Рефераты

Клиническая психология

Искусственно создаваемая в группе критическая ситуация позволяет ч-ку

принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.

Основные процедуры: задача ГТ – стимулировать протекание организмических

процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством

отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием

должен направлять участников к достижению состояния полного

функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными

идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с

ними проблем.

Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют

внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу

предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и

теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать.

Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы

добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

Группа может служить средством ? поддержки участников. В группе необходимы

как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда

атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие

целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может

создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта.

Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках

принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа

может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена

группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать

участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников –

сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать

на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней

взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ

создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены

группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда

групповые проблемы выходят для них на первый план.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями,

разделить на 6 категорий: они применяются для: 1) развития способности

осознания. 2) интеграции полярностей. 3) облегчения доступа к чувствам. 4)

работы с фантазиями 5) развития чувства ответственности 6) преодоления

сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки

выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс

м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и

внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль

предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях,

при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить

внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться

справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными

переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В

ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на

осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию

из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь

сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией. ) Осознание лежит в

основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в

результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль

может обратить внимание участников на значимые формы из невербального

поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией

на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.

Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от

нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с

окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко

разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны

своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ

то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный

конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время

пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает

возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника

выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними

диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью,

ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности:

близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \

самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и

«защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и

ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он

ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить

позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают

равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими

внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от

имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором

стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и

говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может

потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное

признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две

крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко

дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются.

В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и

проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно

исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные

конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы

можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или

одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои

чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы

формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное

выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций,

м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении

чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта ( возможно

интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание

ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм

поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью

преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика

помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные

несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего

эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О

скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом

нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности,

которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того

символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и

фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и

возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на

вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон

(фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь

погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в

условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой

отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя

горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди

проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он

выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в

полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с

позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно

рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может

содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по

памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву.

Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно

воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль

фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы

обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы

воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за

этим).

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния

связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное

внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в

третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на ?

темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям

употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле

имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо,

мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя

ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза

«но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя.

+ не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения

на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не

пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того,

как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин

перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства

вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для

проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать

на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает

выискивать свои внутренние ресурсы и, ( принимать ответственность.

Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые

клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление

проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует

рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом.

Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль

ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа

причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. (

сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать,

чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска

возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может

предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не

буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу

избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении

– р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.

Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного

восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что

он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере

дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку

пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на

то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать

наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание

стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить

заблокированные чувства.

Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя

ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также

понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки

множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает

предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими

руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками,

ищет новые подходы.

56. Психодрама.

Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует

множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные.

Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием

темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения,

универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы.

Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность.

Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная

психологическая основа, сильно привязана к содержанию проблемы.

Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли,

диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями,

реплики в сторону, пустой стул, зеркало.

Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в

которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для

себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность.

Субъективность – описание базируется на особенностях характера

протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность –

протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют

два вида метода:

0. Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад

личностей;

1. Психодрама – серия завершенных ситуаций.

Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого

отвечают на вопросы.

Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть

часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она

не применяется. Но существуют три исключения:

Когда используется одна техника как монодрама

Когда используется техника обмена ролями

Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.

Диалог – это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными

людьми. Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует

в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и

вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных

ситуаций. Монолог – изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он

вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой – комментирование

своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две

формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному

развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во

время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Дублирование – (al te

ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический

двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку

от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения

психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с

целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста;

направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить

психологические ключи. Роль дублера:

5. Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;

6. Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального

сходства с протагонистом;

7. Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;

8. Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;

9. Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;

10. Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому

соприкосновению с ними.

Дублирование – один из лучших способов обучения способности сопереживать.

Техника множественного дублирования – роль дублера поделена между

несколькими второстепенными лицами, каждое из которых изображает один

аспект поведения протагониста, одну сторону его личности. Использует ее,

если протагонист перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и

не в состоянии воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если

это возможно, лучше протагонисту самому выбрать себе дублера. Реплики в

сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека.

Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно,

умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением

роли” и “диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и

второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для

протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Обмен

ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями

физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние

другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то

человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого

дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации

и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о

протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли,

открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между

протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно

приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между

близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания.

Техника пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то

или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями.

Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями.

Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться,

как будто воображаемый кто-то был здесь. применяется, когда протагонист не

готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Зеркало –

разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить

протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом,

исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист

наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо

преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется

в закрытых сеансах. Возврат во времени – воссоздание значительных событий

из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны

пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже

происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или

неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса

может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие

трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно

определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в

прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.

57. Группы тренинга умений.

Группы тренинга умений, основаны в большей степени на бихевиоризме и

поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно

важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые

служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в

этих группах более структурирована, чем в других. Структурированность и

систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее

с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение

бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось

лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в

бихевиористской теории научения параметры, например вероятность

подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус

членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты

бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и

поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести

происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них.

Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие

других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории

научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на

действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы

поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять

более директивные методы структуризации работы в группах и подавления

спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми

преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По

большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят

методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики

при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями,

можно объединить в одну группу для лечения методом систематической

десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение

индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один»

в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

Основные понятия

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто

отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными

формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или

исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы

могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать

на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые

существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения

в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место

наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: В группах тренинга

умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с

обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта

направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом

форма работы в них явно учебная Занятия в таких группах больше похожи не на

психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как

к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся

исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое

умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп

дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и

жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят

перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные

задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть

критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые

умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек

оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и

стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать

научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп

показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем

отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации

сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они

всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее

коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению

общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы

поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих

участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в

группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются

побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в

группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков

межличностных отношений и управления эмоциями. Эти цели четко определены в

контрактах, подписываемых руководителем группы, с одной стороны, и каждым

ее участником — с другой. В отличие от руководителей групп встреч или групп

развития сензитивности, руководитель группы тренинга умений обязан вносить

коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной

цели в область общей личностной перестройки.

Поставленная цель может быть узкой или широкой, так что в одних группах

тренинга умений занимаются уменьшением тревожности или преодолением

неуверенности в себе, тогда как в других группах внимание участников

концентрируется на конкретных видах тревожности (например, страха перед

авиаперелетами) или на поиске решений разнообразных конкретных задач, таких

как уменьшение массы тела, избавление от привычки курить. В группах,

состоящих из пациентов с психическими расстройствами, вырабатываемые навыки

могут быть самыми элементарными — например, члены таких групп учатся не

пачкаться во время еды. В группах, состоящих из здоровых взрослых людей,

ставят более сложные цели.

Второй подход к тренингу умений, который фокусируется на конкретных

адаптивных формах поведения, именуется «структурированной обучающей

терапией». Этот подход был разработан специально для людей, которым не

хватает умений жить в обществе, планировать свою жизнь, справляться со

стрессом. Третьим понятием, имеющим прямое отношение к группам тренинга

умений, а также и ко всем группам поведенческой ориентации, является

понятие об измерении и оценке. Задачи – обычно индивидуальны, но некоторые

терапевты направляют свои усилия на достижение участниками и общегрупповых

целей, к-е могут способствовать решению индивидуальных задач. Общегрупповые

цели могут иметь отношение к выражению членами группы их личных

привязанностей и склонностей, к распределению работы в группе, к лидерству

и руководству или к интенсивности тех или иных видов д-сти. Групповые цели

вводятся для того, чтобы усиливать мотивацию участников и улучшать характер

их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к

индивидуальным задачам. Группы ТУ жестко структурированы, а критерии

достижения участниками цели достаточно субъективны, продолжительность

каждого этапа на пути к достижению цели должна быть строго оговорена.

Измерение и оценка: Считается важным не только знать, что что-то

изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными

параметрами. В поведенческих группах часто применяют разнообразные тесты,

для проведения которых требуются карандаш, бумага и измерительные приборы,

а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение

всего курса занятий, что позволяет фиксировать успехи членов группы.

Измерение реакции предусматривает учет обстоятельств, в которых реакция

имела место. Если кто-то признается в том, что боится публичных

выступлений, важно оценить, насколько силен его страх, а также то, как и

при каких именно обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих

переменных существуют специальные опросники, с помощью которых можно

ранжировать проявления страха в конкретных условиях; существует

измерительное оборудование, позволяющее регистрировать физиологические

проявления страха и тревоги, например изменение интенсивности

потоотделения, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания; существуют

специальные методики вроде пробных выступлений перед аудиторией, во время

которых проводят соответствующие измерения.

В группе тренинга умений руководитель тратит на структурирование занятий и

оценку их результатов не меньше сил и времени, чем на проведение занятия.

Исходные измерения определяют точку отсчета для последующей оценки

изменений частоты, длительности и интенсивности проявлений проблемного

поведения, которые наблюдаются по ходу терапевтического процесса.

Основные процедуры Из числа различных групп тренинга умений лучше всего

отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью

методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе

(уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют существующие в

настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в

зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого

занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие

посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3)

группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами,

направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование

родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный

анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых

проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников.

Обычные для тренинга умений процедуры можно рассмотреть на примере групп

тренинга уверенности в себе, которые возникли на основе условно-

рефлекторной терапии Солтера. Оценка психологических проблем, имеющихся у

членов группы, производится с помощью специальных опросников, например

шкалы Рейтаса, на основе соотнесения их с перечнем основных прав человека

Келли и с шестью способами выражения уверенности. Главным способом работы в

группах тренинга уверенности в себе является репетиция поведения в ролевых

играх, воспроизводящих трудные жизненные ситуации. Этот способ включает

моделирование, инструктаж и подкрепление. Для снижения тревоги часто

применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация.

Когнитивное реструктурирование предусматривает исследование иррациональных

убеждений, лежащих в основе поведения. Также для групп тренинга умений

характерны домашние задания, предусматривающие ведение участниками

дневников и следование определенным правилам поведения вне группы.

Оценка уверенности в себе: работа в группах тренинга уверенности в себе

(ТУС) начинается с оценки степени ее проявления в поведении участников.

(существует не менее 17 опросников на эту тему). Уверенность в себе

означает способность определять и выражать свои потребности, желания,

предпочтения и ожидания. Проявляется в умении использовать просьбы и

отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними. Социальная

просьба – н\р предложение встретиться со знакомым или обращение к

незнакомцу, чтобы узнать время. Отказ (или защита) – это н\р выражение

нежелания провести выходные с родственником или купить что-либо у продавца.

Компонентами уверенного поведения м.б. взгляд, поза, жестикуляция,

выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.

Независимо от того, применяется или нет в группе опросник, руководитель

заведет разговор, к-й должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем

каждого, которые касаются уверенности в себе. Членам группы следует

показать, что уверенность в себе (УС) не следует путать с

бесчувственностью. Важным условием развития УС является способность к

выражению положительного, заботливого отношения к другим.

Другой подход: Ланге и Якубовский, выделили 6 способов выражения

уверенности. Базовый способ – прямое сообщение о собственных чувствах,

мыслях, мнениях или правах. Эмпатический способ – предполагает осознание

позиции и чувств другого и сообщение о собственной позиции. При способе

выражения уверенности по нарастающей сначала делают заявления, требующие

минимальных внутренних усилий, но они становятся все более категоричными

каждый раз. Конфронтация в качестве способа выразить уверенность в

правильности своей позиции применяется в отношениях с теми людьми, чьи дела

расходятся со словами. Монологический способ выражения уверенности

предусматривает описание действий другого.

Репетиция уверенного поведения: основная методика. Используются ролевые

игры, моделирующие ситуации. В структурированной группе руководитель

начинает с банальных ситуаций, к-е могут создавать трудности для

большинства неуверенных в себе людей (необходимость обратиться с просьбой,

ответить отказом). Сначала воспроизводятся ситуации, к-е не создают для

участников особых проблем. Со временем большинство групп тренинга УС

становятся менее структурированными, а материалом для ролевых игр служат

конкретные реальные проблемы участников. Главная задача игр: разыгрываемые

ситуации имеют отношение только к проблемам, связанным с недостатком УС и с

созданием адаптивного поведенческого репертуара. Отработка поведения

основана на определенных бихевиористских принципах: руководитель может

моделировать правильное поведение в разыгрываемых ситуациях. Моделирование

– особый прием поведенческой терапии, эффективен в случаях, когда членам

группы требуется освоить новые или усилить недостаточно выраженные формы

поведения. Члены группы осваивают новый способ, наблюдая за тем, как его

моделируют другие участники или руководитель, + за своими реакциями на

моделируемое поведение. Обычно за одно занятие - только небольшой

фрагмент сложного поведенческого комплекса. Необходима обратная связь от

группы. Инструктаж- это вмешательство, при котором руководитель

подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в

особенно трудном положении, поддерживая из в течение всего процесса

взаимодействия. Подкрепление: позитивная реакция со стороны руководителя

или членов группы. Важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое

достижение. Процесс, в котором подкрепление дается небольшими порциями по

мере того, как отрабатываемая реакция постепенно приближается к

оптимальной, называется формирование поведения. Моделирование, инструктаж и

подкрепление – ключевые компоненты методики репетиции поведения.

Для снижения тревоги часто применяется релаксационный тренинг и

систематическая десенсибилизация. Релаксационный тренинг: релаксация

помогает тормозить тревогу. Существует несколько методик, большинство

основаны на процедуре прогрессивной мышечной релаксации (Якобсон), к-я

предусматривает последовательное напряжение и расслабление различных

мышечных групп. Часто используется в сочетании с мысленными представлениями

н\р при систематической десенсибилизации. Этот прием сопряжен с двумя

дополнительными процедурами. Вначале ситуации, к-е вызывают тревогу или

страх, выстраиваются в иерархическую систему. Второй этап – через

воображение предусматривает объединение релаксационных упражнений с

мысленным представлением ситуации, вызывающей тревогу и страх. Клиента

просят закрыть глаза и вообразить ситуацию, к-я в его иерархии страхов

занимает одну из низших позиций. Как только он сообщает о нарастающем

чувстве тревоги, терапевт предлагает немедленно остановить игру воображения

и расслабиться. Эта последовательность действий повторяется снова и снова,

пока клиент не окажется в состоянии вызывать в воображении всю иерархию

ситуаций, не испытывая при этом беспокойства. Суть приема в замещении

тревожной реакции на вызывающую тревогу и страх ситуацию реакцией

релаксации. В основе методики – предложенный Вольпе принцип реципрокного

торможения. Применяется для решения ряда ? проблем (страх публичных

выступлений, боязнь экзаменов, социальная тревога, нарушения в половой

сфере. Один из экспресс-методов оценки уровня тревоги – шкала субъективных

оценок дискомфорта. На ней 0 – полная релаксация и комфорт, 100 – состояние

паники. Членов группы учат оценивать свою тревогу в баллах, пользуясь

показателями, как частота дыхания. Интенсивность потоотделения, частота

сердечных сокращений, степень мышечного напряжения.

Когнитивное реструктурирование предусматривает исследование иррациональных

убеждений, лежащих в основе поведения.

Для руководителей психокоррекционных групп поведенческие методики являются

предпочтительным ср-вом работы в случаях, когда надо обучить важным

жизненным навыкам, включая родительские умения, способность контролировать

свой вес, умение сдерживать гнев, навыки жизни в семье. В настоящее время

осознается необходимость программ, позволяющих проводить профилактику

возникновения серьезных проблем, т.е. обучающих, как разрешать проблемы на

самой ранней стадии или избегать из совсем.

Группы тренинга умений сейчас находятся на подъеме и используются для

развития таких жизненно важных умений, как родительские навыки, способность

контролировать свой вес, навыки семейной жизни, способность сдерживать

гнев. Одним из достоинств поведенческих групп является то, что работа в них

строится с учетом результатов эмпирических исследований. Существует много

доказательств тому, что, например, занятия в группах тренинга уверенности в

себе способствуют раскрепощению участников и повышению их самооценки. Как и

во всех психокоррекционных группах, повышение самооценки неразрывно связано

с расширением диапазона поведенческих возможностей участников.

58. Личностно-центрированное консультирование.

Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия.

В своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек

имеет уникальное поле опыта или “феноменальное поле”, которое содержит

“все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма, и

потенциально может быть осознано”. Поле опыта ограничено биологически и

психологически. Подход в значительно большей степени опирается на

стремление человека к развитию, здоровью и адаптации. Терапия – это

обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей

степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается

непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается

термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек.

Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента

способностей Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и

проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии,

инициирует изменение поведения, которые хочет.

Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать

определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как

научиться использовать эти ключи. Способности клиента придут в действие,

если терапевт установит с ним достаточно теплые, принимающий и понимающие

отношения. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль Терапевт

служит моделью подлинной личности. Он предлагает клиенту отношения, в

которых можно проверить и испытать собственную реальность. Клиент может

научиться ожидать реальной (а не задержанной или искаженной) обратной связи

в своих внутренних поисках – клиент может пережить непосредственный опыт

самого себя, отказавшись от его искажения. Терапевт полезен клиенту тем,

что принимает его и способен поддерживать “необусловленное позитивное

внимание” - это “забота, которая не является собственнической и не требует

ответной благодарности”. Терапевт поддерживает уверенность, что внутренняя,

может быть неразвитая личность клиента способна понять себя.

Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое

понимание”, нужно чувствовать мир клиента как бы как собственный, но ни на

мгновение не теряя этого “как будто”. Терапевту необходимо уметь передать

свое понимание клиенту, чтобы тот мог почувствовать его подлинность и

заботу, его заинтересованность и понимание. Необходимо, чтобы клиент

воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.

59. Логотерапия.

Доктор Франкль и его школа думают и доказывают, что, по крайней мере,

треть всех умственных расстройств и душевных болезней человечества нельзя

объяснить (тем более - вылечить) без понимания духовного существа и

состояния больного. Даже самые простые симптомы могут иметь в человеке

духовную подкладку. Вот, например, больной дрожит. Эта дрожь может быть

объяснена рядом причин, от чисто физических, до самых глубоких, духовных.

Человек может дрожать, потому что его мускулы физически утомлены подъемом

на гору. В этом случае, лечением будет для него простой отдых. Но, может

быть, человек дрожит от страха? Тогда он нуждается в успокаивании. А

бывает, что дрожь происходит от голоса совести, который человек слышит в

себе, голоса указывающего человеку на его вину. В этом случае, только

духовное средство может его вылечить. Духовно нравственная сторона человека

должна приниматься во внимание; иначе, не все пациенты будут излечиваться.

"Психиатрия не смеет игнорировать этико-религиозную сторону человека",

утверждает доктор Франкль.

Психическую свою теорию он назвал "Логотерапией". "Логотерапия" обращается

не к больной стороне пациента, а к здоровой. Как бы ни был пациент болен,

здоровая сторона его личности, его свободная воля, могут и должны быть

мобилизованы для борьбы с его больной стороной.

Болезни, войны, умственное расстройство, возраст, материальные трудности,

преследования, гонения, - всё человек способен вынести, если он осознал в

себе высшие ценности, увидел свой духовный мир...

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах

австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к

смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека.

Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе

оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к

экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и

бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить

пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные

неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть

изменено.

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его

жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения

был разработан метод сократического диалога, в котором происходит

обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых

может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и

осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной

из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках

смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был

разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий

и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения

сексуальных неврозов.

Франкль утверждает, что человек психически страдает и заболевает не только

вследствие причин определяемых полом или честолюбием (как думали Фрейд и

Адлер), но также вследствие подавления в себе потребностей своей высшей

стороны, своего духа в Боге. Люди, неверующие и маловерующие, говорит

профессор Франкль, должны перестать думать, что познание Бога и религиозное

чувство не являются для них необходимостью. Оно необходимо для полного

раскрытия человеческого самосознания. Логотерапия (от греч. logos слово и

therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия,

разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие

личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у

человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная

фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача

помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто

заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического

диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде

всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни.

Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на

которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид

может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В

рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции ,

ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний , и метод

дерефлексии , предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Франкл: Логотерапия. Стремление к поиску смыслу – присуща всем. Смысл –

жизненная цель (от Адлера). Его всегда можно найти. Экзистенциальный

вакуум. Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека

и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Смысл – то, что находим в

ситуации. Совесть – творческий потенциал (помогает найти смысл). Сферы: что

дает человек миру, что берет, позиция по отношению к ситуации. Триады

человека: свобода воли (к смыслу) – ценности творчества, переживания –

отношение к боли, вине, смерти. Координаты: осуществление – отчаяние;

неудача – успех. Путь жизни и путь смерти (человек может выбирать до

определенного момента).Кроме того, чтобы найти смысл, его надо осуществить

– за это несем ответственность. Сверхсмысл – смысл того целого в свете чего

приобретает смысл человеческая жизнь; сверхсмысл непознаваем.

Наследственность – материал (возможность духа строить из этого то, что

необходимо); организм – инструмент. Личность и характер (он тоже не

определяет поведение). Он зависит от личности. Человек свободен, так как он

определяется ценностями, смыслами.

Существование предшествует сущности.

Смысл – в каждой конкретной ситуации. Духовность (только у человека),

свобода и ответственность. – 3 экзистенции. 3 экзистенции человеческого сущ-

я: свобода, духовность, ответственность.

Совесть – иррациональна, бессознательна. То, что должно быть (возможность)

– интуиция.

Любовь открывает человека.

Суть болезни – страдание. Нужно сохранять установку здорового человека.

Теперь (после Фрейда) человечеству нужно опять жить духовно.

Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде.

Животное = влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет

свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) –

свобода.

Человек решает сам за себя.

Свобода – не есть всемогущество – ответственность (принятие решения).

Совесть – сверхличность – “Ты” (Бог – образ отцовства).

60. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник

психической травматизации личности.

61. Генограмма семьи. Методы психотерапевтической коррекции семейных

взаимоотношений.

Генеалогический метод. Т.е. метод исследования семей Обязательное условие

использования генеалогического метода – наличие родственников первой

степени родства, образующих так называемую нуклеарную (ядерную) семью. К

ним относятся пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг. Чем больше

поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг

родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые

результаты.

Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и

символы. Ч-к, ради которого собирается родословная (например, обладающий

какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике,

предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом.

Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных

отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда на

генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют

генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа

специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом

исследовании.

Семейная терапия - модификация отношений между членами семьи как системы

с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью

преодоления негативной психологической симптоматики и повышения

функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические

симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных,

дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или

иного члена семьи ("идентифицируемого пациента""). Семейная терапия

реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и

задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью

соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная семейная психотерапия представлена множеством теорий среднего

уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г.Бейтсона,

структурную семейную терапию С.Менухина, теорию объектных связей

Дж.Фрамо, гуманистическую семейную терапию К.Роджерса и В.Сатир,

системную семейную психотерапию М.Палацоли, Ж.-Ф.Чекина, Г.Прата и

Л.Босколо, позитивную семейную терапию Н.Пезешкиана, семейную онтотерапию

А.Менегетти и др.

В психологии семьи два эпицентра, на которых сосредоточено внимание

как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как

социальная система и семья как образовательная институция. Т.е

обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума

и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения

людей к другому. Семейная терапия является областью психотерапии,

охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики,

лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации.

Методы семейной психотерапии применяются прежде всего при

непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и

суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях

поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и

психосоматических заболеваниях.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от

нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её

длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя

симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией

членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная

терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи

происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

1) семейный диагноз, диагностический этап;

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее

взаимозависимости поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействия: во

всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации

"вознаграждений" и минимизации "издержек". Вознаграждения определяются как

получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил.

Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного

взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар

обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень

наказаний в конфликтующих семьях. Оснавная стратегия терапии - увеличение

во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение

негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает

коммуникативное поведение супругов и родителей.

Психоаналитическая семейная психотерапия.

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности

участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии

взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней

реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого.

Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем

представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении:

конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники

улучшения коммуникативных способностей, техника «свободных ассоциаций».

Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое

обсуждение вопросами.

Общими для всех теорий, имеющих психоаналитическую ориентацию

(психодинамический подход, теория объектных отношений, транзактный анализ)

являются следующие положения: причиной семейных конфликтов является ранний

негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в

сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами

семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение

и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических

подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины

семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу

со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только

интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно

вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход на основе психоанализа, общей теории систем,

работ школы Пало-Альто Основные положения этого подхода: семья -

саморегулирующаяся система; любое действие человека есть форма

коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий,

циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны

нежели ее одержание; члены семьи элементы единой системы взаимодействий,

поведение любого из них влияет на поведение всех других, но не является

причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила

семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции,

недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи

как личностям. Общая позиция психотерапевта по отношению к семье

определяется представлением о семье как постоянно развивающейся и

изменяющейся системе. Задача психотерапевта - освободить семью от

патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не

испытывая симптомов. Терапевтическая работа в рамках данного подхода

складывается из отдельных сеансов, каждый из которых состоит из следующих

пяти процедур: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье

командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании

семьи); интервью (получение терапевтом основной информации о семье,

проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода

работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом

позитивной констатации или парадоксального предписания или

ритуализированного поведения семье); пост-прием ( командное обсуждение

реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема) В

настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко

представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически

эффективных направлений семейной терапии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ