Рефераты

Билеты по истории психологии

используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и

ничего не говорят о ребенке.

Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что

сам предмет детской психологии исторически менялся. В "настоящее время

предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического

развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и

причин перехода от одного периода к другому. Продвижение в решении

теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее

практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и

воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами

детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора

детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за

физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли

развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем

состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать

только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы

и динамику развития психики ребенка.

Билет 7.

1. Материалистические тенденции в средневековой психологии.

2. Общая характеристика психосинтеза

Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и

саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром, учеником

Фрейда Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом

глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в

начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития

человека, а также природы и значения высших проявлений психической

деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие

сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой

несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы

психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не

отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о

предмете. Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части,

психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на

присутствие в человеческой психике не только двух независимых от "я"

инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и

зачастую враждующих между собой суб-личностей. Однако Ассаджоли не

ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает

также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием

которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения,

интеграции частей в единое целое. Следовательно, задача психотерапии как

деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или

психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным

силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой. В связи с

этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики

психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого

содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики,

режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики "нормального" человека и присутствия в

ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой

психосинтетического подхода к саморазвитию человека. Источником этих

интегративных сил, "центром притяжения", который не дает разбежаться

субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или

дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное "я" человека

как точка чистого сознавания и воли. Психологическое развитие есть процесс

становления самим собою: раcтождествления с различными субличностями и

постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не

только "ставить на место" любые содержания своего сознания, но и обладать

ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме

естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении

"зрелого возраста". Вместе с тем процесс этот с помощью определенных

методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но

и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Растождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна "я" от

плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так

называемого "духовного психосинтеза", и дает возможность осуществить себя,

то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил;

разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он

пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития

человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так,

поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных "систем

самовоспитания", создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до

начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились

исключительно в ведении "эзотерической психологии", – различных более или

менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной

культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства

человека как носителя родового опыта. Культурным официозом такого рода

субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то

во всяком случае недостойное просвещенного человека. Ассаджоли не

афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый

эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной

культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета

академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны

в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал

нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без

необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа,

экзальтации и иносказаний излагающий принципы "вечной философии"

самоосуществления.

* Кстати, он был учеником не только Фрейда, но и того же "тибетца", у

которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был

отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который

откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти,

Раджниш, Успенский, Юнг. Ассаджоли – самый скромный представитель этой

славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно. Но Ассаджоли в своей

скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым

успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века –

экзотеризации эзотерической психологи.

Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из

букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический

опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что

отсутствие его порождает серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил, что

утрата внутреннего равновесия, ошущение бессмысленности и другие душевные

страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены

или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все

большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в

своей жизни больше смысла.

Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является

естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован.

Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков.

Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса

объединения психических структур он назвал психосинтезом.

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет

оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних

влияний.

2 Методом лечения психических и психосоматических расстройств,

обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами

сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными

кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение

которых сам пациент не вполне понимает.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию

различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но

помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

Изменения в результате практики психосинтеза происходят как правило

постепенно. Часто только по прошествии времени от нескольких месяцев до

нескольких лет довольно-таки регулярных занятий мы можем осознать в себе

произошедшие глубокие перемены. У такой задержки есть причина: нашему

бессознательному нужно время для обработки полученного опыта. По словам Р.

Ассаджиоли: "должно произойти созревание психического плода". Физический

плод созревает скрытно, в материнской утробе, психический - в сокровенных

уголках бессознательного. Процесс этот для обоих очень чувствительный,

ранимый, для обоих высшая точка достигается в кризисе и чуде рождения,

появления новой жизни. Несмотря на то, что процесс интеграции психики

кажется очень длительным те, кто правильно осуществляет практику

психосинтеза в итоге приходят к замечательным результатам. Причем,

достигнув определенных рубежей, человек уже никогда не возвращается к

прежней раздробленности.

Билет 8.

1.Богословская психология в средневековый период. Неоплатонизм и Томизм.

листы

3. общая характеристика транзактной психологии.

каждый индивид представляет собой три различные личности, каждая из

которых тянет в свою сторону. Мы можем представить это очень просто,

нарисовав друг под другом три круга, Они представляют трех человек,

которых каждый человек носит в своей голове. На вершине находится

родитель Он представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен

делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и како й

он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче, Родитель

является голосом в голове, сопровождающим редакторскими

комментариями, как это часто делают родители, все, что он делает.

Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет голос

рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий информацию из

окружающего мира и рашающий на основе разумных вероятностей, какой

род действий предпринять и когда предпринять. . Взрослый говорит

вам, когда и как быстро переходить улицу, когда вынимать пирог из духовки.

При переходе улицы, например, он действует как очень точный и очень

сложный компьютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе

стороны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того, чтобы

двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не будучи

вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоинство. Нижний

кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что каждый мужчина имеет

маленького мальчика внутри себя, а каждая женщина носит маленькую

девочку в своей голове. Это Детская часть личности, ребенок, которым он

или она когда-то были. Но каждый ребенок отличается от другого, и Детское

его состояние в каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он

был в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, человек

ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного возраста: в одном

человеке он может быть четырех лет и трех месяцев, а в другом двух

лет и шести месяцев, и сомнительно, может ли он когда-либо быть старше

шести лет. .* Эти эго состояния обуславливают то, что случается с людьми,

и что они делают друг с другом или друг для друга.

Билет 9

1. Общие особенности развития психологических взглядов в эпоху

возрождения.

Листы

2. Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей,

приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому

они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском

университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого

поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к

мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия

с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные

"роли". Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных

ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании,

так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся

принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению,

дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в

зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями,

знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика

ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-

другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу только по тому, что это надо

и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей

принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры, как это потом

придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль –

ребенка в своей семье. Теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и

поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать

произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в

обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, "обобщенный

другой", т.е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие "обобщенный

другой" было введено Милом для то го, чтобы объяснить, почему дети

выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни. C

его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным

партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им

отклониться от нормы.

Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и

просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так,

Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация

поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория

Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности

(которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их

сложению и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению,

возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте,

могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время это

широко распространенное мнение считается спорным. (Тем более, что ряд

исследователей доказывают невозможность воспитания и развития детей без

каких-либо фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что ежедневно каждый

ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в

семье и в детском саду, но только небольшое число этих фрустраций могут

привести к агрессивному поведению.)

Большое значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и других ученых,

посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к

открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо

отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и

механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения

и воспитания детей.

Билет 10.

1. Характеристика психологических взглядов ведущих философов XVII века.

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной

Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения.

Его провозвестником был Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что природа

есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме

геометрических и механических. Все, что происходит в мире, следует

объяснять только этими материальными свойствами, только законами механики.

Господствовавшее веками убеждение в том, что движения ми природных тел

правят бестелесные души, было ниспровергнуто. Этот новый взгляд на

мироздание произвел полный переворот в объяснении причин по ведения живых

существ.

Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Первый набросок психологической

теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал

французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-

1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное

образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших

религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинcкий языки,

математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина,

идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана:

религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо

светскую, направленную на познание объективных истин.

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает на военную

службу. За время службы в войсках ему удалось побывать во многих го родах

Голландии, Германии и других стран и установить личные связи с выдающимися

европейски ми учеными того времени. В это же время он приходит к мысли о

том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во

Франции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой

стране он создает свои знаменитые сочинения.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как

механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей

прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и

управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне

различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по

критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых

технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей

определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от

производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции

организма.

Первым большим достижением в этом плане стало открытие Уильямом

Гарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой,

перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам

термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и

психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних

органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной

к окружающей среде работы всего организма. Три столетия спустя И.П.Павлов,

следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей

лаборатории.

Здесь мы снова сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса

научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии).

Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те

времена ничтожно. Де карту эта система виделась в форме "трубок", по

которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными

духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в

движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам.

Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть:

происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности.

Термин "рефлекс" и означал отражение.

Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова

схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в

психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к

душе как движущей телом силе.

Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие,

как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные

удастся объяснить открытой им физиологической механикой. "Когда собака

видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный

выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее,

легавых собак обыкновенно приучают к тому, что вид куропатки заставляет их

остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке". Такую перестройку

поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма,

который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система.

Она действует по своим законам и "механическим" причинам; их знание

позволяет людям властвовать над собой. "Так как при некотором старании

можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что

это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли

приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями", –

писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных

законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой,

подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.

Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти

души". Это название следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово

"душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались

не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души" – все,

что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных

им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не

только мышечные ре акции (рефлексы), но и различные психические со стояния

производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект "машины тела", к

функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в

памяти, внутренние стремления..." "Я желаю, – писал он, – чтобы вы

рассуждали так, что эти функции происходят в этой машине в силу

расположения ее органов: они совершаются не более и не менее как движения

часов или другого автомата".

Веками, до Декарта, вся деятельность по восприятию и обработке

психического "материала" считалась производимой душой, особым агентом,

черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт

доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться

с этой за дачей. Не становилась ли душа в таком случае "без работной "?

Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во Вселенной,

но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего

другого), равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено

иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта,

знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она

определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью

собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены

протяженности.

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в

истории построения пред мета психологии. Отныне этим предметом становится

сознание.

Сознание, по Декарту, является началом всех на чал в философии и

науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном.

Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыслю". А из этого

неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий

субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю –

следовательно, существую"). Поскольку же мышление – единственный атрибут

души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании,

зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это "внутреннее зрение" стали называть интроспекцией (видением

внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и

др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной. Впрочем, как и

представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о сознании,

как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было

появиться.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании

трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и

идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным

опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают

знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании

объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и

приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных

сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на

опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь

врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об

основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму

и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при

помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной

интуицией. Декарт писал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое

свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько

простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы

мыслим".

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и

"желаниями" сознание это независимые друг от друга сущности (субстанции),

Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в

целостном чело веке. Решение, которое он предложил, было названо

психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней

"страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и

т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту

"машину" работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с

помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться.

Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции –

шишковидную (эпифиз). Это эмпирическое "открытие" никто всерьез не принял.

Однако решение теоретического вопроса о взаимодействии души и тела в

декартовой постановке поглотило энергию множества умов.

Понимание предмета психологии зависит, как говорилось, от

объяснительных принципов – таких, как причинность (детерминизм),

системность, закономерность. С античных времен все они претерпели коренные

изменения. Решающую роль в этом сыграло внедрение в психологическое

мышление образа машины – конструкции, созданной руками человека. Все

прежние попытки освоить объяснительные принципы были связаны с наблюдением

и изучением не рукотворной природы, включая человеческий организм. Теперь

посредником между природой и познающим ее субъектом выступила независимая

от этого субъекта, внешняя по отношению к нему и природным телам

искусственная конструкция. Очевидно, что она является, во-первых, системным

устройством, во-вторых, работает неотвратимо (закономерно) по заложенной в

ней жесткой схеме, в-третьих, эффект ее работы- это конечное звено цепи,

компоненты которой сменяют друг друга с железной последовательностью.

Создание искусственных объектов, деятельность которых причинно

объяснима из их собственной организации, внедряло в теоретическое мышление

особую форму детерминизма – механическую (по типу автомата) схему

причинности, или механодетерминизм. Освобождение живого тела от души было

поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что

совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических

эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело

освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях

становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только

мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от

лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во

втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

Через всю историю психологии проходит контроверза души и тела. Декарт,

подобно множеству своих предшественников (от древних анимистов, Пифагора,

Платона), противопоставил их. Но он создал и новую форму дуализма. И тело,

и душа приобрели содержание, неведомое прежним исследователям.

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа. Попытки опровергнуть дуализм Декарта

предприняла когорта великих мыслителей XVII века. Их поиски были направлены

на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного

и духовного, природы и сознания. Одним из первых оппонентов Декарта

выступил голландский мыслитель Барух (Венедикт) Спиноза (1632-1677).

Спиноза родился в Амстердаме, получив богословское образование.

Родители готовили его в раввины, но уже в школе у него сформировалось

критическое отношение к догматическому толкованию Библии и Талмуда. По

окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и

философии. Большое влияние на него оказали сочинения Декарта. Критика

религиозных постулатов, а также несоблюдение многих религиозных об рядов

привели к разрыву с еврейской общиной Амстердама: совет раввинов применил к

Спинозе крайнюю меру – проклятие и отлучение от общины. После этого Спиноза

некоторое время преподавал в латинской школе, а затем поселился в деревушке

близ Лейдена, добывая себе средства к существованию изготовлением

оптических стекол. В эти годы им были написаны "Принципы философии Декарта"

(1663), разработано основное содержание его главного труда "Этика", которая

была издана после его смерти, в 1677 году.

Спиноза учил, что имеется единая, вечная суб станция – Природа – с

бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему

ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление.

Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и

духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-

духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души,

сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу

одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве

телесной".

Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности,

но и является основой познания окружающего мира – доказывал Спиноза. Как и

Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является

ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей,

познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия.

Интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Однако, познавая

себя, человек познает и окружающий мир, так как законы души и тела одни и

те же. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал, что порядок и

связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей, так как и идея, и вещь

являются разными сторонами одной и той же субстанции – Природы.

Никто из мыслителей не осознал с такой остротой, как Спиноза, что

дуализм Декарта коренится не столько в сосредоточенности на приоритете души

(это веками служило основанием бесчисленных религиозно-философских

доктрин), сколько во взгляде на организм как машинообразное устройство. Тем

самым механический детерминизм, определивший вскоре крупные успехи

психологии, оборачивался принципом, который ограничивает возможности тела в

причинном объяснении психических явлений.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о

сознании как суб станции, которая является причиной самой себя (causa sui),

о тождестве психики и сознания. Из исканий Спинозы явствовало, что

пересматривать следует и версию о теле (организме) с тем, что бы придать

ему достойную роль в человеческом бытии.

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном

существе запечатлел главный труд Спинозы "Этика". В нем он поставил задачу

объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил

человеческого поведения, притом объяснить "геометрическим способом", т. е.

с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои

выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать

(именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать. Ведь геометр в

своих рассуждениях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к

человеческим страстям, объясняя, как они возникают и исчезают.

Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к

попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том,

что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины

своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций

открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит

от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств.

Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободиться от

действия законов природы человек не может. Противопоставляя свободу

принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной

необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях

пределов волевой активности человека.

Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых

можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как

самая сущность человека"), радость и печаль. Он доказывал, что из этих

фундаментальных аффектов вы водятся любые эмоциональные состояния, причем

радость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее

уменьшает.

Этот вывод противостоял декартовой идее раз деления чувств на

коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В качестве примера

Декарт в своем последнем сочинении – письме шведской королеве Христине –

объяснил сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть

без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению

поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической

механики. Вторую можно только понять и описать.

Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее

значимыми проявлениями психической жизни личности. Эта декартова дихотомия

(разделение надвое) привела в XX веке к концепции "двух психологий" –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ