Рефераты

Билеты по истории психологии

душе человека, обеспечивая ее качественное отличие. Таким образом,

изменение в приоритетах психологических ^следований, появление новых

концепций души стало важным поворотным моментом в развитии психологии.

Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того

времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее

качественному, а не только количественному отличию от души животного, было

невозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от

материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и

идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием

содержания души, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего,

активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того

времени, а идеализм - еще и разум и нравственность, природу которых

объяснить материальными законами было невозможно. Поэтому ученик Сократа

Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.

2. Значение идей гуманистической психологии для современной психологии.

Гуманистическая психология, как особое направление современной

психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее

основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и

Карл Роджерс. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму,

гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа

профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной

психологии. В области психотерапии и психологического консультирования

гуманистическая психология представлена прежде всего классическими работами

К.Роджерса (1902-1987). Будучи самым влиятельным американским психологом,

К.Роджерс является автором человекоцентрированного подхода (person-centered

approach) в психотерапии и психологическом консультировании. Данный подход

- вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система

психотерапевтической и консультационной работы с человеком.

Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века

гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление,

альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего

бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и

ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами –

К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал

Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила

большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех

научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и

др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении

Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в

психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим

дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает

собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и

следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической

школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через

противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае

гуманистическая психология усматривала неполноценность других

психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с

действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие

конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство,

неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и

конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор

"измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых

стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики –

свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне:

раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми

предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить

(редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой;

ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо

рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое

существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той

пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и

наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по

одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к

способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный

в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и

мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных"

наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по

познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов,

коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции,

касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы

психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее

значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как

альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому,

инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса

фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового

человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень

быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных

исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать

и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но

систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает

психологию всадником без головы", – писал он и свою задачу видел не только

в разработке способов исследования личности, но в создании новых

объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что

личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего

социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с

окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения

психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и

обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества

является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением,

взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в

то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к

окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность

взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека.

Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем

своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite

– черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и

инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются

врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и

формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями.

Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт,

которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так

как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у

взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою

индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят

ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность

черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему

возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою

индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-

отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической

психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но

и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он

создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник

Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время

(с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со

временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и

является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе

беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.

Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность

выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от

субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив

степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория,

которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе

детального знакомства с основными психологическими концепциями,

существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования

третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного

психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он

занимает пост председателя психологического отделения почти до самой

смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской

психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию

психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые

школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является

антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения,

является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция

рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к

окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он

считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие,

укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации,

которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической

жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в

психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано

и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения

должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией,

которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов,

которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма.

Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути,

сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических

рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" –

одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом

отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при

роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя

трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы

можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека,

недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при

этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими

личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует

определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

образом:

. физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

. потребность в безопасности – стабильность, порядок;

. потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

. потребность в уважении – самоуважение, признание;

. потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал:

эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и

более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают

только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только

критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в

самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла

поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не

были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих

потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой

иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды

(дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии

приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание

"самоактуализирующейся личности".

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и

научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое

поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий

конца, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное

достижение". Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты,

которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют

личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – "пик-переживание"

или дли тельное – "плато-переживание".

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому

человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как

правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию,

центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и

культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя

полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его

рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять

его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между

личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не

бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако

стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей

наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные

слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит

бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с

неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по

самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к

самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим

шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее

конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности,

ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности

самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие

между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его

и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация

во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем

плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку

возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться

самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде

интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы

на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым

психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и

негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения

личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого

человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от

карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и

работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему

интересный материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая

работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса

пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его

академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил

ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс

разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной на

клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет

курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой

отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности.

Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет

слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из

государственных университетов и организовал Центр для изучения личности –

свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и

работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему

понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о

себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия,

помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для

других представителей гуманистической психологии, идея ценности и

уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он

считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и

который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот

мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной

действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее,

осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной

действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень

конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что

происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее

совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту

напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К

невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от

самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших

потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в

ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в

которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только

адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это

постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и

творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал

Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с

концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности

второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта

на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту.

В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на

ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс

подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем,

осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь

раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной

реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании

личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции.

Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение

пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний

принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять

себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать

себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение",

которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать

гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает

возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение.

Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой

терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом

"инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых

распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Билет 4.

1. Учение Аристотеля и стоиков о душе.

Душа, по Аристотелю, не самостоятельная сущность, а форма, способ

организации живого тела. Душа не может существовать без тела и не является

телом. Тем самым опровергались версии о прошлом и будущем души. «Если бы

глаз был живым существом, его душой было бы зрение».

Душа мыслилась Аристотелем, как способ организации живого тела, действия

которого носят целесоообразный характер. Он считал душу присущей всем живым

организмам (в том числе и растениям) и подлежащей объективному опытному

изучению.

Вопреки своему постулату о нераздельности души и тела Аристотель полагал,

что разум есть нечто отличное от тела.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце.

Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до

н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как

предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не

физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное

образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не

самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем

самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным

дуализмом Платона. На окраине Афин Аристотель создал собственную школу,

названную Ликеем (позже словом "лицей" стали называть привилегированные

учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно

прогуливаясь, вел занятия. "Правильно думают те, – говорил Аристотель своим

ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и

не является телом".

Кто же имелся, в виду под теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не

натурфилософы, для которых душа – это тончайшее тело. Но и не Платон,

считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам.

Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" –

противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что

"правильным" Аристотель считал собственное понимание, согласно которому

переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что

душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что

душа занимается тканьем или постройкой дома".

2. Ассимиляция идей основных психологических школ в современных течениях

зарубежной психологии.

НЛП

гуманистическая психология

Логотерапия Франкла

Родился в Вене 26 марта 1905 года, умер 2 сентября 1997 года там же.

Австрийский психиатр и психолог, профессор неврологии и психиатрии Венского

университета (с 1955). Создатель нового направления в психотерапии -

логотерапии. Будучи заведующим отделением неврологии Ротшильдовского

госпиталя в Вене, в 1942 г. был арестован нацистами и брошен в концлагерь.

Во многом из осмысления опыта лагерной жизни сложились у В. Франкла

основные идеи его логотерапии (от древнегреч. "логос" - смысл), в центре

которой стоит задача помочь человеку в его поисках смысла жизни.

Логотерапия как одно из влиятельных направлений современной зарубежной

психотерапии занимает в ней особое положение, противостоя, с одной стороны,

ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии,

Концепция личности, сложившаяся в рамках логотерапии, по многим своим

мотивам близка современной гуманистической психологии (А. Маслоу, Г.

Олпорт, К. Роджерс и др.).

Основная особенность человеческой жизни стремление найти и реализовать

смысл жизни. Человек находит его, анализируя свое существование. Очень

важен вопрос об ответственности за свою жизнь перед самим собой. Смысл

жизни реализуется 3-мя способами:

1. через достижения и творчество

2. через любовь и созерцание

3. через страдание

Когнитивная психология

Возникла в 60-х годах как альтернатива бихевиоризму. Реабилитировала

понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все

психические процессы как опосредованные когнитивными факторами. Её основным

методам был информационный подход, врамках которого разрабатывались модели

микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти. Позднее

когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Пиаже),

психологии культурно-исторического развития (Выготский), деятельностный

подход (Леонтьев, Лурия).

Билет 5.

1. Древние философы о познавательных способностях и побудительных силах

души.

См. билет 3 вопрос 1

3. Общая характеристика НЛП.

НЛП основано на изучении мышления, языка и поведения. Сторонники этого

направления утверждают, что путь к успеху лежит в перепрограммировании

мышления и внутренней позиции. Метод НЛП изучает сознательные и

подсознательные процессы, сочетание которых дает людям возможность делать

то, что они делают.

Нейро – определяет связь с неврологической системой, т. е. Определяет

путь использования органов чувств. Лингвистическое – определяет путь,

которым используется язык. Лексические модели являются выражением образа

мышления. Программирование – позволяет программировать переживания и опыт.

Билет 6.

1. Развитие в древности представлений об анатомо-физиологических

основах психики.

Идея о том, что мозг орган души принадлежит древнегреческому врачу –

Алкмеону, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и

хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых

полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Полагая, что

ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих

аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между

органами чувств и мозгом.

Т. о., учение о психике как о продукте мозга зародилось благодаря тому,

что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга. Тем самым и

другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом,

хотя знание об этих процессах не могло опираться на анатомо-физиологический

опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики,

полагая, что он является большой железой.

2. история детской психологии.

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология зародилась как

ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для

систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого

ученого - дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер

описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына,

обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и

языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго

по появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется

обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую

психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с

методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения

воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века.

Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант

биологического. (Хотя строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные

сторонники этой идеи. . . ). Однако В. Прейер первый осуществил переход от

интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по

единодушному признанию психологов, он считается основателем детской

психологии.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к

концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым

уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения

современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать

детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как

эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи.

Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание

понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к

детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит

путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого

человека.

Какое место занимает детская психология в свете других психологических

знаний? И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным,

как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что

в психологию идеи генетического (от слова - генезис ) исследования проникли

очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося

проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не

занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно

известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Кофка, К. Левин,

А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе,

С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я.

Гальперин и др.

Однако, исследуя один и тот же объект - психическое развитие -

генетическая и детская психология представляют собой две разные

психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами

возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы,

"как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся

чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением,

как происходят те процессы, результатом которых является мысль" (И. М.

Сеченов). Генетическая психология или, что то же самое, психология

развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на

результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют

предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут

быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического

исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха. В

специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были

подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать

становление способности звуковысотного различия.

Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление - такова

основная стратегия генетической психологии. Путь экспериментального

формирования психических процессов впервые был намечен Л. С. Выготским.

"Применяемый нами метод, - писал Л. С. Выготский, - может быть назван

методом экспериментальногенетическим в том смысле, что он искусственно

вызывает и создает генетический процесс психического развития. . . Попытка

подобного эксперимента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую

и окаменевшую психологическую форму, превратить ее в движущийся, текущий

поток отдельных заменяющих друг друга моментов. . . Задача подобного

анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую

форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому,

чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам".

Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители

генетической психологии - Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин. Их

теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью

относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже

"Психология интеллекта" - это книга не о ребенке, это книга об интеллекте.

П. Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования

умственных действий как основы формирования психических процессов. К

генетической психологии относится экспериментальное изучение понятий,

осуществленное Л. С. Выготским.

Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что

она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст, или период

развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных

психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.

С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий

свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его

внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях

"эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и

психологический возраста не совпадают, Хронологический или паспортный

возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой

происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

В отличие от генетической, детская психология - учение о периодах детского

развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед

за Л. С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская,

возрастная психология. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский,

А. Валлон, 3. Фрейд, Д. Б. Эльконин. Как образно говорил Д. Б. Эльконин,

общая психология - это химия психики, а детская психология - скорее физика,

так как она имеет дело с более крупными и определенным образом

организованными "телами" психики. Когда материалы детской психологии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ