Рефераты

Клиническая психология

Клиническая психология

Определение клинической психологии. Основные области клинической

психологии, их краткая характеристика.

1. практические задачи патопсихологии.

2. Основной патопсихологический синдром при шизофрении.

3. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких

нарушений при различных синдромах.

4. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких

нарушений при различных синдромах.

5. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,

вторичные, третичные нарушения.

6. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных

шизофренией и эпилепсией.

7. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов

шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз). Краткая

характеристика.

8. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез.

Защитные механизмы.

9. Понятие невроза. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении

невротических расстройств.

10. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических

расстройств.

11. Основные психосоматические концепции (нервизма и психосоматической

специфичности): краткая характеристика.

12. Роль психоанализа в становлении психосоматического подхода: идей

З.Фрейда, школы В.Райха и Александера.

13. Современные психосоматические концепции: профиля личности, типов

поведения.

14. Алекситимия.

15. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие

ятрогений.

16. Личность в условиях болезни. Варианты личностного развития в условиях

хронического соматического заболевания.

17. Нейропсихология как отрасль клинической психологии. Предмет и задачи.

18. Теория системной динамической локализации высших психических функция

(ВПФ). Понятие функциональной системы, нейропсихологического синдрома,

симптома, фактора.

19. Концепция А.Р.Лурия о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности

блоков.

20. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в

отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм,

антилокализационизм.)

21. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика

левшества.

22. Проблема межполушарной ассимитрии и ее изучения в клинике. Синдром

расщепленного мозга.

23. Понятие агнозии. Виды зрительных агнозий.

24. Классификация агнозий по А.Р.Лурия.

25. Нарушение произвольных движений. Проблема апраксии.

26. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Виды афазий.

27. Лобный синдром: локализация, краткая характеристика.

28. Варианты нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема

амнезий.

29. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

30. Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.

31. Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.

32. Синдромы моторных афазий.

33. Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных поражениях

мозга.

34. Нарушение личности при психических заболеваниях.

35. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности,

психотерапевтические подходы.

36. Структура личности и особенности самосознания пациента с пограничными

личностными расстройствами.

37. Возможности невербальных методов в психодиагностике и психотерапии.

38. Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути

коррекции.

39. Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).

40. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.

41. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.

42. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.

43. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.

44. Возможности саморегуляции в поддержании собственного здоровья.

45. Психодиагностика в работе клинического психолого.

46. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.

47. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии.

48. Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.

49. Основные подходы к психокоррекции в психоанализе.

50. Основные подходы к модификации поведения в отечественной

психологической школе.

51. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

52. Т0группы (как разновидность групповой психотерапии).

53. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

54. Гештальт-группы.

55. Психодрама.

56. Группы тренинга умений.

57. Личностно-центрированное консультирование.

58. Логотерапия.

59. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник

психической травматизации личности.

60. Генограмма семьи. Методы психотерапевтической коррекции семейных

взаимоотношений.

1. Определение клинической психологии. Основные области клинической

психологии, их краткая характеристика.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными

задачами которой является решение вопросов (как практических так и

теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и

патологических состояний, а также психокоррекционные формы воздействия на

процесс выздоровления, реабилитации, решение различных экспериментальных

вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и

течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются

механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний.

Т.е., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,

коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его

жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи:

участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установление

степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей

общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич.

нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы

ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.

Клиническая психология - мультидисциплинарная наука

Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой,

юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.

Клиническая психология имеет существенное значение для решения

фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:

- психика и сома (соотношение души и тела)

- психология телесности

- мозг и психика

- структура психических функций

- психодиагностика

- психология воздействия

- психология бессознательного

- психология индивидуальных различий

Прикладной аспект определения клинической психологии.

Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога,

направленная на охрану здоровья и повышение адаптационных возможностей

человека. Это область применения психологических знаний и методов в целях

укрепления здоровья, профилактики заболеваний, преодоления болезней и

успешной социально- трудовой адаптации человека.

Основные области клинической психологии.

Направления клинической психологии:

- патопсихология –

Патопсихология. Определение. Основные проблемы.

Область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и

психиатрии. Термин «патопсихология» - Бехтерев, 1903.

Патопсихология - наука о законах нарушений (изменений) психических

процессов и свойств психической деятельности. В отличие от: Психиатрия -

изучение и помощь лицам с психическими болезнями. Психопатология - часть

медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при

отдельных психических болезнях. Патопсихология - психопатология: объект:

один, человек с психическими заболеваниями метод: психологический -

эксперимент, психиатрический – наблюдение предмет: психопатология -

характеристики проявлений, продуктов, результатов психического нарушения;

психология - закономерности нарушения психики, приводящие к этим

результатам.

- нейропсихология

Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов

состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом,

центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации

(локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной

психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов,

регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем

закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными

характеристиками: 1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему

психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по

способу осуществления.

Основные направления, соответственно задачи:

- клиническая нейропсихология

Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих

при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей

клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое

неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы».

Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике

- экспериментальная

Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм

нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже

Лурия)

- реабилитационное направление

Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ.

Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с

мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных

функциональных систем с опорой на сохранные функции).

- нейропсихологическая психодиагностика

Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью

профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля

латеральности.

- психосоматика

Изучает психологические процессы, к-е определяют некоторые соматические

зболев-я.(н\р нейродермит). Итеология заболевания.

Второе направление – изучение психосоматических проявлений при психогенных

заболеваниях (н\р рак)

-Детская клиническая психология

У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием.

- - психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)

психотерапия – д-сь, направленная на ведущую проблему с дальнейшей

редукцией симптома.

Психокоррекция – помощь в адаптации отдельных симптомов. Используя

пластичность мозга, можно преодолеть через обходные пути некоторые

симптомы.

(разделение условное)

- психология здоровья

2. Практические задачи патопсихологии.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений

психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении

с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы,

оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может

рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются

закономерности распада психики, изменения личности психических больных),

так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для

уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной

экспертизы).Задачи ППС те же, что и у клиники, но предмет - другой. ППС

изучает причины возникновения б-ни, формирование и развитие симптомов,

опис. клин. симптом; решает вопрос о прогнозе, течении б-ни, лечение и

профил.. псих. б-ней => описывает картину. ППС изучает псих. механизмы и

закономерности формирования симптомов. ППС опирается на общепсихолог.

знание, которое она исп. для анализа искажений при отражении

действительности. Основные методы - наблюдение и беседа. Следует разделять

понятия ППС и психопатологии: вторая, будучи клинической дисциплиной,

оперирует мед. категориями и общими психопат. критериями (исход, прогноз б-

ни), основываясь при этом на клин. анализе; в то время как ППС -

закономерности нарушений псих. деятельности, исп. психолог. методами.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник)

Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного для помощи

врачу в постановке диагноза заболевания. Чаще всего - отграничение

шизофрении от органических повреждений мозга или психопатии и т.д.

Проведение экспериментально-психологического обследования с целью

психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого

исследования - больной заинтересован в исходе дела - в постановке диагноза

или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует

больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к

диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.

Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии,

оценка эффективности

Рекомендации по реабилитационному роду деятельности, типу социального

окружения на основании обследования динамики изменения психической

деятельности выздоравливающего

Участие психолога в системе психотерапевтических мероприятий - отдельная и

сложная задача психолога в психиатрической клинике (до конца не определена)

3. Принципы построения патопсихологического исследования.

Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит

клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная

и т.д.)

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:

. Эксперимент

. Беседу с больным

. Наблюдение

. Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой

профессионально написанную врачом историю болезни)

. Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.

Принципы построения ППС эксперимента.

ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть.

На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов

нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления.

Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой

и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал

сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не

столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.

Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у

больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой

особый интересный и показательный материал для оценки того или иного

нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является

патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или

формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в

комплексе с данными целостного психологического исследования.

Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е

актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в

жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен

актуализировать не только умственные операции, но и его личностное

отношение.

ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого.

=> его построение не может быть жестким.

Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру

измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно

важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение

экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски

решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию

э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей

воспользоваться.

Беседа психолога с больным.

Состоит из 2-х частей:

1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда

экспериментатор не проводит никаких экспериментов.

2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным,

оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).

Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче

проводится эксперимент.

Наблюдение.

Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением,

мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно

является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в

структуру самого экспер.

Интерпретация полученных данных.

В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация

проводится на основании системного анализа.

При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная

экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный

характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни

больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально

единообразной, она зависит от клинической задачи.(научной или

практической).

4. Основной патопсихологический синдром при шизофрении.

Патопсихологический синдром – совокупность симптомов, хар-ных для данного

псих. заболевания.

Сочетание тех симптомов, которые выявлены в ходе эксперимента и

представляют собой нарушение психических функций и личности в следствии

заболевания.

При шизофрении :

1. Память. Нарушение непосредственного запоминания не обнаруживается.

Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный

стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не

стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего

больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.

2. Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не

запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных

системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-

следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и

т.д)

3. Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется

реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно следственных связей,

подчинено реальности. Аутист.- управляется импульсами и магическим

мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир

управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять

( я могу управлять. Это защита от страха перед миром.

4. Мышление.

. 1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.

Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения

– основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью

выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не

связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют

стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны

при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи

повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные

шахматные партии).

. 2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.

. 3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка

то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется

устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и

смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных

Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с

актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла

актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие

контроля за решением задачи.

Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении

протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого

хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании

св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти

переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы

воспоминаний, желаний.

Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные

многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их

следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не

имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание

собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.

+ см. В5.

5. Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны.

Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное

отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я –

изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость

нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира,

они себя изолируют от факторов раздражения.

Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный

возраст.

5. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких

нарушений при различных синдромах.

Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-

е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы

болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно

говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты

изменений мышления, встречающиеся у больных.

Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:

1. Нарушение операциональной стороны м-я

2. Нар-я динамики м-я

3. Нар-я личностного компонента м-я.

I. Нарушение операциональной стороны м-я

1).Снижение уровня обобщения.

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и

явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется)

установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженном

снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на

классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета –

конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция

четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся

эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших

тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании

переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово

выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить

условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте

на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных

эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание

переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций.

Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и

их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и

закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от

конкретных деталей.

Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка.

Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не

нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им

группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина,

у которого может и не быть кошки.

Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из

ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары

нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить

надо. Можно и с одной ногой, с костылем».

2). Искажение процесса обобщения.

У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно

утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону

явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В

задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими

признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения –

чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют

вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении

пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую

связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка

становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального

содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает

основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим

объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет

выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные

ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,

нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют

связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения

определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести

любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,

предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности

всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»

(резонерство).

II. нарушение динамики м-я.

М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к

другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь

переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда

больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности

приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность

суждений.

1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа

выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции

сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был

устойчивым.

- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют

адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному

признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически

сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-

ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными

сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма

ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы

растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он

вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз

ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.

он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого

выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает

«люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие

нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь

искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в

некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение

мышления.

Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются

над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно

приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не

оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание

получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие

промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает

чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это

видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра

называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в

гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку

«кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые

революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее

песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от

слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его

обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от

животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.

2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность

связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей

работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на

другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными

последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.

Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их

интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают

ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения

задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно

выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого

опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их

суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,

ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное

эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней

детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.

При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу

диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них

как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не

выполняется даже на конкретном уровне.

III. нар-е личностного компонента м-я.

Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и

саморегуляции.

М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,

поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых

результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря

целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и

незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором

действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы

наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -

нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи

актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является

для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть

формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира

включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У

больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду

с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла

актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие

контроля за решением задачи.

Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в

разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют

предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на

основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические

суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к

глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и

умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало

измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.

Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –

животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,

автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-

го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные

в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы

то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и

т.д.

Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного

отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к

непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров

выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько

нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,

неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то

концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в

том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение

круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.

Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности

к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность

проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный

пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности

резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто

используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи

– больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не

устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции

общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет

логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.

Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической

речью ребенка.

Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения

выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных

действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических

операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-

ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные

оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие

нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением

дезорганизации м-я.

Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска

или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:

- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)

- защитная (непродуктивная).

У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса

саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей

функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.

Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –

способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ