.к. все понимают, что от этого зависит благосостояние

страны в будущем.

Россия оказалась в неблагоприятных условиях в плане внешней торговли

лицензиями, т.к. законодательство, регулирующее торговлю интеллектуальной

собственностью отечественных предприятий с зарубежными партнерами было

принято сравнительно недавно, и разумный подход к продаже и покупке

лицензий еще не до конца «впитался» в деловую культуру российского

предпринимательства. Но в целом, при условии проведения правильной политики

со стороны государства и соблюдении отечественными фирмами определенных

разумных принципов, есть неплохая перспектива для развития данной отрасли

экономических отношений в России. Вероятно, по прошествии некоторого

времени всё встанет на свои места, когда компании начнут задумываться о

долгосрочной стратегии своей деятельности. Впрочем, и в настоящее время

начинают появляться некоторые примеры здоровых рыночных отношений, правда

которые несколько сглаживаются на фоне общей картины упадка экономики.

Приложения

Приложение 1. Динамика международного обмена лицензиями в 1960-1989 гг. (п.

III.1, таблица 1)

Таблица 1

|Показатель |Объём лицензионной торговли, млн. долл. |

|лицензионной | |

|торговли | |

| |1960 г. |1970 г. |1980 г. |1989 г. |

| |Сумма |% |Сумма |% |Сумма |% |Сумма |% |

|Лицензионные |1182 |100 |3505 |100 |12520 |100 |25163 |100 |

|поступления | | | | | | | | |

|капиталистических | | | | | | | | |

|стран – всего | | | | | | | | |

|В том числе: |1182 |100 |3479 |99,3 |12391 |99,0 |24813 |98,4 |

|17 промышленно | | | | | | | | |

|развитых стран* |— |— |26 |— |129 |1,0 |350 |1,4 |

|Остальные страны, | | | | | | | | |

|включая | | | | | | | | |

|развивающиеся | | | | | | | | |

|Лицензионные платежи|1182 |100 |3505 |100 |12520 |100 |25163 |100 |

|капиталистических | | | | | | | | |

|стран – всего | | | | | | | | |

|В том числе: |643 |54,4 |1273 |59,8 |8865 |70,8 |22904 |91,0 |

|17 промышленно | | | | | | | | |

|развитых стран* |539 |45,8 |857 |40,2 |3655 |29,2 |2259 |9,0 |

|Остальные страны, | | | | | | | | |

|включая | | | | | | | | |

|развивающиеся | | | | | | | | |

* Страны ОЭСР, активно участвующие в лицензионной торговле

Приложение 2. Центры международной торговли лицензиями (п. III.2, таблица

2)

В таблице 2 представлены главные центры международной торговли лицензиями

(млн. долл. в текущих ценах)*.

Таблица 2

|Центр торговли |1960 г. |1970 г. |1980 г. |1989 г. |

|лицензиями | | | | |

| |Сумма |Уд. |Сумма |Уд. |Сумма |Уд. |Сумма |Уд. |

| | |вес, %| |вес, %| |вес, %| |вес, %|

|США – оборот |912 |38,6 |2556 |36,5 |7744 |30,9 |14060 |27,9 |

|В том числе: | | | | | | | | |

|Экспорт |837 |70,8 |2331 |66,5 |6976 |56,7 |11820 |47,0 |

|Импорт |75 |6,8 |225 |6,4 |768 |6,1 |2240 |8,9 |

|Страны Западной |813 |34,4 |2972 |42,4 |11670 |46,6 |24641 |49,0 |

|Европы – оборот | | | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | | | |

|Экспорт |813 |28,6 |1085 |31,0 |5030 |30,2 |10640 |42,3 |

|Импорт |473 |40,0 |1887 |53,6 |6640 |53,0 |14001 |55,6 |

|Япония – оборот |100 |4,2 |468 |6,7 |1679 |6,7 |7340 |14,6 |

|В том числе: | | | | | | | | |

|Экспорт |5 |0,4 |55 |1,6 |351 |2,8 |2020 |8,0 |

|Импорт |95 |8,0 |413 |11,8 |1328 |10,6 |5320 |21,1 |

|Австралия и |— |— |190 |2,7 |490 |2,0 |1676 |3,3 |

|Новая Зеландия –| | | | | | | | |

|оборот | | | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | | | |

|Экспорт |— |— |18 |0,5 |120 |1,0 |333 |1,3 |

|Импорт |— |— |172 |4,9 |370 |3,0 |1343 |5,4 |

|Развивающиеся |539 |22,8 |824 |11,7 |3459 |13,8 |2609 |5,2 |

|страны – оборот | | | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | | | |

|Экспорт |— |— |16 |0,6 |43 |0,3 |350 |1,4 |

|Импорт |539 |45,7 |808 |23,1 |3414 |27,3 |2259 |9,0 |

|Всего: | | | | | | | | |

|Оборот |2364 |100 |7010 |100 |25040 |100 |50326 |100 |

|Экспорт |1182 |100 |3505 |100 |12520 |100 |25163 |100 |

|Импорт |1182 |100 |3505 |100 |12520 |100 |25163 |100 |

* По данным Balance of Payment Statistics. – N.Y., 1965–1990

Приложение 3. О всемирный салон изобретений «Эврика»

"Известия" (Россия) N 99 (24952) от 29/05/97

"Эврика" свидетельствует:

еще не все мозги "утекли" из России

Дмитрий Докучаев,

"Известия"

На рынке интеллектуальной собственности Брюссельский всемирный

салон изобретений "Эврика" примерно то же самое, что Каннский фестиваль в

кинобизнесе. Этот форум, проходящий под эгидой королей Бельгии и Испании,

а также Европейского сообщества, насчитывает уже 45-летнюю историю.

Последняя "Эврика" достаточно неожиданно завершилась триумфом

нашей страны. Из тысячи с лишним разработок, представленных 41 страной,

227 были российские. Гран-при также на нашем счету: его получили

московские ученые за искусственный клапан сердца. А ведь 6 лет назад

Россия начинала свое участие в салоне с 12 почти случайно отобранных

экспонатов.

"Вопреки утечке мозгов, развалу науки, свертыванию "оборонки",

российские высокие технологии по-прежнему весьма конкурентоспособны, -

комментирует этот успех официальный делегат России на Брюссельском форуме,

генеральный директор объединения "Союзпатент" Михаил Городисский. - Уже

сегодня мы думаем о предстоящей осенью новой "Эврике", где хотелось бы

выступить не хуже".

Не секрет, что многие международные научно-технические выставки

организуются зарубежными "друзьями" с целью купить подешевле наше "ноу-

хау", как правило, не защищенное международными патентами. На

Брюссельском салоне это полностью исключено. "Союзпатент" строго следит,

чтобы все наши экспонаты были запатентованы. Зарубежные партнеры,

заинтересовавшиеся ими, вынуждены платить за интеллектуальное достояние

России, как это принято во всем цивилизованном мире.

Приложение 4. Двустороннее сотрудничество РФ с иностранными государствами

Источник: МHТС: Состояние и проблемы. Стратегия и предложения (доклад

на семинаре INTAS, Брюссель, 8-9.09.94).

4. Двухстороннее сотрудничество

1.4.1 В 1993 г. Миннауки России обеспечивало реализацию 7

межправительственных соглашений, заключенных со странами-членами ОЭСР (

список см. Приложение 1 ). Упорядоточение развития договорных отношений

открывает благоприятные перспективы для развития новых форм

сотрудничества. В 1994 г. Миннауки России содействовало установлению прямых

контактов между ГНЦ и зарубежными организациями. В перспективе на

основе этих контактов по конкретным проблемам развития науки и техники

будут создаваться совместные институты и коллективы. Примером реализации

этого подхода стал Российско-французский институт по информатике и

прикладной математике (Московский государственный университет и

Национальный научно-исследовательский институт по информатике и

автоматике).

1.4.2 Полномасштабным и стабильным было двухстороннее сотрудничество

с Германией. Основными направлениями российско-германского сотрудничества

стали: использование атомной энергии в мирных целях, исследования в

области сельскохозяйственных, медицинских наук, космос,

высокотемпературная сверхпроводимость, природоохранные технологии (всего

более 250 тем). В рамках работы Смешанной российско-германской комиссии по

МНТС подготовлены к подписанию межведомственные соглашения в области

биотехнологии, научно-технической информации и документации.

1.4.3 Таким же образом регулировались двухсторонние отношения с

Японией. В результате работы российско-японской комиссии в программу

сотрудничества двух стран были включены 39 проектов в 12 областях (сельское

хозяйство, космос, наука о Земле, термоядерный синтез, физика плазмы и

другие).

1.4.4 С момента создания Комитета по науке и технике в рамках

"Комиссии Черномырдин-Гор" и подписания межправительственного российско-

американского соглашения о научно-техническом сотрудничестве создана

договорно-правовая основа такого сотрудничества между Россией и США,

которое осуществляется на широкомасштабной основе, особенно в областях

высоких технологий и оборонной науки и техники. Важная особенность этого

сотрудничества – активное участие крупных фирм и корпораций США ( IBM,

Локхид, Вариан,Моторолла).

С участием фирмы "Локхид" и НПО "Энергия" создана крупная

ассоциация, деятельность которой направлена на продвижение российских

космических технологий на мировой рынок.

1.4.5 Заключенное двухстороннее соглашение с Францией в области МНТС,

открывая перспективы эффективного взаимодействия в области науки и

техники, работает в этом направлении только тогда, когда с двух сторон

проявляется политическая воля и стремления к развитию МНТС. Так, со

стороны Франции подход к развитию двухсторонних связей характеризуется

известной сдержанностью, хотя сделан ряд практических шагов по реализации

соглашения, в частности, в области океанологии, а так же по сотрудничеству

регионов обеих стран ( Юг Франции - Запад Сибири России).

1.4.6 В 1993-94 г. двухсторонние связи развивались и по проблемам

регионального характера (в частности, с Финляндией по освоению ресурсов

Кольского полуострова и созданию инновационного центра в С.Петербурге).

1.4.7 Несмотря на предпринимаемые усилия, с рядом стран

двухсторонние соглашения до сих пор не заключены. К этим странам относятся

Великобритания, Австрия, Дания, Швеция, Норвегия. Основные препятствия для

прогресса в отношениях с ними связаны с несогласием сторон по

механизмам организации сотрудничества, ориентацией западных партнеров на

прямые контакты с российскими организациями и учеными.

Список использованной литературы

1. Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.:

ВНИИПИ, 1994. — 104 с.

2. Евдокимова В.Н. Российский рынок лицензий : проблемы становления //

Патенты и лицензии. - 1995. - № 5. - С.1-4.

3. Евдокимова В.Н. Экспорт лицензий: проблемы государственного

регулирования // Патенты и лицензии. - 1996. - № 3. - С.1-5.

4. Мухопад В.И. Становление российского рынка лицензий // Патенты и

лицензии. - 1994. - № 12. - С.1-5.

5. Мухопад В.И., Попов Ю.И. Лицензионные стратегии на российском рынке //

Патенты и лицензии. - 1995. - № 10. - С.1-3.

6. Чернышев В.И. Международная торговля лицензиями // Патентное дело. -

1995. - № 3. - С.49-51.

7. Золотых Н.И. Сколько стоит технология? // Патенты и лицензии. - 1994. -

№ 7-8. - С.4-7.

8. В.М. Ушаков, Е.М. Шайдеров. В рамках международных соглашений // Патенты

и лицензии. - 1994. - № 1-2. - С.1-5.

9. Экономика внешних связей России. Учебник для предпринимателя // Под ред.

А.С. Булатова. – М., 1995.

10. МHТС: Состояние и проблемы. Стратегия и предложения (доклад на

семинаре INTAS, Брюссель, 8-9.09.94).

-----------------------

[1] ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

[2] МВЭС - Министерство внешних экономических связей

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ