Рефераты

Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Министерство общего и профессионального образования РФ

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Кафедра практической психологии

Дипломная работа

Исследование факторов эмоционального

выгорания педагогов

Исполнитель: Митченко

Л.Э.

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Просекова В.М.

Тюмень 2003 г.

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Кафедра практической психологии

Дипломная работа

Исследование факторов эмоционального

выгорания педагогов

Подпись исполнителя______________________________

Подпись научного руководителя_____________________

Подпись рецензента _______________________________

Подпись заведующего кафедрой_______________________

Тюмень 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального

выгорания в профессиональной деятельности педагога..6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33

Выводы…………………………………………………………………………...37

Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39

1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64

Заключение…………………………………………………………………..65

Литература…………………………………………………………………...66

Приложения………………………………………………………………….68

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам

деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам

деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации

принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш

взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений

в диаде “учитель-ученик”.

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания,

характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы

экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных

особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер

профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация

мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой

психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная

педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко

прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие

его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального

общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний,

дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние,

подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития

педагогики является ориентация деятельности учителей на личность

воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности

противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной

среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как

выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально

реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С

учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой

автор попытается исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на

развитие синдрома эмоционального выгорания.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – организационные факторы в профессии педагога и

личностные качества педагогов.

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

- синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной

профессиональной деятельности педагога;

- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние,

как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики

их деятельности.

База исследования. Исследование проводилось в учебных и воспитательных

учреждениях города Тюмени. В них приняли участие 40 педагогов различного

возраста и с разным стажем работы.

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Поскольку основным в данной дипломной работе является понятие

“эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения эмоций

и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает нам такое

определение эмоций (от лат.emoveo –потрясаю, волную) – психическое

отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного

смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств

к потребностям субъекта.

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует различать их

функции и роль. Функция эмоций – это узкое природное предназначение,

работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль – это характер и

степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их

влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций может

быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их

целесообразности, предопределена природой, быть только положительной,

иначе, зачем бы они появились и закрепились?

“Отрицательные” (гнев, злость и т.п.) эмоции, по мнению Б.И. Додонова,

играют более важную биологическую роль по сравнению с “положительными”

эмоциями. Не случайно механизм “отрицательных” эмоций функционирует у

ребенка с первых дней появления его на свет, а “положительные” эмоции

появляются значительно позднее (цит. по Макаровой, 1968). “Отрицательная”

эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма. “Положительная”

эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему

сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к

хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор,

пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться

только “отрицательные” эмоции. При этих условиях здоровье человека

действительно страдает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как

вредно все, что превышает норму ( в том числе и положительные аффекты).

С точки зрения П.В. Симонова, нервные механизмы положительных

эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он

считает, что “положительные” эмоции имеют самостоятельное приспособительное

значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична от роли “отрицательных”

эмоций: “положительные” эмоции побуждают живые системы активно нарушать

достигнутое “уравновешивание” с окружающей средой: “Важнейшая роль

положительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого

“уравновешивания организма с внешней средой” (1970). “Отрицательные эмоции,

- пишет Симонов, - как правило, обеспечивают сохранение того, что уже

достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные

эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не

удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение… Социальную

ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни”.

Данная дипломная работа посвящена исследованию синдрома эмоционального

выгорания и как видно из его названия – это эмоциональное состояние

человека. Только вот какое? Для чего оно дано человеку, какую роль

выполняет в жизни профессионала? На этот вопрос постараемся ответить в

следующей главе.

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса.

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром

Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического

состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с

клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании

профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как

состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи

статей по “эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования

носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘’

эмоциональному сгоранию’’, было незначительно это были сотрудники

медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб

(1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего

учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех

уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию

“эмоционального сгорания’’, “ деятельность этих профессионалов весьма

различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с

эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное

время”.

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на

сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным

данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического,

эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях

социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие,

выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм)

и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной

опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам

своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает

бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения,

консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся

формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу

иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении,

которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников

чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха

в ней.

Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу

распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с

социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия

‘’выгорания’’ и его структуры. Психическое выгорание понимается как

профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с

межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько

видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм,

профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации

имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к

клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о

факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока, особенности

профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих

профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или

личностными и организационными (Орел, 2001г.; Решетова, 2002г.) Некоторые

авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные

аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет

личностные, ролевые и организационные факторы (у К. Кондо (1991г.)

соответственно: индивидуальные, социальные и “характер работы и рабочего

окружения”).

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который

выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих

эмоциональное выгорание.

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия

материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия

деятельности, является наиболее представительной в области исследований

выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль

этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая

деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным

восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему

с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты

общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать,

усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и

письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать

решения.

- дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки

общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток

оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация,

наличие в ней “ бюрократического шума” – мелких подробностей,

противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана

профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом

дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект:

она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте,

потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон

(Решетова , 2002г.).

- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции:

представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и

внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов,

воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности

заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии

субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно

приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех,

кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит

нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных

деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока –

нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения

уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему

рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются

(Решетова , 2002г., Чернисс 2003 г.).

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной

деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами –

конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и

по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка

побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии

психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими

нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться

от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь

нервы.

- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в

сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями

характера, нервной системы и с задержками психического развития. В

процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается

клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого

каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и

прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи

формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики

своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально

игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или

безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но

эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда

профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального

партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и

конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной

стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей

статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко

относит следующие факторы:

- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное

выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто

менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,

формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей

импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная

впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать

рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему

развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается

так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил

отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и

сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств

профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у

людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.

Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть,

наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком

эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из

практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие

субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,

мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это

безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами

“Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и

возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или

иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через

какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых

учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный

вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16

лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной

деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды

интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие

неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень

переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например,

педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров

подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным

ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается –

тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его

семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное

выгорание обернулось безразличием и апатией.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности:

здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не

считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять

соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее

умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его

крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-

вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и

соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной

деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами –

материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая

эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не

нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “

выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими

ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату

эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных

потерь, как утрату человечности.

- нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал

имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или

приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен

неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие

моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность,

честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная

дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от

плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в

случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной

дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается.

Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии

к исполняемым обязанностям.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой

Т.В. (2002 г.):

- неэмоциональность или неумение общаться;

- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои

ощущения), всегда связано с тревогой;

- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы

работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную

несостоятельность);

- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь,

профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель,

здоровье и т.д.)

1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:

физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

- усталость;

- чувство истощения;

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

- астенизация;

- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

- избыток или недостаток веса;

- одышка;

- бессонница.

К поведенческим и психологическим:

- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

- поздно появляется на работе и рано уходит;

- берет работу на дом;

- чувство неосознанного беспокойства;

- чувство скуки;

- снижение уровня энтузиазма;

- чувство обиды;

- чувство разочарования;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство невостребованности;

- легко возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- человек обращает внимание на детали;

- подозрительность;

- чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

- ригидность;

- неспособность принимать решения;

- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от

коллег;

- повышенное чувство ответственности за пациентов;

- растущее избегание;

- общая негативная установка на жизненные перспективы;

- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди

сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками,

негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми,

которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро

превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность

того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем

стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание:

беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что

большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на

руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации,

которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство

людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-

стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения

работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

К числу таких профессий относится и профессия педагога (например,

недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30

активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают

не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от

выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они

следующие:

- высокая текучесть кадров;

- снижение вовлеченности сотрудников в работу;

- поиск “козла отпущения”;

- антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

- режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и

проявлении беспомощности и безнадежности;

- развитие критического отношения к сотрудникам;

- недостаток сотрудничества среди персонала;

- прогрессирующее падение инициативы;

- рост чувства неудовлетворенности от работы;

- проявления негативизма относительно роли или функции отделения

(Чернисс, 2003г.).

1.2. Эмоциональное выгорание как стресс

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала,

не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне

стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно Гансу Селье

(1936г.), основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е.

всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие

факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как

процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). (“Стресс без

дистресса” 1936г.)

Р.М. Грановская отмечает, что развивается стресс обычно таким образом:

стрессор – накопления – реакция. В промежутке между стрессором и ответом

организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним

опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические,

и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя

целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие

неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или

адаптацию. (Грановская, 1997г.)

Основные черты психического стресса:

1) стресс – состояние организма, его возникновение предполагает

взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно

требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция

недостаточна.

По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять к дистрессу

в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации –

стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не

определен.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно,

в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы

стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая

психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная

ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается

более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение

эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное

сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы,

нарастающего эмоционального выгорания.

Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются

умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и

симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например,

путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят

более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может

чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел

В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и

снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень

выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и

полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.

Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и

депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата,

а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал

может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как

таковой.

Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз Бойко В.В. в своей

статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”, рассмотрим их.

Фаза “напряжения”. Нервное (тревожное) напряжение служит

предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального

выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается

изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов

профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если

человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается

отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих

явлений “выгорания”.

2. Симптом “неудовлетворенности собой”.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие

обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной

профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует

механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не

столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый

энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов

деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь

переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой

схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы,

способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная

интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная

совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания”

они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую

защиту.

3. Симптом ”загнанности в клетку”.

Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим

продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства

очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство

безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем

неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению

психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление,

действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и

желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных

объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо

средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то

человек переживает ощущение “загнанности в клетку”. Это состояние

интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем

состояние “загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной

деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: “неужели это не

имеет пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность

ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина,

организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная

рутинность.

4. Симптом “тревоги и депрессии”.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ